Экологические проблемы в турции кратко

Обновлено: 06.07.2024

Конечно, Турция – большая страна, и встречается в ней всякое. Есть большие города, где живут многие миллионы людей, которые ездят на машинах и автобусах, работают на заводах, потребляют воду и электричество. И проблемы этих мегаполисов во всем мире одинаковы: загрязнение сточными водами, вредные выбросы в воздух, огромные свалки. Сельское хозяйство приводит к вырубке леса, деградации почв.

Но, стоит отметить, что Турецкое государство очень жестко спрашивает с предпринимателей и представителей местных администраций за любые случаи нерационального использования природных ресурсов и малейшие нарушения экологических норм. В сферу пристального внимания попадают в первую очередь те районы и области, нерациональная деятельность в которых может нанести непоправимый урон благополучию страны. К таким регионам относится и вся прибрежная Средиземноморская зона, которая обеспечивает приток в страну огромных денег за счет туризма и инвестиций в недвижимость.

Экологическое воспитание детей.

Ощущение своих корней.

Каждый турок – это не просто уникальный человек со своим характером, взглядами и отношением к жизни. Он – часть мира, в котором живет. Он сознает неразрывную связь со своей родиной, с историей своей страны, со своими предками. Он может не знать какие-то исторические факты, быть несведущим в нюансах геологии, экономики, политики, но он отвечает за ту часть Земли, на которой ему посчастливилось родиться. А это значит, что он несет ответственность за эту землю.

Хочу рассказать вам одну историю. Есть в Анталии старинный город Фаселис, в который мы с семьей очень любим приезжать. Мы с женой любим гулять по древним развалинам, а детям безумно нравится плавать в теплых прибрежных водах этой золотой бухты. По секрету: ищут древние сокровища. И вот весной прошлого года разрушительный ураган прошелся по городу страшной метлой, сломав, как спички, или вырвав с корнем многовековые сосны. Приехав в очередной раз, мы ужаснулись: кто-то с небес разгневался и решил стереть город с лица земли. Но не прошло и месяца, как завалы были разобраны, и потянулись вверх сотни молодых саженцев. А это значит, что мои внуки и правнуки смогут приезжать в Фаселис, чтобы насладиться его таинственной красотой.

Красивые люди – лучшее доказательство хорошей экологии.

Лучшим свидетельством благополучной экологии в Турции могут быть сами турки. Посмотрите на этих красивых людей: какие великолепные белозубые улыбки, чистая кожа, красивые волосы. А ведь это все потому, что люди с первых дней своей жизни едят незагрязненные никакими химикатами продукты, пьют чистую воду, дышат свежим воздухом, купаются в чистом море.



Качество продуктов питания отмечают все, кто приезжает в Турцию хотя бы ненадолго. Овощи и фрукты выращиваются в условиях максимального благоприятствования: достаточное количество света и тепла на протяжении всего года, строгий контроль со стороны государства за тем, какие удобрения используются, высокая степень механизации в сочетании с бережным ручным трудом. Качество мясной, молочной продукции также выше всяких похвал.

Турция обладает огромными природными богатствами, которыми можно просто пользоваться: неограниченные ресурсы пресной воды для развития сельского хозяйства, выход к морям обеспечивает достаточный улов самой разнообразной рыбы, благоприятные климатические условия позволяют снимать по 2-3 урожая овощей и фруктов в год. Живи, наслаждайся, пользуйся! Но турки любят свою землю, вкладывают в нее столько сил и заботы, что та похожа на довольную мурлыкающую кошку.

Лучшие видео про Турцию, её культуру и историю, недвижимость и бизнес, а также жизнь людей, их обычаи и привычки на нашем канале "Жизнь в Турции" .

Турция расположена частично на территории Передней Азии и Европы. Она омывается 4-мя морями и имеет множество курортных зон. Это индустриальная страна, имеющая хорошо развитую промышленность. Производственные предприятия загрязняют окружающую среду вредными выбросами. 6 областей Турции характеризуются как зоны повышенной опасности. Проблему усугубляет вырубка лесов, что влияет на изменение климата, загрязненность воздуха. В зоне риска оказались такие города, как Стамбул, Анкара, Ыгдыр и другие. Сточные воды с заводов и фабрик загрязняют моря в прибрежных территориях. Имеется проблема разлива нефти, вызванная высоким трафиком танкеров, проходящих через пролив Босфор. Эрозия почвы составляет дополнительную опасность для экологии. К турецким берегам прибивает огромное количество нефтяных продуктов, содержащих вредные химические соединения. Правительство рекомендовало местным жителям воздерживаться от рыбной ловли. Экологи сделали заключение, что количество рыбы, обитающей в Черном море, значительно сократилось. Все эти факторы влияют на здоровье людей, вызывая заболевания внутренних органов. Многие туристы недовольны тем, что моря в зонах отдыха сильно загрязнены.


Грязные города Турции

  1. Стамбул
  2. Анкара
  3. Ыгдыр
  4. Синоп
  5. Самсун

Чистые турецкие города

  1. Аланья
  2. Кемер
  3. Белек
  4. Мармарис
  5. Сиде

Стамбул — катастрофическая обстановка

Стамбул является самым крупным мегаполисом страны по численности населения (15 000 000 человек). Он находится на берегу пролива Босфор. Это главнейший производственный и торговый город, также основной порт Турции. Здесь находится множество предприятий, деятельность которых неизбежно влияет на окружающую среду:

Прежде всего вредные вещества, выделяемые производствами, влияют на чистоту воздуха. По данным экологов, уровень его загрязнения превышает критическую отметку. Длительное время многие промышленные предприятия и жилые дома отапливаются углем. Это самое дешевое топливо, поэтому его активно используют. Власти города выделяют бедным семьям уголь для отапливания домов. Продукты горения содержат частицы серы, которые опасны для здоровья. Некоторые предприятия переходят на природный газ, однако их количество мало. Правительство старается решить этот глобальный вопрос. Создана сеть станций для измерения количества вредных веществ. Информация со станций поступает в режиме онлайн. По этим данным Стамбул был признан городом с самым грязным воздухом. Эти показатели растут, так как данную проблему усугубляет возрастающая активность транспорта.

Мегаполис является крупным транспортным хабом Турции, через который проходят автомобильные и железнодорожные магистрали. В окружающую среду поступает огромное количество выхлопных газов. Стамбул страдает от дорожных заторов, вызванных большим количеством автомобилей. Также здесь высокая доля промышленных перевозок. Множество машин работает на вредном дизельном топливе, которое отравляет воздух. Экосистема босфорского пролива нарушена химическими отходами, радиоактивными сбросами с АЭС. На поверхности Черного моря разливаются огромные пятна нефти, оставляемые танкерами. Течение сносит всю грязь на южные берега страны. Не рекомендуется купаться на пляжах Стамбула, так как тяжелые металлы и радиоактивные отходы наносят вред коже человека. Также небезопасно употреблять морепродукты из этих мест. Кроме того, на дне Босфора скапливается большое количество бытового и промышленного мусора. Водолазы периодические проводят работы по очищению дна, но это не спасает район от загрязнения.

Анкара — грязная атмосфера


Мегаполис имеет очень оживленный трафик транспортной сети. Анакара находится на пересечении важных автодорог федерального значения. По ним осуществляется множество пассажирских и грузовых перевозок. Междугородные автобусные маршруты соединяют Анкару с другими городами и странами. Периодически возникают дорожные заторы из-за большого количества автомашин. Это вторая главная причина грязной атмосферы над городом. Общественные организации активно борются против загрязнения окружающей среды. Жители Анкары проводят демонстрации перед зданиями иностранных посольств, организации которых хранят ядовитые отходы в городах страны. Турецким отделением Гринпис были обнаружены плавающие емкости, содержащие токсичные отходы, в водах Черного моря. Они принадлежат итальянским коммерческим компаниям. Попытки решить проблему захоронения отходов пока не дают результата. Экология находится на грани катастрофы. Активисты движения высаживают зеленые насаждения в районах Анкары. Посадочные материалы предоставляются бесплатно, поэтому каждый горожанин может посодействовать озеленению города.

Мармарис — чистые пляжи и комфорт

Мармарис — небольшой городок на побережье Средиземного моря с населением всего 34 000 человек. Этот курорт очень любят туристы всех стран за прекрасные пейзажи и чистые пляжи. За один сезон его посещают около 2 000 000 человек. Мармарис растянут по побережью длинной полосой. Бухта защищена горами, из-за чего море всегда спокойное и теплое. Здесь отсутствуют промышленные предприятия. Воздух очень чистый, повсюду много растительности. Склоны гор покрыты деревьями и кустарниками. Экономика города основана на торговле и туризме. Множество жителей занято в сфере обслуживания. Горожане работают в кафе и ресторанах, занимаются торговлей сувенирами. Прибыльным видом заработка считается сдача жилья туристам. Отели следят за чистотой вокруг своего района, высаживают декоративные растения, деревья.


Процветает такой вид туризма, как парусный спорт. Мармарис имеет большое количество яхтенных клубов. Туристы могут арендовать яхту, катер, гидроскутер, обучиться дайвингу, катанию на водных лыжах. Существует несколько пляжных зон с хорошей инфраструктурой и оборудованием. По отзывам туристов, море очень чистое, с прозрачной голубой водой. Лучшей пляжной зоной считается Ичмелер, находящийся в окрестностях Мармариса. Там очень живописная местность, много зеленых насаждений. Пляж занимает около 1 км. Его покрывает мелкий светлый песочек. Заход в воду пологий, иногда попадается некрупная галька. Зона отдыха ухожена, нет мусора, бытовых отходов.

Аланья — образцовые зоны отдыха

Аланья — очень популярное направление у российских и зарубежных туристов. Это город-курорт, чистый и уютный. Численность местных жителей составляет около 100 000 человек. Однако в туристический сезон людей становится в несколько раз больше из-за наплыва отдыхающих. Аланья находится на берегу Средиземного моря. Промышленных предприятий здесь нет. Главной отраслью экономики является туризм. Также важное значение имеет сельское хозяйство. Местные жители выращивают фрукты, овощи. Это способствует благоприятной экологической обстановке, так как повсюду находятся фруктовые сады с мандаринами, гранатами, лимонами, апельсинами. Кроме того, это очень красиво.


Аланья хорошо озеленена, здесь растут пальмы, кипарисы, хвойные и лиственные деревья. Городской транспорт представлен автобусами и такси. Существует канатная трасса. Транспортный трафик низкий, туристы передвигаются пешком, все заведения в шаговой доступности. Аланья имеет большое количество ночных клубов, баров, торгово-развлекательных центров. Здесь есть природные достопримечательности, среди которых:

  • пещера Дамлаташ;
  • горная река Дим-Чай;
  • каньон Сападере.


Самым загрязненным городом Турции считается Стамбул. Как и в большинстве современных городов, именно столица больше всех загрязнена. Хотя это не удивительно, ведь в Стамбуле проживает порядка 15 миллионов человек. Плохо то, что этот город является основным портом страны, и конечно же из-за этого не избежать разлива топлива, масла и иных химикатов, которые попадают в воды знаменитого пролива Босфор.

Вместе с этим только на территории Стамбула располагаются десятки промышленных предприятий и заводов: химические, цементные, пищевые, судостроительные и машиностроительные.

Важно отметить и то, что более 33% всей энергии в государстве вырабатывается за счет использования угля, а еще одна треть благодаря нефти.

Конечно, все это весьма негативно влияет на окружающую среду. Из-за массового использования угля в воздух попадают вредные твердые частицы, которые потом оседают в легких местных жителей и нарушают работу органов дыхания.

Да и растения через почву и воду способны впитывать в себя все эти вредные соединения, от чего они становятся жухлые и зачастую погибают.

Да, воздух на всей территории государства загрязнен. По данным на 2018 год только 6 провинций из имеющихся 81, дышат более или менее чистым воздухом. Например, через Стамбул проходит 52% загрязнителей от общего объема промышленных предприятий, так что не удивительно, что там самый загрызенный воздух во всей Турции.

Только за последние 10 лет чисто автомобилей выросло на 82%. Интересный факт, но Турцию весьма сильно спасает ее местоположение.

С двух сторон на города дуют свежие морские ветра, которые как бы фильтруют воздух и уносят часть вредных частиц и азота.

Хотя возможно, все это просто переносится просто в другие, соседние страны.

Стоит отметить и то, что власти Турции все же стремятся улучшить сложившуюся экологическую обстановку. Многие улицы расширяются за счет пешеходных зон, что сокращает на них среднюю суточную проходимость автотранспорта.

Так же вводятся электро-автобусы, которые курсируют по главным улицам столицы. Такой подход, несомненно, позитивно отразится на экологической составляющей всей страны в целом и позволит хоть как то решить некоторые экологические проблемы.

В конце 2020 года власти Турции выразили надежду, что 2021-й пройдет под девизом защиты окружающей среды. Несмотря на это, число экологических катастроф и природных катаклизмов в республике увеличилось: экологи били тревогу по самым разным поводам — от распространения морской слизи у берегов Мраморного моря до массовой гибели фламинго на озере Туз.

И хотя существенную роль в этих бедствиях играет глобальное потепление, нередко ущерб от трагедий можно было снизить или вовсе предотвратить.

Международная редакция ФАН разбиралась, с какими природными явлениями столкнулась Турция за последнее время и кого в них винит общественность.

Засуха

В последние годы Турция бьет температурные рекорды из-за последствий глобального изменения климата, которые приводят к серьезному снижению числа подземных и надземных источников воды.

В мае ситуация была еще хуже — практически по всей территории Турции , за исключением ряда северных и северо-западных районов, наблюдалась катастрофическая засуха. По сравнению с ситуацией годом ранее осадки снизились на 66%.

Эксперты предупреждают, что в ближайшем будущем засуха станет новой реальностью для граждан республики, поскольку в среднем 60% территории Турции не получают достаточного количества осадков.

Согласно статистике в республике на душу населения приходится 1 550 кубометров воды в год. Однако этот показатель, как ожидается, снизится до 1 000 кубометров к 2050 году из-за роста населения и изменения климата.

Высыхание озер

За последние две недели в районе соленого озера Туз в центральной Анатолии погибли тысячи птенцов фламинго. Водоем ежегодно становился домом для почти 10 000 вылупившихся детенышей этой птицы. Однако недавняя засуха, которую эксперты-экологи связывают с губительными сельскохозяйственными методами орошения и климатическим кризисом, привела к частичному высыханию озера и вызвала печальные последствия для фауны.

Эколог и фотограф дикой природы Фахри Тунч сообщил агентству Reuters, что оросительный канал перестал направлять воду в Туз, чтобы перераспределить ее для ведения сельского хозяйства. В результате фламинго не хватило воды. Слова специалиста подтверждают и цифры: согласно отчету турецкого экологического фонда TEMA, спрос воды для фермерства в регионе увеличился в 2020 году и превысил предложение на 30%.

С причиной гибели райских птиц согласилась председатель НПО The Nature Association Диджле Туба Кылыч . Она отметила, что изменение методов орошения фермерских угодий региона — единственный способ предотвратить массовую гибель фламинго. Однако власти пытаются избегать подобного рода корреляций.

Схожая проблема наблюдалась и в некоторых районах реки Кызылырмак. Нехватка кислорода, вызванная аномальной засухой в последние недели, привела к вымиранию рыб.

Основными причинами явления, угрожающего морской жизни, являются изменение климата и загрязнение Мраморного моря сточными водами.

Лесные пожары

Другая экологическая проблема, также связанная с изменением климата — это лесные пожары, которые в Турции заметно участились.

Если в период с 2011 по 2015 годы ежегодно происходило в среднем 2 319 пожаров и сгорало 6 371 га лесных площадей, то с 2016 по 2020 годы количество возгораний увеличилось до 2 770, а масштабы пострадавших территорий выросли до 11 818 га. Ожидается, что в будущем эти цифры будут становиться еще выше как из-за климатического кризиса, так и вследствие роста численности населения и его пагубной деятельности.

Наводнения

Турецкую землю не обошло и другое бедствие — наводнение. С 14 июля на провинцию Ризе обрушились сильные ливни, которые привели к затоплениям и оползням. По предварительным данным, в результате непогоды погибли не менее семи человек, десятки деревень остались без электричества. Сильно пострадали чайные плантации, которыми славятся эти места.

Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган заявил 17 июля, что причерноморские районы, пострадавшие от наводнений, будут официально объявлены зоной бедствия.

Северные провинции Турции , имеющие выход к Черному морю, превратились в привычную зону подобных катастроф, которые за последние годы унесли десятки жизней. Наиболее смертоносное наводнение произошло в 2010 году, когда 12 человек погибли в результате непогоды в городе Гюндогду в Ризе . Другая трагедия была зафиксирована в августе 2020 года в провинции Гиресун — тогда погибли по меньшей мере десять человек.

Предотвращение подобных природных явлений является сложной задачей в горном регионе, где равнинных земель мало, а растущее население вынуждено строить новые дома в руслах рек. Застройка берегов водоемов, которая в ряде случаев разрешалась в прошлом, сейчас в регионе строго запрещена, но порой найти место для строительства вблизи населенных пунктов оказывается затруднительно, учитывая наличие 120 000 небольших речек. Еще одной проблемой является изменение климата, которое усугубляет риск наводнений в регионе, где почти круглый год выпадают осадки. Эксперты отмечают, что повышение температуры морской воды также считается одной из причин участившихся затоплений.

Тем не менее наводнения не являются редкостью для причерноморского региона Турции , но практически каждый год местные власти оказываются неподготовленными к подобного рода катаклизмам. Специалисты и общественные деятели уверены, что уменьшить масштабы последствий катастроф было бы возможно при эффективной работе властей по благоустройству местности.

Политик раскритиковал неисполнение подготовленного правительством плана действий по климату в причерноморском регионе. По его словам, до сих пор никакие шаги в этом направлении не предпринимались. Управление жилищного строительства Турции (TOKI) по-прежнему гонится за доходами, а главное управление государственных гидротехнических работ (DSI) превращает все реки в бетонный канал. Главное управление лесного хозяйства дает разрешение на вырубку деревьев, а министерство окружающей среды и градостроительства утверждает возведение ГЭС.

Землетрясения

В 2020 году подземные толчки ужаснули всю Турцию своими катастрофическими последствиями. Сначала в конце января в провинции Элязыг была зафиксировано разрушительное землетрясение магнитудой 6,7. По официальным данным погиб 41 человек, более 1 600 получили ранения. При оценке целостности зданий специалистами было установлено, что в Элязыге и соседних провинциях 378 зданий были разрушены, 3 249 — серьезно повреждены, более 5 000 — частично пострадали.

Другое землетрясение магнитудой 7,0 произошло в конце октября 2020 года в Эгейском регионе . Оно унесло жизни 117 турок и оставило без жилья порядка 15 тысяч граждан. Катастрофа вновь вызвала волну обсуждений: оппозиция обвинила власти в бездействии перед лицом непрекращающихся стихий, а правящие элиты напомнили о том, что мэром города является Тунч Сойер — представитель РНП.

Народное пробуждение

Все чаще граждане республики выражают свой протест действиям властей, которые нередко действуют в ущерб природе ради выгоды. Особое сопротивление продемонстрировали обитатели района Икиздере в провинции Ризе , которые уже на протяжении нескольких месяцев протестуют против вырубки леса и формирования карьера компанией Cengiz Holding, известной своей близостью к партии Эрдогана .

В настоящее время люди продолжают оберегать сосновые леса, возраст которых превышает 300 лет, и выходят на круглосуточные дежурства. Ситуация в Икиздере вызвала общественный резонанс и стала образцом того, как простые граждане готовы оберегать природу от корыстных действий чиновников и бизнесменов.

Пока баланс отрицательный

Опрос Istanbul Economy Research, проведенный в 12 городах в июне, продемонстрировал, что около 58% людей выступают против строительства этого канала. При этом число турок, негативно относящихся к инициативе, продолжает расти.

Помимо прочего, правительство Эрдогана нанесло еще один удар по экологии: Анкара 10 июля отменила запрет на импорт пластиковых отходов, введенный ей 2 июля. Вероятно, такой резкий шаг назад связан с лоббированием местной индустрии пластмасс.

Напомним, что Турция является крупнейшим пунктом назначения для мусора, экспортируемого из стран Евросоюза и Великобритании . За последние 16 лет объем пластиковых отходов, ввозимых из этих государств в республику, вырос в 196 раз. Статистические данные информируют, что Турция импортировала в общей сложности 659 960 тонн пластиковых отходов из стран ЕС и Великобритании в 2020 году.

Вместо того, чтобы обрабатывать европейский мусор, чаще всего отходы просто вывозили на обочины дорог крупных городов и поджигали. Особенно сильно в этом отношении пострадала провинция Адана , которая стала негласным центром ликвидации мусора.

Турция по-прежнему является одной из шести стран, не ратифицировавших Парижское соглашение — документ, регулирующий меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере.

Соглашение относит Турцию к числу развитых государств, тем самым обязывая ее платить ежегодные взносы для оказания помощи развивающимся странам в реализации целей конвенции. Анкара считает несправедливым такую классификацию и требует, чтобы ее определяли как развивающуюся державу.

В результате мы имеем картину, при которой финансовой вопрос является единственным приоритетом властей, игнорирующих такие важные проблемы, как загрязнение окружающей среды, природный баланс, утилизация мусора и прочее.

Читайте также: