Кратко изложите не менее четырех признаков кризиса традиционной семьи

Обновлено: 02.07.2024

III .Проведение социологического опроса 1. Считаете ли вы, что нетрадиционная ориентация является регрессом общества? Анализируя эти данные, можно судить о том, что 87% мужчин и 78% женщин поддерживает идею о том, что нетрадиционная ориентация – регресс общества.

2. Как уменьшить количество людей с нетрадиционной ориентацией? Анализируя данные 2 вопроса мы приходим к следующему выводу: 67% мужчин и 56% женщин склоняется к тому, что ужесточение законов действительно поможет снизить количество людей с нетрадиционной ориентацией. III .Проведение социологического опроса

4. Как люди с нетрадиционной ориентацией влияют на моральные нормы общества? Анализируя данные 4 вопроса мы можем судить о том, что 94% мужчин и 74% женщин считают, что люди с нетрадиционной ориентацией снижают уровень морали. III .Проведение социологического опроса

Анализируя данные, полученные нами в результате проведенного выше социологического опроса мы можем увидеть, что: Русское общество поддерживает идею о том, что нетрадиционная ориентация – регресс общества. Большинство мужчин склоняется к тому, что правительство может помочь людям с нетрадиционной ориентацией вернуться к традиционной, а большинство женщин считает, что таким людям могут помочь близкие люди. IV . Подведение итогов

Большая часть мужчин считает, что закон не выполняется вообще, однако большинство женщин считает, что закон выполняется, но не в полной мере. IV . Подведение итогов Люди с нетрадиционной ориентацией снижают уровень морали по мнению российского общества. Большая часть граждан нашей страны считает, что введение более жестоких наказаний за распространение гомосексуализма поможет обществу снизить количество гомосексуалистов к нулю.

V . Предложение путей решения 1 . Ужесточение наказания людей, ведущих пропаганду нетрадиционных отношений среди молодого общества 2 . Популяризация традиционных браков 3 . Строительство реабилитационных центров и клиник, направленных на лечение людей с нетрадиционной ориентацией ПУТИ РЕШЕНИЯ 4. Введение курса о половом воспитании и браке в различных учебных заведениях

Сексуальная революция -это революция, которая изменила привычную нашу мысль о том, что в мире должны быть только разнополые браки. Постепенно наступает демографическая проблема, снижение уровня морали. Нам известно, что если беспорядочная сексуальная жизнь распространяется на большую часть членов общества, то начинается рост психических заболеваний, эмоциональных бурь и кризисов. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что данная проблема мешает дальнейшему развитию общества. Однако, пути решения этой проблемы очевидны и реальны. Вывод

Бывает и иначе. Внешне семья как семья, даже относительно дружная. Но имеется некая червоточинка, заметив которую, понимаешь: этот брак обречён.

Если вы этого не делаете, то, пожалуй, разумнее всего сразу же развестись и дать каждому из вас шанс построить новые отношения. Если вы не решаетесь на расставание, когда в вашем браке присутствуют 4 признака краха отношений, вы обрекаете и себя, и мужа на долгие годы мучений. Подумайте: а ради чего?

Семь вопросов для выяснения проблем в отношениях

Comfreak / Pixabay

4 признака краха семьи

1. Нападки на личность. То, что оба партнёра время от времени критикуют друг друга – это нормально и естественно. Задуматься стоит в том случае, если претензии возникают не к поступкам супруга, а к его личности. Например, то, что он засиделся с друзьями – это одно. А вот ваша претензия, что, мол, он пренебрегает семьёй – это уже серьёзно.


Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

2. Публичное унижение. Вам может сто раз не нравиться манера вашего мужа рассказывать анекдоты, но когда вы в присутствии посторонних называете его глупцом или хамом – это уже нехороший сигнал. Он может сколько угодно говорить вам о том, что, мол, пора бы похудеть, но говорить это наедине. А если он при всех обзывает вас толстухой, задумайтесь о ваших отношениях. Любая резко негативная критика, унижения и оскорбления в присутствии посторонних людей говорят о глобальных проблемах в паре.

4. Игра в молчанку. Разногласия, которые имеются в паре, надо обсуждать и проговаривать. И дело вовсе не в том, что вы оба таким образом имеете возможность выпустить пар – проговаривая проблемы, вы лучше узнаете друг друга. Если же вместо обсуждения ваш партнёр замыкается в себе, отказывается обсуждать и находить компромиссы, вывод печален: вы не имеете потребности и желания идти навстречу друг другу. Обычно это свойственно только тем парам, в которых люди стали совсем безразличны друг другу.

Это блог по психологии от профессионального психолога, в котором значительное внимание уделяется темам психологического насилия - абьюза, нарциссизма, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам.
Стоимость консультации психолога 3000 руб./час., очно (Москва, м. Марьина роща), или через Zoom

Традиционная семья © refleksia.ru

Однако искать причины происходящего в мифах как религиозных, так и социальных — путь в никуда. Причины происходящего на Земле всегда имеют земную почву и вполне земное объяснение. Это же касается проблем, связанных с кризисом традиционной формы семьи. Что бы понять в чем же причина кризиса семейных отношений надо объективно рассматривать процессы, происходящие в нашем обществе.

Когда мы говорим о семье, мы подразумеваем прежде всего традиционную патриархальную семью, которая предстает пред нашим взором в следующем виде: муж — глава, жена — как подчиненная, дети — как гарантия обеспечения старости и продолжения рода.

Первые формы семьи возникли еще в период выделения человека из мира дикой природы. Однако в дальнейшем формы семейных отношений менялись.

Таким образом, семья хотя и есть явление природное, но не имеет единственной окончательно установленной формы существования. Различные формы семьи возникают и изменяются в соответствии с существующими условиями.

Так же и традиционная патриархальная семья является лишь одним из вариантов семейных отношений, возникших в ходе эволюции человеческого общества. Появление патриархальной семьи это закономерный результат смены прежних форм, которые и сегодня можно наблюдать у разных первобытных племен — Амазонии, Центральной Африки, островов Папуа.

В первобытном обществе семьей являлась вся община, в которой мужчина и женщина не были отдельной ячейкой. Сама община была ячейкой общества, так как только в ее рамках можно было вести успешное первобытное хозяйство, то есть только так можно было выжить. Мужчина и женщина не устанавливали долговременных отношений, поэтому не возможно было определить отцовство ребенка и родовая принадлежность определялась по материнской линии. В некоторых районах Гималай до сих пор сохраняются отголоски той эпохи в виде полиандрии (то есть многомужества).

Кроме того, в отличие от устоявшегося традиционного мнения о том, что мужчина —добытчик, а женщина — хранительница огня, последние научные исследования в области археологии и палеонтологии показали, что во многих первобытных обществах основным и постоянны рационом питания было не столько мясо, сколько растительная пища. То есть большую долю питания первобытного общества добывали женщины, занимавшиеся собирательством. В то время как мясо бывало крайне нерегулярно, что было связано со случайным, неустойчивым характером охоты. Ситуация начала меняться лишь с усовершенствуем оружия — изобретением лука и стрел примерно 15 тыс. лет назад. В этот период возникает новый тип семьи. Это семья, в которой муж и жена уже образуют устойчивые долговременные пары, но по-прежнему являются частью более крупной общины. Еще имеются коренные отличие такой семьи от патриархальной — общинное воспитание потомства, где каждый взрослый несет ответственность за каждого ребенка.

И лишь с переходом к развитому земледелию происходит окончательное оформление патриархальной семьи. Возникает та самая схема: Муж — работник, жена — домохозяйка, дети — в качестве подсобных помощников. Именно в этот период семья становится по-настоящему ячейкой общества. Но вот почему именно с переходом к земледелию возникает патриархальная семья и почему именно такая форма сосуществования становится ячейкой, то есть элементарной (наименьшей) основой общественного устройства, остается предметом споров.

Что бы понять глубинные причины такой метаморфозы, как распад рода и общины и обособление семьи, надо внимательнее рассмотреть бытовые условия жизни и производства в условиях патриархальной традиционной семьи.

В исторических условиях патриархальной системы имеются два основных момента.

С одной стороны, мужчина был основным производителем. Ведь для работы на земле требовалась физическая сила и выносливость. Поэтому женщина оказывалась в зависимости от мужчины. Зависимость эта была, прежде всего, экономической. А уже впоследствии на этой основе родилось множество мифов, легенд, религиозных писаний, юридически закрепивших власть мужчины и обосновавших подчиненную роль женщины.

Однако, с другой стороны (и об этом практически нигде не говорится), и мужчина так же был зависим от женщины. Зависим, прежде всего, в бытовом плане. Ведь для нормального хода выполняемых работ носитель рабочей силы должен быть обеспечен необходимыми бытовыми условиями гигиены и полноценного рациона питания. В противном случае распространение болезней ухудшит здоровье и понизит производительность, либо окончательно убьёт производителя. А поскольку средний рабочий день при примитивном земледелии и ремеслах патриархального общества доходил до 13-14 часов и еще около 9 часов требовал здоровый сон, необходимый для восстановления сил после рабочего дня, то у мужчины как производителя оставалось не более 2-3 часов в сутки свободного времени. И успеть за это время и отдохнуть, и обеспечить быт (приготовить еду, постирать, убраться и т.д.) физически было невозможно. Поэтому женщина, выключенная из непосредственного создания продукта, непосредственной экономической деятельности, занималась обеспечением быта мужской производственной рабочей силы.

То есть, в определенном смысле семья как экономическая ячейка общества представляла собой мини модель общественного разделения труда: мужчина — сфера производства, женщина — сфера услуг. Обе эти сферы экономической деятельности неотделимы друг от друга.

Таким образом мы видим, что традиционная семья стала ячейкой общества прежде всего потому, что была ячейкой экономической. Семья как ячейка, то есть мельчайшая производственная единица, была необходима для нормального полноценного ведения производящего хозяйства. Ее разрушение вело к упадку производительности.

По тем же причинам патриархальная семья была многодетна. Дети так же являлись частью экономических отношений. Ибо каждый ребенок — это и дополнительные рабочие руки, и единственный способ обеспечения старости (пенсионного фонда еще не было). Но в старости обеспечение могли дать лишь сыновья, так как дочери, уходя в другие семьи, уже становились чужой принадлежностью. Поэтому чем больше сыновей, тем легче в старости. Желательно не менее 2-3. Но что бы иметь 2-3 взрослых сына, в среднем надо иметь 5-6 взрослых детей вообще, поскольку в среднем мальчиков и девочек всегда поровну. Но чтобы иметь 5-6 взрослых детей необходимо родить не менее 10-12, а желательно и больше. Ведь при слаборазвитой медицине прошлых обществ крайне высока младенческая и детская смертность. Например, широко распространён тот факт, что великий русский химик Д.И. Менделеев был 17 ребенком в семье. Куда менее известно, что из 17 детей выжили лишь 8. То есть более половины умерло в детстве. И это в дворянской, а соответственно, вполне обеспеченной семье, где могли себе позволить хорошую по тем временам медицинскую помощь. Что уж говорить о простом народе. Даже в начале 20 века в Российской Империи из 1000 родившихся, в первый год умирало около 200, а в следующие 4 года еще около 300. То есть 5 летний порог преодолевала лишь половина родившихся. Соответственно, рождение большого числа детей так же было вызвано практической необходимостью.

Итак, подводя предварительный итог, следует повторить, что семья в патриархальном традиционном обществе была ячейкой этого общества, но в первую очередь потому, что была ячейкой экономической. Крепкий и устойчивый союз мужчины и женщины был необходимым условием полноценной хозяйственной деятельности как отдельной семьи, так и экономического развития общества в целом.

Таким образом, патриархальная традиционная семья есть результат определённого исторического развития общества, находящегося на определенном уровне производства.

Соответственно, с изменением уровня развития производительных сил начала меняться и роль семьи в обществе. Наиболее радикальные перемены в роли семьи в общественном укладе произошли на рубеже 19-20 веке.

С внедрением новых технологий, с уменьшением рабочего дня, с появлением более глубокого разделения труда и возникновения общественной сферы услуг, изменяется роль мужчины и женщины по отношению друг к другу в процессе экономической деятельности.

С одной стороны, благодаря развитию технологий, вытесняющих физический труд, женщина теперь так же может полноценно участвовать в процессе общественного производства, то есть быть полноценной участницей экономической деятельности и самостоятельно обеспечивать себя. С другой стороны, мужчина благодаря развитию сферы услуг и улучшения бытовой обстановки в целом более не нуждается в женщине как обслуге, и так же может самостоятельно обеспечить свой быт без ущерба для своей работоспособности.

Углубление общественного разделения труда в корне изменило взаимоотношения между мужчиной и женщиной в процессе создания благ. Сегодня уже не семья является экономической ячейкой, то есть мельчайшей производственной единицей. В капиталистической системе, когда прибавочная стоимость получается из непосредственного процесса производства, совокупный капиталист стремится по максимуму выдаивать каждого работника в отдельности. То есть сегодня экономической ячейкой общества, мельчайшей производственной единицей становится рабочая сила, взятая в отдельности. Экономической ячейкой современного общества является отдельный человек — отдельная производящая (и эксплуатируемая) личность.

Уменьшение социальной роли семьи нагляднее всего можно увидеть в % разводов в наиболее развитых странах, в среднем 40 – 50%, а также по депопуляции этих обществ.

Падение рождаемости в развитых капиталистических странах так же является следствием отношений рыночной системы на рынке труда.

Если взять всю совокупность рыночных отношений, то женщина, рожающая и сидящая с ребенком, с точки зрения слепой руки рынка, — бесцельное расходование трудовых ресурсов. Это потенциальный убыток (не созданная стоимость, которая могла бы быть создана, если бы женщина работала), хоть и не выраженный в реальном денежном выражении, но оказывающий опосредованное воздействие на рынок труда. Даже безработная женщина для рынка более выгодна, чем беременная. Так как даже одним своим присутствием на рынке труда она снижает зарплаты других (как известно, чем выше безработица, тем меньше зарплаты).

Поэтому даже в самых демократически развитых странах Запада женский труд в среднем оплачивается ниже, чем мужской. И это не смотря на достаточно сильно развитые феминистские движения, формально призванные защищать интересы женщин. Однако права политические отличаются от прав экономических. Первые можно установить законом. Вторые регулируются стихийно, как и положено законам рынка. В нашей стране еще остаются некоторые сферы, где зарплаты обоих полов примерно равны. Это наследие СССР, где единственно зарплаты и мужчин и женщин был равны. Но и этот атавизм социализма постепенно уходит.

Таким образом, с развитием технологий был уничтожен старый экономический базис семьи как ячейки общества. То есть семья не обязательно перестает быть производственной единицей. Но семья перестает быть мельчайшей единицей производства и единственно необходимым условием полноценного ведения хозяйства, как ранее. То есть семья в ее традиционной форме, перестав быть ячейкой экономической и лишившись своего исторического базиса, постепенно перестает быть и социальной ячейкой общества.

Какие же перспективы у семьи? Какая в дальнейшем судьба ее ожидает? Ответы на эти вопросы будут постепенно выступать, при условии адекватного и грамотного анализа изменений общественных отношений и экономических связей дальнейшего общественного развития.


Над темой номера работал Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Кризис традиционной семьи

В отличие от тенденций смертности, которые резко отличают страны СНГ от большинства более благополучных западных стран и уже тем самым дают основания говорить о специфическом для постсоветских стран кризисе, в тенденциях других демографических процессов таких резких отличий нет. Скорее, напротив, эти тенденции свидетельствуют о конвергентном характере демографического развития на западе и на востоке Европы - и не только в самое последнее время, но и во времена существования СССР. После распада СССР и начала рыночных реформ в демографических тенденциях в этих двух частях Европы появилось еще больше сходства, при том что и серьезные различия все еще сохраняются.

Конвергентные тенденции проявляются в том, что в странах СНГ, по крайней мере, европейских, все более явственно обозначается совокупность перемен, начавшихся ранее в Западной Европе и получивших в научной литературе название "второго демографического перехода". Помимо очень низкой рождаемости, о которой речь пойдет ниже, они включают в себя более позднее вступление в брак и рождение детей, распространение альтернативных вариантов организации семейной жизни, в частности, нерегистрируемых браков и внебрачных рождений и т.п.

Многие из этих тенденций порождают беспокойство и на Западе, где они вызывают споры и нередко трактуются как опасный кризис семьи и семейных ценностей. Если такая трактовка верна (что не бесспорно), то естественно распространить ее и на процессы, происходящие во многих странах СНГ, и признать, что они также переживают кризис семьи, свойственный всей западной цивилизации. Но нет никаких оснований усматривать в этих процессах особенность только стран СНГ, а тем более специфическую реакцию на проводившиеся в этих странах реформы.

Еще в советское время многие страны СНГ столкнулись с серьезной эрозией традиционных брачно-семейных отношений, снижением прочности брака и ростом числа разводов. Это не было характерно для Закавказья или Среднеазиатского региона. Но такие страны, как Россия, Украина, Белоруссия или Молдавия по интенсивности разводов уже в 1970-е - 1980-е годы превосходили большинство европейских стран, хотя в США показатели были еще более высокими. К началу XXI века интенсивность разводов в названных постсоветских странах еще повысилась, их показатели по-прежнему оставались выше европейских, несмотря на то, что они повышались и в Европе, и сблизились с американскими, а то и превзошли их - в частности, и за счет того, что в США интенсивность разводов снижалась (рис. 5).

Рисунок 5. Общий коэффициент разводимости в некоторых постсоветских и западноевропейских странах

Не исключено, что ответом как раз на эти, явно выбивавшиеся из общего европейского ряда, тенденции роста разводов (они очень ярко проявились во времена СССР также в трех странах Балтии) стали поиски новых форм организации частной жизни, приведшие к быстрому распространению во многих странах СНГ нерегистрируемых браков, повышению возраста вступления в первый регистрируемый брак при все более юном возрасте полового дебюта и среднего возраста матери при рождении ребенка, а также к росту числа внебрачных рождений. О числе нерегистрируемых браков судить довольно сложно, но статистика внебрачных рождений по ряду стран имеется, и она указывает на поистине стремительное увеличение внебрачной рождаемости (табл. 2).

Читайте также: