Е и в падежных окончаниях существительных кратко

Обновлено: 04.07.2024

Загрузить презентацию (921 кБ)

Цели урока:

  • образовательная: закрепить навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжить совершенствовать навык определять окончания существительных на -ий, -ия, -ие в единственном числе;
  • развивающая: развивать познавательные интересы учащихся; продолжить развивать навык анализа языкового материала, обобщать, делать выводы;
  • воспитательная: продолжить формирование коммуникативных навыков и навыков словесного оценивания.

Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод контроля, взаимоконтроля и самоконтроля (обратная связь).

Тип урока: урок-практикум.

Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная, парная.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. учебник: русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А. и др. Программа: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.

Время реализации урока: 45 минут.

Необходимое оборудование и материалы для урока - мультимедийный проектор и экран, сигнальные карточки, перфокарты.

План проведения урока (занятия):

Временная реализация

Формулировка темы через проблемную ситуацию, постановка целей урока.

Дифференцированное задание по группам.

Работа с сигнальными карточками.

Давайте отдохнем. Загадки.

Заключительное слово учителя.
Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие класса.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами приветствуем не только друг друга, но и наших гостей.

2. Эмоциональная разминка.

3. Зарядка для успешности.

Пожелайте себе успехов и скажите: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"

4. Формулировка темы, определение целей урока.

5. Создание проблемной ситуации.

Прокомментируйте смысл записки в зависимости от выбора гласной в окончании.

Какое же окончание нужно написать в слове бабушк. Что для этого нужно сделать? (Нужно определить склонение и падеж слова, вспомнить какое окончание пишется в данном случае. Если подарок кому бабушке - 1 склонение, дательный падеж, значит пишем букву Е; если подарок от кого бабушки - 1 склонение, родительный падеж, значит пишем букву И).

От выбора гласной в окончании существительного может измениться смысл высказывания. Значит, очень важно правильно выбрать гласную в падежных окончаниях существительных.

6. Формулировка темы урока.

Какой же будет тема нашего урока? О чем пойдет разговор?

- КАКОВА ЦЕЛЬ урока? Чему вы сегодня должны научиться? (Продолжить тренироваться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных).

- А как вы думаете, а для чего нам необходимо продолжить работу над этой орфограммой?

- Что мы должны уметь. (На практике применять свои знания).

Учитель. Нам действительно сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о склонении существительных и закрепить навык выбора гласных Е – И в окончаниях имён существительных в единственном числе. (слайд)

Итак, цель вы определили для себя сами, в конце урока проверим: достигли ли вы поставленных целей.

  • Отрабатывать навык правильного выбора гласной Е или И в падежных окончаниях существительных мы будем на разнообразном материале. В процессе работы с текстом, выполняя занимательные задания; работая в парах…… Вы узнаете интересное о лексическом значении слов и как состав слова помогает узнать лексическое значение слова.

III. Этап обобщения и систематизации знаний

Переходим к основному этапу работы.

  • Что нужно знать, чтобы определить, какая буква пишется в окончании имени существительного? (Склонение и падеж существительного).
  • Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно писать безударные окончания существительных.)
  • Какие особые группы существительных мы узнали? (Существительные на -ия, -ие, -ий).
  • В чём их особенность? (Окончание - И в предложном и дательном падежах).
  • Нам необходимо повторить правила выбора орфограммы в падежных окончаниях существительных единственного числа.

Вспомните алгоритм, т.е. последовательность действий для правильного выбора гласных Е или И в падежных окончаниях существительных.

Алгоритм рассуждения по выбору гласной в окончании

А) поставить существительное в именительный падеж;

Б) определить склонение существительного;

В) поставить вопрос к существительному и определить падеж;

Г) вспомнить падежное окончание существительного.

- Хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных разных склонений?

IV. Грамматическая задача

Для закрепления навыка рассуждения по выбору гласной в окончании существительного решим грамматическую задачу.

Объясните различие в написании окончаний существительных

  • Быть на площадкЕ и на площадИ;
  • нежиться в кроваткЕ и в кроватИ;
  • ошибка в тетрадкЕ и тетрадИ;
  • подойти к МарьЕ и к МариИ.

V. Комплексный анализ текста

Мы продолжаем формировать навык работы с текстом.

1. Выразительное ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (учащийся)

2. Дополнительные задания

  • Озаглавьте текст.
  • Определите его основную мысль.
  • Определите тип речи текста.
  • Почему автор считает, что любопытство уродливо, а любознательность – достоинство?

(Чтобы ответить на этот вопрос, нужно различать значения слов любопытство и любознательность).

  • Как состав слов любопытство и любознательность помогает различить их смысл?
  • Какое из этих слов характеризует человека положительно. А какое отрицательно?

3. Чтение задания

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. На партах перед учениками лежат листочки с этим текстом.
О любопытств… сорок знает каждый. Человек же с его интересом к познанию жизн… более склонен к любознательност…. Первое уродливо. Второе заст…вляет бит..ся мысль, уча(?)ствует в формировани… личност….

VI. Физкультминутка

- Где очки у тети Вале? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка на подушке, на кадушке, в духовки, в кладовке, в старом лукошки, в миски у кошке. Искала и в беседке, спросила у соседки…, а они на самом деле у нее на лбу сидели!

Ученики читают только те, в которых есть ошибки.

Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.

Туристы расположились в палаткЕ (1 скл; П.п) около берёзовой рощИ (1 скл; Р.п) .

Перед вами лежат карточки-задания. Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.

(самопроверка)

поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1 ошибку.

Проверка (Слайд)

Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже:

писать (к кому?) к… Наталья, Наталия, Юлия, Гриша, Григорий.

Работа с сигнальными карточками. Е или И?

  • На лошадк…
  • На лошад…
  • О волнени…
  • На берёз…
  • В сопротивлени…
  • По астрономи…
  • О развлечени…
  • Об ударени…

Работа с перфокартами

(учащиеся записывают в столбик только окончания имён существительных, ключ – цифра 5, которая получается при соединении букв е)

Задание 4. Тест.

Найдите строчку с окончанием Е

А) На урок…, из повест…, в класс…
Б) О Натали…, в палатк…, к дочер….
В) В цирк…, о песн…, на речк…

Найдите строчку с окончанием И

А) Во дворц…, о врач…, в гимнази…
Б) При чтени…, в изложени…, около сирен…
В) О Марь…, о Евгени…, с горк…

А) О дорог…, о стран…, около речк…,о ноч…
Б) На почт…, на остановк…, на крыш…, около дорог…
В) В санатори…, о восстани…, о заведени…, на опушк…

VI. Рефлексивно-оценочный этап

Возвращение к девизу. Согласны ли вы, что всё было в наших руках на сегодняшнем уроке? (слайд…)

А теперь последнее задание, которое поможет определить, как вы усвоили тему. Перед вами лежат тесты. В каждом 5 заданий. Вам нужно выбрать правильный вариант ответа. Самопроверка с доски. (слайд ….)

Учитель: поднимите руки, кто справился без ошибок.

Вы согласились, что всё зависит от вас. Так вот, домашнее задание вы тоже можете выбрать для себя сами.

Домашнее задание. Я предлагаю вам на выбор 2 задания: выполнить упр. 533 или отгадать кроссворд (ответы под цифрами записать в тетрадь).

(слайд …..)

Давайте подведём итог урока.

VII. Итог урока

  • О чем мы сегодня говорили на уроке? (О правописании гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе).
  • От чего зависит выбор Е и И в окончаниях существительных? (Зависит от правильного определения падежа и склонения существительного).
  • У существительных какого склонения и в каких падежах пишется в окончаниях Е, И?

Рефлексия.

  • Какую цель ставили?
  • Удалось достичь поставленной цели?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что вызвало особые затруднения?
  • Где можно применить наши знания?
  • Назовите ключевые слова темы.

Самостоятельная работа

Низкий уровень. (Все буквы вставлены, объяснить правописание падежных окончаний.)

На моей полянке были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушке ее, на этом пальце, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времени свою флейту, как будто управлял множеством лесных звуков наступающей вечерней зари. (М.Пришвин)

Средний уровень.(Вставить пропущенные окончания существительных, объяснить правописание падежных окончаний. Сделать морфемный разбор одного существительного.)
На моей полянк_ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высокая ель, а на верхушк_2 ее, на этом пальц_, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеством2 лесных звук_в наступающей вечерней зари. (М.Пришвин)

Высокий уровень. (Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание падежных окончаний. Сделать морфологический разбор существительного.)
На моей полянк_ были разбросаны кусты можжевельника, среди них подымалась очень высок_я ель, а на верхушк_ ее, на этом пальц_, сидел певчий дрозд и насвистывал время от времен_ свою флейту, как будто управлял множеств_м 3 лесных звук_в наступающ_й вечерн_й зари. (М.Пришвин)

Слово учителя. А сейчас я предлагаю вам в группах внимательно посмотреть на доску и расшифровать таблицу и озвучить её. (Заполнение графа)

Окончание -е пишется:
- у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах (кроме существительных на -ия );
- у существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на -ий, -ие ).

Поётся в песн е (1-е склонение, предложный падеж),
подошел к избушк е (1-е склонение, дательный падеж),
в романс е (2-е склонение, предложный падеж).

Окончание -и (-ы) пишется:
- у существительных 1-го склонения в родительном падеже;
- у существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах;

Сила вол и (1-е склонение, родительный падеж),
встречаются в жизн и (3-е склонение, предложный падеж).

- у существительных женского рода на -ия (армия, лекция) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце -ии ;

Присутствовать на лекц и и (предложный падеж, на -ия).
Уйти с лекц и и (родительный падеж, на -ия).
Готовиться к лекц и и (дательный падеж, на -ия).

- у существительных мужского рода на -ий (санаторий, лекторий) и у существительных среднего рода на -ие (произведение, решение) в предложном падеже падеже единственного числа пишется на конце -ии .


Чтобы сформулировать законы изменения по падежам и облегчить применение этих правил, языковеды делят имена существительные на 3 основные группы. В зависимости от рода и окончания начальной формы большинство существительных распределяются по таким склонениям:

1-е склонение2-е склонение3-е склонение
РодОкончаниеРодОкончаниеРодОкончание
Мужской-а, -яМужской-□, -о, -еЖенский-□ ("ь" в конце)
Женский-а, -яЖенский-о, -е

При изменении по падежам имен существительных в окончаниях встречаются безударные и . Какую букву писать, подскажет правило, основанное на принадлежности сомнительного слова к тому или иному склонению.

Буква -е в падежных окончаниях имен существительных

Последняя буква будет , если это:

  • форма в дательного или предложного падежей 1-го склонения (кроме заканчивающихся на -ия): мама – (кому?) маме, (о ком?) о маме; Миша – (кому?) Мише, (о ком?) о Мише;
  • предложный падеж 2-го склонения (за исключением слов на -ий, -ие): конь – (на ком?) на коне; небо – (на чем?) на небе.

Буква -и в падежных окончаниях имен существительных

Окончание существительного по правилу следует писать при следующих условиях:

  • слово 1-госклонения находится в родительном падеже: крыша – (чего?) крыши; Алеша – (кого?) Алеши;
  • существительное стоит в дательном, родительном или предложном падеже и относится к 3-му склонению: мышь – (кого?) мыши, (кому?) мыши, (о ком?) о мыши; пыль – (чего?) пыли, (чему?) пыли, (в чем?) в пыли.

Чтобы выяснить принадлежность существительного к склонению, нужно воссоздать его начальную форму, поставив в единственное число, Именительный падеж.

Исключения из общих правил

Флексию , вопреки стандартному правилу, пишут в существительных:

  • с финалью -ия , стоящих в форме дательного, родительного или предложного падежей:
    история – (чего?) истории, (чему?) – истории, (о чем?) об истории;
  • в 10 словах на -мя, если их употребить в дательном, родительном или предложном падеже:
    знамя, пламя, имя, вымя, стремя, темя, семя, племя, время, бремя: племя – (чего?) племени, (чему?) племени, (о чем?) о племени; время – (чего?) времени, (чему?) времени, (о чем?) о времени;
  • с -ий и -ие на конце, поставленных в предложный падеж:
    гравий – (на чем?) на гравии; сомнение – (о чем?) о сомнении;
  • путь, если поставить его вдательный, родительный или предложный падеж:
    путь – (чего?) пути, (чему?) пути, (по чем?) по пути.

Закономерности и особые случаи написания окончаний и можно свести в таблицу:


Когда пишется Е, а когда — И в падежном окончании существительного

Освоить правило написания безударного окончания поможет таблица. Включаем в неё только те падежи, в форме которых существительные оканчиваются на Е или И. Их в безударном положении легко перепутать. Таких падежей всего 3:

  • родительный (кого? чего?): нет знамени, помощи, тропинки, дяди;
  • дательный (кому? чему?): доверить старшине, Валентине, племени, Евгении, дочери;
  • предложный (о ком?

В таблицу включены все три склонения, существующие в русском языке, маленькая группа разносклоняемых существительных, с которыми учащиеся знакомятся в 6 классе, и особое сообщество слов, которые оканчиваются на -ия, -ие, -ий (станция, здание, лекторий). В таблице показаны только примеры с окончаниями Е и И.

Существительные, относящиеся к одной группе склонения, имеют одинаковые окончания падежных форм, независимо от ударного или безударного положения.

Сущ. на -ия, -ие, -ий

Родительный (кого? чего?)

Дательный (кому? чему?)

Предложный (о ком? о чём?)

-е (о столе, об окне)

Из таблицы видно, что большая часть безударных окончаний приходится на букву И. Это окончания разносклоняемых существительных, слов на -ия, – ие, -ий, и тех, что относятся к 3 склонению. Слова 2 склонения только в предложном падеже имеют окончание, в котором можно ошибиться. Это окончание Е.

Таким образом, чтобы правильно написать букву в окончании, в большинстве случаев надо только определить его склонение. У существительных 2 склонения пишем Е, в остальных случаях смело пишем И. Только существительные 1 склонения заставляют задуматься над падежом, в форме которого стоит слово. Но и здесь главное — запомнить, что в форме родительного падежа окончание любого существительного И.

Необходимо помнить, что слова, которые могут оканчиваться на -ия и на -ья (как Мария и Марья) на -ие и на-ья (рождение и рожденье) относятся к разным группам. Те, что на -ия и -ие, — к особой группе, а те, что с Ь, — соответственно к 1 или ко 2 склонению.

Что мы узнали?

Кратко подводим итоги. Вопрос, как проверить безударное окончание, решается очень просто: нужно определить, к какому склонению слово относится. В случае, если склонение 1е, придётся определить и падеж. Слова, принадлежащие ко 2-му, только в предложном падеже имеют проблемное окончание. Там пишется буква Е. В сомнительных окончаниях слов остальных групп — всегда буква И.

Читайте также: