Духовная сфера гдр 1949 1990 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Большой популярностью у западных немцев пользовались драма-
тический и музыкальный театры . Большое значение для успешного
развития театра имело строительство многочисленных театральных
зданий . Театр был наиболее динамичной и живой частью культуры
послевоенного времени . В театральном репертуаре преобладала
классическая немецкая и зарубежная драматургия . Режиссура была
представлена такими крупными постановщиками , как Фриц Кор -
тнер
(1892-1970), Гарри Буквиц (1904-1987) и Густав Грюндгенс
(1899-1963).

Новая серьезная музыка находила в Западной Германии не только
исполнителей , но и заинтересованное отношение публики , которое
едва ли когда встречалось прежде . Музыка предлагала большинству
немцев встречу с вневременным прекрасным . Композитор Ханс Вер -
нерХенце
( род . 1926), который начал свое творчество в конце 1940- х гг .
инструментальными композициями , достиг крупных успехов .

История Германии . Том 2

482

Глава VI. ФРГ в 1949-1989 гг .

Многие музеи видели свою важнейшую задачу в том , чтобы обес-
печить доступ немцев к современной живописи , отвергнутой нацио-
нал - социалистами . Немецкие художники послевоенного времени
писали преимущественно абстрактные полотна и радикально поры-
вали с нацистским прошлым , образцы искусства которого более не
демонстрировались .

Значительного общественного влияния постепенно добивались ра-
дио и телевидение . Просмотр телепередач постепенно стал самым лю-
бимым способом проведения свободного времени . Если в 1955 г . было
всего около 300 тыс . телевизионных зрителей , то в 1965 г . — 11,4 млн .
Началась эпоха телепостановок и сериалов . Интерес зрителей вызы-
вали также политические программы . В 1954 г . телевидение впервые
вело трансляции с чемпионата мира по футболу из Швейцарии , на
котором команда ФРГ первый раз завоевала первое место , одержав
победу над фаворитом — командой Венгрии . Этот успех был одной из
самых ярких страниц в истории западногерманского спорта .

Но телевидение по степени влияния пока еще проигрывало газе-
там и журналам . Федеральные еженедельные газеты представляли
широкий политический и религиозный спектр мнений , в то время как
партийная пресса , в отличие от Веймарской республики , не играла
важной роли . Заметной проблемой становилась возрастающая кон-
центрация прессы . Самым большим издательским концерном владел
Аксель Шпрингер (1912-1985), которому принадлежало около трети
всех ежедневных изданий . Концентрация прессы привела к обще-
ственной дискуссии об опасности манипуляции общественным со-
знанием . Широкое обсуждение этой и других острых проблем обще-
ственного развития было признаком наступления нового времени .

Культура и общественная жизнь ФРГ второй
половины 1960- х — 1980- х гг .

4. Культура и духовная жизнь ФРГ в 1949-1989 гг .

Подобно экономическому и политическому развитию, духовная сфера и культурный процесс с первых дней существования коммунистического режима контролировались СЕПГ. Партийное руководство стремилось ввести культуру в рамки марксизма-ленинизма, ориентируясь на пример Советского Союза.

Руководство ГДР активно и целеустремленно содействовало развитию физической культуры и спорта. По советскому образцу были созданы 18 спортивных объединений по производственному принципу. Ульбрихт лично агитировал в пользу занятий спортом и физкультурой в свободное время. Он основал в 1950 г. Немецкий институт физической культуры и спорта в Лейпциге. В 1952 г. появились первые детские и юношеские спортивные школы, а с середины 1950-х гг. — спортивные клубы. Был учрежден государственный комитет по физической культуре и спорту, который инициировал создание массовой организации — Немецкого союза физкультуры и спорта (НСФС), членами которого были более 3,6 млн человек.

Успехи восточногерманских спортсменов были впечатляющими. Если на зимних Олимпийских играх 1968 г. в Гренобле сборная ГДР еще не входила в число 10 сильнейших команд, то зимой 1972 г. в Саппоро восточные немцы заняли второе место, а в 1980 г. в Лейк-Плэсиде команда ГДР заняла уже первое общекомандное место.

В этих и других спортивных победах ключевую роль сыграли не только образцовая многоступенчатая (начиная с детского возраста) система подготовки спортсменов, но и широкое использование допинговых препаратов. Допинг, конечно, принимался не только в ГДР, но лишь в этой стране существовала государственная система разработки и применения допинга, которая создавалась под руководством СЕПГ и контролем МГБ. К широкому применению допинговых фармацевтических препаратов как необходимого этапа спортивной подготовки в ГДР приступили в конце 1960-х гг.




События июня 1953 г. обозначили важный рубеж в духовной жизни. Брехт написал письмо в секретариат союза писателей, в котором отмечал, что социализм не должен строиться в приказном порядке, а политика государства должна учитывать интересы населения. Но он не подвергал сомнению руководящую роль компартии. СЕПГ перешла к новой политике в сфере культуры. Государственные органы должны были воздерживаться от административных мер в отношении художественного творчества. Бремя контроля частично взяли на себя творческие союзы.

Руководство СЕПГ выступило также против известного автора-исполнителя песен Вольфа Бирмана (род. 1936), исключенного из СЕПГ в 1963 г. После опубликования сборника его стихов в западногерманском издательстве в 1965 г., ему были запрещены публичные выступления, публикации и зарубежные поездки. Потом, в 1976 г., его лишили гражданства.

Лучшие писатели ГДР пытались отстаивать право на художественную свободу. Председатель Немецкого союза писателей Анна Зегерс рисковала своим положением, но, тем не менее, отказывалась на заседаниях писателей однозначно поддерживать партийную критику. Болезненно реагируя на установление Берлинской стены, знаменитая писательница полагала, что раскол Германии не должен разделить немецкую литературу и культуру.

Особенно ненавистными для Ульбрихта были церкви. На нем лежит ответственность за снос знаменитой Лейпцигской университетской церкви, за разрушение гарнизонной церкви в Потсдаме, церквей в Ростоке и Дрездене.

Независимо от подобных конфликтов происходил процесс секуляризации. Доля евангелических христиан среди населения ГДР сократилась в 1950-1964 гг. с 80,5 до 59,4 %, доля католиков — с 11 до 8 %. Это побуждало церкви искать новую общественную позицию.

Строительство стены оказало влияние в направлении институциональной и политической переориентации церкви. Вопреки всем заявлениям о единстве, церкви ГДР теперь фактически были разделены. В 1969 г. был разрушен последний общегерманский институт — Евангелическая церковь Германии, Новый Союз евангелических церквей в ГДР отныне был независимой организацией. Организационное обособление казалось сторонникам нового союза необходимым для улучшения отношения государства к церкви.

В то же время культурная монополия СЕПГ нарушалась альтернативной культурой, которая развивалась вне официальных структур и учреждений культуры ГДР. Ее задачами не являлось противостояние официальной культуре или сознательная оппозиция режиму СЕПГ. Акции и инициативы альтернативной культуры были попыткой создания свободного от государственной регламентации культурного пространства.

Послевоенный раскол Германии привел к тому, что немецкой нации были предложены две альтернативные концепции государственного развития, каждая из которых была направлена на избавление немцев от претензии на особый путь в истории. Перед западными и восточными немцами стояла задача обретения новой национальной идентичности через принятие и освоение либерально-демократической или коммунистической модели.

Подобно экономическому и политическому развитию, духовная сфера и культурный процесс с первых дней существования коммунистического режима контролировались СЕПГ. Партийное руководство стремилось ввести культуру в рамки марксизма-ленинизма, ориентируясь на пример Советского Союза.

Руководство ГДР активно и целеустремленно содействовало развитию физической культуры и спорта. По советскому образцу были созданы 18 спортивных объединений по производственному принципу. Ульбрихт лично агитировал в пользу занятий спортом и физкультурой в свободное время. Он основал в 1950 г. Немецкий институт физической культуры и спорта в Лейпциге. В 1952 г. появились первые детские и юношеские спортивные школы, а с середины 1950-х гг. — спортивные клубы. Был учрежден государственный комитет по физической культуре и спорту, который инициировал создание массовой организации — Немецкого союза физкультуры и спорта (НСФС), членами которого были более 3,6 млн человек.

Успехи восточногерманских спортсменов были впечатляющими. Если на зимних Олимпийских играх 1968 г. в Гренобле сборная ГДР еще не входила в число 10 сильнейших команд, то зимой 1972 г. в Саппоро восточные немцы заняли второе место, а в 1980 г. в Лейк-Плэсиде команда ГДР заняла уже первое общекомандное место.

В этих и других спортивных победах ключевую роль сыграли не только образцовая многоступенчатая (начиная с детского возраста) система подготовки спортсменов, но и широкое использование допинговых препаратов. Допинг, конечно, принимался не только в ГДР, но лишь в этой стране существовала государственная система разработки и применения допинга, которая создавалась под руководством СЕПГ и контролем МГБ. К широкому применению допинговых фармацевтических препаратов как необходимого этапа спортивной подготовки в ГДР приступили в конце 1960-х гг.

События июня 1953 г. обозначили важный рубеж в духовной жизни. Брехт написал письмо в секретариат союза писателей, в котором отмечал, что социализм не должен строиться в приказном порядке, а политика государства должна учитывать интересы населения. Но он не подвергал сомнению руководящую роль компартии. СЕПГ перешла к новой политике в сфере культуры. Государственные органы должны были воздерживаться от административных мер в отношении художественного творчества. Бремя контроля частично взяли на себя творческие союзы.

Руководство СЕПГ выступило также против известного автора-исполнителя песен Вольфа Бирмана (род. 1936), исключенного из СЕПГ в 1963 г. После опубликования сборника его стихов в западногерманском издательстве в 1965 г., ему были запрещены публичные выступления, публикации и зарубежные поездки. Потом, в 1976 г., его лишили гражданства.

Лучшие писатели ГДР пытались отстаивать право на художественную свободу. Председатель Немецкого союза писателей Анна Зегерс рисковала своим положением, но, тем не менее, отказывалась на заседаниях писателей однозначно поддерживать партийную критику. Болезненно реагируя на установление Берлинской стены, знаменитая писательница полагала, что раскол Германии не должен разделить немецкую литературу и культуру.

Особенно ненавистными для Ульбрихта были церкви. На нем лежит ответственность за снос знаменитой Лейпцигской университетской церкви, за разрушение гарнизонной церкви в Потсдаме, церквей в Ростоке и Дрездене.

Независимо от подобных конфликтов происходил процесс секуляризации. Доля евангелических христиан среди населения ГДР сократилась в 1950-1964 гг. с 80,5 до 59,4 %, доля католиков — с 11 до 8 %. Это побуждало церкви искать новую общественную позицию.

Строительство стены оказало влияние в направлении институциональной и политической переориентации церкви. Вопреки всем заявлениям о единстве, церкви ГДР теперь фактически были разделены. В 1969 г. был разрушен последний общегерманский институт — Евангелическая церковь Германии, Новый Союз евангелических церквей в ГДР отныне был независимой организацией. Организационное обособление казалось сторонникам нового союза необходимым для улучшения отношения государства к церкви.

В то же время культурная монополия СЕПГ нарушалась альтернативной культурой, которая развивалась вне официальных структур и учреждений культуры ГДР. Ее задачами не являлось противостояние официальной культуре или сознательная оппозиция режиму СЕПГ. Акции и инициативы альтернативной культуры были попыткой создания свободного от государственной регламентации культурного пространства.

Послевоенный раскол Германии привел к тому, что немецкой нации были предложены две альтернативные концепции государственного развития, каждая из которых была направлена на избавление немцев от претензии на особый путь в истории. Перед западными и восточными немцами стояла задача обретения новой национальной идентичности через принятие и освоение либерально-демократической или коммунистической модели.

Рубрика в газете: Феномен, № 2019 / 44, 28.11.2019, автор: Владимир ШУВАЛОВ (г. ПЕНЗА)

Историк должен быть прежде всего правдив. Н.М. Карамзин

О чень рад, что данная монография Вячеслава Викторовича, ставшая итогом его многолетних исследований, увидела свет. И это неслучайно, ведь в ней в концентрированном, то есть в самом сжатом виде ярко представлена предыстория и весь период культурной жизни Восточной Германии, с 1949 г. ставшей Германской Демократической Республикой. Напомню, что как в Советском Союзе правящей партией являлась КПСС, так и в ГДР в подобной же роли выступала Социалистическая единая партия Германии.

Культурные преобразования подразумевали в Восточной Германии соединение народа и официальной культуры, одобренной руководством СЕПГ, изменение субъекта культурного процесса – человека, путём его вовлечения в творческую деятельность. Культурные изменения предполагали не только создание благоприятных условий для потребления культуры, но и активную творческую деятельность самих людей в области культуры, не только непосредственную, но и представительную.

Содержание культурных реформ в новом социуме Восточной Германии, те задачи, которые выдвигались в ходе их осуществления, показывают, что они являлись общей закономерностью во всех странах советского блока.

В связи с этим в данной книге рассмотрены общие черты культурных преобразований, характерные для стран Восточной Европы, проанализированы субъективные и объективные факторы, которые определяли своеобразие культурных мероприятий как в группе стран, так и в отдельно взятой стране – ГДР.

Автор постарался дать всесторонний, а не тенденциозно однобокий анализ содержания политики СЕПГ на каждом этапе истории ГДР. В данном исследовании впервые предпринята попытка нового прочтения опубликованных до 1991 г. документов.

В.Нефёдов впервые даёт периодизацию культурной политики руководства СЕПГ. По его мнению можно выделить:

3) период модифицированной культурной политики в 1970-е гг.;

4) этап тотального противостояния с влиянием западной кудьтуры в условиях нараставшего внутренноего кризиса в ГДР (1980-е гг.).

Автор учитывал объективные конкретно-исторические факторы, определившие характер и специфику изучаемой проблемы, а также провёл системную обработку доступных исторических источников и литературы. На этой основе добросовестно были проанализированы общие закономерности и особенные проявления предмета пристального изучения учёного-германиста – это особенности культурной политики СЕПГ, её влияния на социально-культурное развитие ГДР в контексте мировой системы социалистического сообщества.

Важное место заняла мемуарная литература на немецком и русском языках, выступления и воспоминания участников и свидетелей политических и культурных процессов в ГДР (от Эгона Кренца до Н.И. Рыжкова, от космонавтов до народных артистов СССР). Приведены в качестве источников многочисленные воспоминания и дневники историков, литературоведов, искусствоведов, педагогов, деятелей кинематографии, писателей, артистов. Отрадно, что в процессе подготовки книги к изданию Вячеслав Викторович воспользовался помощью значительного количества авторов, учёных и деятелей культуры.

Вызывает искреннее сожаление, что (как видно из приведённых примечаний) значительная часть материалов и собеседований не вошла в окончательный текст монографии прежде всего из-за своего немалого объёма. Но в каждом случае они оказали позитивное воздействие на изучение данной проблематики.

В монографии учёный использовал документы и донесения референтуры по ГДР из Архива внешней политики РФ, которые впервые введены в научный оборот, они и составили документальную базу книги. Это в высшей степени достоверные источники, в них есть то, что никак не могло попасть в СМИ – негатив и трудности в культурной сфере ГДР. Именно эти материалы позволяют увидеть некоторые новые стороны культурной жизни ГДР и культурной политики СЕПГ.

Несмотря на сходство с СССР, культурные преобразования в ГДР имели свои особенности. Опыт внедрения советских рецептов в республике заслуживает особого внимания. Ведь это была часть страны, имевшей высокий уровень культуры в прошлом, богатые парламентские и демократические традиции, страны, пережившей трагедию нацистского периода, уничтожавшего на кострах лучшие достижения немецкой культуры, а образование и науку поставившего на службу гитлеровскому правительству в целях завоевания мирового господства.

Конечно же, в одной монографии невозможно рассмотреть все проблемы историко-культурного процесса. Сама по себе задача выделения основных проблем комплексного изучения культуры, из-за её недостаточной изученности, представляется непростым делом. Поэтому автор монографии на каждом из этапов роста культуры ГДР обращает внимание на основные проблемы её развития под руководством СЕПГ, наиболее интересные её вехи, характеризующие основные векторы культурной жизни Демократической Германии.

Таким образом, анализ культурного развития в ГДР, как позитивного, так и негативного, может оказаться полезным в поиске оптимальных путей развития культурной жизни.

В заключение можно отметить, что автору было непросто ужимать и сокращать собранный материал под размер монографии. Пожелаем ему новых творческих и научных успехов!

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

ШУВАЛОВ Владимир Иванович (р. 21.01.1969, г. Пенза) – учёный-историк. Окончил исторический факультет ПГПИ им. В. Г. Белинского (1993), аспирантуру ПГПУ (1996), докторантуру Московского педагогического университета (2001). С 1993 г. – преподаватель-стажёр кафедры всеобщей истории, с 1996 – ст. преподаватель, затем доцент (1997), профессор кафедры новой и новейшей истории (2002), доктор исторических наук (2002). В 2003­2007-м являлся членом диссертационного совета по историческим наукам при ПГПУ, в 2016–2017 гг. – объединённого диссертационного совета по историческим наукам ПГУ и Самарского госуниверситета. Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций. С 2011 г. – профессор кафедры всеобщей истории, историографии и археологии ПГПУ им В.Г. Белинского, с 2017 г. – всеобщей истории и обществознания ПГУ. Награждён почётной грамотой министерства образования и науки РФ (2011). Область научных интересов: проблемы исторической психологии, историография всеобщей истории, методология исторического исследования, новейшая история стран Запада, геополитика.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

ГДР- вела социалистический путь развития
ФРГ- капиталистический путь развития

+

Сведения о гуннах встречается в китайских письменных источниках

Другие вопросы по Истории

Категория

Составить кросворд с ключевым словом ,,памятник",по украины.заранее ​.

Категория

В1858 г. в журнале современник был опубликован роман бичер стоу "хижина дяди тома" о трагедии положения негров в сша. почему он стал так популярен среди наших соотечественников? 45.

Читайте также: