Экспериментальное изучение памяти кратко

Обновлено: 07.07.2024

Начало применения экспериментальных методов для исследования процессов памяти относится к концу XIX в. Основоположникомэкспериментального изучения памяти является немецкий психолог Г. Эббингауз, который в 1885 г. опубликовал первое экспериментальное исследование памяти (Über das Gedächtnis). Ему принадлежит разработка ряда методов (точнее, методик) количественного учета процессов заучивания и сохранения.

Основная задача изучения памяти было её измерение памяти. Иначе, выражение в количественных величинах ее объема, процессов заучивания, процессов забывания. Таким путем ученые хотели приблизиться к изучению механизмов, лежащих в основе запоминания материала, фиксации и воспроизведения следов.

Психологам тогда уже было понятно, что процесс запоминания существенно зависит от мышления человека, смысловой организации материала. Основной задачей стала разработка приемов, позволяющих изучить память в возможно “чистом” виде, устранив влияние всяких дополнительных факторов (смысловая организация материала, включение ассоциаций и т.п.).

Предлагая для запоминания этот материал, классики психологии ставили перед собой следующие конкретные задачи:

1. выяснить объем доступного для запоминания материала;

2. описать те законы, которые влияют на то, что отдельные элементы, включенные в ряд, воспроизводятся с различной частотой, и объяснить, почему одни элементы запоминаются легче и прочнее, а другие — труднее;

3. установить, запоминается ли различный материал (зрительный, слуховой, двигательный) с одинаковой или разной степенью легкости;

4. выяснить основные законы постепенного заучивания материала и, в частности, установить, как влияет на процесс заучивания объем запоминаемого материала, частота повторения и т.д.;

5. установить основные законы, по которым происходит забывание материала, и описать характерные черты постепенного угасания запечатленных следов.

Г. Эббингауз предложил специальные приемы, сделав предметом своего исследования запоминание изолированных (не связанных между собой) слов, цифр или бессмысленных слогов.

Исследование процессов запоминания в наиболее простых (“чистых”) формах требует того, чтобы оно протекало по возможности без всяких вспомогательных средств, без организации материала в сложные смысловые системы. Поэтому первые опыты, посвященные изучению памяти, были направлены на измерение возможно более простой, механической памяти.

Г. Эббингауз подобрал материал по трудности однородный для всех испытуемых и минимально связан с их прежним опытом, почти не вызывал никаких ассоциаций. В качестве такого материала исследователь выбрал бессмысленные слоги из трех букв.

Техника составления слогов была следующей: из двух ящичков, в один из которых помещались все гласные, в другой — все согласные буквы, вынимались наудачу одна гласная и две согласные буквы. Согласные буквы приставлялись по одной с той и другой стороны гласной. Полученные таким образом слоги считались подходящими, если они не имели никакого смысла, например: пяг, моб, таф и т.п. В своих экспериментах Эббингауз пользовался рядами таких слогов разной длины, т.е. содержащих различное количество бессмысленных слогов.

Бессмысленные слоги могли служить, по мнению Г. Эббингауза, единицами измерения процессов механической памяти. Два ряда, состоящие из одинакового количества бессмысленных слогов, можно было считать тождественными с точки зрения трудности запоминания; постепенное же увеличение числа слогов в предъявляемых рядах позволило усложнить процесс усвоения экспериментального материала и тем самым изучить основные закономерности механической памяти (заучивания, сохранения и забывания, воспроизведения и узнавания).

Этого не прослеживалось на осмысленном материале, например, на строчках стихотворений или фразах с одинаковым или постепенно увеличивающимся количеством слов. Подобный материал мог бы вызвать различные ассоциации, быть более или менее знакомым для испытуемого и оказался бы в силу этого различным с точки зрения трудности заучивания.

В начале XX в. К. Рупп в Германии, а затем и В. Экзеплярский в России составили специальные книжки, содержащие все слоги, которые могут употребляться для экспериментального исследования памяти. Такие специальные требования к подбору экспериментального материала на первом этапе изучения закономерностей памяти были
вполне оправданы.

Г. Мюнстерберг в качестве однородного, бессмысленного материала для экспериментального исследования механической памяти предложил цифры. Располагая их в случайном порядке в ряды различной длины, он выбрасывал такие сочетания цифр, которые были связаны с широко известными хронологическими датами, например: 1812,
1848, 1917 гг. и т.д.

Начало применения экспериментальных методов для исследования процессов памяти относится к концу XIX в. Основоположникомэкспериментального изучения памяти является немецкий психолог Г. Эббингауз, который в 1885 г. опубликовал первое экспериментальное исследование памяти (Über das Gedächtnis). Ему принадлежит разработка ряда методов (точнее, методик) количественного учета процессов заучивания и сохранения.

Основная задача изучения памяти было её измерение памяти. Иначе, выражение в количественных величинах ее объема, процессов заучивания, процессов забывания. Таким путем ученые хотели приблизиться к изучению механизмов, лежащих в основе запоминания материала, фиксации и воспроизведения следов.

Психологам тогда уже было понятно, что процесс запоминания существенно зависит от мышления человека, смысловой организации материала. Основной задачей стала разработка приемов, позволяющих изучить память в возможно “чистом” виде, устранив влияние всяких дополнительных факторов (смысловая организация материала, включение ассоциаций и т.п.).

Предлагая для запоминания этот материал, классики психологии ставили перед собой следующие конкретные задачи:

1. выяснить объем доступного для запоминания материала;

2. описать те законы, которые влияют на то, что отдельные элементы, включенные в ряд, воспроизводятся с различной частотой, и объяснить, почему одни элементы запоминаются легче и прочнее, а другие — труднее;

3. установить, запоминается ли различный материал (зрительный, слуховой, двигательный) с одинаковой или разной степенью легкости;

4. выяснить основные законы постепенного заучивания материала и, в частности, установить, как влияет на процесс заучивания объем запоминаемого материала, частота повторения и т.д.;

5. установить основные законы, по которым происходит забывание материала, и описать характерные черты постепенного угасания запечатленных следов.

Г. Эббингауз предложил специальные приемы, сделав предметом своего исследования запоминание изолированных (не связанных между собой) слов, цифр или бессмысленных слогов.

Исследование процессов запоминания в наиболее простых (“чистых”) формах требует того, чтобы оно протекало по возможности без всяких вспомогательных средств, без организации материала в сложные смысловые системы. Поэтому первые опыты, посвященные изучению памяти, были направлены на измерение возможно более простой, механической памяти.

Г. Эббингауз подобрал материал по трудности однородный для всех испытуемых и минимально связан с их прежним опытом, почти не вызывал никаких ассоциаций. В качестве такого материала исследователь выбрал бессмысленные слоги из трех букв.

Техника составления слогов была следующей: из двух ящичков, в один из которых помещались все гласные, в другой — все согласные буквы, вынимались наудачу одна гласная и две согласные буквы. Согласные буквы приставлялись по одной с той и другой стороны гласной. Полученные таким образом слоги считались подходящими, если они не имели никакого смысла, например: пяг, моб, таф и т.п. В своих экспериментах Эббингауз пользовался рядами таких слогов разной длины, т.е. содержащих различное количество бессмысленных слогов.

Бессмысленные слоги могли служить, по мнению Г. Эббингауза, единицами измерения процессов механической памяти. Два ряда, состоящие из одинакового количества бессмысленных слогов, можно было считать тождественными с точки зрения трудности запоминания; постепенное же увеличение числа слогов в предъявляемых рядах позволило усложнить процесс усвоения экспериментального материала и тем самым изучить основные закономерности механической памяти (заучивания, сохранения и забывания, воспроизведения и узнавания).

Этого не прослеживалось на осмысленном материале, например, на строчках стихотворений или фразах с одинаковым или постепенно увеличивающимся количеством слов. Подобный материал мог бы вызвать различные ассоциации, быть более или менее знакомым для испытуемого и оказался бы в силу этого различным с точки зрения трудности заучивания.

В начале XX в. К. Рупп в Германии, а затем и В. Экзеплярский в России составили специальные книжки, содержащие все слоги, которые могут употребляться для экспериментального исследования памяти. Такие специальные требования к подбору экспериментального материала на первом этапе изучения закономерностей памяти были
вполне оправданы.

Г. Мюнстерберг в качестве однородного, бессмысленного материала для экспериментального исследования механической памяти предложил цифры. Располагая их в случайном порядке в ряды различной длины, он выбрасывал такие сочетания цифр, которые были связаны с широко известными хронологическими датами, например: 1812,
1848, 1917 гг. и т.д.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Экспериментальные методы исследования памяти начали применять в конце XIX в. Основоположник экспериментального изучения памяти немецкий психолог Г. Эббингауз опубликовал первое экспериментальное исследование памяти в 1885г. Эббингаузу, Мюллеру, А. Пильцеккеру и другим авторам принадлежит разработка методов исследования процессов заучивания и сохранения, получивших название классических. К ним относятся:

§ метод измерения объема непосредственной памяти

§ метод удержанных членов ряда

§ метод тождественных рядов

§ метод последовательного воспроизведения

Существующие методы исследования памяти можно разделить на две большие группы:

ü изучение свойств различных видов памяти

ü исследование процессов памяти.

В экспериментах, как правило, имеется четыре переменных:

1) вариации стимульного материала и способа его предъявления испытуемому;

2) различия способа запоминания стимульного материала;

3) изменения интервала между запоминанием и воспроизведением (или узнаванием);

4) многообразие способов воспроизведения запечатленного материала.

Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. Различия методов заключаются в модификации этих переменных. В каждом конкретном случае выбор как предмета, так и метода исследования зависит от стоящей перед экспериментатором задачи

Индивидуальные и возрастные особенности памяти

Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть:

Количественной (различная скорость запоминания; различная прочность сохранения; различная легкость воспроизведения; точность и объем запоминания)

Память также зависит от таких индивидуальных особенности личности, как:

ü интересы и склонности личности

ü отношение личности к той или иной деятельности

ü эмоциональное состояние

ü физическое состояние

ü волевое усилие.

Возрастные особенности памяти можно взять из психологии развития.

Понятие о мышлении.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного иска­ния и открытия человеком существенно нового, т. е. процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительнос­ти входе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практи­ческой деятельности из чувственного познания и далеко выходя­щий за его пределы.

Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта.

Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью субъекта — со своим личностным аспектом (с мотивами, способностями и т. д.). Это и есть всегда недизъ­юнктивная взаимосвязь личностного и процессуального аспек­тов мышления

Мышление, восприятие и т. д. как процесс формируются главным образом неосознанно, бессознательно. Но на уровне личностного, деятельност­ного аспекта мышления, восприятия и т. д. человек в значитель­ной степени осознанно, с помощью рефлексии регулирует про­текание этих процессов.

Теории мышления.

Ассоциативная психология. Ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется.

4 вида ассоциаций: по сходству, контрасту, близости во времени или в пространстве, отношению (причинность, присущность).

Закономерности ассоциаций исследовались в работах Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж. Миля, Т.Цигена. Считалось, что мыслительные процессы не могут подвергаться экспериментальному изучению. И мышлеие следует изучать по продуктам человеческой культуры. Экспериментальные исследования в рамках ассоциационизма касались только актуализации ассоциаций и измерения скорости последовательных словесных ассоциаций.

Вюрцбургская школа. О. Кюльпе, Н.Ах и К.Марбе в противоположность ассоциационизму рассматривали мышление как внутреннее действие (акт). Начался поиск объективных методов исследования. Сформулированы представления о психических процессах: мышление - это акт усмотрения отношений. Под отношением понималось все, что не имеет характера ощущений, все разнообразие категориальных синтезов, и вся система категорий.

Бихевиоризм. Дж. Уотсон отождествлял мышление с внутренней речью и невербальными средствами коммуникации. Выделял три формы мышления: простое развертывание речевых навыков, решение задач не новых но редко встречающихся посредством слова (попытки вспомнить полузабытые стихи), решение новых задач, требующих словесных решений до действий.

Память— это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная – запоминаются и воспроизводятся двигательные реакции, поэтому на ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд. Эмоциональная – запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации, когда оно возникло в первый раз. Образная (зрительная) – преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов. У многих людей именно этот вид памяти является ведущим.

2) По характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную

3) По продолжительности закрепления и сохранения материала — на мгновенную кратковременную, долговременную и оперативную. Мгновенная (иконическая) – благодаря этой памяти в течение 0,1 – 0,5 с удерживается полная и точная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обработки полученной информации. Кратковременная – способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме. Оперативная – функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта. Долговременная – информация сохраняется на неопределенно долгий срок;

Экспериментальное изучение памяти началось в конце XIX в. в двух теоретических подходах.

1. Монистический подход. Несмотря на видимое различие типов и видов памяти, они отличаются друг от друга не принципиально, а только разной степенью прочности ассоциаций, а последняя — величиной отсрочки между научением (переработкой сигнала) и воспроизведением.

2. Множественный (двойственный) подход. Используя прежде всего данные интроспекции, он выделил первичную и вторичную память. Содержание первичной памяти составляют впечатления, непосредственно присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Содержанием вторичной памяти являются наши постоянные знания.
Кратковременная и долговременная память не являются проявлением единой памяти, поскольку не подчиняются единым законам.

Функциональный подход в исследованиях памяти. Несмотря на успешное развитие моделей памяти, использующих компьютерные метафоры, стало понятно, что аналогия между переработкой информации у человека и компьютера не является удовлетворительной. Прежде всего исследователи столкнулись с фактом влияния таких переменных, как мотивация, интенция, интерес, внимание и осмысленность материала, на результативность мнемической системы.

Классические методы и их элементы широко используются в современных исследованиях памяти наряду с большим числом новых методик.

Существующие методы исследования памяти можно разделить на две большие группы: изучение свойств различных видов памяти и исследование процессов памяти.

I. Методы исследования свойств различных видов памяти

1. Методы определения типов памяти

Хотя типы памяти (зрительный, слуховой, моторный) редко встречаются в чистом виде и, скорее, можно говорить о преобладании одного из этих типов, вопрос о методах определения типов памяти был поставлен еще в 80-е г. XIX в. Вначале исследователи ограничивались опросом испытуемых о преобладающих особенностях их запоминания. Так, Ф. Гальтон обратился к ряду европейских ученых с предложением ответить на его вопросы, поставленные таким образом, чтобы по ответам можно было определить преобладающие особенности запоминания субъектом различных образов.

Г. Мюллер и Ф. Шуман(1893) предложили специальные методы определения типов памяти. Прежде всего они попытались найти объективный критерий, на основании которого можно было бы установить сенсорный характер памяти. Их метод запоминание и воспроизведение бессмысленных слогов. Склонность субъекта к воспроизведению гласных звуков авторы оценивали как преобладание у него слуховой памяти. Испытуемый зрительного типа памяти дает преимущественное воспроизведение согласных, так как они выделяются и местом(начало и конец слога), и разнообразием начертаний. Далее, испытуемый с преобладающей зрительной памятью не допускает ошибок при воспроизведении согласных, близких по звучанию, но различных по начертаниям. Наконец, еще один простой способ определения зрительного типа памяти состоит в том, что испытуемому предлагают какое-либо слово произнести в обратном порядке. Субъект с преобладанием зрительной памяти всегда сделает это быстрее субъекта с другим типом памяти, так как первый представит себе это слово написанным или напечатанным.

Читайте также: