Экономический детерминизм маркса кратко

Обновлено: 07.07.2024

Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К.Марксом (1818— 1883) и Ф.Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
Диалектический материализм и социология…………………………………. 3
Социология классов и классовой борьбы……………………………………….7
Социология революции…………………………………………………………. 9

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.doc

Министерство сельского хозяйства РФ

Реферат на тему:

Диалектический материализм и социология…………………………………. 3

Социология классов и классовой борьбы……………………………………….7

Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К.Марксом (1818— 1883) и Ф.Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Следует прежде всего отметить два принципиальных соображения.

Первое. Их идеи рассматриваются в контексте социокультурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

Второе. Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах:

Диалектический материализм и социология

Принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, — это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества.

Пожалуй, никакое другое положение, как это (и в прошлом, и ныне), не подвергается самой интенсивной критике, что Маркс исходит из экономического детерминизма, т.е. объясняет возникновение определенных социальных структур и отношений, политических и культурных институтов всецело из тенденции экономического развития, хотя в жизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи, ибо отмеченные явления сами воздействуют на экономику, на характер реального производства.

Можно соглашаться или нет с оппонентами Маркса, однако очевидно, что резкое акцентирование роли способа производства материальной жизни вольно или невольно умаляет значимость культурных, духовных, религиозных ценностей в развитии общества. Следует заметить, что многие советские и другие последователи марксизма столь абсолютизировали эту марксову мысль, что вовсе игнорировали важную роль культурных ценностей. Вместе с тем в высказываниях самого Маркса, никак не просматривается стремление свести действие всех факторов общественной жизни лишь к одному — экономическому, не отрицается их взаимодействие. Более того, при жизни сам Маркс всячески открещивался от экономического детерминизма, заявляя, что нельзя трактовать экономическую необходимость так, будто лишь она является активным фактором, а все остальное — лишь пассивное следствие.

Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты, прежде всего в материальной жизни. «На известной ступени своего развития, — пишет он, — материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.

Следует обратить внимание на три принципиальных. Движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция — есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий, прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты — соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.

Проблемы эти Маркс успел лишь наметить. Но даже одно их упоминание свидетельствует, что социолог осознал возникновение качественно нового общества, к которому нельзя некритически применять характеристики традиционного капитализма. Отнюдь не случайно уже после смерти Маркса

Энгельс с особой силой подчеркивал, что в социологии марксизма ценны не те или иные отдельно взятые положения, а диалектико-материалистический - подход к анализу общества.

Социология классов и классовой борьбы

Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношения и классовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены, прежде всего, экономическими отношениями. Во всех известных ему обществах характер этих отношений был таков, что социальное положение подавляющего большинства индивидов довольно жестко регламентировалось от момента их рождения и до самой смерти. Такое положение вещей в принципе не исключало определенную социальную мобильность. Но она ограничивалась лишь отдельными индивидами, что не оказывало существенного влияния на социальную жизнь в целом.

Классовое деление приводило к тому, что одни группы людей благодаря своему социальному положению имели материальные, политические и иные привилегии, другие, напротив, лишались необходимого для существования и выживания. В социальной поляризации Маркс видел источник антагонизма классов, глубинную причину классовой борьбы. Таким образом, по Марксу, люди являются продуктом общества и, прежде всего объективного положения в процессе производства. Но, будучи вовлеченными в классовую борьбу, они становятся сами творцами общества. Таков общий взгляд на классы и классовую борьбу, который, однако, для Маркса никогда не был догмой и существенно корректировался сообразно изменению социальных реалий.

В работах начального периода Маркс акцентирует жесткую социальную дифференциацию, характер которой приводил к рельефно выраженному делению всех людей на две группы — угнетателей и угнетаемых, а классовая борьба трактуется им не иначе как сердцевина исторического процесса. С этих позиций социолог характеризует современное ему капиталистическое общество как общество антагонистическое — буржуазия и пролетариат являются основными силами, которые вступают в непримиримую борьбу друг с другом. Кроме указанных классов, в капиталистическом обществе есть еще много промежуточных групп — ремесленники, торговцы, крестьяне и другие.

Маркс допускал разные формы классовой борьбы. Он не отрицал значимость мирных форм борьбы в рамках профсоюзного движения, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере, в ранний период развития капитализма, не разрешит проблему антагонизма, не приведет к преодолению отчуждения трудящихся от средств производства. Кардинальное решение проблемы он усматривал в социальной революции.

Взгляды Маркса на эту проблему, особенно их эволюция до сих пор глубоко не проанализированы и не изучены. Широко известны его слова

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Полезное

Смотреть что такое "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ" в других словарях:

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — (economic determinism) см. Экономическая интерпретация истории … Большой толковый социологический словарь

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ или ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ — (ECONOMIC DETERMINISM or ECONOMIC REDUCTIONISM) См.: Детерминизм; Редукционизм; Экономизм … Социологический словарь

Экономический детерминизм в геополитике (геоэкономике) — обоснование международных отношений преимущественно с позиций экономической мощи государств … Геоэкономический словарь-справочник

Экономический материализм (детерминизм) — концепция, рассматривающая экономику (экономическую среду) как изначально единственный активный фактор, подлинный субъект исторического процесса. «Производительные силы… являются демиургом действительности, определяют собой все общественное… … Русская Философия. Энциклопедия

ДЕТЕРМИНИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ — ДЕТЕРМИНИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ использование принципа причинно следственной закономерной связи в анализе социальной жизни. В истории социальной мысли детерминизм понимался по разному. Напр., сторонники механистической трактовки детерминизма… … Философская энциклопедия

ДЕТЕРМИНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — англ. determinism, economic; нем. Determinismus, okonomischer. Концепция, утверждающая, что экон. факторы являются решающими при объяснении соц. поведения. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ДЕТЕРМИНИЗМ — (от лат. determinare определять) постановка, решение экономических задач, при котором их условия формулируются с полной определенностью, без учета факторов неопределенности, случайной природы. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

ДЕТЕРМИНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ) — экономич. интерпретация истории, вульгарно материалистич. концепция, согласно к рой обществ. историч. развитие всецело определяется действием экономич. фактора (или экономич. среды). Политич., идеологич., моральная и др. сферы соц. жизни… … Российская социологическая энциклопедия

2.2. Экономический детерминизм в объяснении общества и общественных процессов.

2.3. Анализ классового общества.

2.4. Анализ конфликтов как естественного состояния любого классового общества.

1.Основные характеристики классического периода в социологии:

- основная задача – сформировать объект науки, т. е. создать науку как таковую;

- выдвижение проблемы соотношения и взаимодействия общества и человека;

- акцент на новых методах познания социальной реальности: системно-структурный и функциональный;

- обращение к человеку и рассмотрение личности через призму культуры;

- отказ от веры в исторический прогресс, а акцент делается на анализе реальных процессов, происходящих в современном им мире;

- аналитический метод познания, применяемый при анализе капиталистического общества. Разрабатывались различные теории разделения труда как базовые характеристики капитализма. Некоторые социологи, кроме критики капитализма, пытались его облагородить через поиск различных факторов сплочённости общества: теория солидарности Дюркгейма, анализ религии как фактора сплочённости у Макса вебера;

- обращение к эмпирическим исследованиям и широкое использование статистических данных.

Воззрения К.Маркса.

Карл Генрих Маркс (1818 – 1883)

Исследования Карла Маркса охватывают несколько важных областей социологического знания:

Проблема отчуждения.

Маркс говорил о пяти видах отчуждения:

- рабочие отчуждаются от продуктов своего труда (т. к. другие их присваивают);

- рабочие от процесса производства (т. к. они лишь звено в производственном процессе;

- отчуждение от самодостаточной цели;

- отчуждение от собственной человеческой природы (т. е. своего родового бытия).

- рабочие отчуждаются друг от друга в силу того, что трансформирует социальные отношения в чисто рыночные.

Люди относятся друг к другу как к феноменам овеществления (т. к. у всего есть цена).

Отчуждение – социальный процесс, присущий любому антагонистическому обществу, характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ними и враждебную им.

Причины отчуждения в обособлении индивидов в процессе производства, а так же в разделении труда и в частной собственности.

По мнению Маркса, отчуждение может быть преодолено только в коммунистическом обществе = это переход из царства необходимости в царство свободы.

Маркс формулирует тезис о социальной сущности человека: сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, но в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Þ

Þ Маркса сложно назвать как социальным реалистом, так и номиналистом. Он говорит, что взаимоотношения общества и индивида строятся на взаимозависимости, взаимодополняемости и взаимопроникновении.

Общество (по Марксу) – система связей и отношений между индивидами, образующаяся в процессе трудовой деятельности.

Социальность может проявляться как в форме непосредственной коллективности (при взаимодействии лицом к лицу), так и когда индивид находится наедине с самим собой.

Маркс стоит на позиции масс как движущих сил истории, но отдельные личности, прозрев законы истории, могут выступать в качестве великих личностей, которые прозревают сам механизм исторического процесса.

Личность не есть исходный пункт социально-исторического развития, но лишь его результат.

Экономический детерминизм в объяснении общества и общественных процессов.

(определяющими тут являются характер организации экономики и собственность на средства производства).

В основе его экономического детерминизма лежит материалистическое понимание истории.

Структура общественно-экономической формации:

  • способ связи средств производства с непосредственными производителями – отношения собственности;
  • вид распределения общественного продукта (обмена и потребления) между классами, а внутри их — между отдельными лицами.

Экономическая система = основание = способ производства материальных благ (системообразующий компонент социальной системы = базис, на котором есть надстройка: юридические и политические отношения и институты, мораль, религия, наука, искусство):

- производительные силы (ресурсные средства, обеспечивающие процесс производства);

- производственные отношения (выражаются в различных формах собственности на средства производства).

Производственные силы и отношения находятся в состоянии взаимодействия, при этом ведущая роль у производственных сил. Они всегда находятся в состоянии противоречия с отношениями, т. к. всегда опережают их.

Классификация общественно-экономических формаций:

- первичная (первобытнообщинная) – основана на коллективной общинной собственности и кровнородственных отношениях;

- вторичная (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) - основаны на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер;

- третичная (коммунистическая) - высшая формация, к которой приводит диктатура пролетариата, характеризуется также преобладанием общественной формы собственности и неантагонистическим характером отношений.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Маркс часто выступал как экономический детерминист; это значит, что он придавал экономической системе первостепенное значение и доказывал, что она определяет все другие сферы общества: политику, религию, мировоззрение и т.

д. Несмотря на то что Маркс считал экономический сектор превалирующим над другими, по крайней мере в капиталистическом обществе, как диалектик он не мог занять детерминистскую позицию. Дело в том, что диалектике присуще мнение, что между различными частями общества существует непрерывная обратная связь и взаимодействие. Политику, религию и т. д. нельзя свести к побочным явлениям, всецело определяемым экономикой, потому что они оказывают влияние на экономику так же, как экономика влияет на них. Несмотря на природу диалектики, Маркса до сих пор рассматривают как экономического детерминиста. Хотя некоторые аспекты творчества Маркса, безусловно, могут привести к такому заключению, принятие подобного мнения означает игнорирование общей диалектической нагрузки его теории. Эггер (Agger, 1978) доказывал, что экономический детерминизм как интерпретация марксистской теории достиг пика своего развития во время существования II Коммунистического Интернационала, между 1889 и 1914 гг. Этот исторический период зачастую рассматривается как зенит раннего рыночного капитализма, а успехи и неудачи последнего привели к появлению многочисленных предсказаний его близкой кончины. Те марксисты, которые верили в эконо- [162] мический детерминизм, считали крах капитализма неизбежным. Согласно их представлениям, марксизм был способен представить научную теорию этого краха (а также других аспектов капиталистического общества) с надежностью прогног зов физических и естественных наук. Все, что аналитику требовалось, — это исследовать структуры капитализма, в особенности экономические. В эти структуры встроены процессы, которые неизбежно сломают капитализм, так что задача экономического детерминиста — выяснить, как эти процессы протекают. Фридрих Энгельс, соратник и благодетель Маркса, а также Карл Каутский и Эдуард Бернштейн указали направление интерпретации марксистской теории.

Каутский рассматривал неизбежный упадок капитализма как неминуемый в том смысле, что изобретатели улучшают технику, а капиталисты в своей страсти к прибыли революционизируют всю экономическую жизнь; так же, как неизбежно то, что трудящие ставят своей целью сокращение рабочего времени и повышение заработной платы, которую они организуют сами, таким образом они ведут борьбу против капиталистического класса и его положения, так неизбежно и то, что они стремятся к завоеванию политической власти и свержению капиталистического правления. Социализм неминуем, потому что неминуема классовая борьба и победа пролетариата неизбежна (Каутский, цит. по: Agger, 1978, р. 94). В данном случае представлены образы деятелей, которые структурами капитализма побуждаются к ряду действий. Именно этот образ стал объектом основной критики научно ориентированного экономического детерминизма, так как он не соответствовал диалектическому содержанию марксистской теории. Говоря конкретнее, эта теория действовала в обход диалектики, нивелируя значимость мыслей и действий отдельного человека. Существенным ее элементом явилась экономическая структура капитализма, которая определяет индивидуальное мышление и действия. Подобная интерпретация, кроме того, вела к политическому квиетизму и, следовательно, была несовместима с концепцией Маркса. Зачем нужны индивидуальные действия, если капиталистическая система была готова рухнуть под тяжестью своих собственных структурных противоречий? Ясно, что в свете высказанного Марксом жела'ния объединить теорию с практикой, подход, который упускает из виду индивидуальные действия и даже делает их ничтожными, не мог соответствовать традиции его мышления.

"Марксизм, - писал философ Николай Бердяев, - более сложное явление, чем обыкновенно думают". Однако что при имел в виду крупнейший русский мыслитель? И в чём увидел он важнейшую тайну этого учения? Узнаем об этом прямо сейчас.

Рожденный немецким идеализмом

Как социальный мыслитель, Маркс вышел из недр немецкого идеализма начала 19 века, в котором господствовали идеи Фихте и Гегеля. Маркс был пропитан их философией. Особенно это чувствуется в его ранних трудах. Марксистская доктрина старается выглядеть как последовательная система социологического детерминизма. В согласии с ней, всё в жизни общества определяется экономикой, включая его строение, идеологию, культуру, религию, философию, мораль и искусство.

"Экономика есть базис, идеология есть надстройка. . В человеке мыслит и творит не он сам, а социальный класс, к которому он принадлежит, он мыслит и творит, как дворянин, крупный буржуа, мелкий буржуа или пролетарий. Человек не может освободиться от определяющей его экономики, он лишь её отражает".

Такова, заключает Бердяев, одна сторона марксизма. Но есть в нём и другая.

Обратная сторона медали

То, что экономика влияет на идеологию, придумал не Маркс. Он просто увидел это в капиталистической Европе. Но Маркс "обобщил это и придал этому универсальный характер". Его ошибка, указывает русский философ, "заключалась в универсализации частного". То, что было характерно для капиталистического общества первой половины 19 века, Маркс " признал основой всего общества". При этом создатель "научного коммунизма" "многое открыл в капиталистическом обществе и много верного сказал о нём", Бердяев это признаёт.

Загадка экономического детерминизма Карла Маркса

В основу своего учения Маркс положил теорию экономического детерминизма. С этим мы уже разобрались. Но, как пишет Бердяев, этот детерминизм носит у него "совсем особый характер". С его помощью Маркс, как бы, разоблачает иллюзию сознания. В чём она заключается? И чья это иллюзия?

Ответ на последний вопрос очевиден - ведь социальный класс, за которым Маркс видит будущее, это пролетариат. Теперь вернёмся к первому вопросу. Согласно Марксу, марксизм должен выводить идеологию и духовную культуру из экономики, но, как подмечает Бердяев, на самом деле он делает это "через посредство классовой психологи, т. е. в социологическом детерминизме марксизма есть психологическое звено". Это, по мнению Бердяева, "наиболее слабая сторона марксизма". Далее он объясняет, о чём идёт речь:

"Марксизм есть учение не только исторического или экономического материализма о полной зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными силами природы и общества".

Душа марксизма или новый Израиль

"Душа марксизма, - резюмирует Бердяев, - тут, а не в экономическом детерминизме". Определимость человека экономикой на самом деле относится Марксом к капиталистическому прошлому, а в будущем общество будет свободно от этого "греха". В будущем найдётся активный деятель, который освободит трудящиеся массы от рабства, создаст для них лучшую жизнь, и это будет рабочий класс. Марксизм приписывает ему "мессианские свойства, на него переносятся свойства избранного народа Божьего, он новый Израиль".

Читайте также: