Единение природы и человека в стихотворении зимнее утро пушкина кратко

Обновлено: 02.07.2024

“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе – с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

Развернутый анализ

Вариант 1

Центральная тема произведения заложена в названии. Широко известно, что любимым временем года для Пушкина была осень. Второе место по праву занимала зима. Восторженная первая строка стихотворения (“Мороз и солнце; день чудесный!”) стала нарицательной и часто цитируемой. Пушкин вводит в произведение образ любимой женщины. Через него раскрывается непосредственная связь настроения человека с природой.

Прекрасное зимнее утро побуждает лирического героя как можно раньше разбудить “красавицу”, чтобы она разделила его восторг перед открывшимся пейзажем. В прошлый вечер бушевала вьюга, природа выглядела печально и зловеще (“мгла носилась”, “тучи мрачные”). Подруга лирического героя находилась в беспричинной тоске. Первые лучи утреннего солнца разогнали мрак, принесли с собой ощущение радости и счастья.

В центральной части произведения незамысловатыми, но удивительно точными словами, Пушкин описывает великолепный пейзаж. Это описание подтверждает известное утверждение о том, что все гениальное — просто. “Затопленная печь” усиливает приятное ощущение от начала нового дня у лирического героя. Ему в голову приходит блестящая идея, как разогнать неизбежную зимнюю скуку. Утренняя прогулка на санях с любимой — одно из самых веселых развлечений эпохи Пушкина. Лирический герой предлагает “другу милому” “предаться бегу… коня” и понаблюдать, какие изменения произошли в природе по сравнению с жарким летом.

Композиция произведения последовательная. Оно представляет собой монолог автора, обращенный к своей спутнице. Лишь третья строфа выглядит лирическим отступлением, целиком посвященным описанию пейзажа.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

Выразительные средства. Основным средством художественной выразительности в произведении являются многочисленные эпитеты, подчеркивающие красоту зимнего пейзажа: “чудесный”, “голубыми”, “прозрачный”. Резко контрастируют с ними эпитеты, применяемые поэтом в описании ненастного прошлого вечера: “мутном”, “бледное”, “мрачные”.

В целом, вторая строфа противопоставлена всему общему приподнятому настроению стихотворения. Для усиления этого контраста Пушкин использует олицетворения (“вьюга злилась”, “мгла носилась”) и сравнение (“как бледное пятно”). Применяя обращения (“друг прелестный”, “красавица”, “друг милый”), Пушкин создает ощущения сопричастности у читателей. Первая строфа написана в шутливо-восторженном духе. Лирический герой обращается к подруге в возвышенном тоне: “открой сомкнуты негой взоры”. Он приравнивает ее к божеству (Аврора — богиня утренней зари в древнеримской мифологии).

Основная мысль произведения заключается в том, что причины хорошего или плохого настроения часто обусловлены состоянием природы. Какие бы неприятности и трудности не испытывал человек в жизни, прекрасная погода способна развеселить его дать возможность вновь почувствовать себя счастливым. Эта мысль имеет непосредственное отношение к жизни самого поэта.

В 1829 г. Пушкин находился в тяжелом душевном состоянии. На его предложение Н. Гончаровой был дан неопределенный ответ. После возвращения с Кавказа поэта вызывал на допрос А. Х. Бенкендорф. Для друзей и близких Пушкина жизнерадостное “Зимнее утро” стало приятной неожиданностью.

Вариант 2

Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.

При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.

Пушкин — стихотворение зимнее утро было написано в 1829 году.

Композиция.

Описание природы

От любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера, к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. С помощью аллитерации он передает треск дров в печи:

Трещит затопленная печь.

Завершается стихотворение радостным призывом:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Точные и яркие образы солнечного зимнего утра соединены в стихотворении Пушкина с темой любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека. Все стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искря­щийся снежный ковер, виднеющийся вдали типично русский пейзаж.

Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора.

Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым. близким народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.

Тип урока: урок-исследование, урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Представление о результатах:

Дать понятие о лирическом произведении. Духовно - нравственные ценности русской литературы. Антитеза, пейзажная лирика. Интонация как средство выражения идеи произведения. Способы выражения авторской позиции в стихотворении. Выразительное чтение, анализ стихотворения. Художественно-творческие способности. Создание текста на основе личного опыта, на основе прочитанного.

- личностные: осознавать личностный смысл учения; владеть навыками сотрудничества со сверстниками; проявлять уважительное отношение к иному мнению;

-регулятивные: овладевать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

-коммуникативные: формировать готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- метапредметные: выполнять учебное действие в соответствии с целью;

-познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике; обобщать;

-предметные: творчество и личность поэта. Духовно- нравственные ценности русской литературы, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, приём контраста)

воспитание интереса к художественному слову через музыку, репродукции к творчеству А.С.Пушкина, обогащение словарного запаса учащихся; развитие культуры устной речи. Воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

Задачи: формировать навыки работы в группах и исследовательской деятельности, применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения; организовать максимальное творческое участие детей в работе; проводить словарную работу как инструмент осознания учебного материала; систематизировать новые для учащихся знания.

Используемое оборудование: мультимедийный проектор.

1. Организационный момент.

3. Мотивация к учебной деятельности.

Природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов. Они создали свои прекрасные произведения, которыми мы восхищаемся. Поэты для рисования природы используют различные изобразительные средства: олицетворение, эпитеты, сравнения, метафору.

Живописцы же оживляют картины природы с помощью красок.

- Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и послушайте сказочную, волшебную музыку русского композитора Григория Свиридова.

- Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему?

- Ребята, перед вами репродукции картин русских художников. Какое время года изображено на них ?

-Что вам кажется печальным в зимнем пейзаже?

- А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. Какое настроение оно навевает?

- Посмотрите как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение.

4. Актуализация знания учащихся.

- А теперь готовы ли вы погрузиться в чудесный мир поэзии Александра Сергеевича Пушкина?

Александр Сергеевич в нескольких простых фразах описывает неповторимую красоту зимней природы.

Я предлагаю тему нашего урока-исследования сформулировать так:

" Мотивы единства красоты человека и красоты природы. Радостное восприятие окружающей природы ."

5. Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи.

Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке. В начале каждой исследовательской работы выдвигается гипотеза-предположение, которое нужно доказать .

Гипотеза. Красота человека и красота природы. Радостное восприятие окружающей природы.

Какие цели вы сегодня перед собою поставите?

Учащиеся составляют план достижения цели: время и место создания стихотворения; толкование устаревших и диалектных слов; через анализ стихотворения доказать радостное настроение, которым проникнуто стихотворение.

- Ребята, дома вы должны были выписать и найти толкование непонятных слов и выражений, объяснить значения устаревших и диалектных слов, записать их в тетрадь:

Нега - наслаждение (устар.);

Взор - взгляд, но в тексте — глаза (устар.);

Вечор - вчера (диал.);

Нынче - сейчас (устар.);

Озарен а - освещена (устар.);

Велеть - приказать (устар.);

Запречь - запрячь, запрягать (диал.);

Предадимся - отдадимся (устар.)

Аврора – богиня зари у римлян

Лачужка - небольшая, старенькая избушка.

Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

-Как вы думаете, с какой целью поэт включает их в строй стихотворения?

Вывод: лексика отличается богатством и разнообразием. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

Тема этого стихотворения - рассказ поэта о наступающем зимнем дне.

Идея - красота, прелесть зимнего утра радостного восприятия природы.

Первая часть. Начало стихотворения - радостное восклицание.

- К кому обращается поэт? Как называет собеседницу?

Исследование № 3. Сравните картины, нарисованные во II строфе и в других строфах стихотворения.

- Что описывает поэт? (воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии).

Лексика 1 строфы противопоставляется лексике 2 строфы. Такой прием в литературоведении носит название антитезы.

( Запись в тетради: противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства усиления выразительности речи называется антитезой )

- С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?

-Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта?

Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.

- Можно ли их объединить?

- Какое настроение стремится передать в них автор?

3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

- Что описывает автор?

- С чем сравнивается снег? Почему?

— Найдите в строфе повтор.

Такой стилистический приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой . (Запись определения в тетрадь.)

— Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. С какой целью автор их употребляет?

-Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе?
- Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.

- Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра в 4 строфе?

- Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

— Что передают звуки второй и третьей строчек строфы?

Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.

Запись в тетради:

Аллитерация - приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин) .

Вывод: чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места - 4-я строфа.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)

Руки в сторону, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

7. Самостоятельная творческая работа в группах. (Группы для данной работы формируются по желанию учащихся). Группа №1

-О каких чувствах лирического героя стихотворения свидетельствуют эпитеты? Есть ли связь между состоянием лирического героя, героини с пейзажем? Выписать эпитеты.

-Какое же общее настроение стихотворения? Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов

Задание группе: подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л.)

Группа №3 – художники . Отразите цветом в своих рисунках настроение восприятия окружающей природы.

Отчёт в группах.

Группа №1. Вывод делают учащиеся: Эпитеты с положительной окраской преобладают, способствуют формированию чувства радости, веселья, счастья. Связь человека с пейзажем есть.

Вернемся к гипотезе, выдвинутой в начале урока.

Ваши мнения, пожалуйста.

Вывод. В стихотворении много эпитетов, которые помогают поэту описать прекрасную картину, которая его окружает. Положительных эпитетов наблюдаем гораздо больше, чем отрицательных. Поэт смог так описать природу, что мы любуемся ею, проникаемся чувствами самого лирического героя, который радуется и счастлив вместе с красавицей, милым другом.

Звуковой тон стихотворения очень светлый и радостный. Звуки создают определённую цветовую гамму, подчёркивают радостное настроение текста.

И это можно доказать обратившись к теории учёного А.П.Журавлёва, рассмотрев таблицу звуко-цветовые соответствия.

О — светло-желтый или белый

Ю — голубоватый, сиреневатый

У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый

Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный

Вывод: мы увидели свойство звуков и цвета: звучание музыки в поэтическом тексте и бликов живописи, что объединяет красоту человека и природы. Описание природных явлений, помогают понять внутренний мир образа героя, его духовного мира.

3 группа. Защита работ.

- Продолжите работу на карточке, какие цвета вы выбрали, какие преобладают?

Вывод. В стихотворении преобладают такие цвета, как: белый , жёлтый, белый, голубой и красный.

Проект. Есть ли связь между состоянием лирического героя, героини с пейзажем?

- Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы?

- Поэзия рождается из ощущения мира как единого целого, как единства, где всё друг с другом связано. Попробуйте создать самостоятельно творческую работу – стихотворение, а также рисунок к этому стихотворению в своих группах.

Ученики выставляют себе оценки и комментируют.

- Я сегодня работал …

10. Дифференцированное домашнее задание.

1. Выразительное чтение стихотворения наизусть. ( Для вех учащихся)

2. Написать сочинение-миниатюру по впечатлениям от стихотворения "Зимнее утро."

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: продолжить обучение чтению с вдохновением стихотворений наизусть и по тексту; учить анализу стихотворения по данному учителем плану; пробуждать сопереживание учащихся чувствам поэта, его восприятию природы и состоянию души, отраженным в произведениях.

Тип урока: комбинированный.

I .Организационный момент.

II. Подготовительная работа. Мотивация учебной деятельности

Беседа с учащимися

– Здравствуйте, ребята! Вот уже на протяжении нескольких уроков вы изучаете творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Давайте посмотрим с вами на эпиграф к нашему уроку. Как вы его понимаете? А как вы думаете, любил ли Александр Сергеевич Пушкин свою родную землю?

III . Постановка цели и задач урока

IV . Работа над темой урока

– Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.

Чтение текста

Вот, ребята, мы прослушали стихотворение.

Как вы думаете, каким настроением пронизано данное стихотворение? (Настроение изменчивое: на смену бодрому и веселому настроению приходит грустное, которое в последствии сменяется радостным. Все плохое унес с собой вечер)

А как вы думаете, почему автор так ярко противопоставляет настроение лирического героя? (Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы) Такой прием в литературоведении называется антитезой .

Какова основная мысль текста? ( Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто весёлым, жизнерадостным настроением)

Композиция стихотворения. (На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция, т.е. события излагаются автором последовательно. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин))

Размер стихотворения. ( Четырехстопный ямб)

Рифмовка стихотворения. ( Рифмовка смешанная, точная. В 1, 2 строке – женская, в 3 – мужская, в 4, 5 – женская, в 6 – мужская)

Средства выразительности стихотворения.

Олицетворение : мгла носилась, вьюга злилась.

Сравнение: луна, как бледное пятно, великолепными коврами, звездою севера явись.

Есть ли у нас строки в стихотворении, которые начинаются одинаково? (И ель… И речка…) Такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных слов, называется анафорой.

Выразительное чтение текста учеником с учетом полученных сведений

А сейчас, ребята, давайте ответим на один вопрос. Что же изображает поэт в стихотворении?

Картину, природу, пейзаж, а через него свои чувства и переживания.

Выразительное прочтение текста учителем.

Анализ текста

Вот, ребята, мы прослушали стихотворение.

Как вы думаете, ребята, каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли оно походу прочтения текста? (В целом, стихотворение пронизано грустным настроением, однако, мы видим, как в 5 строфе на смену грусти приходит спокойствие, надежда на маленькое счастье, но в итоге надежда исчезает и героя охватывает тоска)

Давайте определим тему нашего стихотворения. В стихотворении автор описывает дальнюю дорогу

Какова основная мысль текста? Через описание долгой дороги поэт передает чувства и настроение, которые охватывают лирического героя. Тоска по дому, скука и грусть - вот то единственное, что тревожит и терзает путника.

Размер стихотворения: хорей четырехстопный

Рифмовка стихотворения. ( Рифмовка смешанная, точная; в 1 строке – женская рифма, во 2 – мужская, в 3 – женская, в 4 – мужская)

Средства выразительности стихотворения

Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами.

Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.

А сейчас давайте посмотрим, есть ли в этом тексте аллитерация? Какой звук повторяется чаще всего? (Л)

Как вы думаете, зачем?

(Придаёт особую плавность, нежность, автор показывает нам насколько медленной кажется эта дорога для лирического героя).

А как вы думаете, есть ли гласный звук, который часто повторяется в нашем тексте ? (О ). Зачем? (Придаёт заунывность звучанию). Ребята, такой повтор гласных звуков называется ассонанс.

Выразительное чтение текста учеником с учетом полученных сведений

А сейчас, ребята, давайте ответим на один вопрос. Что же изображает поэт в стихотворении?

В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом, которая наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.

Подведение итогов

Тема дороги в лирике Пушкина, ребята, предстает не только как часть пейзажа, а как дорога жизни, судьбы. У Александра Сергеевича очень много стихотворений, посвященных этой теме.

V . Рефлексия

- Давайте, ребята, подведем итог нашему уроку.

- С какими стихотворениями мы познакомились сегодня?

- Что мы узнали нового?

Пушкин широко использует метафоры и описания, потому картина свежего утра видится отчетливо. Читателю легко передается настроение поэта. Хочется остаться в уютном теплом и светлом доме с затопленной печью, и не терпится прокатиться в санях, вдыхая холодный воздух и любуясь чарующими чистыми пейзажами. На фоне блеска и белизны снегов и льда небо кажется голубым. Темные остовы деревьев контрастируют с чистотой окружающего мира. Последний образ милого сердцу берега вызывает приятные чувства и близость к лирическому герою.

Период написания

Прежде чем начать анализ стихотворения, вспомним, когда и в каких условиях его создал автор. События личной жизни поэта оказывают колоссальное влияние на его творчество

В 1829 году Пушкин находился в расцвете второго этапа своей молодости. Позади осталась ссылка, он активно путешествовал по стране, встречался с разными людьми, строил планы на дальнейшую жизнь: был страстно влюблен и собирался жениться на красавице Натали Гончаровой.

. Осень была для поэта любимым временем, вдохновение буквально мучило его, просыпаясь в любые часы дня и ночи.

Время написания стихотворения – 3 ноября 1829 года

Главный мотив пушкинского произведения – восхищение красотой родной природы и ее способностью к моментальным чудесным превращениям.


Литераторы относят это произведение к жанру пейзажной лирики. Романтично звучит уже его название. В воображении читателя тут же возникают прекрасные картины русской природы, деревья в ослепительном снежном убранстве.

Четвертая строфа, после описания погожего утра, возвращает читателя в теплую комнату, где раздается веселый треск поленьев в печи. Последняя часть произведения вновь приглашает читателя любоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях. Динамично сменяющие друг друга картины природы Пушкин насыщает яркими и точными деталями: янтарный блеск огня, великолепные ковры снега, блестящая река подо льдом.

Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра. солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.

Лирический герой произведения предстает перед читателем человеком поэтичным, тонким, любящим родную природу и умеющим разглядеть красоту. Бодрый и радостный тон стихотворения создает ощущение чего-то светлого и праздничного.

3 класс, 6 класс

О чем написано произведение

Краткие : зима, один день из жизни обычного человека, ничем не примечательный. Накануне была страшная вьюга

, наполнявшая сердце тоской, а сегодня картина коренным образом изменилась, переменилось и настроение автора:
засияло солнце
, вспыхнуло яркой голубизной небо, заискрился снег, словно россыпь драгоценностей.

Так бывает и в жизни: если вчера была темная полоса, то в любой момент может вспыхнуть свет

, начнется светлый период.

Каким размером написано стихотворение? Четырехстопным ямбом, подчеркивающим прекрасные перемены в настроении погоды и романтический настрой поэта

. Четкая, но мягкая рифма способствует легкости восприятия, а постоянные обращения автора к неведомой красавице настраивают на
ощущение причастности читателя
к происходящим событиям.

и прелестью природы!

Композиция

В стихотворении используется линейная композиция (художественное построение), то есть события разворачиваются перед нами друг за другом.

Композиция состоит из следующих последовательных частей:

  • в начале стихотворения автор восхищается красотой зимы и спешит разбудить свою возлюбленную, чтобы она присоединилась к созерцанию;
  • далее поэт противопоставляет жестокую зимнюю природу, которая бушевала прошлым вечером, и солнечное зимнее утро;
  • в третьей строфе поэт углубляется в описание прекрасной зимней природы;
  • далее он описывает теплый уютный дом, в котором очень здорово проводить время в такие морозные дни;
  • и в завершении автор предлагает покинуть теплый дом и совершить прогулку в этот прекрасный зимний день.

Какие слова придают выразительность

  • чудесный,
  • прелестный,
  • мрачное,
  • бледное,
  • великолепные,
  • прозрачное,
  • веселый.

Прилагательными Пушкин подчеркивает свое восхищение

Усилению мощи стиха служат антитезы. Кто, кроме Пушкина, может так великолепно сочетать несочетаемое

  • мороз-солнце;
  • дремлешь-проснись;
  • солнце-снег;
  • прозрачный-чернеет;
  • иней-зеленеет;
  • пустые-густые.

Антитезы и множество эпитетов превращают стихотворение Пушкина в нарисованную яркими мазками красочную картину бодрящего зимнего утра

Посвящено это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму – его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, и которую стремился не просто описать, но и передать свое настроение.

Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любой время года окружает красота. Важно не проспать ее, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.

Какие поэтические приемы использует поэт

Александр Сергеевич широко использовал

  • веселым треском…трещит печь,
  • вьюга злилась,
  • мгла носилась.

, не используя тяжелого нагромождения словесных конструкций.

, проехаться в санках по искрящемуся снегу.

Анализ №4

Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением.

Всё стихотворение можно разделить на части:

Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание.

Поэт при описании природы использует контрастное состояние природы. Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

В третьей строфе автор описывает Небо, снег, лес… Снег сравнивается с великолепным ковром. В строфе есть повтор- анафору (И ель… И речка…) Используются однокоренные слова: Блестя, блестит, блеском.

Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очаг

Использует прием аллетерации…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин).

Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.

Лексические, синтаксические особенности стихотворения.

Высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)

Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора.

Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым. близким народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.

Что хотел нам поведать автор

Вторая – несколько утаенная, но именно она особенно важна для Пушкина. Поэт приглашает читателя полюбоваться жизнью

Анализ лирического стихотворения

Как анализировать стихотворение

Лексика

Лексику произведения можно охарактеризовать как богатую и разнообразную.

Ключевыми словами являются: солнце, снег, блестит, веселый — чтобы передать яркую картину дня и радостное настроение.

Большинство слов в этом произведении просты для понимания. Исключение составляют устаревшие и редко употребляемые слова:

  • нега — нежиться, наслаждаться;
  • нынче — сегодня, сейчас.

Текст стиха

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Из истории создания поэзии

В целом, природная стихия – одна из излюбленных тем русского литератора. Красота пейзажей родного края с ранних лет волновала писателя. Родные места привлекали творческую душу Пушкина. Симпатия к родной земле делала из Александра Сергеевича настоящего патриота. Анализируемое произведение принадлежит к позднему этапу пушкинского творчества. Поэзия составляет неотъемлемую часть современной школьной программы.

На создание этого шедевра ушел всего один день. Это случилось третьего ноября. В то время поэт находился в Тверской губернии. Имение Вульфов располагалось в деревне под названием Павловское. Оттуда писатель планировал ехать в Северную столицу. Из поместья друзей открывался вид на реку, покрытую льдами. Рядом располагался лес, зимний, похожий на призрака. Краски и атмосфера зимы толкнули литератора взяться за перо.

Посвящение стиха

Дружелюбное окружение близких, родных людей, друзей вдохновляет поэта. Пушкин чувствует себя защищенно, расслабленно, и снова берется за перо. Зима, мороз, узоры на оконных стеклах развеивают проблемы писателя, отодвигают невзгоды на задний план.

Стих как автобиография

Пушкинское произведение раскрывает личные подробности жизни автора. Александра Сергеевича восхищала идиллия деревни, атмосфера сельского размеренного бытия. Пушкин – опальный писатель. Однако он всегда отличался любовью к родной земле, был искренним патриотом. Это качество воплотилось в пушкинском творчестве. Поэт часто воспевал красоту русской природы.

Зимнее утро

Город – это вычурность, чрезмерная гордыня, ненужный фарс. Пушкин жаждет простоты, искренности, незатейливости и непосредственности. Эти ценности воплощаются в деревенском образе жизни. Произведение не наполняется философскими смыслами, здесь отсутствуют недомолвки и иносказания. В целом, Пушкин создает лаконичную поэзию, без декоративных фраз, лишних украшений. Простота слога обеспечивает этому шедевру читательскую любовь.

Язык поэта

Правильные художественные средства (ямб, обилие прилагательных) тоже упрощают восприятие этого творения. Эпитеты отличаются многозначительностью. Эта черта – тоже свидетельство автобиографического характера произведения. В ноябре – незадолго до рождения стиха – Пушкин пребывал в тяжелом душевном состоянии. Впечатления от ссылки, неприятие высшим светом, одиночество все еще тревожили поэта. Поэтому писатель создает образ вчерашнего дня – мрачного, мутного, бледного. Настоящее – это начало новой жизни: великолепный, прозрачный, янтарный день.

Тематика стиха

Пушкинское творение посвящается популярной в русской классике теме – красоте окружающего мира. Русская зима – это особый герой пушкинских произведений. Заснеженность ландшафтов, чудо замороженной природы привлекали поэта с самого детства. Александр Сергеевич чувствовал связь с природной стихией, родство с окружающим миром. Этот факт объясняет, почему писатель прославился в том числе как мастер пейзажных поэзий.

Зимнее утро

Красота природной вселенной – это первая тема пушкинского творения. Второй тематический вектор – любовь. Читатель ощущает теплоту чувств героя к женщине. Автор очень трепетно относится к героине, волнуется, чтобы та увидела красоту этого утра. От произведения веет нежностью и радостью. Герой любит не только свою подругу, но и все живое в этом мире. Любовь – это глобальное, тотальное чувство, которое человек испытывает к миру в целом.

Читайте также: