Экономическое чудо южной кореи кратко

Обновлено: 06.07.2024

Один их моих читателей с Украины, Павел Ларк, прислал отличный материал, рассказывающий о способах создания в Южной Корее новой экономики. Южная и Северная Корея после гражданской войны находились примерно в одинаковом состоянии. Промышленность была большей частью на Севере, но она была разрушена ковровыми американскими бомбардировками. Обе части некогда единой страны были бедными и экономически не развитыми.

И тут в мае 1961 года в Южной Корее произошел военный переворот…

Как создаются экономические чудеса

  • развитие тяжелой промышленности, как форсированная индустриализация за счет сельского хозяйства;
  • экспортно-ориентированная экономика и её государственное регулирование (вам ничего не напоминает?).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Многие полагают, что генерал Пак Чон Хи, правивший Южной Кореей с 1962 по 1979 год, благодаря своей жесткой руке, индикативному планированию и пятилеткам смог построить в Корее такой социально-экономический строй, который обеспечил стране успех.

Отчасти с этим, наверное, согласится автор книги "Как устроена экономика" Ха Джун Чанг, кейнсианский болтун, весьма популярный и влиятельный в определенной среде. В первой части своей книги, где речь идет о девелопменталистской экономической школе, подразумевающей такую экономическую политику, в основе которой лежит вера в то, что государство своими действиями может помочь появиться высокотехнологичным производствам в отсталой стране, Чанг пишет: "Согласно [девелопменталистской] традиции, некоторые виды экономической деятельности, например высокотехнологичные отрасли промышленности, дают странам лучшую возможность развивать свой производственный потенциал. Тем не менее также считается, что такая деятельность не может развиваться естественным образом в государствах с отсталой экономикой аналогично тому, как проводится компаниями в более развитых странах. В сложных экономических условиях, если правительство не вмешивается, вводя пошлины, субсидии и нормативные положения, чтобы стимулировать подобную деятельность, свободные рынки будут постоянно тянуть эти страны обратно к тому, в чем они и так хороши, то есть к низкопроизводительной деятельности, основанной на природных ресурсах и дешевом труде". Т.е., согласно таким утверждениям, отсталая страна, если она будет жить законами свободного рынка, так и останется производителем той продукции, что получается у неё лучше и дешевле всего, для которой требуется дешевая рабочая сила, но не нужно много капитала и науки. И только с помощью действий государства, в результате индикативного планирования (ИП) , можно разорвать этот порочный круг и добиться того, чтобы в стране появилось производство, способное конкурировать с развитыми странами. В качестве примера часто приводятся (не только Чангом, сторонников индикативного планирования всё больше и больше по моему субъективному мнению) Южная Корея, Сингапур, Китай. Не секрет, что сегодня эти страны, 50 лет назад бывшие нищими, являются мировыми лидерами в судостроении, автомобилестроении, роботизации, компьютерной технике и биотехнологиям.

Всё это звучит убедительно, но в одном проблема — это едва ли можно доказать, так как во всех случаях мы будем сталкиваться не только с действиями государства, но и с рыночной либерализацией. И Чанг, и любой другой сторонник ИП будет говорить, что именно государство своими действиями сыграло ключевую роль в появлении в ЮК, Сингапуре и Китае всей той индустрии, плоды которой известны по всему миру. И без государства, опять же предположительно, эти страны за 50–60 последних лет так и остались бы если не бедными, то просто средними, производящими то, что им легче всего давалось бы. Опять же — доказательства, что именно государство дало возможность преодолеть этот барьер между трудоемким и капитало-науко-емким производством если и могут приводиться, то без учета множества других факторов, которые могут свидетельствовать об обратном.

Однако давайте расставим все точки над I. Убежденность Чанга и др. в том, что отсталые страны, которые они берут в пример, не могли бы стать развитыми без индикативного планирования никак не доказуема. Это рассуждения из разряда “если бы, да кабы”. У нас нет сингапуров, корей и китаев в нескольких экземплярах, чтобы мы смогли проверить такое смелое утверждение, как “полностью доверившись рынку, отсталые страны не смогут развиваться”. Тут нет слова “вероятно”. Это утверждение. Однако это утверждение заразительное и предлагается сегодня в качестве решения проблем в России. Гипотеза ИП-шников (назовём их так для ясности) апеллирует к одним показателям, при этом игнорируя другие. Так, если мы говорим, что ИП-действия генерала Пака в Южной Корее заложили основы экономической мощи этой страны, то следовало бы учесть, что мы это говорим, восхищаясь достигнутыми СЕГОДНЯ успехами, когда водим их автомобили, держим в руках их телефоны, смотрим на их небоскребы и т.д. Однако генерал Пак правил с 1963-го до 1979-го года, а сегодня у нас 2020-й. 41 год Корея развивалась без него и развивалась весьма успешно. Высокие темпы роста были и ДО начала его правления (например, в 1961-м 5%). Иными словами, хотя при Пак Чон Хи некоторые годы были пиковыми для роста экономики, не стоит думать, что он отец южнокорейского роста и уникальный реформатор.

Несмотря на то, что пятилетки продолжались (аж до 1996-го, но потом от них отказались), важно понимать, что экономическое чудо своими силами и путем производства всего что только возможно в рамках одной страны — невозможно. Когда Чанг приводит пример Кореи и других подобных стран, как удачный образец ИП для отсталой страны, сложно осознать, насколько врёт или ошибается этот “специалист”. Вот он пишет, что "после обретения независимости большинство постколониальных стран отказались от политики свободного рынка и свободной торговли, навязанной им метрополиями. Некоторые из них стали откровенно социалистическими (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам и Куба), но большинство начали проводить политику индустриализации, возглавляемую государством, оставаясь при этом в основном капиталистическими странами. Данная стратегия стала известна как создание промышленности для замены импорта — ее назвали так потому, что импортируемые промышленные изделия заменялись своими собственными. Она осуществлялась путем защиты отечественных производителей от превосходящих их иностранных конкурентов с помощью ограничения импорта (поддержка новых отраслей промышленности) или жесткого регулирования деятельности иностранных компаний, работающих в пределах национальных границ. Правительства часто субсидировали производителей из частного сектора и создавали государственные предприятия в отраслях, в которые частные инвесторы не желали вкладывать средства из-за высокого риска".

Приводя в пример Корею, Китай, Сингапур и т.д., надо понимать, что эти страны в полной мере использовали свои РЫНОЧНЫЕ преимущества в виде дешевой рабочей силы, экономической либерализации, репутации надежного партнера. ИП-шники утверждают, что государство помогает преодолеть рыночное проклятие такого преимущества, но как? Пример Кореи показывает, что это т.н. проклятие было преодолено не столько с помощью индикативного планирования, а с помощью стандартного набора рыночных механизмов: сначала иностранных инвестиций (которые нуждаются в определенных гарантиях, институтах, иными словами — в защите собственности), а затем в накоплении собственного капитала населением и инвестирования его в экономику отечества. Но если Чанг верил, что подобное положение дел должно оставить неразвитую страну на прежнем уровне, то в действительности именно иностранные инвестиции позволили Корее перейти на качественно новый, более высокий уровень. Далее я покажу, что никакой "замены импорта" в результате не произошло, а "возглавляемая государством" индустриализация на деле была реализована благодаря рыночным механизмам, а не "жесткой руке".

Пак Чон Хи, безусловно, активно применял арсенал индикативного планирования, задавая крупнейшим частным компаниям направление для деятельности. Например, через госзаказы и директивы. Однако в то же самое время он существенно ограничивал их самостоятельное развитие, регулируя банковский сектор и даже приток и отток валюты, задавая направления их развития и буквально принуждая заниматься определенными видами деятельности. Все это происходило в пользу одних отраслей и в ущерб другим. И.А.Коргун и Л.В.Попова в работе "Внешнеэкономический фактор в развитии республики Корея (1950-2011 гг)" пишут, что "в условиях применявшегося в 1970-е гг. кредитного ранжирования капитал концентрировался в стратегических секторах, тогда как другие испытывали нехватку в нём, результатом чего стало создание избыточных мощностей с низким коэффициентом их использования. По состоянию на 1979 г. в судостроении производственные мощности были загружены лишь на 21,4%, в промышленном машиностроении - на 60,4%, в цветной металлургии - на 76,4%. Более свободный доступ к международным кредитам, которым обладали чэболи, стал одним из факторов усиления их рыночной власти и ухудшения положения МСБ. Кроме того, возможность покрывать убытки за счет привлечения новых займов препятствовала уходу с рынка неэффективных компаний". Иными словами, остается только гадать, сколько ресурсов было просто "разбазарено" мудрым генералом и его ИП.

Никто не может сказать, что потеряла Корея в результате принесения в жертву одного в пользу другого, верно? Пак добился того, что крупнейшие корпорации-чеболи стали играть ключевую роль в экономике (однако не он их создал, он отобрал для своих реформ крупнейшие на тот момент фирмы — Samsung, Hyundai, LG возникли задолго до появления Пака), но сегодня их слишком большое влияние как-раз считается проблемой в корейском обществе, что находит отражение как в кино, так и в политической риторике. Например, Hyundai из обычной строительной фирмы превратился в крупную корпорацию, но кто знает, что было бы на месте этой компании без личного вмешательства Пака? Но интереснее всего другое. Политика ИП продолжалась и после Пака, пока не получилось так, что нагрянул кризис 1997-го. Чеболи едва ли справились с ним, и знаете что им пришлось сделать? Они продали свои убыточные отрасли. При этом еще до кризиса было замечено, что чеболи действуют не эффективно — их рентабельность была ниже, чем у американских и европейских компаний. Азиатский финансовый кризис из 30 чеболей пережили только 16. Возможно, без директив Пака чеболи бы изначально не занимались убыточной деятельностью, а огромное количество ресурсов было бы направлено туда, где оно нужнее всего.

Редактировать галереюТОП-10 чеболей с конца 1950-х по 2000-е. Как видите, многие компании появились до генерала Пака.

Роль иностранных инвестиций для неразвитых стран трудно переоценить, ведь именно за счет ПИИ (прямых иностранных инвестиций) прежде необученное технологиям общество начинает понимать, как устроена промышленность, начинает за счет работы иностранных предприятий накапливать свой капитал. Этот закон, в сущности, универсален. Однако в Корее к этому подходили постепенно. Только в 1965 году был подписан корейско-японский договор о нормализации отношений. Согласно этому договору, Япония выплачивала Корее 300 млн долл репараций за ущерб во время оккупации, предоставляла 200 млн долл займа под низкие проценты в 3,5% годовых, а также материально-техническую помощь под экспортный кредит в йенах. Сюда входила и подготовка кадров со стажировкой в Японии. Договор 1965 года открыл Корею для японских компаний. В целом был взят курс на предоставление инвесторам благоприятного климата: создание свободных экономических зон, зон свободного инвестирования, налоговые и таможенные льготы, помощь инвесторам юридического характера и т.д. Разумеется, политика Пак Чон Хи диктовала инвесторам определенное направление. Большую часть инвестиций получила обрабатывающая промышленность. С 1962 по 1986 гг из 2,2 млрд долл прямых иностранных инвестиций 60,6% приходилось на нефтехимическую, автомобилестроительную, текстильную, электронную и др. обрабатывающую промышленность. На сектор услуг — 33,4%. 80% инвестиций пришли из США и Японии, на Европу только 9,8%. К концу 1970-х годов иностранные предприятия давали 16% валового выпуска, 14,2% добавленной стоимости, 19% всего экспорта страны и 30% промышленного экспорта. 10% рабочей силы в промышленности работало именно на этих предприятиях и 5,4% рабочей силы вообще. Иностранные предприятиях в электронной отрасли давали 40,9% валового выпуска, в машиностроительной — 24% и т.д. Согласно подсчетам корейских экономистов, только с опорой на "собственные силы", т.е. только на внутренние инвестиции, рост ВНП Кореи в 1962-1966 году составил бы 3,8% вместо реальных 7,9%; в 1967-1971 гг только 6,1% вместо 9,7%.

Источник: И.А.Коргун, Л.В.Попова, Внешнеэкономический фактор в развитии республики Корея (1950-2011 гг).

Источник: И.А.Коргун, Л.В.Попова, Внешнеэкономический фактор в развитии республики Корея (1950-2011 гг).

Не подтверждается утверждение о том, что частные внутренние инвесторы боятся инвестировать в определенные отрасли, которые приходится поддерживать государству. Т.е. создается впечатление, будто бы частные экономические агенты способны построить только маленький ларек или парикмахерскую. Мы можем проверить это на примере кредитов, которые частные заемщики и государство расходовали по-разному. В 1970-е гг. частный сектор вкладывал средства в тяжелую, химическую и текстильную промышленность. Около 60% всех частных займов тех лет пошли именно в эти инвестиции. В 1980-е годы акцент сместился на сектор услуг, что, впрочем, было закономерно для страны, где третичный сектор постепенно вытеснял вторичный. В то же время лишь 2,5% правительственных займов было инвестировано в строительно сталелитейных и нефтехимических заводов. Большая часть государственных кредитов Кореи была инвестирована в сельское хозяйство и инфраструктуру.


15 ноября 2021 года президент Джо Байден подписал ключевой закон об инвестициях в инфраструктуру США на $1,2 трлн. Поскольку США являются в том числе экономической супердержавой, реализация данного закона в течении 10 лет окажет положительное влияние не только на конкурентоспособность самих Штатов. Выгоду, безусловно, извлекут и их партнеры, прежде всего военно-политические союзники в Восточной Азии.

Как казахстанцам в Штатах живётся, или Почему растёт число желающих уехать в США

Как казахстанцам в Штатах живётся, или Почему растёт число желающих уехать в США

В частности, часть заказов выполнят такие ведущие корейские производители, как Samsung, LG и т.д. В качестве примера тесных контактов сторон можно привести свежий отчет компании Samsung Electronics. В течение 9 месяцев 2021 года следующие иностранные фирмы стали основными покупателями продукций этой компании: Apple (США), Best Buy (США), Deutsche Telekom (Германия), Verizon (США) и Supreme Electronics Co. (Тайвань). На долю этих партнеров пришлось 15% от общих продаж фирмы.

Досым Сатпаев написал книгу о восстании 1916 года. Почему она актуальна сейчас?

Досым Сатпаев написал книгу о восстании 1916 года. Почему она актуальна сейчас?

Как нередко бывает, из-за бесконечных политических, экономических и социальных проблем в стране произошел госпереворот и к власти пришли военные во главе с известным генералом Пак Чжон Хи.

30 лет в лодке независимости: к чему мы приплыли?

30 лет в лодке независимости: к чему мы приплыли?

Поскольку на Юге нет больших запасов полезных ископаемых, Пак Чжон Хи привлек необходимые средства следующим образом.

Во-первых, был учтен опыт Японии, которая сумела выстроить выгодные для себя отношения с Вашингтоном, выступая на его стороне во время Корейской войны. Сеул, в свою очередь, с особым энтузиазмом поддерживал США во время войны во Вьетнаме. Это позволило Сеулу осуществить модернизацию армии, привлечь значительные средства для поддержки экономического развития страны со стороны Вашингтона. Так, в середине 1960-х доллары США, полученные за участие в этой войне, стали самым крупным источником дохода для госказны. В итоге в этой войне приняло участие около 350 тыс. южнокорейских солдат (с 11 сентября 1964 года по 23 марта 1973 года). Одним словом, для Кореи международная обстановка сложилась благоприятной благодаря ее активному участию в конфликте (при этом существующие проблемы между Вьетнамом и Кореей из-за действий последней во время этого кровопролития - тема для отдельной статьи).

В Казахстане есть ресурсы, а прорыва - нет

В Казахстане есть ресурсы, а прорыва - нет

Эти средства и ресурсы послужили основой для финансирования трансформации экономики Кореи. Следует здесь добавить, что Корея заплатила сполна за все эти финансовые компенсации.

Соседство с Японией, с одной стороны, весьма негативно повлияло на судьбу страны, если учитывать исторические войны между соседями и последующую колонизацию Кореи.

И все же Корея добилась успеха в развитии экономики, прежде всего благодаря собственным усилиям, творческой энергии и трудолюбию народа, жесточайшей дисциплине госаппарата и управленческому таланту генерала Пак Чжон Хи. Хотя сегодня можно услышать много критики в его адрес, одно является бесспорным: он был патриотом своей родины и сделал все для построения эффективной индустриальной державы в кратчайшие исторические сроки (он был президентом Кореи в 1961-1979 годы). Безусловно, он допустил и немало ошибок, которые лежат в сфере внутренней политики и обеспечения прав и свобод граждан.

Со скандалом. Всемирный банк закрывает свой Doing Business после расследования

Со скандалом. Всемирный банк закрывает свой Doing Business после расследования

В региональном и глобальном контексте следует признать и бесспорную роль США. Она проявилась следующим образом:

3. Особое усердие американцы проявили в ходе Корейской войны. Они вступили в войну, получив при этом мандат Совета Безопасности ООН, и возглавив широкую международную коалицию. 63 государства – члена ООН оказали содействие Югу в отражении нападения со стороны Севера. При этом главную роль сыграли США (на пике войны там находилось 327 тыс. американских солдат). Десантирование американских войск под командованием генерала МакАртура на Чемульпо (нынешний Инчхон) предопределило исход войны. Благодаря содействию со стороны коалиционных сил были освобождены южнокорейские территории, на которых в скором времени появилась необходимая инфраструктура для будущего динамичного роста страны.

Если вы инвестируете в Казахстан, но не знаете о стране ничего, кроме Бората.

4. С этого момента американский контингент начинает базироваться на территории Юга с тем, чтобы обеспечить не только безопасность Южной Кореи, но и стратегический баланс сил в региональном и глобальном контексте. Это позволило южнокорейской стороне набраться сил, создать современную армию с помощью США, сэкономить значительные средства, перенаправив их для нужд экономики.

5. Однако в контексте развития Кореи главным является следующее. К тому времени был у США был сформирован имидж страны, обладающей своеобразным ноу-хау по взращиванию успешных современных систем для страдающих от поствоенных синдромов государств (имеется в виду прежде всего Германия и Япония).

Российский миллиардер: В прошлой жизни я был казахом, теперь хочу стать казахстанским писателем

Российский миллиардер: В прошлой жизни я был казахом, теперь хочу стать казахстанским писателем

1. Важно не столько иметь большие стратегические цели, сколько проявить настоящий патриотизм и волю к достижению поставленных целей. При этом важно начинать с понятных и исполнимых простых задач. А реализация должна быть основана на дисциплине, прежде всего на ее финансовой составляющей.

2. Решение таких глобальных задач невозможно представить без энтузиазма и активных усилий со стороны граждан.

3. Принципиально важно иметь деловой настрой, полезных и позитивных союзников, желательно с большими возможностями и ресурсами. Одним из наиболее важных качеств для страны является ее умение использовать выгодную для себя глобальную и региональную конъюнктуру, тем более в условиях нынешней глобализации. В частности, Вашингтон и Токио сыграли ключевую роль в модернизации южнокорейской экономики, так как Сеул смог воспользоваться их возможностями в науке и развитии технологий, так же как емкими рынками этих двух экономических гигантов.

Сеул извлек большую для себя пользу от так называемых процессов открытия Китая в конце 1970-х, когда начались весьма актуальные реформы под руководством настоящего мудреца Дэн Сяопина. Сейчас Пекин является основным внешнеторговым партнером Сеула.

Мне кажется, что и нам под силу осуществить подобные программы. Главное - иметь надежных партнеров и захотеть.

Дулат Бакишев, эксперт по международным отношениям

Чудо на реке Ханган – история как разрушенная войной нищая Южная Корея за полвека стала одной из ведущих экономик планеты.

История экономического чуда Южной Кореи


История экономического чуда Южной Кореи

Как состоялось корейское экономическое чудо

Южная Корея – отличный пример страны, которой предначертано остаться аусайдером, но она за счет грамотной политики оказывается в числе первых.

В Южной Корее нет полезных ископаемых.
А на старте у Южной Кореи не было промышленности.
Гористая местность и разрушенная войной экономика…

В 1961 году генерал Пак Чонхи сверг режим премьер-министра страны Чан Мёна.
Что сделали пришедшие к власти вояки?
Они стали строить высокотехнологичную экспортно ориентированную экономику…

Раз страна не имеет возможности эскпортировать древесину, нефть и уголь – корейцы сделали ставку на машиностроение, нефтехимию, автомобилестроение и производство электроники.

Например, в 2005 году доля Южной Кореи в мировом судостроительном рынке в сегменте производства дорогостоящих судов – крупнотоннажных контейнеровозов, нефтетанкеров и газовозов – достигла 59,3 %.

Всего за полвека экономика Южной Кореи выросла почти с нуля до более триллиона долларов…

Перед нами прекрасная и поучительная история от проекта Redroom про то, как в небольшой нищей азиатской стране к власти в стране пришли люди, цель которых была не личный карман, а интересы страны.

Южная Корея – экономически сверхуспешная страна. При чем тут диктатура?

Историю Кореи мы уже затрагивали — как историю политического и экономического аутсайдера Восточной Азии.
Но в 2019-м году Южная Корея (в отличие от своего северного соседа — КНДР) — не зря зовется “азиатским тигром”, наряду с Сингапуром, Гонконгом и Тайванем, эта страна пережила сверхмощный экономический взлет (то самое экономическое чудо на реке Ханган) и ее экономика сейчас стабильно входит в топ сильнейших в мире.

Для многих эта история о том, что богатое государство можно построить методами планового контроля за рынком и политической диктатуры, ведь именно в таких условиях подготавливалась почва для этого экономического скачка.

Генерал, а после президент Пак Чжон Хи стал именем нарицательным для “успешного диктатора”, а его режим стал знаковым примером эффективной диктатуры развития.

Но так ли все радужно было и остается в действительности?
Что плохого досталось Корейской Респубике от эпохи диктатуры?
В чем проблема тесных взаимоотношений крупнейших корейских корпораций-чеболей и корейского правительства?
И за что сажают политиков в Корее сейчас?

Давайте разберемся сегодня в истории южнокорейского экономического чуда и заодно поговорим о коррупции, войнах с соседями, государственном вмешательстве, эффективном менеджменте и политических самоубийствах.

Читайте также: