Эхнатон кратко описание скульптуры

Обновлено: 30.06.2024

В Каирском музее древностей находятся скульптуры дочерей фараона Эхнатона, которые имеют необычное строение тела с непропорционально большими головами. Они резко отличаются от всех других скульптур музея и больше напоминают образы пришельцев, чем людей. (Погодите закрывать статью, впереди только самое интересное). И это наводит на мысли, что их отец, являлся полукровкой от некой другой генетической ветви, принадлежащей древним богам. Так ли это на самом деле, разбираюсь в этой статье, которую рекомендую дочитать до конца.

Глядя на огромную статую фараона Эхнатона в том же Каирском музее, замечаешь, что по строению его дочери пошли в отца, но не в мать. Потому что Нефертити, жена Эхнатона, которая и родила ему их, имеет нормальные человеческие черты, нормальное человеческое строение тела, стандартную голову. Это видно не только в скульптурах, но и в барельефах их семейства. И древние художники Амарнского периода, для которого был характерен реализм, подчёркивали это.

Глядя на различия в строении его тела и его дочерей, задаёшься вопросом, к какому роду он принадлежал, и имеет ли он божественные корни? Так как его предполагаемые родители Аменхотеп III и Тия выглядели совершенно нормально, судя по их изображениям и статуям. Поэтому странно, что фараон Эхнатон родился (либо приобрёл) сразу со столькими отклонениями.

Учёные до сих пор не могут определиться, принадлежит ли мумия, найденная в гробнице KV55 в Долине Царей в 1907 году, фараону Эхнатону или нет, но её череп явно не обладает теми чертами, что мы видим на изображениях фараона. То есть реальная мумия Эхнатона может быть ещё не найдена.

Учёные говорят, что фараон был с генетическими отклонениями, но не особо страдал от этого. Он был абсолютно здоров при жизни, но при этом обладал необычной внешностью, которая являлась результатом сразу нескольких мутаций. Женоподобное тело с большой вытянутой головой, удлинённой формой лица и длинными пальцами. Но в мумии из гробницы KV55 не выявили генетических отклонений.

Конечно можно списать на стилизованные изображения, этакий древнеегипетский шарж, в котором фараона изобразили в прикольно-мультяшном стиле, но египтяне не искажали черт при передаче внешнего вида, особенно в искусстве Амарнского периода, где был характерен реализм, и всё изображалось как можно реалистично. И благодаря такому реализму, мы можем видеть, что внешность Эхнатона заметно отличается от всех других фараонов.

Что касается внешности его дочерей, которые унаследовали гены отца, то они больше напоминают образ пришельцев, чем людей. Будто имели другую генетическую ветвь и не полностью принадлежали к роду людей. Их мать Нефертити была из рода людей, а фараон предположительно из рода полубогов, и от их союза родились шесть дочерей необычной внешности, унаследовавшие гены отца. Их скульптуры и изображения, по реалистичным канонам Амарнского искусства, являются косвенным доказательством божественности фараона.

Тут стоит заметить, что форма их черепа не была искусственно деформирована, как у многих древних народов. Поскольку мумии его дочерей до сих пор не найдены, то нигде нет об этом сведений. И скорей всего у них это наследственное от отца. Потому что, судя по скульптурам, форма черепов не только удлинена, но и расширена. При искусственной деформации такого не бывает, череп просто удлиняется, иногда конусом, но по бокам не расширяется. А тут он широкий, видимо для мозга большего размера, как и у Эхнатона.

Исследователи Амарнского искусства также связывают этот необычный стиль изображений фараона в виде гермафродита, не только с реализмом, но и с религиозным мотивом его близости к богу Атону, который назывался "отцом всех людей". То есть учёные допускают, что его внешность была связана с богом Атоном, а Амарнское искусство отражало его божественное происхождение.

Это ещё лишний раз теоретически подтверждает "божественное происхождение" фараона. (Этот термин "божественное происхождение" сейчас научно доказать невозможно, пока наука не начнёт заниматься происхождением бога или богов, то есть теогенезом, или антропотеогенезом - поиски антропоморфного бога, и происхождения от него человека. Но по древней мифологии, боги были реальными существами, которые вмешивались в мир людей. По библии, земные женщины рожали от них полукровок).

Другие, сомневаясь в подобной внешности фараона, считают это древним экспрессионизмом. Хотя в общем смысле Амарнское искусство отражало реализм.

Можно допустить версию, что фараон являлся полукровкой, то ли генетическим экспериментом одного из богов, то ли имел полубожественное происхождение. Иначе как объяснить его генетические отклонения и мутации, которые, по утверждениям учёных, невозможны одновременно в таком количестве в одном человеке, и при которых он не особо страдал и был здоров?


Статуя фараона Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Каирский египетский музей. Египет XVIII династия, Новое царство

Такие удивительные поступки этого фараона отнюдь не были случайны.

Египетское многобожие, при котором чуть ли не каждая область чтила своего бога, не способствовало духовному подчинению Египту покоренных племен. Жреческое сословие располагало огромными материальными средствами, а своей ролью в государстве ущемляло самодержавную власть фараона. Храмам принадлежали целые города. Опираясь на мелких рабовладельцев и на новую служилую знать, фараон решил нанести удар непомерно разбогатевшему жречеству и вместе с ним всей высшей потомственной знати, склонной к неповиновению. Реформы, им осуществленные, следует признать по тому времени прогрессивными.

Эхнатон установил единобожие, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Культ всех прочих богов был отменен, их храмы закрыты, храмовое имущество конфисковано, власть жрецов, и в первую очередь самых могущественных — фиванских, сокрушена, во всяком случае на какое-то время.


Барельеф с изображением Эхнатона


Статуя фараона Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Каирский египетский музей. Египет XVIII династия, Новое царство


Скульптурное изображение Эхнатона. Каирский египетский музей

Подлинная революция, совершенная Эхнатоном, естественно, должна была отразиться на искусстве. Разрыв с древней религиозной традицией знаменует в искусстве отход от застывшей идеализации царского образа, обновление не столько канонов и стиля как самого внутреннего содержания художественного произведения. То новое, что отличает искусство Амарны, можно определить как большую подвижность фигур, подчеркнутую правдивость изображения (даже с передачей физических изъянов), живость отдельных образов и всей композиции (вначале даже несколько беспокойную и утрированную), внесение в искусство вместе с неведомым дотоле динамизмом таких мотивов, как лирика, задушевность, даже интимность, при еще возросшем стремлении к изысканности, изяществу, переходящих в манерность.


Принцессы Нефернефруатон-ташерит и Нефернефрура, Фрагмент росписи дворца в Ахетатоне (Эль-Амарне). Высота фигур 22 см. XVIII династия. Начало 14 в. до н. э. ( ок 1375-1358 годы до н.э.) Оксфорд. Музей.


Дочери Эхнатона. Фрагмент росписи дворца в Ахетатоне (Эль-Амарне). Высота фигур 22 см. XVIII династия. Начало 14 в. до н. э. Оксфорд. Музей.

Вот, например, роспись, изображающая обнаженных маленьких царевен, дочерей Эхнатона, играющих, сидя на мягких подушках у ног родителей. Уют и тихая радость, которыми согрета эта композиция, непринужденность поз, проглядывающая сквозь их стилистическую условность,— нечто дотоле неведомое величавому искусству Египта.


Известняковая статуэтка юных Нефертити и Эхнатона (ок. 1345 год до н. э.). Лувр

На гробнице фараона-реформатора выгравировано прелестное послание, по-видимому адресованное жене его — Нефертити:

Я люблю сладкое дыхание твоего рта,

Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.

Мое желание — слышать твой прекрасный голос,

Звучащий словно шелест северного ветра.

Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,

Дай мне твои руки, что держат твой дух,

Чтобы я смог принять его и жить им.

Называй меня моим именем вечно, а мне

Без тебя всегда [чего-нибудь] не будет хватать.

О знаменитом ее портрете в царской тиаре (раскрашенный известняк. Берлин, музей) было сказано, что это самое восхитительное из всех женских изображений.


Мастерская Тутмоса Бюст Нефертити ок. 1351—1334 до н. э.. прибл. 1345 до н. э. Известняк. Высота 50 см Новый музей, Берлин


Изображение, предполагается, Нефертити. Египетский музей Берлина


Голова царицы Нефертити. 14 в. до н.э. Египетский музей. Каир.

. Реформы Эхнатона оказались недолговечными. Слишком сильны были старые навыки: преемникам смелого фараона пришлось согласиться на примирение со жречеством и родовой знатью. Культы старых богов были восстановлены. Но, несмотря на противодействие жрецов, живительная струя амарнского искусства не иссякла полностью, так что все искусство Нового царства можно разделить на два периода: до и после Амарны.

Любимов Л.Д. Искусство древнего мира- М.: 'Просвещение', 1971 г.- с.319

*Тутмос-младший (Тутмес-младший, собственно Джехутимесу) — древнеегипетский скульптор периода поздней XVIII династии (середина XIV в. до н. э.). Работал при дворе фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) в городе Ахетатоне (вероятно, Тутмос находился под началом главного придворного скульптора Бека или Бака), являясь ярким представителем амарнского искусства. Один из немногих древнеегипетских художников, чьё имя известно потомкам.

**Амарнское искусство или амарнский стиль — стиль, принятый в амарнский период, во время и сразу после правления Эхнатона (1351—1334 до н. э.) в конце XVIII династии Нового царства.


Фараон Аменхотеп IV принадлежал Восемнадцатой династии правителей древнего Египта. В годы своего правления провел грандиозную религиозную реформу.

В результате построил новую столицу и взял новое имя - Эхнатон. Эта статуя была установлена в храме Атона в Карнаке до того как фараон перенес столицу из Фив в специально построенный город Ахетатон. Гигантская статуя выполнена из песчаника. Ее высота 293 см. Раскопки производил А. Шевре в 1926 году.

Эта статуя стояла рядом с колоннами во внутреннем дворе. Фараон изображен со скрещенными на груди руками. В одной руке он сжимает плеть, в другой зажат скипетр хека, обозначающий царскую власть. Аменхотеп IV изображен в двойной короне Нижнего Египта и Верхнего Египта. На руках вырезано его дидактическое имя, которое переводят следующим образом: "Да живет Ра - Горахти, ликующий на небосклоне в имени своем Шу, который есть Атон".


Статуи делятся на три категории в зависимости от их размера: самые большие из них имеют размер 12,75 метра, а самые маленькие - 8,55 метра. Фараон изображен с искаженным телосложением, которого нет в других произведениях искусства Древнего Египта. Он изображен с выпуклым животом, тонкими руками и преувеличенными чертами лица, такими как длинный нос, висящий подбородок и толстые губы. Одна статуя, в частности, была предметом многих споров, потому что она изображает короля явно обнаженным и без гениталий. Существуют разные теории разрушения статуй, одна из которых предполагает, что его соагент Аменхотеп III снял статуи и накрыл их. Вторая теория предполагает, что статуи были разрушены самим Эхнатоном при изменении планировки строительства храма Атона.

Открытие

Значение для египетского искусства

Противоречивые теории

Тайна колоссальных статуй Эхнатона привела к множеству интерпретаций материала. Одна из теорий относительно назначения статуй предполагает, что фараон хотел отделиться от обычных людей и общаться только с божеством и королевской семьей.

Другая теория предполагает, что Эхнатон был изображен в его истинной форме, утверждая, что он страдал от болезни, вызвавшей уродства. Несколько патологов изучали аномалии физических атрибутов статуй. В результате был поставлен диагноз: Эхнатон страдал заболеванием эндокринной системы, которое называется синдромом Бабинского-Фрелиха . Однако эта теория была опровергнута из-за того, что большинство людей с этим заболеванием являются умственно отсталыми и не могут иметь детей, у Эхнатона не было двух побочных эффектов. Другая связанная теория гласит, что Эхнатон, возможно, страдал редким генетическим заболеванием, известным как синдром Марфана . Эта гипотеза будет основана на результатах тестов ДНК из гробницы KV 55 , в которых предполагается, что находится мумия Эхнатона. Однако до тех пор это остается безрезультатным.

Существует множество теорий о статуе из коллекции, изображающей обнаженного короля без гениталий. Одна из таких теорий заключает, что эти физические причуды символизируют проявления бисексуальной природы бога солнца, который наделил себя созданием вселенной. Историк К. Р. Харрис, напротив, объясняет, что по крайней мере некоторые из Колоссов, в частности этот, не представляют Эхнатона, а Нефертити в тесной одежде, которую невозможно обнаружить, поскольку у статуи отсутствуют ноги. Другие царицы в египетской истории изображались с мужскими чертами, например, Хатшепсут , так что этот аргумент, возможно, не за горами. Харрис также предполагает, что статуи колоссов могут быть олицетворениями божеств, таких как Атон , Шоу или Атум .

Наконец, связанные дебаты окружают нынешнее место, где были обнаружены статуи. Некоторые ученые утверждают, что обнаруженные статуи и колоннады были остатками храма, построенного фараоном. Есть ссылки, подтверждающие эту теорию (например, в гробнице визиря Рамоза в Западных Фивах). Другие утверждают, что это место состоит из руин дворца, построенного Эхнатоном. Однако проект храма Эхнатон в 1975 году пришел к выводу, что останки действительно принадлежали храму Атум.

Одним из самых известных являются пограничные стелы Ахетатона. Они были сделаны примерно на 6 году правления Эхнатона. Эти стелы были высечены на отвесных скалах, которые служили естественной границей города. На верхней части стелы изображали поклонение фараона и его семьи Атону. В нижней части находился текст об основании самой столицы и клятва фараона никогда её не покидать. Далее шли размеры территории города и перечислялось всё то, что планировалось построить. Так сказать планы на будущее вырезанные в камне. Туда вошёл перечень храмов, дворцов и гробниц.


Изображения на стелах имели одновременно религиозное и политическое значение. Рядом со стелами стояли колоссальные скульптуры Эхнатона и Нефертити. В руках они держали жертвенник. Я уже писала о том, что они самостоятельно совершали все обряды, несмотря на то, что были новые жрецы.

Пограничная стела в Туна-эль-Гебель


На каждой стеле по центру изображали солнечный диск. Эхнатон и Нефертити протягивают к нему свои руки. Вокруг них надписи с именами и титулами Атона, Эхнатона, Нефертити и их дочерей. Хотя там указано новое имя царицы Нефер-Нефру-Атон, но я буду писать Нефертити, потому что под первым своим именем она известна гораздо больше.

Рельефы и скульптуры

Для рельефов и скульптур было характерно заострение форм.



Барельеф с изображением Эхнатона


Фрагмент колосса Эхнатона из храма Атона в Карнаке.


Далее стиль начинает меняться. Заостренность исчезает и её место занимают более мягкие формы и появляется чёткая соразмерность пропорций. Поэтому здесь можно смело говорить о развитии амарнского искусства.

В искусстве также появляются новые сюжеты. Впервые можно увидеть какие-то интимные сцены из быта фараона. Например, когда Эхнатон сидит на табурете с мягкой подушкой, а напротив него на таком же табурете сидит Нефертити.

Знаменитый рельеф. Эхнатон и Нефертити сидят напротив друг друга в окружении своих дочерей. Старшая дочь Меритатон стоит возле отца, он протягивает ей серьгу с подвесками. На коленях у Нефертити сидит вторая дочь Макетатон, повернув голову к матери, одной рукой гладит её подбородок, другой то же держит серьгу с подвесками. К этой серьге протягивает руки третья дочь Анхесенпаатон, которая также сидит на коленях Нефертити. Они находятся под лучами солнечного диска Атона. Сцена очень хорошо построена композиционно. Здесь также прослеживается одна из основных идей Эхнатона в искусстве — стремление к реалистичному изображению. Также интерес вызывает то, что на этих рельефах мы видим чувства, взаимодействие друг с другом. Они отражают и показывают повседневную жизнь. До этих изображений мы могли увидеть чувства и эмоции египтян только в изображениях сцен оплакивания умерших.

Эхнатон и Нефертити


Дочери Эхнатона. Принцессы Нефернефруатон-ташерит и Нефернефрура


Выезд Эхнатона и Нефертити

Оформление гробниц знати.

Меняется в этот период и оформление гробниц. В них теперь нужно было отражать все новые веяния. А также показать свою преданность фараону и новому богу. Отсюда в гробницах появляются изображения сцен поклонения Атону. Также показывали деятельность умершего в новой столице, в новых дворцах и храмах. Чаще всего изображали те храмы и святилища, в которых человек служил. К примеру, если это гробница начальника городской стражи, то там были казармы с воинами. Если это придворный, то в его гробнице были изображения помещений дворца. У приближенных к фараону демонстрировалось взаимодействие с царской семьёй или различные бытовые сцены — обеды, ужины, торжественные выезды и прочее.

Изображение храма Атона в амарнской гробнице


Теперь, когда началось стремление к реализму и его отражению в искусстве, художники начинают уделять больше внимания действительности. Изучать и учиться передавать реальную жизнь. И художники постепенно освобождаются от прежних канонов.

Чаще всего новые идеи и веяния отражались и демонстрировались в рельефах гробниц. И это даёт очень обширный материал для изучения. Именно по ним мы можем судить не только о самом развитии искусства, но и о том, как выглядели архитектурные сооружения. Ведь они активно демонстрировались в гробницах, а амарнское искусство приближенно к реальности.

Что ещё важно отметить относительно гробниц. В них полностью отсутствует заупокойный культ. Потому что в этот период также изменились представления о загробном мире. Новое учение полностью исключало Осириса с его загробным судом.

Гробница Ахмеса (№ 3)


Срисовка сцены одаривания из гробницы Пареннефера (№ 7)


На погребальной статуэтке, принадлежавшей одной из обитательниц гарема Эхнатона, остался текст о загробной жизни.

Для нового культа было характерно верование о том, что умершие днём могут находится в обстановке действительности.

Интереснее всего посмотреть на рельефы царской гробницы.

Оформление царской гробницы.

Там декорированы только стены в комнатах, посвященные умершей царевне Макетатон, второй дочери Эхнатона и Нефертити. Немного рельефов осталось и в колонном зале. Там была не закончена работа, где большая группа женщин оплакивают царевну.

В первом помещении гробницы Макетатон рельефы делятся на две группы:

К первой относятся сцены поклонения Атону. В центре Эхнатон и Нефертити, позади их дочери и придворные. С другой стороны восход Атона приветствуют все народы. Внизу навстречу солнцу бегут, хлопая крыльями птицы, прыгают газели и зайцы. Происходит ликование всех людей и природы при появлении Атона.

Вторая группа изображений. Расположены на первой части входной стены. Изображение смерти Макетатон. Рельеф сохранился частично. Но по тому, что уцелело можно понять, что изображён момент смерти. У её ложа стоят поражённые горем родители: оба подняли одну руку к лицу, другой Эхнатон схватил за руку Нефертити, точно ища поддержки или желая поддержать её. Далее групп плачущих женщин, одна из которых, старуха, рвётся в комнату царевны, но её не пускает служанка. Ещё дальше придворные с горестными жестами.


В нижнем ярусе та же комната: умершая Макетатон лежит на ложе, у изголовья стоят Эхнатон и Нефертити в той же позе отчаяния. Правее группы плачущих людей, среди которых та же служанка старается увести рыдающую старуху.

Рельефы следующей комнаты также посвящены смерти Макетатон. С одной стороны снова сцена оплакивания только что умершей царевны, с другой стороны перед нами новая сцена — поклонение царской семьи перед статуей умершей царевны.


Художник прекрасно передал выражение скорби, сдержанной выполнением определённых заупокойных обрядов.

Содержание рельефов в гробницах отражало подлинные события из жизни Ахетатона. Темы для рельефов не только гробниц, но и дворцов всегда соприкасались с темой семьи и природы. Конечно, художники не совсем отходили от канонических норм в изображениях. Появились лишь новые композиции, новые сцены. Но тем не менее, искусство Ахетатона было новым, важным и плодотворным этапом.

Ещё полнее и ярче это всё отразилось в скульптуре.

Скульптуры Ахетатона.

Дворцовые скульптуры выполнялись из кварцита и чёрного гранита. Они украшали парадный двор официальной части дворца. В святилищах храма и дворца находились такие же скульптуры, только из известняка.

В главном храме Атона, около алтаря, стояли статуи Эхнатона и Нефертити с жертвенником в руках. Но, к сожалению, от всех этих скульптур дошли до нас только обломки. И там было много скульптур разных размеров. Они были выполнены из самых разных материалов — из твёрдого и мягкого известняка, кристаллического песчаника, алебастра, диорита, нескольких сортов гранита.

Все скульптуры изображали Эхнатона и его семью, либо с жертвенниками в руках, либо коленопреклоненные. И конечно по стилистике реалистичны, насколько это возможно было для Египта.

На более ранних скульптурах не встречается того утрирования черт лица, которое сохранилось в более поздних скульптурах.

Мастерские Ахетатона. При раскопках Ахетатона было найдено несколько мастерских. Самой громкой находкой оказалась мастерская скульптора Тутмеса. Её обнаружили в 1912 году. Весь участок мастерской был обнесён стеной. В центре участка находился дом начальника скульпторов. Его дом был типичен для богатого египтянина.

К одной из сторон двора примыкал второй двор. И он был отделён стеной. В стене имелся проход. Этот двор был застроен рядом глинобитных хижин. Скорее всего, в них жили рядовые мастера.

В самой северной части двора и находилась мастерская, где были найдены самые впечатляющие находки. Там было помещение для отливки гипса. И очень много этих самых гипсовых отливок.

В формовочной мастерской имелись запасы заготовленного для работы гипса. Во дворе были колодцы. Вокруг лежали куски камня различных пород, выброшенные части статуй. Скорее всего забракованных в процессе работы.

Нельзя точно сказать какие из образцов принадлежат руке самого Тутмеса. Но он однозначно руководил процессом. И решили все гениальные образцы отнести к его исполнению. Участвовал он в них точно. Как начальник.


Гениальных скульптур было обнаружено в его мастерской несколько. Самые известные бюсты Эхнатона и Нефертити. Они сделаны из известняка в натуральную величину и оба раскрашены.

К сожалению, бюст Эхнатона очень сильно пострадал при разгроме Ахетатона. Когда люди устроили погром, скорее всего они ворвались в мастерскую и бюст Эхнатона первым привлёк внимание толпы, и от удара упал со стеллажа на пол. Вслед за ним, скорее всего, пошатнувшись, упал бюст Нефертити. И судя по всему, преследователи не стали его добивать. И побежали дальше. И вот, спустя три тысячи с лишним лет, их обнаружили.

Один из самых известных в мире египетских бюстов. Нефертити.



Также интересна и другая работа, найденная в мастерской Тутмеса. Она не закончена, но это нисколько не мешает тому впечатлению, которое мы получаем глядя на нее. Этот бюст меньше по размеру, его высота всего 19 см. Сделана из жёлтого кристаллического песчаника. Не закончены уши, не вставлены глаза и головной убор. Это всё, и ещё брови, должны были выполняться из другого материала. И это также прекрасный образец реалистичного искусства.


Тот же прекрасный почерк мы видим и в других скульптурах. Например, статуэтка Нефертити. Здесь она явно выполнялась, когда Нефертити была в возрасте. Выполнена из известняка. В этом же стиле выполнена и скульптура Эхнатона. В них нет никакого преувеличения или заостренных форм. Они очень правдивые.



Скульптура Меритатон. Она, как и все остальные скульптуры, выполнена в том же стиле. У неё немного выступает подбородок, рот повторяет очертания губ Нефертити. А в целом присутствует схожесть с Эхнатоном.

Меритатон. Неоконченная работа


Одна из дочерей Эхнатона и Нефертити


Как мастер достигал такого сходства? И на этот вопрос есть ответ. Были найдены в его мастерской гипсовые маски. Такие маски снимались и с живых и уже с умерших людей. На таких масках потом мастер удалял все ненужные детали и затем делал ряд отливок. Потом каждая отливка шлифовалась, обрабатывалась, пока не достигала своего совершенства. Было найдено достаточное количество памятников, которое хорошо демонстрируют процессы работы мастера.

Конечно, кроме мастерской Ттумеса, были найдены и другие мастерские скульпторов. Их работы выполнены на очень высоком уровне, только, к сожалению, их имён не сохранилось. Были найдены хорошие части скульптур. Например, рука из кристаллического песчаника. Присутствует моделировка мускулов, локтя и пальцев.

К этим портретам также стоит добавить и голову статуэтки царицы Тии. Она не из Ахетатона, но выполнена в амарнском стиле.

Чтоб достичь максимального реализма амарнские мастера сочетали в одной скульптуре несколько материалов. Лицо и руки выполнялись из кристаллического известняка, этот материал хорошо передавал цвет кожи. Одежда выполнялась из белого известняка, глаза вставлялись, а всё остальное красилось.

Помимо скульптурных мастерских, были мастерские по изготовлению предметов мебели, посуды, ювелирных украшений. Посуда делалась из глины и покрывалась росписями. Также изготавливали изящные вазочки для благовоний из цветного стекла. Но многое вывезли люди с собой, когда покидали столицу. Поэтому подобного искусства было найдено не очень много.

Портрет пожилой дамы из мастерской Тутмоса


Алебастровая статуэтка с изображением Эхнатона.


Известняковая статуэтка юных Нефертити и Эхнатона (ок. 1345 год до н. э.).

Но, всё когда-нибудь заканчивается. И искусству Ахетатона был положен внезапный конец. Но подобные события и реформы не проходят бесследно. И хоть после смерти Эхнатона все попытки вернуться к прежнему оказались невозможны. Всё последующее искусство уже строилось на новых взглядах. И влияние амарнского искусства прослеживается в более поздних произведениях. И даже во времена правления уже XIX династии.

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Читайте также: