Е н трубецкой биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Трубецкой (князь Евгений Николаевич) - писатель и общественный деятель. Родился в 1863 году; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом в Демидовском ярославском лицее и Киевском университете, потом занял в последнем профессорскую кафедру. С 1906 года состоит профессором энциклопедии и истории философии права в Московском университете. Из его трудов особенного внимания заслуживают диссертации: магистерская - "Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание блаженного Августина" (Москва, 1892), и докторская - "Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов его современников" (Киев, 1897). Историческому христианству Т. приписывает организующую роль в политической жизни современных культурных народов; но поскольку средневековые отцы церкви смешивали порядок благодатный с порядком правовым, постольку их вероучение является для Т. христианством односторонним - законническим, обреченным на утрату своей силы. Миросозерцание блаженного Августина Т. считает как бы типичной феноменологией христианского самосознания и излагает его со всем блеском художественной архитектуры и творческого синтеза. Центральным положением религиозно-политического учения Григория VII Т. признает идею всемирного царского священства, долженствующего обнять собою не только клир, но и мир. Несмотря на внутренние партийные распри, западная церковь, по убеждению Т., вносила нередко мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства. Эту высокую миссию христианская церковь должна и может сохранить за собой в наши дни, если сбросить с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти. В статье: "Церковь и освободительное движение" ("Право", 1905, ¦ 15) Т. высказывает уверенность, что русское духовенство может "колокольным звоном возвещать всеобщий праздник обновления" и радоваться успехам политической оппозиции. Для этого служители нашей государственной религии должны отрешиться от начал рабского оппортунизма и вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа, бесстрашно обличавшего правительственную неправду. Наибольшее впечатление на широкие круги русского общества произвела небольшая статья Т. в ¦ 39 "Права" 1904 года: "Война и бюрократия". Впервые на страницах легальной русской печати было ясно указано, что истинной причиной военных неудач является многолетняя косность общества, жившего "по произволу всевластной бюрократии, словно в дортуаре участка". Дальнейшими политическими событиями были вызваны статьи Т. в "Правде" за 1905 год: "Ответ губернских предводителей", "Крах" и другие. В настоящее время Т. состоит редактором-издателем "Московского Еженедельника", служащего органом партии мирного обновления, одним из лидеров которой является Т. Неполитические статьи Т. помещены, большей частью, в журнале "Вопросы философии и психологии". Таковы блестящие этюды: "Политические идеалы Платона и Аристотеля", "Философия христианской теократии", "Философия права профессора Л.И. Петражицкого", "Свобода и бессмертие" и другие. В сборнике "Проблемы идеализма" Т. принадлежит небольшая, но чрезвычайно содержательная статья о роли идей в истории по учению К. Маркса и Энгельса. Отдельной книгой изданы очерки Т. по философии Ницше. Это едва ли не лучшая в европейской литературе монография по данному вопросу. Т. ценит у Ницше глубину трагического скептицизма, но к его попыткам положительных построений относится безусловно отрицательно. В. Сперанский.

Краткая биография Евгения Н. Трубецкого (5 октября 1863 - 23 января 1920).

Евгений Николаевич Трубецкой - русский философ, религиозный мыслитель, друг и последователь В. Соловьева, общественный деятель, публицист, правовед - родился 5 октября (23 сентября по ст. ст.) 1863 г. в Москве. В 1874 г. Евгений и его брат Сергей, жизненные пути которых оказались тесно связанными, были учащимися частной гимназии Ф. Креймана, а после назначения их отца губернатором продолжили образование в калужской гимназии. В их семье царили религиозные настроения, чему в значительной степени способствовало близкое к усадьбе Трубецких расположение знаменитых монастырей: в частности, Троице-Сергиева лавра находилась всего в 13 верстах. В 1879 г., пережив религиозный кризис, Евгений и Сергей обратились к серьезному изучению философии.

На протяжении 1881-1885 гг. Трубецкой являлся студентом юридического университета Московского университета, завершив учебу в котором работал преподавателем Демидовского юридического лицея. В апреле 1886 г., защитив диссертацию, он получил в этом заведении звание приват-доцента.

1887-ый ознаменовался в его биографии знакомством с В. Соловьевым, который стал его наставником, а также женитьбой на княжне Щербатовой, родившей ему впоследствии троих детей. Защитив научную работу, в 1897 г. Евгений Трубецкой становится профессором Киевского университета св. Владимира. В 1905 г. он выступил одним из учредителей Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. В конце этого же года занимавшийся формированием кабинета министров граф С. Витте был намерен сделать Трубецкого министром народного просвещения, однако отказался от его кандидатуры, поскольку счел, что тому не хватает качеств администратора и политика, хотя он был очень компетентным специалистом и человеком с чистой душой и помыслами.

Произведения периода Первой мировой войны свидетельствуют о поиске смысла жизни и патриотическом воодушевлении. В 1917-1918 гг. Трубецкой председательствовал на Всероссийском Поместном Соборе. Ему угрожал арест, поэтому он уехал из Москвы и оказался в Добровольной армии, поскольку один из его братьев был при Деникине начальником Управления по делам исповеданий. Во время отступления войска Евгений Николаевич оказался в Новороссийске, где и умер 23 января 1920 г. от сыпного тифа.

профессор Евгений Николаевич Трубецкой

Философ, правовед, религиозный и общественный деятель.

Биография

Преподавал в должности приват-доцента в Демидовском юридическом лицее в Ярославле (1886–1897), в должности профессора в Киевском (1897–1905) и Московском (1905–1917) университетах, в последнем возглавлял кафедру философии после смерти своего брата князя С.Н. Трубецкого.

В философии был представителем метафизики всеединства, созданной Владимиром Соловьевым и развитой далее его последователями. Немалую роль в этом сыграло и личное их знакомство: около 15 лет братья Трубецкие были в числе ближайших друзей и собеседников Соловьева. Основной темой философии Е.Н. Трубецкого были размышления о смысле жизни. Ряд своих работ он посвятил философскому анализу судьбы России, психологии русского народа, духовных причин событий 1917 года. Подвергая резкой критике идеи русского мессианства, Трубецкой подчеркивал, что вместе с другими народами русский народ должен выполнять общее христианское дело на пути к всеединству.

Князь Евге́ний Никола́евич Трубецко́й ( 23 сентября (5 октября) 1863 ( 18631005 ) , Москва — 23 января 1920, Новороссийск) — русский философ, правовед, публицист, общественный деятель.

Содержание

Биография

В семье Е. Н. Трубецкого было 12 [1] детей (трое — от первого брака Н. П. Трубецкого, остальные — от второго) [2] . Жизнь Е. Н. Трубецкого была тесно связана с жизнью его брата Сергея Николаевича. В 1874 году оба брата поступили в 3-й класс частной гимназии Ф. И. Креймана, в 1877 году — в 5-й класс гимназии в Калуге, куда их отец был назначен вице-губернатором. Огромные духовные сокровища были вложены в жизнь семьи матерью — С. А. Лопухиной :

…с тех пор врезалась мне в сознание эта интуиция всевидения , которому до дна все светло…

Сильное влияние на формирование религиозной настроенности в семье оказали монастыри, располагавшиеся неподалеку от усадьбы Трубецких — Ахтырки. В тринадцати верстах от неё находится Троице-Сергиева лавра и в пяти верстах — Хотьковский женский монастырь.

Хотьковом и Лаврой полны все наши ахтырские воспоминания. В Лавру совершались нами, детьми, частые паломничества, там же похоронили и дедушку Трубецкого, а образ святого Сергия висел над каждой из наших детских кроватей.

даже не соловьёвец, но активный и часто непобедимый его противник.

В этом же, 1887 году, [2] он женился на княжне Вере Александровне Щербатовой [9] , дочери московского городского головы. От этого брака у них родилось трое детей: Сергей, Александр и Софья. Лето семья почти всегда проводила в Наре (Верейского уезда), в имении А. А. Щербатова .

В конце 1905 года, граф С. Ю. Витте, формировавший новый кабинет министров, хотел предложить Е. Н. Трубецкому пост министра народного просвещения, но при встрече понял, что Трубецкой — чистый человек, полный философских воззрений, с большими познаниями, прекрасный профессор, настоящий русский человек, но наивный администратор и политик [11] .

Их роман разворачивался в культурной парадигме века минувшего: переживаемое ими чувство было для своего времени слишком искренно, глубоко, цельно, а главное, оно было слишком подлинно:

Дорогой мой друг! Как я рад, что всего этого Вам не надо пояснять, что во всём этом Вы мне помощница и что Вы с полуслова меня понимаете. Что за ангельская душа моя жена! Вот уже два дня как она по нескольку раз напоминает мне, чтобы я отправил письмо сегодня, чтобы оно непременно поспело к Вашему приезду, точно этого я сам не знаю; и сколько раз она повторяет, что хочет Вас видеть! Боже мой, за что я так избалован любовью!… но всему Бог помог. Опять послал свою бесконечно ясную бездонную голубую лазурь над нами. Опять светло и ярко на душе…

А должны мы с Вами вместе подумать, как бы волос не упал с её головы; без этого ни Вам, ни мне нет благословения… Помните, что для неё я — всё. Самоотречение у неё безграничное; но столь же безгранично она меня чувствует — всякое мое слово, даже не сказанное, всякое чувство, только зарождающееся. Всякое письмо, мною полученное и ей не показанное, чувством слышит. Всякое изменение моё ко мне [себе?] ощущает как муку и болезнь… и тогда поймёте, почему были здесь минуты столь ужасающе трудные, когда я никакого выхода не видел и погружался в мрачное отчаяние. Чтобы Вы и я были радостны, нужно, чтобы она была радостна.

— [12] . Письма Е. Н. Трубецкого — М. К. Морозовой от 7 и 9 апреля 1909.

При первом внешнем потрясении Россия может оказаться колоссом на глиняных ногах. Класс восстанет про­тив класса, племя против племени, окраины против центра. Первый зверь проснется с новою, нездешней силой и превратит Россию в ад

В 1907—1908 года (а затем — в 1915—1917) он — член Государственного совета.

Попав вместе с отступавшей армией в Новороссийск, заболел здесь сыпным тифом и умер 23 января 1920 года.

Миросозерцание

Историческому христианству Трубецкой приписывал организующую роль в политической жизни современных культурных народов; но поскольку средневековые отцы церкви смешивали благодатный порядок с порядком правовым, постольку их вероучение являлось для него обречённым на утрату своей силы. Миросозерцание блаженного Августина он считал типичной феноменологией христианского самосознания. Центральным положением религиозно-политического учения Григория VII Трубецкой считал идею всемирного царского священства, долженствующего обнять собой не только клир, но и мир. Несмотря на внутренние партийные распри, западная церковь, по убеждению Трубецкого, вносила нередко мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства. Он считал, что эту высокую миссию христианская церковь должна была сохранить за собой, но для этого требовалось сбросить с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти, вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа, бесстрашно обличавшего правительственную неправду.

Читайте также: