Духовная сфера при николае 1 кратко

Обновлено: 30.06.2024

Помимо осознания большинством образованных людей России необходимости преобразований, другим положительным итогом эпохи правления Николая I стал небывалый взлет русской духовной культуры. Наиболее сильно этот взлет выразился в сфере философии и художественной культуры.

Именно на эпоху правления Николая I приходится возникновение и развитие двух значительных направлений в русской философии - славянофильство и западничество. Достаточно сказать, что крупнейший исследователь русской философии Н.О.Лосский в своей "Истории русской философии"(1948 г.) само возникновение русской философии связывал с философскими дискуссиями славянофилов и западников, и развитием этих двух направлений. Об основных положениях славянофильства и западничества было уже сказано во II теме этой книги, особенно в отношении их взглядов на прошлое и будущее в истории России, поэтому не имеет смысла вновь повторять эти идеи. Но следует заметить, что в своей философской деятельности эти философы выходили далеко за рамки социально - философских и политических проблем. Например, в творчестве философа И.В. Киреевского некоторые исследователи находят многие принципиальные положения, характерные для философии экзистенциализма, получившего распространение в XX веке в Западной Европе и США. Обычно, предшественником экзистенциализма называют датского философа Сёрена Кьеркегора, творившего в середине XIX века. Но в трудах Ивана Киреевского, написанных ранее работ Кьеркегора, можно встретить выражение важнейших принципов экзистенциализма, например отказ от возвеличивания рассудочного мышления из всех духовных способностей человека, в ущерб таким факторам как эмоции, воображение, воля, надежда, симпатия, антипатия. Иван Киреевский очень рано уловил основной недостаток известных западноевропейских философов, таких, как Гегель, например, которые не видели, или не хотели видеть, что духовный мир человека - это сложное переплетение различных элементов, среди которых мышление не может считаться главным. Можно сказать, что Киреевский один из первых мыслителей в мире сформулировал идею менталитета, ментальности человека, столь распространенную в XX - XXI веках.

Идеи Киреевского свидетельствовали о важном качественном изменении в истории русской культуры. До начала XIX века русская культура в основном впитывала в себя лучшие достижения мировой культуры, лучшие достижения национальных и региональных культур, и обогащала эти особенности, перекладывая на русскую почву. Так обстояло дело во многих сферах духовной культуры. Отчетливее всего это видно на примере архитектуры Петербурга, на примере творчества Б.Растрелли и других архитекторов, приглашенных в Россию. Екатерининский дворец - это фактически новый Версаль, бывший резиденцией французских королей. Аналогичные тенденции имели место в русской литературе, скульптуре, музыке, живописи, где активно использовались художественные приемы, формы и стили, заимствованные в основном из Западной Европы. Но, начиная со времени правления Николая I, начинается обратный процесс. В русской духовной культуре создаются оригинальные и значительнейшие явления мирового значения, которые потом интенсивно используются в других национальных и региональных культурах.

Но творчество Достоевского и Толстого стало возможно, благодаря творчеству их не менее гениальных предшественников, среди которых стоит особняком такая гениальная личность как А.С.Пушкин. Следует заметить, что Пушкин не был явлением только русской литературы, хотя и во многом определил ее дальнейшую судьбу. Пушкин стал значительнейшим явлением в духовной культуре России в целом. Именно благодаря Пушкину определились такие приоритеты русской культуры, как внимательное и уважительное отношение к любой человеческой жизни, судьбе самого простого человека, независимо от его происхождения, социального положения, талантов и способностей. Начиная с Пушкина, в русской духовной культуре ставится вопрос о недопустимости жертвования человеком, ради каких - то интересов: политических, государственных, религиозных.




Эта проблема была поставлена поэме Пушкина "Медный всадник", герой которой, простой человек Евгений, хотя бы на миг восстает против деспотизма, подавляющего личность. Деспотизм олицетворен в памятнике Петру 1, которому Евгений грозит: "Ужо тебе…..". В конце концов Евгений погибает, но сама идея Пушкина будет развита другими русскими писателями, прежде всего Гоголем. Идея доведена до логического конца Достоевским, в знаменитом принципе: "Будущее счастье не стоит слезинки ребенка".(?)

Другой особенностью творчества Пушкина была его способность синтезировать достижения культуры самых различных народов, национальных культур, синтезировать как утонченную культуру высших слоев общества, так и культуру простого народа. В дальнейшем эта особенность творчества Пушкина станет особенностью русской культуры в целом, что поможет ее мировому распространению. Эта особенность была выражена уже самим Пушкиным в его знаменитом завещании, стихотворении "Памятник":

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

РРРРРРРР Тунгус, и друг степей калмык.

Еще одной характерной чертой Пушкина, определившей духовное развитие культуры России, было то исключительное внимание, которое он уделял ценности свободы. Недаром, крупнейший знаток русской культуры Г.П.Федотов как-то назвал Пушкина "Певцом империи и свободы". Певцом империи можно было назвать за его любовь к России, а певцом свободы за то, что Пушкин воспевал свободу во многих своих произведениях. В том же "Памятнике" Пушкин сам подчеркнул свою роль в распространении идеи свободы в России:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Свободе были посвящены многие произведения Пушкина, некоторые из подобных ранних произведений сыграли свою роль в том, что Пушкин при Александре I многие годы пробыл в ссылке. Пушкин был знаком со многими декабристами, но они не вовлекали его в свои тайные сообщества, понимая всю ценность Пушкина для истории России, для ее культуры. Ценность Пушкина понимал и Николай I, который покровительствовал поэту и после личной встречи с Пушкиным назначил себя "личным цензором поэта".

Пушкин оказался вершиной поэтической культуры России. Пушкин же стоял у истоков той великой художественной прозы России, которая покорила весь мир. Неслучайно, что сюжеты своего важнейшего прозаического произведения "Капитанская дочка" Пушкин избрал события пугачевского восстания. Можно напомнить знаменитое выражение: "И стал суровый русский бунт началом русской прозы". Пушкин был прекрасным знатоком исторической науки и даже претендовал на звание официального дворцового историка, после смерти А.Н. Карамзина. Пушкин был прекрасным знатоком философских учений прошлого и современности, прекрасно разбирался в социальных и политических процессах. Самое удивительное, что его художественные произведения не были политически тенденциозны. Он творил как художник и философ, а не как политик и пропагандист. В его "Капитанской дочке" с одинаковой симпатией выписаны Емельян Пугачев и его противники.

Характерна в этом отношении та высочайшая оценка творчества Пушкина, которую дал крупнейший знаток русской литературы и русской культуры в целом, русский философ и писатель XIX - XX веков Владимир Набоков: "Вероятно, он все более бы отходил от поэтического литературного творчества. И история нашего общественного развития была бы, вероятно, иной…Все последующие после Пушкина русские умы были более, чем он фанатичны, были как - то неприятно партийны. Можно почти с уверенностью сказать, что проживи Пушкин дольше, в нашей литературе, вероятно, вовсе не было бы спора между западниками и славянофилами в той резкой форме, как он происходил…"

Ранняя смерть Пушкина помешала реализации всех его талантов, но влияние Пушкина на других мыслителей и литераторов стало сказываться уже при его жизни. С прямого благословения Пушкина начиналось творчество другого русского писателя мирового уровня Н.В.Гоголя. Сострадание к любому человеку, независимо от его положения и способностей, с особой художественной силой было выражено Гоголем в его повести "Шинель", по - поводу которой в XX веке другим русским писателем было сказано: "Все мы выросли из гоголевской "Шинели". Гоголевская "Шинель" - это и есть те гуманизм и человеколюбие, которые стали отличительной чертой русской культуры XIX - XX веков.

Помимо осознания большинством образованных людей России необходимости преобразований, другим положительным итогом эпохи правления Николая I стал небывалый взлет русской духовной культуры. Наиболее сильно этот взлет выразился в сфере философии и художественной культуры.

Именно на эпоху правления Николая I приходится возникновение и развитие двух значительных направлений в русской философии - славянофильство и западничество. Достаточно сказать, что крупнейший исследователь русской философии Н.О.Лосский в своей "Истории русской философии"(1948 г.) само возникновение русской философии связывал с философскими дискуссиями славянофилов и западников, и развитием этих двух направлений. Об основных положениях славянофильства и западничества было уже сказано во II теме этой книги, особенно в отношении их взглядов на прошлое и будущее в истории России, поэтому не имеет смысла вновь повторять эти идеи. Но следует заметить, что в своей философской деятельности эти философы выходили далеко за рамки социально - философских и политических проблем. Например, в творчестве философа И.В. Киреевского некоторые исследователи находят многие принципиальные положения, характерные для философии экзистенциализма, получившего распространение в XX веке в Западной Европе и США. Обычно, предшественником экзистенциализма называют датского философа Сёрена Кьеркегора, творившего в середине XIX века. Но в трудах Ивана Киреевского, написанных ранее работ Кьеркегора, можно встретить выражение важнейших принципов экзистенциализма, например отказ от возвеличивания рассудочного мышления из всех духовных способностей человека, в ущерб таким факторам как эмоции, воображение, воля, надежда, симпатия, антипатия. Иван Киреевский очень рано уловил основной недостаток известных западноевропейских философов, таких, как Гегель, например, которые не видели, или не хотели видеть, что духовный мир человека - это сложное переплетение различных элементов, среди которых мышление не может считаться главным. Можно сказать, что Киреевский один из первых мыслителей в мире сформулировал идею менталитета, ментальности человека, столь распространенную в XX - XXI веках.

Идеи Киреевского свидетельствовали о важном качественном изменении в истории русской культуры. До начала XIX века русская культура в основном впитывала в себя лучшие достижения мировой культуры, лучшие достижения национальных и региональных культур, и обогащала эти особенности, перекладывая на русскую почву. Так обстояло дело во многих сферах духовной культуры. Отчетливее всего это видно на примере архитектуры Петербурга, на примере творчества Б.Растрелли и других архитекторов, приглашенных в Россию. Екатерининский дворец - это фактически новый Версаль, бывший резиденцией французских королей. Аналогичные тенденции имели место в русской литературе, скульптуре, музыке, живописи, где активно использовались художественные приемы, формы и стили, заимствованные в основном из Западной Европы. Но, начиная со времени правления Николая I, начинается обратный процесс. В русской духовной культуре создаются оригинальные и значительнейшие явления мирового значения, которые потом интенсивно используются в других национальных и региональных культурах.

Но творчество Достоевского и Толстого стало возможно, благодаря творчеству их не менее гениальных предшественников, среди которых стоит особняком такая гениальная личность как А.С.Пушкин. Следует заметить, что Пушкин не был явлением только русской литературы, хотя и во многом определил ее дальнейшую судьбу. Пушкин стал значительнейшим явлением в духовной культуре России в целом. Именно благодаря Пушкину определились такие приоритеты русской культуры, как внимательное и уважительное отношение к любой человеческой жизни, судьбе самого простого человека, независимо от его происхождения, социального положения, талантов и способностей. Начиная с Пушкина, в русской духовной культуре ставится вопрос о недопустимости жертвования человеком, ради каких - то интересов: политических, государственных, религиозных.

Эта проблема была поставлена поэме Пушкина "Медный всадник", герой которой, простой человек Евгений, хотя бы на миг восстает против деспотизма, подавляющего личность. Деспотизм олицетворен в памятнике Петру 1, которому Евгений грозит: "Ужо тебе…..". В конце концов Евгений погибает, но сама идея Пушкина будет развита другими русскими писателями, прежде всего Гоголем. Идея доведена до логического конца Достоевским, в знаменитом принципе: "Будущее счастье не стоит слезинки ребенка".(?)

Другой особенностью творчества Пушкина была его способность синтезировать достижения культуры самых различных народов, национальных культур, синтезировать как утонченную культуру высших слоев общества, так и культуру простого народа. В дальнейшем эта особенность творчества Пушкина станет особенностью русской культуры в целом, что поможет ее мировому распространению. Эта особенность была выражена уже самим Пушкиным в его знаменитом завещании, стихотворении "Памятник":

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

РРРРРРРР Тунгус, и друг степей калмык.

Еще одной характерной чертой Пушкина, определившей духовное развитие культуры России, было то исключительное внимание, которое он уделял ценности свободы. Недаром, крупнейший знаток русской культуры Г.П.Федотов как-то назвал Пушкина "Певцом империи и свободы". Певцом империи можно было назвать за его любовь к России, а певцом свободы за то, что Пушкин воспевал свободу во многих своих произведениях. В том же "Памятнике" Пушкин сам подчеркнул свою роль в распространении идеи свободы в России:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Свободе были посвящены многие произведения Пушкина, некоторые из подобных ранних произведений сыграли свою роль в том, что Пушкин при Александре I многие годы пробыл в ссылке. Пушкин был знаком со многими декабристами, но они не вовлекали его в свои тайные сообщества, понимая всю ценность Пушкина для истории России, для ее культуры. Ценность Пушкина понимал и Николай I, который покровительствовал поэту и после личной встречи с Пушкиным назначил себя "личным цензором поэта".

Пушкин оказался вершиной поэтической культуры России. Пушкин же стоял у истоков той великой художественной прозы России, которая покорила весь мир. Неслучайно, что сюжеты своего важнейшего прозаического произведения "Капитанская дочка" Пушкин избрал события пугачевского восстания. Можно напомнить знаменитое выражение: "И стал суровый русский бунт началом русской прозы". Пушкин был прекрасным знатоком исторической науки и даже претендовал на звание официального дворцового историка, после смерти А.Н. Карамзина. Пушкин был прекрасным знатоком философских учений прошлого и современности, прекрасно разбирался в социальных и политических процессах. Самое удивительное, что его художественные произведения не были политически тенденциозны. Он творил как художник и философ, а не как политик и пропагандист. В его "Капитанской дочке" с одинаковой симпатией выписаны Емельян Пугачев и его противники.

Характерна в этом отношении та высочайшая оценка творчества Пушкина, которую дал крупнейший знаток русской литературы и русской культуры в целом, русский философ и писатель XIX - XX веков Владимир Набоков: "Вероятно, он все более бы отходил от поэтического литературного творчества. И история нашего общественного развития была бы, вероятно, иной…Все последующие после Пушкина русские умы были более, чем он фанатичны, были как - то неприятно партийны. Можно почти с уверенностью сказать, что проживи Пушкин дольше, в нашей литературе, вероятно, вовсе не было бы спора между западниками и славянофилами в той резкой форме, как он происходил…"

Ранняя смерть Пушкина помешала реализации всех его талантов, но влияние Пушкина на других мыслителей и литераторов стало сказываться уже при его жизни. С прямого благословения Пушкина начиналось творчество другого русского писателя мирового уровня Н.В.Гоголя. Сострадание к любому человеку, независимо от его положения и способностей, с особой художественной силой было выражено Гоголем в его повести "Шинель", по - поводу которой в XX веке другим русским писателем было сказано: "Все мы выросли из гоголевской "Шинели". Гоголевская "Шинель" - это и есть те гуманизм и человеколюбие, которые стали отличительной чертой русской культуры XIX - XX веков.


Николай I – третий сын императора Павла I, отец императора Александра II, брат Александра I.

Николай I не готовил себя к правлению. Великий князь Николай Павлович принял трон согласно воле Александра I.

Получил домашнее образование, хотя и не был старательным учеником. Признавал только технические дисциплины, военное дело, а гуманитарные предметы – игнорировал.

Пришёл к власти в период восстания декабристов 14 декабря 1825 года, именно с его подавления началось его правление.

С детства воспитывался в аскетическом духе. Став императором, отличался большим трудолюбием, собранностью, дисциплинированностью. Не случайно его готовили к военной службе, черты армейского офицера всегда были присущи его характеру.

С детства проявлялись такие черты, как надменность, самонадеянность, стремление к самовластию.

Восстание декабристов в Петербурге.

восстание Черниговского полка на Украине.

Создание 3-го отделения Канцелярии, корпус жандармов, политический сыск, во

главе – А.Х. Бенкендорф.

Разгром кружка братьев Критских в Московском университете.

Деятельность кружка в 1826-1827 гг.

Состав: разночинцы, дети чиновников, студенты.

Деятельность кружка Станкевича, Москва.

Деятельность кружка А.И. Герцена и Н.П. Огарёва, Москва.

Утверждение официальной идеологии.

Автор – С.С. Уваров, министр образования в 1833-1849 гг..

Создание 5-го отделения Канцелярии для проведения реформы государственных крестьян.

Петербургский кружок В.Г. Белинского.

Деятельность кружка петрашевцев.

Петербург. Во главе - М.В. Буташевич- Петрашевский.

Члены кружка: учителя, литераторы, мелкие чиновники, военная молодёжь, деятели искусства (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой; художник П.А. Федотов, композиторы М.И. Глинка, А.Г. Рубинштейн и др.

Обсуждались вопросы литературы, философии, политики.

Смерть Николая I.


С 1826 года - создание 6 отделений Собственной Его Императорского Величия канцелярии и усиление её влияния в государстве. Она фактически подменила собой официальные органы власти.

6 отделений Канцелярии:

I – контролировало исполнение распоряжений императора;

II – занималось кодификацией законов;

III – являлось тайной политической полицией, вело борьбу с любыми проявлениями инакомыслия;

IV – ведало благотворительными заведениями;

V – было создано в 1835 году для подготовки реформы государственных крестьян;

VI – руководило венными действиями на Северном Кавказе, управляло Чечнёй и Дагестаном.

1834 – утверждение официальной идеологии, предложенной министром просвещения Уваровым, составляющие части которой: самодержавие, православие и народность.

30-е годы 19 века – начало промышленного переворота в России.

1839-1843- проведение финансовой реформы министром Канкриным. Стабилизация рубля.

1837-1841 – проведение реформы государственных крестьян (вводилось волостное и местное самоуправление, отменена барщина для госкрестьян, их повинности зависели от доходности земель, создавались школы, больницы).

1842 – указ об обязанных крестьянах. По нему крестьяне получали землю не в собственность, а в пользование, несли повинности, размер которых определяло государство.

Стремление избежать размывания дворянства как сословия за чёт вхождения в его состав представителей других сословий и дробления поместий.

С этой целью в 1845 году издан Указ о новом порядке приобретения дворянства: потомственного – с 5 чина, а личного - с 9.

Жестокая расправа с декабристами.

Создание в 1826 году 3 отделения канцелярии – политического сыска в главе с А. Бенкендорфом.

1835 – новый университетский устав, ограничивающий автономию университетов и вводивший контроль администрации за их деятельностью.

Было открыто около трёх тысяч начальных школ для обучения крестьянских детей.

Учреждены Военная и Морская академия, открыто 11 кадетских корпусов.

Внешний облик Петербурга значительно изменился, благодаря строительству и возведению новых зданий и памятников: конной группе на Аничковом мосту, здания Сената, Синода, Дворянского собрания.

Период правления Николая I – это деятельность Н. Лобачевского, Н. Зимина, Н. Пирогова.

Характерная черта внутренней политики Николая I -

консерватизм, курс на стабилизацию и консервацию сложившихся в обществе отношений.

  • личные крайне консервативные взгляды Николая I;
  • обстоятельства его прихода к власти: восстание декабристов он воспринял как следствие излишнего либерализма Александра I.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Царствование Николая I – период расцвета абсолютной монархии в её бюрократической форме. Значительно усилился контроль со стороны государственной бюрократической системы за всеми сферами общественной жизни. Усиление бюрократического аппарата, поощрение слепого повиновения, строгого следования инструкциям и указаниям из центра, полицейские методы управления обществом.

Были сделаны попытки решения крестьянского вопроса. Император считал крепостное право злом и возможной причиной следующего бунта. Но, другой стороны, боялся недовольства дворян, а также того, что крестьяне не смогут воспользоваться свободой из-за своей необразованности. Поэтому разработка проектов улучшения положения крестьян велась в обстановке строжайшей секретности, а попытки претворить из в жизнь были весьма робкими. Немного улучшилось положение государственных крестьян, помещичьи же продолжали жить в тяжёлых условиях, потеряв даже право учиться в гимназиях и университетах.

Продолжалась продворянская политика. Николай I стремился сохранить привилегированное положение дворян, не допустить размывания сословия. Он усложнил получение дворянства представителями других сословий.

Николай I вёл жесткую политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия, выступлениям против строя. Жестоко расправился с декабристами, ужесточил цензуру, резко сократил автономию университетов.

Установление полицейско- бюрократического режима в стране привело к стабилизации внутриполитической обстановки, но одновременно законсервировало отставание России от передовых стран, что и продемонстрировала Крымская война.

Время Николая I называют Николаевской эпохой.

Эпоха имеет неоднозначные оценки.


Николай I царствовал в Российской империи с 1825 по 1855 год. Религиозная политика Николая I была такой же консервативной по духу, как и вся остальная. В привилегированном положении находилось православное население. Власти поощряли переход в православие, в отношении представителей других конфессий вводились ограничения.

В отношении христиан

В христианстве было два направления, с которыми РПЦ имела сложные отношения. Во-первых, это старообрядцы и различные старообрядцы, например, молокане, а во-вторых, униаты и различные западные христиане, особенно, католики в западных губерниях.

Николай I

Рис. 1. Николай I.

Религиозную политику в отношении христиан при Николае I наглядно можно представить в следующей таблице:

Год

Событие

Указ Николая I о заселении сектантами, духоборами и молоканами Закавказья

Полоцкий собор, воссоединение униатов Беларуси и Волыни с православием

Появление первого старообрядческого митрополита – Амвросия Белокриницкого, хотя сам он находился на территории Австро-Венгрии

Заключение Конкордата между Россией и Святым Престолом

С целью распространения православия при Николае I велась миссионерская деятельность среди народов Сибири, Поволжья и Северного Кавказа. Несмотря на это, в 1841 году в Российской империи появился баптизм. Ее приверженцами стали сначала немцы, а потом и славяне. К католикам отношение ухудшилось из-за восстания в Польше 1830-1831 годов.

Полоцкий собор 1839

Рис. 2. Полоцкий собор 1839.

В отношении евреев

Еврейская община Российской империи к 1830-ым годам, то есть после подавления восстания в Царстве Польском, стала самой многочисленной в мире. Как правило, евреи проживали в малых городах или в сельской местности. Основными их занятиями были ремесло и торговля. В 1791 году, то есть еще за пять лет до рождения императора, для них была введена черта оседлости. Евреи обязаны были проживать на бывших территориях Речи Посполитой и Крымского ханства. При Николае I в отношении евреев были введены следующие меры:

  • Насильственное крещение.
  • Присвоение русских фамилий и имен. Это давало право жить за “чертой оседлости”.
  • Распространение рекрутского набора на детей из еврейских семей с августа 1827 года. Их стали призывать в “школы кантонистов” с 12 лет. Накануне Крымской войны 2% всех кантонистов были евреями.
  • В 1830-ые власти пытались переселять евреев в Сибирь с целью ее освоения.
  • В 1844 году была ликвидирована самостоятельность еврейских общин – кагалов.

Школы кантонистов существовали с 1805 года. Они представляли собой учебные заведения самого низкого разряда для солдатских детей и сирот. В них мальчики готовились к воинской службе и изучали основаны чтения, письма и закона Божьего. В школах царил жесткий порядок, близкий к армейскому.


Рис. 3. Император Николай I.

Что мы узнали?

Кратко о религиозной политике Николая 1 следует знать, чтобы представлять отношения властей и различных религиозных конфессий в Российской империи в середине XIX века. Наибольшим успехом религиозной политики Николая I стало воссоединение униатства и православия.

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Этапы внутренней политики Николая 1

Внутренняя политика Николая 1, который правил Российской Империей с 1825 по 1855 года, отличалась тем, что император поднимал роль государства в общественной жизни, а также лично пытался вникнуть во все проблемы своей страны. Важно отметить, что Николай был третьим сыном Павла 1, поэтому реально его никто не рассматривал в роли российского правителя и никто не готовил к власти. Для него была уготовлена участь военного. Тем не менее власть досталась Николаю Первому, внутренняя политика которого, особенно на начальном этапе, очень походила на армейскую диктатуру. Молодой император старался окружить себя покорными, исполнительными людьми, которых можно было подчинить собственной воле. Если в нескольких словах описать основные направления внешней политики императора Николая 1, то вот они:

  • Укрепление самодержавия.
  • Расширение государственного аппарата. Фактически именно в эту эпоху был создан гигантский бюрократизм.
  • Борьба со всеми несогласными. В эпоху правления Николая 1 шла активная борьба со всеми общественными и политическими объединениями, которые смели высказывать свое недовольство действующей властью.

Укрепление роли государства

Первые годы правления Николая 1 отметились с тем, что император, в отличие от своих предшественников, стремился самостоятельно вникнуть во все проблемы страны. Он вникал не только в ключевые проблемы, но изучал и мало важные аспекты жизни страны. Для решения этих задач правитель расширил, и очень существенно, полномочия Собственной его Императорского Величества Канцелярии. Фактически именно этот государственный орган стал теперь играть основополагающую роль в жизни России. Если в предыдущие годы вся внутренняя политика строилась на основе работы Кабинета Министров, кто теперь ключевую роль играла именно Канцелярия.

Внутрення политика Николая 1

Более того, император стремился увеличить роль этой Канцелярии. Так, в 1826 году было создано второе отделение Канцелярии, которое возглавил Сперанский. Он был возвращен императором из ссылки. Роль второго отделения была в том, чтобы создать единый свод государственных законов. Важно отметить, что до Николая 1 это сделать не удалось никому. Тем не менее, уже в 1832 году было опубликовано 45 томов законов Российской Империи. Все они были разработаны при непосредственном участии Сперанского. В 1833 году был опубликован полный свод действующих законов Российской Империи.

Говоря об укрепление роли государства, как важнейшей составляющей части внутренней политики Николая 1, важно отметить, что укрепление самодержавия осуществлялась по 4-м основным направлениям:

  1. Создание Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. О ней мы говорили выше.
  2. Создание специальных Комитетов. Все созданные Комитеты подчинялись лично императору и отвечали за решение различных государственных вопросов.
  3. Создание "Теории официальной народности". Подробнее об этой теории вы можете прочитать в соответствующем разделе нашего сайта, сейчас же хочу только отметить, что это была теория создания новой идеологии для населения.
  4. Создание полного контроля над общественной и политической жизнью страны. Любая организация могла быть закрыта и уничтожена по одному только подозрению в несогласии с действующей политикой.

В 1826 году был создан секретный комитет. Возглавил его Кочубей. Основной задачей этого комитета стала создание и разработка ключевых реформ государственного управления России. Несмотря на важность этой задачи, решить ее Кочубею не удалось.

Очень важная черта внутренней политики того периода является гигантское расширение чиновничьего аппарата. Судите сами. На момент смерти Александра 1 в России было 15000 чиновников. К концу правления Николая 1 их насчитывалось уже 90000. Такое гигантское расширение бюрократии (в 6 раз!) привело к тому, что государству стало невозможно осуществлять контроль за деятельностью каждого из своих чиновников. Поэтому очень часто для простых людей решение мелкого чиновника были намного важнее чем решение Министров или даже Императора.

Опора на дворянство

Стремясь укрепить собственную власть Николай 1 решил опираться именно на дворянство. Главным образом это выражалось в том, что молодой император сильно переживала, что за годы правления его предшественников многие дворянские семьи очень сильно обнищали. Особенно это было показательно во время правления Александра 1. Внутренняя политика Николая 1 того времени во многом строилась на том, чтобы построить основы государственного управления, опираясь на дворянство. Поэтому были приняты основные шаги для того, чтобы улучшить финансовое положение дворянских семей, вызвав тем самым у них желание защищать действующего монарха. Шаги для реализации этого плана были предприняты следующие:

  • При наследовании дворянского имущества, в состав которого входят не менее 400 крестьянских дворов, запрещалось проводить разделение этого имущества.
  • Начиная с 1828 года среднее и высшее образование в Российской Империи стало доступным исключительно для детей из дворянских семей.

Эти шаги были направлены на то, чтобы поднять роль и авторитет дворянства в жизни государства. Именно поэтому можно говорить о том, что политика Николая 1 внутри страны проводилась во многом в интересах богатых сословий, на которые император и решил опираться в своей работе.

Решение крестьянского вопроса

К началу правления Николая 1 уже никто в России не отрицал того факта, что жизнь простых крестьян необходимо улучшать. Решение крестьянского вопроса давно назревало, но никто всерьез им так и не занимался. В 1837 - 1841 годах была проведена крестьянская реформа, которая коснулась исключительно государственных крестьян. Во главе этой реформы стоял генерал Киселёв, который на момент проведения реформы занимал пост члена государственного совета и министра государственного имущества. В результате этих реформ крестьянам позволялось создавать собственное самоуправление, в деревнях начали строиться школы и больницы. Важный пункт данной реформы касался введения "общественной пашни". Она была введена для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожайных лет. Но таких пашнях крестьяне работали сообща, результатами своей работы также пользовались сообща. Тем не менее, не следует думать, что такие нововведения были положительно воспринято и в обществе. Многие реформы российских императоров отличались своей нелогичностью и не продуманностью. В частности в большинстве случаях на общественных полях крестьян насильственно заставляли выращивать картофель. В результате этого в 1842 годах по стране прокатился целый ряд картофельных бунтов.

Основные этапы решения крестьянского вопроса

Этапы решения крестьянского вопроса Николаем 1

Я не хочу умереть и не решить. крестьянский вопрос.

Николай 1 Павлович

Крестьянская реформа Киселева должна оцениваться объективно, как изменения, которые в лучшую сторону жизнь крестьян не изменили. Более того, следует говорить о том, что эта реформа внесла огромные различия между государственными и крепостными крестьянами. Но что касается улучшения жизни крепостных крестьян, а тем более попыток их раскрепощения, то здесь Киселёв и Николай 1 придерживались мнения, что Россия к этому не готова. В частности это аргументировалось тем, что отмена крепостного права может привести к серьезным осложнениям с дворянством. А мы уже говорили, что внутренняя политика императора Российской Империи Николая 1 во многом опиралась на дворянство.

Однако некоторые шаги в улучшении жизни крепостных крестьян все-таки делались:

  1. Помещики наделялись правом освобождения крепостных крестьян, предоставлением им земли в собственное пользование. Справедливости ради отмечаем, что этим правом не воспользовался никто.
  2. В 1847 году был принят закон, согласно которому крестьянин имел право выкупить свою свободу, если помещик выставлял его на продажу за долги.

Эти изменения никаких существенных изменений в жизнь крестьян не внесли. Крепостное право как существовало, так и осталось существовать, а те преимущества, которые формально были реализованы на бумаге, на практике в жизнь не воплощались.

Борьба с революционерами внутри страны

Одно из главных направлений внутренней политики Николая 1 заключалась в борьбе с революцией. При этом император пытался уничтожить революцию и революционеров в любом их проявлении. Для этих целей была полностью реорганизована деятельность политической полиции. Ей в помощь в 1826 году было создано 3 отделение царской канцелярии. Очень интересно является формулировка, которая описывает задачей этой канцелярии - контроль за настроением умов. В том же 1826 году был виден жесткий цензурный контроль за всеми органами печати. Современные историки часто называют эту цензуру чугунной.

Поэтому можно смело говорить о том, что внутренняя политика Николая 1 проводилась исключительно в интересах дворянства и в борьбе с революцией. Все реформы и все преобразования внутри страны в период правления этого императора проводилась исключительно в этих целях. Именно укреплением власти дворянства и борьбой с революцией объясняют все политические процессы, которые проводились в российской империи в период правления Николая 1.

Читайте также: