Джон локк опыт о человеческом разумении кратко

Обновлено: 02.07.2024

Локк Джон Опыт о человеческом разумении Книга 2

Глава первая ОБ ИДЕЯХ ВООБЩЕ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИИ

1. Идея есть объект мышления. Так как каждый человек сознает, что он мыслит и что то, чем занят ум во время мышления,- это идеи, находящиеся в уме, то несомненно, что люди имеют в своем уме различные идеи, как, например, такие, которые выражаются словами: , , , , , , , , и др. Прежде всего, стало быть, нужно исследовать, как человек приходит к идеям. Я знаю, что общепринятое учение заключается в том, что люди имеют врожденные идеи и первоначальные знаки, запечатленные в их уме с самого начала их существования. Я уже разобрал подробно это мнение. Но мне кажется, гораздо скорее согласятся со сказанным в предыдущей книге, когда я покажу, откуда разум может получать все свои идеи, какими путями и как они постепенно приходят в ум, причем я призываю в свидетели наблюдение и опыт каждого.

2. Все идеи приходят от ощущения или рефлексии. Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда он приобретает тот [их] обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает он весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит ‘. Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материал мышления. Вот два источника знания, откуда происходят все идеи, которые мы имеем или естественным образом можем иметь.

3. Объекты ощущения — один источник идей. Во-первых, наши чувства, будучи обращены к отдельным

чувственно воспринимаемым предметам, доставляют уму разные, отличные друг от друга восприятия вещей в соответствии с разнообразными путями, которыми эти предметы действуют на них. Таким образом мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами. Когда я говорю, что чувства доставляют их уму, я хочу сказать, что от внешних предметов они доставляют уму то, что вызывает в нем эти восприятия. Этот богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих в разум, я и называю ощущением.

4. Деятельность нашего ума — другой их источник. Во-вторых, другой источник, из которого опыт снабжает разум идеями, есть внутреннее восприятие действий (operations) нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями. Как только душа начинает размышлять и рассматривать эти действия, они доставляют нашему разуму (understanding) идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Таковы , , , , , , и все различные действия нашего yмa (inind). Когда мы сознаем и замечаем их в себе, то получаем от них в своем разуме такие же отличные друг от друга идеи, как и те, которые мы приобретаем от тел, действующих на наши чувства. Этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри себя, и, хотя этот источник не есть чувство, поскольку не имеет никакого дела с внешними предметами, тем не менее он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутренним чувством. Но, называя первый источник ощущением, я называю второй рефлексией, потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя. Итак, мне бы хотелось, чтобы поняли, что под рефлексией в последующем изложении я подразумеваю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Эти два источника, повторяю я, т. е. внешние материальные вещи, как объекты ощущения и внутренняя деятельность нашего собственного ума как объект рефлексии, по-моему, представляют собой единственное, откуда берут начало все наши идеи. Термин я употребляю здесь в широком смысле, подразумевая не только действия ума по отношению к своим идеям, но и возбуждаемые иногда идеями своего рода аффекты, каковы, например, удовлетворение или неудовольствие, возникающие от какой-нибудь мысли.

5. Все наши идеи происходят или из одного, или из другого источника. Ни из какого другого источника, кроме указанных двух, разум, на мой взгляд, не получает ни малейших проблесков идей. Внешние вещи доставляют уму идеи чувственных качеств, которые все суть вызываемые в нас вещами различные восприятия, а ум снабжает разум идеями своей собственной деятельности.

Если мы полностью исследуем эти два источника и их различные формы, сочетания и отношения, то увидим, что они содержат весь наш запас идей и что в нашей душе нет ничего, что не получается одним из этих путей. Пусть каждый исследует свое собственное мышление и тщательно изучит свой разум и потом скажет мне, что такое все его первоначальные идеи, как не идеи объектов его чувств или идеи деятельности его ума, рассматриваемой как объект его рефлексии. Как бы ни был велик, по мнению человека, объем знаний в разуме, после старательного ‘рассмотрения он заметит, что в его уме нет идей, кроме запечатленных одним из этих двух источников, хотя, быть может, соединенных и расширенных разумом в бесконечном разнообразии, как мы потом увидим.

6. Это наблюдается у детей. Кто внимательно изучит состояние ребенка при его появлении на свет, у того будет мало оснований думать, что ребенок в изобилии снабжен идеями, которые должны быть предметом его будущего знания. Лишь постепенно он обогащается ими. И хотя идеи очевидных и привычных качеств запечатлеваются до того, как память начинает вести запись времени и порядка, тем не менее это зачастую происходит позднее, чем некоторые необычные качества встречаются ребенку, так что лишь немногие люди могут припомнить начало своего знакомства с ними. И если бы только это стоило делать, то с ребенком, без сомнения, можно было бы устроить так, чтобы по достижении зрелого возраста он имел лишь очень мало даже обыкновенных идей. Но так как все родившиеся на свет окружены непрерывно и различно действующими на них предметами, то множество идей запечатлевается в детской душе, все равно, заботятся ли об этом или нет. Свет и цвета

тут же, под рукой всюду, стоит только открыть глаз. Звуки и некоторые осязательные качества раздражают соответствующие чувства детей и силой пробивают себе путь в ум. И все-таки, мне кажется, легко согласятся, что, если ребенка до зрелого возраста держать в таком месте, где бы он видел только белое и черное, он приобрел бы идеи алого или зеленого не в большей мере, чем приобретает идеи особого вкуса устриц и ананаса тот, кто с детства никогда не пробовал их.

7. Люди различным образом снабжаются идеями соответственно различию встречающихся им объектов. [Люди снабжаются большим или меньшим числом простых идей извне смотря по тому, больше или меньше по количеству различных объектов им встречается, а от внутренней деятельности их ума — сообразно тому, больше или меньше размышляют они о ней. Ибо хотя всякий созерцающий деятельность своего ума не может не иметь простых и ясных идей этой деятельности, но кто не направит своих мыслей на этот путь и не будет внимательно ее рассматривать, тот так же не будет иметь ясные, отличные друг от друга идеи всей деятельности своего ума и всего, что там можно заметить, как не будет обладать всеми отдельными идеями пейзажа или частей и движений часов тот, кто не обратит на них своего взора и не изучит внимательно всех их частей. Картина или часы могут быть поставлены так, что каждый день будут попадаться ему на глаза, но он будет иметь только смутную идею всех их составных частей до тех пор, пока сам внимательно не изучит каждую в отдельности.

8. Идеи рефлексии [возникают] позднее, потому что требуют внимания. Отсюда мы видим причину, почему (большинство детей довольно поздно приобретают идеи деятельности своего ума, а некоторые даже всю жизнь не имеют очень ясных и совершенных идей большей части этой деятельности./ Ибо, хотя она протекает постоянно, но, ^подобно блуждающим призракам, не производит впечатления достаточно глубокого, чтобы оставить в уме ясные, отличные друг от друга, прочные идеи, пока разум не обратит свой взор внутрь себя, не начнет размышлять о своей собственной деятельности и не сделает ее объектом своего созерцания.)Новорожденные, появившись на свет, окружены миром новых вещей, которые постоянным возбуждением их чувств привлекают к себе ум, охотно обращающий внимание на новое и склонный наслаждаться разнообразием изменчивых объектов. И вот

первые годы занимаются и забавляются обыкновенно рассматриванием окружающего задача человека в этом возрасте — знакомиться с внешним миром. Но, вырастая в постоянном вниманий к внешним ощущениям, люди до наступления более зрелого возраста редко размышляют серьезно о том, что происходит внутри их, а некоторые вообще почти никогда не размышляют.

9. Ум приобретает идеи, когда начинает воспринимать. Спрашивать, когда человек имеет первые идеи,- значит спрашивать, когда человек начинает воспринимать, ибо иметь идеи и воспринимать — одно и то же. Я знаю, что существует мнение, будто ум мыслит постоянно, будто он имеет наличное восприятие идей внутри себя беспрерывно, пока существует, и будто наличное мышление так же неотделимо от души, как наличная протяженность от тела 2. Если это правда, то спрашивать о начале человеческих идей — то же самое, что спрашивать о начале человеческой души. Ибо, согласно этому мнению, душа и ее идеи, как тело и его протяженность, начинают существовать в одно время.

10. Душа мыслит не всегда, ибо для обратного утверждения нет доказательств. Вопрос о том, считать ли душу существующей до или несколько позже первых зачатков организации, или начал, жизни в теле, или же одновременно с ними, я предоставляю разобрать тем, кто больше думал о нем. Я признаюсь, что обладаю одной из тех тупых душ, которые не сознают себя всегда созерцающими идеи и не могут постигнуть, почему для души постоянно мыслить более необходимо, чем для тела постоянно двигаться. Ведь, как я понимаю, восприятие идей для души — то же, что движение для тела,- не ее сущность, а один из видов ее деятельности. Поэтому, сколько бы ни считали, что мышление является деятельностью, столь естественно присущей душе, все-таки нет необходимости полагать, будто душа всегда мыслит, всегда находится в состоянии деятельности. Возможно, это привилегия бесконечного

Против теории врожденных идей (кембриджские платоники и Декарт).

2 грани эмпиризма Локка:

- Он был сторонником эмпирического изучения явлений и процессов сознания без дискуссий о природе души.

В решении вопроса о природе субстанционного носителя психических процессов колеблется, не говорит, является ли субстанция телесной или духовной.

- все содержания нашего сознания – идеи – есть результат нашего опыта, т.е. приобретены прижизненно.

Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности доказать его происхождение.

Постулат Локка гласил, что "в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях". Исходя из этого, он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни.

Доказав таким образом, что нет врожденных идей, Локк далее утверждал, что психика ребенка является "чистой доской" (tabula rasa), на которой жизнь пишет свои письмена. Таким образом, и знания, и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного взрослого человека.

Естественно поэтому, что Локк придавал огромное значение воспитанию. Он писал, что в моральном воспитании надо опираться не столько на понимание, сколько на чувства детей, воспитывая у них положительное отношение к хорошим поступкам и отвращение к дурным. В познавательном развитии надо умело использовать природное любопытство детей – оно есть тот ценный механизм, которым наделила нас природа и именно из него вырастает стремление к знаниям. Локк отмечал, что непосредственно в задачу воспитателя входит учет индивидуальных особенностей детей. Это важно и для того, чтобы поддерживать хорошее настроение ребенка в процессе обучения, что способствует более быстрому усвоению знаний.

В самом опыте Локк выделил два источника: ощущение и рефлексию.

Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом — внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом — идеи.

Чувства доставляют уму разные восприятия вещей.

Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) — деятельности (способности, по терминологии Локка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и вся многообразная деятельность нашего ума); продуктом — идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей.

Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих.

Ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлексировать свою деятельность.

Наряду с идеями, которые "доставляют" органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как "внутренним восприятием деятельности нашего ума". И те, и другие предстают перед судом сознания. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме". Это определение стало краеугольным камнем интроспективной психологии.

Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются "внутреннему взору" наблюдающего за ними субъекта. Из этого наиболее отчетливо и популярно разъясненного Локком постулата и возникло понимание предмета психологии. Отныне на его место стали претендовать явления сознания, порождаемые внешним опытом, который исходит от органов чувств, и внутренним, накапливаемым собственным разумом индивида.

Все идеи происходят или из одного, или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение — начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. Следовательно, в конечном счете ощущение является источником всякого знания

Идеи, по Локку, бывают простые и сложные.Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями — через ощущение и рефлексию.

С Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложное вторично и производно от него.

В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания.

Идеи мы имеем в душе.

Им соответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные, а также третичные, которые, по существу, сводятся к вторичным, так что основное различие производится между первичными и вторичными качествами.

Первичные качества — это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет.

Вторичные качества — это цвета, звуки, запахи и т. д., на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения и движения частиц (третичные не отличаются от вторичных. Зачем он их выделил не понятно).

Деление качеств на первичные и вторичные содержит возможность идеалистического отрыва ощущения от объекта.

В отличие от простых сложные идеи суть их сочетания, соединенные вместе под одним общим именем.

Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действии: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию.

Локк дал схему процесса обобщения, которое включает следующие операции:

- отбор единичных объектов, о которых мы хотим получить общее представление.

- расчленение каждого объекта на элементы (составляющие их свойства)

- сравнение объектов по элементам.

- идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием).

- абстрагируются, т. е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах.

- суммируют идеи, которые повторяются, что дает совокупность идей, составляющую искомую нами сложную общую идею.

Несмотря на то что Локк ввел понятие ассоциаций ограниченно, после него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология.

Локком выделялись следующие психические процессы:

- ощущения свойств предмета

Автоматически появляются в сознании (ум пассивен)

Понятие порога восприятия

Более активный психический процесс

Лучше всего запечатлеваются эмоционально не безразличные идеи

Наиболее активная деятельность нашего ума

Операции: сравнение, абстрагирование, обобщение, - с их помощью – превращение простых идей (элементов знаний) в сложные идеи.

"Опыт о человеческом разумении" Джона Локка посвящен эмпирической теории познания. По мнению Локка, разум – самая возвышенная способность души, а пользование им приносит наслаждение более сильное, чем пользование другой способностью.
Целью работы является исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. В основе метода Локка лежат 3 составляющих:

  1. Исследовать происхождение идеи и путей их получения разумом
  2. Выяснить, к какому познанию приходит разум через эти идеи
  3. Понять природу мнения

Идеи - это то, что каждый человек сознает, что он мыслит, чем занят его ум во время мышления. Все идеи происходят от ощущения или рефлексии. Ум - есть tabula rasa и материал для рассуждений и знаний он получает из опыта, т.е. наше наблюдение, направленное на внешние ощущаемые предметы или внутренние действия ума, доставляют нашему разуму весь материал мышления. Источники идей: 1 ) объекты ощущения. Чувства доставляют уму разные восприятия вещей, что дает нам идеи например красного или желтого (т.е. чувственных качеств). Т.о. они доставляют уму то, что вызывает в нем эти восприятия. Это источник и есть ощущения.

2) внутренние восприятие действий нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями. Это есть рефлексия онимаемая как наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, в следствии чего в разуме появляются идеи этой деятельности. Внешние идеи доставляют уму идеи чувственных качеств, а ум снабжает разум идеями своей собственной деятельности. Люди различными способами снабжаются идеями соответственно различию встречаемых им объектов. Идеи рефлексии возникают позднее, потому, что требуют внимания. Задача человека в детстве - знакомиться с внешним миром. Но вырастая в постоянном внимании к внешним ощущениям, люди до наступления более зрелого возраста редко размышляют о том, что происходит внутри них. Ум приобретает идеи, когда начинает воспринимать. Человек впервые имеет идеи тогда, когда он начинает воспринимать, поскольку иметь идеи = воспринимать их. Если человек мыслит, но сам об этом не знаю, то никто другой тоже не знает об этом. Сновидения составлены из идей бодрствующего человека в достаточно причудливой форме. Во время сна душа вспоминает свои врожденные идеи и что во время того разобщения с телом, когда она мыслит самостоятельно, идеи, которые ее занимают, по крайней мере иногда, есть более врожденные и естественные. Последние происходят от тела или от действий души по отношению к этим идеям. Память сохраняет только те идеи, которые произошли от тела или от действий души по отношению к ним. Наблюдения над детьми показывает, что нет других идей, кроме получаемых из ощущений и рефлексии. Душа мыслит прежде, чем чувства снабжают ее идеями для мышления. Душа развивает способность мышления, также как впоследствии сочетанием этих идей и рефлексии о своей деятельности она увеличивает свой запас, развивает легкость воображения и рассуждения. Благодаря чувствам душа обогащается идеями. Она мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления. Она постепенно переходит к упражнению способности расширения, сочетания и абстрагирования своих идей.

Человек начинает иметь идеи тогда, когда он впервые получает ощущение. Размышляя о своей деятельности в отношении приобретенных идей она обогащает себя новым рядом идей - рефлексии. Эти впечатления, произведенные над внешними объектами, находящимися вне души и есть собственная деятельность души. Таким образом, первой способностью человеческого ума является ее способность приноравливаться к тому, чтобы воспринимать впечатления, произведенными на нее или внешними объектами через чувства или ее собственной деятельностью когда она над ней размышляет. При восприятии простых идей разум пассивен или ум образуется из простых идеи, получаемых от ощущения и рефлексии. При этом он производит собственных действия, при помощи которых из простых идеи строятся более сложные: 1 . соединение нескольких простых идеи в одну сложную; 2. . сведение вместе двух идей и сопоставлении их, так, что ум приобретает способность их все сразу, не соединяя в одну (так приобретаются все идеи отношений); 3 обособление идеи от всех остальных, сопутствующим им в реальной действительности (абстрагирование) - путь образования общих идей. К сложным идеям относятся красота, человек, вселенная и др.

Наибольшая часть слов во всех языках - общие термины. Сначала у детей идеи, подобно лицам, которые с ними разговаривают единичны (не “мать” вообще, а конкретная). Затем они замечают, что есть еще много других, с похожими качествами. При этом исключается идея конкретного человека и остается только то, что у них есть общее. Общая природа вещей есть не что иное как отвлеченная идея.

Наше познание касается наших идей. Поскольку у ума во всех его мыслях и рассуждениях нет непосредственного объекта кроме его мыслей, те которые он рассматривает, то становиться ясно, что наше познание касается только их. Познание есть восприятие соответствия или несоответствия двух идей. Оно есть восприятие связи или ее отсутствия между нашими идеями. Это соотношение бывает четырех видов: тождество или различие; отношение между двумя идеями; совместное существование в одном и том же предмете; реальное существование.

Душа овладевает истиной разными путями (познание). Типы: актуальное - непосредственное созерцание умом соответствия или не - своих идей или их взаимного отношения ;приобретенное; интуитивное - ум воспринимает отношение между идеями непосредственно через них самих, без вмешательства других идей; демонстративное - ум не всегда между идеями, там где оно может быть обнаружено и он не идет дальше вероятностных предположений. Когда ум не может соединить свои идеи так, чтобы воспринять их отношение через их непосредственное сравнение, он старается обнаружить искомое отношение через другие идеи. Это есть рассуждение. Это тип познания зависти от доказательств.

О сфере человеческого познания Познание заключается в восприятии отношения наших идей. Отсюда: 1. познания не больше, чем идей; 2 . не больше, чем мы можем воспринять из отношения; Восприятие бывает через интуицию (непосредственное сравнение), рассуждение (отношение двух идей посредством других) и ощущение (восприятие других вещей); 3. интуитивное познание простирается не на все отношения наших идей. Аналогично и для рационального; 4. чувственное познание более ограничено, чем все остальные; 5. наше познание более ограничено, чем наши и

Раздел: Краткое содержание произведений
Количество знаков с пробелами: 5921
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: