Александра экстер биография кратко
Обновлено: 02.07.2024
Но становление Экстер как художника было связано не с Россией, а с Францией, в которой она прожила с небольшими перерывами семь лет с 1907 по 1914 год, учась живописи у знаменитых художников. В 1903 году, выйдя замуж за кузена, обеспеченного адвоката Экстер, она получила возможность ездить по Европе и знакомиться с живописью известных мастеров.
Понятно, почему Экстер чувствовала себя в гораздо больше степени французской художницей, чем русской. Это в том числе было одной из причин, почему она решила в 1924 году остаться во Франции навсегда, но при этом не примкнула к русской эмиграции, хотя до конца дней сохраняла советский паспорт и советское гражданство, даже во время Второй мировой, когда это граничило со смертельной опасностью.
Александра Экстер умирала в небольшом городке под Парижем Фонтене-о-Роз в полном одиночестве, нищете и совершенно больная. В последние два года жизни она собирала и укладывала в коробки свой архив, чувствуя, что жить ей осталось недолго. В годы войны Экстер выжила только благодаря помощи друзей, в частности, Симона Лиссима, ее ученика, эмигрировавшего после октябрьской революции в США.
В благодарность за помощь она завещала ему большую часть своего архива, который Лиссим увез после смерти художницы в 1949 году в Америку. Ее работы рассеяны по всему миру. Они есть во Франции, Америке (большая часть), в различных городах России, в Германии, Австрии, Новой Зеландии, Швеции, на Украине и в основном в частных коллекциях.
Сегодня картины Экстер продаются на аукционах за миллионы, за ними гоняются коллекционеры, их подделывают, что является признаком популярности, и многое из выставляемого под ее именем, требует тщательной экспертизы на подлинность.
В России русско-французская художница жила и работала сравнительно недолго — всего десять лет: с 1914 по 1924, но в эти самые плодотворные для нее годы она приняла участие во всех знаменитых выставках русского авангарда, но ни одной персональной выставки в России в те годы у нее не было. Были у Малевича, Татлина, Поповой, Удальцовой, а у нее - нет. Очень энергичная и активная, Экстер активно работала в театре, кино, стояла у истоков ар-деко, экспериментируя в декоративно-прикладном искусстве и дизайне,
работала в Москвошвее, создавая парадный мундир для Красной Армии и эскизы модной одежды. Придавая большое значение красоте быта, она делала эскизы платков, скатертей, шарфов, многому научившись у Сони Делоне еще живя в Париже. Кроме того, она активно участвовала в оформлении Одессы к празднику Первое мая.
Молодая художница играла роль своего рода связующего звена между русской и европейской культурой, а позднее, входя в круг художников русского авангарда, часто становилась примиряющей фигурой, находя компромиссы между художниками. Без этого никакие выставки просто бы не не состоялись.
Еще живя в Париже, Экстер привозила очень много интересной информации о новых веяниях в европейской живописи, знакомя художников и знакомых с последними новинками европейского авангарда. Ее киевская квартира превратилась тогда в своеобразный культурный салон, а позднее — в центр авангардного искусства. В квартире бывали Ахматова, Мандельштам, Малевич, братья Бурлюки и другие.
В 1915 году Экстер примкнула к группе Казимира Малевича и в следующие два года у нее появляются супрематические композиции. Вместе Малевич и Экстер работали в артеле знаменитой украинской деревни Ветровка, изучая народное искусство украинской вышивки.
Малевич безгранично доверял своей ученице и единственную впускал в святая святых - собственную мастерскую, остерегаясь преждевременного раскрытия своего открытия - супрематизма. Но прославилась Экстер, прежде всего, своими театральными работами.
В 1916 году ее пригласил на работу в Камерный театр Таиров, первым заметив ярко выраженную театральность ее работ. Сотрудничество было очень плодотворным, хотя длилось недолго, всего пять лет, и закончилось полным разрывом.
Это стало концом их сотрудничества. Спектакль критика назвала для Таирова провальным и вскоре он был снят. Но идеи и достижения Экстер как театрального художника оказали огромное влияние и сама она многое из найденного использовала в своих последующих спектаклях, как на русской сцене, так и на французской.
К настоящему времени сохранилось достаточно много эскизов костюмов, но ни одного живого, а все попытки сшить их заново оканчились неудачей. Материал, мастерство и многое другое утрачены навсегда.
Визитной карточкой Экстер является цветовая насыщенность ее работ, ритм и форма. Не исключение и театральные работы. Начинала художница, как и многие другие русские авангардисты, с импрессионизма, где цветовая насыщенность еще только нащупывалась.
Во всем, что она делала и чем занималась, а занималась Экстер не только живописью и театром, но и создавала рукотворные книги, увлекалась гончарным искусством, преподавала, она всегда придавала главное внимание качеству исполнения. И закончить хочу этот небольшой рассказ о замечательной, но малоизвестной художнице русского авангарда стихотворением Анны Ахматовой, посвященным Александре Экстер.
Экстер глубоко переживала драматические события, ставшие следствием гражданской войны, вызванные ею человеческие страдания и материальные бедствия. Начиная с 1919 года она предпринимала попытки покинуть Россию. В июне 1924 года ей наконец удалось выехать из Советского Союза под предлогом показа своих произведений на Венецианском биеннале. После краткого пребывания в Италии в конце того же года она оказалась в Париже, где и прожила всю оставшуюся жизнь (художница скончалась в 1949 году).
L’atelier d’Exter à Paris
Незадолго до смерти она завещала мастерскую и архив русскому другу Семену Лиссиму, эмигрировавшему в США. В 1970-е годы началась многолетняя работа по увековечиванию памяти о художнице, продолжающаяся и в наши дни. Таким образом еще только предстоит определить и закрепить за Экстер то место на художественном небосклоне ХХ века, которое по праву принадлежит ее творчеству.
Ivan Aksionov,
Picasso et les alentours
Élèves d’Exter à Kiev
Война резко оборвала многообещающую западную карьеру Экстер, и в последующие десять лет она оказалась заблокированной в России. Вернувшись в Киев, в 1917 году художница открыла собственную студию, и тут раскрылся ее недюжинный талант преподавателя. В течение двух лет ее мастерская была подлинным центром авангарда в городе – ее посещали писатели и поэты, музыканты, танцоры, там устраивались различные лекции. Среди гостей и учеников упомянем Лисицкого, Рабиновича, Илью Эренбурга, его жену Веру Козинцеву, ученицу Экстер, и ее брата, будущего кинорежиссера Григория Козинцева, польского композитора Кароля Шимановского. Балерина Бронислава Нижинская предоставила художнице возможность оформлять спектакли, которые она ставила в Киеве и других городах.
Спасаясь от гражданской войны, в 1919 году Экстер покинула Киев и уехала на несколько месяцев в Одессу, где надеялась, по примеру друзей (в частности, Давыдовой), сесть на один из кораблей, отправлявшихся за границу. К сожалению, это ей не удалось.
В 1917 году умер муж художницы, затем в Одессе скончалась ее мать. Спор из-за наследства, инициированный бывшим свекром, лишил Экстер большей части ее живописных работ, оставшихся в киевском доме. Многие из них позднее были уничтожены в горниле гражданской войны.
Famira Kifared (Thamire le Citharède), 1916
Roméo et Juliette
Alexandra Exter, Boulevard parisien, le soir, 1914, Galerie Tretyakov, Moscou, donation Georges D. Costakis, 1977, © Association Alexandra Exter, Paris 2012
Dynamique de couleurs
Киев, где прошло ее творческое становление, оказался спасительным для Экстер своей отдаленностью от московской конкуренции и, в особенности, от стилистических влияний, навязываемых жестким авангардистским соревнованием. Таким образом, Александра избежала воздействия супрематизма, что позволило художнице, с учетом западных основ ее пластического мышления, выйти на самостоятельный путь, разработать собственный язык и оригинальную логику построения, отличавшую ее живопись от всего, что создавалось тогда в Москве.
Composition des surfaces plans, 1918
Bronislawa Nijinskaja et ses élèves
Décors de théatre, 1917
Illustration pour Callimaque
Забытая всеми в тяжелые послевоенные годы, Экстер скончалась в Фонтене-о-Роз в марте 1949 года, через два года после смерти второго мужа, актера Георгия Некрасова. И потребовалось несколько десятилетий и неустанных трудов Симона Лиссим, чтобы ее выдающееся наследие снова привлекло к себе внимание.
Тем не менее, еще в модернистский период, отмеченный появлением абстрактной живописи, Александра Экстер была одной из первых, получивших прижизненное признание : об этом свидетельствуют статьи в российских периодических изданиях, опубликованные в 1910-е годы, и иллюстрированная монография. Она была составлена Яковом Тугендхольдом, известным искусствоведом и тонким ценителем современного французского искусства, и вышла в 1922 году в Берлине в четырех версиях – на русском, немецком, английском и французском языках. Это свидетельствует о том, что издатель рассматривал перспективы художницы в европейском, если не мировом масштабе. И должно было пройти пятьдесят лет, прежде чем ее имя появилось на обложке следующей монографии – эти годы отмечены тоталитарной цензурой века, бывшего таким безжалостным к Прометеям искусства.
Первая посмертная выставка художницы состоялась в Париже в 1972 году, через пятьдесят лет после издания первой прижизненной монографии; вторая открылась в Москве в 1987 году – с последней прижизненной выставки Экстер прошло тоже полвека. Что касается места, которое принадлежит ей в истории абстрактного искусства, оно еще подлежит утверждению.
Projet de couverture pour le livre de Jakov Tugendhold
© Andréi Nakov, Paris, 2012
Ce texte fait partie d’une notice, rédigée par Andréi Nakov pour l‘Encyclopédie de l’art moderne, ouvrage collectif en plusieurs volumes, à paraitre en langue russe à Moscou en 2013.
А. Экстер родилась в 1882 году в Белостоке Гродненской губернии. Ее отец Александр Аврамович Григорович был коллежским асессором и очень уважаемым человеком в городе. В семье почитали традиции, занятия музыкой и творчеством. Экстер всегда интересовалась искусством и еще в юности решила стать художником. Она училась в Киевском художественном училище, которое окончила в 1908 году.
Александра вышла замуж за своего кузена Н. Е. Экстер, занимавшего по тем временам почетную должность адвоката. Она открыла в мастерской своего дома художественный салон на парижский манер, в котором собирались друзья – художники круга авангардного искусства в Киеве. В 1907 году Экстер уехала с мужем в Париж, поступила в частную академию "Ла Гранд-Шомьер" и погрузилась художественную жизнь Парижа. Она дружила со многими французскими современными художниками, с большим интересом относилась к творчеству итальянских футуристов.
Русско-французская художница-авангардистка, художница театра и кино.
С 1906 года занималась в Киевском художественном училище. В 1903 году вышла замуж за адвоката Николая Евгеньевича Экстера.
В 1907 году уехала в Париж, где стала заниматься в парижской академии Гранд-Шомьер и посещать класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у неё сложились дружеские отношения с П. Пикассо и Г. Аполлинером. С 1908 по 1914 годы жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), много путешествуя по Европе.
Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России, во Франции, в Италии.
В 1924 году принимает участие в организации советского павильона на XIV Международной биеннале искусств в Венеции. В Россию больше не возвращается.
В 1925–1930 гг. по приглашению Ф. Леже преподаёт в Академии современного искусства в Париже. В 1930-е годы художница создаёт свои знаменитые работы в области книжной графики.
Умерла 17 марта 1949 года в Фонтене-о-Роз под Парижем. Похоронена на местном кладбище.
последнее обновление информации: 28.11.19
дополнительная информация >>
Читайте также: