Представление гомера об обитаемом мире и его границах кратко

Обновлено: 02.07.2024

История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III-II тысячелетий до н. э. - с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II-I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.
За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

После изучения природы у Гомера, минуя бесконечные подробности природной жизни, мы перейдем к тому последнему и окончательному оформлению природы, которое греки (а за ними и весь культурный мир) назвали космосом. Ниже мы постараемся показать, что гомеровское представление о космосе в целом тоже глубочайшим образом эпично. Тут и примат общего над индивидуальным, т. е. примат общей и целостной картины мира над его отдельными единичными проявлениями, и пластически-живописная разрисовка, и традиционно-стандартное понимание и т. д. Без воспроизведения гомеровского космоса представление Гомера о художественной действительности было бы чрезвычайно неполным и лишилось бы своего последнего и самого существенного оформления.

Современный человек не может мыслить мир конечным. Астрономические теории, пытающиеся мыслить пространственную конечность мира, мало понятны современному сознанию, трудны для доказательства и встречают всеобщее сопротивление. Полная противоположность этому — Гомер. Ведь гомеровское мировоззрение основано на пластически-телесном трактовании действительности. И ярчайшим образцом такой трактовки является устройство гомеровского космоса. Он, разумеется, тоже тело и как тело — конечен в пространстве, т. е. имеет определенную форму, или фигуру.

б) Океан. Земля окружена океаном, под которым ни в коем случае нельзя понимать океан в нашем смысле слова. Это не океан, а огромная река, обвивающая землю по краям. В таком виде он изображен на щите Ахилла (Ил. VIII 607 ел.). Море, которое греки мыслили на западе, непосредственно соприкасается с Океаном. По крайней мере, Одиссей (Од. XI 1—13) беспрепятственно въезжает в Океан, направляясь от Кирки (X 507 ел.) в Аид. О границах самого Океана, т. е. об его ширине, ничего не известно.

Будешь ты послан богами в поля Елисейские, к самым

Крайним пределам земли, где живет Радамант русокудрый.

565 В этих местах человека легчайшая жизнь ожидает.

Нет ни дождя там, ни снега, ни бурь не бывает жестоких.

Вечно там Океан бодрящим дыханьем Зефира

Веет с дующим свистом, чтоб людям прохладу доставить.

Во-первых, Тартар есть то же самое для богов, что Аид — для людей. Это — простейшее, элементарнейшее соображение, для которого не требуется никаких доказательств, поскольку всем известно, что Тартар есть местопребывание титанов. И тем не менее это соображение очень важно. Существует, значит, и для богов какое-то призрачное существование, как и для людей, и это вполне естественно, раз античные боги человекообразны. Второе соображение было высказано более 100 лет назад, и оно очень красиво завершает наше отрывочное представление о гомеровском Тартаре, а именно, вызывает в нас некоторую архитектоническую неудовлетворенность то обстоятельство, что гомеровский космос есть только полушарие и больше ничего. Поскольку вся античность неизменно тяготела к закругленным формам, вполне естественно предположить, что снизу, под землей, проходит другое полушарие, симметричное верхнему полушарию, или небу. И так как небо, вообще говоря, есть место жительства богов, то верхнее небо есть место светлых олимпийских богов, а нижнее — место низвергнутых и потому темных богов. Нижнее небо и есть Тартар. Это красивая гипотеза максимально соответствует чувству гомеровского (и античного вообще) архитектонизма, и она настолько проста и естественна, что ее необходимо принять.

О Тартаре у Гомера важны два места. Зевс бранит Геру следующими словами (Ил. VIII 478 — 483):

Если бы даже дошла ты до самых последних пределов

Суши и моря, туда, где сидят в заточеньи суровом

480 Крон и Япет, ни лучами, которые Гелиос льет нам,

Не наслаждаясь, ни ветром. Кругом же них Тартар глубокий.

Если бы даже туда ты, скитаясь, дошла, — и тогда бы

Гнев твой не тронул меня, ибо нет тебя в мире бесстыдней!

Важно и то обстоятельство (для вышеприведенного толкования Тартара), что его расстояние вниз от земли мыслится таким же, как и расстояние от земли вверх до неба. Опять тот же Зевс грозится (Ил. VIII 13—16):

Либо, схвативши, швырну я ослушника в сумрачный Тартар,

Очень далеко, где есть под землей глубочайшая бездна,

15 Где из железа ворота, порог же высокий из меди, —

Вниз от Аида, насколько земля от небесного свода.

Аид, мыслится здесь, очевидно, в земле. Для конкретизации космических расстояний, признаваемых в эпосе, приведем место не из Гомера, а из Гесиода (Theog. 722 сл.):

Если бы, медную взяв наковальню, метнуть ее с неба,

В девять дней и ночей до земли бы она долетела;

Если бы медную взять наковальню, с земли ее бросить,

В девять же дней и ночей долетела бы до Тартара тяжесть.

Впрочем, у самого Гомера тоже есть суждение, из которого можно сделать вывод о расстоянии между небом и землей (Ил. I 591): Гефест, сброшенный Зевсом с неба на землю, летел целый день и к вечеру упал на Лемнос.

Мы указали три основные области гомеровского космоса: небо (с Олимпом и Эфиром), землю (с Океаном) и Аид (с Тартаром). Может возникнуть вопрос: как же, по Гомеру, происходит движение такого космоса? Солнце, луна и звезды восходят на востоке из Океана и погружаются на западе в Океан. Как же они совершают свой путь от запада к востоку, т. е. ночью? Прямого ответа на этот вопрос у Гомера не существует. Однако давным-давно было сделано предположение, что по Гомеру все светила ночью совершают свой путь по нижнему небу, т. е. по Тартару 1 .

В итоге, Олимп и Тартар — две космические противоположности, тождественные по своему принципиальному значению для всего мироздания, так как они содержат все начала и концы существующего, но различные по характеру своего бытия. В одном они — светлые и положительные, а в другом — темные и отрицательные. Земля же среди них есть бытие относительное и совмещает в себе элементы того и другого. Однако абсолютны они — в одной и той же степени. Едва ли далеко от Гомера следующее изображение Тартара у Гесиода (Theog. 726—745):

Медной оградою Тартар кругом огорожен. В три ряда

Ночь непроглядная шею ему окружает, а сверху

Корни земли залегают и горько-соленого моря.

Там-то под сумрачной тьмою подземного боги-Титаны

Были сокрыты решеньем владыки бессмертных и смертных

В месте угрюмом и затхлом, у края земли необъятной.

Выхода нет им оттуда, — его преградил Посидаон

Медною дверью; стена же все место вокруг обегает.

Там обитают и Котт, Бриарей большедушный и Гиес,

Верные стражи владыки, эгидодержавного Зевса.

Там и от темной земли, и от Тартара, скрытого в мраке,

И от бесплодной пучины морской, и от звездного неба

Все залегают одни за другими концы, и начала,

Страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут.

Бездна великая. Тот, кто вошел бы туда чрез ворота.

Дна не достиг бы той бездны в течение целого года:

Ярые вихри своим дуновеньем его подхватили бы,

Стали б швырять и туда, и сюда. Даже боги боятся

Этого дива. Жилища ужасные сумрачной Ночи

Там расположены, густо одетые черным туманом.

Очень важно правильно представлять себе, что такое гомеровский и вообще античный эфир, так как последующая античная философия и эстетика показывают нам, что эфир есть как бы та материя, из которой оформлена красота, взятая в своих основных принципах, т. е. боги.

д) Итог. Если бросить общий взгляд на гомеровский космос, то станет ясно, что анализировать его стоит не только с точки зрения историко-астрономической или историко-мифологической, но также и с точки зрения историко-эстетической. Ведь сознание эпох Гомера оперировало своими эстетическими ресурсами. Поэтому космос имеет наименьшую научную или философскую, но зато наибольшую художественную ценность. Гомер очень мало рассуждает о своем небе, об Олимпе, Тартаре, но мы видим, как он жадно и без всякой устали всматривается в эти предметы, в лазурную, светлую высь неба, в глубокую и мрачную глубину Тартара. Что гомеровский космос — это космос именно эстетического сознания, в этом не может быть никакого сомнения.

Такова художественная природа того самого первого, самого большого, самого основного и самого главного бытия у Гомера, которое называется космосом.

1 О гомеровских звездах и созвездиях новейшая работа Н. L. Lоrimer. Stars and constalallations in Homer and Hesiod. Ann. Brit. Sch. Ath, 1951, 46, стр. 86—101.


Точное место рождения, а также и саму дату появления на свет старца ни кто не знает. Многие историки считаю, что дата рождения скрыта между 10 и 8 веках до нашей эры, а местом считают Саломин или Аргос.

Существует мнение, что первым именем поэта было Мелазиген. Именно так назвала его мать. Если перевести это имя, то получается, что человек рожден у реки Мелос.

Гомером он прозвал себя сам, так как в течении своей жизни он обрёл слепоту. Гомер переводится, как человек, который мудрый, видящий все, но внутренним взором, а наяву глаза слепы.


Клефеида - так звали его мать, но больше о ней ничего не известно, как и имя мужчины, от которого она родила Мелазигена.

Существует также утверждение, что Гомер вовсе не был слепым. Тогда создаётся резонный вопрос, почему везде он изображён незрячим? Все дело в том, что во времена античности, люди считали, если человек, умён, мудр и красиво поёт, излагает мысли, значит он посланник небес, а такие люди, практически всегда слепы.

Гомер начинал свой жизненный путь мудреца, читая баллады богатым людям. Он посещал различные мероприятия и пел песни, рассказывал повести. Он был уважаемым человеком и куда бы он не пошёл, везде ему были рады. Старец всегда мог найти ночлег, еду и помощь, при этом у него никогда не было денег.

До нашего времени сохранилась запись из жизни странника. В ней повествуется о том, как Гомер помог бедняку, который сидел у ворот рынка и просил еды у мимо проходящих людей, но никто не желал обращать на него внимания.

И только Гомер остановился и дал оборванцу одежду и кусок хлеба. Как оказалось потом, человек вовсе не был бедняком, а напротив одним из богатых людей Греции. Ему было интересно, кто же в Греции способен выручить попавшего в тяжелую ситуацию, человека. Лишь сочинитель поэм проявил сострадание и доброту.

Человек, который прикидывался бедняком, постыдил всех, кто был на рынке и похвалил Гомера, после чего, он пригласил его в гости.

Гомер был рад своему новому другу, они пол дня провели в беседе, обсуждали жестокость народа, богач предложил остаться жить поэта у себя, но странник отказался и на следующее утро продолжил свой путь.

Повествуется также о поэтическом поединке Гомера и Гесиода. Они были оба великими поэтами того времени. Рассказывается о том, как все жители Эвбы собрались в большом дворце и слушали, как два сочинителя читали свои произведения. Гомер на тот момент проиграл, так как оппонент призывал к миру и любви, а он напротив сеял в своих сказаниях разрушения.

Мало, что известно о жизни мудреца, но существуют все же точные данные о том, как поэт получил школу от своего учителя. В своей юности, Гомер был под опекой Мераклита, уважаемого на то время, учителя и мудреца. Он обучал юношу, передавая ему свои познания, а до того, как умер, завещал свою школу.

Вклад Гомера в жизнь потомков

После того, как мудрец умер, древнегреческое образование строилось исключительно на повестях, которые оставил после себя Гомер. Даже Рим брал пример с Греции в воспитании и образовании своих детей. Долгое время ни один поэт не смел создать такие произведения, как древний старец. Они считали, что Гомер был наделён силой с выше.

Практически во всех произведениях, которые были созданы после поэта, просматривался почерк и направления Гомера. Из-за этого, этим мудрецом заинтересовались учёные Византии, они тщательно переписывали, комментировали произведения, старались раскритиковать сочинителя. Но у них ничего не вышло. Гомеровские произведения пользуются популярностью и в наше время.


Некоторые хронографы утверждают, что Гомер был современником Троянской войны, и умер он ещё в XII веке до нашей эры. Исследования доказывают, что более половины найденных папирусов вышли из-под его пера. О жизненном пути и личности творца известно немногое.

О чем говорит имя Гомера?

Откуда родом Гомер?

Дата и место рождения

Был ли Гомер слепым?

Гомер — древнегреческий поэт, биография которого была реконструирована многими, начиная с древних времен и до наших дней. Известно, что он традиционно изображается слепым. Однако вероятнее всего, что это представление о нем является реконструкцией, типичной для жанра античной биографии, а не исходит из реальных фактов о Гомере. Так как многие легендарные певцы и прорицатели были слепыми (в частности, Тиресий), по логике античности, связывавшей поэтический и пророческий дар, предположение о том, что Гомер был слепым, выглядело правдоподобным.



Смерть

По другой версии, сказитель покончил с собой, так как смерть была для него не так страшна, как потеря остроты ума.

Годы жизни Гомера


Современные теории


Отдельные признаки стихов имеют некоторое значение для определения времени работы Гомера. Определённые элементы поэтического языка указывают на то, что эпопеи не только постмикенские по составу, но и были написаны значительно позже основания первых ионийских поселений в Малой Азии около 1000 года до н. э. Объединение смежных коротких гласных и исчезновение полугласной дигаммы (буквы, ранее существовавшей в греческом алфавите) являются наиболее значимыми признаками этого. Стилистически и метрически поэмы Гомера кажутся более ранними, чем работы Гесиода, которые многие учёные определяют написанными после 700 года до н. э.

Форма сражения в тесном построении,

Так или иначе, произведения Гомера содержат много традиционных и архаичных элементов, а их языковой и материальный фон представляет собой соединение разных составляющих, происходящих в разные даты.

Тем не менее представляется правдоподобным сделать вывод, что периодом составления крупномасштабных эпопей (в отличие от их гораздо более коротких предшественников) были IX или VIII века, причём некоторые особенности скорее указывали на VIII век.

Одиссея могла быть написана ближе к концу этого столетия, а Илиада — к середине. Возможно, неслучайно, что культы героев Гомера имели тенденцию возникать ближе к концу VIII век, а картинки со сценами из эпоса начинают появляться на глиняных горшках примерно в одно и то же время.

Творчество Гомера

Поединок между Гесиодом и Гомером

Разногласия по поводу его личности и образа жизни

Пересказывая краткое содержание биографии Гомера, нельзя обойти вниманием факт наличия в трудах исследователей разногласий в описании личности и образа жизни великого певца.

Согласно исследовательским данным, в период творчества сказителя Древняя Греция пребывала на пике своего расцвета. Гомер выступал на городских собраниях, рынках, пиршествах, устраиваемых знатью. Путешествуя из одного города в другой, он декламировал отрывки из своих произведений, которые греки выслушивали с большим восторгом. Вопреки утверждениям некоторых ученых, рисующим Гомера несчастным грязным странником, выпрашивающим милостыню у дверей знати, большинство исследователей считают, что в те благословенные для страны времена путешествующий поэт пользовался огромным почтением, везде был гостеприимно встречаем, всегда имел еду и ночлег.


Устаревшие

Гомер и система образования, подражания Гомеру

Интересные факты

  • Существует около десятка биографий сказителя, дошедшие до нашего времени из античности, но все они содержат сказочные элементы и упоминания об участии древнегреческих богов в событиях жизни Гомера.
  • Поэт распространял свои произведения за пределами Древней Греции при помощи учеников. Их называли Гомеридами. Они странствовали по разным городам, исполняя на площадях произведения своего учителя.

Статуя Гомера


Статуя Гомера

Влияние Гомера на литературу разных стран

Биография и творчество его интересовали и византийцев. В этой стране Гомер тщательно изучался. На сегодняшний день были обнаружены десятки византийских рукописей его поэм. Для произведений античности это беспрецедентно. Более того, ученые Византии создавали комментарии и схолии к Гомеру, компилировали и переписывали его поэмы. Семь томов занимает комментарий архиепископа Евстафия к ним. Греческие рукописи в последние годы существования Византийской империи, а затем и после ее крушения попали на Запад. Так был заново открыт эпохой Возрождения Гомер.

Биография краткая этого поэта, созданная нами, оставляет нерешенными множество вопросов. Все они в совокупности составляют гомеровский вопрос. Как же решали его разные исследователи? Давайте разберемся.


Из биографии Гомера:

Гомеровский диалект, впрочем, не дает никаких точных сведений о том, к какому племени принадлежал Гомер, это остается загадкой. Он представляет собой сочетание эолийского и ионийского диалектов древнегреческого. Некоторые исследователи предполагают, что он является одной из форм сформировавшегося задолго до Гомера поэтического койнэ.

Был ли Гомер слепым? Гомер — древнегреческий поэт, биография которого была реконструирована многими, начиная с древних времен и до наших дней. Известно, что он традиционно изображается слепым. Однако вероятнее всего, что это представление о нем является реконструкцией, типичной для жанра античной биографии, а не исходит из реальных фактов о Гомере. Так как многие легендарные певцы и прорицатели были слепыми (в частности, Тиресий), по логике античности, связывавшей поэтический и пророческий дар, предположение о том, что Гомер был слепым, выглядело правдоподобным.


О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. В античной литературе имеется девять биографий Гомера, но всё они содержат в себе сказочные и фантастические элементы.

Имеются сведения о том, что в первой половине VI в. до н.э. афинский законодатель Солон поставил исполнять поэмы Гомера на празднике Панафиней и что во второй половине того же века тиран Писистрат созвал комиссию из четырех человек для записи поэм Гомера. Отсюда можно заключить, что уже в VI в. до н.э. текст Гомера был вполне известен, хотя, что это были за произведения точно не установлено.

Серьёзное изучение поэм Гомера началось в эпоху эллинизма в IV — II вв. до н.э. Изучением его поэм занимался целый ряд учёных Александрийской библиотеки, среди которых особенно известны: Зенодот, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский, Дидим. Но и они не дают никаких точных биографических сведений о Гомере. Общее и популярное мнение всей античности о Гомере сводилось к тому, что это был старый и слепой певец, который, вдохновляясь музой, вёл страннический образ жизни и сам сочинил как две известные нам поэмы, так и много других поэм.


Если говорить о точной дате рождения Гомера, то она доподлинно до сегодняшнего времени неизвестна. Но существует несколько версий его появления на свет. Итак, версия первая. Согласно ей, Гомер появился на свет спустя совсем мало времени после окончания войны с Троей. Согласно второй версии, Гомер родился во время Троянской войны и видел все печальные события. Если следовать третьей версии, То время жизни Гомера варьируется от 100 до 250 лет после окончания Троянской войны. Но все версии схожи в том, что период творчества Гомера, точнее, его расцвет, приходится на конец 10 – начало 9 века до нашей эры.

Умер же легендарный сказитель на острове Хиос.

По причине недостаточности многих биографических данных в связи с личностью Гомера стало появляться большое количество легенд.

Одна из них говорит, что незадолго до смерти Гомер обратился к провидцу, чтобы тот раскрыл тайну его происхождения на свет. Тогда провидец назвал Хиос, как место, где Гомер скончается. Гомер отправился туда. Он помнил наставление мудреца – опасаться загадок от молодежи. Но помнить – это одно, а на деле всегда выходит по-другому. Мальчишки, которые удили рыбу, увидели незнакомца, разговорились с ним и загадали ему одну загадку. Он не мог найти на нее ответа, пошел в своих думах, запнулся и упал. Спустя три дня Гомер скончался. Там он был и похоронен.


О творчестве Гомера:




В 18 веке немецкие лингвисты издали труд, в котором речь идет о том, что в период жизни Гомера письменности не было, тексты хранились в памяти и передавались из уст в уста. Посему такие значительные тексты таким образом нельзя было сохранить. Но такие известные мастера пера, как Гете и Шиллер, все-таки авторство поэм отдавали Гомеру.


С 17-го века перед учеными стоит так называемый гомеровский вопрос — спор об авторстве легендарных поэм. Но, о чем бы ни спорили ученые, Гомер вошел в историю мировой литературы, а у себя на родине еще долгое время после смерти имел особое уважение. Его эпосы считались священными, а сам Платон говорил, что духовное развитие Греции — заслуга именно Гомера.

Как бы то ни было, Гомер — первый античный поэт, чьи произведения дошли до наших дней.


25 интересных фактов о жизни и творчестве Гомера:

3. Около половины найденных древнегреческих литературных папирусов написаны Гомером.

4. Выборочный перевод текстов Гомера выполнил Михаил Ломоносов.


6. На сегодня существует девять версий жизнеописания Гомера, но ни одну нельзя считать полностью документальной. В каждом описании большое место занимает вымысел.

7.Традиционно принято изображать Гомера слепым, однако ученые объясняют это не столько реальным состоянием его зрения, сколько влиянием культуры древних греков, где поэтов отождествляли с пророками.

8. Гомер распространял свои произведения с помощью аэдов (певцов). Он выучивал свои работы наизусть и напевал их своим аэдам. Те, в свою очередь, также заучивали произведения и напевали их другим людям. По-другому таких людей называли гомеридами.

9.В честь Гомера назван кратер на Меркурии.


11.Система древнегреческого образования, сформировавшаяся к концу классической эпохи, строилась на изучении творчества Гомера.

12.Поэмы его заучивались полностью или частично, по темам их устраивались декламации и т. д. Позже Рим заимствовал эту систему. Здесь с 1 века н. э. место Гомера занял Вергилий.

15. Греческие рукописи в последние годы существования Византийской империи, а затем и после ее крушения попали на Запад. Так был заново открыт эпохой Возрождения Гомер.


20.Гомер был устным сказителем, то есть не владел письмом. Однако, несмотря на это, поэмы его отличаются высоким мастерством и поэтической техникой, они обнаруживают единство.


21.Почти во всех творениях античности можно усматривать влияние поэм, которые создал Гомер. Биография и творчество его интересовали и византийцев. В этой стране Гомер тщательно изучался. На сегодняшний день были обнаружены десятки византийских рукописей его поэм. Для произведений античности это беспрецедентно. Более того, ученые Византии создавали комментарии и схолии к Гомеру, компилировали и переписывали его поэмы. Семь томов занимает комментарий архиепископа Евстафия к ним.

25. Признавая достоинства Гомера, другие поэты Древней Греции воздерживались от создания крупной эпической формы. Они считали, что произведения Гомера — сокровищница мудрости народа Древней Греции.


фото из интернета






Гомеровский вопрос

Поэмы Гомера

Переводы поэта

В ней говорится о событиях 10-го года Троянской войны. Поэма завершается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. О дальнейших событиях войны не рассказывает древнегреческий поэт Гомер, краткая биография которого представлена выше.

О слепоте певца

Гомер поэт биография

Достоверных подтверждений его физической слепоты нет. Многие выдающиеся древнегреческие певцы и поэты были слепыми. Этот недуг не позволял им выполнять другую работу. Поскольку древние греки дар поэзии связывали с даром прорицания и выказывали слепым сказителям огромное почтение, вполне возможно, что именно род деятельности Гомера и подтолкнул биографов к мысли о его слепоте.

Художественные особенности

Стиль обеих поэм можно охарактеризовать как формульный. Под формулой при этом понимается не набор штампов, а система гибких (изменяемых) выражений, которые связаны с определённым метрическим местом строки. Таким образом, можно говорить о формуле даже тогда, когда некое словосочетание встречается в тексте лишь однажды, но можно показать, что оно являлось частью этой системы. Кроме собственно формул встречаются повторяющиеся фрагменты из нескольких строк. Например, при пересказе одним героем речей другого текст может воспроизводиться вновь полностью или почти дословно.

Читайте также: