Массовые беспорядки сущность и характер проявления кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕР ПРОЯВЛЕНИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
1.1 Массовые беспорядки в современной России
1.2 Характеристика массовых беспорядков
2. ТОЛПА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Понятие толпы. Виды толпы
2.2 Правила поведения в толпе и способы защиты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ.docx

1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕР ПРОЯВЛЕНИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

1.1 Массовые беспорядки в современной России

1.2 Характеристика массовых беспорядков

2. ТОЛПА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ ПОВЕДЕНИЯ

2.1 Понятие толпы. Виды толпы

2.2 Правила поведения в толпе и способы защиты

В процессе своей жизнедеятельности человек нередко сталкивается с различными формами социальной напряженности, которые порой перерастают в экстремальные ситуации, приобретающие характер массовых беспорядков. Последние, как правило, связаны с возможностью образования толпы и наиболее часто возникают во время митингов, демонстраций, спортивных соревнований, шоу-представлений и т. д. Толпа по своей природе опасна как для ее участников, так и для окружающих, поэтому массовые беспорядки в российском законодательстве относятся к экстремистским действиям и могут стать причиной введения чрезвычайного положения.

В связи с этим специалисту в сфере безопасности жизнедеятельности необходимо ясно представлять себе сущность и характер проявления массовых беспорядков, которые нередко предвосхищают вооруженные конфликты, знать правила поведения и основные способы защиты в экстремальных ситуациях подобного рода и уметь применять их на практике.

Исследование массовых беспорядков, контроль за ними и их возникновение взаимосвязаны, поскольку, если не изучать их, не принимать предупреждающих и контрольных мер, то это способствует их возникновению. Если массовых беспорядков не происходит и возможность их возникновения не рассматривается, то контролирующие инстанции при встрече с внезапно разразившимися беспорядками оказываются застигнутыми врасплох. Это обуславливает актуальность темы.

Предметом исследования являются опасности социального характера.

Цель исследования - массовые беспорядки как социальное явление.

1. Дать характеристику и причины возникновения массовых беспорядков.

2. Дать характеристику толпы.

3. Описать правила поведения в толпе.

1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕР ПРОЯВЛЕНИЯ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

1.1 Массовые беспорядке в современной России

Происходящие в стране масштабные реформы и процессы расширения демократии сопровождаются ростом политической активности людей и расширением форм выражения индивидуального, коллективного и массового мнения граждан по тем или иным вопросам общественной жизни. Все это выдвигает перед государственными органами новые задачи, связанные с учетом мнения общественности с одновременным обеспечением безопасности граждан и правопорядка.

Современное российское общество несет огромные потери от криминальных проявлений в ходе социально-политических, экономических, национальных, религиозных конфликтов. Снижается общий уровень правовой культуры населения.

Общее осложнение криминогенной обстановки происходит в значительной мере за счет распространения таких преступных проявлений, как массовые беспорядки, групповые нарушения общественного порядка, сопровождающиеся различными криминальными посягательствами, религиозный экстремизм, разжигание национальной розни.

Порождаемые объективными условиями жизни общества, они содержат в себе немалый разрушительный потенциал и нарушают нормы не только общественного порядка, но и являются угрозой для национальной безопасности, посягают на нормальную деятельность государственного аппарата, дестабилизируют в целом обстановку в стране. Это во многом связано с кризисом в экономической, политической сфере, распадом либо значительным ослаблением традиционных социальных институтов (семья, школа, вуз), нравственных ценностей.

Начиная с 1987 г. на территории бывшего Союза ССР статистикой отмечается заметное увеличение числа случаев возникновения массовых беспорядков. Для России как многонационального федеративного государства с многочисленными кризисными явлениями проблема предупреждения массовых беспорядков весьма актуальна. При этом нельзя не учитывать то обстоятельство, что усиливается психологическая готовность части населения к разрешению социальных противоречий насильственными незаконными действиями, методами. Не секрет также, что массовые беспорядки при всем внешне стихийном их развитии представляют заранее спланированные, скоординированные действия с четким ролевым участием. Действия большого количества людей (толпы) отличаются, как правило, агрессивностью, сильным взаимовлиянием, накалом эмоций.

Можно утверждать, что толпа (исходя из законов ее психологии) возбуждает, поддерживает и активизирует антиобщественное поведение, в ней действует эффект отрицательного психического заражения и люди становятся все более несдержанными. Чтобы умело бороться, необходимо знать механизмы, объединяющие толпу, чтобы выработать антимеры, позволяющие нейтрализовать действия такой толпы.

Массовые беспорядки, представляя собой крайнюю форму проявления обостренных общественных отношений и конфликтов, в настоящее время имеют устойчивую тенденцию роста и представляют серьезную опасность для общества, подрывают его устои, нарушают нормальную жизнедеятельность государства и его граждан, функционирования предприятий, учреждений и организаций.

Таким образом, массовые беспорядки - это действия, совершаемые большим количеством людей, выражающие протест против общественной безопасности и общественного порядка, сопровождающиеся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. Характерная особенность массовых беспорядков состоит в их политизации и в том, что они могут быть спровоцированы экстремистки настроенными элементами и использованы ими в борьбе за власть [1, с. 22-23].

Поскольку средства массовой информации почти никогда не проходят мимо насильственных протестов, организация массовых беспорядков во многих случаях является попыткой обратить внимание общественности на социальные неурядицы. Однако этот момент, как правило, не акцентируется средствами массовой информации, которые в основном освещают внешние проявления насилия, зачастую излишне их драматизируя. С помощью смакования драматических аспектов сенсационных событий средства массовой информации развлекают публику, но недостаточно информируют ее о социально-структурных причинах, о прямых и косвенных следствиях беспорядков. Участники конфликта порой представляются однобоко, как возмутители спокойствия, которые находят удовольствие в разрушении и насилии. Тем самым конфликт, лежащий в основе беспорядка, лишь обостряется, он не доводится в полной мере до общественного сознания, не становится объектом глубокого анализа, а заведомо объявляется социально вредным.

Телерепортажи в прямом эфире могут провоцировать дальнейшее развитие беспорядков. Присутствие операторов и репортажи телевидения побуждают к действию представителей конфликтующих групп: они начинают считать для себя необходимым вмешаться в ситуацию, думая, что этого ожидают от них зрители. Противостоящие общественные группы могут использовать телеинформацию для оправдания эскалации насилия.

Учитывая все это, средства массовой информации должны стараться в нужный момент предоставить конфликтующим партиям достаточные возможности для мирного, взаимоприемлемого решения конфликта. Беспорядки не стоит по возможности транслировать в прямом эфире, необходимо объективно анализировать их, заостряя внимание на социальных причинах и последствиях.

Поскольку массовые беспорядки (за исключением так называемых беспочвенных) являются формой проявления социально запущенных конфликтов, коренящихся в социально-структурных недостатках, задача политиков и журналистов -- вовремя распознать эти недостатки и сделать их предметом открытого общественного обсуждения. Разрешение конфликтов, вызывающих беспорядки, не может быть задачей полиции, которая вмешивается в события, когда они уже наступают, т. е. слишком поздно.

Политики и журналисты должны быть готовы к уважительному диалогу с гражданами об их потребностях и опасениях, чтобы иметь возможность разрешать застарелые конфликты к обоюдному согласию. Следует расширить политические права граждан, обеспечивающие их участие в обсуждении и принятии решений, особенно на уровне общин. Предприниматели, политики, ученые, деятели культуры, известные спортсмены -- вообще видные люди -- должны глубже осознать, что они являются примером для подражания и что политические скандалы компрометируют общественные идеалы [1, c. 24].

1.2 Характеристика массовых беспорядков

массовый беспорядок толпа защита

Итак, массовые беспорядки как социальное явление представляют собой серьезную опасность для общества. Они могут быть вызваны различными причинами:

* социально-экономическими (нехватка продовольствия, катастрофическая инфляция, всеобщая безработица и т. д.),

* политическими (произвол властей, попрание демократических свобод, недовольство политикой правительства и пр.),

* этническими (нарушение прав национальных меньшинств или, наоборот, засилье в социально значимых сферах общественной жизни представителей некоренной национальности и т. д.),

* религиозными (разногласия между представителями различных конфессий),

* криминальными (борьба за передел сфер влияния между преступными группировками) и иными [5, c. 68].

Но каковы бы не были причины массовых беспорядков в их основе лежат неразрешенные противоречия, которые переросли в прямое противостояние, конфликт. По характеру возникновения они могут быть преднамеренные, т. е. вызванные действиями определенных социальных сил, или непреднамеренные, возникшие стихийно под влиянием каких-то объективных факторов.

По масштабам действия массовые беспорядки чаще всего носят локальный и местный характер, так как происходят обычно в городском районе или небольшом населенном пункте. Если массовые беспорядки выходят за рамки местных масштабов, они уже принимают характер региональных конфликтов со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых говорилось ранее.

* притязаний (или ожиданий) значительных масс людей, связанных с их потребностями и интересами;

Массовые беспорядки — преступление против общественной безопасности, заключающееся в организации и участии в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Содержание

Формы участия в МБ

  • Организация массовых беспорядков — действия, направленные на сбор толпы, доставка и распространение в толпе оружия, разжигание в толпе агрессивных настроений, руководство толпой в ходе погромов, поджогов, применения насилия, сопротивления органам власти и управления.
  • Участие в массовых беспорядках — непосредственное участие в массовых беспорядках, то есть совершение погромов, поджогов, актов насилия лично.

Силы и средства, привлекаемые к ликвидации массовых беспорядков

В случае возникновения массовых беспорядков в населенном пункте, к локализации, пресечению МБ, выявлению и задержанию зачинщиков привлекаются следующие силы:

Согласно действующему законодательству большинства республик бывшего СССР, к ликвидации массовых беспорядков запрещается привлекать армию. Данное решение было принято руководством страны после событий в Тбилиси в 1989 году, когда в ходе ликвидации массовых беспорядков были привлечены воздушно десантные части, что повлекло необоснованно высокие жертвы среди мирного населения. Данный факт обусловлен тем, что армия, в отличие от внутренних войск имеет совершенно иную подготовку и личный состав нацелен, прежде всего, на уничтожение противника. Внутренние войска, в свою очередь, проходят обучение и имеют специальные средства для ликвидации МБ с наименьшим ущербом для вреда здоровью участникам.

В ходе ликвидации МБ, личный состав использует следующие средства:

См. также

Примечания

Ссылки

  • Административное право
  • Безопасность
  • Чрезвычайная ситуация
  • Конституционное право

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Массовые беспорядки" в других словарях:

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ — преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 212 УК РФ, объективную сторону которого составляет: а) организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением… … Юридический словарь

Массовые беспорядки — это грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся причинением насилия к гражданам, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием… … Официальная терминология

массовые беспорядки — Нарушения общественного порядка на определенной территории, носящие массовый характер, представляющие угрозу жизни и здоровью людей, дезорганизующие работу предприятий, учреждений и организаций, либо направленные на разрушение или уничтожение… … Справочник технического переводчика

Массовые беспорядки — (англ. mass riots) по уголовному законодательству РФ преступление против общественной безопасности. Лица, виновные в организации М.6., сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением … Энциклопедия права

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ — преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 212 УК РФ, объективную сторону которого составляет: а) организация М.б., сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия … Юридическая энциклопедия

Массовые беспорядки — иное государственное преступление, заключающееся в посягательстве массы людей (толпы) на деятельность органов государственной власти или управления. Как государственное преступление квалифицируется организация массовых беспорядков,… … Контрразведывательный словарь

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ — преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 212 УК РФ, объективную сторону которого составляет: а) организация М.б., сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия … Энциклопедический словарь экономики и права

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ — действия большого скопления народа, массы людей, которые сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также вооруженным сопротивлением представителям власти.… … Энциклопедия юриста

массовые беспорядки — преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 212 УК РФ, объективную сторону которого составляет: а) организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением… … Большой юридический словарь

МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ — преступление против общественной безопасности, заключающееся в 1) организации М. б., сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также… … Словарь-справочник уголовного права

Массовые беспорядки - это негативное социальное явление, которое представляет серьезную опасность для общества, а также это уголовно-наказуемое преступление, которое регламентируется ст. 285 Уголовного Кодекса РМ. Там сообщается, что организация или руководство массовыми беспорядками, активное участие в них, а также призывы к активному насильственному неповиновению законным призывам властей влекут за собой уголовную ответственность.Причины их возникновения могут быть различными:

1. социально-экономическими (нехватка продовольствия, катастрофическая инфляция, всеобщая безработица и т. д.)

2. политическими (произвол властей, попрание демократических свобод, недовольство политикой правительства и пр.)

3. этническими (нарушение прав национальных меньшинств или, наоборот, засилье в социально значимых сферах общественной жизни представителей не коренной национальности и т. д.)

4. религиозными (разногласия между представителями различных конфессий)

5. криминальными (борьба за передел сфер влияния между преступными группировками)

В основе массовых беспорядков лежат неразрешенные противоречия, которые переросли в прямое противостояние, конфликт. Они могут быть преднамеренные - вызванные действиями определенных социальных сил, или непреднамеренные - возникшие стихийно под влиянием каких-то объективных факторов.Специалисты в сфере выживания рекомендуют следующие общие правила поведения в толпе, способные помочь выжить в экстремальной ситуации9.

1. Главное для человека в толпе – не поддаться общему психозу спасения любой ценой, не стать пешкой в толпе. Для этого необходимо отключить эмоции и полагаться только на свой разум, ибо в этой ситуации он единственная надежда на спасение, т.к. только он может подсказать верную линию поведения. Эмоции (инстинкт) поведут нас туда, куда побегут все. Поэтому – анализируйте ситуацию, ищите наиболее перспективные пути спасения.

Простейшие приемы, позволяющие оказать психологическое сопротивление массовому психозу, заключаются в том, что, - во-первых, нельзя принимать на веру слухи, муссирующиеся в толпе, необходимо проверять навязываемую информацию с помощью фактов, а, во-вторых, - не следует слепо подчиняться мнению толпы, сколько бы верным оно не казалось, принимать решение необходимо, исходя из только из того, что вы видите.

2. Не следует высказывать свое несогласие с мнением и действиямитолпы публично. Ваша внутренняя позиция не должна проявляться внешне, т.к. инакомыслящих и инакодействующих толпа уничтожает. Не высказывайте, не защищайте свое мнение, не вступайте в дискуссию в толпе, сосредоточьтесь на действии, оно важнее слов.

Отвлекаться от массового психоза необходимо любым возможным способом. Главное – сохранить ясность ума.

36. Единая государственная система предупреждения и ликвидация чс.

Силы и средства ГО

СИЛЫ И СРЕДСТВА ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

силы и средства территориальных и функциональных подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 к силам и средствам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС отнесены следующие службы и формирования различных федеральных органов исполнительной власти.

силы и средства наблюдения и контроля: службы (учреждения и организации) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ вредных воздействий на здоровье населения; формирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Министерства сельского хозяйства РФ; геофизической службы Российской Академии наук; оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также подразделения Федерального агентства по атомной энергии; Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО;

силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций: военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти; формирования и уч-реждения Всероссийской службы медицины катастроф; формирования Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; формирования гражданской обороны территориального, местного и объектового уровней; специально подготовленные силы и средства войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; аварийно-технические центры Федерального агентства по атомной энергии; службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации Федерального агентства воздушного транспорта; восстановительные и пожарные поезда Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ; аварийно-спасательные службы и формирования Федерального агентства морского и речного транспорта (включая Государственный морской спасательный координационный центр и спасательно-координационные центры), другие федеральные органы исполнительной власти.

38. Средства индивидуальной и коллективной защиты.

Коллективные и индивидуальные средства защиты работников – это технические средства, которые используют, чтобы предотвратить или уменьшить воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также защитить их от загрязнения (ч. 7 ст. 209 ТК РФ).

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников

За безопасные условия и охрану труда сотрудников отвечает работодатель. Он должен за счет собственных ресурсов обеспечить работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 219 ТК РФ).

Обязанности работника перечислены в части 1 статьи 214 Трудового кодекса. В частности, сотрудник обязан соблюдать требования охраны труда, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

Если работодатель не обеспечил работника средствами индивидуальной и коллективной защиты, он не вправе требовать от работника исполнять трудовые обязанности. И обязан оплатить простой, возникший по этой причине (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).

40. Основные способы защиты населения.

В чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени защите подлежит все население, но защищаются его отдельные группы дифференцированно. Основными способами защиты населения при ЧС в современных условиях являются:

-укрытия в защитных сооружениях, в простейших укрытиях на местности;

-рассредоточение и эвакуация населения из крупных городов в загородную зону;

-своевременное и умелое применение средств индивидуальной защиты.

Для укрытия людей заблаговременно на случай ЧС строятся защитные сооружения. Защитные сооружения подразделяются:

-по назначению (для населения или для размещения органов управления);

-по месту расположения (встроенные, отдельно стоящие, в горных выработках, метро и др.);

-по времени возведения (заблаговременно возводимые и возводимые в особый период);

-по характеру (убежища или укрытия).

Убежищем называется защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов.

41. Органы эвакуации и эвакуационные мероприятия.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является его эвакуация. В отдельных случаях (возникновение катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с высокой плотностью и тому подобное) этот способ защиты является наиболее эффективным.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

42. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.[1]:Ст.1

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.[1]:Ст.1

Решение по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ принимает руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.[2]

Аварийно-спасательные работы связаны с факторами, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.[1]:Ст.1 Даже в случае крайней необходимости к аварийно-спасательным работам могут быть привлечены только аттестованные люди. К проведению неотложных работ на добровольной основе могут быть привлечены люди, не являющиеся спасателями.[1]:Ст.14

43. Организация работы систем предупреждения и оповещения о ЧС

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.

Системы оповещения создаются:

на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);

на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);

на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);

psihologija-tolpy-vozhd Массовые беспорядки с точки зрения Конституции и УК РФ Антитеррор Люди, факты, мнения

Процессы демократизации современного общества, формирование правового государства обусловили преодоление
отчуждения индивида от власти и собственности, при этом на первый план в современном правосознании выходят права человека, формирование новой модели правового положения человека, создание эффективного механизма
реализации основных прав и свобод гражданина. Все это, в свою очередь, повлекло негативные последствия, такие как появление в обществе на почве экономических, политических, правовых, идеологических, национальных,
религиозных и других интересов ожесточенности, столкновение интересов и социальные конфликты.

Изменения, которые происходят в жизни граждан Российской Федерации, накладывают определенный отпечаток как на процессы борьбы с преступностью в целом, так и на состояние общественной безопасности в регионах. В связи с этим значительно возросли общественно-политическая активность населения и желание граждан реально принимать участие в решении проблем, которые касаются их общих интересов. Это проявляется в различных сферах
общественной жизни и, в частности, в участии граждан в деятельности политических партий, проведении предвыборных кампаний, митингов, демонстраций, пикетирований, шествий и др.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., определила основные принципы и направления построения суверенного, независимого, многонационального, светского, демократического, социального и правового государства. В частности, в ст. 31 определено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Считаем что, для наиболее успешного проведения массовых мероприятий важна организация охраны общественного порядка, т.е. комплекса мероприятий, осуществляемых правоохранительными и другими государственными органами.

Итак, актуальность общественных проблем, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации права собираться мирно, без оружия, на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, а так-
же на другие публичные мероприятия, обусловлена повышенной общественной опасностью преступлений, административных правонарушений и чрезвычайных ситуаций, которые нередко возникают во время их проведения. В то же время возрастает необходимость научного анализа практики осуществления и усовершенствования деятельности органов внутренних дел при ликвидации массовых беспорядков.

Публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Другими словами, публичные мероприятия – это совокупность организованных, санкционированных или несанкционированных форм активных действий или явлений социальной жизни групп людей или индивидуальные действия лиц в общественных местах с целью выражения их воли, защиты своих прав и свобод, законных интересов, удовлетворения потребностей в экономической, политической,
социально-культурной, других сферах, а также социальная форма общения людей между собой и способ разработки единства установок гражданина, группы людей и всего общества.

psihologija-tolpy Массовые беспорядки с точки зрения Конституции и УК РФ Антитеррор Люди, факты, мнения

Организаторами публичных мероприятий могут выступать как один гражданин, так и несколько граждан Российской Федерации, политические партии, региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Определение этих мероприятий требует уточнения.

Так, собранием является совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрацией является организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Как
правило, участники, устраивая демонстрации, ставят своей целью привлечь внимание общественности, органов государственной власти к тем или иным вопросам либо проблемам и добиться исполнения выдвигаемых требований.

Шествия – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях
привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование – форма демонстрации, публичного выражения мнения, в основном в близком к административным зданиям органов государственной власти и местного самоуправления, дипломатических представительств и т.д. расположении, с целью привлечь внимание к тем или иным проблемам общественно-политического характера или выдвижение протеста против чего-либо. Участники предпочитают использовать транспаранты, плакаты и
другие средства наглядной агитации.

Религиозные – мероприятия религиозного характера (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники), дни памяти умерших (погибших).

Культурно-зрелищные – народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.

Спортивные – олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.

Специальные мероприятия – траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану.

Смешанные мероприятия – несколько видов мероприятий, объединенных в одно (например, национальные праздники субъектов Российской Федерации: Хыдырлез-байрам и др.).

Отметим, что проведение публичных мероприятий того или иного характера порождает риск возникновения между присутствующими как случайных конфликтных ситуаций, так и преднамеренных, т.е. заранее cпланирован-
ных. Данные действия могут повлечь за собой массовые беспорядки, столкновение интересов и другие негативные последствия, которые являются опасными для окружающих.

Таким образом, одной из основополагающих основ построения правового государства является охрана общественного порядка и моральных принципов как гражданина в отдельности, так и общества в целом, в том числе уголовным законодательством. В связи с этим в разд. 9 Уголовного кодекса Российской Федерации собраны преступления, которые посягают на общественную безопасность и общественный порядок. В частности, ст. 212 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентирует ответственность за массовые беспорядки.

Под массовыми беспорядками следует понимать в целом беспорядочные, стихийные действия значительного числа лиц, заключающиеся в применении насилия к другим лицам, погромах (т.е. разорении и разграблении жилых зданий, помещений, хранилищ), поджогах, уничтожении имущества, бессмысленном и нецеленаправленном применении огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, оказании вооруженного (т.е. сопровождающегося применением оружия либо угрозой его применения) сопротивления представителю власти.

Одним из основных условий успешного проведения публичного мероприятия (общественно-политического, культурно-зрелищного, спортивного и др.) является готовность органов внутренних дел к организационным, квалифицированным действиям в сложных (экстремальных) условиях (ситуациях) и четком, грамотном управлении этими действиями.
При проведении публичного мероприятия существует большой риск попадания экстремистски настроенных людей в ряды митингующих, что влечет за собой дестабилизацию обстановки, разжигание конфликтов, вспышки негативного, а порой и неадекватного поведения. Ими, как правило, являются преступные элементы, которые целенаправленно нарушают общественный порядок и правила сосуществования.

В основном, они и возглавляют действия разъяренной толпы. Важной структурной характеристикой толпы является ее социально-психологический состав – это самостоятельный показатель, который в значительной степени влияет на его формирование, развитие и, что особенно важно, на переход его участников к активным действиям:

1) активные участники – это люди, которые находятся в различной степени эмоционального возбуждения; такое эмоциональное состояние дает готовность к активным действиям любого характера, формируются совместные
установки, реакция на то или иное поведение, высказывание на фоне эмоционального возбуждения, возрастает тесная степень общения между людьми, интенсивность (насыщенность) обмена информацией; при высоком эмоциональном возбуждении человек теряет контроль над собой, своими чувствами и эмоциями, тем самым им легко управлять;

2) подстрекатели – основной задачей их деятельности в толпе при проведении массовых мероприятий является побуждение к действиям, а именно к насилию, путем распространения ложных, провокационных слухов, изречений, высказываний, снабжение людей оружием, предметами и средствами, которые могут нанести вред здоровью человека, его имуществу, строениям и др;

3) наблюдатели – пассивные, спокойные участники массовых мероприятий, у которых отсутствует эмоциональное возбуждение; данные люди не связаны друг с другом, не обмениваются информацией, хаотично передвигаются, не проявляют интерес к агрессивным действиям;

4) случайные – неорганизованные скопления людей, которые образовались в результате неожиданно возникшего события; к происходящим действиям относятся безразлично, возможно, даже осуждающе, но при этом их присутствие значительно увеличивает численность толпы.

Создание агрессивной толпы становится возможным при умышленном, преднамеренном обострении обстановки подстрекателем (провокационные выкрики, обращения к присутствующим и др.), совершении агрессивных
действий заранее подготовленными и проинструктированными людьми (битье окон, препятствия в осуществлении движения транспорта, применение силы в отношении иных лиц, работников полиции), принятии уже эмоционально возбужденными присутствующими ложной, непроверенной информации, которая поступает со стороны, также этому способствует присутствие неуравновешенных, склонных к агрессивному поведению людей, лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, подростков с антисоциальными настроениями. Как правило, присутствие таких людей не является случайным.

В результате указанных условий скопления граждан превращаются в агрессивную толпу, в которой многие начинают действовать иначе, чем в повседневной жизни, – они берут за образец поведение окружающих, даже если это противоречит их моральным принципам и привычкам. Существенно возрастает агрессивность людей, в их высказываниях и действиях появляется жестокость.

Для правильного осуществления охраны общественного порядка, расстановки сил и средств необходимо учитывать место проведения массового мероприятия, время года, суток, события, цели митингующих, количество участников, их контингент. Немаловажным является и психологическое состояние сотрудников органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков. Актуальные вопросы психологического обеспечения деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков рассмотрены в исследованиях М.Х. Машекуашевой.

Также следует учитывать, что при проведении массовых мероприятий на данной территории создается особая обстановка, которая нарушает обычный ритм жизни населения, в одном месте сосредоточивается большое количество людей, тем самым граждане могут попасть под влияние толпы, в условиях чего существенно усложняется оперативная обстановка.

Во избежание стремительного развития активных, агрессивных действий толпы необходимы незамедлительные и профессиональные действия сотрудников правоохранительных органов (своевременно переориентировать внимание участников на другой объект или событие, изъять ядро столкновения). Своевременное применение в соответствии с действующим законодательством силовых мер гарантирует пресечение массовых беспорядков. Возможные в этом случае жертвы не идут ни в какое сравнение с теми тяжкими последствиями, которые могут произойти при неприятии этих мер.

Непосредственным объектом преступления (массовые беспорядки) является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от разнообразных угроз общеопасного характера. Объективная сторона преступления состоит в организации массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Организация массовых беспорядков – созыв людей в толпу тем или иным образом; подстрекательство толпы к насилию, погромам, поджогам и т.п. путем распространения провокационных, клеветнических измышлений; разработка плана предполагаемых преступных акций; снабжение людей оружием, другими
орудиями и средствами (например, бутылками с зажигательной смесью).

Под массовыми беспорядками, сопровождающимися насилием, понимается нанесение толпой случайным потерпевшим, представителям органов власти, местного самоуправления побоев, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, истязание потерпевших.

Погромом является разрушение, осквернение зданий, сооружений, жилых домов, транспортных средств, объектов инфраструктуры.

Поджоги – это умышленное воспламенение имущества, зданий, сооружений, жилых домов,
автомобилей и другого транспорта.

Уничтожение имущества означает приведение его в состояние, непригодное для использования, которое невозможно или экономически нецелесообразно восстановить. Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается их использование для причинения вреда здоровью человека, уничтожения, повреждения имущества, а также угроза немедленного применения.

Состав организации массовых беспорядков формальный, ответственность наступает за действия, завершившиеся сбором, созданием толпы, которая последовала призывам организатора и начала погромы, поджоги и т.п., независимо от последствий акта массовых беспорядков. Субъектом является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъективная сторона определяется прямым или косвенным умыслом; мотивы преступления не влияют на квалификацию.

Таким образом, массовые беспорядки могут возникнуть как в одном месте, так и в нескольких местах (населенные пункты, производственные объекты, объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта) одновременно либо последовательно, в зависимости от целей его организаторов. Эффективность действий и мероприятий по охране
общественного порядка должна достигаться благодаря реализации государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности, системой мер нормативного, организационного, политического, социального, информационного и другого характера, корреспондирующих основным правам и свободам человека и гражданина, законным интересам общества и государства.

Исходя из вышесказанного, основой обеспечения, в частности подготовки к обеспечению, общественной безопасности, а также предотвращения и ликвидации массовых беспорядков являются прогнозирование, оценка и моделирование руководителем сводного отряда обстановки, которая может возникнуть во время проведения публичного мероприятия.
Сюда входят изучение и анализ информации о месте, времени и численности (масштабе) публичного мероприятия, целях и причинах проведения, поведения и настроения участников и организаторов, отношении к проведению мероприятия разных групп населения, а также изучение возможных изменений в масштабах и
порядке проведения. Требует особого внимания изучение сведений о состоянии криминогенной обстановки в том или ином месте, районе, где планируется проведение публичного мероприятия, возможного круга (контингента) людей, которые будут присутствовать. От всех этих факторов будут зависеть вариант несения службы, численность задействованного личного состава правоохранительных органов, характер распоряжений, отданных руководителем.

Источник: Скребец Елизавета Сергеевна. Организационные и правовые аспекты ликвидации массовых беспорядков. — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ● 2015 ● № 3 (29).

Читайте также: