Фольклор в 14 15 веках на руси кратко
Обновлено: 05.07.2024
§ 26, Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV—XVI веках
Особенности развития русской культуры в XIV— XVI веках. Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими темами во всех русских землях. Эти идеи проходили красной нитью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры.
В это же время начинается постепенное преодоление культурной разобщенности русских земель и возрождение единой русской культуры. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещается в Москву, возглавившую борьбу против ордынцев. Возрастает значение Москвы как одного из главных культурных центров.
Создание единого государства вызвало новый культурный взлет России. Единая русская культура впитывала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях, а также черты тех народов, с которыми русские люди имели тесные связи. В то же время процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Значительно расширяется круг
проблем, которые интересуют русскую культуру и искусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время все больший интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру.
Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства делают возможным культурные контакты России с другими странами. Особенно успешными были культурные связи с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера. Они оставили глубокий след в развитии русской культуры.
Крупнейшим событием культуры середины XVI века стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 году в Москве на Печатном дворе (в казенной типографии) Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую рус-
Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому более доступной людям.
Устное народное творчество. В XIV—XVI веках наивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Слагатели былин, чтобы ярче подчеркнуть идеи объединения и борьбы с поработителями, обращались к славному прошлому своей страны, к русским традициям времен Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А Киев предстает в них как воплощение русской государственности. Сохранили своеобразие новгородские былины. Их героями были купец Василий Буслаевич и богатый гость Садко.
В этот же период появился новый жанр устного народного творчества — исторические песни. Они были непосредственным откликом на происходящие события. Героями песен были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Одна из них — песня об Авдотье-Рязаночке, простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. Поэтическим откликом на происшедшее в 1327 году восстание жителей Твери против ханского баскака Чол-хана стала песня о Щелкане Дуден- тьевиче. В ней слышен не только плач народа о постигшем несчастье, но и уверенность в неизбежности победы над поработителями.
В XVI веке в исторических песнях народ одобрял борьбу Ивана Грозного с боярами, его стремление к укреплению царской власти, но осуждал царя за жестокость к простым людям. Много песен было посвящено взятию Казани. Это событие народ воспринимал как итог многовековой борьбы с ордынским владычеством. Целый цикл исторических песен был посвящен присоединению Сибири и его герою — Ермаку.
Победа на поле Куликовом в 1380 году привела к необычайному подъему в настроениях русских людей,
придала им уверенность в своих силах, вызвала желание отразить это событие в различных видах творческой деятельности. Под ее воздействием возник так называемый куликовский цикл произведений. Многие из них были созданы как народные сказания и впоследствии записаны или пересказаны в летописях.
В XV веке возрождается общерусское летописание. Первая общерусская летопись, преодолевшая местные интересы и ставшая на позиции единства Руси, была составлена в Москве в начале XV века — так называемая Троицкая летопись. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси. Эти
летописи легли в основу всех последующих. Одним из самых значительных произведений русского летописания стала Московская летопись 1479 года.
Интерес к этой теме еще более возрастает в период правления Ивана Грозного, что приводит к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI века был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.
Таким образом, создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России. Появление книгопечатания имело огромное значение в деле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Каковы особенности развития русской культуры в XIV—XVI веках?
Как развивалось в этот период книжное дело? Каково значение начала книгопечатания?
Какие традиции устного народного творчества сохранились в XIV—XVI веках? Что появилось нового?
Какие жанры и идеи были характерны для литературы XIV—XV веков?
Какие изменения происходят в литературе XVI века?
Уже ведь поднялись сильные ветры с моря на устья Дона и Днепра, пригнали большие тучи на Русскую землю; из них наступают кровавые зори, а в них трепещут синие молнии. Быть стуку и грому великому на речке Непрядве меж Доном и Днепром, пасть трупу человечью на поле Куликовом, пролиться крови на речке Непрядве. Уже ведь заскрипели телеги меж Доном и Днепром, идут враги в Русскую землю. И прибежали серые волки от устья Дона и Днепра; став, воют на реке на Мече, хотят наступать на Русскую землю.
Тогда гуси загоготали на речке на Мече, лебеди крыльями заплескали. Это не гуси загоготали, не лебеди крыльями заплескали, но поганый Мамай на Русскую землю пришел и воинов своих привел.
А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы рвались с золотых колодок из каменного города Москвы; взлетели они под синие небеса, загремели золочеными колоколами на быстром Дону, хотят ударить на многие стада гусиные и лебеди ные, а богатыри русские, удальцы хотят ударить на великие силы поганого царя Мамая. Тогда князь великий вступил в золотое стремя, взяв свой меч в правую руку свою. Солнце ему ясно на востоке сияет, путь ему показывает, а Борис и Глеб молитву воздают за сродников. Уже те соколы и кречеты, белозерские ястребы скоро на Дон перелетели и ударились о многие стада гусиные и лебединые. Это перевезлись и наехали сыновья русские на сильную рать татарскую, ударились копьями гибельными о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы вражеские на поле Куликовом, на речке Непрядве.
Черна земля под копытами, костями татарскими поля засеяны, а кровью политы. Сильные полки сходились вместе, протоптали холмы и луга, возмутили реки и озера. Кликнуло Диво в Русской земле, велит послушать разным землям. Понеслась слава к Железным Воротам, и к Орначу, и к Риму, и к Кафе по морю, и к Тырнову, а оттуда к Царьграду на похвалу русским князьям: Русь великая одолела Мамая на поле Куликовом, на реке Непрядве.
Вопрос к документу
Запомните новые слова
ПУБЛИЦИСТИКА — литературное творчество, посвященное политическим вопросам.
РЕГАЛИИ — предметы, являющиеся символами монархической власти.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — справочник, содержащий сведения по широкому кругу знаний.
ЭПОС — совокупность произведений народного творчества.
Международная конференция: встреча, на которой стороны приходят к согласию относительно даты следующей встречи. Л. Гинзберг
ещё >>
В то время как в Италии процветала культура и литература Высокого Возрождения, а на севере Европы, в Германии и Голландии подошел к апогею Северный Ренессанс, в России уровень развития искусства и литературы был очень низким.
В 14-15 веках Русские княжества только начали стряхивать со своих плеч тлен долгого и мучительного татаро-монгольского ига. Неудивительно, что литература этого времени немногим отличается от летописей Темных веков.
Ранняя русская литература
Средневековая литература русских княжеств в основном состоит из летописей, значительная часть которых анонимны, и жизнеописаний святых. Устная народная литература средневековой России состояла из былин и песен. Литература 14-15 веков, соответственно, состоит из устного творчества, летописей и житий. Во второй половине 15-го века появился интерес к зарубежным сказаниям и мирскому творчеству.
Устное творчество (или фольклор) – это коллективное народное творчество, передающееся из уст в уста. Фольклор передает традиции и мировосприятие народа, создавая уникальные образы и речевые обороты. Среди основных жанров русского народного творчества особое влияние на дальнейшее развитие литературы оказали былины, сказки и исторические песни.
Жанры устного народного творчества
В отличие от письменной литературы, которая была однообразна и практически полностью секуляризирована, устная литература 14-15 веков на Руси пестрела разнообразием форм и жанров. До наших дней дошли произведения, принадлежащие к ритуальным песнопениям, былинному эпосу, сказкам, и конечно, широко известные пословицы, поговорки, потешные и колыбельные песни.
Былины – самобытный жанр русского устного народного творчества, своеобразный вариант героического эпоса, в котором отражаются реальные исторические свершения и люди. Былины зачастую дополнены элементами вымысла и гиперболизируют силу героев.
Сказки – вымышленные истории или былины, пересказанные простым языком и фокусирующиеся на одном действии или подвиге, насыщенные мифическими персонажами и волшебством.
Исторические песни – жанр устного народного творчества, оформившийся в 14-м веке и представляющий собой переосмысленную былину. Воспеваются важные исторические события и личности, связанные с ними.
Письменная литература
Литература 14-15 веков обладала уникальной формой – все произведения, включая массивные летописи, переписывались монахами от руки. Книг было немного, и они практически не были распространены вне церкви.
Кроме сложности копирования работ, литература 14-15 веков на Руси практически не сталкивалась с понятием авторского права – любой монах, переписывающий работу, мог добавить или изъять ту часть, которую на тот момент считал необходимым. Таким образом, не существует ни одного произведения, написанного до середины 16-го века, которое было бы одинаковым в двух экземплярах.
Многие лингвисты и литературоведы подозревают, что некоторые летописи являются продуктом коллективного творчества. Основанием тому служит языковое и стилистическое несоответствие внутри одной и той же работы. Это касается не только летописей, но и жизнеописаний святых.
Жанровое постоянство и эмоциональная насыщенность
Литература России 14-15 веков, и даже вплоть до 17-18 веков, развивалась очень консервативно. Литературные традиции и условности требовали написания работ в определенном жанре. Поэтому стилистические и жанровые характеристики произведений менялись не резко, а плавно, словно вытекая один из другого. Именно так сухая и строгая церковная литература стала эмоциональной и приближенной к народу.
Пагубное влияние татаро-монгольского ига до глубины души потрясло как простого крестьянина или ремесленника, так и ученого, набожного монаха. В едином плаче, общей скорби и вечной непокорности родилась новая русская литература 14-15 веков, объединившая в себе сухую манеру изложения летописей, богатый язык житий, а также образы и народность устного творчества.
Наследие ранней литературы
Как и христианство, письменность и литература пришли в русские княжества извне, вероятно, поэтому первые летописи и жития так похожи на Византийские и так разительно отличаются от устного народного творчества. В то время как язык летописей сух и сложен, народные песни, сказки и былины, несмотря на просторечие, пестрят яркими образами и с легкостью запоминаются.
Многие академики и критики, особенно славянофилы и приверженцы их идей, считают, что русская литература нового времени, в том числе золотой ее век, обязана своей самобытностью не столько уникальности русской души, сколько странному, неожиданному сочетанию сухого изложения фактов, глубокой набожности и богатой образности древней литературы. То, что в 11-м веке было несочетаемо, как небо и земля, в 14-15 веках стало перемешиваться.
Ранняя литература является источником того самого русского духа. Национальные идеи, народность и самобытная мораль, все то, что отличает сегодня русскую литературу, пришло из самых первых веков ее существования. Именно литература 14-15 веков проложила дорогу для великолепных сказок Пушкина, невероятных повестей Гоголя и поэм Лермонтова, которые, в свою очередь, оказали формирующее влияние на будущее русской культуры.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Фольклор XIV-XV века Подготовила ученица 10б класса МБОУ СОШ с. Тербуны Вахина Юлия
Фольклор – это один из видов народного творчества, выражающийся в виде сказок, музыкальных произведений, частушек и т.д. Характерной особенностью некоторых из видов фольклора является отсутствие автора как такового. Он формируется путем передачи определенных знаний из поколения в поколение и в конечном счете может представлять собой как оконченное творческое (устное, музыкальное) произведение, так и его задатки. Характерным признаком фольклора и его определяющей чертой является коллективность творчества.
Иван IV Грозный 1533-1584 Образ грозного царя Ивана Васильевича широко представлен в народном творчестве - песнях и сказках. Из русских царей, лишь Петр I может сравниться с Грозным по народному вниманию. Но если в сказках определенное преимущество есть у Петра, то в песнях вне всякого сомнения приоритет принадлежит Грозному. О Грозном пели в исторических песнях, в казацких, раскольничьих и просто в песнях. Историческими песнями в русской литературе называют песни, посвященные конкретным историческим сюжетам прошлого, чаще всего, событиям XVI - XVIII века. Исторические песни XVI века посвящены исключительно царствованию Ивана Грозного. Особенно популярны были песни о взятии Казани.
Владимир Мономах 1113-1125 Русский фольклор богат былинами про Владимира Святославовича, известного также как Владимир Красное Солнышко Но Владимир Мономах также был значимым русским князем дотатарского периода нашей истории, оставившим после себя славу и добрую память. В основе написанных былин лежат известные исторические факты.
Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник Культура и быт XIV — XV вв.
Церковь Николы на Липне под Новгородом XIII в.
В городах и монастырях строят каменные стены, другие крепостные сооружения. Таковы каменные крепости в Изборске, Орешке и Яме, Копорье и «Порхове, Московский Кремль (60-е гг. XIV в.) и т. д. В Новгороде Великом в XV в. построили комплекс зданий Софийского дома — резиденции архиепископа (Грановитая палата, часозвоня, дворец владыки Евфимия), боярские палаты.
Церковь Федора Стратилата на Ручью. XIV в.
Церковь Спаса на Ильине в Новгороде. XIV в.
Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениального Андрея Рублева. Он родился около 1370 г., стал монахом Троице-Сергиева, затем московского Спасо-Андроникова монастыря. Вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля; затем, на этот раз в сотрудничестве с другом Даниилом Черным,— Успенский собор во Владимире. Позднее они же работают над фресками и иконами для троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни мастер трудился в Андроньеве, где умер и похоронен (около 1430 г.).
Изборская крепость. Начало XIV в.
Церковь Спаса Андроникова монастыря в Москве XIV в.
Успенский собор Московского Кремля. XV в.
Быт. Деревянная в основном Русь часто страдала от пожаров, войн, междоусобиц. Поэтому не сохранились избы, хозяйственные постройки той эпохи. Имеются лишь их изображения на миниатюрах летописей да археологические остатки.
Изба русского человека добатыевой поры — деревянная, с такими же полами, с двускатной крышей, тесовой или соломенной. Глинобитная печь (у богатых — из кирпича), стоявшая в избе, топилась по-черному. Под полом вырывали яму для хранения продуктов. Окна делались под потолком — через них выходил печной дым; закрывались они заволоками (заслонками) из дерева (волоковые окна).
Бедные селяне и горожане делали избу-полуземлянку: вырывали в земле выемку, над ней ставили каркас из дерева, который обмазывали глиной. По сделанным в грунте ступеням спускались вниз, перед входом стояло крыльцо. Печь, глиняная, куполообразная по форме, стояла в углу; топилась она по-черному.
Церковь зачатия Анны в Москве. Начало XV в.
.
1. На примере развития культуры и быта XIV — XV вв. покажите их связь с важнейшими историческими событиями, состоянием дел в экономической и политической жизни различных русских земель того времени.
2. Есть ли, на ваш взгляд, преемственность культуры XIV — XV вв. и культуры предшествующего периода? Если есть, то в чем она проявляется?
3. Можно ли говорить о том, что культура нашей страны в XIV — XV вв. сделала шаг вперед?
4. Какие архитектурные памятники эпохи, произведения иконописцев вам известны? Опишите их.
5. Какие идеи несли в себе памятники зодчества и живописи?
6. Составьте рассказ о жизни и творчестве Андрея Рублева.
7. Какие исторические события нашли отражение в литературе того времени?
Читайте также: