Двойное гражданство многогражданство и безгражданство кратко

Обновлено: 05.07.2024

Двойное гражданство. Это — наличие у лица гражданства двух или более государств. Таким образом, этот термин охватывает и множественное гражданство (тройное и т. д.). Двойное гражданство порождается коллизиями законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве почвы и праве крови).

В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.

Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно по политическим соображениям). В свое время известность в этом смысле приобрела ст. 25 имперского закона о гражданстве Германии 1913 года, которая подвергалась критике в правовой литературе. Согласно закону от 28 ноября 1991 г., гражданину России может быть разрешено иметь гражданство другого государства, с которым Россией заключен соответствующий договор. Однако граждане России, имеющие также иностранное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства России.

Двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди них следует отметить:

а) последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством;

б) последствия, связанные с военной службой лиц с двойным гражданством.

В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую защиту лицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств, гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его гражданства. В этом случае вопрос о дипломатической защите практически отпадает. Точнее, попытка ее оказать допустима, но такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо имеет гражданство государства, против которого оказывается защита. Вторая ситуация: лицо с двойным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу дипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Власти государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того государства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболее прочную фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство государства, на территории которого это лицо постоянно проживает или на языке которого говорит, и т. д.). Эти критерии несовершенны. Получается, что гражданство какого-либо из заинтересованных государств предпочтительнее. С правовой точки зрения ситуация неразрешима. Есть только один выход — заключение международного соглашения, двустороннего или многостороннего. Решения по таким вопросам международных судебных органов или арбитражей, основанные на принципе эффективного гражданства, были распространены в практике западных государств, однако не породили общего правила. Они касаются отдельных случаев и могут приниматься в результате обращения в суд или арбитраж обоих заинтересованных государств.

Безгражданство. Это — правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным.

Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. Безгражданство представляет собой правовую аномалию. Государства борются с ним, стремясь его ограничить.

Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государства обязаны уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий режим. В каждом государстве он, однако, имеет свои особенности. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.

Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России.

Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении без-гражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 года является не ликвидация самого безгражданства, а установление на территории государств-участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их личный статус, имущественные права, предусматривает свободу предпринимательства для лиц без гражпанства некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства и т. д.

При разработке Конвенции о сокращении безграж-данства 1961 года разногласия между заинтересованными государствами были довольно велики, поэтому сфе-оа ее применения оказалась сравнительно узкой. Особенностью конвенции является то, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно лица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции упомянутого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Беженцы и перемещенные лица. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и протокол к ней 1967г.

Принадлежность к категории политических беженцев может рассматриваться как основание для того, чтобы претендовать на получение политического убежища. Однако в конечном счете урегулирование этого вопроса зависит от законодательства и политики государства, на территории которого находятся беженцы.

Перемещенные лица — это лица, насильственно вывезенные в ходе второй мировой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий для использования на различного рода работах. После окончания войны Советский Союз заключил с рядом государств соглашения о репатриации перемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия решению проблемы беженцев и возвращению их на родину в 1946 году была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ). Она была упразднена в связи с созданием УВКБ.

Режим иностранцев и его виды

Понятие режима иностранцев и его виды. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.

По традиции считают, что существуют три вида режима иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим.

Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания.

Режим наибольшего благоприятствования означает •предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Клаузула о наибольшем благоприятствовании встречается обычно в торговых договорах. Режим наибольшего благоприятствования чаще всего устанавливается на основе взаимности. В действительности он носит отсылочный характер и в конечном счете выражается в установлении либо специального, либо национального режима.

Специальный режим означает предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для х определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства. Как правило, это делается путем перечисления соответствующих прав и обязанностей. Например, в отечественной практике в некоторых договорах с сопредельными государствами предусмотрен упрощенный порядок перехода государственной границы жителями пограничных районов для посещения родственников. Специальный режим может носить и негативный характер, то есть представлять собой совокупность правовых ограничений, распространяющихся только на иностранцев (например, запрещение включать иностранцев в состав экипажа воздушного судна).

Ни в одном государстве не существует какой-либо °Дин вид режима иностранцев.

Право убежища. Декларация о территориальном убежище 1967 г.

Понятие политического убежища и условия его предоставления. Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.

Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище — предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище — предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться

преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В современном международном праве сложилось правило, запрещающее предоставление дипломатического убежища хотя в Латинской Америке оно признается.

Необходимо различать право убежища как институт международного права и институт внутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случае международно-правовых, а во втором — внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища. Таким образом, практически существует столько внутригосударственных институтов политического убежища, сколько существует государств, принявших соответствующие юридические нормы.

Само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает, что такое убежище автоматически будет предоставлено.

Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка кодифицировать эти нормы: Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла Декларацию о территориальном убежище (резолюция 2312/ХХН).

Важнейшее положение международного права, относящееся к предоставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами. Иными словами, предоставление убежища — это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.

Основания и процедура (судебная, административная) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших убежище, зависят от внутреннего законодательства государства.

Способы приобретения и утраты гражданства

Приобретение и утрата гражданства. Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две большие группы. Первая группа охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке, вторая — в исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства:

а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.

Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация (частный случай — так называемый трансферт); б) оптация, или выбор гражданства; в) реинтеграция, или восстановление в гражданстве.

Приобретение гражданства в результате рождения — самый обычный способ его приобретения. Законодательство государств по этому вопросу основывается на одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus soli). Иногда в доктрине приобретение гражданства по праву крови именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы — по рождению. Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения; право почвы — что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинство государств мира придерживается права крови. Российское законодательство также основано преимущественно на праве крови. Как правило, государства, которые в принципе следуют праву крови, в некоторых случаях исходят и из права почвы.

Право почвы свойственно законодательству США и латиноамериканских государств. Однако оно всегда в какой-то степени дополняется правом крови (обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся за границей).

Любое государство, как правило, стремится ввести в свое законодательство нормы, ограничивающие возможность приобретения его гражданства лицами, рожденными от смешанных браков. Это диктуется различными соображениями, в частности нежеланием способствовать приобретению своими гражданами еще и иностранного гражданства, то есть двойного гражданства, что может привести к осложнениям в межгосударственных отношениях.

Государства, придерживающиеся права крови, нередко также ограничивают возможность приобретения своего гражданства теми лицами, которые родились за границей от граждан, постоянно там проживающих, особенно если один из родителей является иностранным гражданином.

Натурализация (укоренение)—индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица.

В отечественном законодательстве этот термин не применяется, но в теории международного права он общепризнан. Натурализация — добровольный акт. Принудительная натурализация противоречит международному праву, и попытки осуществить ее всегда вызывали ноты протеста. Практике известны такие случаи. В частности, некоторые латиноамериканские страны в прошлом веке пытались в принудительном порядке автоматически предоставить иностранцам, проживающим длительное время на их территории, свое гражданство.

Натурализация осуществляется обычно в большинстве государств с учетом определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия — это, как правило, определенный срок проживания на территории данного государства (5, 7, иногда 10 лет). Предусматриваются и другие условия натурализации, например имущественные. Возможность натурализации часто облегчается, если заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству, служило в его вооруженных силах, находилось на его государственной службе и т. д.

Процедура приема в гражданство целиком определяется внутренним законодательством государств. Можно выделить по крайней мере четыре вида процедур натурализации:

1) натурализация, осуществляемая высшими органами государственной власти;

2) натурализация, осуществляемая органами государственного управления: правительством либо чаще всего центральными отраслевыми органами государственного управления (обычно ведомствами внутренних дел);

3) натурализация, осуществляемая местными органами государственной власти (встречается крайне редко);

4) судебная натурализация (также встречается Редко).

Разновидностью натурализации является предусматриваемый законодательством некоторых государств упрощенный порядок приобретения гражданства определенными категориями лиц путем регистрации (если только речь не идет о подтверждении своего гражданства), Усыновления, в результате вступления в брак. Два последних способа называют иногда семейным порядком приобретения гражданства.

В 2014 году приняли закон о том, что нужно уведомлять о втором гражданстве. В следующем году о наличии второго паспорта заявили 900 тысяч россиян: большинство сообщили о гражданстве США, Великобритании и Израиля. Еще около пяти миллионов россиян должны были заявить о втором гражданстве до конца 2015 года.

Расскажу о том, как получить второе гражданство и уведомить об этом российские госорганы.

В чем разница между двойным и вторым гражданством

Есть два вида множественного гражданства: двойное и второе. Двойное гражданство может быть у стран, с которыми заключено специальное соглашение. Такой договор у России есть только с Таджикистаном. Когда российский гражданин приобретает гражданство Таджикистана, он получает двойное гражданство.

Россиянин с двойным гражданством сохраняет полные права и обязанности в обеих странах, но платит налоги и проходит военную службу в стране постоянного проживания.

В остальных случаях гражданство будет второе. Например, когда россиянин приобретает паспорт Израиля, он получает второе гражданство. Кроме того, в этом случае в России он будет рассматриваться только как россиянин, а в Израиле — как подданный этой страны. И обязанность служить в армии у него может возникнуть в обеих странах, если вовремя не сняться с воинского учета в одной из них.

В случае с налогами роль играет не второе гражданство, а резидентство. Если человек находится за пределами РФ более 183 дней в течение 12 месяцев подряд, он становится налоговым нерезидентом и платит НДФЛ по ставке 30% вместо 13%. Получили доход в России, но не живете там больше 183 календарных дней в году — платите с дохода 30%.

Какие законы регулируют вопросы множественного гражданства

Вопросы второго гражданства регулируют федеральные нормативные документы, двойного гражданства — международные соглашения.

Федеральные нормативные документы такие:

Международное соглашение о двойном гражданстве в России пока одно — с Республикой Таджикистан.

Кому можно получить гражданство другой страны

Обычно гражданство можно получить по одному из следующих оснований:

  1. Рождение на территории страны.
  2. Родство с гражданином страны.
  3. Брак с гражданином страны.
  4. Инвестиции в экономику страны.

Чтобы получить гражданство по первым трем основаниям, нужно обратиться с заявлением о принятии в гражданство.

Если ребенок рождается в США и оба его родителя — граждане России, то он получает два гражданства: российское и американское. Если ребенок родится в Германии, он получит немецкое гражданство только в том случае, если один из его родителей — немец. Если оба родителя граждане РФ, у ребенка будет только российское гражданство.

Вот в каких странах можно получить гражданство за инвестиции — и вот какую сумму нужно инвестировать:

  1. Австрия — 800 000⁠—⁠10 000 000 €⁣ ( 55 462 632
  2. ⁠—⁠ 693 282 900
  3. Р ).
  4. Антигуа и Барбуда — от 225 000 $⁣ ( 14 153 175
  5. Р ).
  6. Болгария — от 511 254 €⁣ ( 35 444 366
  7. Р ).
  8. Великобритания — от 2 000 000 £⁣ ( 163 920 365
  9. Р ).
  10. Гренада — от 150 000 $⁣ ( 9 435 450
  11. Р ).
  12. Греция — от 250 000 €⁣ ( 17 332 072
  13. Р ).
  14. Испания — от 500 000 €⁣ ( 34 664 145
  15. Р ).
  16. Италия — от 500 000 €⁣ ( 34 664 145
  17. Р ).
  18. Кипр — от 2 000 000 €⁣ ( 138 656 580
  19. Р ).
  20. Латвия — от 250 000 €⁣ ( 17 332 072
  21. Р ).
  22. Мальта — от 650 000 €⁣ ( 45 063 388
  23. Р ).
  24. Сент-Китс и Невис — от 150 000 $⁣ ( 9 435 450
  25. Р ).
  26. Сент-Люсия — от 100 000 $⁣ ( 6 290 300
  27. Р ).
  28. Португалия — от 250 000 €⁣ ( 17 332 072
  29. Р ).
  30. Черногория — от 350 000 €⁣ ( 24 264 901
  31. Р ).

Кому нельзя иметь множественное гражданство

Есть те, кому запрещено иметь множественное гражданство:

Бывает, что страна запрещает своим гражданам иметь множественное гражданство. Например, в Казахстане, Эстонии и некоторых других странах приобретение второго гражданства влечет за собой утрату первого.

Плюсы множественного гражданства

У гражданства каждой страны свои преимущества. Вот какие плюсы есть обычно у второго паспорта:

  1. Безвизовый въезд в дружественные страны.
  2. Возможность получить гражданство членам семьи: детям, супругам, в некоторых случаях родителям.
  3. Право на медицинское обслуживание в любой стране гражданства.
  4. Возможность передать гражданство будущим поколениям по наследству.
  5. Право работать в государстве гражданства без оформления специальных документов.
  6. Право голосовать на выборах в обоих государствах.
  7. Возможность пользоваться правами обоих государств: получать образование, социальные гранты и стипендии, льготы, социальную помощь, пособия, в некоторых случаях — пенсию.
  8. Возможность жить в одной или в двух странах без оформления специальных документов, например без разрешения на проживание или вида на жительство.
  9. Отсутствие требования к сроку фактического проживания в стране.
  10. Возможность жить в стране с благоприятным климатом, с более развитой экономикой и высокими зарплатами.
  11. Возможность уехать из одной страны в другую, если в одной из них наступили тяжелые времена: политические волнения или война.
  12. Возможность учиться в некоторых вузах. Например, граждане Гренады имеют право на обучение в вузах Великобритании.

Расскажу подробнее про некоторые из них.

Безвизовый въезд. Гражданство другого государства позволяет путешествовать по некоторым странам без виз. Список безвизовых стран для каждого гражданства будет свой.

Например, с паспортом Украины доступны 126 стран без визы, с паспортом Латвии — 180 стран, с паспортом США и Канады — 184 страны, Испании и Франции — 186 стран, Германии и Финляндии — 188. Для россиян открыты 77 стран для безвизового въезда и еще в 26 странах визу поставят прямо в аэропорту.

Есть даже специальный индекс паспортов — рейтинг стран по принципу свободы передвижения их граждан. В 2019 году первое место заняли Сингапур и Япония — их гражданам открыты 190 стран без визы. Последнее — Афганистан: гражданам этой страны без визы открыто всего 25 стран.

Постоянные жители стран Евросоюза, которые входят в Шенгенскую зону, имеют право безвизового въезда во все страны Шенгенской зоны. А граждане Австрии, например, имеют право жить и работать в любой стране Евросоюза неограниченное время.

Гражданство для членов семьи. Обычно супруг и дети заявителя имеют право на новое гражданство на всю жизнь, и во многих странах следующее поколение может получить гражданство родителей по праву рождения или в силу родственных связей.

Но есть страны, где это правило не работает. Например, муж и жена могут получить гражданство в Сент-Люсии за инвестиции. Но к родившимся после этого детям гражданство не перейдет.

Минусы множественного гражданства

Минусов у второго гражданства больше, чем кажется. Вот что должен делать гражданин двух государств.

Соблюдать законы и порядки обоих государств. Законы в государствах различаются. Может случиться так, что принятое в одной стране запрещено в другой.

Например, в России запрещено распивать алкогольные напитки в общественных местах: на улице, в парках, на остановках, в общественном транспорте. За это предусмотрен штраф — 500—1500 рублей . В других государствах такого запрета может не быть. Например, в Японии люди спокойно пьют пиво на улице, и никто их за это не штрафует.

Понятия в государствах могут различаться. Совершеннолетний гражданин в России — человек 18 лет и старше, в США — 21 года и старше. При этом права несовершеннолетних граждан тоже могут быть разными. Например, получить водительские права в России можно с 18 лет, в США — с 16 лет.

Купить пиво, вино и шампанское в России могут люди с 18 лет, а, например, в Германии — с 16 лет, в Японии — с 20 лет, в США — с 21 года.

Служить в армии. В российской армии служат только мужчины, в Израиле — в том числе женщины. Если молодая россиянка получит гражданство Израиля, то ее могут призвать в армию.

Продолжительность военной службы новых мигрантов зависит от возраста, в котором они прибыли в Израиль, и семейного положения. Например, мужчины, которые въехали в страну до 18—19 лет и холостые, будут обязаны служить 32 месяца вне зависимости от семейного положения. Замужние женщины от службы освобождаются.

Получение двойного гражданства не всегда обязывает служить в армии. Например, если гражданин Таджикистана уже служил у себя на родине и получил российское гражданство, в российскую армию его не призовут, даже если он призывного возраста.

Защищать государство на войне. Когда человек принимает гражданство, он обещает исполнять свои гражданские обязанности, например служить в армии. В случае войны он обязан пойти воевать за государство, в котором он гражданин.

Следующий пример, конечно, из области фантастики, но представьте себе следующую ситуацию. Человек — гражданин двух государств. Вдруг между этими государствами разгорается война. Что делать человеку: служить в двух войсках одновременно? Если он не придет на службу в какой-то стране, его накажут по закону военного трибунала этого государства. Придется выбирать, какую страну защищать.

Платить налоги, возможно, придется в обеих странах, либо пользоваться соглашениями (договорами, конвенциями) об избежании двойного налогообложения, что обычно хлопотно.

Когда вы живете за границей и работаете в российской компании, ставка НДФЛ для вас как для нерезидента — 30% вместо 13%. Повышенная ставка налога будет только в случае, если вы находитесь в России менее 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд.

Но есть исключения. Граждане стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии — платят 13% НДФЛ, если работают в российской компании вне зависимости от того, где они живут.

Еще российский гражданин, который имеет паспорт другого государства, не сможет устроиться на гражданскую и госслужбу, членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, Председателем Правительства РФ, его заместителем и Президентом РФ.

Где можно и нельзя иметь паспорт двух государств

Некоторые страны разрешают своим гражданам иметь паспорта других государств без утраты текущего гражданства. Другие — не признают второе гражданство, и если гражданин приобретает второе гражданство, то автоматически утрачивает первое. Есть и такие государства, которые позволяют иметь два паспорта только при определенных обстоятельствах, например если отказаться от первого гражданства невозможно.

В следующих странах получение второго гражданства влечет за собой потерю первого:

В Азербайджане человек, который принимает другое гражданство добровольно, утрачивает гражданство Азербайджана. Такие же правила действуют в Словакии, Узбекистане, Украине и некоторых других странах.

Гражданин Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, получивший гражданство иностранного государства, обязан в течение одного месяца представить письменную информацию в соответствующий орган исполнительной власти, иначе его ждет уголовная ответственность. Такие правила могут работать и в других странах.


Что такое двойное гражданство?

Двойное гражданство заключается в наличии у гражданина РФ гражданства или подданства иностранного государства.

Основной закон нашей страны — Конституция РФ, допускает возможность получения нашими гражданами двойного гражданства при соблюдении 2-х условий (п. 1 ст. 62 Конституции РФ):

  1. это должно быть закреплено в федеральном законе;
  2. это должно быть прописано в Международном договоре между странами.

То есть Международный договор должен предусматривать одновременное гражданство договаривающихся стран.

В настоящее время у России заключен единственный Международный договор — с Таджикистаном (ратифицирован Федеральным законом от 15.12.1996 № 152-ФЗ).

Двойное гражданство не означает, что человек должен игнорировать права и обязанности в России.

Человек с двойным гражданством имеет права и обязанности в обеих странах, а уплачивает налоги, проходит воинскую службу в стране, где постоянно живет.

Например, если человек постоянно живет в Таджикистане, то он не сможет воспользоваться льготами в России и наоборот.

Естественно, что пенсию такой гражданин также может получить только в одном государстве (ст. 3 Соглашения между Россией и Таджикистаном). Проживая в Таджикистане, гражданин может принимать участие в выборах российской власти, но не сможет сам выбираться, занимать должности в прокуратуре, служить в российских спецслужбах и органах МВД (ст. 349 ТК).

Если человек с двойным гражданством находится в третьей стране, то он может обратиться при необходимости в представительства обеих стран — России и Таджикистана.

А дети лиц, имеющих двойное гражданство, сразу получают два паспорта по праву рождения.

Что такое второе гражданство?

В большинстве случаев, россияне приобретают второе гражданство. Хотя на практике говорят о том, что у них двойное гражданство. Но, как мы выяснили, Россией заключен только один Международный договор, предусматривающий двойное гражданство.

Следовательно, в юридическом смысле, со всеми остальными странами россиянин может получить второе гражданство.

Например, распространенной ситуацией является получение российским гражданином паспорта Израиля. Это не что иное, как второе гражданство. И в России гражданин будет пользоваться только российским паспортом, обращаться в российские учреждения за рубежом — тоже по российским документам. А уже в Израиле гражданин может пользоваться полученным вторым паспортом.

Немало граждан, которые сдают квартиры в аренду и уезжают в другие страны, например, на Кипр на длительное проживание. При этом такие граждане платят налоги в России. Так, в отношении дохода от аренды квартиры, граждане могут оформить статус самозанятого, который не теряется при получении второго гражданства.

Преимущества второго гражданства очевидны — свобода перемещения, развития бизнеса, трудоустройства, получение доступа к качественной медицине. Например, с паспортом Мальты можно посетить 185 безвизовых стран.

Но, как и в случае с двойным гражданством, такие люди не могут работать на должностях с допуском к государственной тайне, в прокуратуре, органах МВД, судах.

Помимо этого, есть государства, где непросто получить второй паспорт. Например, чтобы получить паспорт Саудовской Аравии, Китая необходимо отказаться от первого гражданства.

Наличие второго паспорта не влияет на налогообложение доходов граждан. Здесь важно знать, сколько времени проводит гражданин в России — меньше или больше 183 календарных дней, т. е. является ли он налоговым резидентом.

В чем различия между вторым гражданством и двойным гражданством?

Как мы видим, в России получить двойное гражданство можно только с одной страной.

В этом случае россиянин будет платить налоги и отчисления в стране, где он постоянно работает и там же проходить воинскую службу.

В случае со вторым гражданством россиянину, чтобы не платить налоги в обеих странах, нужно выбрать юрисдикцию для уплаты налогов. Кроме этого, нужно учитывать действие соглашений об избежании двойного налогообложения. Второе гражданство подразумевает и службу в армии.

В Европе получить второе гражданство можно за инвестиции.

Какие обязанности возникают у гражданина в связи с получением иного гражданства?

Лица, получившие двойное и второе гражданство, за исключением граждан, которые постоянно проживают за пределами России, должны уведомить об этом МВД.

Лица, имеющие иное гражданство, должны подать письменное заявление по установленной форме в территориальное подразделение МВД по месту жительства в срок — не позднее 60 дней с момента получения гражданства.

В противном случае штраф — от 500 рублей до 1 000 рублей (ст. 19.8.3 КоАП).

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранцы и лица без гражданства пользуются в России в целом одинаковыми с ее гражданами правами и обязанностями, т. е. на них распространяется национальный режим. Исключения здесь могут быть установлены только законом и касаются главным образом политических прав и свобод.

§ 1.3. Правовой статус личности

§ 1.3. Правовой статус личности Термин "правовой статус" широко применяется в правовой теории и нормативно-правовых актах. Он употребляется как по отношению к физическим, так и к юридическим лицам, органам государственной власти, субъектам Федерации и т.д.Под правовым

Глава XXV. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в российском гражданском процессе

Глава XXV. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в российском гражданском процессе В орбиту российского гражданского судопроизводства могут быть и в ряде случаев оказываются вовлеченными не только российские граждане и юридические лица, но также субъекты,

49. Правовой статус прокурора

49. Правовой статус прокурора Правовой статус прокурора – это совокупность прав, обязанностей, гарантированных государством, а также ответственность по прокурорской деятельности. Статус прокурора соответствует статусу гражданина, но имеются некоторые

1. Понятие, правовой статус

1. Понятие, правовой статус Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Общепризнанным считается определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных

§ 6. Правовой статус личности

§ 6. Правовой статус личности Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые

45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА

45. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА Журналист имеет право:• искать, запрашивать, получать и распространять информацию;• посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;• быть принятым

59. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО

59. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО Уполномоченный имеет право:• беспрепятственно получать доступ к массивам персональных данных;• запрашивать и получать от держателя (обладателя) массива персональных данных любые необходимые сведения, документы и

6.2. Правовой статус безработного

6.2. Правовой статус безработного Правовой статус безработного, как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и

5. Двойное гражданство и безгражданство

5. Двойное гражданство и безгражданство 5.1. Двойное гражданство Гражданин, имеющий гражданство двух или нескольких независимых друг от друга государств является обладателем двойного или множественного гражданства.Заключение 23 декабря 1993 г. Соглашения между Россией и

5.1. Двойное гражданство

5.1. Двойное гражданство Гражданин, имеющий гражданство двух или нескольких независимых друг от друга государств является обладателем двойного или множественного гражданства.Заключение 23 декабря 1993 г. Соглашения между Россией и Туркменистаном об урегулировании

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

98. Двойное гражданство. Гражданство и брак

98. Двойное гражданство. Гражданство и брак Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской

17. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ГРАЖДАНСТВО

17. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ГРАЖДАНСТВО Правовой статус человека и гражданина – совокупность его прав и обязанностей. Права и обязанности граждан устанавливаются многими отраслями права, но особое значение имеет государственное право, прежде всего,

Статья 6. Двойное гражданство

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также - документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(часть 3 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

(см. текст в предыдущей редакции)

Законный представитель гражданина Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 2 статьи 6 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 2 статьи 6 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(часть 4 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

5. Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, или законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется лично, либо его уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).

(часть 5 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ, в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В уведомление, указанное в части пятой настоящей статьи, вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового - место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания - место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

(часть 6 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

7. К уведомлению, указанному в части пятой настоящей статьи, прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем указанного гражданина, к нему также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае подачи уведомления, указанного в абзаце первом настоящей части, уполномоченным представителем лица, указанного в части третьей или четвертой настоящей статьи, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(часть 7 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

8. Формы уведомлений, подаваемых в соответствии с настоящей статьей гражданином Российской Федерации, его законным представителем либо уполномоченным представителем, и порядок подачи указанных уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. От обязанности подачи уведомления, указанного в части третьей настоящей статьи, граждане Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

(часть 9 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

10. От обязанности подачи уведомления, указанного в части четвертой настоящей статьи, законные представители соответствующих граждан Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

(часть 10 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

11. Правила, указанные в частях третьей - десятой настоящей статьи, применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

12. В случае прекращения гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве гражданин Российской Федерации вправе подать письменное уведомление о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).

Законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, вправе подать письменное уведомление о прекращении у данного гражданина гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).

13. К уведомлению, указанному в части двенадцатой настоящей статьи, прилагается копия документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем гражданина, к уведомлению также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).

14. В случае подачи уведомления, указанного в части двенадцатой настоящей статьи, уполномоченным представителем гражданина Российской Федерации к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

Читайте также: