Эдвард торндайк биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эдвард Ли Торндайк

Гарвардский
педагогический колледж ( en )
Уэслианский университет (до 1895 г. )
Стэнфордский университет ( 1895 г. - 1897 г. )
Колумбийский университет (с 1897 г. )

Линн Торндайк
Эшли Хорэс Торндайк ( в )

Роберт Л. Торндайк
Элизабет Фрэнсис Коуп ( в )

Колумбийский университет ( 1904 г. - 1940 г. ) , Западный резервный университет Кейса ( 1898 г. - 1899 г. ) , Педагогический колледж ( в )

Член
медали Батлера Американского статистического общества ( en ) ( 1925 г. )
Messenger Lectures ( en ) ( 1928 г. )

Эдвард Ли Торндайк , родился 31 августа 1874 г. в Вильямсбурге (Массачусетс) и умерла 9 августа 1949 г. в Монтроуз (Нью-Йорк) - американский психолог и профессор университета. Пионер бихевиоризма , он особенно известен своими исследованиями в области интеллекта животных и педагогической психологии .

Резюме

биография

Сначала он учился в Уэслианском университете, затем в 1895 году прошел курсы Уильяма Джеймса в Гарвардском университете . В следующем году он поступил в Колумбийский университет, где подготовил докторскую диссертацию, защищенную в 1898 году под руководством Джеймса МакКина Кеттелла . Он преподавал в течение года в Западном резервном университете Кейса , затем в Колумбийском университете , где он оставался до 1940 года, сначала в качестве ассистента, затем с 1904 года в качестве профессора и, наконец, с 1922 по 1940 год в качестве заведующего кафедрой психологии Института педагогических исследований .

Исследовать

Животный интеллект

Самая известная работа Торндайка сосредоточена на обучении на животных, а затем на людях. Он бросил вызов преобладающим в то время взглядам на интеллект собак и кошек, предположив, что их способность решать проблемы (например, открывать дверь, чтобы дотянуться до еды) во многом была результатом случайности.

Эти результаты подверглись резкой критике как артефакт экспериментальной ситуации, не оставляющей животному иного выбора, кроме как действовать наугад. Наиболее серьезное возражение, однако, исходит из наблюдения за немедленным обучением, без прогрессивного подкрепления, у некоторых млекопитающих социологом Леонардом Хобхаусом и особенно Вольфгангом Келером во время его работы над инсайтом на шимпанзе.

Законы обучения

Эти эксперименты позволяют Торндайку сформулировать великие законы обучения, два самых известных из которых:

  • Закон эффекта : поведение следует вознаграждение будет связано с ситуацией, инициировавшего его.
  • Закон упражнения, вдохновленный Германом Эббингаузом : чем больше субъект ведет себя определенным образом в данной ситуации, тем сильнее будет усиливаться связь между этой ситуацией и этим поведением.

Торндайк также был заинтересован в переносе обучения из одной ситуации в другую на основе их сходства. Другие результаты его исследования, которые впоследствии были частично подвергнуты сомнению, касаются эффекта награды. По словам Торндайка, важность этой награды мало влияет на эффективность обучения, а наличие наказания за неправильный ответ - нет.

Коннекционистская теория разума

Используя современную терминологию, его великие законы обучения можно описать как принципы, регулирующие связь между стимулом и реакцией. Этот тип Триал и -ошибка обучения и прогрессивной связь между действием и его результатом является основой из Скиннера бихевиоризма и оперантного обусловливания .

Другая работа Торндайка

Если он в первую очередь известен в области психологии своими законами обучения и своим влиянием на бихевиоризм, то научная работа Торндайка не ограничивалась этой областью. Преподавая всю свою жизнь в институте того, что мы сегодня назвали бы педагогическими науками , он много сил посвятил прикладным исследованиям.

Еще одна область интересов Торндайка - педагогика. Он является автором детского словаря и намеревался определить наиболее распространенные слова в английском языке, чтобы составить основу для обучения лексике из этого списка. Он также работал над сборником арифметических задач, основываясь на идее, что эти проблемы должны быть, прежде всего, правдоподобными проблемами, а не абстрактными примерами, которые так же трудно понять, как реальное решение.

Награды

Цитировать

Эдвард Л. Торндайк (1874-1949) был американским психологом, чья работа была сосредоточена на изучении обучения и поведения животных. Он был одним из самых важных исследователей в этой дисциплине в двадцатом веке, а также одним из создателей педагогической психологии и теории, известной как коннекционизм..

Торндайк провел большую часть своей карьеры в качестве профессора в Колумбийском университете, где он проводил большую часть своих исследований. Кроме того, он также посвятил себя попытке решить производственные проблемы, создав такие инструменты, как тесты и тесты для тестирования работников..


Благодаря его вкладу Торндайк был назначен президентом Американской психологической ассоциации (АПА) в 1912 году. Кроме того, он также был членом совета директоров Психологической корпорации, одной из самых важных организаций в этой области. Ваши вклады продолжают иметь большое значение даже сегодня.

Фактически, исследование в Обзоре общей психологии классифицировало Эдварда Торндайка как девятого самого цитируемого психолога двадцатого века. Его работы оказали большое влияние на теории подкрепления и поведенческой психологии, создав основу нескольких эмпирических законов в области бихевиоризма благодаря закону эффекта.

  • 1 Биография
    • 1.1 Рождение и ранние годы
    • 1.2 Карьера после окончания школы
    • 1.3 Другие важные работы
    • 2.1 Проблемные блоки
    • 2.2 Результаты ваших экспериментов
    • 3.1 Примеры закона эффекта в реальной жизни
    • 4.1 Области психологии, в которых применяются открытия Эдварда Торндайка

    биография

    Рождение и ранние годы

    Эдвард Л. Торндайк родился 31 августа 1874 года в Уильямсбурге (штат Массачусетс) в Соединенных Штатах и ​​умер 9 августа 1949 года в Монтроузе (Нью-Йорк). Он начал учиться в Уэслианском университете, который он окончил в 1895 году; и с этого момента он начал специализироваться на поведении животных.

    Между 1895 и 1897 годами он учился в Гарвардском университете у Уильяма Джеймса (одного из основателей американской психологии) и в Колумбийском университете у Джеймса МакКина Кэттелла (одного из ведущих представителей теории индивидуальных различий). В этом последнем университете он получил докторскую степень.

    После окончания учебы он получил работу в Колумбийском университете в качестве профессора и исследователя, оставаясь там практически на протяжении всей своей карьеры. Уже в своей докторской диссертации он предложил два своих наиболее известных закона поведения: закон действия и закон осуществления. Эта работа была опубликована в 1911 году под названием Животный интеллект.

    Карьера после окончания школы

    Карьера Торндайка как исследователя началась, когда он предположил, что адаптивные изменения в поведении животных похожи на то, как люди учатся. В своей диссертации он предложил два закона, которые, как он понимал, были фундаментальными для понимания обучения у любого вида..

    Закон действия был первым из предложенных, и тот, который сохранил более высокий уровень важности даже по сей день. В этом законе постулируется, что те виды поведения, за которыми последовали более удовлетворительные результаты, имеют большую вероятность повторения в будущем в ответ на те же раздражители..

    Закон осуществления, с другой стороны, говорит, что поведение становится более жестким и более частым, чем чаще оно повторяется в ответ на тот же стимул. Однако в 1932 году сам Торндайк определил, что этот второй закон не был полностью действительным во всех случаях..

    Позже Торндайк также изменил свое объяснение закона эффекта. Во второй версии он сказал, что вознаграждение за соответствующее поведение всегда укрепляет связь между стимулом и действием; но что наказания имеют гораздо меньший эффект, когда речь идет о снижении вероятности поведения.

    Первоначальные работы Эдварда Торндайка считаются первым лабораторным исследованием в области обучения животных. Его акцент на количественных показателях и анализе эмпирических данных оказал большое влияние на современную психологию, заложив основы поведенческого течения, которое будет преобладать в последующие десятилетия..

    Другие важные работы

    Еще будучи аспирантом в Колумбийском университете, Торндайк установил партнерские отношения с Робертом Вудвортом. Вместе оба исследователя изучили процесс передачи обучения. В документе, опубликованном в 1901 году, они заявили, что обучение в одной области не означает, что в другой будет легче.

    Торндайк использовал открытия, сделанные в этом исследовании, чтобы предложить новую теорию обучения, основанную на практике. Позже, будучи профессором педагогической психологии в Колумбии, он провел больше исследований, которые способствовали созданию более эффективной и научно обоснованной системы образования..

    Среди его наиболее важных вкладов в этой области было использование психологических открытий в преподавании таких предметов, как арифметика, чтение и языки; и открытие, что взрослые также могут продолжать учиться с эффективностью, аналогичной эффективности детей.

    С другой стороны, его попытки применить открытия психологии в области образования легли в основу совершенно нового направления этой дисциплины. В настоящее время психология образования является одной из наиболее важных частей этой науки и может применяться в таких областях, как преподавание или академическое руководство..

    эксперименты

    Торндайк был пионером не только в области бихевиоризма и изучения знаний, но и в использовании животных для проведения клинических экспериментов. Эти эксперименты с животными в значительной степени позволили ему создать свои знаменитые теории обучения..

    Проблемные коробки

    У проблемных коробок была дверь, которую можно было открыть только с помощью рычага или кнопки, которая была внутри. Торндайк использовал их, чтобы измерить время, которое потребовалось животному, чтобы нажать кнопку или управлять рычагом естественным образом. После этого животное нашло награду, обычно еду.

    В отличие от других исследователей, Торндайк в основном использовал кошек для проведения своих экспериментов. Когда я в первый раз положил одного из этих животных в коробку с проблемами, они просто переместились внутрь, не зная, как убежать. В конце концов, животное коснулось рычага или случайно нажало кнопку.

    Используя эти коробки, Торндайк попытался выяснить, какие факторы больше всего повлияли на обучение животных. Для этого он изменил некоторые переменные в своих экспериментах. Например, это позволило некоторым кошкам наблюдать, как другим удалось вырваться из коробки, прежде чем положить их в нее, или непосредственно перенести свои ноги к кнопке или к рычагу.

    Результаты его экспериментов

    Одним из первых открытий, выявленных в ходе исследований с проблемными блоками, было то, что большинство животных не способны к обучению путем наблюдения, что могут делать люди. Ни один факт размещения кошачьей лапки на кнопке не увеличил вероятность того, что он найдет выход в следующих случаях..

    Напротив, кошки научились решать проблему только после того, как несколько раз случайно коснулись кнопки или рычага и получили вознаграждение. Таким образом, Торндайк постулировал идею, что животные учатся в основном методом проб и ошибок. Кроме того, он также обнаружил, что у каждого вида свой ритм обучения..

    В этом смысле основной вклад Торндайка заключался в том, что он отрицал теорию, по которой животные учатся Insights, так же, как люди делают это. Из этих исследований он смог позже создать свою собственную теорию обучения.

    Закон эффекта

    Одним из главных вкладов Эдварда Торндайка в область психологии был его постулат о Законе эффекта. Этот закон стал одной из основ отрасли, которая позже стала известна как бихевиоризм, став доминирующей теорией в психологии в течение нескольких десятилетий..

    Простое объяснение закона эффекта состоит в следующем: когда действие приводит к приятному результату, это действие имеет большую вероятность повторения, если дан аналогичный контекст. Напротив, поведение, которое приводит к негативным последствиям, будет происходить в меньшей степени в будущем.

    Эта теория составляет основу оперантной обусловленности, которая в свою очередь полностью изменила парадигму психологии как дисциплины. До этого момента изучение человеческого разума фокусировалось на самоанализе и субъективном опыте. От исследований Торндайк психология начала двигаться к объективности и эмпиризму.

    С другой стороны, Торндайк также уделял большое внимание важности ситуации и внутреннего состояния организма при появлении определенного ответа. Например, если бы кошки не были голодны, награда не имела бы никакого эффекта, и поэтому поведение нажатия на рычаг не было бы усилено.

    С другой стороны, если бы животных не было найдено в проблемной коробке, реакция нажатия кнопки или рычага просто не могла появиться. Следовательно, для этого психолога как обучение, так и Закон эффекта полностью определяются контекстом, в котором они происходят..

    Примеры закона эффекта в реальной жизни

    Закон эффекта, как часть механизмов оперантной обусловленности, имеет большое значение в нашей повседневной жизни. Этот закон нейтрален в том смысле, что его последствия могут быть как положительными, так и отрицательными. Ниже мы увидим пример каждого типа, чтобы прояснить, как он работает.

    Одним из самых простых примеров, в которых вы можете увидеть закон действия в действии, является злоупотребление наркотиками. Когда человек впервые принимает наркотики, он получает приятные эффекты, которые повышают вероятность его потребления в будущем. Чем больше раз вы используете его, тем больше вероятность того, что вы создадите зависимость.

    Напротив, физические упражнения также используют Закон эффекта. Когда человек тренируется, сначала у него плохое время; но если ему удается продолжать, то постепенно он чувствует все более положительные эффекты, такие как выброс эндорфинов, улучшение физического самочувствия и повышение уверенности в себе..

    Таким образом, люди, которые могут преодолеть первую стадию страданий во время тренировок, с большой вероятностью могут выработать привычку регулярно заниматься спортом..

    Вклад в науку и психологию

    Как мы видели ранее, Торндайк был одним из самых важных психологов 20-го века, заложив основы многих современных теорий, которые продолжают использоваться даже сегодня..

    В целом, считается, что работы этого исследователя были одной из основных причин отказа от субъективной модели, которой следовала психология до этого момента, и они начали проводить эксперименты, которые подчеркивали объективность, эмпиризм и анализ данных.

    Основной школой мысли, на которую повлиял Торндайк, был бихевиоризм. Однако он был не единственным: его идеи использовались в таких разных областях, как философия, образование, администрация и многие другие отрасли психологии..

    Области психологии, в которых применяются открытия Эдварда Торндайка

    Работа этого исследователя с животными оказала большое влияние на этологию и психологию животных. До этого считалось, что менее развитые виды способны генерировать новые знания посредством проницательность, то, что было опровергнуто его экспериментами.

    С другой стороны, Торндайк был первым, кто попытался применить открытия психологии в области обучения. Это заложило основы для создания совершенно новой отрасли этой дисциплины, которая сегодня используется для проектирования образовательных систем и облегчения трудностей, возникающих в этой области..

    Многие из исследований этого психолога были позже использованы исследователями из других течений, такими как те, кто разработал гештальт-теории, этологи, бихевиористы и даже когнитивные психологи. Из-за этого Торндайк считается одним из отцов современной психологии.

    Эдвард Ли Торндайк (англ. Edward Lee Thorndike, 31 августа 1874, Вильямсбург, штат Массачусетс — 10 августа 1949, Монтроз, Нью-Йорк) — американский психолог и педагог. Президент Американской психологической ассоциации в 1912 году.

    Биография

    Эдвард Торндайк родился в Вильямсбурге, штат Массачусетс. Его отец был священником методистской церкви. Семья придерживалась строгих правил и норм поведения. В детях с ранних лет воспитывались привычка к труду и полная самоотдача правому делу. Возможно, поэтому все три сына поступили в университет и добились больших результатов в научной деятельности.

    В 1898 году он защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете под руководством Джеймса Кеттела. С 1904 года стал профессором Колумбийского университета.

    В 1912 году Торндайк становится президентом Американской психологической ассоциации. В 1939 году он уходит в отставку, однако активно продолжает свою научную деятельность вплоть до смерти в 1949. Его вклад в науку оценён по достоинству многими учёными и исследователями, к примеру, основателем бихевиоризма Джоном Уотсоном и русским учёным И. П. Павловым. Его научные исследования и работы по теории научения стимулировали огромный интерес в американской науке именно в этой области. Объективность и точность сделали труды Торндайка классическими. Своими работами Торндайк показал, что психология как наука выходит далеко за рамки простой механики и биологии. В её основании лежат совсем другие начала, а сфера исследования распространяется помимо самого организма и на область его взаимодействия с внешней средой.

    Научные труды Торндайка


    Торндайк, который так никогда и не научился водить машину, был одним из наиболее авторитетных исследователей зоопсихологии. Он разработал объективную, механистическую теорию научения, в которой основное влияние уделялось внешнему поведению. Он полагал, что психология должна изучать поведение, а не психические элементы или опыт сознания. Торндайк усилил тенденцию к большей объективности, о которой говорили еще функционалисты. Он интерпретировал научение не в субъективных терминах, но в терминах конкретных связей между раздражением и реакцией — хотя иногда и допускал некоторые ссылки на сознание и психические процессы.

    Работы Торндайка и Ивана Павлова явились примером одновременного независимого открытия. Торндайк открыл свой закон эффекта в 1898 году, а Павлов открыл аналогичный закон подкрепления в 1902 году, но прошло еще много лет, прежде чем психологи заметили сходство между ними.

    Он запланировал проведение исследований с привлечением детей в качестве субъектов эксперимента, но встретил запрет университетской администрации, которая была крайне озабочена недавним скандалом, разразившимся после того, как ученые — антропологи сняли с детей одежду, чтобы провести измерения тела. Когда Торндайк узнал, что он не может проводить опыты с детьми, он выбрал цыплят — очевидно, воодушевленный лекциями Моргана, в которых тот описывал свои эксперименты с цыплятами.

    Торндайк обучил цыплят бегать по лабиринтам, которые он импровизированно сооружал из книг, поставленных на торец. Рассказывают, что он испытывал некоторые трудности с поисками помещения для своих питомцев. Домовладелица запретила ему содержать цыплят в спальне, и он обратился за советом к Джемсу. Тот безуспешно пытался найти помещение в лабораториях или в музее университета, и в конце концов пустил Торндайка и его цыплят в подвал собственного дома, к полному восторгу своих детей.

    В 1899 году Торндайк стал преподавателем психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Там он работал с людьми, применяя методы исследования животных. Вся его дальнейшая деятельность была посвящена проблемам обучения людей — в частности, тестированию для определения интеллектуального уровня. Он написал несколько книг и действительно достиг вершин, как и собирался: в 1912 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации. Торндайк прилично разбогател на издании своих книг и тестов; к 1924 году его годовой доход составил почти 70 тысяч долларов, что в те времена было просто чудовищной суммой (Boakes. 1984).

    Те 50 лет, которые Торндайк провел в Колумбийском университете, были наиболее плодотворными. Его библиография насчитывает 507 названий, причем многие из этих книг являются весьма объемными. Он вышел в отставку в 1939 году, но продолжал работать до самой смерти, которая последовала через 10 лет.

    Следует отметить, что Торндайк, как и Леб, не приписывал животным высокого уровня сознания и интеллекта с той свободой и экстравагантностью, как это делал в свое время Романее, В зоопсихологии, начиная со времен основания науки и до периода работы Торндайка — наряду с ростом значения экспериментальных методов исследования объективного поведения — можно наблюдать постоянное снижение роли сознания.

    Теории Торндайка были созданы на основе исследований, которые проводились с использованием оборудования, изобретенного самим Торндайком, — так называемого . Животное, помещенное в ящик, для того, чтобы выйти, должно было научиться открывать замок. Торндайк поместил в решетчатый ящик голодную кошку. Еда была поставлена перед коробкой — в качестве награды за успешный выход. Дверца коробки закрывалась несколькими замками. Чтобы открыть дверцу, кошка должна была потянуть за рычаг или за цепочку, а иногда проделать несколько последовательных действий.


    Сначала кошка демонстрировала хаотичное поведение, осматривала, обнюхивала, царапала дверцу, чтобы добраться до еды. Со временем она нащупывала правильный способ поведения и открывала дверцу. При первой попытке правильность поведения обнаруживалась случайно. При последующих попытках случайное поведение встречалось все реже — и в конце концов достигалось полное научение. После этого кошка начинала действовать правильно с самого начального момента, как только ее помещали в клетку.

    Торндайк использовал количественные измерения научения. Одна из методик заключалась в том. чтобы записывать количество проявлений неправильного поведения — то есть тех действий, которые не вели к требуемому результату. После серии попыток неправильное поведение становилось более редким. Другая методика заключалась в том, чтобы регистрировать время, которое было затрачено от момента помещения кошки в клетку до ее успешного выхода. По мере научения время поиска сокращалось.

    Торндайк заметил, что полученный в ходе эксперимента результат влияет на тенденцию к запоминанию. Склонность к действиям, которые не ведут к выходу из клетки, сходит на нет; они как бы стираются из памяти через определенное количество неудачных попыток. Те же действия, которые ведут к успеху, после ряда попыток укореняются. Такой способ обучения получил название — обучение методом проб и ошибок[79]. Сам Торндайк предпочитал называть его методом проб и случайного успеха (Joncich. 1968. P. 266).

    Сопутствующий закон — закон упражнения[81] или закон приучения и отучения (тренировки) — утверждает, что в каждой конкретной ситуации любая реакция начинает ассоциироваться с этой ситуацией. Чем чаще реакция проявляется в той или иной ситуации, тем теснее становится ассоциативная связь. И напротив, если реакция в течение длительного времени не практикуется, то ассоциативная связь ослабевает. Иначе говоря, повторение ответной реакции в конкретной ситуации приводит к ее усилению. Более поздние исследования Торндайка убедили его в том, что благоприятные последствия реакции (то есть ситуация, которая приносит удовлетворение) являются более эффективными, чем простое многократное повторение.

    В начале тридцатых годов Торндайк снова провел исследование закона эффекта в рамках обширной экспериментальной программы, в которой в качестве испытуемых привлекались люди. Результаты исследований показали, что поощрение реакции действительно приводит к ее укреплению, но наказание не дает очевидного негативного результата для проведения параллели. Торндайк пересмотрел закон эффекта, чтобы сделать больший акцент на поощрении, нежели на наказании.

    Исследования Торндайка в области обучения людей и животных являются выдающимися достижениями в истории психологии. Его работы ознаменовали подъем теории научения в американской психологии, а тот дух объективности, который строго выдерживался во всех его исследованиях, явился важнейшим вкладом в развитие бихевиоризма. Уотсон писал, что исследования Торндайка стали краеугольным камнем бихевиоризма.

    Иван Павлов также отдавал дань Торндайку:

    Через несколько лет после начала работы с моим новым методом я узнал, что подобные опыты проделаны в Америке, причем не физиологами, а психологами. С тех пор я начал внимательно изучать американские публикации, и должен признать, что честь сделать первый шаг по этой дороге принадлежит Э. — Л. Торндайку. Его эксперименты опережали наши примерно на два или три года, а его книгу можно считать классической, как по смелому подходу к гигантской работе, так и по точности результатов. (Pavlov. 1928, цит. по: Joncich. 1968. P. 415–416.)

    Джеймс Роулэнд Энджелл (1869–1949)

    Джеймс Роулэнд Энджелл (1869–1949) Джеймс Роулэнд Энджелл превратил движение функционализма в настоящую психологическую школу. Благодаря ему отделение психологии Чикагского университета стало самым влиятельным из подобных факультетов того времени, главным центром

    Эдвард Чейс Толмен (1886–1959)

    Эдвард Чейс Толмен (1886–1959) Один из ранних последователей бихевиоризма, Эдвард Толмен изучал инженерное дело в Массачусетском технологическом институте. Он переключился на психологию и под руководством Эдвина Холта начал работать в Гарварде, где получил звание доктора

    Хелен Бредфорд Томпсон Вули (1874–1947)

    Хелен Бредфорд Томпсон Вули (1874–1947) Хелен Бредфорд Томпсон родилась в 1874 году в Чикаго. Ее родители поддерживали идею женского образования, и все три дочери посещали колледж. Хелен Томпсон получила степень бакалавра в университете Чикаго в 1897 году, а докторскую степень

    Эдвард Джонс и Кит Дэвис

    Эдвард Джонс и Кит Дэвис В 1965 году психологи Эдвард Джонс и Кит Дэвис предложили теорию корреспондирующего вывода, которая объясняет процессы формирования внутренней атрибуции. Ученые утверждали, что люди уделяют особое внимание преднамеренному поведению, которое

    Гарри Салливан (1892–1949) Интерперсональный психоанализ

    Гарри Салливан (1892–1949) Интерперсональный психоанализ Гарри Салливан родился 21 февраля 1892 года в Норидже, в штате Нью-Йорк. Салливан, сын ирландского иммигранта, рос в провинциальном городке с антикатолическими настроениями, из-за чего у него сформировалось

    Предисловие к IV изданию (1949 г.)

    Предисловие к IV изданию (1949 г.) Прошло двадцать лет с тех пор, как материал первой части этой книги был собран воедино и под названием "Половая зрелость, половое воздержание, брачная мораль" передан для публикации венскому издательству "Мюнстер Ферлаг". Двадцать лет — не

    Э. Торндайк (1874–1949)

    Эдвард Ли Торндайк (англ. Edward Lee Thorndike; 31 августа 1874, Вильямсбург, штат Массачусетс — 10 августа 1949, Монтроз, Нью-Йорк) — американский психолог и педагог. Президент Американской психологической ассоциации в 1912 году.

    Биография

    Родился в семье священника методистской церкви. Семья вела аскетический образ жизни, сыновей (их было трое) воспитывали в строгости, прививая им привычку к упорному труду и самоотверженного соблюдение моральных заповедей. Такой стиль воспитания может показаться слишком строгим, однако его положительные плоды были в наличии: все трое братьев Торндайк поступили в университет Уэсли и впоследствии стали крупными учеными.

    В 1898 году он защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете под руководством психолога, которого звали Джеймс Маккин Кэттел. С 1904 года стал профессором Колумбийского университета.

    В 1912 году Торндайк становится президентом Американской психологической ассоциации. В 1939 году он уходит в отставку, однако активно продолжает свою научную деятельность вплоть до смерти в 1949 Его вклад в науку оценен многими учеными и исследователями, например, основателем бихевиоризма Джоном Уотсоном и российским ученым И.П. Павловым. Его научные исследования и работы по теории обучения стимулировали огромный интерес в американской науке именно в этой области. Объективность и точность сделали труда Торндайка классическими. Своими работами Торндайк показал, что психология как наука выходит далеко за рамки простой механики и биологии. В ее основе лежат совсем другие принципы, а сфера исследования распространяется помимо самого организма и на область его взаимодействия с внешней средой.

    Эксперименты Торндайка

    Воодушевленный идеями В. Джеймса, Торндайк перевелся в Гарвардский университет и здесь прослушал его курс. Он предложил провести исследования сирот. Несмотря на поддержку Джеймса, администрация приюта отказалась от проведения исследования. Тогда Торндайк занялся опытами над животными. Он стал учить цыплят навыкам прохождения лабиринта. Так как в Гарварде не было места для лаборатории, цыплят негде было держать, и Торндайк по предложению Джеймса, который к нему явно благоволил, устроил импровизированную лабораторию в подвале его дома. Фактически это была первая в мире экспериментальная лаборатория зоопсихологии.

    Говорит, что повторение определенного акта способствует обучению и облегчает его выполнение в дальнейшем, усиливая связь ситуации с реакцией, а его неповторения ослабляет эту связь. В более поздних работах он провел эксперимент. В эксперименте было нужно нарисовать линию в 4 дюйма с закрытыми глазами три тысячи раз. Результат, который получил Торндайк, привел его к выводу, что повторение одних и тех же действий почти не учат человека и мало влияют на психику.

    Заключается в том, что полезное действие, которое вызывает удовлетворение, закрепляется и усиливает связь между ситуацией и реакцией, а вредна, что вызывает недовольство, ослабляет связь и исчезает.

    Читайте также: