Александра экстер биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Но становление Экстер как художника было связано не с Россией, а с Францией, в которой она прожила с небольшими перерывами семь лет с 1907 по 1914 год, учась живописи у знаменитых художников. В 1903 году, выйдя замуж за кузена, обеспеченного адвоката Экстер, она получила возможность ездить по Европе и знакомиться с живописью известных мастеров.

Понятно, почему Экстер чувствовала себя в гораздо больше степени французской художницей, чем русской. Это в том числе было одной из причин, почему она решила в 1924 году остаться во Франции навсегда, но при этом не примкнула к русской эмиграции, хотя до конца дней сохраняла советский паспорт и советское гражданство, даже во время Второй мировой, когда это граничило со смертельной опасностью.

Александра Экстер умирала в небольшом городке под Парижем Фонтене-о-Роз в полном одиночестве, нищете и совершенно больная. В последние два года жизни она собирала и укладывала в коробки свой архив, чувствуя, что жить ей осталось недолго. В годы войны Экстер выжила только благодаря помощи друзей, в частности, Симона Лиссима, ее ученика, эмигрировавшего после октябрьской революции в США.

В благодарность за помощь она завещала ему большую часть своего архива, который Лиссим увез после смерти художницы в 1949 году в Америку. Ее работы рассеяны по всему миру. Они есть во Франции, Америке (большая часть), в различных городах России, в Германии, Австрии, Новой Зеландии, Швеции, на Украине и в основном в частных коллекциях.

Сегодня картины Экстер продаются на аукционах за миллионы, за ними гоняются коллекционеры, их подделывают, что является признаком популярности, и многое из выставляемого под ее именем, требует тщательной экспертизы на подлинность.

В России русско-французская художница жила и работала сравнительно недолго — всего десять лет: с 1914 по 1924, но в эти самые плодотворные для нее годы она приняла участие во всех знаменитых выставках русского авангарда, но ни одной персональной выставки в России в те годы у нее не было. Были у Малевича, Татлина, Поповой, Удальцовой, а у нее - нет. Очень энергичная и активная, Экстер активно работала в театре, кино, стояла у истоков ар-деко, экспериментируя в декоративно-прикладном искусстве и дизайне,

работала в Москвошвее, создавая парадный мундир для Красной Армии и эскизы модной одежды. Придавая большое значение красоте быта, она делала эскизы платков, скатертей, шарфов, многому научившись у Сони Делоне еще живя в Париже. Кроме того, она активно участвовала в оформлении Одессы к празднику Первое мая.

Молодая художница играла роль своего рода связующего звена между русской и европейской культурой, а позднее, входя в круг художников русского авангарда, часто становилась примиряющей фигурой, находя компромиссы между художниками. Без этого никакие выставки просто бы не не состоялись.

Еще живя в Париже, Экстер привозила очень много интересной информации о новых веяниях в европейской живописи, знакомя художников и знакомых с последними новинками европейского авангарда. Ее киевская квартира превратилась тогда в своеобразный культурный салон, а позднее — в центр авангардного искусства. В квартире бывали Ахматова, Мандельштам, Малевич, братья Бурлюки и другие.

В 1915 году Экстер примкнула к группе Казимира Малевича и в следующие два года у нее появляются супрематические композиции. Вместе Малевич и Экстер работали в артеле знаменитой украинской деревни Ветровка, изучая народное искусство украинской вышивки.

Малевич безгранично доверял своей ученице и единственную впускал в святая святых - собственную мастерскую, остерегаясь преждевременного раскрытия своего открытия - супрематизма. Но прославилась Экстер, прежде всего, своими театральными работами.

В 1916 году ее пригласил на работу в Камерный театр Таиров, первым заметив ярко выраженную театральность ее работ. Сотрудничество было очень плодотворным, хотя длилось недолго, всего пять лет, и закончилось полным разрывом.

Это стало концом их сотрудничества. Спектакль критика назвала для Таирова провальным и вскоре он был снят. Но идеи и достижения Экстер как театрального художника оказали огромное влияние и сама она многое из найденного использовала в своих последующих спектаклях, как на русской сцене, так и на французской.

К настоящему времени сохранилось достаточно много эскизов костюмов, но ни одного живого, а все попытки сшить их заново оканчились неудачей. Материал, мастерство и многое другое утрачены навсегда.

Визитной карточкой Экстер является цветовая насыщенность ее работ, ритм и форма. Не исключение и театральные работы. Начинала художница, как и многие другие русские авангардисты, с импрессионизма, где цветовая насыщенность еще только нащупывалась.

Во всем, что она делала и чем занималась, а занималась Экстер не только живописью и театром, но и создавала рукотворные книги, увлекалась гончарным искусством, преподавала, она всегда придавала главное внимание качеству исполнения. И закончить хочу этот небольшой рассказ о замечательной, но малоизвестной художнице русского авангарда стихотворением Анны Ахматовой, посвященным Александре Экстер.

Portrait d

Экстер глубоко переживала драматические события, ставшие следствием гражданской войны, вызванные ею человеческие страдания и материальные бедствия. Начиная с 1919 года она предпринимала попытки покинуть Россию. В июне 1924 года ей наконец удалось выехать из Советского Союза под предлогом показа своих произведений на Венецианском биеннале. После краткого пребывания в Италии в конце того же года она оказалась в Париже, где и прожила всю оставшуюся жизнь (художница скончалась в 1949 году).


L

L’atelier d’Exter à Paris

Незадолго до смерти она завещала мастерскую и архив русскому другу Семену Лиссиму, эмигрировавшему в США. В 1970-е годы началась многолетняя работа по увековечиванию памяти о художнице, продолжающаяся и в наши дни. Таким образом еще только предстоит определить и закрепить за Экстер то место на художественном небосклоне ХХ века, которое по праву принадлежит ее творчеству.

Exter et Nekrassov

Ardengo Soffici

Ivan Aksionov, Picasso et les alentours

Ivan Aksionov,
Picasso et les alentours


Élèves d’Exter à Kiev

Война резко оборвала многообещающую западную карьеру Экстер, и в последующие десять лет она оказалась заблокированной в России. Вернувшись в Киев, в 1917 году художница открыла собственную студию, и тут раскрылся ее недюжинный талант преподавателя. В течение двух лет ее мастерская была подлинным центром авангарда в городе – ее посещали писатели и поэты, музыканты, танцоры, там устраивались различные лекции. Среди гостей и учеников упомянем Лисицкого, Рабиновича, Илью Эренбурга, его жену Веру Козинцеву, ученицу Экстер, и ее брата, будущего кинорежиссера Григория Козинцева, польского композитора Кароля Шимановского. Балерина Бронислава Нижинская предоставила художнице возможность оформлять спектакли, которые она ставила в Киеве и других городах.

Спасаясь от гражданской войны, в 1919 году Экстер покинула Киев и уехала на несколько месяцев в Одессу, где надеялась, по примеру друзей (в частности, Давыдовой), сесть на один из кораблей, отправлявшихся за границу. К сожалению, это ей не удалось.

В 1917 году умер муж художницы, затем в Одессе скончалась ее мать. Спор из-за наследства, инициированный бывшим свекром, лишил Экстер большей части ее живописных работ, оставшихся в киевском доме. Многие из них позднее были уничтожены в горниле гражданской войны.


Famira Kifared (Thamire le Citharède), 1916


Roméo et Juliette


Alexandra Exter, Boulevard parisien, le soir, 1914, Galerie Tretyakov, Moscou, donation Georges D. Costakis, 1977, © Association Alexandra Exter, Paris 2012


Dynamique de couleurs

Киев, где прошло ее творческое становление, оказался спасительным для Экстер своей отдаленностью от московской конкуренции и, в особенности, от стилистических влияний, навязываемых жестким авангардистским соревнованием. Таким образом, Александра избежала воздействия супрематизма, что позволило художнице, с учетом западных основ ее пластического мышления, выйти на самостоятельный путь, разработать собственный язык и оригинальную логику построения, отличавшую ее живопись от всего, что создавалось тогда в Москве.


Composition des surfaces plans, 1918

Venise

Bronislawa Nijinskaja et ses élèves

Bronislawa Nijinskaja et ses élèves

Décors de théatre

Décors de théatre, 1917

Projet pour Aelita

Marionnette

Illustration pour Callimaque

Illustration pour Callimaque

Забытая всеми в тяжелые послевоенные годы, Экстер скончалась в Фонтене-о-Роз в марте 1949 года, через два года после смерти второго мужа, актера Георгия Некрасова. И потребовалось несколько десятилетий и неустанных трудов Симона Лиссим, чтобы ее выдающееся наследие снова привлекло к себе внимание.

Тем не менее, еще в модернистский период, отмеченный появлением абстрактной живописи, Александра Экстер была одной из первых, получивших прижизненное признание : об этом свидетельствуют статьи в российских периодических изданиях, опубликованные в 1910-е годы, и иллюстрированная монография. Она была составлена Яковом Тугендхольдом, известным искусствоведом и тонким ценителем современного французского искусства, и вышла в 1922 году в Берлине в четырех версиях – на русском, немецком, английском и французском языках. Это свидетельствует о том, что издатель рассматривал перспективы художницы в европейском, если не мировом масштабе. И должно было пройти пятьдесят лет, прежде чем ее имя появилось на обложке следующей монографии – эти годы отмечены тоталитарной цензурой века, бывшего таким безжалостным к Прометеям искусства.

Первая посмертная выставка художницы состоялась в Париже в 1972 году, через пятьдесят лет после издания первой прижизненной монографии; вторая открылась в Москве в 1987 году – с последней прижизненной выставки Экстер прошло тоже полвека. Что касается места, которое принадлежит ей в истории абстрактного искусства, оно еще подлежит утверждению.

Projet de couverture pour le livre de Jakov Tugendhold

Projet de couverture pour le livre de Jakov Tugendhold

© Andréi Nakov, Paris, 2012
Ce texte fait partie d’une notice, rédigée par Andréi Nakov pour l‘Encyclopédie de l’art moderne, ouvrage collectif en plusieurs volumes, à paraitre en langue russe à Moscou en 2013.

Экстер Александра Александровна, художник

А. Экстер родилась в 1882 году в Белостоке Гродненской губернии. Ее отец Александр Аврамович Григорович был коллежским асессором и очень уважаемым человеком в городе. В семье почитали традиции, занятия музыкой и творчеством. Экстер всегда интересовалась искусством и еще в юности решила стать художником. Она училась в Киевском художественном училище, которое окончила в 1908 году.

Александра вышла замуж за своего кузена Н. Е. Экстер, занимавшего по тем временам почетную должность адвоката. Она открыла в мастерской своего дома художественный салон на парижский манер, в котором собирались друзья – художники круга авангардного искусства в Киеве. В 1907 году Экстер уехала с мужем в Париж, поступила в частную академию "Ла Гранд-Шомьер" и погрузилась художественную жизнь Парижа. Она дружила со многими французскими современными художниками, с большим интересом относилась к творчеству итальянских футуристов.

Александра Экстер (Александра Григорович) фотографии

Русско-французская художница-авангардистка, художница театра и кино.

С 1906 года занималась в Киевском художественном училище. В 1903 году вышла замуж за адвоката Николая Евгеньевича Экстера.

В 1907 году уехала в Париж, где стала заниматься в парижской академии Гранд-Шомьер и посещать класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у неё сложились дружеские отношения с П. Пикассо и Г. Аполлинером. С 1908 по 1914 годы жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), много путешествуя по Европе.

Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России, во Франции, в Италии.

В 1924 году принимает участие в организации советского павильона на XIV Международной биеннале искусств в Венеции. В Россию больше не возвращается.
В 1925–1930 гг. по приглашению Ф. Леже преподаёт в Академии современного искусства в Париже. В 1930-е годы художница создаёт свои знаменитые работы в области книжной графики.

Умерла 17 марта 1949 года в Фонтене-о-Роз под Парижем. Похоронена на местном кладбище.

последнее обновление информации: 28.11.19

дополнительная информация >>

Читайте также: