Литературное направление есенина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.

*Исследователи: следует ли имажинизм поместить в один ряд с символизмом, акмеизмом и футуризмом, трактуя их творческие достижения как интересное явление литературы постсимволизма и определенный этап развития. Или же корректнее рассматривать имажинизм в ряду многочисленных течений и объединений 20-х годов XX века, развивавшихся в общем духе авангардизма, которые не смогли открыть принципиально новых путей развития поэзии и в итоге остались только эпигонами футуризма.

Так же как символизм и футуризм, имажинизм зародился на Западе и уже оттуда был пересажен Шершеневичем на русскую почву. И так же, как символизм и футуризм, он значительно отличался от имажинизма западных поэтов. Термин заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии — имажизма. Это слово впервые попало в поле зрения русских читателей в 1915 году с появлением статьи Венгеровой, в которой рассказывалось о лондонской поэтической группе имажистов, во главе которой стояли Эзра Паунд и Уиндем Льюис. Однако русских имажинистов нельзя назвать преемниками. И хотя теоретические установки английских поэтов во многом соответствовали творческим исканиям Шершеневича и К°, сами представители имажинизма никогда не называли лондонских имажистов своими предшественниками. Теоретическая программа скорее перекликалась с содержанием деклараций кубофутуристов, несмотря на взаимное порицание друг друга.

Одним из организаторов и признанным идейным лидером группы был В. Шершеневич. Известный как теоретик и пропагандист имажинизма, яростный критик и ниспровергатель футуризма, начинал он именно как футурист. «Причины, побудившие объявить войну футуризму, носят отчасти личный, отчасти политический характер. Очевидна зависимость поэтических и теоретических экспериментов Шершеневича от идей Ф. Маринетти и творческих исканий других футуристов — В. Маяковского, В. Хлебникова.

Творческие разногласия имажинистов в конце концов привели к тому, что группа разделилась на правое (Есенин, Ивнев, Кусиков, Грузинов, Ройзман) и левое крыло (Шершеневич, Мариенгоф, Н. Эрдман) с противоположными взглядами на задачи поэзии, ее содержательную сторону, форму, образ.

Есенин Сергей, Ивнев Рюрик, Мариенгоф Анатолий, Шершеневич Вадим.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895-1925)

Свой творческий путь Есенин начинал как типичный крестьянин-самоучка: земская школа в с. Константинове, церковно-учительская — в Спас-Клепиках и потом — переезд в Москву. Там он работал помощником корректора в типографии Сытина, посещал собрания Суриковского кружка и лекции в народном университете Шанявского.

Зрелый Есенин будет осознавать себя не крестьянским , а русским поэтом. Но для этого ему нужно было уйти от суриковцев. Таким "уходом" стало знакомство с Блоком и Клюевым. Блок дал ему рекомендацию, и в конце 1915 г. Есенин издал в Петербурге первую книгу стихов — "Радуница".

Лирический герой его ранних стихов — путник и богомолец, идущий по полевым и лесным просторам Руси с тайной верой в Иисуса и Богородицу:

Чую радуницу Божью —
Не напрасно я живу.
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венцом в кольце иголок.
Мне мерещится Исус.

Природный и мистически-религиозный план просвечивают в ранних стихах Есенина друг сквозь друга. В письме к Иванову-Разумнику (май 1921) Есенин напишет об "образах календарного стиля, которые создал наш великоросс из той двойной жизни, когда он переживал свои дни двояко, церковно и бытом. Примеры такого двойного переживания в его ранних стихах найти несложно — хотя бы в стихотворении "Осень", посвященном тому же Иванову-Разумнику:

Самое смелое и даже дерзкое стихотворение раннего Есенина — "Песнь о собаке" (1915), в котором ощенившаяся рыжая сука предстает едва ли не Богородицей. У нее топят щенков, и один из них, уподобленный рыжему месяцу в небе, оказывается взятым на небо. Трагедия собаки спроецирована — почти кощунственно — на евангельский сюжет:

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

В своей программной статье "Ключи Марии" (1918) Есенин писал о том, что "вся наша образность" построена на сложении "двух противоположных явлений", то есть на метафоре, и приведет пример: "Луна — заяц, звезды — заячьи следы". Иными словами, метафоризм свой Есенин возводил к фольклорной загадке, и не случаен его интерес к книге А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу".

Революция 1917 г. была воспринята Есениным как исполнение пророчества о голубой Руси, что, в свою очередь, накладывалось на евангельскую идею "новой земли и нового неба".

Политически Есенин тяготел к эсерам с их революционным радикализмом, и не случайным было его сближение с лидером и теоретиком так называемого "скифства" Ивановым-Разумником. "Скифы" выступали за революцию духа, которая уведет Россию с пути мещанского Запада и откроет в ней ее собственную уникальную основу. Этот радикализм отчетливо прослушивается в так называемых "маленьких поэмах" Есенина, написанных в 1917 — 1919 годах.

"Разбойное" и даже богохульное начало пронизывает собою маленькие поэмы. В одной из них, "Инонии", лирический герой Есенина становился пророком и хулиганом одновременно. Отрицая "старого" Бога и "старую" религию, он пророчил нового Христа, который въедет в мир на кобыле: "Новый на кобыле / Миру едет Спас".

С одной стороны, это походило на кощунство: "Тело, Христово тело / Выплевываю изо рта" (то есть изо рта выплевывается церковное причастие), но, с другой, лирический герой Есенина оказывался пророком Третьего (мужицкого, крестьянского) Завета. Есенинская Инония представала страной предков, мифологической вечностью.

Катастрофа, которую воспевал Есенин, была реальной, но с крестьянским раем она, как оказалась, не имела ничего общего. В 1918 г. началась гражданская война, которая привела к резкому недовольству крестьян новой властью. Через два года разразился голод, унесший огромное количество крестьянских жизней. Есенин начинал понимать, что с деревней происходит нечто ужасное. Позднее в сохранившихся строфах из поэмы "Гуляй-Поле" он напишет:

Здесь в схватках зверски-оголтелых
Рубили красных, били белых
За провиантовый грабеж,
За то, что вытоптали рожь.

В 1918 г. назревает его конфликт с Клюевым, в утопию которого Есенин больше не верит. Он внутренне мечется, ибо ощущает, что у него нет соратников в литературном мире. В 1919 г. Есенин присоединяется к имажинистам. Этот зигзаг есенинской биографии был не очень понятен ни современникам, ни позднейшим исследователям.

В литературную группу имажинистов (от английского и французского image — образ) входили Иван Васильевич Грузинов, Рюрик Ивнев [Михаил Александрович Ковалев], Александр Борисович Кусиков [Кусикян], Анатолий Борисович Мариенгоф, Вадим Габриэлевич Шершеневич .

Но последнее как раз и импонировало Есенину едва ли не больше, чем претензии образоносцев (как называли себя имажинисты) на создание национального стиля в поэзии. Он примкнул к имажинистам, как к собратьям по изгойству. "Имажинистский" период творчества Есенина начинается превращением инока и пастуха в хулигана.

В 1920 г. пишутся стихотворения с характерными названиями — "Хулиган", "Исповедь хулигана". В них меняется не только лирический герой, но и пейзаж, который становится неуютным, мрачным, враждебным:

Дождик мокрыми ветлами чистит
Ивняковый помет по лугам.
Плюйся, ветер, охапками листьев, —
Я такой же, как ты, хулиган.

Есенин усиливает мотив своей отверженности, называя себя разбойником, конокрадом, вором, хамом, шарлатаном, скандалистом. Но при этом всячески подчеркивает, что в душе он остался по-прежнему деревенским человеком.

Гражданская война поставила перед Есениным вопрос об исторической судьбе деревни. В 1920 г. он начал работать над драматической поэмой "Пугачев", мотивируя это тем, что не согласен с пушкинской концепцией пугачевского восстания, и, уверяя современников, что много лет работал в архивах, изучая исторические документы. На самом деле это было конспирацией. Есенина интересовал не XVII век, а XX, и не Емельян Пугачев, а Нестор Махно, которого тогдашняя печать именовала новым Пугачевым. Но писать поэму о Махно, который, организовав на территории Украины настоящую крестьянскую республику, вел войну с красными и белыми одновременно, было слишком опасно.

В 1922 — 1923 гг. стихи, переполненные чувством безысходного тупика и составившими цикл "Москва кабацкая". Современники были поражены в них парадоксальным соединением темы пьяного распада с изумительной поэтической силой.

Столь же жесток в этом цикле и лирический герой Есенина. Если некогда сука превращалась для него в женщину, то теперь происходила обратная метаморфоза:

Очищение к герою "Москвы кабацкой" могло прийти только через смерть и религиозное возвращение к утраченной национальной почве:

Чтоб за все грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Поездка Есенина в Европу и Америку, предпринятая в 1922 — 23 годах, стала для него спасительной передышкой. Запад влек возможностью самому убедиться в том, может ли Россия пойти путем индустриальной цивилизации и так ли это для нее губительно.

Есенин трезво оценил и техническую мощь Америки, и необычайную промышленную устойчивость Германии. Он хорошо понял, что России предстоит догонять развитые западные страны. На Западе Есенин ощутил себя ненужным. Ненужным он чувствовал себя и в России, ибо "крестьянский рай" не удался, а то, что пришло вместо него в русскую жизнь, Есенину в принципе было глубоко чуждым, если не враждебным.

В очерке "Железный Миргород", написанном по возвращении из-за границы, Есенин делал попытку примирения с тем, что вызывало в нем смертную тоску. Есенинский очерк, с одной стороны, был искренним желанием перестроить свою творческую психику сообразно с требованиями новой жизни, с другой — дипломатическим реверансом в сторону власти, которую Есенин боялся.

Мотив осени стал сквозным в цикле "Любовь хулигана", посвященном актрисе Московского Камерного театра Августе Миклашевской. Если в "Пугачеве" осень являлась вождю мятежников в виде злой старухи с невеселой холодной улыбкой. Здесь она представала красивой женшиной, имя которой "звенит, / Словно августовская прохлада" , у которой волосы "цветом в осень" и "глаз осенняя усталость".

В любовной теме переживалась не полнота бытия, а ее роковая нехватка, и более того — невозможность любить:

И любовь не забавное ль дело?
Ты целуешь, а губы как жесть.
Знаю, чувство мое перезрело,
А твое не сумеет расцвесть.

- В 1924 г. Есенин пишет своего рода маленькую лирическую трилогию — "Возвращение на родину", "Русь Советская", "Русь уходящая", — в которой впервые обращается к жизни советской деревни. Деревня возникает в его стихах вне мифопоэтического контекста "голубой Руси": на церкви комиссар снял крест, сестры выкинули из избы иконы и читают "пузатый" "Капитал", деревенская молодежь поет "агитки Бедного Демьяна" (которого, кстати, Есенин терпеть не мог). Этой деревне чужд язык есенинской утопии, что и рождало горькое признание: "Язык сограждан стал мне как чужой, / В своей стране я словно иностранец".

- Есенин попытался научиться языку новой действительности. В "Письме к женщине" Есенин вообще склонен осудить себя за то, что остался в стороне от борьбы за будущее. А в "Письме к деду" он, переигрывая сюжет "Сорокоуста", пропел гимн "стальной кобыле".

Наиболее проницательные критики хорошо видели вымученность есенинских усилий заговорить новым языком. Историко-революционная тема, которую пробовал освоить Есенин в "Балладе о двадцати шести" и "Песни о великом походе" (первая — о двадцати шести бакинских комиссарах, вторая — об обороне Петрограда в 1918 г.), ему не давалась, да он и сам это понимал.

- Последние крупные вещи Есенина носят финальный характер. В 1925 г. он — одно за другим — пишет цикл "Персидские мотивы", поэмы "Анна Снегина" и "Черный человек".

В "Персидских мотивах", возникает условная, придуманная Персия — страна поэзии и любви, иллюзорный мир покоя и тишины. Есенин делает отчаянные усилия, чтобы уйти от мучающего несовпадения с действительностью в область чистого творческого воображения.

- В "Черном человеке" предметом изображения становилась пустая, обесцененная жизнь, перед лицом которой стихи изобличаются как нечто иллюзорное и лживое. "Черный человек" был острым рецидивом, с которым Есенин мучительно боролся в себе самом. Итог этой вещи был неутешителен: идеал оказался нереализуемым в действительности, а действительность — "голой", внеэстетической пустотой, разоблачающей идеал. Есенин мучительно ощущал, что проживает судьбу какого-то "авантюриста", "прохвоста и забулдыги". До сих пор это было маской. В "Черном человеке" маска приросла к лицу и отдиралась с кровью и мясом.

- "Анну Снегину" Есенин задумал как эпическое, "некрасовское" повествование из крестьянской жизни, но в итоге создал лирическую исповедь. Характерно, что и здесь Есенин окончательно отказывается от своего метафорического языка и демонстративно ставит в центр изображения то, от чего упорно отворачивался все эти годы, — реальную историческую деревню.

Сюжет "Анны Снегиной" разворачивается на фоне борьбы мужиков за землю в 1917 г. Герой поэмы, двойник самого Есенина, которого тоже зовут Сергей, возвращается на отдых в родные места. Его друг Прон Оглоблин отправляется с ним в имение помещицы Снегиной (с которой у Сергея когда-то был роман) брать землю. Три любящих друг друга человека сталкиваются в мучительном конфликте — с тем, чтобы в итоге расстаться навсегда: Анна уезжает в Лондон, Сергей — в столицу, Прон убит белыми. Жизнь по отношению к ним безжалостна и катастрофична.

- Этой катастрофичности противопоставлено чувство любви, которое в итоге торжествует над всем. Сергей искренне любит мужиков-односельчан, и они отвечают ему тем же: "Бахвалишься славой не очень / И сердце свое не продашь". Анна из эмиграции присылает ему письмо с признанием: "Но вы мне по-прежнему милы, / Как родина и как весна". И если в начале поэмы звучит обида на жизнь, в которой так мало любви ("Но мало любили нас"), то в конце утверждается обратное:

Мы все в эти годы любили,
Но, значит, любили и нас.

Автор "Анны Снегиной" прощает жизни все, что в ней "не сбылось", благословляя ее, как и в лирике 1924 — 1925 годов.

Одним из направлений русского литературного авангарда стал возникший в первые послереволюционные годы имажинизм (от лат. - imagо - образ) . Название восходит к английскому имажизму - англоязычной поэтической школе (Т. Э. Хьюм, Э. Паунд, Т. Элиот, Р. Олдингтон) , знакомство с которым в России произошло после статьи 3. Венгеровой "Английские футуристы" (сб. "Стрелец", 1915).

Основателями направления, именовавшими себя "Верховным советом Ордена имажинистов", стали поэты А. Мариенгоф, В. Шершеневич, С. Есенин, Рюрик Ивнев, художники Г. Якулов и Б. Эрдман. В январе 1919 г. они изложили принципы нового, альтернативного футуризму направления в "Декларации", опубликованной в воронежском журнале "Сирена" (1919, N 4 от 30 января) и газете "Советская страна" (10 февраля 1919 г.) . 29-го января 1919 г. в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. Вскоре к группе присоединились И. Грузинов, А. Кусиков, М. Ройзман и Н. Эрдман.

Я думаю, что поэзию Есенина очень трудно подогнать под какие-либо рамки и определить латинским термином. Слишком его стихи самобытны, талантливы. Есенин был огромной и самостоятельной величиной. Скорее всего его поэзию можно назвать народной, а Есенина считать единственным представителем этого направления.

Есенин был иможенистом. Это можно смело сказать. Он писал стихотворения о природе, у него много, очень много лирических стихотворений имного так называемых "кабацких" стихов, т. е. вольная, слишком свободная лирика.

Профессиональный репетитор помогает разобраться с творчеством Сергея Есенина

сергей есенин в помощь школьнику

сергей есенин в помощь школьнику

Текст: Ольга Разумихина *

Большинство поэтов Серебряного века принадлежало к какому-то одному объединению или литературному методу. С. А. Есенин, несмотря на то что ему было отведено прожить всего 30 лет, успел пройти сразу несколько творческих этапов. Сначала он входил в объединение так называемых новокрестьянских поэтов, затем позиционировал себя как имажинист, а в последний год жизни не причислял себя к сторонникам какого-либо направления. Вспомним биографию классика, а затем рассмотрим основные стихотворения, написанные им в каждый из периодов.

Гражданин села

Сергей Александрович Есенин появился на свет в деревне Константиново (Рязанская область). Казалось бы, что в этом такого? Многие классики, такие как Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и А. А. Фет, рождались в родовых имениях, расположенных очень далеко от Москвы или, скажем, Санкт-Петербурга. Вот только Есенин, в отличие от вышеперечисленных авторов, не является выходцем из дворянской семьи. Его родители были простыми крестьянами, у которых впоследствии родилось ещё трое детей. Будущий поэт учился в церковно-приходской школе и, будучи юным, ни разу не присутствовал на светских приёмах, не ходил в музеи и библиотеки. Но дух творчества всё равно окружал его с младенческих лет: мама и бабушка пели ему русские народные песни и рассказывали сказки. Поэтому мальчик живо заинтересовался фольклором, а затем стал сам пробовать себя в роли сочинителя.

Новокрестьянские поэты

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

Имажинизм

Поэт работает словом, беромым только в образном значении. Мы не хотим, подобно футуристам, морочить публику и заявлять патент на словотворчество, новизну и пр., и пр., потому что это обязанность всякого поэта, к какой бы школе он ни принадлежал.

Заметьте: какие мы счастливые. У нас нет философии. Мы не выставляем логики мыслей. Логика уверенности сильнее всего.

В наши дни квартирного холода — только жар наших произведений может согреть души читателей, зрителей. Им, этим восприемникам искусства, мы с радостью дарим всю интуицию восприятия. От нашей души, как от продовольственной карточки искусства, мы отрезаем майский, весенний купон.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

После имажинизма

Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

Здесь даже мельница — бревенчатая птица

С крылом единственным — стоит, глаза смежив.

И в голове моей проходят роем думы:

Что родина?

Ужели это сны?

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть с какой далёкой стороны.

И это я!

Я, гражданин села,

Которое лишь тем и будет знаменито,

Что здесь когда-то баба родила

Российского скандального пиита.

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Классицизм предполагает четкое деление на высокие и низкие жанры. Герои в художественных произведениях делятся только на положительных и отрицательных. В произведениях затрагивает нравственная проблематика, пороки оказываются осмеянными и наказанными.

Еще одной характерной чертой является то, что соблюдается принцип трех единств: времени (одни сутки), места (одно место) и действия (одна сюжетная линия).

Яркими представителями классицизма в русской литературе являются А. П. Сумароков, Г. Р. Державин.

Маяковский

Модернизм

К модернизму относятся направления Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Литературные направления Серебряного века

Рис. 1. Литературные направления Серебряного века.

Поговорим кратко о литературных направлениях модернизма.

Для символизма характерно обращение к символу, который способен передать основную мысль произведения. Ярким представителем данного направления является А. А. Блок.

Имажинизм предполагал широкое обращение к метафоре и метафорическим выражениям. К данному направлению относится творчество А. Б. Мариенгофа, раннее творчество С. А. Есенина.

Для акмеизма ведущей чертой является внимание к детали. Выделяется творчество Н. С. Гумилева и раннее творчество А. А. Ахматовой.

Футуризм предполагал создание неологизмов, оригинальное построение лирических произведений, отрицание литературной культуры прошлых лет. Самым ярким представителем футуризма является В. В. Маяковский.

Орден Имажинистов. Анализ жизни и творческого пути С. Есенина

Содержание

Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.

*Исследователи: следует ли имажинизм поместить в один ряд с символизмом, акмеизмом и футуризмом, трактуя их творческие достижения как интересное явление литературы постсимволизма и определенный этап развития. Или же корректнее рассматривать имажинизм в ряду многочисленных течений и объединений 20-х годов XX века, развивавшихся в общем духе авангардизма, которые не смогли открыть принципиально новых путей развития поэзии и в итоге остались только эпигонами футуризма.

Так же как символизм и футуризм, имажинизм зародился на Западе и уже оттуда был пересажен Шершеневичем на русскую почву. И так же, как символизм и футуризм, он значительно отличался от имажинизма западных поэтов. Термин заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии — имажизма. Это слово впервые попало в поле зрения русских читателей в 1915 году с появлением статьи Венгеровой, в которой рассказывалось о лондонской поэтической группе имажистов, во главе которой стояли Эзра Паунд и Уиндем Льюис. Однако русских имажинистов нельзя назвать преемниками. И хотя теоретические установки английских поэтов во многом соответствовали творческим исканиям Шершеневича и К°, сами представители имажинизма никогда не называли лондонских имажистов своими предшественниками. Теоретическая программа скорее перекликалась с содержанием деклараций кубофутуристов, несмотря на взаимное порицание друг друга.

Одним из организаторов и признанным идейным лидером группы был В. Шершеневич. Известный как теоретик и пропагандист имажинизма, яростный критик и ниспровергатель футуризма, начинал он именно как футурист. «Причины, побудившие объявить войну футуризму, носят отчасти личный, отчасти политический характер. Очевидна зависимость поэтических и теоретических экспериментов Шершеневича от идей Ф. Маринетти и творческих исканий других футуристов — В. Маяковского, В. Хлебникова.

Творческие разногласия имажинистов в конце концов привели к тому, что группа разделилась на правое (Есенин, Ивнев, Кусиков, Грузинов, Ройзман) и левое крыло (Шершеневич, Мариенгоф, Н. Эрдман) с противоположными взглядами на задачи поэзии, ее содержательную сторону, форму, образ.

Есенин Сергей, Ивнев Рюрик, Мариенгоф Анатолий, Шершеневич Вадим.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895-1925)

Свой творческий путь Есенин начинал как типичный крестьянин-самоучка: земская школа в с. Константинове, церковно-учительская — в Спас-Клепиках и потом — переезд в Москву. Там он работал помощником корректора в типографии Сытина, посещал собрания Суриковского кружка и лекции в народном университете Шанявского.

Лирический герой его ранних стихов — путник и богомолец, идущий по полевым и лесным просторам Руси с тайной верой в Иисуса и Богородицу:

Чую радуницу Божью — Не напрасно я живу. Поклоняюсь придорожью, Припадаю на траву. Между сосен, между елок, Меж берез кудрявых бус, Под венцом в кольце иголок. Мне мерещится Исус.

А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков. ……………………… И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.

Здесь в схватках зверски-оголтелых Рубили красных, били белых За провиантовый грабеж, За то, что вытоптали рожь.

В 1918 г. назревает его конфликт с Клюевым, в утопию которого Есенин больше не верит. Он внутренне мечется, ибо ощущает, что у него нет соратников в литературном мире. В 1919 г. Есенин присоединяется к имажинистам. Этот зигзаг есенинской биографии был не очень понятен ни современникам, ни позднейшим исследователям.

В литературную группу имажинистов (от английского и французского image — образ) входили Иван Васильевич Грузинов, Рюрик Ивнев [Михаил Александрович Ковалев], Александр Борисович Кусиков [Кусикян], Анатолий Борисович Мариенгоф, Вадим Габриэлевич Шершеневич.

Дождик мокрыми ветлами чистит Ивняковый помет по лугам. Плюйся, ветер, охапками листьев, — Я такой же, как ты, хулиган.

Есенин усиливает мотив своей отверженности, называя себя разбойником, конокрадом, вором, хамом, шарлатаном, скандалистом. Но при этом всячески подчеркивает, что в душе он остался по-прежнему деревенским человеком.

Столь же жесток в этом цикле и лирический герой Есенина. Если некогда сука превращалась для него в женщину, то теперь происходила обратная метаморфоза:

Пей со мною, паршивая сука, Пей со мной.

Чтоб за все грехи мои тяжкие, За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.

Поездка Есенина в Европу и Америку, предпринятая в 1922 — 23 годах, стала для него спасительной передышкой. Запад влек возможностью самому убедиться в том, может ли Россия пойти путем индустриальной цивилизации и так ли это для нее губительно.

В любовной теме переживалась не полнота бытия, а ее роковая нехватка, и более того — невозможность любить:

И любовь не забавное ль дело? Ты целуешь, а губы как жесть. Знаю, чувство мое перезрело, А твое не сумеет расцвесть.

Мы все в эти годы любили, Но, значит, любили и нас.

Приоритетом в использовании новых информационных технологий для коллектива Научной библиотеки является полноценное обеспечение информационных потребностей университета и повышение качества образования.

Научная библиотека РГУ имени С.А. Есенина

Воронова О.Е. Сотворение №5 (..2005)

Запись опубликована автором admin в рубрике Пресса о РГУ имени С. А. Есенина. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Читайте также: