Единый счет бюджета это кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, для их распределения органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им распоряжению, а также направляют информацию о зачислении (возврате) денежных средств, об уточнении вида и принадлежности платежа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после зачисления поступлений от доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

По запросу финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований органы Федерального казначейства предоставляют информацию из расчетных документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, о поступивших от юридических лиц платежах, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета (в том числе консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, консолидированного бюджета муниципального района, консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением).

2. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

3. Денежные средства, в отношении которых отсутствует информация, позволяющая однозначно определить их принадлежность к виду (подвиду) дохода бюджета, закрепляемому за администратором доходов бюджета, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в соответствующий бюджет.

Невыясненные поступления, зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подлежат возврату (уточнению) не позднее трех лет со дня их зачисления на единый счет соответствующего бюджета.

По истечении срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, невыясненные поступления, которые зачислены в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и по которым не осуществлен возврат (уточнение), подлежат отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета прочих неналоговых доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и возврату (уточнению) не подлежат.

Новый год несет с собой новые изменения в законодательстве для учреждений бюджетной сферы. Самое глобальное и масштабное из них – переход на казначейское обслуживание.

Кто участвует в системе казначейских платежей

К прямым участникам относятся ФК, Финансовые органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, администраторы доходов бюджетов, федеральные бюджетные и автономные учреждения и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в ФК.

К косвенным участникам относятся получатели средств бюджета субъектов РФ, бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в финансовом органе субъектов РФ.

Таким образом, казенные учреждения могут быть как прямыми участниками системы казначейских платежей, так и косвенными. Статус будет зависеть от уровня бюджета, из которого учреждение получает финансирование. Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) будут относиться к категории прямых участков системы казначейских платежей.

П. 5 Порядка №21н гласит, что учет операций участников системы казначейских платежей ведется на лицевых счетах, которые открыты прямыми участниками системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.

Как работает казначейский счет

Казначейство России представило на своем официальном сайте таблицу соответствий банковских счетов казначейским.

Казначейский счет федерального бюджета и счет для учета распределений поступлений открывается Федеральным казначейством, а вот все остальные казначейские счета открываются финансовым органом субъекта РФ.

Казначейские счета открываются в следующих целых обслуживания:

исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектом РФ, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

поступления средств в бюджеты бюджетной системы РФ и их распределения;

совершения операций со средствами во временном распоряжении;

совершение операций со средствами бюджетных и автономных учреждений;

совершение операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями.

А единый казначейских счет открывается:

территориальному органу Федерального казначейства – для осуществления и отражения операций по исполнению федерального бюджета;

финансовому органу субъекта РФ (муниципального образования) – для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

органу управления государственным внебюджетным фондом – для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета государственного внебюджетного фонда.

Процедура открытия казначейского счета описана в разделе 2 Порядка № 15н.

Согласно вышеуказанным письмам, финансовые органы должны еще также провести работу по закрытию счетов, ранее открытых в подразделениях ЦБ или кредитных организациях, так как с 01.01.2021 использование таких счетов не допускается. Исключением из этого правила являются операции по ежедневному переводу остатков денежных средств на банковские счета, для этого необходимо было до 01.01.2021 г. заключить дополнительные соглашения к договорам банковского счета. А вот закрыть счета рекомендуется до 01.04.2021.

Автономным учреждениям

Для того чтобы совершить платеж, необходимо распоряжение о перечислении средств, составленное либо на бумажном носителе, либо в электронном виде от прямых или косвенных участников системы. Форма данного распоряжения для прямого участника устанавливается Федеральным казначейством, а для косвенного – прямым участником.

Обмен данными между прямыми участниками и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением усиленной электронной подписи уполномоченного лица.

При обмене данными, содержащих государственную тайну либо при отсутствии электронного документооборота, передача осуществляется на бумажном носителе с одновременным предоставлением документов на машинном носителе.

При казначейском обслуживании исполнения федерального бюджета территориальный ОФК проверяет распоряжения о совершении казначейских платежей, представленные получателями средств (администраторами источников финансирования дефицита) федерального бюджета, на соответствие (п. 15 Порядка № 21н):

документам, необходимым для санкционирования оплаты денежных обязательств

положениям порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного Минфином в соответствии со ст. 219 и 219.2 БК РФ.

В случае, если распоряжение о совершении казначейских платежей соответствует положениям, установленным данным порядком, то территориальный ОФК принимает его к исполнению. Такие распоряжения исполняются при наличии на казначейском счете, к которому они были представлены, остатка средств, достаточного для их исполнения.

от 1 апреля 2020 года N 15н

(с изменениями на 13 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях реализации пункта 3 статьи 242_14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 52, ст.7797)

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

в Министерстве юстиции

7 мая 2020 года,

регистрационный N 58280

УТВЕРЖДЕН
приказом Федерального казначейства
от 1 апреля 2020 года N 15н

Порядок открытия казначейских счетов

(с изменениями на 13 октября 2021 года)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок открытия казначейских счетов (далее - Порядок) разработан на основании пункта 3 статьи 242_14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 52, ст.7797) и устанавливает порядок открытия казначейских счетов в валюте Российской Федерации и в иностранных валютах.

2. В территориальных органах Федерального казначейства открываются следующие виды казначейских счетов:

а) единый счет бюджета;

б) казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;

в) казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение;

г) казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений;

д) казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета;

е) казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения;

ж) казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния;

з) иные казначейские счета для осуществления и отражения операций в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства.

3. Казначейские счета открываются в целях казначейского обслуживания:

а) исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

б) поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

в) операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда;

г) операций со средствами бюджетных и автономных учреждений;

д) операций со средствами получателей средств из бюджета;

е) операций со средствами участников казначейского сопровождения;

ж) операций со средствами Фонда национального благосостояния;

з) операций в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства.

4. Единый счет бюджета открывается:

территориальному органу Федерального казначейства (Федеральному казначейству) - для осуществления и отражения операций по исполнению федерального бюджета;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 августа 2021 года приказом Казначейства России от 28 июня 2021 года N 23н. - См. предыдущую редакцию)

финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования) - для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

органу управления государственным внебюджетным фондом - для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета государственного внебюджетного фонда.

5. Казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений открывается территориальному органу Федерального казначейства.

6. Казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда открывается территориальному органу Федерального казначейства, финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органу управления государственным внебюджетным фондом.

7. Казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений открывается:

территориальному органу Федерального казначейства, органу управления государственным внебюджетным фондом - для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими федеральным бюджетным и автономным учреждениям;

финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования) - для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным учреждениям), автономным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным автономным учреждениям).

8. Казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета открывается:

территориальному органу Федерального казначейства - для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими получателям средств из бюджета источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета;

финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования) - для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими получателям средств из бюджета источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

8.1. Казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения открывается:

территориальному органу Федерального казначейства - для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета;

финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования) - для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

9. Казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния открывается территориальному органу Федерального казначейства (Федеральному казначейству).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 августа 2021 года приказом Казначейства России от 28 июня 2021 года N 23н. - См. предыдущую редакцию)

10. Казначейские счета в иностранных валютах открываются территориальным органам Федерального казначейства (Федеральному казначейству) и органам управления государственными внебюджетными фондами.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 августа 2021 года приказом Казначейства России от 28 июня 2021 года N 23н. - См. предыдущую редакцию)

11. Допускается открытие территориальному органу Федерального казначейства (Федеральному казначейству), финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органу управления государственным внебюджетным фондом нескольких казначейских счетов одного вида.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 августа 2021 года приказом Казначейства России от 28 июня 2021 года N 23н. - См. предыдущую редакцию)

12. При открытии, ведении и закрытии казначейских счетов обмен документами с территориальным органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств электронной подписи в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органом управления государственным внебюджетным фондом и территориальным органом Федерального казначейства, и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

При отсутствии технической возможности информационного обмена в электронном виде, обмен информацией осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе.

13. Документооборот по открытию, ведению и закрытию казначейских счетов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с настоящим Порядком с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

14. При открытии казначейского счета ему присваивается уникальный номер, имеющий следующую структуру, состоящую из 20 разрядов:

Код вида
казначей-
ского счета

Идентификатор публично-правового образования

Код террито-
риального органа Феде-
рального казна-
чейства

учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с настоящим Кодексом органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации;

управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;

органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории;

органы Федерального казначейства представляют органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, финансовым органам субъектов Российской Федерации информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования информацию о кассовых операциях по исполнению бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

органы Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством, организуют обеспечение наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

2. В случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования) в соответствии с соглашением об осуществлении этих функций, заключенным с учетом положений статьи 168 настоящего Кодекса, особенности кассового обслуживания таких бюджетов устанавливает Федеральное казначейство в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.

Если полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, осуществляются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, заключенным согласно статье 215.1 настоящего Кодекса, то этот орган обязан представлять указанному в соглашении органу Федерального казначейства информацию о всех проведенных им кассовых операциях при исполнении всех обслуживаемых им бюджетов, учтенных по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

3. Органы Федерального казначейства вправе представлять органам государственного (муниципального) финансового контроля, созданным законодательными (представительными) органами, по их запросу информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов в порядке, установленном Федеральным казначейством.

4. В случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета государственного внебюджетного фонда в соответствии с соглашением об осуществлении этих функций, заключенным с учетом положений статьи 168 настоящего Кодекса, особенности кассового обслуживания такого бюджета устанавливает Федеральное казначейство в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.

Комментарии к ст. 241.1 БК РФ

Бюджетный кодекс дополнен статьей 241.1, в которой установлено, что при кассовом исполнении бюджетов:

- учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с Бюджетным кодексом органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка РФ;

- управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами;

- кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

- все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;

- органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории.

Читайте также: