История возникновения научного знания кратко

Обновлено: 19.05.2024

В современной исследовательской литературе нет единого мнения о времени появления науки. Одни считают, что момент ее рождения установить в принципе невозможно, она всегда сопутствовала жизни человека. Некоторые находят исток науки в античности, т.к. именно здесь было впервые применено доказательство (доказательство Пифагором теоремы в $VI в. до н.э.$). Также появление науки связывают с созданием классической методологии научного познания в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт) или с идеей классического европейского университета, соединяющего в себе педагогические функции и функции научной лаборатории (А. фон Гумбольдт).

Этапы развития науки

Наука в ходе своего развития прошла следующие этапы: древняя наука, средневековая наука, нововременная, классическая наука и современная наука.

1 этап. Наука в древности характеризует синкретичностью, нерасчлененностью знания. Знанием чаще всего становилось умение. Кроме этого, зачатки науки этого периода основывалась на религиозных, мифологических, магических воззрениях.

Настоящий прорыв для науки древности и это открытия в геометрии, произведенные в Древнем Египте, Вавилоне и Древней Греции. Древние греки начинают мыслить мир абстрактными категориями, оказываются способными делать теоретические обобщения наблюдаемого. Этому доказательством служат рассуждения древнегреческих философов о первоначалах мира и природе.

Предметом научных рассуждение на этапах ее зарождения являлся в целом универсум. Человек понимался как органического часть этой целостности.

2 этап. Христианский этап развития науки связан с переосмыслением античных научных достижений. Средневековая наука не отринула античное наследие, но по-своему его в себя включила. На первый план среди наук в эпоху христианства выходит теология.

На развитие и уровень средневековой науки повлияло появление университетов.

3 этап. Наука Нового времени отличается антирелигиозной направленностью. Христианские максимы и положения выводятся из сферы науки, оставаясь всецело уделом теологии, которая также теряет приоритетное положение в данную эпоху. Авторитетом становится естествознание, основанное на математике. Начало эпохи Нового времени ознаменовано научной революцией.

Нововременная эпоха занята выработкой методологии (Ф. Бэкон). Для Ф. Бэкона – наука это сбор эмпирических данных и их анализ. Достигнув определенного количества, знание может рождать новое качество, образовывать закономерности, тем самым расширяя представления человека о мире. Для нововременной науки крайне важен опыт и эксперимент.

Наука Нового времени ввела новую онтологию, имеющую материалистические установки, окончательно утвердила гелиоцентрическую систему мира. Для ученого $XVII в.$ окружающий мир – это исследовательская лаборатория, открытое для исследования пространство.

Предметом исследования нововременной науки является микромир.

4 этап. Появление современного этапа развития науки связано с развитием квантовой физики на рубеже XIX-XX вв. и открытием А. Эйнштейном теории относительности. Современная наука включает в себя неклассический и постнеклассический типы рациональности. Ее методология основывается на вероятностных и синергетических методах познания.

Предмет изучения современной науки – микро-, мезо - и макро- уровни реальности в их единстве.

История развития науки говорит о том, что самые ранние свидетельства науки можно найти в доисторические времена, такие как открытие огня, изобретение колеса и развитие письменности. Ранние подобия записей содержат цифры и информацию о Солнечной системе.

Однако история развития науки со временем стала более важной для жизни человека.

Значимые этапы развития науки

1200-е годы:

Роберт Гроссетесте (1175 – 1253) основатель оксфордской философской и естественнонаучной школы, теоретик и практик экспериментального естествознания разработал основу для правильных методов современных научных экспериментов. Его работы включали принцип, согласно которому запрос должен основываться на поддающихся измерению доказательствах, подтвержденных путем тестирования. Ввел понятие о свете как телесной субстанции в первичной форме и энергии.

Леонардо да Винчи

1400-е годы:

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) итальянский художник, ученый, писатель , музыкант. Начал свои изучения в поисках знаний о человеческом теле. Его изобретения в виде чертежей парашюта, летательной машины, арбалета, скорострельного оружия, робота, подобия танка. Художник, ученый и математик также собрал информацию об оптике в виде прожектора и вопросах гидродинамики.

1500-е годы:

1600-е годы:

Йоханнес Кеплер (1571 -1630) немецкий математик и астроном. Основал на наблюдениях законы планетарного движения. Заложил основы эмпирического исследования движения планет и математических законов этого движения.

Галилео Галилей усовершенствовал новое изобретение, телескоп, и использовал его для изучения солнца и планет. В 1600-х годах также были достигнуты успехи в изучении физики, поскольку Исаак Ньютон разработал свои законы движения.

1700-е годы:

Бенджамин Франклин (1706 -1790) открыл, что молния — это электрический ток. Он также внес вклад в изучение океанографии и метеорологии. Понимание химии также развивалось в течение этого столетия, так как Антуан Лавуазье, названный отцом современной химии, разработал закон сохранения массы.

1800-е годы:

Вехи включали открытия Алессандро Вольты относительно электрохимических серий, которые привели к изобретению батареи.

Джон Дальтон также внес атомную теорию, которая гласит, что вся материя состоит из атомов, которые образуют молекулы.

Основу современного исследования генетики выдвинул Грегор Мендель и раскрыл свои законы наследования.

В конце века Вильгельм Конрад Рентген обнаружил рентгеновские снимки, а закон Джорджа Ома послужил основой для понимания того как использовать электрические заряды.

1900-е годы:

История развития науки в области медицины навсегда изменилась Александром Флемингом с открытия пенициллина из плесневых грибов как исторически первого антибиотика.

Медицина, как наука, обязана также вакцине против полиомиелита в 1952 году которую открыл американский вирусолог Джонас Солк.

В следующем году Джеймс Д. Уотсон и Фрэнсис Крик открыли структуру ДНК, которая представляет собой двойную спираль образованную с парой оснований, прикрепленных к сахарофосфатному остову.

2000-е годы:

В начале 21 века был завершен первый проект генома человека, что привело к более глубокому пониманию ДНК. Это продвинуло изучение генетики, ее роли в биологии человека и ее использования в качестве предиктора заболеваний и других расстройств.

Таким образом, история развития науки всегда была направлена на рациональное объяснение, предсказание и контроле эмпирических явлений великими мыслителями, учеными и изобретателями.


Доисторический период: не было философии и науки, поскольку все находилось во власти традиций, когда человек ориентировался на прошлые культурные образцы и мышление не могло выйти за его пределы, что принципиально ограничивало творческие возможности человеческих сообществ, делало их развитие похожим на течение равнинной реки.

Исторический период: возникновение и развитие философии и науки.

Середина 1 тысячелетия до н.э. считается периодом возникновения философии и науки – 1 этап Античность.

  • Преднаука
  • Наука в собственном смысле слова.

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Включает в себя все условия и моменты этого производства наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания. Наука – необходимое следствие общественного разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой – сперва очень малочисленной группы людей.

Функции науки:

  • культурно-мировоззренчесская;
  • непосредственная производственная сила;
  • социальная сила.

Одновременно с процессом возникновения и укрепления культурно-мировозренческих функций науки, занятия наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.

(историческое) многообразие форм науки (диахронный плюрализм науки):

  • Древняя восточная преднаука (вавилонско-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская)
  • Античная наука
  • Средневековая европейская наука
  • Новоевропейская классическая наука
  • Неклассическая наука
  • Постенклассическая наука

Восточная преднаука:

Наука появляется в странах Древнего Востока (в осевое время): в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики.

Производство идей, представлений, сознания первоначально было непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни.

Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилонии, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науки.

Достояние восточной цивилизации было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции главной функцией науки является объяснительная функция;

её основная задача – познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек.

Для возникновения науки в ее собственном понимании были необходимы определённые социальные условия:

  • достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений (приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность систематических занятий наукой),
  • наличие богатой и широкой культурной традиции, допускающей свободное восприятие достижений разных культур и народов.

Эти условия сложились к VI в. до н. э. в Древней Греции, где и возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит и др.), объяснявшие действительность через естественные начала. Это было теоретическое знание, в котором на первый план выдвигались его объективность, логическая убедительность.

Древнегреческая наука (Аристотель и др.) дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления, которые были во многом несовершенны, но сыграли выдающуюся роль в истории культуры:

  • они ввели в практику мыслительной деятельности систему абстрактных понятий, относящихся к миру в целом,
  • превратили в устойчивую традицию поиск объективных, естественных законов мироздания и
  • заложили основы доказательного способа изложения материала, что составило важнейшую черту науки.
  • теоретичность (источник научного знания – мышление)
  • логическая доказательность
  • независимость от практики
  • открытость критике
  • демокраизм

астрология, алхимия, религиозная герменевтика.

Огромный вклад в развитие науки внесли учёные арабского Востока и Средней Азии (Ибн Сина 10-11вв, Ибн Рушд 12в, Бируни 10-11вв и др.), сумевшие сохранить и развить древнегреческую традицию, обогатив её в ряде областей знания.

  • Теологизм
  • Непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества
  • Схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения)
  • Догматизм (способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретные условий места и времени, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины.). Наука должна была выполнять роль служанки богословия и согласовывать свои утверждения.

Новоевропейская классическая наука

(15-16 века эпоха Возрождения и 17в-нач 20в Новое время) - прообраз современной науки.

Отличительные черты от предыдущих этапов:

Отличается от предыдущих этапов:

  • от средневековья - против схоластикой науки
  • от античной - начинает учитывать практические потребности общества

Парадигмальные образцы: аналитическая геометрия Декарта, механика Галилей и Ньютона, матанализ Ньютона, Лейбниц, Коши.

Онтологические основание:

  • антителеологизм,
  • детерминизм (учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.Утверждает объективный характер причинности)
  • механицизм (мировоззрение, объясняющее развитие природы и об-ва законами механической формы движения материи, к-рые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения. Исторически возникновение и распространение М. было связано с достижениями классической механики 17-18 вв. (Галилей, Ньютон и др.))

Гносеологические основания: объективные м-ды исследования, эксперимент, математическая модель объекта,дедуктивно-аксиматический способ построения теории.

Социальные основания: дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений (научные лаборатории, институты и др), востребованность науки обществом, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки, возникновение массовой науки. Осознание ограниченности когнитивных ресурсов классической науки (кон 19 нач 20вв) – начало кризиса основ. Открыты: теория относительности, квантова механика, конструктивная логика и математика и др.

Неклассическая наука

конец 19 в - конец 20в(этап новоевропейской) теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

  • релятивизм (пространства, времени, массы) - идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний Р. отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир,
  • индетерминизм (фундаментальных взаимосвязей объектов) - отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме - отрицание причинности вообще)
  • массовость (множество объектов любого рода – статическая система)
  • системность
  • структурность
  • организованность
  • эволюционность систем и объектов.

Гносеология:

  • субъект-объектность научного знания
  • гипотетичность
  • вероятностный характер научных законов и теорий
  • частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания

Методология:

  • отсутствие универсального научного метода,
  • плюрализм научных методов и средств ((лат. множественный) - концепция, противоположная монизму, по к-рой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу)
  • интуиция,
  • творческий конструктивизм (критерия истины просто нет места – изобретения оцениваются с точки зрения эффективности, а не истинности)

Пик 70-ые годы 20 века.

В эпоху НТР происходит новая, коренная перестройка науки, она уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей силой прогресса материального производства.

Постнеклассическая наука

начало с конца 70-ых 20 в(описал В.С. Степин)

Лидеры: биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке.

Главный предмет: сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития (механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные и др.)

Идеология, философские основания, методология: существенно отличаются и во многом несовместимы с принципами предыдущих этапов новоевропейской науки.

Принципы онтологии:

  • Системность
  • Структурность
  • Органицизм
  • Нелинейный (многовариантный) эволюционизм
  • Телеологизм
  • Антропологизм

Гносеологические основания:

  • Проблемная предметность
  • Социальность (коллективность) научно-познавательной деятельности
  • Контекстуальность научного знания
  • Полезность
  • Экологическая и гуманистическая ценность научной информации

Методология:

  • Методологический плюрализм
  • Конструктивизм
  • Консенсуальность
  • Эффективность
  • Целесообразность научных решений.

Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек - так называемые "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы "человек-машина", которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т.д. С такими системами осложнено, а иногда и вообще невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без определения границ возможного вмешательства человека в объект, что связано с решением ряда этических проблем.

Поэтому не случайно на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т.д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Часто универсальный, или глобальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах.

Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон (защитный белок) и т.д.

Основная цель генных технологий - видоизменение ДНК. Работа в этом направлении привела к разработке методов анализа генов и геномов (совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом), а также их синтеза, т.е. конструирование новых генетически модифицированных организмов. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии - клонирование.

Внесение эволюционных идей в область химических исследований привело к формированию нового научного направления - эволюционной химии. Так, на основе ее открытий, в частности разработки концепции саморазвития открытых каталитических систем, стало возможным объяснение самопроизвольного (без вмешательства человека) восхожде ния от низших химических систем к высшим.

Наметилось еще большее усиление математизации естествознания, что повлекло увеличение уровня его абстрактности и сложности. Так, например, развитие абстрактных методов в исследованиях физической реальности приводит к созданию, с одной стороны, высокоэффективных теорий, таких как электрослабая теория Салама-Вайнберга, квантовая хромодинамика, "теория Великого Объединения", суперсимметричные теории, а с другой - к так называемому "кризису" физики элементарных частиц.

обусловлен существенным различием предметов и методологии разных научных дисциплин. А также реализуемых в них идеалах, норм научного исследования, форм организации деятельности.

Выделяют 4 класса наук:

  • Логико-математические
  • Естественно-научные
  • Инженерно-технические и технологические
  • Социально-гуманитарные.

Объединяющее общее сложно назвать. Проще найти различия по разным основаниям: предмет, способ конструирования знания, способ конструирования знания, критерии истинности, способ организации научных сообществ и их ценностным ориентациям.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Тема 2. Наука в эпоху античности и средневековья Преднаука и эволюция смысла научности. Культура античного полиса. Становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организация науки в средневековых университетах. Астрология, магия, алхимия.


Тема 3. Наука в эпоху Возрождения Особенности науки в период рождения новой культуры: светский характер, натурализм, антропоморфизм, синтез дисциплин. Революция в познании и новая естественнонаучная картина мира. Великие географические открытия и расширение горизонтов познания. Первые шаги в области систематизации знания (систематика растений, возникновение научной анатомии и др.). Роль механико-математической модели мира и гелиоцентрической космологии Коперника в освобождении науки от влияния теологии.

Тема 4. Возникновение современной науки в Западной Европе Исторические условия и социокультурные предпосылки новоевропейской науки. Концептуальные различия между Средневековой наукой и наукой Нового времени. Ф. Бэкон о значении истории науки. Критический дух, объективность, практическая направленность – характерные черты науки Нового времени.

Вторая половина XIX – начало XX вв. Кризис в основаниях классической науки и глобальная научная революция в математике, физике и социальных науках (начало XX в.). Неклассическая наука и ее философско-методологические последствия. Создание теории относительности и квантовой механики – начало этапа неклассической науки. Онтология неклассической науки: релятивизм, индетерминизм, нелинейность, массовость, синергетизм, системность, структурность, организованность, эволюционность научных объектов. Гносеология неклассической науки: субъект – объектность научного знания, гипотетичность, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Научно-техническая интеграция.

Середина XX в.: научно-техническая революция. Создание наукоемкой экономики. Превращение науки в главный источник инноваций и решающую силу общественного прогресса. Наука – важнейший объект государственной научной политики развитых стран. Технократизм и его негативные последствия. Необходимость экологического и гуманитарного контроля над научно-техническим развитием. Биология, экология, глобалистика и науки о человеке – лидеры постнеклассического этапа. Предмет исследования неклассической науки – сверхсложные системы (механические, физические, химические, биологические, экологические, космологические, инженерные, компьютерные, технологические, медицинские, социальные и др.).

Постнеклассическая наука. Принципы онтологии постнеклассической науки: системность, структурность, органицизм, эволюционизм, телеологизм, финализм, антропологизм. Гносеология постнеклассической науки: проблемность, коллективность научно-познавательной деятельности, контекстуальность научного знания, экологическая и гуманистическая направленность научной информации. Методология постнеклассической науки: методологический плюрализм, конструктивизм, коммуникативность, консенсуальность, целостность, эффективность и целесообразность научных решений. Компьютерная, телекоммуникативная и биотехнологическая революция в науке. Высокие технологии – основа развития экономики, переход к созданию информационного общества.

Вопрос 4. История науки

Познание в античный период носило созерцательный характер. Но в этот период были предложены модели гелиоцентрического представления о движении небесных тел, однако они не получили развития. Утвердилась геоцентрическая система Птоломея.

Крупнейшим достижением начинающей науки был атомизм Левкиппа и Демокрита, учение о бытие Парменида (V в. до н.э.). Краеугольным положением было то, что космос образован четырьмя элементами (земля, вода, воздух, огонь) и двумя силами (любовь и вражда).

В науке сказывается огромное влияние религиозной идеологии: всеохватывающим знанием обладает лишь творец (Бог). Именно ему присуще универсальное, точное, абсолютное знание.

Ученые специалисты подводя итоги средневековой науки, отмечают такие её особенности:

а) совокупность правил в форме комментариев;

б) тенденция к систематизации и классификации знаний;

в) компеляция как характерная черта той науки;

г) продолжение традиций античности, склонность к созерцательности и к абстрактному умозрительному теоретизированию;

д) признание превосходства универсального над уникальным.

Вклад ученых Возрождения в науку создал фундамент для великих открытий Нового времени, которые окончательно перевернули научную картину мира. Успехи в развитии естествознания в значительной степени определили и характер философских размышлений. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

Основное внимание в науке в этот период было уделено физике. В качестве первого этапа можно назвать механистическое естествознание. Галилей и Ньютон (1643 - 1727) – две крупнейшие фигуры, создавшие основы классической механики. Галилей, не будучи философом, был представителем механистической картины мира, высказал идею о том, что книга природы закрыта для нас, но для её прочтения нужна математика, ибо эта книга написана её языком. Галилей вводит в обращение два метода экспериментального исследования природы: аналитический – прогнозирование чувственного опыта посредством математики и синтетический-дедуктивный метод – состоящий в выработке теоретических схем на базе опытного материала. Как позднее отмечал В.Гейзенберг, Галилей стремился не к описанию наблюдаемых фактов, а скорее к проектированию экспериментов и к расчету наблюдаемых явлений на базе математических теорий. А.Эйнштейн считал, что применение Галилеем методов научного рассуждения – одно из самых важных достижений в истории человеческой мысли.

Большой вклад в классическую механику сделал И.Кеплер, который открыл законы движения планет вокруг Солнца.

Новый этап в развитии науки (неклассической) и её методологии наступает с появлением теории электромагнитных явлений Д.Максвелла (1831 - 1879). Создание электромагнитной картины мира ограничивало механическую картину познания, что позволило объяснить более широкий круг явлений и глубже выразить единство мира.

XIX век был полон новых открытий природы. Ж.Б.Ламарк разработал концепцию эволюции живой природы.

Особую роль для развития науки в этот период сыграли три великих открытия:

1. Открытие в 40 –х годах XIX в. закона сохранения и превращения энергии (Ю.Майер, Д.Джоуль, Э.Ленц). Была доказана взаимосвязь всех сил в природе: теплоты, света, электричества, магнетизма, подтверждена идея неуничтожимости и несотворимости энергии как меры движения материи.

2. Создание немецкими учеными М.Шлейденом и Т.Шванном в 1838 – 1839 гг. клеточной теории живых организмов позволило доказать единство всего живого мира, на научной основе проанализировать вопросы происхождения и развития живых организмов.

3. Теория эволюционного развития Ч.Дарвина показала, что живые организмы (включая человека) являются результатом длительного и естественного эволюционного развития, были найдены и материальные причины этого процесса – наследственность и изменчивость. Дарвиновскую теорию впоследствии подтвердила генетика, показав механизм изменений, на основе которых и способна действовать теория естественного отбора.

Открытия неуклонно продолжались: в 1895 – 1896 гг. были открыты лучи Рентгена, радиоактивность (Беккерель), химический элемент радий (М. и П. Кюри). В 1897 г. Томсоном открыт электрон. В 1911 г. Резерфорд открыл ядро атома, а к 1900 г. немецкий ученый М.Планк разработал теорию квантов.

Кардинальные изменения в характере физической науки произвел А.Эйнштейн созданием теории относительности (1905; 1916): было доказано единство материи, пространства и времени. По его утверждению, если бы из Вселенной каким – то образом исчезла вся материя, то вместе с ней исчезло бы пространство и время.

В 20-е годы формируется квантовая механика как дисциплина физики ( Луи де Бройль, В.Гейзенберг и др.). Гейзенберг доказал, что в силу противоречивой корпускулярно – волновой природы микрообъектов невозможно точно определить их координаты и импульс (количество движения). Следовательно, утверждает ученый, законы движения микрообъектов носят не динамический, а статистический (ансамблевой) характер. Такое явление он назвал соотношением неопределенностей.

Читайте также: