Эксперимент в социологии кратко

Обновлено: 29.04.2024

Проводимые в соц. сфере эксперименты различаются: 1) по характеру объекта и предмета исследования; 2) по специфике поставленной задачи; 3) по характеру экспериментальной ситуации; 4) по логич. структуре доказательства гипотезы.

По характеру объекта исследования различаются реальные и мысленные эксперименты. Для реального эксперимента характерно целенаправленное вмешательство в действительность, проверка объяснительных гипотез путем планомерного изменения условий соц. деятельности. В мысленном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. Как реальные, так и мысленные эксперименты приводятся обычно не на генеральной совокупности объектов исследования, а на модели (соответственно, на натурной или знаковой модели) - на репрезентативной выборке. Среди мысленных экспериментов следует различать эксперимент на математич. модели, др. приемы экспериментального анализа ранее собранной информации и эксперимент экспостфактум (см.). По характеру предмета исследования различаются эксперименты, направленные на проверку предполагаемых причинных зависимостей внутри определенной сферы (производство, обслуживание, образование и т. п.) или определенного вида соц. деятельности (организационной, правовой, соц.-психологич. и т. п.). Выделяются также собственно социологич. эксперименты, направленные на проверку причинно-следственных связей между параметрами различн. сфер, видов и аспектов деятельности, с конечной целью выявить закономерности, пронизывающие всю деятельность данного соц. субъекта. По специфике поставленной задачи различаются научн. и прикладные, проективные и ретроспективные, однофакторные и многофакторные эксперименты. Научн. эксперименты нацелены на приобретение нового знания, прикладные - на получение практического (экономич., соц. и пр.) эффекта. Эти две функции тесно взаимосвязаны, один и тот же эксперимент является обычно и элементом исследования, и элементом управления. Но в преимущественно научн. эксперименте основным критерием его результативности является надежность выводов, в преимущественно прикладном - достижение определенного реального эффекта. В качестве разновидности научн. эксперимента следует выделить методич. эксперимент, в к-ром доминирует функция проверки эффективности определенных процедур и приемов эмпирич. исследования. Проективные эксперименты направлены в будущее: исследователь проектирует проявление определенных следствий, вводя в действие определенные причины. Как особую разновидность проективного эксперимента можно выделить созидательный эксперимент, нацеленный на проверку проекта принципиально новых управ-ленч. решений. Реальный эксперимент является всегда проективным, мысленный - обычно ретроспективным, направленным в прошлое, - исследователь анализирует информацию о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших наличные следствия. Мысленные эксперименты могут быть и проективными, если они используются для прогнозирования будущих событий и если их выводы проверяются реальными экспериментами и др. методами исследования. В однофакторном эксперименте проверяется гипотеза о следствиях воздействия одной независимой переменной, в многофакторном - целого комплекса переменных в их взаимодействии. Реальные многофакторные соц. эксперименты ввиду их сложности очень редки. Мысленные эксперименты являются часто многофакторными, в первую очередь, эксперименты на мате-матич. моделях. По характеру экспериментальной ситуации различаются контролируемые и неконтролируемые, лабораторные и полевые эксперименты. На рез-ты неконтролируемых экспериментов оказывают влияние неэкспериментальные факторы. Характер и степень их влияния при этом малоизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. Научно достоверный рез-т достигается в подобных экспериментах путем повторных опытов в различн. условиях и с различн. группами испытуемых, чтобы достичь взаимное погашение влияния побочных факторов. Контролируемый (идеальный, чистый, классич.) эксперимент предполагает выравнивание прочих условий на экспериментальном и контрольном объектах, кроме воздействия экспериментального фактора, и периодич. измерение значений как экспериментальных, так и неэкспериментальных переменных. Контролем всех основных переменных обеспечивается повторяемость эксперимента. Контролируемый социологич. эксперимент практически невозможен, но имеет существенное значение как идеал внутренней валидности эксперимента. В лабораторном эксперименте пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Этим увеличиваются возможности контроля над переменными. Но выигрыш в обеспечении внутренней валидности эксперимента может означать проигрыш во внешней валидности - с большим трудом добытый "чистый эффект" определенного фактора может оказаться довольно далеким от реальных условий, от закономерностей реального соц. поведения. В полевом эксперименте ситуация воздействия экспериментального фактора близка к естественным условиям, но и гораздо менее контролируема. Среди полевых экспериментов различают активно направленные и естественные. Активно направленным является эксперимент, в к-ром исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, приводящий, по его гипотезе, к определенным следствиям. В естественном эксперименте воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий. По логич. структуре доказательства гипотезы, различаются параллельные и последовательные эксперименты. В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов исследования, экспериментальной и контрольной группы. Экспериментальной является группа, на к-рую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - та группа, где его воздействия не было. Во всем остальном условия деятельности этих групп выравнены, выравнен и состав групп Если в экспериментальной группе после воздействия исследуемого фактора наблюдаются определенные изменения, а в контрольной группе - нет, гипотезу можно считать подтвержденной. В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа выступает в качестве контрольной до введения экспериментального фактора и в качестве экспериментальной группы после его введения. Доказательство гипотезы опирается в этом случае на сравнение состояний исследуемого объекта до и после воздействия изучаемого фактора. Обе логич. структуры доказательства гипотезы имеют конкретные разновидности (см. План эксперимента). Лит.: Рывкина Р.В., Винокур А.В. Социальный эксперимент. Новосибирск, 1966; Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971; его же. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., 1981; Рабочая книга социолога. М., 1983, Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987; Вихалемм П.А. Эксперимент в социологическом исследовании//Методы сбора информации в социологическом исследовании. Кн. 2. М., 1990; Андреенков В.Г. Методы сбора данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. П.А. Вихалемм.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Полезное

Смотреть что такое "ЭКСПЕРИМЕНТ В СОЦИОЛОГИИ" в других словарях:

ЭКСПЕРИМЕНТ — (от лат. experimentum проба, опыт), метод познания, при помощи крого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его… … Философская энциклопедия

ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ — англ. experiment, laboratory; нем. Laborexperiment. 16 Социологический энциклопедический словарь. Контролируемый эксперимент, в ходе к рого экспериментатор имеет возможность определять и изменять его условия. Antinazi. Энциклопедия социологии,… … Энциклопедия социологии

ЭКСПЕРИМЕНТ ОДНОФАКТОРНЫЙ — англ. experiment, one/single factorial; нем. Experiment, einfaktorielles. Эксперимент, в процессе к рого наблюдается изменение одной независимой переменной, тогда как др. переменные остаются неизменными. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ЭКСПЕРИМЕНТ ФАКТОРНЫЙ — англ. experiment, factorial; нем. Experiment, faktorielles. Эксперимент, при к ром оценивается влияние двух или более переменных одновременно. При этом исследуются их взаимосвязи и влияние на конечные результаты. Antinazi. Энциклопедия социологии … Энциклопедия социологии

ЭКСПЕРИМЕНТ — (лат. experimentum проба, опыт) метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами… … Новейший философский словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ — (от лат. experimentum проба, попытка, опыт) англ. experiment; нем. Experiment. Общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно следственных отношениях между явлениями и процессами соц. действительности … Энциклопедия социологии

ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. experiment, social; нем. Experiment, soziales. Метод изучения соц. явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением соц. объекта под воздействием факторов, к рые контролируют и направляют его развитие в соответствии с… … Энциклопедия социологии

ЭКСПЕРИМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ — англ. experiment, managerial; нем. Leitungsexperiment. Пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможных последствий и принятия решений о его целесообразности и эффективности. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ЭКСПЕРИМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — англ. experiment, economical; нем. Wirtschaftsexperiment. Исследовательская научная проверка на отдельных предприятиях или в отраслях научного хозяйства эффективности теоретических положений, экон. мероприятий или хозяйственного механизма. Целью… … Энциклопедия социологии

ЭКСПЕРИМЕНТ МЫСЛЕННЫЙ — разновидность эксперимента, проводимого не в соц. реальности, а на основе информации о соц. явлениях. Все более широко используемой формой Э.м. являются эксперименты на математич. моделях соц. процессов, проводимые на ЭВМ. Отличительной чертой… … Российская социологическая энциклопедия

Социологический эксперимент: общая характеристика и особенности

Социологический эксперимент – это способ социологического эксперимента, который способствует получению информации о качественных и количественных изменениях в показателях деятельности изучаемых социальных объектов в результате воздействия на них экспериментатором видоизменяемых, либо вводимых и управляемых новых факторов.

В экспериментах чаще всего проверяется гипотеза о причинно-следственных связях в исследуемых явлениях, событиях и процессах. Исходя из этого, особенностью эксперимента, как метода сбора социологических данных является то, что для его проведения необходима разработка гипотез о причинно-следственных связях между зависимыми и независимыми переменными.

Исключениями являются ситуации, когда эксперимент проводят для получения эффекта в преобразовательной практической деятельности с помощью экспериментального поиска эффективных методов управления: в этой ситуации познавательные функции перестают быть главными.

Гипотеза, которая проверяется в процессе эксперимента должна соответствовать нескольким требованиям. Перечислим их перечень в соответствии с позицией В. А. Ядова:

Проведение социологического эксперимента

Логика проведения социологического эксперимента была заимствована из общей и социальной психологии, в которых, моделями являются малые группы (численностью 10-15 человек), которые будут являться объектом экспериментальных ситуаций.

Выводы, проводимые по итогам экспериментов в этих группах будут считаться репрезентативными для этой и аналогичных по численности малых групп, однако не могут быть экстраполированы на генеральную совокупность – то есть на группы со значительно большим составом.

Вместе с тем, в рамках прикладной социологии, модели эксперимента должны являться основой для выводов, которые могут распространяться на массовые явления. Логика такова, чтобы после определения экспериментальной группы (или групп), а также при помещении ее в необычные экспериментальные ситуации (под влиянием некоторых факторов), прослеживать направления, устойчивость и масштабы изменений характеристик, которые принято называть контрольными.

В рамках формирования эксперимента важно соблюсти перечень требований. Среди них:

  1. Контрольными будут являться характеристики, которые считаются самыми важными с позиции исследования изучаемых проблем.
  2. Изменения контрольных характеристик могут зависеть от характеристик экспериментальной группы, либо от среды, в которой проводится эксперимент, компоненты которой могут быть изменены, либо добавлены исследователем. Данные характеристики являются факторными. Характеристики, которые были исключены их экспериментального исследования, принято называть нейтральными. Важно, чтобы перемены в нейтральных характеристиках не влияли на контрольные характеристики.
  3. На ход эксперимента не должны влиять те явления, которые не относятся к ситуации эксперимента, однако не в состоянии ее изменить.

Подготовка к эксперименту и его проведение должны решать перечень вопросов:

  1. Формулировка целей эксперимента.
  2. Выбор объекта, который будет использован в качестве контрольной и экспериментальной групп.
  3. Выбор предмета эксперимента (части объекта, которая будет подлежать исследованию).
  4. Выбор факторных, нейтральных и контрольных признаков.
  5. Создание экспериментальной ситуации и выработка условий эксперимента.
  6. Определение задач и формулировка гипотез эксперимента.
  7. Выбор способа и индикаторов контроля протекания эксперимента.
  8. Определение методов фиксации результата.
  9. Выбор критериев эффективности эксперимента.

Для того, чтобы показать сложность проведения социологических экспериментов и степень ответственности, которая необходима для его проведения, рассмотрим показательный случай. В экспериментальном исследовании влияния стилей управления в IT-компании на эффективность туда программистов, факторными характеристиками будут являться: принятая методология программной разработки и политика руководства. В качестве контрольных факторов будут выступать различные метрики качества разработанных программ и производительности труда. При этом, то, чем занимается в гараже владелец автомобиля рядом с офисным зданием на первый взгляд кажется совсем посторонним вопросом. Однако, если он на несколько часов включит громкую музыку, которая будет хорошо слышна в рабочем помещении программистов, она может кому-то помешать работать, а кого-то наоборот сможет подбодрить.

Достоинства и недостатки социологического эксперимента

К числу достоинств социологического эксперимента можно отнести следующее:

  1. Возможность изучения причинно-следственных связей между событиями.
  2. Высокий уровень объективности, так как результаты эксперимента являются фактически произошедшими событиями.
  3. Возможность создания и воспроизведения условий, которые являются труднодостижимыми в ходе наблюдения.

Несмотря на наличие больших возможностей, которые может открывать социологический эксперимент, он также обладает перечнем недостатков, которые следует учитывать. Среди них:

  1. Утверждение о характере и силе влияния конкретных независимых переменных на зависимые переменные обладает только вероятностным характером.
  2. Не всегда становится возможным использование результатов, полученных в эксперименте в других обстоятельствах и условиях.
  3. Затруднено нивелирование влияния других факторов.
  4. Часто могут наблюдаться существенные финансовые затраты, а также затраты по времени. Так, финансовые затраты наблюдаются в экспериментах, в которых принимают участие оплачиваемые добровольцы.

Проведение эксперимента в социологических исследованиях является редким явлением, так как его использование для сбора социологических данных связано с высоким уровнем затруднений. Несмотря на это, отдача от проведения экспериментов может быть очень высокой.

Непосредственная организация и проведение эксперимента способствует оценке сложных социальных явлений и процессов с нового ракурса, а также позволяет избеганию возникновения ошибок и позволяет снизить издержки в практических действиях.

Цель лекции: Дать представление об эксперименте как методе сбора первичной социальной информации для проверки гипотез о влиянии отдельных социальных факторов на поведение людей.

Выше было сказано, что существует 4 основных метода сбора первичной социологической информации. Это опрос, эксперимент, наблюдение и анализ документов. Сегодня мы будем говорить об эксперименте.

Отличие эксперимента от других методов сбора первичной социологической информации состоит в том, что он сосредоточен на изучении именно поведения различных социальных групп. Если в ходе опроса мы интересуемся мнением людей, их оценками собственного поведения, а задача наблюдения заключается в том, чтобы воспринять окружающую социальную реальность, не искажая её, то задача эксперимента состоит в том, чтобы воздействовать теми или иными факторами на поведение людей и измерять, насколько их поведение меняется под воздействием этих факторов. Поэтому основная инструментальная задача эксперимента — это увидеть, каким образом и какие факторы влияют на поведение людей.

Логика эксперимента в этом смысле достаточна проста. На первом этапе нам нужно внести изменения в существующую, сложившуюся реальность. На втором этапе мы должны увидеть, происходят ли изменения поведения людей в этой новой реальности. И на третьем этапе мы должны будем сравнивать то поведение, которое было до внесения изменений в сложившуюся реальность с тем поведением, которое возникло уже после того, как мы изменяли реальность, в котором действовала та или иная социальная группа.

Для реализации этой логики в ходе эксперимента, создают две (чаще всего) группы. Первую группу называют экспериментальной или основной, на нее воздействуют теми факторами, влияние которых изучают в ходе данного исследования. Кроме этого, создается контрольная группа, на участников которой не оказывают влияние данные факторы. Наша задача - найти отличия в поведение этих групп. Таким образом мы получаем возможность сравнить поведение людей в условиях действующего фактора и без этого условия, без этого фактора.

Если в ходе эксперимента в поведении этих двух групп будет обнаружена статистически значимая разница, то таким образом можно будет утверждать, что данный фактор влияет на поведение данной социальной группы. Если же есть предположение, что на данный вид поведения влияет несколько факторов, необходимо создать несколько экспериментальных групп, различающихся именно по тому, действуют ли на них изучаемые факторы или нет. Скажем, мы предполагаем, что демонстрация сцен насилия в кино влияет на агрессивное поведение в реальности только в том случае, если эти сцены насилия демонстрируют, например, мужчины или люди той или иной расы или национальности. Таким образом нам нужно будет проверить действие нескольких факторов: во-первых, присутствие этих сцен насилия, во-вторых, определенный гендерный, расовый или национальный состав участников таких сцен в кино или на сцене.

Организация проведения даже самых простых социологических экспериментов - весьма сложное дело. Для этого нужно подготовить план эксперимента, создать условия для проведения эксперимента, а он требует определенного, довольно продолжительного, иногда очень продолжительного времени проведения, подготовки участников и, наконец, финансирования. Поэтому список известных экспериментов, которые были описаны, презентованы в научной, в том числе и социологической литературе, довольно ограничен. И большинство этих экспериментов мы знаем либо по названию самого эксперимента, например, Хоторнский эксперимент или эксперимент с куклой бобо, либо по фамилии автора этого эксперимента, организатора и главного исследователя.

Одним из таких классических экспериментов является эксперимент с куклой бобо, который провел Антонио Бандура вместе со своими коллегами в США в 1963 году. Они изучали влияние демонстративного насилия в жизни или на экране телевизора на поведение детей в тех или иных ситуациях. Авторы исследовали три возможные формы презентации этого насилия. Во-первых, это насилие в отношении куклы со стороны взрослых, демонстрируемое детям. Во-вторых, это насилие над куклой в мультипликационных фильмах, демонстрируемых детям. И, в-третьих, это насилие, проявляемое взрослыми в кинофильмах, демонстрируемых детям. Результаты этого эксперимента показали, что, если дети видят сцены насилия, демонстрируемые либо взрослыми, либо в мультфильмах и кинофильмах, то они оказывают влияние на последующее поведение детей. Эксперимент таким образом показал значимые влияния подражательной агрессии на реальное детское поведение.

Так же, как в случае других способов измерения социального поведения, общественного мнения, мы при изучении влияния тех или иных факторов на это мнение или поведение, выделяем те переменные, влияние на которые нас интересует и те переменные, влияние которых на поведение и мнение людей нас интересует. По аналогии с математикой первый набор переменных мы называем переменными Y или зависимыми переменными, т.е. те переменные, поведение которых нас интересует, и переменные X, т.е. независимые переменные, мы их считаем в рамках данного исследования, эксперимента независимыми, и именно их влияние на поведение мы изучаем.

Эти независимые в рамках данного эксперимента переменные делятся на три группы. Во-первых, это ситуативные переменные, т.е. те переменные, которые существовали, будут существовать и существуют вне нашего эксперимента, мы можем их использовать в любых других случаях и используем в данном эксперименте именно по той причине, что их легко измерить, представить, вычислить и использовать при сравнении экспериментальной контрольной группы. Так, мы хотим измерить вероятность того, что человек окажет помощь другому человеку, который этой помощи просит или необходимость этой помощи демонстрирует. Например, на улице человеку стало плохо, и мы будем смотреть на то, как другие люди будут помогать или не будут помогать этому почувствовавшему себя плохо человеку. Вероятность такого поведения измерить достаточно просто: нужно отнести число случаев, когда эта помощь была оказана, к общему числу случаев, когда участник эксперимента демонстрировал необходимость в получении помощи.

Другая группа независимых переменных – рабочие переменные, они используются в рамках данного эксперимента, и за его пределами эти переменные не имеют никакого значения и никак не используются. Чаще всего это задания, которые получают экспериментальные группы. Например, в предложенном мысленном эксперименте о том, насколько часто будет оказана помощь незнакомому человеку на улице, мы в каких-то случаях будем использовать в качестве человека, демонстрирующего необходимость в получении помощи, мужчину, в каких-то случаях женщину, в каких-то случаях молодого человека, в каких-то случаях человека, находящегося в солидном возрасте, и другие способы, которые меняют условия эксперимента в рамках самого эксперимента.

И, наконец, последняя - это, так называемая, инструктивная переменная, т.е. это сценарии, которые получают участники эксперимента для того, чтобы они вели себя достаточно разнообразно, скажем, возвращаясь к нашему мысленному эксперименту о необходимости помощи на улице незнакомому человеку. Например, в одном случае наш участник эксперимента будет просто изображать, что ему плохо, а в другом случае он будем, скажем, прямо просить помощи или демонстрировать такие действия, которые однозначно будут пониматься окружающими как просьба о помощи даже если никаких слов, якобы потерпевший, не будет произносить.

Поскольку эксперимент крайне затратный по организационным, временнЫм и финансовым ресурсам вид сбора данных, к нему прибегают лишь в крайнем случае, когда другие способы сбора социологической информации не могут дать требуемого результата. Например, когда необходимо изучить влияние сцен насилия в кино на реальное социальное поведение. Очевидно, что в случае опроса такую информацию получить невозможно, поскольку людям свойственно отрицать влияние кого-либо или какой-либо информации на их собственное поведение. Использовать, скажем, наблюдение достаточно сложно, потому что мы не знаем, когда могут произойти подобные сцены насилия, и что мы должны увидеть, к чему мы должны готовиться, фиксируя такие сцены. В ходе любого эксперимента экспериментатор должен максимально контролировать те условия, влияние которых на поведение людей он изучает, или искусственно создать условия, влияние которых на поведение людей он намерен изучить. Иначе говоря, эксперимент проводится в тех условиях, которые экспериментатор, с одной стороны, может контролировать, способен контролировать, а с другой стороны, в тех условиях, которых не было бы, если бы экспериментатор не создал их или максимально не предъявил их участникам эксперимента.

Эксперимент проводится с целью доказательства влияния того или иного фактора на поведение людей. Если у экспериментатора, у организатора исследований есть предположение, что на это поведение влияет несколько факторов, значит по сути дела проводится несколько экспериментов или в рамках одного эксперимента создаются несколько экспериментальных групп. В качестве примера я уже приводил эксперимент с куклой бобо, когда экспериментаторы изучали влияние агрессивного поведения взрослых или демонстрируемого насилия в кино или в мультфильмах на поведение детей. Было создано три таких фактора и, соответственно, три экспериментальные группы: по влиянию насилия, демонстрируемого взрослыми, по влиянию насилия, демонстрируемого в мультипликационных фильмах и по влиянию насилия, демонстрируемого в кино, фильмах, на детское поведение. И такой эксперимент был многофакторным. Если мы изучаем влияние одного фактора на социальное поведение, то такой эксперимент будет однофакторным. Соответственно, если у нас есть гипотезы о влиянии нескольких факторов, мы создаем несколько экспериментальных групп. Если у нас есть гипотезы влияния только одного фактора, мы создаем одну экспериментальную и одну контрольную группы. Иногда в ходе подготовки того или иного эксперимента, у нас есть какая-то одна гипотеза о влиянии одного фактора на изучаемые нами поведения. Например, мы предполагаем, что на то, за кого проголосуют избиратели, влияет та рекламная информация, которую мы им сообщаем, и, соответственно, мы должны создать одну экспериментальную группу, которой будет донесена данная рекламная информация, и другую, контрольную группу, до которой эта рекламная информация не будет донесена, и сравнить результаты голосования первой группы и результаты голосования второй группы.

Для того, чтобы увидеть влияние только одного фактора, разумеется, нужно подобрать наиболее схожие избирательные участки, а затем убедиться в том, чтобы социально-демографический состав избирателей, проживающих на этих участках, был максимально сходным. Но даже если он не будет максимально сходным, следует учесть разницу между социально-демографической структурой одного участка и социально-демографической структурой другого участка, перевзвесив результаты, собранные на одном и другом участках для того, чтобы выровнять их по социально-демографическому составу.

Однако, мы никогда не можем быть уверенными до конца в том, что сравниваем сходные по своему составу группы. В нашем случае можно привести пример, когда на одном из участков во время эксперимента происходит какая-то коммунальная авария, и явно это повлияет на то, как эти люди проголосуют. По этой причине мы различаем эксперименты, условия которых мы полностью контролируем, и эксперименты, условия которых мы контролировать не можем. Эксперименты, которые проводятся в лабораторных условиях, большинство условий, в которых существуют, работают, функционируют контрольные экспериментальные группы, можно контролировать: мы их сами создаем и контролируем. Но если речь идет о натурном эксперименте, подобно приведенному в качестве примера выше с двумя избирательными участками, то очевидно, что экспериментатор не может контролировать полностью условия данного эксперимента.

Приведенный пример - достаточно экзотический, чаще приходится с самого начала сталкиваться с группами, чей социально-демографический состав исследователь не может выровнить. Если целью исследования будет, например, влияние набора меню в офисной столовой на производительность работников, работающих в разных подразделениях большого предприятия, и будет необходимо сравнить поведение работников бухгалтерии и работников гаража, то вряд ли удастся выровнять их социально-демографический состав, поскольку в бухгалтерии почти всегда женщины, а в гараже работают почти всегда мужчины. Здесь никаких шансов выровнять по демографическому составу эти две группы не существует.

Ход эксперимента можно разделить на четыре основных этапа. Первый этап – теоретический. На этом этапе экспериментатор должен определить проблемное поле данного социологического исследования, выдвинуть гипотезы, сформулировать цели, задачи исследования, определить объект и предмет данного исследования, то есть создать некоторую теоретическую базу проведения данного эксперимента. На основе результатов первого этапа проводится второй этап эксперимента – методический. Он является критически важным для проведения эксперимента, потому что именно на этом этапе разрабатывается методика проведения именно этого эксперимента, то есть прописываются все инструкции для участников эксперимента, описываются процедуры, которые необходимо реализовать в ходе эксперимента, описываются принципы, по которым проводится формирование экспериментальной и контрольной группы, и, наконец, формулируются принципы, по которым сбор и фиксация результатов исследования.

На третьем этапе проводится собственно эксперимент, реализуется его план. На этом этапе необходимо четко выполнить те инструкции и методики, которые были сформулированы на втором этапе, и правильно зафиксировать достигнутые результаты. Очевидно, что как бы мы хорошо ни готовились к этому третьему этапу, когда решали задачи первых двух, мы обязательно что-то упустим, поскольку социальная реальность – это сложная вещь, и учесть все условия, в которых реализуются повседневное и лабораторное поведение людей, об этом мы чуть позже узнаем, когда я буду вам рассказывать Хоторнском или Стэнфордском экспериментах. В этих условиях все экспериментатор должен четко зафиксировать все отклонения, возникшие от первоначального плана проведения эксперимента, для того, чтобы можно было учесть, что именно пошло не так, и являются ли те изменения, которые участники эксперимента увидели, критично важными для результата исследования, можно ли их использовать в качестве таких результатов. На четвертом этапе происходит анализ, обработка результатов данного социологического исследования точно также, как мы проводим обработку данных опроса, наблюдения, анализа документа.


Социальный эксперимент - это исследовательский проект, проведенный с людьми в реальном мире. Главная задача - узнать, как общество и отдельные индивидуумы будут реагировать в различных жизненных ситуациях. Это необходимо для лучшего понимания того, как работает культура и люди, как они взаимодействуют между собой.

Эксперименты в больших городах

Преамбула

Социальный эксперимент - это уникальный способ исследования общества в целом, а также каждого человека по отдельности. Прежде, чем начать изучать социум, необходимо разработать определенную концепцию. Важно понять, какие условия считаются критическими, как может отреагировать отдельный индивидуум на ту или иную ситуацию, какие инструменты необходимы для проведения очередного анализа. В этой статье мы узнаем все о методах социального эксперимента и для чего они вообще нужны.

Краткая история

В 1920-х годах известный статистик Рональд Фишер стал разрабатывать универсальные методики социальных экспериментов. Это позволило понять, насколько совершенным может быть данный способ изучения общества и его поведения.

Фишер понял, что никакие две группы не могут быть идентичными, но поведенческие модели могут содержать до 90% схожести. Он отметил, что можно с помощью экспериментов вести более точные статистические расчеты, касаемые общества.

Первый крупный социальный эксперимент был проведен в Нью-Джерси (1968 год). Конечно, до этого многие статистики проводили анализ, используя разные методики, но именно в этом году было тщательно исследовано отношение людей к новому закону о введение отрицательного подоходного налога в 1960-х годах, разработчиками которого являлись Джейсон Тобин и Милтон Фридман.

Сейчас же проводятся социальные эксперименты и в России, и в других странах по всему миру. Но что они дают и какую роль играют в развитии социума?

Зачем нужно такое исследование

Важно осознавать, что социальный эксперимент - это отличный способ познать человеческую культуру. Ни одна наука, ни один технический прибор, даже самый новейший, не сможет оценить поведенческие качества каждого индивидуума в различных ситуациях.

Такие разные люди

Любой социальный эксперимент может доказать или опровергнуть теорию, поэтому все методики отличаются друг от друга. К тому же, такое исследование позволяет дотошно изучить характер и мнение людей по всему миру, а также использовать эти знания во благо, для развития человечества.

Любой эксперимент приводит к конкретному выводу, от которого уже в дальнейшем будут отталкиваться ученые (статисты, социологи, философы, психологи).

Любой социально-психологический эксперимент проводится только в искусственно созданных условиях. В естественной среде поведение социума изучается крайне редко. То есть, большинство ситуаций являются постановочными, где задействован один человек-инициатор или организаторская группа.

помощь пожилой женщине

Такие различные методики

Все социальные эксперименты можно разделить на несколько категорий. Они бывают педагогическими, психологическими или экономическими. Важно понимать, что их можно проводить в контролируемых условиях и наоборот, в стенах лаборатории или здания.

Каждый метод схож между собой, разделяет их лишь область, в которой будет изучаться общество. Но главная задача - получить конкретную информацию с доказательной базой, исключить возможность развития неконтролируемых ситуаций и быть готовым к любым переменам.

Что учитывается

Никакой социальный эксперимент не проводится без тщательной подготовки. Для этого необходимо:

  1. Собрать инициативную группу. Как правило, определенное количество людей являются ответственными лицами за проведение того или иного социального эксперимента. Они должны выбрать метод анализа (анонимный, общественный или открытый), место, где будет проводится тестирование. На ответственности инициативной группы лежит подбор реквизитов и инструктирование каждого участника, потому что нередко бывают случаи, когда социальный эксперимент выходит из строя и приходится принимать экстренные меры.
  2. План в письменном виде. Руководители инициативной группы разрабатывают свою концепцию эксперимента, поэтому все анализы могут отличаться друг от друга. Ни один участник не должен отклоняться от готового плана. Его суть в том, чтобы добиться максимальных результатов во время проведения эксперимента. При этом у инициативной группы должно находиться 1-2 участника, которые будут конспектировать продвижения социальной проверки. Это может быть ведение обычной записи в тетрадь, аудио- или видеозапись.

Помощь на улице

Примеры социального эксперимента

Результаты анализа рассматриваются так: берется испытуемая группа людей определенного пола, возраста, расы, социального статуса, вводится в искусственно разработанные жизненные ситуации (политические, религиозные и т.д.), а затем делаются выводы о действиях человека. Конечный счет должен показать, насколько люди готовы к насилию, насколько они пассивны или активны, имеют ли они расистские или сексистские взгляды, агрессивны или сердобольны, подчиняются ли авторитетам, имеют ли свое мнение.

Давайте познакомимся с несколькими самыми распространенными международными социальными экспериментами. Люди со всех уголков планеты регулярно разрабатывают новые концепции, чтобы изучить поведенческую модель населения. А благодаря тому, что в 21 веке развит интернет, о результатах всех экспериментов можно наблюдать в режиме онлайн на любых ресурсах в сети.

Против домашнего насилия

Данный эксперимент проводился инициативной организацией STHLM Panda в 2014 году.

Крики друг на друга

Исследователи установили скрытую камеру в лифте, в то время как члены группы играли негативно настроенного мужа и его жертву-жену. Актер мужского пола угрожал женщине и физически нападал на нее. Было важно, чтобы во время эксперимента в лифте находились другие члены общества, не подозревающие о том, что они находятся под наблюдением.

Результат ошеломил инициативную группу. Большинство пассажиров лифта проигнорировали насилие, считая, что вмешиваться в чужие разборки неправильно. Они делали вид, что это их не касается, отводя взгляд, смотря в телефон, надевая наушники. По статистике, только один человек на каждые 50 испытуемых готов вмешаться в разборки и предотвратить домашнее насилие.

Разделение по этнической принадлежности и полу

Данный эксперимент проводился инициативной группой Social Misfits в 2010 году.

В этом эксперименте участвовало два молодых актера мужского пола, одетых опрятно, но вызывающие своим видом подозрения. Один человек обладатель светлой кожи, а второй - темной. Они по очереди разыгрывают кражу велосипеда, прикованного к столбу в общественном парке.

Два актера (один за другим) тратят час на то, чтобы разорвать велосипедный замок. В это время должно пройти не менее 100 человек (данная цифра необходима для последующих статистических данных).

Кража велосипеда эксперимент

Выводы этого эксперименты не очень радуют. Когда светлокожий актер разыгрывает кражу велосипеда, то только 1 человек из 100 готов предпринять немедленные меры. Несколько людей могут спросить: "Ваш ли это велосипед?", но впоследствии смеются, когда участник инициативной группы всерьез отвечает, что он его ворует. Но когда темнокожий актер разыгрывает то же самое, то в течение нескольких секунд может собраться толпа людей, готовых остановить его. Большая часть достает мобильные телефоны, и люди звонят в полицию. Когда эксперимент приостанавливается инициативной группой, а затем спустя некоторое время вновь возобновляется, то же самое происходит вновь.

Но на этом эксперимент не заканчивается, ведь он показывает, насколько люди разделяют своих собратьев по половым признакам и этнической принадлежности. На этот раз на общественную сцену выходит симпатичная девушка в красивой одежде. Она также пытается украсть велосипед, но проходящие мимо люди не пытаются ее остановить или вызвать полицию. Напротив, они подходят и предлагают ей помощь.

Разделение по этнической принадлежности и трудоустройству

Данный эксперимент проводился инициативной организацией National Centre for Social Research в 2009 году.

Исследователи отправили почти 3000 заявлений о приеме на работу под ложными именами. Данный метод социального эксперимента должен был показать, являются ли работодатели дискриминационными по отношению к соискателям с иностранными именами.

Все флаги мира

Подводя итоги, можно сказать, что ни одна организация впоследствии не дала ни одного вразумительного и правдоподобного объяснения на то, каким образом отбираются специалисты на новую должность. Однако расовая и национальная дискриминация происходит по всему миру, не только в США или странах Европы, но и в России. Все потому, что большое количество трудоустраивающихся представляют собой мигрантов и стран ближнего зарубежья - Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Грузии и т.д.

"Самореализующееся пророчество"

Данный эксперимент проводился Розенталем и Якобсоном в 1968 году.

Целью данного исследования было определение и измерение влияния высоких ожиданий учителей на успеваемость учащихся.

Розенталь и Якобсон провели свой эксперимент в калифорнийской начальной школе, которую они называли Oak School. Учащиеся прошли IQ-тест и на основании этого двое исследователей проинформировали учителей о том, что 20% учеников смогут показать невероятные способности в следующем году. В действительности это количество школьников было выбрано рандомно.

Все ученики были повторно протестированы 8 месяцев спустя, а 20% детей, на кого были возложены большие надежды, получили по 12 баллов, хотя среднее число на тот момент являлось 8.

Розенталь и Якобсон пришли к выводу, что более высокие ожидания учителей были ответственны за эту разницу в достижении наилучшего результата, предоставляющие доказательства для маркировки теории "самореализующегося пророчества".

Успехи в школе

Особенности социального эксперимента

На первый взгляд может показаться, что проведение данного анализа - бессмысленное и не плодотворное занятие. Но любой эксперимент в социальной психологии помогает ученым и общественным деятелям изменять поведенческую модель человека, путем введения новых отраслей в разные сферы жизни.

Все результаты фиксируются, заносятся в общую базу данных, чтобы получить статистический график. Так, правительство может хоть и удаленно, но знать о последствиях новых законов, знакомится с мнением жителей страны и принимать рациональные решения. Члены общества, в свою очередь, лучше понимают друг друга, внося изменения в модель воспитания и образования нового поколения.

В заключение

Любой социально-педагогический эксперимент - это не фарс, а способ знакомства, изучения и познания общества в целом. Любая модель анализа затрагивает абсолютно все сферы жизнедеятельности (машиностроение, медицину, образование, науку, религию).

Читайте также: