Нормирование физических воздействий кратко

Обновлено: 07.07.2024

Нормативы предельно допустимых вредных физических воздействи

Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной пороговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физического, биологического, радиационного и другого воздействия.[ . ]

Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую среду. Эти нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.[ . ]

Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия разделяются законодательством на две группы: вредных физических воздействий и радиационного воздействия как наиболее опасного для человека и окружающей среды. Физическими вредными воздействиями считаются шум, вибрация, магнитные поля, ультразвуковое излучение, высокочастотное излучение. Нормативы ПДУ этих воздействий определяются исходя из уровня, безопасного для жизни и здоровья человека и окружающей среды. В этом они схожи с нормативами ПДВ. Нормативы шума рассчитываются, например, для промышленных и жилых зон, для дневного и ночного времени.[ . ]

Всякое вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается при условии соблюдения установленных предельно допустимых нормативов, а в случаях, когда на него выдано разрешение,— соблюдения также других требований, предусмотренных этим разрешением. При нарушении указанных требований соответствующая деятельность отдельных промышленных и иных установок, цехов, предприятий, учреждений и организаций может быть приостановлена, ограничена или запрещена по решению органа, осуществляющего государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, впредь до устранения причин, вызвавших превышение предельно допустимых нормативов или нарушение требований, предусмотренных в разрешении.[ . ]

Статья 8. Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него.[ . ]

Под гигиеническими нормативами понимают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, водоемах и почве, уровни вредных физических воздействий — вибраций, шума, электромагнитного и радиоактивного излучения, не оказывающих какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленном будущем, а также на здоровье последующих поколений.[ . ]

Действующие в России нормативы можно подразделить на несколько групп. Первая группа включает показатели, характеризующие качество окружающей среды: нормы предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде, почве. Вторая группа включает показатели, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия: нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (шума, электромагнитного излучения, радиационного воздействия и др.), разрешения на вывоз и захоронение твердых отходов и некоторые другие. Третья группа содержит нормы и правила, направленные на обеспечение единства и унификации деятельности организационных, правовых и производственных структур. К ним могут быть отнесены нормативы санитарнозащитных зон, строительные и градостроительные правила, предельно допустимые нагрузки (ПДН) на окружающую природную среду, регламентирование рационального использования природных ресурсов, экологические требования к продукции, лицензирование экологической деятельности, разрешения на землепользование, недроиспользование, водопользование и лесопользование, установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных и т.п.[ . ]

По дейстующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.[ . ]

К санитарно-гигиеническим показателям относятся нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ (химических, биологических), физических воздействий и др., нормативы санитарных, защитных зон, предельно допустимых уровней (ПДУ) радиационного воздействия и др. Целью разработки таких нормативов является определение показателей качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Это наиболее разработанная часть нормативов качества ОПС.[ . ]

Возможны и другие подходы к разработке комплексных нормативов качества. Так, одни ученые пытаются представить воздействие человеческого общества на окружающую среду суммой показателей демографического (плотность населения), физико-механического (отражает рост воздействия современных машин и механизмов) и технологического (за нормативные показатели которого могут быть приняты ПДК, ПДС и ПДВ, предложенные для многочисленных видов загрязнителей атмосферы, гидросферы и биосферы, а интегральным показателем является частота превышения ПДК) воздействий. Другие рекомендуют использовать максимально допустимую нагрузку (МДН) — условную меру современных воздействий, не оказывающих вредного влияния (прямого или косвенного) на человеческий организм, а для экосистем — предельно допустимую экологическую нагрузку (ПДЭН), при которой не наблюдаются нарушения нормального функционирования данной экосистемы. В качестве пороговых значений МДН и ПДЭН предполагается использовать некоторые безразмерные единицы, по физическому смыслу близкие к ПДК. Введение раздельных показателей воздействия на человеческий организм и экосистемы представляется вполне целесообразным. Вместе с тем имеется немало трудностей, связанных с неоднозначностью пороговых значений ПДЭН для различных экосистем и ответных реакций биоты на антропогенное воздействие. Поэтому оценить степень суммарного воздействия на природную среду и наметить систему природоохранных мероприятий можно лишь в схематическом виде.[ . ]

В целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий. Эти нормативы устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов или иного вредного воздействия на атмосферный воздух, а также для каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок.[ . ]

К нормативным качествам окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (в частности, Минздравом России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.[ . ]

Следующая группа показателей устанавливает требования к источнику вредного воздействия, это нормативы ПДВ в атмосфере и ПДС в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (шума, облучения, радиационного воздействия и др.), разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов.[ . ]

Закон об охране атмосферного воздуха установил также обязательность определения предельно допустимого норматива физического воздействия для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферу, причем вредное физическое воздействие от данного и от всех других источников не должно приводить к превышению П. д. у. физических воздействий на атмосферный воздух.[ . ]

Ведомственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в том числе за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, осуществляется органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения и организации, оказывающие вредное воздействие на атмосферный воздух.[ . ]

Статья 11 Закона устанавливает требования к нормированию качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух. В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.[ . ]

При вводе в эксплуатацию новых или реконструированных объектов хоз. или иной деятельности должно обеспечиваться непревышение предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.[ . ]

В соответствии со ст. 18 Закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха и в лечебных целях, не должны являться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются согласованные с органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы России нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ст. 19.).[ . ]

Разработка указанных проектов организуется Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Госкомэкология РФ согласовывает или утверждает эти нормативы по согласованию с государственными органами управления в области использования и охраны природных ресурсов. Активную роль в этом процессе играют органы санитарно-эпидемиологического надзора. В частности, они устанавливают нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ по микроорганизмам и биологическим веществам, участвуют с другими природоохранительными органами в установлении нормативов предельно допустимых физических воздействий на окружающую среду, предельно допустимых норм применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.[ . ]

С целью соблюдения стандартов качества окружающей среды при размещении, проектировании и вводе в эксплуатацию новых и реконструкции имеющихся предприятий, сооружений и других объектов, при внедрении новых технологических процессов и оборудования должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение их выбросов и сбросов. При этом исходят из того, что их совокупность в пределах ПДВ, ПДС и вредных физических воздействий обеспечивает соблюдение нормативов предельно допустимых концентраций и предельно допустимых уровней. Таким образом, эмиссионные нормативы непосредственно связаны с экологическими, т.е. с ПДК.[ . ]

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а в соответствии со ст. 58 — каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 19 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при ведении хозяйственной и иной деятельности, и осуществляется в целях государственного регулирования этого воздействия, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

По своему назначению нормирование в области охраны окружающей среды служит инструментом управления хозяйственной и иной деятельности для обеспечения экологической безопасности на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов.

Законодательно установлены две группы нормативов:

1) нормативы качества окружающей среды;
2) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Нормативы качества окружающей среды — это официально установленные допустимые, т.е. разрешенные, значения химических, физических, биологических показателей, характеризующих объекты окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

Установление вышеперечисленных нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне входит в компетенцию министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — это количественные ограничения химических, физических, биологических и иных воздействий на окружающую среду со стороны субъектов хозяйственной и иной деятельности, при соблюдении которых не нарушаются установленные для данной местности нормативы качества окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 22), установлены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производств и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательствами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Согласование нормативов допустимых физических воздействий на окружающую среду с государственными природоохранными органами – обязательное условие для получения разрешительной документации в отношении предприятий, хозяйственная деятельность которых сопровождается негативными для экологии физическими факторами.

Допустимые нормы шума

Превышение нормативов по уровню шума может привести к серьезным негативным последствиям для слуха человека. Шум, превышающий санитарные нормы, а также баротравмы (травмы, связанные с перепадом давления) в некоторых случаях приводят к полной потере слуха. Согласно установленным законом санитарным нормам, чтобы не оказывать негативного воздействия на здоровье людей, уровень шума не должен превышать 55 децибел (дБ) в дневное время и 40 децибел (дБ) ночью.

На территории больших городов и вблизи крупных предприятий эти нормативы довольно часто нарушаются, что может быть опасно для жителей близлежащих территорий. В первую очередь риску подвергаются сотрудники предприятий-нарушителей. Если уровень шума достигает 70-90 децибел (дБ) и продолжается длительное время, это чревато расстройствами нервной системы.

С целью снижения уровня шума на предприятиях организуется санитарно-защитная зона, и используются специальные шумоизолирующие кожухи для агрегатов. Замеры уровня шума входят в перечень обязательных мер в рамках государственной экологической экспертизы.

Допустимые нормы электромагнитных полей и излучений

Диапазон спектра электромагнитного излучения природного и техногенного происхождения, оказывающий негативное влияние на состояние организма человека составляет от тысяч километров (переменный ток) до триллионной части миллиметра. В связи с этим значительно разнятся и требования к нормированию различных диапазонов электромагнитного излучения.

Н а производстве электромагнитное излучение используется для индукционного нагрева металлов и полупроводников. В процессе оценки условий труда очень важно произвести измерения уровня излучений, чтобы исключить опасность для здоровья сотрудников жителей прилегающих территорий.

Защита от электромагнитных излучений может быть пассивной и активной. К пассивным методам снижения негативного электромагнитного воздействия:

  • защита расстоянием — организация санитарных зон;
  • защита временем — ограничение времени пребывания сотрудника в зоне повышенного ЭМП;
  • экранирование — применение поглощающих и экранирующих материалов;
  • градостроительные мероприятия – озеленение местности, планирование жилищного строительства с учетом рельефа и расположения прилегающих объектов.

Активные методы защиты от электромагнитных полей направлены на сам источник излучения. Внедрение этих методов предполагает модернизацию производственных узлов, с целью снижения их мощности и оптимизации других характеристик излучающего агрегата.

Действие излучения радиочастотного диапазона

Излучения радиочастотного диапазона могут оказывать на организм тепловой и нетепловой эффект. В первом случае у пострадавшего наблюдается повышение температура тела даже при незначительном локальном облучении. Нетепловой эффект предполагает трансформацию электромагнитной энергии в теле человека в нетепловую форму энергии – чаще всего это молекулярное резонансное истощение.

Нормирование воздействия электромагнитного излучения радиочастот происходит посредством СаНПиН 2.2.4/2.1.8.055—96, которые посвящены оценке воздействия электромагнитных полей радиочастотного диапазона на организм человека.

Действие инфракрасного излучения

Инфракрасное излучение на предприятии особенно опасно для сотрудников, работающих в непосредственной близости к источнику излучения. Негативное воздействие инфракрасного спектра на организм человека проявляется целым рядом симптомов. В первую очередь страдает нервная система — образуются специфические биологически активные вещества типа гистамина, холина, повышается уровень фосфора и натрия в крови.

Это способствует снижению нервно-мышечной возбудимости, преобладанию тормозных процессов и замедлению показателей общего обмена веществ. При этом усиливается секреторная функция желудка, поджелудочной и слюнной желез. Если страдает кожа, у пораженного человека отмечается гипертермия эпидермиса, ощущение боли и жжение.

Действие лазерного излучения

Воздействие лазерного излучения на организм пациента зависит от энергии излучения, энергии импульса, плотности мощности (энергии) и времени воздействия. При этом поражению подлежат и отдельные органы и организм в целом. Происходит это за счет образования свободных радикалов, которые реагируют с молекулами веществ, входящих в состав живой ткани. Это приводит к глубоким молекулярным повреждениям тканей. Наибольшее негативное воздействие лазерное излучение оказывает на кожу и оболочки глаза.

Экологическое нормирование - представляет собой процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элементы, что позволяет гарантировать не причинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам. Это один из самых сложных и интенсивно развивающихся правовых инструментов охраны окружающей среды.

Основной целью экологического нормирования является

Основная цель нормирования заключается в установлении допустимых пределов воздействия на биосферу, которые гарантируют не только экологическую безопасность и сохранность генофонда, но также адекватное использование и эффективное восполнение природных компонентов в условиях непрерывно развивающейся хозяйственной деятельности.

Нормы и лимиты

  • качества окружающей среды;
  • допустимых пределов отрицательных воздействий;
  • лимитов на изъятие природных элементов из биосферы;
  • санитарно-защитных зон.

Для анализа состояния биосферы были установлены нормативы качества, согласованные:

  • с химическими и физическими индексами состояния живых систем, предельно допустимым скоплением химических и радиоактивных веществ, а также с уровнями радиоактивности и тепла;
  • с биологическими индексами состояния различных живых систем, а также с предельно допустимыми концентрациями микроорганизмов.

По сути, нормативы допустимых пределов отрицательных воздействий на биосферу представляют собой вынужденный компромисс между экологией и экономикой, обусловленный необходимостью дальнейшего развития производственно-хозяйственной деятельности и сохранности генофонда.

В число ключевых образующих российской системы допустимого отрицательного воздействия входят нормативы:

  • предельных величин допустимых выбросов веществ и микроорганизмов;
  • формирования производственных и потребительских отходов и лимитов на их размещение;
  • величин допустимых физических воздействий (уровень шума, вибрации, излучений);
  • допустимых изъятий природных элементов;
  • допустимых нагрузок на биосферу, вызванных деятельностью человека;
  • прочее.

Отдел экологического нормирования нашей компании осуществляет разработку природоохранной документации для объектов на всей территории РФ! А наличие высококвалифицированных специалистов и многолетний опыт в области охраны окружающей среды и экологии позволяют выполнять работы любого уровня сложности.

Наши преимущества:


Оптимальное соотношение цены, качества и срока



Гарантия согласования проекта. Все наши проекты прошли получили положительные заключения


Согласования в государственных органах с первого раза


Гибкая система оплаты: мы готовы предложить поэтапную оплату


Вы гарантированно сможете получить консультацию о ходе выполнения работ от специалистов

Правовой базис

Защита источников питьевого водоснабжения, включая водоемы, курортные, лечебно-оздоровительные и прочие территории обеспечивается нормативами санитарно-защитных зон, установленными соответствующими законодательными документами.

Российское законодательство часто обращается к системе нормативов изъятия природных компонентов. Учитывающая региональную экологическую обстановку, возможность самовосстановления природных ресурсов и малейшие экологические дисбалансы, она обеспечивает максимальные экономические выгоды от использования природных компонентов.

Читайте также: