Е глебов биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Евгений Глебов родился 10 сентября 1929 года в Рославле (ныне в Смоленской области, Россия).

В 1947 году окончил среднюю школу, затем Рославльский техникум железнодорожного транспорта. По окончании техникума работал осмотрщиком вагонов в Могилёве.

С юных лет его привлекала музыка. Самостоятельно научился играть на мандолине, гитаре, балалайке и уже в юные годы стал сочинять различные музыкальные произведения (песни, романсы, пьесы). Во время учебы в Рославльском железнодорожном техникуме руководил студенческим хором и оркестром. Работая в Могилёве, завязал дружбу со студентами Могилёвского музыкального училища (ныне Могилёвский государственный музыкальный колледж имени Н.А. Римского-Корсакова) и стал изучать основы музыки.

Пытался поступить в музыкальное училище, но директор, узнав, что он не знает нот и никогда не сталкивался с музыкальной грамотой, отказал по причине профнепригодности.

Учиться поначалу было очень тяжело, но благодаря своему упорству, смог нагнать упущенное. Тяжелее всего было научиться играть на фортепиано.

Работа на железной дороге не благоприятствовала изящности рук и постановке пальцев. В интернатской комнате жило пять человек, и каждому нужно было заниматься.

Будущий композитор попросил А. В. Богатырёва, который был на тот момент не только его педагогом, но и ректором консерватории, заниматься каждое воскресенье в ректорском кабинете, что позволило восполнить пробелы и сыграть концерт Э. Грига в конце учебы.

Также во время учёбы были денежные проблемы. Бабушка в Рославле получала маленькую пенсию, а мать — инженер по нормировании труда Раиса Фёдоровна — имела небольшую зарплату. Поэтому помощи от родных не было. Однажды во время занятий от голода потерял сознание, после чего А. В. Богатырёв назначил его инспектором консерваторского хора, что позволило иметь небольшой заработок.

За все годы в консерватории подготовил более 40 учеников. Известные ученики — Леонид Захлевный, Ядвига Поплавская, Василий Раинчик, Эдуард Ханок, Вячеслав Кузнецов, Владимир Кондрусевич, Дмитрий Долгалев.

Из воспоминаний о Глебове как о педагоге:

Ко всем он относился одинаково, никого не выделял, но ему было очень приятно, когда человек старался получать знания, серьезно относился к выбранному делу.

С 1955 года — член, с 1966 — заместитель председателя правления Союза композиторов Белорусской ССР. Член ревизионной комиссии Союза композиторов СССР.

С 1977 года — член КПСС. По воспоминаниям Василя Быкова, в связи с натянутыми отношениями с властью, вступать в партию не стремился и долго сопротивлялся, но потом всё же подал заявление. Как писал Быков в своих мемуарах, на парткомиссии не смог даже ответить на вопрос, в каком году была Октябрьская революция. Депутат Верховного Совета Белорусской ССР.

Член правления Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами.

Академик Международной Славянской Академии наук, образования, художеств и культуры с 1994 года.

С 1996 года сильно болел. Перенёс инсульт. В последний год своей жизни ослеп. Два раза шёл на операцию. Жена возила его в Польшу, но безрезультатно.

Скончался 12 января 2000 года в Минске. Похоронен на Восточном кладбище.

Семья

По материнской линии происходил из дворянского рода Сокол-Черниловских (указом Сената № 3976 от 6 июля 1854 г. фамилия внесена в 2-ю часть родословной книги Киевской губернии). Фамилия была утрачена, так как шла по материнской линии. Это помогло пережить время сталинских репрессий. По отцовской линии — из семьи священников. Отец в музыке был одаренным человеком: умел играть на большом количестве инструментов, имел хороший слух. Когда Евгений был ещё ребенком, отец оставил семью. Пробовал вернуться, но мать отказалась принять его обратно. Поэтому его воспитывали бабушка, Клавдия Степановна, и мать Раиса Фёдоровна. Все его родные были железнодорожниками. Мать была инженером по нормированию труда на Рославльском вагоно-ремонтном заводе. Дядя, Фёдор Фёдорович — главным механиком этого завода, дед, Фёдор Степанович, был машинистом локомотива.

Эпизод 4
Миллиметры-сантиметры
…В доме и после войны сохранилась payday loans direct lender традиция домашнего музицирования. Но теперь уже и Женьча, как заправский музыкант, играл вместе со всеми. Далее

Эпизод 5
ФОРТУНА
В 1947 году после школы поступил в рославльский

Эпизод 6
В кабинете ректора
«Я вошел в кабинет ректора, и впервые увидел payday loans near me профессора Богатырева, довольно упитанного человека, в эдакой рубашоночке (было жарко), распашонка у него такая вышитая… Мне показалось, что в общем так, приветливое лицо.
Далее

Эпизод7
Царский подарок
Он был примерный студент. К учебе относился в высшей степени прагматично: не пропускал занятий, на лекциях всегда внимательно слушал и запоминал, писал конспекты, чтобы потом не тратить время на подготовку, чтобы его больше оставалось для занятий композицией.
Далее

Эпизод 8
ШОСТАКОВИЧ
За год до окончания консерватории его приняли в Союз композиторов, что само по себе было факт исключительный, и не только по тем временам. Далее

Эпизод payday 2 wiki 9
Хачатурян
Судьба преподнесла payday loans no credit check ему еще один шанс. Далее

Эпизод 11
Композитор и время
Композиторы, к поколению которых принадлежал Евгений Александрович Глебов, представляли в свое время созвездие разнообразных талантов, высочайшего мастерства и профессионализма, аналогов которым до payday loans san antonio сих пор невозможно найти ни в одной стране мира. Каждый из них оставил после себя великолепные образцы музыкальных произведений самых разных жанров. Далее

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

композитор Глебов Е. А.

Заслуженный деятель искусств Беларуси (1966). Лауреат государственной премии Беларуси (1970). Народный артист Беларуси (1973). Народный артист СССР (1984). Профессор (1984). Член Белорусского союза композиторов (1955).

Умер в 2000 году, похоронен в г. Минске.

Жизнь и творчество

Обычно к таким годам у студентов за плечами уже есть и музыкальная школа, и училище, и пару курсов консерватории. У него такого багажа не было, пришлось осваивать одновременно и начальную музыкальную грамоту, и гармонию, и полифонию, и собственно композицию. Было трудно, но он справился. Закончил консерваторию с отличием, а перед последним курсом его приняли в Союз композиторов СССР, что само по себе было событием исключительным.

Во второй половине шестидесятых твердо решил посвятить себя исключительно профессиональной композиторской деятельности. Но в начале 70-х Петр Миронович Машеров убедил Евгения Александровича вернуться к преподавательской деятельности, и в консерватории он стал вести композиторский класс. С 1984 года – профессор кафедры композиции Белгосконсерватории. Среди его учеников – известные белорусские композиторы: С.Бельтюков, Д.Долгалёв, В. Доморацкий, Г. Ермаченков, О.Залётнев, Л.Захлевный, В. Кондрусевич, В. Кузнецов, В. Помозов, Я.Поплавская, В, Раинчик, А. Ращинский, И. Цветкова, Э.Ханок…

С произведениями Евгения Глебова работали такие знаменитые дирижёры как Евгений Светланов, Вероника Дударова, Виктор Федотов, Александр Копылов, Фуат Мансуров, Виктор Дубровский, Виталий Катаев, Борис Райский, Юрий Ефимов, Илпо Манснерус, Татьяна Коломийцева, Александр Анисимов.

Его балеты ставили балетмейстеры Алексей Андреев, Отар Дадишкилиани, Валентин Елизарьев, Генрих Майоров, Эльза Сюльвестерссон, Михаил Заславский, Игорь Чернышев.

Сценографию его музыкально-драматических произведений создавали замечательные художники Евгений Чемодуров, Евгений Лысик, Валерий Левенталь, Владимир Арефьев.

В его балетах танцевали выдающиеся артисты балета – Нина Ананиашвили, Нина Семизорова, Алексей Фадеечев, Виктор Гуляев, Ирина Колпакова, Алевтина Корзенкова, Ирина Савельева, Клара Малышева, Леонид Чеховский, Людмила Бржозовская, Юрий Троян, Ольга Лаппо, Виктор Саркисьян, Владимир Иванов, Владимир Комков и другие.

О Глебове и его произведениях много писали, снимали документальные фильмы и телевизионные передачи, он сам выступал в прессе, по радио и телевидению. Творческое, деловое и дружеское общение связывало его с выдающимися современниками – Петром Мироновичем Машеровым, Александром Трифоновичем Кузьминым, Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Дмитрием Шостаковичем, Георгием Свиридовым, Василием Соловьёвым-Седым, Андреем Петровым, Тихоном Хренниковым, Кара Караевым, Фикретом Амировым, Кириллом Молчановым, Владимиром Молчановым, Виктором Дубровским, Виталием Катаевым, Юрием Ефимовым, Александром Анисимовым, Михаилом Козинцом, Ольгой Ивановой, Василём Быковым, Владимиром Короткевичем, Андреем Макаенком, Николаем Матуковским, Алексеем Дударевым, Нилом Гилевичем, Геннадием Буравкиным, Михаилом Савицким, Александром Кищенко, Светланой Данилюк, Натальей Гайдой, Тамарой Раевской…

Евгений Александрович Глебов в творчестве своём был на вершине славы, много и плодотворно работал как композитор; как профессор создал свою композиторскую школу и воспитал множество студентов и аспирантов. Он находил время также для государственной и общественной деятельности – избирался депутатом Верховного Совета БССР, был членом Комитета по Государственным премиям БССР, членом Правления Союза композиторов СССР и БССР, председателем и членом жюри многочисленных конкурсов и фестивалей…

Сочинения

Сценическая музыка

Оперы
Оперетты
Балеты
Инструментально-хореографические композиции
Вокально-хореографические композиции

Вокально-инструментальная музыка

Оратории:
Кантаты:

Оркестровая музыка

Для симфонического оркестра
Симфонии
Сюиты
Поэмы
Увертюры и другие сочинения для оркестра
Концерты
  • Для виолончели с оркестром (1992),
  • Для скрипки с оркестром (1995).
Для камерного оркестра
Симфонии
  • Четвёртая (1968),
  • Шестая для меццо-сопрано и оркестра (вокализ, 1992).
Для духового оркестра
Для народного оркестра
Для эстрадного оркестра

Камерно-инструментальная музыка

Для фортепиано
Для скрипки и фортепиано
Для скрипки
Для кларнета и фортепиано

Фантазія для баяна (1955), Тры п’есы для цымбалаў (1982).

Вокальная музыка

Для хора без сопровождения
Для хора с сопровождением
Для голоса с сопровождением
Поэмы
Песни

Прикладная музыка

К драматическим спектаклям
К радиоспектаклям
К теле- и кинофильмам


С творчеством Е. Глебова связаны многие лучшие страницы музыкальной культуры современной Белоруссии, прежде всего в симфоническом, балетном и кантатно-ораториальном жанрах. Несомненно тяготение композитора к крупным сценическим формам (помимо балетов им созданы опера "Твоя весна" - 1963, оперетта "Притча о наследниках, или Скандал в преисподней" - 1970, музыкальная комедия "Миллионерша" - 1986). Непростым был путь Глебова в искусство - лишь в 20 лет он смог приступить к профессиональным занятиям музыкой, которая всегда была для юноши заветной мечтой. В его семье потомственных железнодорожников всегда любили петь. Еще в детстве, не зная нот, будущий композитор научился играть на гитаре, балалайке и мандолине. В 1947 г., поступив по семейной традиции в Рославльский железнодорожный техникум, Глебов не оставляет свое увлечение - он активно участвует в самодеятельности, организует хор и инструментальный ансамбль. В 1948 г. появляется первое сочинение молодого автора - песня "Студенческая прощальная". Ее успех придал Глебову уверенность в себе.

Переехав в Могилев, где он работает осмотрщиком вагонов, Глебов бывает на занятиях в местном музыкальном училище. Решающей стала встреча с известным белорусским музыкантом И. Жиновичем, который посоветовал поступать в консерваторию. В 1950 г. мечта Глебова сбылась, и уже вскоре благодаря необычайной настойчивости и целеустремленности он стал одним из лучших студентов композиторского класса профессора А. Богатырева. Много и плодотворно работая, Глебов навсегда увлекся белорусским фольклором, который глубоко вошел в его творчество. Композитор постоянно пишет произведения для оркестра белорусских народных инструментов, для различных инструментов solo.

Деятельность Глебова многогранна. Уже с 1954 г. он обращается к педагогике, преподает сначала (до 1963) в минском музыкальном училище, затем ведет класс композиции в консерватории. Работа в качестве руководителя эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио БССР, в кино (музыкальным редактором "Беларусьфильма"), в республиканском театре юного зрителя (дирижер и композитор) активно повлияла на творчество. Так, детский репертуар остается неизменной любовью Глебова (песни, оратория "Приглашение в страну детства" - 1973, инструментальные пьесы и др.). Однако, несмотря на разнообразие увлечений, Глебов прежде всего композитор-симфонист. Наряду с программными сочинениями ("Поэма-легенда" - 1955; "Полесская сюита" - 1964; "Альпийская симфония-баллада" - 1967; 3 сюиты из балета "Избранница" - 1969; 3 сюиты из балета "Тиль Уленшпигель", 1973-74; Концерт для оркестра "Зов" - 1988 и др.) Глебовым созданы 5 симфоний, 2 из которых тоже программны (Первая, "Партизанская" - 1958 и Пятая, "К миру" - 1985). В симфониях воплотились важнейшие черты художнической личности композитора - стремление отразить богатство окружающей жизни, сложный духовный мир современного поколения, драматизм эпохи. Не случайно одно из своих лучших произведений - Вторую симфонию (1963) - композитор посвятил молодежи.

Почерку композитора свойственна острота выразительных средств, рельефность тематизма (нередко фольклорного происхождения), точное ощущение формы, прекрасное владение оркестровой палитрой, особенно щедрой в его симфонических партитурах. Необычайно интересно качества драматурга-симфониста преломились в балетах Глебова, которые заняли прочное место не только на отечественной сцене, но и были поставлены за рубежом. Большим достоинством балетной музыки композитора является ее пластичность, тесная связь с хореографией. Театральная, зрелищная природа балета определила и особую широту тем и сюжетов, обращенных к разным эпохам и странам. При этом жанр трактуется очень гибко, варьируясь от небольших характерных миниатюр, философской сказки до многоактных музыкальных драм, повествующих об исторических судьбах народа ("Мечта" - 1961; "Белорусская партизанская" - 1965; хореографические новеллы "Хиросима", "Блюз", "Фронт", "Доллар", "Испанский танец", "Мушкетеры", "Сувениры" - 1965; "Альпийская баллада" - 1967; "Избранница" - 1969; "Тиль Уленшпигель" - 1973; Три миниатюры для Ансамбля народного танца БССР - 1980; "Маленький принц" - 1981).

Искусство Глебова всегда тяготеет к гражданственности. Это ярко проявляется в его кантатно-ораториальных сочинениях. Но особое звучание в творчестве композитора приобретает столь близкая художникам Белоруссии антивоенная тема, с огромной силой прозвучавшая в балете "Альпийская баллада" (по повести В. Быкова), в Пятой симфонии, в вокально-симфоническом цикле "Помню" (1964) и в "Балладе памяти" (1984), в Концерте для голоса с оркестром (1965).

Творчество композитора получило всенародное признание, верный себе, Евгений Глебов продолжает своей музыкой "активно отстаивать право жить".

Читайте также: