Жизнь и быт кушнаренковских и бахмутинских племен кратко

Обновлено: 03.07.2024

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Актуальность воспитания гражданственнос ти и патриотизма обусловлено процессами в обществе. Патриоти. Подробнее.

В статье говорят о соблюдении требований к охране слабого зрения. Правила бережного отношения к глаз. Подробнее.

До школы ребенок усваивает огромное количество информации. В это время активно развивается речь, что. Подробнее.

Автор говорит о том, что все хотят, что бы их дети были развиты, успешны, креативны и что для развит. Подробнее.

Представлен конспект урока по теме "Самостоятельные и служебные части речи". Поставлены цели урока: . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

В VII—I вв. до н. э. обширные пространства бассейнов Камы, Вятки и Белой были заняты племенами так называемой ананьинской культуры — предками современных коми и удмуртов. От этих племен до нас дошли остатки многочисленных городищ и могильники. Название свое ананьинская культура получила по имени одного из могильников, расположенного у дер. Ананьино (на Каме).

Как и дьяковцы, ананьинцы селились на небольших, но высоких береговых мысах. Обычно с напольной стороны поселение укрепляли валом и рвом, однако в ряде случаев ананьинцы для защиты поселка ставили вокруг него только тын из толстых бревен. Жили они в полуземлянках с каменными очагами.

Раскопки могильников дают большой материал для определения общественных отношений ананьинцев. Среди погребений рядовых общинников уже выделяются богатые захоронения пожилых воинов, по-видимому племенных вождей или родовых старейшин. Так же четко выделяется еще одна группа погребений — бедняков, похороненных чаще всего без вещей. Возможно, так хоронили умерших из наиболее бесправной части населения — домашних рабов, труд которых широко использовался у всех племен на стадии развитого патриархального общества.

К ананьинской эпохе относятся также остатки святилищ — многовековых племенных жертвенников, посвященных, вероятно, каким-то племенным богам. Таково, например, Гляденовское жертвенное место, в котором было найдено более 19 тыс. различных предметов (бус, бронзовых амулетов в виде фигурок птиц и животных, наконечников стрел, горшков и др.).

В Приуралье известны пещерные племенные святилища. Одно из них открыто в пещере Камень Дыроватый на р. Чусовой. Здесь были обнаружены тысячи наконечников стрел, которыми, по-видимому, стреляли с берега Чусовой в отверстие пещеры. Должно быть, эта стрельба из лука имела магическое значение и сопровождала какие-то общие моления об удачпой охоте.

Прямыми потомками ананьинских племен были племена так I называемой пьяноборской культуры, относящейся к первым ве-I кам нашей эры. От этих племен на берегах Камы, Белой, Вятки и Волги остались многочисленные могильники и остатки поселений. На поселениях некогда стояли наземные жилища с каменными очагами. Жители их пользовались глиняной посудой, каменными зернотерками, костяными и железными орудиями, разводили скот.

Умерших пьяноборцы погребали в неглубоких ямах. В погребения мужчин они клали орудия, оружие и массивные поясные пряжки и бляхи. В погребениях женщин находят обычно богатейшие наборы украшений. В хозяйстве пьяноборцев, в отличие от предыдущей эпохи, ведущее место принадлежало скотоводству. Главным богатством был скот. Именно для его охраны и создавались многочисленные городища, разбросанные группами по берегам рек. Земледелие играло подсобную роль. Большое значение имела пушная охота, рассчитанная на вывоз мехов на юг, откуда привозили в обмен драгоценную утварь, украшения, монеты.

В это время в Прикамье значительно возросла плотность населения, исчезла изолированность отдельных племен, хотя их культура и сохранила свои особенности.

Пьяноборское общество стояло на сравнительно высокой ступени общественного развития — оно характеризуется сложением племенных союзов. Создание этих политических образований было обусловлено не только процессом внутреннего развития общества, но и довольно сложными отношениями с сарматскими племенами, кочевавшими на широких пространствах нижней и средней Волги и даже доходившими со своими кочевьями до Камы. Проникновение сарматов на север особенно усилилось в связи с гуннским нашествием в IV в. н. э. Военные столкновения и необходимость защиты своей территории принудили население Прикамья и Северного Поволжья объединиться и создать союз, чтобы оказать отпор кочевникам. Продвижение сарматов на север было остановлено.

Названа по могильнику близ села Кушнаренково Республики Башкортостан. Впервые описана в 1959 г. В.Ф.Генингом.

Делится на 4 этапа: ранний (вторая половина VI – начало VII вв.), манякский (VII–VIII вв.), хусаиновский (конец VIII – IX вв.), танкеевский (конец IX – 1 первая половина Х вв.). Оставлена, предположительно, западносибирскими кочевыми уграми, близкими мадьярским племенам.

Первоначально кушнаренковские племена осели в Приуралье. На манякском этапе они расширили территорию, заняв земли турбаслинско-именьковского населения Восточного Закамья. В период мадьяро-печенежских войн второй трети IX в. кушнаренковские земли опустели, население ушло в Западное Закамье, где участвовало в формировании булгарского этноса и культуры.

Племена Кушнаренковской культуры занимались скотоводством, охотой . На территории Татарстана выявлено 10 селищ с незначительным культурным слоем, 8 могильников и свыше 20 других памятников. Найдена керамика : лепные высокогорлые круглодонные тонкостенные сосуды, украшенные резным, гребенчатым и фигурно-штампованным орнаментом.

Умерших хоронили в неглубоких (иногда под небольшими курганами) могилах с предметами оружия, конского снаряжения, сосудами, украшениями. В захоронениях и насыпях курганов отмечаются кости лошадей, оставшиеся после жертвоприношений. В Восточном Закамье известны могильники VII–VIII вв.: близ сельских населенных пунктов Такталачук, Чишма в Актанышском районе, Мелля-Тамак, Русский Шуган в Муслюмовском районе. В кушнаренковских погребениях периода Волжской Булгарии (Большетиганский могильник в Алексеевском районе) обнаружены серебряные погребальные маски, изделия из бронзы и серебра с разнообразным орнаментом, отражающим сасанидские мотивы (крылатые кони, собаки-сенмурвы, драконы и др.).

Литература

Казаков Е.П. Кушнаренковские памятники Нижнего Прикамья // Об исторических памятниках по долинам Камы и Белой. Казань, 1981.

Ананьинская культура является археологической культурой финно-угорских племен в раннем железном веке, который датируется VIII-III веками до нашей эры. Она процветала в районе рек Кама, Волга, Вятка, Белая. Назвали Ананьинской культуру железного века по могильнику, откопанному в 1858 году в деревни Ананьино возле Елабуги. С тех пор началось изучение городищ, сел, могильников и ритуальных мест.

Общая информация

Вам будет интересно: Чванливый – это кто такой?

Вам будет интересно: Академия наук СССР: основание, научная деятельность, исследовательские институты

Надгробные стелы

В Ананьинских могильниках были обнаружены оружие, орудия труда рядом с мужчинами и украшения рядом с женщинами. По большей части хоронили людей одиночно, но встречаются и парные захоронения наряду с групповыми – по 3-16 костяков. Помимо этого, раскопки, связанные с Ананьинской археологической культурой, позволили выявить, что эти люди древности совершали поминальные ритуалы. У могильников обнаружены следы кострищ, кости животных, частичные захоронения, повторные расчленения. На надгробных стелах изображались умершие воины, оружие.

О населении

Люди Ананьинской культуры преимущественно занимались скотоводством, подсечным земледелием, охотились, ловили рыбу. Большой популярностью здесь пользовалась обработка меди, железа, бронзы. Было распространено и ткачество, прядение, обработка кожи, кости, активно изготавливалась деревянная и глиняная посуда. В Ульяновской обл. было обнаружено множество лепных сосудов, которые украшались ямками, отпечатками шнура, зубчатыми штампами.

Вам будет интересно: Александр 2 Освободитель: биография, годы правления, исторический портрет

В ранние годы сосуществовали бронзовые и железные орудия труда, оружие. Отчетливо прослеживаются торговые связи между Ананьинской культурой и кавказскими, сибирскими племенами, скифами. Отчетливо прослеживается скифское влияние после исследования чувашских могильников, где были найдены конские головки из бронзы, поясные крючки.

Об обществе

Отмечается, что общество здесь было родовое, патриархальное. В значительной мере преобладали мужские роли. Было положено начало социальному расслоению. Представителей этой культуры считают родоначальниками удмуртов, коми-пермяков, угорских племен. Примерно во II веке до нашей эры у Камы начала развиваться пьяноборская культура, и здесь также проживали потомки ананьинцев.

Возле кургана

О поселениях

Самые ранние постройки этой культуры располагались от устья реки Белая до города Бирск. Здесь возводились неукрепленные поселения. Они покрывали как высокие, так и низкие берега крупнейших рек. Однако уже к VII веку до нашей эры большинство поселений было перенесено на высокие берега рек, их начали ограждать валами, рвами. Чуть позднее, как было установлено, сюда начал приходить поток нового поселения – стали появляться монголоидные черепа.

О религии

Точная информация о религии древних местных поселенцев установлена не была. Были высказаны предположения о том, что здесь в железном веке совместились две культовые традиции с разными истоками. Одна происходила из южного мира Ирана и Кавказа, что понятно при обнаружении предметов из тех областей. Вторая же линия относится к шаманскому культу, что было характерно для обитателей таежных зон.

Загадки

Судьба ананьинцев сложилась загадочно. В VII веке до нашей эры здесь наблюдался отток населения, а в V веке до нашей эры районы Поволжья у Казани запустели. С IV века до нашей эры люди покинули и восточные области. Вероятно, это связано с учащением набегов скифов и савроматов, которые таким образом захватывали добычу.

Представители культуры

Об отраслях хозяйства

Преимущественно здесь занимались земледелием и скотоводством. При том есть данные о том, что ананьинцы занимались разведением практически всех современных домашних животных. Здесь было обнаружено множество железных и костяных мотыг, топоров, черешковых ножей, конских сбруй, грузил.

Вооружены местные жители были наконечниками стрел и копий скифского типа, мечами, топорами, кинжалами, булавами. Встречаются прекрасно оформленные топоры, которые являлись символом власти.

Считается, что представители этой культуры в основном не были европеоидами, они относились к монголоидному типу. Однако черепов европеоидного типа здесь было найдено немало. По большому счету, здесь проживал случайно пробравшийся на эту местность осколок восточных народов. Несмотря на преимущественно восточную внешность, эти люди вели скифский быт.

каким было жилище

О языке

Вероятнее всего, этот народ относился к финно-угорской языковой группе. Их отождествляют с тиссагетами, аргиллеями, про которых пишет древнегреческий историк Геродот. Он поместил эти народы на северо-восток от скифов и сарматов. Он ничего не пишет о внешности тиссагетов, так как, вероятно, они не отличались от европеоидных племен, а аргиллеев описывает как монголоидов.

Об Ананьинском могильнике

Этот могильник был расположен у правого берега реки Кама, под городом Елабуга. Его открыли случайным образом, когда весенние разливы принесли здесь человеческие кости с древними предметами.

Ананьинский меч

В 1858 году была произведена первая раскопка, в отчете значится, что обнаруженные здесь древние вещи оказались настолько любопытными, что мгновенно приковали к себе внимание представителей русской науки.

Вскоре были осуществлены вторичные раскопки, в ходе которых удалось восстановить по частям резной камень, который ранее лежал на могильнике. Само погребение было курганом, в высоту достигавшим 1 сажень, а в окружности – 219 шагов. Как рассказывали старожилы, на поверхности его находились камни с изображениями. В самом кургане был обнаружен круглый вал в 28 шагов в окружности. Внутри находилось 3 костяка с пережженной землей, глиной и угольями. Всего костяков в окрестностях было найдено примерно 50.

Примечательным стал тот факт, что обнаруженные здесь изделия были и бронзовыми, и каменными, и железными. Все указывало на то, что обитавшие здесь люди проживали на стыке бронзового и железного веков. На эпохальную отдаленность их быта указывало полное отсутствие признака письма и монет, которые всегда имели место быть в более поздних захоронениях. Помимо этого, найденные здесь орудия были выполнены достаточно грубо, а топоры представляли собой развитие каменных топоров, характерных для каменного века северной России.

Устройство домов

Уникален Шиховский могильник в Республике Коми, который был обнаружен в 1990-е годы. Здесь было найдено 36 погребений, часть которых была в лодках. В них обнаружено немало оружия, фигурок ящериц и пчел, предметов поясной гарнитуры. Здесь было выделено несколько культурных слоев.

Так, культурные слои Ласта, Перный, Чаркабож и Яшамор появились на основании лебяжской культуры в смешении ее с зауральской и прикамской, индоевропейской группами.

В наскальной живописи Ананьинской культуры чаще всего попадаются изображения человека либо человекоптицы. Они встречаются и на металлических изделиях. Вероятно, это отсылка к поверью в способность души летать в неведомый мир.

Найдено там

Рисунки хищников и домашнего скота, летящих птиц с человеческой личины отражены и в одежде, и в конской сбруе. Часто попадаются рисунки мужчины с оружием и украшениями, которые выбивались на надгробных каменных плитах. Множество имеется глиняных женских статуэток. В некоторых районах такие находки особенно часты, что связывается с сильными традициями материнского рода и культом женщины. В Нижнем Прикамье же, наоборот, укреплялись патриархальные отношения. Немало имеется парных изображений с подчеркнутыми половыми различиями.

Имеется немало изображений женщин в окружении животных. Это связано с почитанием женщины-владычицы зверей. Явно прослеживается в отдельных деталях звериный стиль скифо-сарматов.

Читайте также: