Экологический кодекс рк кратко

Обновлено: 05.07.2024

Президент нашей страны поставил перед Министерством окружающей среды задачу создания к 2010 году основных экологических стандартов устойчивого развития общества. Первым шагом в этом направлении явилось принятие в январе 2007 года Экологического кодекса Республики Казахстан.

Экологический кодекс призван решить следующие важнейшие задачи:

· обобщение и систематизация на законодательном уровне вопросов охраны окружающей среды;

· поднятие статуса экологических требований и нормативов до уровня законодательных актов прямого действия;

· внедрение международных стандартов в практику работы по охране окружающей среды в нашей стране.

При разработке Экологического кодекса было использовано около 20 руководящих и рекомендательных документов различных международных организаций, 18 международных конвенций, около 30 директив Евросоюза и законодательных актов иностранных государств, проект модельного кодекса Содружества независимых государств, более 200 нормативных правовых актов казахстанского законодательства.

Экологическое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и 50 иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Кодексе, то применяются правила международного договора.

В случае противоречия между настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, содержащими нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды, применяются положения настоящего Кодекса.

Отношения в области охраны и использования объектов окружающей среды и особо охраняемых природных территорий регулируются специальными законами Республики Казахстан в части, не урегулированной настоящим Кодексом.

Экологический Кодекс регулирует отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории Республики Казахстан.

Участниками регулируемых настоящим Кодексом отношений являются физические и юридические лица, государство, а также государственные органы, осуществляющие государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов.

природопользование экологический законодательство

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА

1.1 Основные принципы экологического законодательства Республики Казахстан

Основными принципами экологического законодательства Республики Казахстан являются:

1) обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан;

2) обеспечение экологической безопасности;

3) экосистемный подход при регулировании экологических отношений;

4) государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов;

5) обязательность превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах;

6) неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан;

7) обязательность возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде;

8) платность и разрешительный порядок воздействия на окружающую среду;

9) применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;

10) взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов по охране окружающей среды;

11) стимулирование природопользователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязнения окружающей среды, сокращению отходов;

12) доступность экологической информации;

13) обеспечение национальных интересов при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;

14) гармонизация экологического законодательства Республики Казахстан с принципами и нормами международного права;

15) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения при принятии решений о ее осуществлении.

1.2 Основные положения государственного регулирования в области охраны окружающей среды и государственного управления в области использования природных ресурсов

Государственное регулирование в области охраны окружающей среды включает в себя:

1) лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды;

2) экологическое нормирование;

3) техническое регулирование в области охраны окружающей среды;

4) государственную экологическую экспертизу;

5) выдачу экологических разрешений;

6) государственный экологический контроль;

7) систему экономического регулирования охраны окружающей среды, стимулирование внедрения наилучших экологически чистых технологий, систему финансирования природоохранных мероприятий;

8) государственный экологический мониторинг;

9) государственный учет природопользователей, источников и участков загрязнения окружающей среды;

10) экологическое образование и просвещение.

Государственное управление в области использования природных ресурсов включает в себя:

1) государственное планирование в области использования природных ресурсов;

2) государственный контроль за охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов;

3) выдачу лицензий, разрешений и заключение договоров (контрактов) на право пользования природными ресурсами;

4) организацию восстановления и воспроизводства природных ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий;

5) ведение мониторинга и кадастров природных ресурсов;

6) установление лимитов и распределение квот на использование природных ресурсов;

7) управление государственными юридическими лицами, осуществляющими использование, восстановление и воспроизводство природных ресурсов;


Экологическое право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Основными принципами экологического законодательства Республики Казахстан являются:

– обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан;

– обеспечение экологической безопасности;

– экосистемный подход при регулировании экологических отношений;

– государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов;

– обязательность превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах;

– неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан;

– обязательность возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде;

– платность и разрешительный порядок воздействия на окружающую среду;

– применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;

– взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов по охране окружающей среды;

– стимулирование природопользователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязнения окружающей среды, сокращению отходов;

– доступность экологической информации;

– обеспечение национальных интересов при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;

– гармонизация экологического законодательства Республики Казахстан с принципами и нормами международного права;

– презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения при принятии решений о ее осуществлении.

В Республике Казахстан произошли серьезные перемены в общественном развитии, продолжается процесс реформирования законодательства республики в области охраны окружающей среды. Разработаны стратегические документы развития государства, создана основа природоохранного законодательства, подписан ряд международных конвенций по вопросам охраны окружающей среды, создана система управления природоохранной деятельностью.

Экологический кодекс Республики Казахстан, принятый 9 января 2007 года, внес существенные изменения в принятую в Казахстане систему охраны окружающей среды. На смену административно-командным подходам, прежней системе нормирования, приоритету штрафных санкций должны прийти эффективные экономические рычаги, являющиеся мощным фактором регулирования хозяйственной деятельности по использованию и охране природных ресурсов, профилактика экологических правонарушений, стимулирование внедрения новых технологий. Экологический кодекс определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение и восстановление окружающей среды, биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности страны.

В Экологическом кодексе РК впервые:

– законодательно утверждаются основы устойчивого развития;

– экологические требования вынесены на законодательный уровень;

– определена компетенция органов местного самоуправления;

– расписан порядок проведения государственного контроля;

– вводятся комплексные экологические разрешения, а сроки действия увеличены до 3–5 лет, упрощен порядок их выдачи;

– предприятия разделены на 4 группы по сложности производства и степени возможного воздействия на экологию;

– экологическое нормирование будет использовать целевые показатели качества окружающей среды;

– вводится понятие государственного реестра природопользователей;

– введены нормы по праву собственности на отходы.

Основные задачи Экологического Кодекса заключаются в следующем:

– обобщить и систематизировать на законодательном уровне вопросы охраны окружающей среды;

– поднять статус экологических требований и нормативов до уровня законодательного акта прямого действия;

– внедрить международные стандарты в практику охраны окружающей среды.

Критерии экологической опасности технологий, техники и оборудования:

1) истечение нормативного срока эксплуатации;

2) не соответствие требованиям Экологического кодекса, а также экологическим требованиям, установленным техническими регламентами или международными стандартами;

3) образование в результате применения отходов, не имеющих технологий по их обезвреживанию или утилизации в Республике Казахстан, либо утилизация которых сопряжена с высоким экологическим риском или экономически нецелесообразна.

Экологический контроль – вид государственной деятельности, призванный обеспечить соблюдение экологического законодательства.

Основные нарушения природопользователей в области охраны окружающей среды:

– не выполняются мероприятия заложенных в проекте предельно допустимых выбросов, сбросов;

– не выполняются мероприятия, заложенных в Плане природоохранных мероприятий, а также их перенос из года в год;

– выявляется низкая эффективность очистных сооружений;

– допускается сверхнормативный выброс, сброс загрязняющих веществ;

– несанкционированное размещение отходов.

В соответствии с Экологическим кодексом осуществляется целенаправленная работа по обеспечению нормативных показателей окружающей среды при рассмотрении заявок на получение разрешений на эмиссии и согласовании планов природоохранных мероприятий природопользователей.

Выполнение природопользователями планов природоохранных мероприятий играют важную роль в процессе улучшения экологической ситуации в регионе.

Читайте также: