Эффективность научных исследований кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня важно не просто изобрести что-то новое, но и доказать, что изобретение может быть полезным и эффективным. Любое исследование должно быть подкреплено доказательной базой и анализом, подтверждающим, что предложение автора принесет пользу и выгоду.

Сегодня важно не просто изобрести что-то новое, но и доказать, что изобретение может быть полезным и эффективным. Любое исследование должно быть подкреплено доказательной базой и анализом, подтверждающим, что предложение автора принесет пользу и выгоду.

Написать дипломный проект или научную статью еще недостаточно, чтобы получить признание экзаменаторов и общества. Важно обосновать экономическую эффективность предлагаемых действий, тем самым показав целесообразность и необходимость перемен, к чему они приведут.

Анализ проведения экономической целесообразности нужен в любой научной работе независимо от сферы деятельности, области науки и пр. Сегодня мы рассмотрим основные методики анализа экономической эффективности, применяемые в научных исследованиях.

Что такое экономическая эффективность?

Даже в повседневной жизни любое действие приводит к конкретному результату, который впоследствии оценивается как удачный или неудачный, эффективный или неэффективный.

Эффективным признается то мероприятие, которое приносит пользу и выгоду, притом сама выгода может быть материальной, моральной или иной.

Понятие экономической ээффективности

Критерии эффективности

По окончании исследования важно провести анализ экономической эффективности, который поможет установить следующие факторы:

  • Текущее положение дел в организации или на конкретном объекте;
  • Средний уровень затрат на реализацию проекта;
  • Какие результаты будут достигнуты в ходе реализации действий, предложены автором?;
  • Насколько эффективен план мероприятий?

Анализ экономической эффективности должен демонстрировать рост возможностей и выгоду от предлагаемых действий.

Методика экономического анализа при оценке эффективности научного исследования

Анализ экономической эффективности в научной работе должен показать, какую проблему определил автор, как намерен ее решать, а затем оценить предложенные действия и полученный (спрогнозированный) результат.

Основные этапы при написании научного труда

Анализ экономической целесообразности

Для начала необходимо оценить текущее положение дел: какими ресурсами и инструментами обладает автор, какая проблема актуальна в настоящее время, как она отражается на деятельности объекта (предприятия, отрасли, страны и пр.). Для этого необходимо собрать достаточное количество данных, проверить их, а затем проанализировать. Чаще всего подобным анализом занимаются экономисты. Они изучают выручку, себестоимость (затраты), рентабельность, точка безубыточности и прочие показатели.

Затем автор должен руководствоваться имеющимися у него знаниями, опытом, чтобы разработать план решению проблемы. Здесь он может тотально изучить тему, чтобы понять, какие методы уже были применены ранее его предшественниками, что они учли или пустили, к чему привели новшества и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Сначала исследователь может предложить стандартные методы решения проблемы, а затем креативный (совершенно новый). Важно определить, что необходимо изменить, в какую сторону и показать, насколько это эффективно, сравнив старые и новые показатели, отразив, как изменение отдельного фактора сказалось на ситуации. В экономических научных статьях отследить изменения и воздействие каждого измененного критерия можно с помощью факторного анализа.

Также оценить эффективность предлагаемых мер можно, определив разницу: до и после. Как проблема проявлялась до изменения и есть ли она (если есть, то, как и в чем проявляется) послед реформ.

Как понять насколько эффективно научное исследование?

В оценке эффективности НИР можно использовать не только экономические показатели, но и анализ качественного изменения. В частности, автор может оценить новизну предлагаемых решений, показав, что ранее подобные действия не производились или были несовершенными, не учитывали определенных факторов. Также можно подчеркнуть теоретическую или практическую значимость проведенного исследования.

Проявление экономической эффективности

Результаты применения экономической эффективности

Автор научной работы может показать, как изменение определенных показателей изменится в теории или на практике, если проведет апробацию результатов. Такой подход считается самым лучшим, так как позволяет подтвердить действие теории и показать ее реальное действие.

Большинство экспертов полагает, что с помощью математических расчетов можно объективно оценить экономическую эффективность перемен. На самом деле, даже математическое моделирование ситуации или прогнозирование дает приблизительные результаты, реальный эффект можно получить только в ходе апробации.

Помощь специалистов ОЦ Дисхелп

Если Вам требуется провести грамотный и качественный анализ вашей научной работы, то можете смело обратиться за помощью к экспертам образовательного центра Дисхелп.

В нашей команде трудятся действующие преподаватели ведущих ВУЗов страны, аналитики-практики, ученые, способные провести тотальный анализ действий и объективно оценить полученный результат.

Наша команда готов проконсультировать исследователей по любым вопросам, помочь в написании и оформлении научной статьи, провести анализ экономической эффективности НИР, повысить уникальность текста и многое другое. Высокое качество, конфиденциальность данных и индивидуальный подход гарантирован каждому клиенту. Заказать услугу можно, лично посетив офис или заполнив электронный бланк заказа на официальном сайте ОЦ Дисхелп.

Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете методология — это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи

Внедрение— это передача производству научной продукции (отчеты, инструкции, временные указания, технические условия, технический проект и т. д.) в удобной для реализации форме, обеспечивающей технико-экономический эффект. НИР превращается в продукт лишь с момента ее потребления производством.

Процесс внедрения состоит из двух этапов:

· серийного внедрения (внедрение достижений науки, новой техники, новой технологии).

После опытно-производственного испытания новые материалы, конструкции, технологии, рекомендации, методики внедряют в серийное производство как элементы новой техники. На этом, втором, этапе научно-исследовательские организации не принимают участия во внедрении. Они могут по просьбе внедряющих организаций давать консультации или оказывать незначительную научно-техническую помощь.После внедрения достижений науки в производство составляют пояснительную записку, к которой прилагают акты внедрения и эксплуатационных испытаний, расчет экономической эффективности, справки о годовом объеме внедрения по включении получаемой экономии в план снижения себестоимости, протокол долевого участия организаций в разработке и внедрении, расчет фонда заработной платы и другие документы.

1 Под экономической эффективностью научных исследований в целом понимают снижение затрат общественного и живого труда на производство продукции в той отрасли, где внедряют законченные научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки (НИР и ОКР).

Основные виды эффективности научных исследований

· экономическая эффективность — рост национального дохода, повышение производительности труда, качества продукции, снижение затрат на научные исследования;

· укрепление обороноспособности страны;

· социально-экономическая эффективность — ликвидация тяжелого, труда, улучшение санитарно- гигиенических условий труда, очистка окружающей среды и т. д;

· престиж отечественной науки.

С каждым годом наука обходится обществу все дороже. На нее расходуют огромные суммы. Поэтому в экономике науки возникает и вторая проблема — систематическое снижение народнохозяйственных затрат на исследования при возрастающем эффекте от их внедрения. В связи с этим под эффективностью научных исследований понимают также по возможности более экономное проведение НИР.

Хорошо известно, какое большое значение ныне придается вопросам ускоренного развития науки и НТП. Делается это по глубоким стратегическим причинам, которые сводятся к тому объективному факту, что наука и система ее приложений стала реальной производительной силой, наиболее мощным фактором эффективного развития общественного производства. Есть два кардинально различных пути ведения дел в экономике: экстенсивный путь развития и интенсивный. Путь экстенсивного развития — это расширение заводских площадей, увеличение числа станков и т. д. Интенсивный путь предполагает, чтобы каждый завод с каждого работающего станка, сельскохозяйственное предприятие с каждого гектара посевных площадей получали все больше и больше продукции. Это обеспечивается использованием новых научно-технических возможностей: новых средств труда, новых технологий, новых знаний. К интенсивным факторам относится и рост квалификации людей, и вся совокупность организационных и научно-технических решений, которыми вооружается современное производство.За последние 40—50 лет количество новых знаний увеличилось примерно в два-три раза, в то же время объем информации (публикаций, различной документации) увеличился в восемь-десять раз, а объем средств, отпускаемых на науку, — более чем в 100 раз. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь рост ресурсов, затрачиваемых на науку, не самоцель. Следовательно, научную политику надо менять, необходимо решительно повысить эффективность работы научных учреждений.

Есть еще одно важное обстоятельство. В данном случае нас интересует не сам по себе прирост новых знаний, а прирост эффекта в производстве. Мы должны проанализировать: все ли нормально с пропорциями между получением знаний и их применением на производстве. Нужно опережающе высокими темпами увеличивать вложения в мероприятия по освоению результатов НТП в производство.

Одним из путей повышения эффективности научных исследований является использование так называемых попутных или промежуточных результатов, которые зачастую совсем не используются или используются поздно и недостаточно полно.

На эффективность исследовательского труда прямо влияет оперативность научных изданий, прежде всего периодических. Анализ сроков нахождения статей в редакциях отечественных журналов показал, что они задерживаются вдвое дольше, чем в аналогичных зарубежных изданиях. Для сокращения этих сроков, по-видимому, целесообразно в нескольких журналах экспериментально проверить новый порядок публикаций: печатать только рефераты статей объемом до 4—5 страниц, а полные тексты издавать методом безнаборной печати в виде оттисков и высылать по запросам заинтересованных лиц и организаций.Известно, что темпы роста инструментальной вооруженности современной науки должны примерно в 2,5—3 раза превышать темпы роста численности работающих в этой сфере. В целом по стране этот показатель еще недостаточно высок, а в некоторых научных организациях он заметно меньше единицы, что приводит к фактическому снижению КПД интеллектуальных ресурсов науки.

Особого внимания заслуживает проблема целевой подготовки кадров для индустриального сектора науки. Для оценки эффективности исследований применяют разные критерии, характеризующие степень их результативности. Фундаментальные исследования начинают отдавать капиталовложения лишь спустя значительный период после начала разработки. Результаты их обычно широко применяют в различных отраслях, иногда в тех, где их совсем не ожидали. Поэтому подчас нелегко планировать результаты таких исследований.

Фундаментальные теоретические исследования трудно, оценить количественными критериями эффективности. Обычно можно установить только качественные критерии: возможность широкого применения результатов исследований в различных отраслях народного хозяйства страны; новизна явлений, дающая большой толчок для принципиального развития наиболее актуальных исследований; существенный вклад в обороноспособность страны; приоритет отечественной науки; отрасль, где могут быть начаты прикладные исследования; широкое международное признание работ; фундаментальные монографии по теме и цитируемость их учеными различных стран.

Об эффективности любых исследований можно судить лишь после их завершения и внедрения, т. е. тогда, когда они начинают давать отдачу для народного хозяйства. Большое значение приобретает фактор времени. Поэтому продолжительность разработки прикладных тем по возможности должна быть короче. Лучшим является такой вариант, когда продолжительность их разработки до трех лет. Для большинства прикладных исследований вероятность получения эффекта в народном хозяйстве в настоящее время превышает 80%.

Эффективность работы научного работника оценивают различными критериями: публикационным, экономическим, новизной разработок, цитируемостью работ и др.Публикационным критерием характеризуют общую деятельность — суммарное количество печатных работ, общий объем их в печатных листах, количество монографий, учебников, учебных пособий. Этот критерий не всегда объективно характеризует эффективность научного работника. Могут быть случаи, когда при меньшем количестве печатных работ отдача значительно больше, чем от большего количества мелких печатных работ. Экономическую оценку работы отдельного научного работника применяют редко. Чаще в качестве экономического критерия используют показатель производительности труда научного работника (выработку в тыс. грн. сметной стоимости НИР).

Различают 3 вида экономического эффекта: предварительный, ожидаемый и фактический.

Предварительный экономический эффект устанавливается при обосновании темы научного исследования и включении ее план работ. Рассчитывают его по ориентировочным, укрупненным показателям с учетом прогнозируемого объема внедрения результатов исследований в группу предприятий данной отрасли.

Ожидаемый экономический эффект вычисляют в процессе выполнения НИР. Его условно относят (прогнозируют) к определенному периоду (году) внедрения продукции в производство. Ожидаемая экономия — более точный экономический критерий по сравнению с предварительной экономией, хотя в некоторых случаях она является также ориентировочным показателем, поскольку объем внедрения можно определить лишь .ориентировочно. Ожидаемый эффект вычисляют не только на один год, но и на более длительный период (интегральный результат). Ориентировочна такой период составляет до 10 лет от начала внедрения для новых материалов и до 5 лет для конструкций, приборов, технологических процессов.

Фактический экономический эффект определяется после внедрения научных разработок в производство, но не ранее, чем через год. Расчет его производят по фактическим затратам на научные исследования и внедрение с учетом конкретных стоимостных показателей данной отрасли (предприятия), где внедрены научные разработки. Фактическая экономия почти всегда несколько ниже ожидаемой: ожидаемую определяют НИИ ориентировочно (иногда с завышением), фактическую — предприятия, на которых осуществляется внедрение.

Список использованной литературы

2. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учебное пособие для вузов. М., Инфра-М, 1999. – 245 с.

- рабочей функцией благоустроенных результатов (организация и управление учебным, производственным процессом, оптимизация, изменения в технологии и процессе производства).

Оценивание результатов исследования. Если основной характеристикой фундаментальных исследований является их актуальность, теоретическая новизна, концептуальность, доказательность, перспективность и возможность внедрения результатов в практику, то при рассмотрении прикладных исследований следует оценивать в первую очередь их практическую актуальность и значимость, возможность внедрения в практику, эффективность результатов. Для научных разработок здесь ценной является новизна, актуальность и эффективность.

Экономическая эффективность характеризуется выраженными в стоимостных измерениях показателями экономии живого и уречевлюваної труда в общественном производстве, сфере услуг, которые получены от использования результатов НСД и сравнения их с затратами на проведение исследования.

Научно-техническая эффективность характеризует прирост новых научных знаний, предназначенных для дальнейшего развития науки и техники.

Социальная эффективность проявляется в повышении жизненного уровня людей, развития здравоохранения, культуры, науки и образования, улучшении экологических условий и т.д.

Названные виды эффективности научно-исследовательских работ взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Специфика высшей школы, многогранность и многоаспектность форм работы ставят особые требования к оценке эффективности ее деятельности в целом, так и научных исследований.

Вопрос осложняется тем, что необходимо определить не только эффективность НСД, которая проводится учебными заведениями, но и эффективность ее влияния на учебный процесс, повышение качества подготовки специалистов, рост преподавательской мастерства научно-педагогического состава и т.д.

При оценке эффективности научно-исследовательских работ, следует принимать во внимание весь комплекс работ, связанных с научной деятельностью высшей школы: проведение самих исследований, подготовку докторов и кандидатов наук, изобретательской и патентно-лицензионную работу, издательскую деятельность, научно-исследовательскую работу студентов.

Следует остановиться на так называемом понятии научного потенциала вуза, поскольку он играет существенную роль в организации научных исследований и в достижении конечных результатов. Уровень научного потенциала высшего учебного заведения во многом зависит не только от имеющейся структуры научно-педагогических кадров, научно-информационной и материально-технической обеспеченности вуза, но и от оптимальной организации научной системы, от целенаправленного взаимодействия всех перечисленных признаков.

Проблема оценки эффективности научной деятельности имеет два аспекта, поскольку высшее учебное заведение можно рассматривать как учебно-научный центр. Отсюда и два вида эффективности научной работы: экономическая - от внедрения, например, в отрасль туризма результатов завершенных исследований и когнитивная эффективность (якобы сопутствующая, а на самом деле имеет первоочередное значение для повышения качества подготовки специалистов), которая получается от написание новых учебников и научных статей, чтение новых курсов лекций, основанные на научных достижениях в научной работе, проведение конференций, семинаров, курсов, широкого привлечения студентов к научным исследованиям.

Все это и раскрывает нам научный потенциал высшего учебного заведения, который создается в результате его многогранной деятельности. Понятно, что количественно оценить влияние науки на совершенствование учебного процесса и качество подготовки специалистов практически невозможно, но не учитывать этого положительного явления также нельзя.

Опыт и практика показывают, что расширение масштабов научной работы в высших учебных заведениях (ВУЗАХ) способствует тому, что молодые специалисты, которые приходят на предприятия и имеют новые знания в области управления и технологий, быстрее решают экономические и социальные проблемы практической деятельности. Тот студент, который в процессе обучения пройдет хорошую школу научно-исследовательской работы, с большой пользой для предприятий сможет развивать научные исследования и внедрять их в практическую профессиональную деятельность.

Специфика проведения научных исследований в ВУЗАХ проявляется не только в том, что для этого нужны специально подготовленные кадры, специальное для той или иной отрасли науки оборудования, особая статья расходов, а и в том, каким образом будут использованы конечные результаты этих исследований и который они дадут эффект. Поэтому эффективность научной деятельности высшего учебного заведения необходимо рассматривать именно с этих позиций, исходя из главной задачи высшей школы - совершенствование подготовки высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства. В этом и заключается основная особенность оценки эффективности научной деятельности высшего учебного заведения, что по своему содержанию и главным назначением во многом отличается от такого рода понятия о НСД, которая ведется в научно-исследовательских институтах и других учебных заведениях.

Определение экономической эффективности НСД в условиях производства является одним из важнейших и сложнейших задач. Она предусматривает изучение эффективности внедрения новых технологических процессов, совершенствование системы управления и др. При этом сопоставляются затраты на проведение научного исследования и его внедрение с полученным экономическим эффектом. Экономические расходы по долгосрочным комплексными научными исследовательскими программами определяются на основе расчета интегрального показателя за срок осуществления программы и последующего эффективного использования ее результатов.

Следовательно, экономическая эффективность научных исследований в зависимости от отрасли и проблемы, которая рассматривается, прежде всего определяется на стадии технико-экономического обоснования темы исследований, уточняется по конечным результатом проделанной работы и сопоставляется с полученным результатом практического внедрения. Следовательно, практически в любой научно-исследовательской работе наряду с выбором и обоснованием темы исследования, выполнением исследования важны этапы внедрения его в практику работы той или иной системы и оценка эффективности (схема 8).

8

Схема 8. Результаты практической реализации научных исследований.

1. Белуха М.Т. Основы научных исследований: Учебник для студ. вузов екон.спец. - К.; Высшая школа, 1997, - 271 с

3. Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллин: Валчус, 1980. - 334 с.

4. Мороз И.В. Структура дипломных, квалификационных работ и требования к их написания, оформления и защиты. - К.; 1997. - 56 с

5. Мойсеюк Н.Э Педагогика. Учеб.пос. К.: 2001. - 608 с

6. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов вузов. - М.: Владос. - 1999. - Кн.1. - 576 с.

7. Сидоренко В.К. Подготовка магистров педагогических специальностей: реальность и проблемы / Образование, № 31,29 мая.

9. Шейко В.М., Кушнаренко Н.М. Организация и методика научно-исследовательской деятельности: Учебник для высших учебных заведений. - X: ХГАК, 1998. - 288 с

В учебном пособии раскрыты основные подходы к определению понятий "наука", "научное знание". Отличительные признаки науки. Наука как система. Процесс развития науки. Цель и задачи науки. Субъект и объект науки. Классификация наук. Характерные особенности современной науки. Учебное пособие предназначено для студентов обучающихся по специальности "Финансы и кредит".

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Читайте также: