Движение за новую культуру в китае кратко

Обновлено: 05.07.2024

Список литературы

1. Дин Шоухэ, Инь Сюйи, Чжан Бочжао. Влияние Октябрьской революции на Китай. Пекин, 1957. 180 с. (кит.яз.)

2. История Китая с древнейших времен до начала ХХI века. Т.VII. Китайская Республика (1912-1949). М., 2013. 863 с.

4. Люй Минчжо. Изучение взглядов Ли Дачжао. Хэбэй. 1983. 343 с.

5. Становление советско-китайских отношений (1917-1950). Владивосток. 1987. 197 с.

6. Сунь Ятсен. Избранные произведения. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 1985.784 с.

8. Чжан Вэньшэн. Взгляды Ли Дачжао на историю. Пекин. 2006. 304с. (кит.яз.)

9. Чжао Либинь. Идеи вестернизации до и после Синьхайской революции // Синьхайская революция и Китай ХХ века. Материалы Международной научной конференции. В 2 ч. Пекин. 2010. Ч. 2. С. С.1625- 1643. (кит.яз.)

  • Народная литература
  • Конец патриархальной семьи в пользу свободы личности и освобождения женщин
  • Мнение о том, что Китай - это нация среди наций, а не исключительно конфуцианская культура
  • Пересмотр конфуцианских текстов и древних классиков с использованием современных текстуальных и критических методов, известный как школа сомнительной античности.
  • Демократические и эгалитарные ценности
  • Ориентация на будущее, а не на прошлое

Движение Новой Культуры было прародителем Движения Четвертого Мая . С 4 мая 1919 года, студенты в Пекине выровненных с движением опротестовали передачу немецких прав по Цзяочжоувани в императорскую Японию , а не Китай на Парижской мирной конференции (заходящее условие мира по завершению встречи Первой мировой войны ), трансформирующие то, что было культурным движением, превратилось в политическое.

СОДЕРЖАНИЕ

История


Взносы

Юань Шикай

Юань Шикай , который унаследовал часть вооруженных сил династии Цин после ее распада в 1911 году, попытался установить порядок и единство, но он не смог защитить Китай от Японии, а также потерпел неудачу в попытке провозгласить себя императором. Когда он умер в 1916 году, крах традиционного строя казался полным, и был усиленный поиск замены, который пошел бы глубже, чем изменения предыдущих поколений, которые принесли новые институты и новые политические формы. Смелые лидеры призывали к новой культуре.

Чен Дусю

Ху Ши

Лу Синь

Западное влияние

Лидеры Новой Культуры, часто находящиеся под влиянием анархистской программы, пропагандировали феминизм , даже свободную любовь , как нападение на традиционную семью, изменяя условия, в которых следующие поколения создавали общество. В частности, движение заменило сексуальность традиционной китайской идеей родства . Замещение - один из основных элементов возникающих индивидуалистических теорий, возникших в ту эпоху. Среди писателей-феминисток была Дин Линь .

Развитие и конец движения

Когда Цай Юаньпэй, директор Пекинского университета, подал в отставку 9 мая 1919 года, это вызвало огромный резонанс в средствах массовой информации по всей стране. Это связывало академический дискурс в университете с политической активностью демонстраций Четвертого мая. В мае Четвертый Демонстрации 1919 года первоначально объединил лидеров , но вскоре, была дискуссия и выпадать на себя роль политики. Ху Ши, Цай Юаньпэй и другие либералы призвали демонстрантов вернуться в класс, но Чэнь Дусю и Ли Дачжао, разочарованные неадекватностью культурных изменений, призвали к более радикальным политическим действиям. Они использовали свою роль преподавателей Пекинского университета для организации марксистских групп по изучению и первого собрания коммунистической партии Китая .

Другие студенты прислушались к призыву Ху Ши вернуться к учебе. Новые подходы сформировали стипендию для следующего поколения. Например, историк Гу Цзиган первым применил новую историю, которую он изучал в Колумбийском университете, к классическим китайским текстам в Движении сомневающейся древности . Гу также вдохновлял своих учеников на изучение китайских народных традиций, которые игнорировались или отвергались конфуцианскими учеными. Образование было одним из главных пунктов повестки дня Новой культуры. Цай Юаньпей возглавлял Общество нового образования, а студенты университетов присоединились к Движению массового образования Джеймса Йена и Тао Синчжи, которое продвигало грамотность как основу для более широкого политического участия.

Журналистика и общественное мнение

Интеллектуалы Новой Культуры отстаивали и обсуждали широкий спектр космополитических решений, включая науку, технологию, индивидуализм , музыку и демократию, оставляя на будущее вопрос о том, какая организация или политическая власть могла бы их осуществить. Антиимпериалистическое и популистское насилие середины 1920-х годов вскоре подавило интеллектуальные исследования и культуру Новой культуры.

Оценки и изменение взглядов

Историки на Западе также считали это движение знаменующим разрыв между традициями и современностью, но в последние десятилетия китайские и западные историки теперь обычно утверждают, что изменения, продвигаемые лидерами Новой Культуры, имеют корни, уходящие корнями в несколько поколений, и поэтому не являются резким разрывом. с традициями, которые, в любом случае, были весьма разнообразными, равно как и ускорение более ранних тенденций. Исследования последних пятидесяти лет также показывают, что, хотя радикальные марксисты играли важную роль в Движении новой культуры, было много других влиятельных лидеров, включая анархистов, консерваторов, христиан и либералов.

Переоценка, хотя и не ставит под сомнение высокую оценку мыслителей и писателей того времени, не принимает их представление о себе как о культурных революционерах.

Другие историки также утверждают, что коммунистическая революция Мао, как он утверждал, не выполнила обещание Новой Культуры и просвещения, а скорее предала ее дух независимого самовыражения и космополитизма. Юй Инши , ученица новой конфуцианской школы Цянь Му , недавно защищала конфуцианскую мысль от осуждения Новой культуры. Он рассуждал, что поздний имперский Китай не был застойным, иррациональным и изолированным, условиями, которые оправдывали бы радикальную революцию, но что поздние цинские мыслители уже использовали в своих интересах творческий потенциал Конфуция.

В 2017 году отмечалось столетие Октябрьской революции. Однако не менее бурным было десятилетие с 1911 по 1920 год в Китае. В этой статье мы поговорим о некоторых ключевых событиях той эпохи: Движении за новую культуру и Движении 4 мая, а также Синьхайской революции 1911-1912 годов, положившей начало новому Китаю.

В Пекине, в центре площади Тяньаньмэнь возвышается памятник Народным героям, 人民英雄纪念碑 жэньминь инсюн цзиняньбэй. Идея его создания родилась сразу после основания КНР в 1949 году. Строительные работы продолжались с 1952 по 1958 год.

Памятник Народным героям на площади Тяньаньмэнь и Дом народных собраний, Пекин

Памятник Народным героям на площади Тяньаньмэнь и Дом народных собраний

Памятник Народным героям символизирует борьбу китайского народа в период с Первой Опиумной войны до основания Китайской народной республики 1 октября 1949 года. По часовой стрелке расположены восемь барельефов, на которых изображены важнейшие события революционной китайской истории:

  • Сжигание опиума во время Первой опиумной войны (1840 год),
  • Восстание в деревне Цзиньтянь во время Восстания тайпинов (1851 год),
  • Учанское восстание во время Синьхайской революции (1911 год),
  • Движение 4 мая (1919 год),
  • Движение 30 мая (1925 год),
  • Наньчанское восстание (1927 год),
  • Антияпонская война 1931-1945 годов,
  • Переход через Янцзы (1949 год).

За последние годы рабочие объединяются в союзы и партии и ведут борьбу, принуждают хозяев предприятий принимать их требования. Такое явление распространяется по Европе и Америке, но это только ростки. В будущем объединение рабочих партий будет происходить еще более бурно и, пожалуй, приведет к кровавым столкновениям. Это не борьба между сильными и слабыми государствами, а борьба между массами бедных и богатыми. В течение предстоящих ста лет к этой борьбе непременно будет приковано всеобщее внимание. Поэтому в последнее время все больше распространяется учение о роли народных масс, учение о коммунизме, это будет большой темой дискуссий предстоящего периода.[1]

О необходимости демократических преобразований писал ученик Кан Ювэя Лян Цичао (1873-1929):

История форм государственного правления знает три эпохи: первая – эпоха правления многих государей, вторая – эпоха правления одного государя, третья – эпоха правления народа. Эпоха правления многих государей, в свою очередь, подразделяется на два периода: период власти племенных вождей и период власти удельных правителей (фэн цзянь) и наследственных сановников. Эпоха правления одного государя также подразделяется на два периода: период самодержавия и период совместного правления государя и народа. Наконец, эпоха правления народа подразделяется на два периода: период совместного правления президента и период народного единовластия.[2]

Однако после Синьхайской революции и событий, последовавших за 4 мая 1919 года, Лян Цичао встал на антизападные и проконфуцианские позиции, считая, что лишь только конфуцианство может быть идеологией социальной справедливости и равенства возможностей. Он предлагал объявить конфуцианство государственной религией.

На первых порах Синьхайская революция вызвала рост воодушевления в обществе и характеризовалась существенными сдвигами в духовной культуре Китая. Страна пережила огромные социальные потрясения: сама Синьхайская революция, свергнувшая чужеземную маньчжурскую династию Цин, правившую с 1644 года, распад империи и создание Китайской республики. Обострилась милитаристская борьба между различными группировками. С новой остротой встали вопросы необходимости модернизации Китая и освобождения его от полуколониальной зависимости от западных держав и Японии.

Синьхайская революция привела к кризису государственной конфуцианской идеологии. Еще в 1905 году в Китае была отменена система обязательных государственных экзаменов на замещение чиновничьих должностей. Вместе с ней стала необязательной прежняя конфуцианская модель образования. Однако на низовом, наиболее массовом уровне общественного сознания, по-прежнему преобладало господство конфуцианства, противостоящего мистике даосизма, буддизма, а также христианства.

Конфуцианские мыслители оказались в стороне от бурных событий Синьхайской революции, что в определенной степени так же способствовало падению монархии. Не поддержали они и амбиции Юань Шикая (1869-1916), стремившегося объявить себя императором новой династии. Конфуцианство, бывшее в течение многих столетий охранительной традицией, в нынешних условиях показало свою слабость и неспособность ответить на новые вызовы революционной эпохи. На первый план в идеологической борьбе вышли сторонники идей обновления.

Если мы будем строить государство и общество на базе конфуцианских принципов, это означает, что не нужно ни республиканской конституции, ни реформы, ни новой политики, ни нового образования, напрасно тогда была пролита кровь за революцию, за парламент, за законы.[4]

Конфуций – апологет монархического деспотизма. Конституция – гарантия свободы современных наций. Как деспотизм исключает свободу, так и Конфуций не оставляет места для конституции. Если Конфуция, апологета деспотизма, втиснуть в современную конституцию, гарантию свободы, то она даст ростки деспотизма, а не свободы.[5]

Письменный язык был максимально приближен к языку простого народа и способствовал распространению образованности и искоренению безграмотности — одной из важнейших целей движения. Многие исследователи обратились к народной культуре, которая, как правило, оставалась вне поля зрения конфуцианских ученых. Для её изучения использовалась западная методология.

Китайские мыслители активно заимствовали идеи западной философии. Важным событием стал приезд в Китай в 1919 году американского философа Джона Дьюи (1859-1952), одного из главных представителей прагматизма. Не менее существенным событием был курс лекций, прочитанных британским философом и логиком Бертраном Расселом (1872-1970). Широко распространялись идеи Ницше и другие философские идеи.

Тем не менее, не смотря на интеллектуальный всплеск и огромные изменения в этой сфере, Синьхайская революция 1911-1912 годов не смогла решить главного: освободить Китай от иностранного владычества и встать на путь подлинных демократических преобразований.

Распространению информации в Китае о происходящем в России способствовали китайские рабочие. Еще в годы Первой Мировой войны в Россию было привезено около 150 тыс. китайцев на тыловые работы военного значения.

Окончание военных действий Первой Мировой войны было расценено в Китае как возможность не только вернуть бывшие германские колониальные владения на полуострове Шаньдун, которые Германия получила в 1898 году, но и ликвидировать все неравноправные договоры западных стран с Китаем и признать его равноправным государством.

  1. Западные державы откажутся от своих сфер влияния в Китае.
  2. Будут отозваны находящиеся в Китае войска иностранных государств.
  3. Западные державы откажутся от права иметь в Китае свою почту и телеграф.
  4. Будет отменено право консульской юрисдикции.
  5. Территории, арендованные иностранными державами, будут возвращены Китаю.
  6. Территории иностранных сеттльментов будут возвращены Китаю.
  7. Китаю будет предоставлена таможенная самостоятельность.

Китайская делегация была фактически отстранена от обсуждения вопросов, связанных с бывшими германскими колониями на территории Китая. 30 апреля 1919 года было принято решение о передаче бывших колоний в Шаньдуне Японии, которую активно поддерживали Англия и Франция. Китайская делегация на заседание приглашена не была.

Кроме того, как выяснилось, 24 сентября 1918 года китайское правительство под руководством Дуань Цижуя подписало с Японией секретное соглашение о передаче ей германских колониальных владений в Шаньдуне.

Сунь Ятсен, проживавший в то время в Шанхае, сочувственно откликнулся на пекинские события. Пекинскому правительству была направлена телеграмма, в которой он оправдывал действия студентов. В частности, в ней говорилось:

Надо простить молодых студентов, деятельность которых слегка вышла за пределы нормального поведения по причине их патриотических чувств.[8]

9 мая 1919 года после совместных заседаний обеих палат парламента в Гуанчжоу была послана циркулярная телеграмма во все провинции Китая, в которой резко осуждались прояпонские элементы в пекинском правительстве и одобрялись действия пекинских студентов.

Правительство попыталось подавить протест, но это вызвало волнения и в других городах Китая – Тяньцзине, Шанхае, Нанкине, Чанша и др. Массовые репрессии против участников только способствовали расширению географии протеста, центр которого переместился в Шанхай.

4 июня 1919 года всеобщую стачку объявили торговцы. Их поддержали шанхайские рабочие, число которых достигало 60 тысяч, а затем рабочие из других городов Китая. Впервые в китайской истории основным методом протеста стали забастовки.

Китайское правительство было вынуждено пойти на уступки протестующим. В частности, не был подписан Версальский мирный договор, уволены прояпонски настроенные деятели правительства, прекращены репрессии против большинства протестующих.

…коррупция современной бюрократии и военщины сейчас приняла куда большие размеры, чем в маньчжурско-цинскую эпоху.[9]

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Китай очень богат на историю, здесь столько всего происходило, да и происходит до сих пор. Строя свое общество они конечно позаимствовали коммунистические идеи. Но как бы там ни было, а ведь Китай сейчас практически лидер мировой экономики.


Среди опрошенных, как и ожидалось, чувства уважения и восхищения в большей степени проявились у людей, старше 50 лет. Более молодые граждане страны настроены в отношении Председателя несколько более критично.

Что же считают сегодня граждане Китая главными заслугами Мао?

На первое место 90 процентов поставили то, что именно он стал во главе народной революции, которая привела к созданию независимого государства.

На втором месте — реализованная им концепция справедливости, в пользу которой высказались 60 процентов ответивших. Очень многие люди вспоминают времена Мао с ностальгией, хотя жизнь тогда и была более бедной. Тем не менее, по их словам социальное расслоение и разница между доходами не была такой вопиюще большой, как сегодня.

На третьем месте среди заслуг Мао Цзэдуна — создание во время его правления атомного и термоядерного оружия, что одобрило около 50 процентов респондентов. Примерно столько же одобряют уравнивание в правах мужчин и женщин, произошедшее в те времена. Также 48 процентов ставят в плюс Мао то, что при нём страна открылась внешнему миру, и были заложены основы отношений с США.

В целом же, свыше 90 процентов опрошенных считают, что эпоха Мао и сегодня оказывает значительное влияние на Китай.


Мы не знаем, читали ли Пушкина создатели мавзолея Мао Цзэдуна. Но лежит великий китайский лидер действительно в хрустальном гробу, а мемориальный комплекс в центре площади Тяньаньмэнь в Пекине действительно напоминает гору. Вот только цепей там нет.

Философия практической деятельности Мао Цзэдуна — это продукт конкретно-исторических условий Китая, ведущего в то время борьбу за освобождение страны, проведение народно-демократической революции, образования Китайской Народной Республики и построения социализма. Эта деятельность в жизни Мао Цзэдуна относится к периоду с 1918 года по 1957 год, когда он принимал непосредственное участие и в борьбе многонационального китайского народа за освобождение страны, и в проведении народно-демократической революции, её перерастания в социалистическую, и в построении социализма под его руководством. Философия практической деятельности Мао Цзэдуна (вплоть до его смерти в 1976 году) базировалась на его диалектико-материалистическом, а не на метафизическом мировоззрении, сформировавшегося на основе перевоспитания, преодоления мелкобуржуазных взглядов, освоения основ марксизма-ленинизма, а главное — оно проходило в ходе длительной классовой борьбы, борьбы с проявлениями догматизма, консерватизма и ревизионизма внутри партии и в международном коммунистическом и рабочем движении. Не будучи философом в полном смысле этого слова, Мао Цзэдун был последовательным сторонником учения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина в области: марксистской философии, политической экономии и научного коммунизма.

На данном витке развития, когда многие страны стоят на пути модернизации и реформ, специфический опыт Китая привлекает внима­ние благодаря не только своим особенностям, но и предварительным итогам модернизации, поставившей это государство в первую пятер­ку мировых лидеров по многим показателям. Опыт проведения политики модернизации в КНР вызывает огромный интерес, основанный на реальных достижениях Китая в кратчайшие, по историческим меркам, сроки в контексте со­поставления китайской модели с реформами в странах постсоветского пространства и других государствах.

Если мы хотим понять модернизацию Китая лучше, мы должны рассматривать её как про­цесс изменений, долгосрочный переход от одно­го состояния общества к другому. Что касается модернизации Китая, то это процесс перехода от традиционного аграрного общества к современ­ному индустриальному обществу. В то же время мы должны учитывать, что модернизация Китая происходила в определённой среде, не схожей с западной.

разделяет модернизацию Китая на четыре периода:

  1. 1840-1910 годы — первый период и нача­ло модернизации Китая.
  2. 1911 — 1949 годы — вторая модель модер­низации, соответствующая изменениям от ре­форм в рамках федеральной системы династии к буржуазной революции.
  3. 1949—1976 годы — третья модель, со­ответствующая переходу от капиталистической к социалистической модернизации ( в этот период и была Культурная революция),
  4. С 1976 года по настоящее время. Это чет­вёртый период модернизации.




Значение Культурной революции, как правило, разъясняется и в более широком смысле — революции против реакционного сознания, феодальных порядков, старого общества, продолжение и усиление классовой борьбы в деле формирования мировоззрения рабочих и с реакционными элементами в интеллигентских кругах.


Международный фон

В конце 1950-х годов произошёл дипломатический конфликт между КНР и СССР. Пик конфликта пришёлся на 1969 год. Окончанием конфликта считается конец 1980-х. Конфликт сопровождался расколом международного коммунистического движения.

Со стороны СССР знаком недовольства маоистской политикой стал внезапный отзыв всего корпуса советских специалистов, работавших в КНР по программе международного сотрудничества. Кульминацией конфликта стали пограничные столкновения вокруг острова Даманский на реке Уссури.

В октябре 1964 года в КНР были успешно проведены испытания ядерного оружия.

Культурная революция в Китае - Держись курса на использование системы трех третей и достижение новых побед

Борьба за единоличное лидерство в партии

Партийные чистки


Их место должны были занять идеи Мао Цзэдуна.


Можно соотнести это со спиралью развития общества и классифицировать эти действия Мао, как попытку создать новую культуру, однако, без работы в сфере образования и науки, это преображение было неполным.

Культурная революция в Китае вызывает споры и всё равно остается загадочной в силу внешней абсурдности событий. Однако помимо хаотичности и разрушительности в ней есть свой смысл и замысел. Страна шла к социально-политическому кризису, в Китае накапливалась энергия протеста, и Мао нашел ей полезное с его точки зрения применение.

image22

Публичная казнь во время культурной революции

Мао Цзэдун и Линь Бяо

Линь Бяо и Мао Цзэдун

Работа на селе во времена культурной революции

И все же, в эту эпоху, как ни удивительно, научная мысль умудрилась не только остановиться, но и активно развивалась: за это десятилетие мудрецы из Поднебесной успели синтезировать биологически активный инсулин и транспортную рибонуклеиновую кислоту, испытали водородную бомбу, запустили несколько искусственных спутников, которые благополучно вернулись на Землю… Нация продолжала думать и творить. Странный какой-то хаос получается, верно?

Плакат с изображением Мао Цзэдуна

Это можно проследить ещё до прихода социализма в Китай.

Заметки на полях о конфуцианстве, как основе китайской идеологии

После смерти Мао многие его соперники вновь получили власть. В том числе и Дэн Сяопин, благодаря экономическим реформам которого страна шагнула в новую эру (надо заметить — при помощи финансового капитала США).

Официальная линия партии сегодня придерживается мнения, что Мао был неправ на 30 процентов, но вполне прав на 70. Китай уже давно отказался от идей Мао о перманентной революции. Сегодня партия представляет собой строгую иерархию, имеет монополию на власть в стране и особенную ценность придаёт общественной стабильности.

В КНР сближение с США рассматривалось как форма борьбы с СССР. Не случайно антисоветская составляющая первых шагов Вашингтона и Пекина превалировала над всеми иными.

Решение о сближении с Вашингтоном было утверждено на пленуме ЦК КПК в октябре 1968 года. Через месяц Китай предложил США возобновление переговоров в Варшаве и заключение соглашения о пяти принципах мирного сосуществования. Вашингтон в 1969—1971 годах предпринял целую серию ответных жестов в политической, военной и экономической областях.

Официальное начало развитию американо-китайского диалога положила секретная поездка в Пекин помощника президента США по вопросам национальной безопасности Г. Киссинджера.


Киссинджер и Чжоу Эньлай, 1971

В 1971 году на XXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН КНР была восстановлена — или скорее принята — в Организацию Объединенных Наций. Длительная американская блокада этого решения ООН закончилась, Тайвань лишился места в этой организации, а КНР получила фактически статус великой державы. Это была великая победа китайской дипломатии, которая, однако, стала возможной только благодаря изменившейся позиции Вашингтона.


Д.Рокфеллер и Чжоу Эньлай,1973


На мавзолее Мао Чжуси, на той самой главной площади страны Тяньаньмэнь, где уже в 1989 году престарелый Дэн Сяопин раздавил танками демонстрацию совсем других студентов, до сих пор красуется портрет Великого Кормчего (в 1953 году там в день смерти был и портрет Сталина).

image3

В 2008—2009 годах этот фильм в КНР был переведён на семь языков, в том числе на русский.

Мао Цзедун - Я поддерживаю вас


Отношение к реформам было более сложным. Культурная революция, особенно своей ранней радикальной фазой, обозначила высокую степень сопротивления мировому капитализму. Несмотря на все свои ошибки, маоисты подготовили материальную часть и человеческие ресурсы, которые были необходимы для последовательного стремительного роста. Экономический бум, который последовал сразу после эры Мао Цзэдуна, построен на достижениях маоистского Китая, включая национальную и социальную эмансипацию, хотя он и имел значительные недостатки.

Хотя Культурная революция могла бы принести больше пользы экономике страны, неправильно считать, что это было потерянным десятилетием для развития Китая. Китай обнаружил большие международные возможности после Культурной революции, чем до неё. Экономическая интеграция Китая в мировой капитализм произошла тогда, когда миру потребовались колоссальные человеческие ресурсы, которые не были нужны в меньшей глобальной экономике середины 1960-х годов.

Читайте также: