Духовные ориентиры личности кратко
Обновлено: 05.07.2024
Вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, является базовой проблемой такой науки, как этика. Именно с точки зрения категории добра как высшей ценности и нужно рассматривать их.
Рассмотрим эти понятия более подробно.
Феномен духовности
Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.
С точки зрения первой из них, духовность – это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.
При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).
Понятие нравственности
Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие нравственные ценности, моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.
На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.
Значение духовно-нравственных ориентиров
Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека – это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.
Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.
Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности
Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.
Духовное и нравственное воспитание
Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и нравственного воспитания.
О том, как воспитать такого благородного человека, задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.
Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.
Стратегия воспитания
В этом документе предлагается список духовно-нравственных ценностей, определяется их роль в процессе культурного развития нашей страны, дается понятие того, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль.
Данная стратегия была создана группой ведущих российских ученых.
Сами духовно-нравственные ориентиры человека, их роль в деятельности человека описаны достаточно подробно. Приведем лишь их краткий список, в который вошли такие ценности, как гуманизм (или человеколюбие), честь, справедливость и совесть, воля, вера в добро, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, Отечеству и народу.
Как мы видим, данный список базовых духовно-нравственных ориентиров включает в себя в первую очередь те ценности, которые являются важнейшими для становления личности гражданина и человека. Их развитие в людях, безусловно, будет способствовать гармонизации социальных взаимоотношений и построения более справедливого общества.
Таким образом, мы постарались дать ответ на вопросы о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности людей. Без духовных и нравственных ценностей мир бы превратился в нечто ужасное, и живые бы позавидовали мертвым. Именно эти качества, живущие в сердцах людей, сохраняют мир от хаоса и владычества зла.
Общественная жизнь требует подчинения определенным правилам. Это условие помогает выжить человеческому роду и отдельно взятому обществу, а также отдельно взятому человеку.
Общение между людьми, их поведение, регулируется нормами морали. По утверждению Канта существует категорический императив, который имеет такой смысл: "не делать то, что ты не пожелал бы себе".
К тому же, внутренний мир духовно развитого человека состоит из идеалов и ценностей. Идеалом можно назвать главную цель человеческого стремления, а ценностями считается что-то наиболее дорогое и святое для каждого человека.
Одной из главных ценностей считается патриотизм. Этим словом выражается трепетное человеческое отношение к Родине и своему народу. Для человека с патриотическим взглядом свойственно соблюдение традиций своего народа, общественного и политического устройства, своей веры и языка.
Проявлением патриотизма может быть проявление гордости за успехи своей страны, бережном отношении к истории и культуре. Патриотизм был отмечен еще в древние времена, а его явное проявление наблюдалось в опасные для страны периоды.
Сознательному патриотизму характерно уважительное отношение к другим национальностям и их культуре. Именно это и отличает патриота от националиста, который считает собственную нацию превыше других.
Патриотам характерно и гражданственность. У них прекрасно сочетаются любовь к Родине и ответственность за ее развитие. Гражданственность позволяет знать, применять на практике и защищать личные права с соблюдением Конституции, учитывая интересы остальных граждан.
В философии существовало мнение, что моральными качествами человек наделен с самого рождения. Глубокое изучение данного процесса показало, что моральная основа формируется в его семье на примерах родителей и других людей.
Самовоспитание нравственности возможно и достигается самоконтролем с предъявлением высоких требований к своим действиям. Утверждается нравственность при помощи неоднократной реализации норм морали, нарабатывая опыт. При отсутствии практики в добрых делах, согласно исследованиям, механизм развития морали может испортиться или заржаветь.
Редактировать этот урок и/или добавить задание Добавить свой урок и/или задание
Добавить интересную новость
Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников
user->isGuest) < echo (Html::a('Войдите', ['/user/security/login'], ['class' =>'']) . ' или ' . Html::a('зарегистрируйтесь', ['/user/registration/register'], ['class' => '']) . ' , чтобы получать деньги $$$ за каждый набранный балл!'); > else < if(!empty(\Yii::$app->user->identity->profile->first_name) || !empty(\Yii::$app->user->identity->profile->surname))< $name = \Yii::$app->user->identity->profile->first_name . ' ' . \Yii::$app->user->identity->profile->surname; > else < $name = ''; >echo 'Получайте деньги за каждый набранный балл!'; > ?>-->
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление
Человек как духовное существо
В научном понимании духовная жизнь людей охватывает всё богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.
Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное начало характеризует не только сознание, но и практику.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
Духовность, согласно современным философским взглядам, — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определённых ценностей, таких, как истина, добро, красота, создаёт ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
Духовные ориентиры личности
Вы уже знаете, что, являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определённым правилам. Это — необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение, поведение людей и обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Подробный разговор о морали и нравственных нормах впереди. Здесь же рассмотрим лишь некоторые стороны этого явления.
Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них — немецкий мыслитель И. Кант (1724—1804). Он сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.
Духовный мир личности включает также идеалы и ценности.
На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности.
К числу важнейших ценностных ориентиров относится патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании её неудачам и бедам, в уважении к её историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны. (Вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.)
Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает трезвую оценку успехов и неудач Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей .
С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие её социальных и политических институтов, и осознание себя полноправным гражданином, обладающим совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, в уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.
Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно, или их необходимо формировать сознательно?
В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления морального сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми; в период обучения и воспитания в школе; при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему — особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.
Мировоззрение и его роль в жизни человека
В самом простом, наиболее распространённом понимании мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие, близкие по значению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они обозначают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой — то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, его воззрение, взгляд на мир.
Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живёт в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворён ли человек окружающим миром или стремится изменить его?
Таким образом, мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.
Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни философы отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие — человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.
Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения: обыденное, религиозное, научное.
Обыденное мировоззрение возникает в процессе личной практической деятельности человека, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека — ив этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — ив этом его слабость.
Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определённого образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей при соблюдении нравственных принципов.
Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своём развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.
Но и научное мировоззрение также имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нём целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что проблема человека ещё не заняла в научном мировоззрении подобающего места. Человек, человечество, человечность — это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.
Разработка данной триады — задача неисчерпаемая, но её неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в её решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.
Такая направленность ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признаёт равноправие различных мировоззренческих ориентаций, культур, ценит взаимопонимание людей и дорожит их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинство человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами.
В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране — общероссийские), этнокультурные (т. е. относящиеся к нации, региону, этнической группе), социально ориентированные на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища и т.д.
Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?
Словарь
Духовность человека — высший уровень развития личности как творца своей жизни, направляющего свою активность на удовлетворение духовных потребностей.
Категорический императив — безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.
Практические выводы
1. Духовная жизнь — это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путём общения и особенно путём обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.
2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.
3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не даёт ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.
Документ
Из творческого наследия русского философа С. Н. Булгакова (1871 — 1944).
В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала… а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека.
Любой человек живет не сам по себе, его окружают другие люди. Он должен жить в обществе, подчиняясь установленным требованиям. Это обязательно для выживания человечества, сохранения единства социума и надежности его совершенствования. Но социум не требует от человека поступаться собственными материальными интересами ради него, потому что утверждены принципы, призванные отстаивать потребности и пользу отдельного индивида. Первостепенны моральные устои и духовные ориентиры личности.
Духовность человеческой жизни
Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.
Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо развитым духовным миром или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.
Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:
- благо;
- милосердие;
- прекрасное.
Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.
Происхождение морали и ее изучение
Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:
- Христа;
- Конфуция;
- Будды;
- Мухаммеда.
Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.
Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:
- не проливать кровь;
- не похищать чужого;
- не обманывать и не лжесвидетельствовать;
- выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
- держать слово, исполнять заветы.
В любые эпохи порицались:
- алчность и скупость;
- малодушие и нерешительность;
- лукавство и двоедушие;
- бесчеловечность и жестокосердие;
- вероломство и коварство.
Одобрение же получили следующие свойства:
- порядочность и благородство;
- чистосердечие и добросовестность;
- бескорыстность и душевная щедрость;
- отзывчивость и гуманность;
- усердие и старательность;
- сдержанность и умеренность;
- надежность и преданность;
- отзывчивость и сострадание.
Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.
Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.
Фундаментальные понятия нравственности
Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности — воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения — то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.
Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:
- юридические, или законные;
- государственно-правовые;
- благочестивые;
- эстетические и творческие;
- духовные и нравственные.
Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий — добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.
Принимая в мыслях и деятельности нравственность, индивид должен контролировать поступки и желания, предъявлять к себе повышенные требования. Регулярное осуществление позитивных дел укрепляет нравственность в сознании, а отсутствие таких поступков подрывает способность человечества к принятию самостоятельных моральных решений, ответственности за свои поступки.
Читайте также: