Движение алаш и политические взгляды казахских революционеров демократов кратко

Обновлено: 05.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Кафедра: Социальные гуманитарные дисциплины

На тему: Политические идеи алашординцев

студент 2-го курса, специализации

Список использованной литературы

Политические идеи алашординцев

Изменения социально-экономического положения в крае, усиление колониального гнета, наглядно выражавшиеся в массовом изъятии земель и переселенческом движении, произвол чиновников царской администрации, происходящих в России, в корне изменили тактику борьбы в национально-освободительном движении.

На рубеже веков национально-освободительное движение казахского народа вступило в новую фазу своего развития, характерной чертой которого был переход от традиционных форм вооруженной борьбы к политическим методам сопротивления колониальной системе царизма. В этих условиях руководство освободительным движением взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, наиболее последовательно выражавшая идею национальной независимости. Руководителями национально-освободительного движения стали А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и многие другие.

Революция 1905-1907 гг. в России, способствовали оживлению политической жизни в казахском обществе. В формировании мировоззрения представителей алашского движения и накоплениями политического опыта и закалки важной вехой явилась организация петиционных акций, в ходе, которых, отрабатывались основные политические и социально-экономические требования казахского народа, а также борьба за представительство в Государственной Думе.

Дулатов участвовал в разработке программных документов партии "Алаш" и правительства Алаш Орды совместно с А.Байтурсыновым, в которых они разработали принципы правового государства: равенство всех граждан независимо от вероисповедания, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной России мыслилось в виде демократической федеративной республики во главе с выбираемым Думой президентом.

В 1905 г. А. Букейханов выступил на съезде земских и городских деятелей в Москве, категорически требуя равных прав для 5 млн. казахов. Наряду с неотложными вопросами социального порядка, он в своей речи поднимал и проблемы языка, свободы выбора: ". ближайшей нуждой казахов является свобода в употреблении родного языка.

Первая попытка создать филиал партии "Народная свобода" была предпринята в 1905 г. в г. Уральске на съезде представителей пяти областей Степного края. Одним из его организаторов был А. Букейханов.

Не имевшая социальной опоры Казахская конституционно-демократическая партия тогда была обречена на неудачу. Национальная политика кадетской верхушки вызывала недовольство членов той же партии - представителей народов России.

Будучи одним из сторонников организации филиала кадетской партии в Казахстане, являясь членом ЦК партии, А. Букейханов, по всей вероятности, осознавал ее политическую сущность, что и сказалось в его последующих действиях. Видимо не случайным было его членство в масонской ложе, главная цель которой заключалась в свержении царизма.

Окончательный же разрыв А. Букейханова с кадетами произошел в декабре 1917 г. Политические взгляды А. Букейханова отражала характерные черты общественно-политической деятельности казахской интеллигенции - его последователей - основными среди, которых были постоянные поиски компромиссов. Подобная поведенческая линия была обусловлена национальной идеей, направленной на отстаивание интересов казахского этноса.

В 1905-1907 гг. были созваны I-III съезды мусульман России, образовано "Общество мусульманской партии". Но идея мусульманского единства всех народов, способствовала объединению тюрко-мусульманского населения российских колоний и способствовала росту антирусских настроений.

Ведущая роль в разрешении межнациональных конфликтов принадлежала лидерам Алаш, которые, как и прежде, руководствовались принципами миротворческой политики, выраженными ими в 1916 г.

Однако достижение гражданского мира было невозможным без проведения коренных реформ в вышеуказанных вопросах. Замедленность и непоследовательность в политике Временного правительства объективно способствовали усилению социальной напряженности, росту революционной нетерпимости и экстремизма. Нарастающее противоречие между центральной властью и местными казахскими комитетами стало особенно заметным в вопросе о форме отношений между ними.

Наряду с общими проблемами, стоявшими перед казахским обществом все настойчивее звучала мысль о необходимости создания самостоятельной национальной партии. 24 июня 1917 г. передовица газеты "Казах", указав, что программа ни одной общероссийской партии не соответствует целям казахского общества, сделала вывод о необходимости создания самостоятельной партии, "которая выражала бы более полно наши интересы".

Проходивший 21-28 июня 1917 г. в Оренбурге I-й Всеказахский съезд, высказался за автономию Казахстана в составе Российской федеративной демократической парламентской республики, а так же признал необходимость создания отдельной политической партии.

Вскоре во главе 30 представителей от казахов А.Н. Букейханов участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске. На съезде было принято решение о создании казахской автономии в составе будущей Сибирской республики. Разразившийся в июле 1917 г. общероссийский политический кризис требовал скорейшего определения места и роли движения "Алаш" в сложившихся условиях. 21 ноября 1917 г. газета "Казах" напечатала проект программы партии, составленной А.Букейхановым, А.Байтурсыновым, М.Дулатовым и др.

Поскольку новая партия стала влиятельной силой, и руководствовалась общенациональными интересами, поставив задачу общественно-политической деятельности подъем и развитие экономической и культурной жизни казахского народа.

В 1920-е годы пресекается деятельность альтернативных партий, свободные органы печати уничтожаются, а лидеры республики взяты под особый контроль. Не избежал этой участи Алихан Букейханов. Он, трижды осуждавшийся царским режимом за политическую деятельность и высылавшийся за пределы Казахстана, неоднократно подвергался аресту и в советское время, а с 1922 года, вплоть до расстрела, был лишен права посещать родной край.

Главенствующая в политическом наследии Алихана Букейханова идея национально-государственного самоопределения была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее осуществление, а в конечном итоге поплатились за это собственной жизнью.

Таким образом, анализ общественно-политической деятельности казахской интеллигенции накануне революции и в годы гражданской войны показал ее ярко выраженный антиколониальный характер, направленный на национальное освобождение и всестороннее развитие казахского народа в новых общественно-политических условиях.

Список использованной литературы:

www.kazpravda.kz – газета Казахстанская правда

www.pricom.kz - Общественно-политическая газета Атырауской области

www.ru.wikipedia.org – Свободная энциклопедия

Алашская идея и независимость Казахстана: уроки истории

Сегодня идет целенаправленная работа по возрождению исторического сознания общества. Только зная историю своего народа и страны, начинаешь понимать особую ценность Независимости.

Каждая земля, как известно, рождает своих великих сынов. Казахская степь также гордится славными героями, такими как Кенесары хан, батыры Срым, Исатай, Махамбет и многие другие. История казахского народа показывает, что борьба за свободу и независимость страны никогда не прекращалась. Не последнюю роль в этой многовековой борьбе сыграли и представители национальной интеллигенции рубежа XIX и ХХ столетий. Появление движения и первой политической партии Алаш, правительства Алаш Орда свидетельствовало о возросшей гражданской зрелости и высоком потенциале казахской политической элиты, способной решать судьбоносные вопросы будущего развития родного народа.

Деятели Алаш и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции заложили фундамент казахской государственности. Сегодня мы, сами того не подозревая, живем в том государстве, границы которого в начале 1920-х годов были примерно очерчены участниками Алаш Орды. Алашские лидеры приняли активное участие в процессе национально-территориального размежевания Средней Азии и воссоединения казахских земель. Представители алашской интеллигенции А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Беремжанов, М. Шокай, Ж. Акпаев, М. Тынышпаев, А. Ермеков, а также национал-коммунисты С. Ходжанов, Т. Рыскулов, С. Мендешев, С. Сейфуллин, С. Асфендияров, С. Садвокасов, Н. Нурмаков и другие прилагали все усилия для обеспечения целостности казахской территории.

Алашские деятели подняли национальное самосознание народа на государственный уровень. Партия Алаш стала первой политической организацией казахов, разработавшей комплекс мер для решения проблем общества того времени. Основной идеей алашординцев было единство народа, и этот лозунг актуален и по сей день.В чрезвычайно экстремальных условиях того времени алашординцы проявляли исключительную гибкость, в то же время они были принципиальными политиками. Основными целями движения Алаш являлись создание системы государственного самоуправления, отстаивание права народа на национальное самоопределение, модернизация казахского общества с использованием передового мирового опыта.

Как известно, история не дала партии Алаш, Алашской автономии и ее правительству Алаш Орде возможности осуществить свою программу создания и укрепления казахской государственности на основе единства всех слоев народа. Отвергая насилие, отрицая классовую природу государства, алашские деятели выступали против диктатуры одного класса в обществе. Непросвещенность масс, оторванность от центра политической борьбы, разрозненность и отсутствие четкой программы политической борьбы явились причиной поражения Алаш в политическом противостоянии большевикам.Вынужденные в сложившихся обстоятельствах победы советской власти признать ее, и приняв предложение большевиков о работе в государственном аппарате, бывшие деятели Алаш Орды стремились придать советской власти национальное содержание, приблизить к интересам коренного населения.

Деятели Алаш были высокообразованными людьми, истинными эрудитами, обладавшими глубокими познаниями в социально-гуманитарном и естественно-научном знании. Многие лидеры движения Алаш были не только правозащитниками, политическими и общественными деятелями, но и крупными просветителями, публицистами, издателями газет и журналов, мыслителями, поэтами, педагогами, авторами научных исследований, книг и учебников. Алашордынцы и близкие к ним по духу казахские интеллектуалы и творческие деятели, не были ограничены в своих национальных рамках, как раз, наоборот, - все они были людьми глубоко просвещенными и многогранно талантливыми, открытыми, чуждыми любой замкнутости.Ведь многие из них окончили передовые учебные заведения России, а также ряд из них – и зарубежные учебные заведения (Германии, Польши, Турции и др.). Они были непревзойденными публицистами, организовали выпуск ярких газет и журналов - печатных органов правительства Алаш Орды. Деятели Алаш были феноменами, рождающимися раз в столетие. Каждый из них был маяком, светочем для народа.

Оценивая недавнюю историю, нужно обязательно учитывать все противоречия советской эпохи с ее неоспоримыми завоеваниями и достижениями, победами и трагедиями, бесчеловечным попранием индивидуальных и коллективных прав. Борьба за социальное единство общества и утверждение новой идеологии сопровождалась подавлением национального самосознания и нивелированием самобытности национальной культуры. Казахские интеллектуалы многое сделали в изучении и пропаганде национальной истории, культуры и традиций народа. Однако всякие попытки использования естественного права ранее угнетенных народов на защиту национальных интересов воспринимались тоталитарным режимом как проявления буржуазного или местного национализма.

Мечты алашских лидеров сбылись. Идеи и идеалы, положения и принципы, выдвигавшиеся поколением казахской интеллигенции начала ХХ века, сохраняют свое значение и востребованы поныне. Успешно противостоять новым вызовам времени, в условиях внутренних и внешних угроз, кризиса ценностей цивилизации, отстоять интересы нации – обязанность нынешних поколений. И хотя каждое время ставит новые задачи, но идеи Алаш продолжают жить и вновь напоминают о себе в период кардинальных изменений в стране. Это: равноправие, общественное согласие и мир, культурный прогресс нации, меритократия, государтвенный язык, привлечение не только элиты, но и широких масс к делам управления государством. Алашскими лидерами на уровне передовых требований своей эпохи, европейских либерально-демократических ценностей выдвинуты принципы демократического, правового, светского, социального государства, идеи системы государственного управления и самоуправления, институтов президентства, парламентаризма, экономической, социальной и политической модернизации общества. В контексте своего времени они призывали к качественному обновлению нации, рывку к прогрессу. И сегодня востребованы такие же известные в истории честь и отвага поколения интеллигенции 20-30-х гг. прошлого века. Современное общество нуждается в новаторских идеях и мировоззренческих ориентирах, в лидерах, которые способны мыслить оригинально и действовать нестандартно.

Ныне, в условиях Независимости, мы наблюдаем преемственную взаимосвязь между идеями первых казахских интеллектуалов прошлого века и современностью. Стратегия национального прорыва продолжается в инициативах, идеях и деятельности Первого Президента независимого Казахстана и затрагивает все сферы общественной жизни, внутренней и внешней политики государства. В одном из своих выступлений Президент Н.А. Назарбаев, с начала 1990-х годов предложивший идею создания Центрально-азиатского союза, упомянул, что идею единства центральноазиатских государств впервые выдвигал Мустафа Шокай.Идея предков о единстве тюркских народов воплощается сегодня в деятельности Совета тюркоязычных государств, созданного в 2009 году.

Казахские интеллектуалы рубежа ХIХ-ХХ вв. были полиязычны. По словам внука Алимхана Ермекова - Олега Ермекова, его дед знал пять языков. Мустафа Шокай свободно владел наряду с русским еще и английским, французским, немецким, польским и турецким языками.

О наличии в истории такого опыта истинного служения народу непрестанно следует говорить молодому поколению. Чем дольше мы будем помнить об алашских деятелях, тем реже будем испытывать горечь разочарования в испытаниях на приверженность справедливости, состраданию и милосердию, способности каждого из нас проявлять личную ответственность за происходящее вокруг, противостоять лжи, мздоимству, не поддаться соблазну корыстного и алчного обогащения за счет окружающих.

Алашская идея, рожденная в начале ХХ в., продолжает служить интересам независимого Казахстана. Пройдет время, придут новые поколения, но и в последующие десятилетия и столетия достойное наследие общественной мысли и духовного опыта Алашской интеллигенции будет поддерживать казахстанский народ в потоке истории.

первый заместитель директора Института истории государства, доктор исторических наук.

Ключевые слова:


1. Движение Алаш. Возникновение алашского движения стало одним из главных этапов национально-освободительной борьбы казахского народа за возрождение традиции государственности. Лучшая часть казахского общества, представленная разными его слоями, сторонниками разных партий, объединилась вокруг алашской идеи.

Значительная часть ядра алашской интеллигенции получила образование в учебных заведениях Российской империи. Это обстоятельство сыграло важную роль в идейном и личностном становлении многих алашских лидеров. Обучение и работа в российских губерниях дали им огромный опыт политической борьбы. Будучи сторонниками тех или иных партий (эсеров, кадетов и т.д.), они пытались соединить казахский традиционализм с опытом западноевропейской демократии.

Продолжите мысль
Царская власть использовала казахскую интеллигенцию, получившую образование в России, в целях служения царизму. Но…

Активизация общественно-политической деятельности казахского народа проходила на фоне Первой русской революции 1905–1907 годов, а также Первой мировой войны, которой сопутствовали еще и две русские революции: Февральская и Октябрьская 1917 года. В эти годы во многих регионах Казахстана и на сопредельных территориях существовали социал-демократические организации (в городах Омске, Оренбурге, Уральске, Семипалатинске, Ташкенте и Петропавловске). Они также оказывали влияние на политизацию коренного населения. Жестоко подавляя революционное движение народов России, царизм использовал полицейский прессинг против демократической печати и деятельности лучших представителей народа, в том числе и казахского.

В декабре 1905 года в Уральске прошел съезд делегатов казахского населения пяти областей, где была предпринята попытка создать свою партию – Казахский филиал конституционно-демократической партии России. Она должна была отстаивать жизненные интересы казахского народа в рамках свобод, провозглашенных манифестом Николая II от 17 октября 1905 года.

В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся очередной съезд казахского населения. В мае того же года здесь было создано казахское бюро кадетской партии, которое приняло свою программу с важными дополнениями, отображавшими насущные проблемы коренного населения края: прекращение переселенческой политики; признание всех земель Степного края собственностью казахов; открытие национальных школ и т.д.

Выборы в Государственную думу Российской империи и поражение Первой русской революции помешали этим съездам завершить деятельность по созданию общенациональной казахской партии кадетского типа. Эта партия не имела солидной социальной опоры и своего печатного органа на казахском языке. Населению края, преимущественно скотоводам, цели и задачи этой партии были не понятны.

Вспомните
Какое влияние оказала Первая русская революция на казахский народ?

Благодаря начавшимся демократическим процессам усилилось петиционное движение, когда была предпринята попытка обобщить все проблемы населения и довести их до сведения высшего руководства империи. В 1906 – начале 1907 года благодаря политической активности алашской интеллигенции представители от казахского населения были допущены к работе Государственной думы Российской империи. Усилилась публикационная активность образованной части казахов на страницах российской либерально-демократической печати.

Но по реакционному закону от 3 июня 1907 года казахи потеряли свои избирательные права: им отказали в праве выдвигать своих представителей в состав Государственной думы. В этой связи алашское руководство во главе с А. Бокейханом стало взаимодействовать с представителями фракций мусульман и кадетов.

Массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат привели к революции 1917 года – свержению царизма и созданию Временного правительства, сосредоточившего в своих руках всю законодательную и исполнительную власть в России.

Победу Февральской революции лидеры казахского народа встречали с надеждой на освобождение от колониального гнета. Однако политический курс новой власти существенно не изменил положение народа. Временное правительство в основном продолжало политику царской власти, хотя были и позитивные изменения: возвращение на родину тыловиков, назначение из числа казахов областных комиссаров, отзыв из Казахстана царских карательных отрядов.

В этих условиях в Оренбурге в апреле 1917 года состоялся Тургайский областной казахский съезд, на котором было решено провести Первый Всеказахский съезд для выяснения и обсуждения наиболее острых нужд населения и его политического объединения. Безусловно, этот и предыдущие съезды имели важное идейное и организационное значение. Они во многом сумели обеспечить идейно-политическое становление национально-освободительного движения Алаш. Участники этого движения вели борьбу за общенациональные интересы. В то же время предоставляли возможность на началах западной демократии мирно проживать представителям других этносов, прибывших на территорию края в ходе военно-казачьей и мирной крестьянской колонизации. Алашское движение выступило в качестве объединяющей силы всего населения края.

Лидеры движения ставили цель добиться автономии мирным путем через активную политическую борьбу. Например, А. Бокейхан, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы были убежденными сторонниками последовательных и системных мирных реформ, революционные преобразования они считали весьма опасными и неэффективными.

Содержание

История партии



Образована из группы членов партии кадетов — этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 г.

Программа и действия



I. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской, казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных казахских волостей Алтайской губерний, представляющих сплошную территорию с господствующим казахским населением единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.

III. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш.

IV. Всем, кто живет среди казахов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть представлёны пропорционально. Предоставляется также территориальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш.

первая революция была правильно понята и с радостью встречена казахами потому, что, во-первых, она освободила их от гнета и насилий царского правительства, а во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту — управлять самостоятельно. То, что вторая революция показалась казахам непонятной, объясняется просто: у казахов нет капитализма и классовой дифференциации, даже собственность у них не так разграничена, как у других народов. Наводила же ужас на казахов Октябрьская революция своими внешними проявлениями. На окраинах большевистское движение сопровождалось насилиями, грабежом, злоупотреблениями и своеобразной диктаторской властью, говоря короче, движение на окраинах часто представляло собой не революцию, а полнейшую анархию

Наследие Алаш. Алаш 80-х и 90-х

После разгрома, "алашевцы" были объявлены советской пропагандой националистами, что, как это следует из предыдущих разделов, историческое недоразумение. Но они не были забыты, хотя казахский народ был лишён доступа к их наследию. Практически ничего не зная об истинной "Алаш", казахи попросту приняли пропагандистскую версию, и к 70-80-м годам прошлого века, сказать "я - алашевец, я за Алаш" было равносильно: "Я - казахский националист". Ко времени заката СССР таких становилось всё больше, особенно в среде интеллигенции и молодежи. После "Желтоксана" на стенах университетских корпусов и студенческих общежитий в Алма-Ате можно было встретить эти четыре буквы - написать "Алаш" воспринималось как акт гражданского неповиновения или, в случае поимки, считалось националистической антисоветской пропагандой.

Ранней осенью 1989 года в Алма-Ате было образовано казахское историко-этнографическое объединение “Жеруйык”, непереводимое слово, которое можно передать, как "Любовь (тоска, притяжение) к родной Земле". В числе его создателей было несколько подвергшихся гонениям участников Желтоксана. Уже в ноябре 1989 г. они подали в органы безуспешную заявку на проведение траурного митинга в честь трёхлетия событий 1986-го года. Власти немедленно начали оказывать давление на “Жеруйык”, с требованием очистить ряды от националистов. Их лидер, Арон Нутушев (он же Арон Атабек)[5], был обвинён в финансовых злоупотреблениях, изгнан из “Жеруйык” и покинул на несколько месяцев Алма-Ату "изучать Ислам".

В мае 1990 г. появился первый номер газеты “Алаш”, напечатанный в одной из российских типографий, к тому времени в СССР типографии уже могли печатать "на коммерческой основе" тиражи без цензуры. Сегодня найти этот листок очень трудно, но там были следующие материалы: Объявлялось, что в Алма-Ате 14-15 апреля 1990 г. прошёл первый (учредительный) съезд Партии национальной независимости Казахстана “Алаш” , в котором участвовали 200 чел. Политическая платформа партии обозначалась исламистская, пантюркистская и демократическая. Нурсултан Назарбаев объявлялся предателем казахского народа, сотрудничающий с его врагом - Советской и Российской империей (при этом газета свободно продавалась в киосках "Союзпечати").

Некоторые авторы считают [6], что фактически никакого съезда “Алаш” не было, а целью такого заявления была спешка, чтобы другие алматинские националисты, во главе с композитором Х. Кожахметовым, не закрепили за собой название “Алаш”.

В 1990-1991 гг. ПННК “Алаш” проводила довольно многочисленные несанкционированные митинги в Алма-Ате с антисоветскими и националистическими лозунгами. Подавляющее большинство их участников не были членами партии, но, в силу указанных выше причин, позиционировали “Алаш” как националистическую организацию, выступающую за независимость Казахстана, и считали своим долгом её поддерживать.

Главным "исламистом" среди лидеров “Алаш” считался её председатель Арон Нутушев (Арон Атабек) и его брат Рашид.

В начале 1991 г. Нутушев (Атабек) переехал в Москву, где создал коммерческую фирму, с целью добычи средств для политической деятельности. С ноября 1991 г. он выпускал “исламскую политическую газету” “Хак”, с довольно большим по казахстанским меркам тиражом в 20 000 экз. В "Хак" номер 2 была опубликована программа и устав ПННК “Алаш”, которые потом неоднократно цитировались исследователями. Однако некая С. Ермекова, считающаяся одним из руководителей "Алаш" того времени, позже заявляла, что эти документы “Алаш” не рассматривались и не утверждались лидерами партии. По её словам, пятеро основателей "поклялись на Коране” не устраивать склок и не создавать "фракции" [7].

Пантюркистская и исламистская программа Нутушева (Атабека) не отражала взглядов большинства сочувствующих Алаш казахов. Она и не могла их выражать, просто в силу доходящей до абсурда противоречивости содержания. Будущий "исламский" и тюркский Туркестан по версии Атабека не содержал признаков теократии, но говорилось о “преодолении разобщённости между религией и государством”. Нутушев (Атабек) призывал к “реформированию ислама в соответствие с… национальными особенностями тюркских народов”, что само по себе недопустимо в Исламе.

В декабре 1991 г. алашевские активисты учинили резонансные беспорядки в Алма-Атинской мечети, выразившиеся в драке со сторонниками нового казахстанского муфтия (при этом муфтий получил перелом руки). В ответ власти арестовали нескольких активистов “Алаш”, в том числе Р. Нутушева. Органы завели дело и на А. Нутушева (Атабека), за “оскорбление чести и достоинства” Президента Казахстана. 29 июля 1992 г. в московской квартире Нутушева в Москве сотрудники казахстанской милиции, при поддержке московской, произвели обыск. Лидер “Алаш” укрылся в посольстве Азербайджана, и попросил у президента Азербайджана Эльчибея политического убежища, которое было ему предоставлено. 6 августа 1992 г. А.Нутушев (Атабек) улетел в Баку, где стал заниматься коммерческой деятельностью.

Без активистов, так и не получив регистрации, (точнее - так и не подав на регистрацию, обоснованно считая это бесполезным), ПННК "Алаш" практически прекратила свою деятельность к 1993 году. На падение митинговой активности оказал влияние и начавшийся жестокий экономический кризис, сопровождавшийся гиперинфляцией и чудовищным обнищанием народа.

Недолгая история "новой" партии Алаш, безосновательно объявленной создателями наследницей идей исторической "Алаш" (видимо, просто из-за незнания этих идей), как и история других, даже действующих и сегодня казахских националистических "партий" и "движений", (а по сути так и оставшихся кружками из нескольких десятков алматинских интеллигентов и "желтоксановцев", показывает насколько безразлично относятся к националистическим лозунгам в современной казахской среде. Достаточно подробные сведения об "Алаш" 90-х, (хотя и содержащие много безосновательных выводов и оценок, например, о создании "алашевцами" полуподпольной военизированной организации), содержатся в работе Российского Института Стратегических исследований от 1995 года.

Читайте также: