Ефим честняков биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

В дальнем углу Костромской области, в Кологривском районе, в деревне Шаблово живет среди людей память об удивительном земляке Ефиме Честнякове. Каково было удивление музейных сотрудников, которые как часто бывает ездили в экспедицию по родному краю в поисках предметов старины, домашней утвари, когда они увидели в простых деревенских избах удивительные сказочные самобытные картины. Картины висели повсюду, начиная с красного угла и заканчивая сенями. Причем в сенях они висели не от неуважения, а от того, что размером были таковы, что в избе повесить было негде.

Чем больше люди рассказывали о Ефиме Васильевиче, тем больше росло удивление ученых сотрудников — оказывается Ефим Васильевич у самого Репина в Петербурге учился.

Правда сказать, что все картины, скульптуры и дневники-рукописи находились в ужасном состоянии. И если ничего не предпринимать — все бы пропало и довольно скоро.

Долго пришлось уговаривать колхозников, пока они согласились отдать картины в музей. Картины собрали очень быстро — практически за один день и увезли в реставрационные мастерские в Кострому.

С тех пор прошло очень много лет и о творчестве и судьбе Ефима Васильевича Честнякова знают не только в Костромской области, в России, но и за рубежом.

После революции Ефим Васильевич остался в родном селе поднимать и налаживать новую культуру: создает театр, детскую художественную школу. Свои работы щедро, без сожаление раздает землякам. При это наравне с ними трудился в нелегком деревенском труде.

Ефим Васильевич Честняков национальный русский художник, писатель, скульптор умер в 1961 году.

Мечта о красном карандаше

По рождению Ефим Васильевич был не Честняковым, а Самойловым. Родился он 19 декабря (по старому стилю) 1874 года в деревне Шаблово Илешевской волости Кологривского уезда Костромской губернии. Крестился в храме Богоявления в селе Илешеве. Ребенком Ефим часто ходил сюда, подолгу рассматривал фрески. Храм стоит и сейчас, даже фрески целы, но здание обветшало, службы не идут.


Ефим Честняков

Однажды Ефим увидел в комнате деревенской учительницы блеклую копию плохенького рисунка — контур дерева. Мальчик был в восторге! Пробовал повторить, хлестал ветвями и сучьями по снегу, чтобы запомнить отпечаток и отобразить на бумаге, но ничего не выходило. Увы, рисунок этот учительнице подарили, сама она рисовать не умела и ничем будущему художнику помочь не могла.

Рыцарь сказочных чудес


После окончания училища Честняков отучился в Новинской учительской семинарии, получил звание народного учителя, был распределен в село Здемирово, работал учителем в начальном училище, затем в колонии для малолетних преступников в Костроме, позже — в Углецком начальном народном училище Кинешемского уезда Костромской губернии. В селе Углец художник впервые увидел театр, который стал его любовью на всю жизнь.


Собственно, рисунки его часто становились иллюстрациями к его же сказкам. Местная интеллигенция, восхищенная работами художника, не поленилась выслать их Илье Репину. Репин отреагировал очень позитивно и согласился принять Честнякова.

Ученик Репина

Деньги на дорогу в Петербург Честнякову собирали всем миром. Но деревенскому художнику со столичными мастерами тягаться было поначалу сложно — в Академию художеств кологривский сказочник не попал. Тогда Илья Васильевич помог Ефиму поступить в студию княгини М. К. Тенишевой, руководителем которой был он, а старостой — Иван Билибин. Творческие связи Честнякова с Репиным, покровительство мэтра молодому дарованию поддерживались многие годы. Честняков бывал в усадьбе Репина, читал свои сказки и стихи Шаляпину и Чуковскому… С Чуковским, которому очень нравились работы художника, Ефим тоже продолжал общение и позже был в переписке.


Илья Репин

«Привезли домой яблоко, и вся деревня сбежалась, глядит:

— Кто вам дал? — спрашивают.

— Бог дал, — отвечает дедушко.

Почали. Стали пробовать: сладкое, душистое, рассыпчатое.


В столице приходилось постоянно думать о заработке — из дома приходили письма с просьбами выслать денег, да и самому Честнякову нужно было на что-то жить. Художник продавал картины, писал новые, делая героями своих работ близкие ему образы крестьян, народного быта, обрядов, праздников…

В 1901 году студию Тенишевой расформировали. Честняков до 1905 года учился в Казанской художественной школе, затем — вольнослушателем в Высшем художественном училище при Петербургской академии художеств. А потом вернулся в родное Шаблово. Там ему было лучше, чем в столице.

Колокольчики дяди Ефима

Вернулся в двухэтажный деревенский домик. В первые послереволюционные годы был членом Кологривского отделения общества по изучению местного края, работал народным заседателем волостного суда, преподавал в художественной и театральной студиях Дворца Пролеткульта. Навалились сельские заботы и труды — художник пахал, сеял, собирал урожай, валил лес… А когда удавалось выкроить свободные минуты, мастерил музыкальные инструменты и занимался с детьми: учил писать, читать, рисовать…


Дом Е. В. Честнякова

Вместо холстов мастер часто брал мешковину или картонки. Денег на рамы тоже не было: он прибивал картины гвоздями к рейкам.

В 1920–1930-е годы Ефим Васильевич с горечью наблюдал разорение русской деревни. И его семья пострадала. В его семейном доме устроили маслозавод, одну сестру выслали в Казахстан, другая умерла, Ефим поселился в ветхом овине. Художника власти считали чудаком, а значит — неблагонадежным. За ним была установлена слежка. К концу 30-х годов художник отошел от живописи, сконцентрировался на сочинительстве и занятиях с детьми. Своей семьи у него не сложилось: в юности любил девушку Машу, но она была из бедной семьи, и родители Ефима ему жениться не позволили, Маша вышла замуж и уехала в другую деревню. Семьей Честнякова стали дети, которые приходили к нему. Колхозники без опаски оставляли Ефиму детей, отправляясь на работу, а за доброту деревенского чудака подкармливали. Вот и вышел еще один детский сад — в овине.


Крестьянские дети. Фото Ефима Честнякова нач. XX в.

Кроме картин и рисунков от Честнякова осталось… множество фотографий! Из своих скудных заработков он накопил денег на фотоаппарат и стал снимать портреты односельчан, фиксировать на пленку их праздники и будни. К счастью, негативы и снимки сохранились и позже были случаи, когда приезжавшие в Шаблово горожане находили на снимках портреты родственников.

Посмертная слава

А что же творческое наследие Честнякова? Его могло не быть. Все произошло случайно и по-честняковски чудесно. Лето 1968 года. Экспедиция Костромского музея изобразительных искусств. Неудачная — ничего существенного, находок практически никаких. По дороге домой музейный автобус проезжал через Кологривский район.


Произведения художника нуждались в реставрации — грязь, рваные края, ветхость… На счастье, за помощью обратились к известному искусствоведу и реставратору Савве Ямщикову. Благодаря этому замечательному человеку имя Честякова узнали во всей стране, а потом — и в мире. Ямщиков стал инициатором выставок художника в разных городах, в Европе, издания альбома Честнякова. Стали выходить научные и публицистические статьи о шабловском живописце.


Е. В. Честняков родился 19 декабря 1874 года (по старому стилю) в крестьянской семье, в деревне Шаблово, Кологривского уезда, Костромской губернии. Закончил Кологривское уездное училище и Новинскую учительскую семинарию. По окончании семинарии работал народным учителем.

Сразу же после революции Ефим Васильевич с энтузиазмом принялся за налаживание новой культуры на селе, стал одним из первых организаторов и пропагандистов народного творчества. Сохранилось его удостоверение преподавателя художественной студии Пролеткульта. Честняков активно участвует в создании Народного дома искусств, деревенского театра, художественной детской студии.

Свои рисунки и скульптурки он щедро дарит жителям родной деревни.

В настоящее время собрана большая часть из творческого наследия художника, в поиске которого активное участие принимали сотрудники нашего музея.

Имя и живопись Ефима Васильевича Честнякова (1874–1961) в последнее десятилетие получили всемирное признание. Но еще во многом неизвестен и загадочен его облик, еще не раскрыто и не осознано его место в истории русского искусства и шире – русской культуры. В очень незначительной степени опубликовано его литературное наследие. Однако и то, что мы знаем, дает право предполагать, что в будущем это имя станет вровень с именами крупнейших деятелей отечественной культуры первой половины XX века.

В 1914 году, когда началась первая мировая война, он обращается с призывом ко всему Человечеству:

«Собратья страдающие, дети земли! Кто бы вы ни были, обращаюсь к вам, ибо кажется мне, что все вы думаете одно, все желаете мира, но не имеете средства, чтобы могли сказать об этом все и всем, чтобы все слышали вас. Вот я говорю вам, и будто видится мне, что говорю то, что вы хотите сказать: прекратите войну, примиритесь, изберите все народы от себя представителей, чтобы они собрались в одном месте и обсуждали международные нужды, желания, и чтобы ваши обсуждения тотчас же рассылались печатью, телеграфом, иными средствами по всей земле, и чтобы со всей земли суждения ваших собраний сообщались международному учреждению, и чтобы таким образом вырабатывались незамедлительно и обстоятельно условия мирных отношений.

Проблема введения народного языка в литературное произведение – одна из важнейших проблем русской литературы начала XX века. В ряду писателей, занимавшихся ею – Ремизова, Чапыгина, Шергина и других вплоть до Бажова, опыт Честнякова, пожалуй, из наиболее удачных.

Род. в 1874 г. — ум. в 1961 г. Русский писатель, художник, философ. Родился в крестьянской семье. Учился в Кологривском художественном училище, мастерской живописи и рисования княгини М.К.Тенишевой, Высшем художественном училище при Академии Художеств. Автор живописных полотен из деревенской жизни, рукописных книг, сказок, поделок из глины, собиратель народных песен, частушек. Представитель подлинно народного искусства, оставивший яркий след в отечественной культуре двадцатого столетия.

Ефим Васильевич Честняков. 1900-е гг. Фотография

Сейчас сложно сказать, как развивалось бы русское искусство, если бы не свернуло оно в XVI-XVII вв. в сторону западноевропейской традиции — и в живописи, и в графике. Но можно предположить, что, пойди оно по иному пути, путь этот во многом совпал бы с творческими поисками Ефима Честнякова.

Чтобы подготовиться к поступлению, он получил разрешение заниматься в скульптурном музее Академии Художеств. Учился в мастерской живописи и рисования княгини М.К.Тенишевой (3), где царила свободная творческая атмосфера. Но Честнякову сложно было погрузиться в нее с головой. Его одолевали материальные проблемы — в столице надо было на что-то жить, да и из дома постоянно приходили письма с просьбами выслать немного денег. Он продавал картины, писал новые, всякий раз создавая сказочные, необычные образы крестьян, народного быта, обрядов, праздников…

Е.Честняков. Щедрое яблоко. Холст, масло

Через некоторое время Честняков был принят вольнослушателем в Высшее художественное училище при Академии Художеств, но проучился там лишь до января 1903 года. Скорее всего, из-за материальных трудностей он вынужден был уйти. С осени 1903-го до мая 1904-го учился в Казани. Потом опять на несколько месяцев вернулся в столицу. К сожалению, устроиться там никак не удавалось. Не только из-за нехватки средств — все в городе было чуждо душе художника. И в 1905 году он вернулся обратно в Шаблово (5) .

Рукописные книги Е.Честнякова

Дома на него свалились повседневные хлопоты и заботы. Он пахал, сеял, собирал урожай, валил лес… При этом каким-то образом умудрялся заниматься творчеством; придумывал и мастерил музыкальные инструменты; по вечерам учил детей письму, чтению и рисованию.

Странно, но издатель решил выпустить книгу с черно-белыми иллюстрациями, и Чесняков сделал их сам. Да и мог ли кто лучше передать тот волшебный мир, где на старой яблоне в лесу вырастает огромное яблоко, которое можно привезти домой только всей семьей, и старыми и малыми, и которое самим Богом дадено:

Е.Честняков. Ульянина книжечка. Бумага, акварель

«Привезли домой яблоко, и вся деревня сбежалась, глядит:

— Кто вам дал? — спрашивают.

— Бог дал, — отвечает дедушко.

Почали. Стали пробовать: сладкое, душистое, рассыпчатое.

Увы, предложений от издателей больше не поступало. Шла Первая Мировая война, до сказок ли тут было. Да и сам Честняков, со своим идеализмом, патриархальностью, добротой и чистосердечностью, не вписывался в столичный суетный мир (7) .

В 1914 году художник навсегда вернулся в родную деревню. Чтобы удобнее было заниматься творчеством, он реконструировал старую отцовскую избу. Достроил второй этаж и сделал там мастерскую.

Е.Честняков. Наш фестиваль. Холст, масло

У первого в округе у Ефима Васильевича появился фотоаппарат, и он активно фотографировал крестьян, детей, крестный ход…

Октябрьскую революцию художник принял двояко. С одной стороны, он писал так:

Свободны мы, цепей уж нет.
Сияет над страной невиданное утро,
И солнце новое, повсюду виден свет,
И люди все иные…

И в то же время:

Где-то нищие дерутся —
То российска революция…

Выступая не столько против происходящих перемен, сколько против безбожия в самой идее коммунизма, он мечтал, что, наконец, осуществятся его идеи возникновения некой универсальной культуры, близкой всем, а жизнь станет стабильнее и благодатнее. Вместе с тем, он искренне верил, что средством прогресса являются не революции и резкие социальные изменения в обществе, а, скорее, нравственное самосовершенствование человека (10).

И для кого я пою и играю на лире?
Ах, и песен своих не могу я отдать
за сокровища в мире.
И славы не нужно, и мненья людей,
И мила мне одна лишь улыбка детей
(12).

Е.Честняков. Тетеревиный король. Холст, масло

Денег не хватало настолько, что зачастую не было возможности купить краски. Как в детстве, приходилось собирать камешки по берегу реки, а потом растирать их. Писал он на чем придется — на ситцевых тканях, домотканых холстах, иногда на матрацной ткани. Акварель для своих рукописных книжек использовал самую простую, дешевую, школьную…

Фим трудился многи годы,
Окруженный хором муз.
И носился по народу
С грузами своих искусств.
Так в житейских недосугах
Красоту искусств смекал.

И проказ же наш Ефимко —
Рыцарь сказочных чудес
Умудрился невидимкой
В сказке жить везде и весь
(15).

Умер художник тихо, ясным погожим днем. Хоронили его всем миром, а гроб несли на руках четыре километра до кладбища…

Е.Честняков. Свадьба. Холст, масло


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Цит. по изд.: Игнатьев В.Я. Ефим Васильевич Честняков. — Кострома, 1995. — С. 13.

2. Там же. — С. 12-13.

4. Цит. по изд.: Игнатьев В.Я. Ефим Васильевич Честняков. — Кострома, 1995. — С. 47.

5. По воспоминаниям современников, Честняков не оставался таким уж безучастным зрителем петербургских волнений. За участие в демонстрации он, по возвращении в родную деревню, находился под надзором полиции.

6. Игнатьев В.Я. Ефим Васильевич Честняков. — Кострома, 1995. — С. 38.

8. Цит. по изд.: Игнатьев В.Я. Ефим Васильевич Честняков. — Кострома, 1995. — С. 57.

9. Там же. — С. 58.

12. Там же. — С. 34.

13. Там же. — С. 69.

14. Там же. — С. 35.

15. Там же. — С. 73.

16. Там же. — С. 40.

Ефим Васильевич Честняков

Ефим Васильевич Честняков (1874-1961) родился в деревне Шаблово Костромской губернии в крестьянской семье Самойловых. Страсть к рисованию у мальчика проявилась очень рано — уже c четырех лет. Сильное влияние на Ефима в детстве имела бабушка, которая рассказывала ему много сказок про старину.

Ефим сначала учился грамоте частным образом, затем поступил в земское народное училище в д. Крутец. В 1889 году окончил Кологривское уездное училище. С 1889 по 1894 годы учился в Новинской учительской семинарии (в селе Новинское Ярославской губернии). Получал стипендию К. А. Попова, московского купца первой гильдии, выходца из костромского села Большие Соли.

С 1894 по 1899 годы Честняков работал учителем в Костромской губернии: сперва в селе Здемирово, потом в Костроме в начальном училище при приюте для малолетних преступников, а позже — в земском народном училище в селе Углец. В 1899 году Честняков перебрался учительствовать в Вичугский край — один из крупнейших фабричных регионов Российской империи. Здесь он познакомился с представителями местной интеллигенции, получил возможность читать разнообразную художественную, общественно-политическую и научную литературу. Здесь же впервые по-настоящему был оценен и его художественный талант. Благодаря хлопотам кинешемской интеллигенции, у Ефима появилась возможность учиться в столице.

В 1899—1905 годах Честняков учится в Петербурге в разнообразных художественных учебных заведениях — мастерской живописи и рисования кн. М. К. Тенишевой (под заведыванием И. Е. Репина, затем Д. А. Щербиновского), в Высшем художественном училище при императорской Академии художеств, в натурном классе Казанской художественной школы, в мастерской Кардовского при Академии художеств.

После начала Первой мировой войны Ефим Честняков окончательно возвращается в Шаблово, где живет уже до конца своих дней. Художник сперва с воодушевлением воспринял Великую Октябрьскую революцию и с энтузиазмом принялся за налаживание новой культуры на селе, стал одним из первых организаторов и пропагандистов народного творчества. Честняков активно участвует в создании Народного дома искусств, деревенского театра, художественной детской студии. В 1918—1920 годах был членом Кологривского отделения общества по изучению местного края. С ноября 1919 преподавал в художественной и театральной студиях Дворца Пролеткульта. В 1920 — 1925 годах был народным заседателем волостного суда и одновременно руководил созданным им детским садом в Шаблово, где организовал детский театр.

Однако довольно скоро Честняков осознал невозможность совместить своих представления о путях построения универсальной крестьянской культуры с культурной политикой пролетарских властей и отошел от работы в местных советских учреждениях.

Умер Ефим Честняков 27 июня 1961 года в своей избе-шалашке. Похоронен на кладбище у села Илешево.

Чем знаменит

Ефим Честняков — самобытный русский художник. Его искусство, основанное на народном творчестве, по большому счету так и не получило широкого признания при жизни художника. Некоторые искусствоведы даже высказывали мнение, что Честняков не художник, а просто любитель, который рисует деревенских ребятишек, а на картинах и скульптурах из глины изображает, в основном, деревенские гуляния и бытовые сцены.


Лишь в 1968 году, уже после смерти Честнякова, ежегодная научно-изыскательская экспедиция сотрудников Костромского музея изобразительных искусств во время посещения Кологривского района случайно получила информацию о самобытном художнике и его картинах и приехала в Шаблово. Значительную часть картин, находившихся в плачевном состоянии, удалось получить от односельчан и увезти в музей. С 1970 года шла реставрация картин и уже начиная с 1975 года выставки работ Честнякова проводятся практически ежегодно.

О чем надо знать

Получить художественное образование Ефим Честняков смог только благодаря финансовой поддержке со стороны жителей Вичугского края и Кинешмы. Можно сказать, что вичугцы всем миром отправили крестьянского сына учиться в Петербург.

После положительного отклика Репина начался сбор народных средств для Честнякова на учебу и уже осенью 1899 была собрана довольно большая сумма — более 300 рублей. Для сравнения — Честняков, будучи учителем земского училища, получал в месяц около 20 рублей.

В дальнейшем благотворительный фонд для учебы Ефима Честнякова постоянно пополнялся средствами, а на каникулах Честняков приезжал в Вичугу, чтобы представить свои творческие отчеты, а также реализовать часть картин в благотворительной лотерее. Репин писал для благотворителей отзывы об учебе и работах художника.

Деньги из Вичуги приходили Ефиму Честнякову ежемесячно вплоть до июля 1908 года.

Прямая речь

Читайте также: