Эффективность перевозок кузнецкого угольного бассейна кратко

Обновлено: 05.07.2024

Топливно-энергетическая база является важным условием развития народного хозяйства страны. Объемы производства и перевозок различных видов топлива определяются масштабами и темпами роста всех отраслей экономики.

Доля топливных грузов составляет 45% грузооборота всех видов транспорта, в том числе железнодорожного и речного – 30%, морского (в малом каботаже) – 54%. На ряде важных направлений транспортной сети топливные грузы образуют мощные потоки.

В топливно-энергетическом балансе страны значительно возросла доля наиболее экономичных и эффективных видов топлива – нефти и газа, при этом уменьшилась доля каменного угля и других видов топлива (дрова, торф, сланцы и др). Велись в эксплуатацию АЭС, ГЭС, ТЭЦ.

Несмотря на значительное изменение структуры топливно - энергетического баланса страны, уголь и в дальнейшем останется одним из основных видов топлива, т.к. необходимо повсеместно экономить невозобновляемые нефтяные ресурсы.

Увеличилась добыча угля на Донбассе, была освоена европейская (Печерский, Подмосковный, Южно-Уральский и др) и азиатская часть страны (Канско-Ачинский, Кузнецкий и др). Из года в год возрастает в добыче угольного топлива доля регионов, расположенных восточнее Урала.

Направление и объемы перевозок угля обусловлены размещением угольных баз страны, качеством угля, особенностями районов потребления и порайонной структурой топливно-энергетического баланса.

Решающая роль в перевозках угля принадлежит железнодорожному транспорту (90% перевозимого каменного и бурого угля и 100% - кокса). Особенно мощные потоки угля сложились на дорогах, обслуживающих угольно-металлургические районы и промышленные центры страны.

Одним из крупных бассейнов страны по добыче каменного угля остается Донбасс (около 200 млн.т. угля в год). Дальнейшее развитие добычи угля в этом районе будет идти за счет коксующихся углей (для металлургических отраслей и экспорта).

Добыча угля в европейских районах в последние годы не растет, т.к. многие эксплуатируемые длительное время месторождения вырабатываются. Поэтому увеличились перевозки кузнецкого, канско-ачинского угля на запад, сузилась зона распространения угля европейских бассейнов.

Крупнейший потребитель донецкого угля – южная угольно-металлургическая база. Наиболее мощный поток угля следует по магистрали Донбасс-Кривой Рог. Значительных размеров достигают грузопотоки на направлениях Лихая –Волгоград, через Харьков на Москву, Лихая - Рязань – Москва (центральный район), через Ростов -на –Дону на Кавказ, на северо-запад (Санкт-Петербург).

В обеспечении северных районов европейской части страны играют угли Печерского бассейна. Основной поток их направляется по магистрали Воркута – Котлас – Коноша и далее на Вологду и Санкт-Петербург. Печерский уголь отдельно следует через Коношу на Архангельск, Мурманск, через Котлас на Киров. В Котласе уголь переваливают на речной транспорт.

Бурый уголь Подмосковного бассейна сжигается преимущественно на электростанциях Центрального района. Угли бассейнов Урала (Челябинского, Богословского, Егоршинского) имеют в основном местное значение.

Ряд значительных месторождений каменных и бурых углей разрабатываются в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Особое значение среди них приобретает Канско-Ачинский бассейн с исключительно благоприятными условиями эксплуатации и огромными запасами топлива. На его базе строят крупные тепловые электростанции.

Начата разработка открытым способом углей Южно-Якутского бассейна, располагающего крупными запасами коксующегося и энергетического угля высшего качества.

Топливно-энергетическая база является важным условием развития народного хозяйства страны. Объемы производства и перевозок различных видов топлива определяются масштабами и темпами роста всех отраслей экономики.



Доля топливных грузов составляет 45% грузооборота всех видов транспорта, в том числе железнодорожного и речного – 30%, морского (в малом каботаже) – 54%. На ряде важных направлений транспортной сети топливные грузы образуют мощные потоки.

В топливно-энергетическом балансе страны значительно возросла доля наиболее экономичных и эффективных видов топлива – нефти и газа, при этом уменьшилась доля каменного угля и других видов топлива (дрова, торф, сланцы и др). Велись в эксплуатацию АЭС, ГЭС, ТЭЦ.

Несмотря на значительное изменение структуры топливно - энергетического баланса страны, уголь и в дальнейшем останется одним из основных видов топлива, т.к. необходимо повсеместно экономить невозобновляемые нефтяные ресурсы.

Увеличилась добыча угля на Донбассе, была освоена европейская (Печерский, Подмосковный, Южно-Уральский и др) и азиатская часть страны (Канско-Ачинский, Кузнецкий и др). Из года в год возрастает в добыче угольного топлива доля регионов, расположенных восточнее Урала.

Направление и объемы перевозок угля обусловлены размещением угольных баз страны, качеством угля, особенностями районов потребления и порайонной структурой топливно-энергетического баланса.

Решающая роль в перевозках угля принадлежит железнодорожному транспорту (90% перевозимого каменного и бурого угля и 100% - кокса). Особенно мощные потоки угля сложились на дорогах, обслуживающих угольно-металлургические районы и промышленные центры страны.

Одним из крупных бассейнов страны по добыче каменного угля остается Донбасс (около 200 млн.т. угля в год). Дальнейшее развитие добычи угля в этом районе будет идти за счет коксующихся углей (для металлургических отраслей и экспорта).

Добыча угля в европейских районах в последние годы не растет, т.к. многие эксплуатируемые длительное время месторождения вырабатываются. Поэтому увеличились перевозки кузнецкого, канско-ачинского угля на запад, сузилась зона распространения угля европейских бассейнов.

Крупнейший потребитель донецкого угля – южная угольно-металлургическая база. Наиболее мощный поток угля следует по магистрали Донбасс-Кривой Рог. Значительных размеров достигают грузопотоки на направлениях Лихая –Волгоград, через Харьков на Москву, Лихая - Рязань – Москва (центральный район), через Ростов -на –Дону на Кавказ, на северо-запад (Санкт-Петербург).

В обеспечении северных районов европейской части страны играют угли Печерского бассейна. Основной поток их направляется по магистрали Воркута – Котлас – Коноша и далее на Вологду и Санкт-Петербург. Печерский уголь отдельно следует через Коношу на Архангельск, Мурманск, через Котлас на Киров. В Котласе уголь переваливают на речной транспорт.

Бурый уголь Подмосковного бассейна сжигается преимущественно на электростанциях Центрального района. Угли бассейнов Урала (Челябинского, Богословского, Егоршинского) имеют в основном местное значение.

Ряд значительных месторождений каменных и бурых углей разрабатываются в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Особое значение среди них приобретает Канско-Ачинский бассейн с исключительно благоприятными условиями эксплуатации и огромными запасами топлива. На его базе строят крупные тепловые электростанции.

Начата разработка открытым способом углей Южно-Якутского бассейна, располагающего крупными запасами коксующегося и энергетического угля высшего качества.

Кузбасс является одним из самых крупных угольных месторождений мира,
Добыча каменного угля ведётся как подземным, так и более прогрессивными — открытым и гидравлическим способами. По объёму добычи открытым и гидравлическим способами Кузнецкий угольный бассейн занимает 2-е место в России.
Бассейн имеет невыгодное географическое положение. Он очень удален от основных районов-потребителей угля.

Ничего не удалён. 7- 8 суток железной дорогой до Риги или Вентспилса, а там уже рукой подать морем до Роттердама - места, куда свозят весь уголь, а потом продают.
Вроде как были прямые отгрузки для Китая, вот это действительно не близко Сибирь - Прибалтика - Китай. Но это не основное.

Кузнецкий угольный бассейн является самым крупным месторождением полезных ископаемых в России. В данном регионе осуществляется добыча и переработка ценного ресурса. Площадь территории составляет 26,7 тысяч км².


Расположение

Угольный бассейн расположен в Западной Сибири (в её южной части). Большая часть местности находится в области Кемерово, которая славится своим богатством на полезные ископаемые, в том числе бурый и каменный уголь. Территория расположена в котловане небольшой глубины, окруженном средневысоким нагорьем Кузнецкий Алатау с одной стороны и возвышенностью Салаирский Кряж, а также горно-таежным регионом Горная Шория с другой.


Регион имеет и другое название – Кузбасс. В восточных и южных окраинах распространяется тайга, но в основном поверхность бассейна имеет характер степи и лесостепи. Главными реками местности являются Томь, Чумыш, Иня и Яя. В зоне угольного бассейна находятся крупные промышленные центры, в том числе Прокопьевск , Новокузнецк, Кемерово. В данных регионах занимаются угольной промышленностью, черной и цветной металлургией, энергетикой, химией и машиностроением.

Характеристика

Исследователями установлено, что в угленосной толще сосредоточено около 350 пластов угля разных видов и мощностей. Они размещены неравномерно, к примеру, в состав Тарбаганской свиты входит 19 пластов, в то время как на долю Балахонской и Кальчугинской выпадает 237. Самые высокие показатели мощности составляют 370 м. Как правило, преобладают пласты величиной от 1,3 до 4 м, но в некоторых регионах значение достигает 9, 15, а иногда и 20 м.

Максимальная глубина шахт равна 500 м. В большинстве случаев заглубления распространяются на 200 м.


В районах бассейна есть возможность добыть ископаемые разного качества . Однако специалисты в данной области утверждают, что здесь они одни из лучших. Так, оптимальный уголь должен содержать 5-15% влаги, 4-16% примеси золы, минимальное количество фосфора в составе (до 0,12%), не более 0,6% серы и наименьшую концентрацию летучих веществ.

Проблемы

К основной проблеме Кузнецкого угольного бассейна относят неудачное месторасположение. Дело в том, что территория находится вдали от основных районов, которые могли бы стать потенциальными потребителями, поэтому считается невыгодной. В результате этого возникают сложности в транспортировке полезных ископаемых, так как железнодорожные сети в данном регионе развиты плохо. Как следствие, имеют место быть значительные транспортные расходы, что приводит к снижению конкурентоспособности угля, а также перспектив развития бассейна в будущем.

Одной из ключевых проблем является экологическая ситуация региона. Так как интенсивность хозяйственного освоения высокая, вблизи населенных пунктов функционирует большое количество предприятий, добывающих и перерабатывающих уголь . В данных регионах экологическое состояние характеризуется как кризисное и даже катастрофическое. Особенно подвержены негативному влиянию города Междуреченск, Новокузнецк, Калтан, Осинники и другие. В результате негативного воздействия происходит разрушение массивных горных пород, изменяются режимы подземных вод, атмосфера подвергается химическому загрязнению.


Перспективы

Добывать уголь в Кузнецком бассейне можно тремя способами: подземным, гидравлическим и открытым. Данный вид продукции закупают частные лица и мелкие предприятия. Тем не менее, на территории бассейна добываются угли разного качества, как самого низкого, так и высоких сортов.

Увеличение добычи угля открытым способом станет сильным толчком для развития региона и транспортной сети. Уже в 2030 году доля Кемеровской области в добыче угля должна составить 51% от общей по стране.

Способы добычи угля

Довольно распространен подземный способ добычи угля. С его помощью можно получить качественное сырье, но вместе с тем это и самый опасный метод. Часто случаются ситуации, при которых работники получают тяжелые травмы. Уголь, добытый данным способом, содержит минимальную зольность и количество летучих веществ.


Открытый способ подходит в тех случаях, когда залежи угля неглубокие. Чтобы добыть ископаемое в карьерах, работники удаляют вскрыши (нередко используется бульдозер). Такой метод завоевывает большую популярность, потому как ископаемые стоят значительно дороже.

Гидравлический способ применяют только там, где есть доступ к подземным водам.

Потребители

Основными потребителями угля являются предприятия, занимающиеся такими видами промышленности, как коксовая и химическая. Добыча ископаемых играет важную роль в создании энергетического топлива. Важными потребителями являются зарубежные страны. Уголь экспортируется в Японию, Турцию, Великобританию и Финляндию. С каждым годом поставки увеличиваются и заключаются новые контракты с другими государствами, например, со странами Азии. Постоянными потребителями на внутреннем рынке остаются южная часть России и Западная Сибирь, а также Урал.

Запасы

Основная часть запасов находится в таких геологическо-экономических районах, как Ленинский и Ерунаковский. Здесь сосредоточено около 36 млрд. т угля. В Томь-Усинской и Прокопьевско-Киселевской областях расположено 14 млрд. т, Кондомской и Мрасской – 8 млрд. т, Кемеровской и Байдаевской – 6,6 млрд. т. На сегодняшний день промышленными предприятиями освоено 16% всех запасов.

Кузнецкий угольный бассейн является самым крупным месторождением в России. На его долю приходится 60% добычи сырья. Упоминание об этом месте начинается еще с XVIII века. Уже тогда произошла оценка его запасов, а в советские времена Кузбасс стал энергетической базой СССР. Кроме того, здесь происходит переработка и других полезных ископаемых, например, железных руд. В дальнейшем эта продукция находит применение в промышленности.

Описание географического положения Кузнецкого угольного бассейна

Географическое положение

Географическое положение Кузнецкого бассейна представлено на карте России. Занимает он большую часть Кемеровской области в Западной Сибири. Здесь находится котлован, ограниченный горными хребтами Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Эти места входят в состав Алтая. Общая площадь территории составляет 26,7 тыс. км².

Основную часть пространства бассейна занимают степи и лесостепи. Однако в южной части и к востоку распространяется тайга.

Климат здесь резко континентальный, с постоянным колебанием температур. Ясная погода сопровождается интенсивным потоком солнечных лучей.

Способы добычи продукции в Кузбассе

Протекающая тут река Томь пересекает с севера на юг весь район угольного бассейна. Она не только снабжает людей питьевой водой, но и используется для технических нужд предприятий.

В результате постоянно проводимых работ ландшафт подвергся большим трансформациям. Особенно это касается западной территории. Именно в этом направлении идет разработка месторождения, потому что здесь присутствуют наибольшие залежи угля. Также активно проводится работа в северной части Кемеровской области, из-за чего рельеф местности подвергся большим изменениям.

Характеристика бассейна

Кузбасс относится к крупнейшим угольным бассейнам, потому что здесь добывается 2/3 угля России.

Характеристика кузнецкого угольного бассейна опирается на следующие показатели:

Особенности Кузнецкого угольного бассейна и его характеристика

  • Количество угольных пластов в толще земли составляет 350 штук. По всему разрезу наблюдается их неравномерное распределение. При этом они имеют разные виды и мощность.
  • Величина максимальной мощности пластов доходит до 370 м.
  • Наиболее часто встречаются пласты толщиной 1,3—4 м. В некоторых местах их размер достигает 15—20 м.
  • В среднем работы ведутся на глубине 200 м. Однако некоторые шахты раскапываются на 500 м, в зависимости от того, где идет залегание пластов.
  • ­ Запасы угля составляют 58,8 млрд т. Если сравнивать с общим количеством в мире, то это составляет 29,1%.
  • Готовая к освоению часть месторождения содержит 25,4 млрд т.

Неравномерность распределения пластов высокая. Это отражается в угольных свитах:

  • В состав Кольчугинской и Балахонской свит входит 237 пластов.
  • Тарбаганская свита — 19.
  • Барзасская — 3.

Качество добываемого угля

На основании утверждения специалистов ископаемый уголь в Кузнецком бассейне имеет высокое качество. При этом в каждой серии имеются свои отличия:

  • В Балахонской — присутствуют гумусовые угли с содержанием витринита в количестве 60%.
  • В Кольчугинской — тоже добываются гумусовые угли, но в них содержание витринита уже до 90%.
  • В Тарбаганской — каменные и бурые угли.

Наиболее качественной считается угольная продукция, которая содержит ряд составляющих. К ним относятся:

Добыча угля в Кузнецке

  • Присутствие влаги от 5% и до 15%.
  • Составление примеси золы от 4 до 16%.
  • Количество фосфора до 0,12%.
  • Летучие вещества находятся в больших пределах: 4—42%. Сравнительный анализ показывает, что чем их меньше, тем лучше.
  • Сера — 0,4—0,6%.

Географическое положение Кузнецкого бассейна

Добываемый уголь имеет и другие характеристики. Описание их следующее:

  • Степень калорийности — 8,6 ккал.
  • Теплота сгорания — 7000—8600 ккал / кг.

Проблемы месторасположения

Несмотря на то что добывать продукцию экономически выгодно, необходимые транспортные расходы значительно увеличивают стоимость сырья. В итоге оно становится неконкурентоспособным. С практической точки зрения, это ставит под сомнение перспективы развития бассейна.

Другая проблема — это экологическая ситуация. Заключается она в следующем:

Как добывается уголь

  • Из-за постоянных раскопок нарушается земельный рельеф.
  • С течением времени на месте законсервированных шахт начинается проседание земли. Иногда формируются провалы.
  • В случае сильного ветра пыль достигает населенных пунктов.
  • Во время переработки полезных ископаемых уровень концентрации химических веществ в атмосфере превышает норму.

Основные способы добычи

В зависимости от условий, добыча каменного угля в Кузнецком бассейне возможна тремя способами. К ним относятся:

  • подземный;
  • открытый;
  • гидравлический.

Вторые 2 варианта являются более прогрессивными. По добыче этими способами бассейн занимает 2 место на территории России.

Добыча и переработка угля осуществляется на 25 фабриках. Поступающий уголь обрабатывается при помощи большого количества техники:

  • Работает около 200 механизированных комплексов.
  • Несколько сотен комбайнов и погрузочных машин.
  • Около 2000 электровозов.
  • Более 10000 ленточных конвейеров.

Перспективы развития

Техника работает и при добыче угля. Непосредственно на объектах находятся:

  • Около полутысячи экскаваторов.
  • Около 100 электровозов.
  • Сотни бульдозеров и подъемных кранов.

Суточный план составляет 10 тыс. т. С течением времени планируется вести прирост добычи.

Подземный вариант

Благодаря такому способу, обеспечивается добыча более качественного угля. Продукция обладает следующими свойствами:

  • Обеспечивает максимальную отдачу при сгорании.
  • В угле содержится минимальный процент золы.
  • Количество летучих веществ находится в районе нижнего предела.

К недостатку такого способа добычи сырья относится высокая степень опасности при проведении работ. Нередко случаются аварии со смертельным исходом, часто шахтеры получают тяжелые травмы. Чтобы этого не происходило, необходимо прокладывать шахты в соответствии с нормами. Обращать внимание на горное оборудование, постоянно заменять его новым, как только оно отслужило свой срок.

Открытый вариант

Открытый способ добычи угля в Кузнецком бассейне стал больше практиковаться в последнее время. Добытая таким образом продукция составляет 30% от общего объема. Работы проводятся в тех местах, где залежи угля находятся близко к поверхности.

На 1 этапе необходимо снять верхний слой земли. Проводится это с помощью специализированной техники. В зависимости от плотности пород, это делается 2 способами:

  • С применением бульдозеров. Такое возможно, если верхний слой рыхлый и имеет небольшую толщину.
  • С использованием драглайнеров или экскаваторов роторного типа. Мощная техника применяется тогда, когда требуется удалить с поверхности большой слой пород.

В некоторых случаях используются многоковшовые экскаваторы, а обслуживает их вспомогательная техника. Для последующего транспортирования продукции используются вагоны.

Открытый способ добычи угля имеет ряд преимуществ:

Преимущества методик добычи угля

  • Нет необходимости в шахтах, что значительно понижает себестоимость продукции.
  • Возможность проведения работ на большой территории.
  • Нет вероятности обвалов, а значит, уменьшается риск получения производственных травм или гибели рабочих.

Гидравлический метод

 Перспективы развития и поставки угля

Такой метод применяется только при наличии подземных вод. В Кузбассе этим методом добывается только 5% угля. Продукция при помощи струй жидкости поднимается на поверхность. Важным условием является сила водного потока.

Территория по добыче угля гидравлическим способом постепенно расширяется. Связано это эффективностью такой добычи. Снижение себестоимости продукции происходит за счет освобождения рабочих от выполнения операции по подъему ее наверх, эту работу берет на себя жидкость.

Кроме того метод имеет другие преимущества:

  • понижается интенсивность труда;
  • снижается вредность производства;
  • увеличивается безопасность труда.

Перспективы развития

Благодаря разработке месторождения открытым способом, удалось понизить себестоимость продукции. Это привлекло внимание мелких предпринимателей. Показатели увеличения добычи продукции по годам: в прошлом, на сегодняшний день и в перспективе представлены в таблице.

Годы Показатели в млн т
2010 375
2015 445
2020 485
2025 580
2030 650

Потребителями Кузнецкого угольного бассейна внутри страны являются жители Урала, Западной Сибири и Европейской территории России. Также идут поставки за рубеж, в такие страны как:

Поставка угля как внутри страны, так и за рубеж

  • Турция.
  • Япония.
  • Великобритания.
  • Нидерланды,
  • Китай.
  • Корея.

В последнее время наблюдается уменьшение экспорта в европейскую часть континента. В целях компенсации ослабевающих направлений разрабатывают поставки угля на территорию Азии. Этим Кузбасс продолжает подтверждать свою роль в развитии экономического потенциала России.

Составление характеристики угольного бассейна России.

Цель работы: отработать умение составлять экономико-географические характеристики угольных бассейнов (топливно-энергетических баз) по плану, используя картосхему, карты атласа и другие источники информации.

Материалы для выполнения работы: учебник по географии, атлас, другие источники информации (Интернет-ресурс).

Задание: Дайте характеристику бассейна по плану (на примере Печорского угольного бассейна).

Печорский угольный бассейн

1.Географическое положение бассейна. В какой части страны, в каком субъекте РФ расположен бассейн?

Расположен на северо-востоке европейской части страны, на севере республики Коми. Центр-Воркута. Другой город в бассейне Инта. До Воркуты проложена железная дорога - Печорская (Коноша-Воркута);

2. Способ добычи: подземный (шахтный);

3. Глубина добычи: 300 метров.

4. Мощность пластов: средняя мощность-1,5м;

5. Качество угля: высококачественные(0,8 ккал/кг);

6. Себестоимость добычи: угли дорогие (себестоимость высокая);

7. Величина добычи и запасы угля : 13 млн.т;

8. Потребители: предприятия Европейского Севера

9. Проблемы бассейна (экологическая, социальная и пр.)

Связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы-терриконы. Социальные – несвоевременная выплата заработной платы.

10. Перспективы развития бассейна.

Небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости угля, неблагоприятных природных условий (удорожание жизни и условий труда в заполярье), конкуренция – природный газ, как более экологически чистое топливо.

Задание: по карте атласа определите местоположение Кузбасса и Канско-Ачинского угольных бассейнов. Дайте их сравнительную характеристику и сделайте вывод об эффективности эксплуатации этих угольных бассейнов. Заполните таблицу, сделайте вывод.

1. географическое положение

Расположен в азиатской части России, в Кемеровской области, к югу от Западно-Сибирской равнины, в неглубокой котловине между горными массивами Кузнецкого Алатау и Горной Шории и невысоким Салаирским кряжем.

Расположен в Сибири, на территории Красноярского края, частично в Кемеровской и Иркутской областях.

Шахтный (58 шахт), открытый (36 предприятий открытой добычи), гидравлический (3 гидрошахты – 5%).

3. условия добычи и затраты на добычу.

Мощность пластов (их 260) от 1,3 до 4м, местами – до 20 м. Себестоимость добычи угля – средняя.

30 угольных месторождений и 7 угленосных площадей. Условия добычи хорошие, т.к. угольные пласты располагаются близко к поверхности, уголь самый дешевый.

4. Количество (добыча и запасы) и качество добываемого угля

Добыча - 185 млн. тонн (2010 год), запасы – 725 млрд. т, 56% добываемых углей в России, 80% от всех коксующихся. Угли высококалорийные (7000 – 8600 ккал/кг).

Добыча – до 56 млн. т, запасы – 601 млрд.т, калорийность – 0,47 тыс. ккал/кг. Угли низкокалорийные, бурые, есть и каменные, но мало.

Новокузнецкий, Западно-Сибирский металлургические комбинаты, Новокузнецкий алюминиевый завод, Кузнецкие ферросплавы, химическая промышленность Кемерово, машиностроение (Анжеро-Судженск). 42 – 45% угля идет на коксование. Потребление в основном на территории Западной Сибири, на Урале, а также в Европейской части России, 41% - на экспорт европейским потребителям.

Применяются на месте для выработки электроэнергии в Красноярской и Хакасской энергосистемах, а также для выработки тепла ТЭЦ.

6. Проблемы окружающей среды

Предприятия являются загрязнителями окружающей среды, но угли – среднезольные. Удержание добычи угля на том же уровне требует больших капиталовложений.

Оказывает негативное воздействие на окружающую среду: воздушную, водную, ландшафты

7. Перспективы развития

Бассейн имеет небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости угля.

Роль бассейна будет расти. Особое значение имеет пересекающая с запада на восток Транссибирская магистраль.

Вывод : уголь остается одним из важнейших топливных ресурсов, но является дорогим по добыче видом топлива, т. к. месторождения расположены в неблагоприятных климатических условиях (высокая оплата труда, социальные проблемы), проблемы реализации дорогого угля в условиях возрастающей конкуренции природного газа как более экологически чистого вида топлива. Однако, в перспективе его роль будет расти как основного вида топлива в районах его добычи, т.к. основные базы удалены от основных потребителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Практическая работа по географии в 9 классе "Сравнительная характеристика районов Восточного макрорегиона."

Данная работа проверяет умение давать сравнительную экономико-географическую характеристику районов; умение пользоваться статистическими материалами учебника, тематическими картами атласа, делать выво.


Практическая работа по географии. Тема "Транспортные системы России" 9 класс.

Для самостоятельной работы.


Данная практическая работа разработана для учащихся 9 класса с использованием атласа "География России: население и хозяйство" издательства "Дрофа". Задание практической работы содержит анализ графико.

Практическая работа по географии в 11 классе на тему "Краткая физико- и экономико - географическая характеристика территории Индии с использованием метода наложения географических карт"



Практическая работа по географии "Характеристика экономического района"

Практическая работа по географии "Характеристика экономического района".


Читайте также: