Экономическая сущность и назначение бюджета кратко

Обновлено: 04.07.2024

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет.

Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов.

С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.

Бюджет — есть экономическая категория. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества.

По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода (частично национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.

Бюджет не только категория историческая, экономическая, но и политическая. Его возникновение и развитие связано с зарождением, формированием и развитием политического строя государства.

Бюджет — это и социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве. Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.

Природа бюджета

Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности.

Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Понятие бюджета

С одной стороны, бюджет — это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой стороны, бюджет — это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией.

С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение задач:

— перераспределения внутреннего валового продукта;

— государственного регулирования и стимулирования экономики;

— финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

— стабилизации кредитно-денежной системы государства;

— удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка и т.д.;

— регулирования экономической и социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;

— разрешения вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

— обеспечения международных и межгосударственных договорных обязательств;

— контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т.д.

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет– это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет– это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета.

Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.

1. Образование доходов бюджета.

В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

2. Использование (расход) бюджетных средств.

Расходы бюджета– это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит от экономической и иной ситуации в стране.

71. Кредитный договор: его сущность и содержание

71. Кредитный договор: его сущность и содержание Кредитный договор есть соглашение, по которому банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик

11.1. Экономическая сущность страхования и его функции

11.1. Экономическая сущность страхования и его функции Страхование — это совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения ущерба. Страхование является одним из методов управления

1. Сущность и содержание договора страхования

ГЛАВА 1 Сущность бухгалтерского дела, его содержание

ГЛАВА 1 Сущность бухгалтерского дела, его содержание В условиях развития и совершенствования рыночных отношений повышаются требования к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений. Основанием для выработки таких решений являются данные о финансовом

ЛЕКЦИЯ № 4 Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег

1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета

1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного

37. Экономическая сущность, содержание и состав доходов и расходов организации

22. Социально-экономическая сущность государственного бюджета

22. Социально-экономическая сущность государственного бюджета Бюджет является звеном финансовой системы государства и выражает экономические (денежные) отношения по поводу образования доходов и финансированию расходов органов государственной власти и местного

1. Сущность и содержание маркетинга

1. Сущность и содержание маркетинга Одним из основных требований, диктуемых рыночной экономикой, является необходимость производства продукции такого количества и качества, которое может быть использовано потребителями. Без его выполнения практически недостижима

3.2.2. Цели и сущность анализа исполнения сводного бюджета

3.2.2. Цели и сущность анализа исполнения сводного бюджета Анализ исполнения сводного бюджета является заключительным этапом бюджетного цикла. При этом виде анализа проводится сравнение фактических и плановых данных и анализ отклонений (план – факт).Проведение план –

5. Экономическая сущность инвестиций

5. Экономическая сущность инвестиций Инвестиции имеют большое значение в возобновлении и увеличении производственных ресурсов, в системе воспроизводства и сохранении необходимых темпов экономического роста.Инвестиции относятся прежде всего к производству, составляя

3. Экономическая сущность страхования

3. Экономическая сущность страхования Экономическая сущность страхования состоит в создании денежных фондов за счет взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба у лиц, участвующих в формировании этих фондов. Возможный ущерб

12.1. Сущность, стороны и содержание мирового соглашения

12.1. Сущность, стороны и содержание мирового соглашения Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании имущественного спора на определенных ими

Бюджет является одним из механизмов государственного регулирования в части формирования и развития экономической и социальной структуры общества. Бюджет может рассматриваться как экономическая и правовая категория. Бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением – с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий. Сущность бюджета как экономической категории реализуется через его функции:

  • распределительная (перераспределение ВВП);
  • регулирующая (государственное регулирование и стимулирование экономики);
  • стимулирующая (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);
  • контролирующая (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Понятие бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С этой точки зрения он рассматривается как финансовый план государства, имеющий главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Бюджет – финансовые отношения государства с субъектами ведения хозяйства, а также населением по формированию и использованию централизованного фонда денежных ресурсов с целью обеспечения функций и задач государства, предусмотренных Конституцией.

С помощью государственного бюджета государство организовывает перераспределение созданного национального дохода между производственными и непроизводственными сферами, отраслями и регионами государства.

По своей форме государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства на определенный срок (как правило, на год), утвержденный в законодательном порядке.

За счет доходов путем установления ставок налогов, сборов, отчислений формируется финансовая база деятельности государства, а за счет расходов обеспечиваются государственное управление, экономические и социальные потребности членов общества. Государственный бюджет выполняет следующие функции:

– аккумулирует средства, необходимые для финансирования государственных мероприятий;

– перераспределяет ВВП с целью обеспечения социальных мероприятий;

– государство влияет на экономические, социальные, национальные и региональные процессы;

– макроэкономическая стабилизация и экономический рост.

На формирование и использование бюджета влияет ряд факторов, которые можно подразделить на политические, экономические и социальные.

Политические факторы отображают политическую ситуацию в государстве, которая может существенно повлиять на формирование бюджета и использование бюджетных средств. К ним принадлежат административная и региональная структуры управления государством.

Экономические факторы связаны с макроэкономическими процессами, которые происходят в государстве. К ним принадлежат объемы ВВП и национального дохода, экономический рост или уменьшение объема производства, уровень развития экономики, производительность общественного труда, приоритетные направления выполнения государством экономических и социальных задач, уровень инфляции и уровень безработицы в государстве, модель налоговой политики, уровень НТП, методы ведения деятельности на предприятиях всех форм собственности.

Социальные факторы формирования и использования бюджета предопределены социальными и демографическими обстоятельствами: социальная защита и социальное обеспечение населения, объем финансовых средств, направленных на образование и здравоохранение, объем реальных доходов населения, размер минимальной заработной платы и потребительской корзины, естественный прирост (сокращение) населения и миграционный прирост (уменьшение) населения.

Составляющей бюджета является финансирование государственного управления, национальной обороны и правоохранительной деятельности, а также финансовое обеспечение и финансирование развития образования, науки и культуры.

Важная задача бюджета государства заключается в финансировании социального обеспечения и социальной защиты населения: пенсионное обеспечение, финансирование заведений и программ социального обеспечения несовершеннолетних и молодежи; государственная помощь малообеспеченным семьям, жилищные субсидии населению и др.

Объем средств, направленных на социальное обеспечение и социальную защиту населения, зависит от финансовых возможностей государства, которые определяются объемом ВВП и обоснованным объемом фонда потребления.

ТЕМА 4. бюджет и бюджетная система государства

Бюджет – финансовые отношения государства с субъектами ведения хозяйства, а также населением по формированию и использованию централизованного фонда денежных ресурсов с целью обеспечения функций и задач государства, предусмотренных Конституцией.

С помощью государственного бюджета государство организовывает перераспределение созданного национального дохода между производственными и непроизводственными сферами, отраслями и регионами государства.

По своей форме государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства на определенный срок (как правило, на год), утвержденный в законодательном порядке.




За счет доходов путем установления ставок налогов, сборов, отчислений формируется финансовая база деятельности государства, а за счет расходов обеспечиваются государственное управление, экономические и социальные потребности членов общества. Государственный бюджет выполняет следующие функции:

– аккумулирует средства, необходимые для финансирования государственных мероприятий;

– перераспределяет ВВП с целью обеспечения социальных мероприятий;

– государство влияет на экономические, социальные, национальные и региональные процессы;

– макроэкономическая стабилизация и экономический рост.

На формирование и использование бюджета влияет ряд факторов, которые можно подразделить на политические, экономические и социальные.

Политические факторы отображают политическую ситуацию в государстве, которая может существенно повлиять на формирование бюджета и использование бюджетных средств. К ним принадлежат административная и региональная структуры управления государством.

Экономические факторы связаны с макроэкономическими процессами, которые происходят в государстве. К ним принадлежат объемы ВВП и национального дохода, экономический рост или уменьшение объема производства, уровень развития экономики, производительность общественного труда, приоритетные направления выполнения государством экономических и социальных задач, уровень инфляции и уровень безработицы в государстве, модель налоговой политики, уровень НТП, методы ведения деятельности на предприятиях всех форм собственности.

Социальные факторы формирования и использования бюджета предопределены социальными и демографическими обстоятельствами: социальная защита и социальное обеспечение населения, объем финансовых средств, направленных на образование и здравоохранение, объем реальных доходов населения, размер минимальной заработной платы и потребительской корзины, естественный прирост (сокращение) населения и миграционный прирост (уменьшение) населения.

Составляющей бюджета является финансирование государственного управления, национальной обороны и правоохранительной деятельности, а также финансовое обеспечение и финансирование развития образования, науки и культуры.

Важная задача бюджета государства заключается в финансировании социального обеспечения и социальной защиты населения: пенсионное обеспечение, финансирование заведений и программ социального обеспечения несовершеннолетних и молодежи; государственная помощь малообеспеченным семьям, жилищные субсидии населению и др.

Объем средств, направленных на социальное обеспечение и социальную защиту населения, зависит от финансовых возможностей государства, которые определяются объемом ВВП и обоснованным объемом фонда потребления.

Сегодня мы поговорим о том, что такое бюджет в обобщенном толковании и немного подробней остановимся на бюджете организации и государства, рассмотрим основные принципы его формирования и виды.

Бюджет

Бюджет — это.

Те из вас, кто вынужден (или просто любит это делать) считать свои деньги, планировать расходы исходя из полученных (или предполагаемых) доходов, занимаются формированием бюджета.

Непростое это дело – выкроить необходимые суммы на удовлетворение тех или иных нужд. Людей, которые умудряются из небольшой зарплаты оплатить коммунальные расходы, купить своим детям самое необходимое и при этом не умереть с голоду, смело можно назвать грамотными финансовыми стратегами.

Вывод: бюджет – это расходы и доходы определенного субъекта (частного лица, организации или государства), сведенные в единую схему.

Что такое бюджет

В качестве субъекта, который формирует бюджет, могут выступать:

  1. отдельные люди (физические лица);
  2. семьи;
  3. организации (юридические лица);
  4. государства;
  5. прочие субъекты.

Бюджет это.

Мешок с деньгами

Структура бюджета

Любой бюджет состоит из 2 частей. Проанализируем, из каких средств они формируются.

  1. Доходная часть:
    1. внешние поступления – заемные средства (кредиты, займы, подарки и т.д.);
    2. внутренние доходы – денежные средства и другие материальные поступления, заработанные субъектом, формирующим бюджет.
    1. текущие расходы, необходимые в данный момент времени;
    2. капитальные расходы, вкладываемые в объекты долговременного использования.

    Бюджет формируется на определенный период времени: месяц, квартал, год, несколько лет.

    Что такое профицит и дефицит бюджета

    Оптимальный вариант состояния – это ситуация, при которой его доходная и расходная часть равны, это сбалансированный бюджет.

    Профицит и дефицит

    1. Если же расходная часть больше доходной, то говорят о дефиците бюджета.
    2. Если же доход превышает расход, то это профицит бюджета.

    Виды бюджетов

    Без формирования бюджета невозможна финансовая стабильность.

    Личный (семейный)

    Ведение семейного бюджета – это основа материального благополучия семьи.

    Безусловно, совокупный объем доходной части бюджета ячейки общества – наиболее важный пункт определения благосостояния. Но не менее важно и то, как оптимально распорядиться этими доходами.

    А все дело в том, что кто-то умеет рационально сформировать свой бюджет, а кто-то – нет.

    Какие цели преследуются при составлении семейного бюджета:

    Семейный бюджет может вестись различными способами, в зависимости от уклада конкретной семьи:

    Семейный бюджет

    Бюджет организации

    Как известно, основная цель любого коммерческого проекта (в том числе – деятельности компании, предприятия, организации и т.д.) – получение прибыли. Но стабильность ее получения зависит от грамотного планирования хозяйственной деятельности и правильного формирования бюджета.

    Бюджет предприятия – это план (смета), характеризующий структуру и объем доходов и расходов за определенный период. Бюджетное балансирование – это одна из важнейших функций управления компании.

    Бюджет компании подразделяется на несколько разновидностей, основным из которых является генеральный (основной). Это план работы предприятия в целом, на основании которого создается план доходов и убытков, план движения денежных средств.

    Генеральный бюджет, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:

    Продажи

    1. операционный (текущий), формируется на основании продаж, затрат на производство и управленческие расходы;
    2. финансовый, создается на основании движения денежных средств и необходимых капитальных вложений.

    Бюджет государства

    Рассмотрим, что формирует доходную и расходную часть бюджета нашего государства в таблице ниже. Примечание: во всех странах наполнение бюджета и его расходование происходит по одинаковому принципу, различия могут быть только в конкретизации статей дохода и расхода.

    Доход и расход

    По усредненным данным, за последние несколько лет доходная часть бюджета РФ имеет следующую структуру:

    1. налоговые поступления – около 84 %;
    2. неналоговые – около 16 %.

    Исходя из экономической ситуации в стране и воздействия внешних факторов (войны, природные катаклизмы и прочий форс-мажор), сальдо государственного бюджета может быть в дефиците либо в профиците.

    Что может стать причиной дефицита государственного бюджета:

    1. локальные войны внутри государства и военные конфликты за его пределами;
    2. увеличение расходов на вооружение (модернизацию) в мирное время;
    3. неустойчивый курс национальной валюты; (застой в экономике) → снижение ВВП (валового внутреннего продукта) → сокращение налоговых поступлений (т.е. налоговой составляющей доходной части бюджета) при неизменном объеме расходов;
    4. увеличение расходной части государственного бюджета, иногда нецелесообразное или неэффективное расходование денежных средств. Например, чрезмерное финансирование управленческого аппарата, дотации убыточных отраслей производства;
    5. недостаточность объема доходной части. Такая ситуация нередка в нашей стране. Появление новых налогов или увеличение старых – единственная мера для наполнения этой статьи бюджета.

    Как это происходит? Чтобы ликвидировать дефицит денежных средств, государство занимает их у своих граждан (выпускает облигации государственного займа), берет кредит у других стран или проводит эмиссию (дополнительный выпуск денег).

    Очевидно, что любой из этих способов хоть и снимает остроту вопроса, но только на некоторое время.

    Поэтому кардинальное решение проблемы дефицита – это сбалансированное формирование государственного бюджета.

    Сначала правительство страны составляет проект бюджета, затем он утверждается Государственной думой и Федеральным Собранием (высшей законодательной властью страны). Именно эти органы ответственны за формирование сбалансированного государственного проекта.

    Государственный бюджет – это структура, состоящая из трех уровней:

    Структура

    Каждый из уровней бюджетной системы выполняет свое предназначение:

    1. федеральный – финансирует расходы по управлению государством;
    2. региональный – финансирует функционирование субъектов РФ (их промышленность, коммунальное хозяйство, транспорт, связь, социальную инфраструктуру);
    3. муниципальный – обеспечивает выполнение функций местного самоуправления.

    Краткое резюме

    Социальная и экономическая стабильность отдельно взятой семьи, предприятия и государства недостижима без грамотно сформированного бюджета. Поэтому бюджетирование – одно из наиболее значимых направлений в управлении любым проектом.

    Винни-пух

    Читайте наш блог, и все сложное станет намного проще.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (8)

    В семье траты бюджета куда более эффективны, чем у государства, ведь семья знает цену каждому заработанному рублю.

    Государство же действует порой крайне расточительно, выделяет большие средства не на образование, науку, культуру, медицину, а на армию.

    Потом родители больных детей вынуждены просить милостыню на федеральных каналах, граждане должны скинуться, чтоб ребёнка вылечили, а всё потому что деньги из бюджета на перевооружение пошли и государству на больных детей плевать.

    Игорь: интересы и заботы государства отличаются от того, что об этом думают отдельные люди. Все хотят чтобы им (людям) было лучше, но государство существует в окружении других государств, а мировой полиции пока не придумали .

    Поэтому, чтобы тебя не ограбили нужно иметь армию, флот, современное вооружение. Кто этого не имел в устрашающем для агрессора количестве жестоко поплатились (Ливия, Сирия, Ирак, Вьетнам, Корея).

    По поводу сбора денег на лечение детей согласен. Государство должно решать такие вопросы само. У нас должно быть министерство справедливости (например, базируясь на кадрах ОНФ), которое бы разруливало все казусные моменты имея на это полномочия и бюджет.

    Тратить надо всегда меньше, чем зарабатываешь. Казалось бы, все просто, но не все так могут жить!

    А какие у государства могут быть проблемы в плане настричь бабла? Не, ну реально, какие проблемы? Придумать новые налоги или повысить старые, придумать новые виды правонарушений и взимать штрафы.

    Мне больше знакомо понятие-семейный бюджет. Жить по средствам далеко не каждому дано. Я этим делом управляю и вроде все получается.

    Хорошо, когда у семьи есть возможность копить деньги, но ведь многие семьи находятся в крайне неустойчивом финансовом состоянии и им пришлось очень тяжело во время введённого локдауна.

    Кстати, в семейном бюджете, если покопаться, то можно много лишних трат найти, так что, если оптимизировать расходы, то на всё хватит.

    Думаю, что для более эффективных расходов государства, большая часть собранных налогов должна оставаться в регионах, ведь чем меньше хозяйство, тем проще разобраться, на что тратить деньги.

    Читайте также: