Духовная сфера франции в 18 веке кратко

Обновлено: 03.07.2024

Франция в начале XVIII века представляла собой экономически развитую страну. На несколько десятилетий в экономике утвердился постоянный рост производства. Развивались основы рыночной экономики в промышленном и аграрном секторах. Как результат стабильного положения в экономике – прирост населения. К концу века во Франции проживало около 27 миллионов человек.

Экономические преобразования выдвинули на первые места в государстве предприимчивых представителей третьего сословия. Оставаясь бесправным в политическом смысле, третье сословие стремиться реформировать абсолютистское государство и приспособить его для нужд современного положения в экономике.

Назревание конфликта между сословиями

В XVIII веке Франция оставалась абсолютной монархией. Сильная власть короля опиралась на старинные принципы. Всё общество было поделено на три сословия, первые два из которых (духовенство и дворянство) имели налоговый иммунитет. Третье сословия платило все налоги, но доступа к государственным должностям не имело. Экономические изменения привели к жизни требование буржуазии о либерализации экономики, крестьяне хотели получить землю.

Готовые работы на аналогичную тему

Для сохранения абсолютизма между королём и каждым значимым слоем населения существовал достигнутый в предыдущие столетия компромисс.

  1. Компромисс между королём и привилегированными сословиями. Духовенство и дворянство отказывались от политических прав. За это государственная власть охраняла привилегии этих сословий, в первую очередь – право не платить налоги.
  2. Компромисс между королём и крестьянством. Крестьяне своими выступлениями добились от королевской власти отмены многих денежных налогов. В условиях натурального хозяйства обменять продукцию сельскохозяйственного производства на деньги было проблематично. Переход к натуральным отношениям для крестьян был шагом на пути их благополучия.
  3. Компромисс между королём и буржуазией. Правительство оказывало финансовую поддержку многим отраслям промышленного производства. Буржуазия получила ряд привилегий по сравнению с крестьянством и цеховыми ремесленниками.

Сложные отношения, сложившиеся в результате компромиссов, не отвечали современной ситуации во Франции и в мире. Франция начинает отставать от Англии, которая добилась привилегий в ведении торговли на французской территории. Потребности обнищавших народных масс правительством игнорировались. Страна оказалась накануне революционного взрыва.

Буржуазная революция во Франции

После неудачных попыток найти мирный путь из революционной ситуации Людовик XVI созывает собрание нотаблей (представителей от трёх сословий). Он предлагает им утвердить новые налоги для пополнения казны. Нотабли отказываются, объясняя, что это может сделать лишь Генеральные штаты. 5 мая 1789 года созываются Генеральные штаты. Вскоре они провозглашают себя сначала Учредительным, а затем Законодательным собранием. 14 июля начинается революция. Монарх был казнён, Франция стала республикой. В 1799 году к власти в результате государственного переворота приходит Наполеон Бонапарт.

Франция — страна, известная во всем мире своим культурным наследием и богатыми национальными традициями, продолжает держать марку законодателя мод и места сосредоточения гурманов и людей с изысканным вкусом. Что же подарила миру культура Франции, и благодаря кому современное поколение с замиранием сердца ждет путешествия сюда?

Говоря о сферах деятельности, где французы достигли колоссальных успехов, нельзя не отметить архитектуру, изобразительное искусство, литературу, кинематограф и музыку. История Франции тесно переплетается с историей других государств, оказавших прямое или косвенное влияние на развитие событий в этой стране. Однако несмотря на восприятие традиций соседей, Франция славится своим особенным стилем и укладом жизни.

Художественная культура Франции: архитектура, живопись, литература, музыка, кинематограф

Одним из самых ярких стилей в архитектуре Франции стал ампир, как явление зародившийся еще в конце XVIII века, накануне Великой революции. Ампир выражал дань французов античному периоду истории в тесном сплетении с мотивами политической борьбы и революционных идей. Основоположником стиля стал живописец Жак Луи Давид, стремившийся выразить в своих творениях любовь к человечеству, свободе, равенству и братству.

Наполеоновский ампир

Особенно ярко отражает желание показать величие страны культура Франции 19 века, когда во главе государства стоял амбициозный и уверенный в собственных силах император Наполеон Бонапарт.

культура франции

Так называемый наполеоновский ампир был призван пробуждать в гражданах гордость за свою Родину и вызывать ощущение величия за расширяющую границы империю. Однако такое стремление привело к тому, что здания, выполненные в этом стиле, представляют собой, скорее, жесткое и холодное воплощение первоначальных замыслов зодчих, акцентирующих внимание на монументальности и величии, а не на мягких классических формах, лежащих в основе ампира.

Наиболее монументальными и значимыми памятниками того периода стали Церковь святой Марии-Магдалины и Триумфальная арка — копия античной арки Септимия Севера (римского императора). Работа над аркой велась под руководством зодчих Франсуа Фонгена и Шарля Персье. Архитектурная достопримечательность была установлена напротив Дворца Тюильри на площади Каррузель и являлась символом военных побед императора.

Особенности культуры Франции в тот период истории как раз и заключались в необходимости возвеличить правителя государства, укрепив его внутреннее влияние для успешной международной политики.

Инженерный стиль

Вторая половина XIX века ознаменовалась сменой ампира так называемым инженерным стилем, основоположником которого стал архитектор Жорж Эжен Осман. Он выступил с инициативой перепланировки столицы Франции, в результате чего Париж приобрел современный вид.

история франции

В этот же период была возведена одна из основных достопримечательностей города — Эйфелева башня.

XX век и модерн

Живопись XIX и XX веков

культура франции 19 века

Помимо импрессионизма возникли и другие течения, которые со временем распространились в соседних европейских странах или, наоборот, пришли оттуда во Францию — неоимпрессионизм или пуантилизм (представителем которого выступали Жорж-Пьер Сёра и Поль Синьяк), постимпрессионизм (отмечен творчеством таких художников, как Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек), фовизм (во главе с Андре Дереном и Анри Матиссом), кубизм (представителем которого выступал Жорж Брак и Марсель Дюшан).

Особо стоит отметить постимпрессионизм, который отчасти перенял художественные принципы импрессионизма, в то же время продолжая искать свой особенный стиль и пути развития в новых формах. На первый план для художников этого направления выходят явления эмпирического мира — формы действительности, желание показать целостную картину мира, а не сиюминутное впечатление.

Литература XIX века

Особое внимание стоит уделить французской литературе XIX века. В этот период широкое распространение получает символизм с его недосказанностью, загадочностью, намеками и символами. Яркими представителями направления были Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюр Рембо и Стефан Малларме.

Середина XIX века является, пожалуй, наиболее насыщенным периодом в истории литературы Франции, когда на ее ниве творили такие выдающиеся писатели-прозаики, как Александр Дюма, Виктор Гюго, Жюль Верн, Оноре де Бальзак, Стендаль, Гюстав Флобер, Проспер Мериме, Ги де Мопассан.

художественная культура франции

Знаковый XX век во французской литературе

XX век стал знаковым для истории французской литературы: четырнадцать писателей удостоились Нобелевской премии за свои труды на литературном поприще. Среди них Ромен Роллан, Альберт Камю, Жан-Поль Сартр. Такого успеха не знала ни одна другая страна.

Кроме того, в 1903 году во Франции была учреждена Гонкуровская премия, которая считается наиболее престижной в этой области для французских авторов. Из выдающихся литераторов XX века, имевших честь быть отмеченными этой премией, стоит выделить Альфонса де Шатобриана, Марселя Пруста, Жан Жака Готье.

Культура Франции 20 века — отличный пример того, как новаторство и нетрадиционный подход позволяют сделать большой рывок в духовном развитии народа и пересмотреть моральные ценности и устои, проанализировав их, в частности, через призму литературных взглядов.

Музыкальное искусство XIX и XX веков

Так же как и в литературе, в музыкальном искусстве Франции расцвет пришелся на XIX век.

особенности культуры франции

Известность и слава пришли к таким выдающимся музыкантам, как Гектор Берлиоз, Жак Оффенбах, Жорж Бизе.

От классики к современности

Национальная культура Франции в XX веке формировалась под влиянием общемировых тенденций. Так, особой популярностью стал пользоваться французский шансон, прославивший непревзойденную Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Жоржа Брассена и Сержа Генсбура.

франция культура и традиции

Набирает популярность и эстрадная музыка в лице Джо Дассена, Далиды, Мирей Матье и Патрисии Каас.

Если говорить в общем, то культура Франции в сфере музыкального искусства может похвастаться приверженностью классическому жанру. Об этом свидетельствуют многочисленные концертные площадки, залы, театры, в которых как в XIX-XX веках, так и в настоящее время проходят фестивали классической музыки и разнообразные концерты.

Французский кинематограф

Чем еще, кроме архитектуры, живописи, литературы и музыки гордится Франция? Культура и традиции этой страны настолько богаты, что перечислять достижения французов можно долго. Одним из самых весомых вкладов считается создание в 1895 году аппарата для съемки и проекции на экран изображения братьями Люмьер. Это событие стало поворотным моментом в развитии как французского, так и мирового кинематографа.

национальная культура франции

Не менее знаковыми стали следующие два десятилетия XX века, открывшие миру потрясающих мастеров своего дела — Жана-Поля Бельмондо, Жана Моро, Катрин Денёв, Жерара Депардье, Анни Жирардо, Алена Делона и Пьера Ришара.

Культура Франции внесла весомую лепту в развитие мировой культуры, дав жизнь многим направлениям и течениям в различных областях знаний и оставив в наследие современным поколениям богатый арсенал для дальнейшего развития.


Просвещение зародилось в Англии, однако наибольшее влияние оно оказало на Францию, которая стала центром этой эпохи. Именно в XVIII веке происходило активное развитие общественной жизни, где остро стоял вопрос о свободе личности и духа. В это время люди становились более раскрепощенными, они старались познать этот мир, узнать его с новых сторон. Старые взгляды и точки зрения все чаще ставились под сомнение, что порождало огромные споры в обществе.

Эпоха Просвещения во Франции делится на три этапа. Первый начинается с момента смерти Людовика XIV в 1715 году. В нем наиболее ярко проявляется нетерпимость и несогласие с религиозными устоями, с произволом властей. В то же время провозглашается идея о стремлении человека к счастью. Характеризуется этот этап работами Монтескье и Вольтера.

Эпоха Просвещения подарила всему миру не только талантливых философов, которые изменили умы человечества, но и ярких представителей французской литературы и драматургии.

Эпоха просвещения подарила Франции и всему миру великих философов и писателей. Выдвинула массу идей, которые значительно повлияли на ход развития французской истории. Первым таким серьезным изменением была, несомненно, Великая французская революция.

Со второго десятилетия 18 века начался новый период развития французского искусства. Содержание идейной жизни Франции этого времени определялось борьбой демократических сил с разлагающимся абсолютизмом, с паразитизмом и расточительством двора и аристократии, с церковью, преследовавшей вольнодумцев; эта борьба идеологически подготовила страну к буржуазной революции конца 18 века.

Культура и искусство Франции 18 века.

Культура и искусство Франции 18 века.

Культура и искусство Франции 18 века.

Во славу человеческих познаний и труда впервые в человеческой истории был возведен гигантский памятник — написана многотомная Энциклопедия.

Культура и искусство Франции 18 века.

Развивавшаяся на этой почве французская художественная культура вступила в полосу подъема. Новое содержание мощным потоком врывалось в искусство. В музыку проникало народное песенное начало. Сменяя парадность придворного театра, пришла драматическая опера, продолжал критическую традицию Мольера театр французской комедии, переживал расцвет подчинявшийся лишь вольной фантазии, исполненный боевых настроений ярмарочный театр масок, среди крестьян распространялись массовые зрелища с играми и хороводами.

Культура и искусство Франции 18 века.

Культура и искусство Франции 18 века.

Типичным явлением 18 века стали периодические выставки Королевской Академии — Салоны, устраивавшиеся в Лувре, а также выставки Академии святого Луки, развертывавшиеся непосредственно на площадях. Новым, характерным для 18 века было зарождение эстетики и развитие художественной критики, отражавших борьбу течений в искусстве.

Культура и искусство Франции 18 века.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: