Духовная сфера англии в 18 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все предметы / История / Англия в XVIII-XIX вв. / Социально-экономическое и политическое развитие Англии в первой половине XVIII в.

Смена династии на английском престоле

В начале $XVIII$ века королевой Англии становится Анна Стюарт (годы правления 1702-1714). Трон перешёл к ней после её старшей сестры Марии (умерла в 1694 году) и её мужа Вильгельма III Оранского, который управляя страной после смерти жены. После смерти бездетной Анны вновь встаёт вопрос о престолонаследии. Сын Якова II был сторонником католической веры, поэтому не мог занять английский престол. Изменять вероисповедание ради английской короны он отказался.

Выбор пал на правнука Якова I – Георга из немецких земель. Хоть он и был немцем, Георг соответствовал главному требованию к монарху – был протестантом и ближайшим родственником семьи Стюартов. В 1714 году английская корона перешла к новой Ганноверской династии. Остаток $XVIII$ и весь $XIX$ век (до 1901 года) прошли под знаком правления Англией этой семьи.

Политическое развитие Англии

Большую роль в развитии Англии продолжает играть парламент. Его депутаты – представители крупных землевладельцев, занимали все места в верхней палате лордов. Им же принадлежало большинство в нижней. Палата общин выражала интересы не только землевладельцев, но буржуазии. Дело в том, что новые дворяне из нижней палаты владели мануфактурами и банками. Происходило сращивание земледельческой аристократии и торгово-промышленных классов. Поэтому парламент и правительство всё больше заботились об удовлетворении запросов буржуазии.

В Англии сохранялась двухпартийная система. Две сменяющие друг друга партии – тори и виги – практически не различались. Они обе стояли на защите интересов правящих кругов по ограблению колоний, получение прибыли от промышленности, сельского хозяйства и торговли. Различие выражалось в поддержке первенства парламента и короля: виги боролись за усиление парламента, тори – короля.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1832 году получил статус закона Акт об изменении в избирательном праве, предложенный вигами. Согласно новому закону:

Так как расходы на выборы правительство урезало по максимуму, партиям пришлось бороться за голоса избирателей. Партии поменяли название: тори стали называться консерваторами, виги – либералами. Консерваторы провозгласили борьбу за сохранение традиций, но не выступали категорично против преобразований. Либералы стремились поддерживать прогресс и являлись инициаторами нововведений.

Социально-экономическое развитие Англии

Правительство вигов находилось у власти два десятилетия с 1721 года. Премьер-министр Г.Уолпол поддерживал английскую промышленность и заокеанскую торговлю. Государство снизило поземельный налог, уменьшило пошлины на сырьё, ввозимое в страну.

Поощрение проведения огораживания сгоняло крестьян с земли и вынуждало их искать работу в городах. Города наполнились толпами бродяг, мануфактуры получили мощный приток дешёвой рабочей силы. Правительству пришлось применять жёсткие меры для пресечения бродяжничества. Нищие вынуждены были браться за самую тяжёлую и низкооплачиваемую работу, чтобы избежать преследования со стороны властей.

Агрессивную политику виги проводили в отношении колоний. Владения Англии в Америке, Индии и Африке увеличивались. Успешное участие за испанское и австрийское наследство привело к укреплению английской короны. Англия превращается в крупнейшую колониальную державу.

Благодаря своеобразию географического положения, политического и экономического развития Англия занимала несколько обособленное место среди европейских стран, хотя и находилась в постоянном взаимодействии с ними. На 18 век приходится расцвет национального английского искусства, связанный с общим подъемом английской культуры, особенности которой определялись буржуазной революцией 1640— 1660 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Англии в 18 веке..docx

Культура Англии в 18 веке.

Благодаря своеобразию географического положения, политического и экономического развития Англия занимала несколько обособленное место среди европейских стран, хотя и находилась в постоянном взаимодействии с ними. На 18 век приходится расцвет национального английского искусства, связанный с общим подъемом английской культуры, особенности которой определялись буржуазной революцией 1640— 1660 гг.

В предшествующие периоды английское искусство не переживало таких длительных и мощных периодов расцвета, как итальянское в эпоху Возрождения или передовые национальные школы Европы 17 века. Но английская культура дала миру такого гения, как Шекспир, таких философов, как Томас Мор или Френсис Бэкон. В изобразительном искусстве Англии ведущая роль долгое время принадлежала иностранцам: в 16 в.— Гансу Гольбейну Младшему, а в 17 в.— Ван Дейку. Гораздо значительнее были достижения в области национальной архитектуры, которую представляли такие выдающиеся мастера, как Айниго Джонс в первой половине 17 в. (его крупнейшая постройка — величественный Банкетинг-хаус в Лондоне) и Кристофер Рен — во второй половине 17 в. (автор собора св. Павла в Лондоне).

Англия - один из главных очагов Просвещения. С 1689 года последней революции в Англии — начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной — в Англии, политической — во Франции, философской и эстетической — в Германии. За сто лет — от 1689 до 1789 гг. — мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.

Промышленность переживала переворот: в текстильной промышленности в 1780-х гг. были челнок-самолет Д.ж. Кея (1704-1764), прядильная машина Дж. Харгривса, мюль-машина С. Кромптона (1753- 1827), водяная машина (ватермашина) Р. Аркрайта (1732-1792). Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед. Техническая мысль подсказывала множество решений, и, постепенно совершенствуясь, машины проникли во все важнейшие отрасли производства - добычу угля, производство железа и т.п.

В 1784 г. англичанин Джеймс Уатт (1736-1819), ученый и конструктор, изобрел первый универсальный двигатель - паровую машину, приводящую в движение различные рабочие механизмы. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и совершенствованию машинного производства.

В этом же году английский металлург Г. Корт (1740- 1800) разработал способ прокатки фасонного железа, усовершенствовал процесс пудлингования. В Англии вместо древесного топлива стали применять каменный уголь. Еще в начале XVIII в. Англия отставала в этом отношении не только от Франции, но и от Италии. За первую половину XVIII в. протяженность вновь проложенных или фундаментально улучшенных дорог в Англии составила 1600 миль. В 1673 г. путешествие в почтовой карете из Лондона в Эксетер занимало от 8 до 12 дней, а в 1760 г. - от 4 до 6 дней. Стоимость перевозок постоянно сокращалась.

К 1760 г. Англия располагала судоходными реками и каналами, протяженность которых составляла 1460 миль.

Основоположником реализма в английской живописи был Уильям Хогарт (1697—1764). Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с типичными для нее явлениями: хищным стяжательством, социальными контрастами, столкновениями буржуазных законов с феодальными предрассудками и привилегиями. Свое искусство он обращает к широкому зрителю, что было новым явлением в художественной жизни Англии.

Крупнейший представитель английской школы портретной живописи Томас Гейнсборо (1727—1888). Его портретным образам свойственна душевная утонченность, одухотворенность, поэтичность. Глубокая человечность присуща его изображениям крестьянских детей. Лучшие достижения английской живописи XVIII века вне круга Хогарта лежат в области портретного жанра. Знаменательно, что этот жанр занимает одно из главных мест и в стенах Королевской Академии искусства — национальной художественной школы, открытой в 1768 г. и более независимой от официальных кругов, чем европейские академии на континенте.

Томас Гейнсборо (1727—1788) — второй великий портретист XVIII столетия. В английской живописи эпохи Просвещения Рейнолдс и Гейнсборо выражают как бы две стороны просветительской эстетики: рационалистическую и эмоциональную. Для формирования Гейнсборо, проведшего свою юность и молодость в провинции и сохранившего глубокую любовь к природе своего края, старые мастера, за исключением разве Ван Дейка, не имели такого значения, как для Рейнолдса. Тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру характеризуют Гейнсборо. Он создает в своих портретах ярко выраженный англосаксонский тип, в котором подчеркивает одухотворенность, мечтательность, тихую задумчивость. Творческая жизнь Гейнсборо совпала с формированием на английской почве сентиментализма, нашедшего свое наиболее полное выражение не в изобразительном искусстве, а в литературе и особенно близкого лирическому, эмоциональному дарованию Гейнсборо, хотя, конечно, как всякий большой мастер, он не укладывается в рамки одного стиля.

Творчество Рейнолдса и Гейнсборо способствовало созданию в Англии XVIII века мощный школы портретистов: Рейнолдсу Джордж Ромни (1734—1802), Джон Хоппнер (1758—1810), Джона Опи (1761—1807), Генри Ребёрн (1756—1823), Томаса Лоуренса (1769—1830).

Некоторое развитие в английской живописи получил бытовой жанр (Дж. Морленд). Господство живописи над всеми другими видами искусства — характерная особенность Англии XVIII в.

Скульптура почти не имеет самостоятельного значения, только в связи с архитектурой и особенно с прикладным искусством.

На рубеже XVIII—XIX вв. особенно активно развивается карикатура: острогротескная бытовая (Т. Роулендсон) и политическая (Дж. Гилрей), которая, как бы продолжая традиции Хогарта, оказывала огромное влияние на новую графику континентальной Европы.

Драматургия и театр

Архитектура и прикладное искусство

В то время как барокко достигло в европейской архитектуре кульминации, английская архитектура продолжала стоять па позициях рационализма и классицизма. Теоретики и практики английского классицизма 18 века проповедуют возврат к канонам Витрувия и Палладио. Крупнейшими представителями этого направления были Грант Вуд (1705—1754), Уильям Кент (1684—1748) и Джеймс Джиббс (1682—1754). Английским мастерам, однако, чуждо стремление к представительности, развернутости фасадов и декоративности, характерным для французской архитектуры. Выразительность, богатство архитектурных форм достигались чисто пластическими средствами. Особого своеобразия английские мастера достигли в области жилой архитектуры — в сельских виллах, дворцах, окруженных живописными парками. Идеал красоты здесь сочетался с требованиями разумного расположения частей здания и расчлененной планировкой (Роберт Адам, 1728— 1792).

Из Италии англичане вывезли свой следующий по времени стиль – палладианский, так хорошо знакомый нам по классическим (неоклассическим) образцам русской усадебной архитектуры конца XVIII – начала XIX вв. Правда, экстерьеры британского неоклассицизма не достигли ни изумительных по чистоте линий творений самого великого Палладио (итальянский архитектор эпохи Возрождения), ни утонченной одухотворенности его французских и русских последователей. Но бесспорное достижение англичан – неоклассический интерьер (архитекторы братья Адам), строгий и элегантный. Едва ли не лучшими образцами своих интерьеров британцы поделились тогда и с русскими: комнаты в Царском Селе и Павловске по эскизам Ч. Камерона. Примерно к середине XVIII века англичане разработали принципы пейзажного парка, который имитирует девственную природу. В парковом строительстве это не просто новая мода, – это настоящая мировоззренческая революция. Если раньше человек своим искусством как бы отгораживался от угрожавшей ему природы, уродуя ее топором, циркулем, ножницами, то теперь он вернулся к ней победившим учеником. Регулярный парк (французский) во второй половине XVIII в. вытесняется в Англии ландшафтным, в котором композицию образуют свободные группы деревьев, открытые лужайки, озера с извилистыми берегами.

В области скульптуры в Англии в 18 в. не было создано ничего выдающегося.

18 век — период высокого подъема декоративно-прикладного искусства: торевтики (обработка металлов), обработки стекла и особенно производства фарфора.

Далеко за пределами Англии получил распространение своеобразный по формам фаянс, изготовленный на предприятиях Джошуа Уэджвуда (1730—1795) из новых сортов керамической, так называемой каменной массы. Необычайно прочная, она допускала вместе с тем и большую тонкость обработки изделий, часто представлявших собой копии античных ваз или свободные им подражания. Каменная масса синих, черных, зеленых тонов украшалась белыми рельефами строгих очертаний и форм, воспроизводящих античные мотивы. Сервизы, вазы, туалетные принадлежности вместе со строгими формами мебели и оформлением интерьера воплощали поиски изящной классической красоты в английском искусстве.

Следует помнить, однако, что в отличие от континентальной Европы, где классицизм второй половины XVIII в. стал новым этапом культуры, неоклассика в контексте английского искусства не выделяется, ибо античностью здесь увлекались давно. Английское Просвещение было зрелым уже к 40-м годам XVIII столетия, и на всей культуре Англии сказывались его гуманистические идеи. Но революция в Англии уже произошла, и английское Просвещение не имело того революционного духа, который характерен для Франции.

Хогарт был первым художником английского Просвещения и первым же живописцем-просветителем в Европе. Справедливо считается, что до Хогарта в Англии не было великой живописи и что Хогарт стал ее первым представителем, создавшим новым пластическим языком как в живописи, так и в графике острые социальные сатиры, предвещающие рождение критического реализма XIX столетия.




Томас Гейнсборо (1727—1788) —второй великий портретист XVIII столетия. В английской живописи эпохи Просвещения Рейнолдс и Гейнсборо выражают как бы две стороны просветительской эстетики: рационалистическую и эмоциональную.

Тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру характеризуют Гейнсборо. Он создает в своих портретах ярко выраженный англосаксонский тип, в котором подчеркивает одухотворенность, мечтательность, тихую задумчивость. Светлая колористическая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков становится отличительной для его живописи. В портретах Гейнсборо отсутствуют аллегории, он не подчеркивает той роли, которую модель играет в обществе (портрет Сары Сиддонс). Репрезентативность в портретах Гейнсборо уживается с интимностью и меланхолией.

Творчество Рейнолдса и Гейнсборо способствовало созданию в Англии XVIII в. мощный школы портретистов. Наиболее близок к Рейнолдсу Джордж Ромни (1734—1802), писавший в широкой живописной манере в основном портреты молодых англичанок. Светские женские портреты, естественно, трактованы художником в более интимном, камерном ключе. В основном женские и детские портреты пишет Джон Хоппнер (1758—1810), но его характеристики в сравнении с Ромни более обыденны при всей виртуозности техники. В этой же плеяде портретистов можно назвать и Джона Опи (1761—1807), английского Караваджо, как его называли, занимавшегося и исторической, и жанровой живописью. На рубеже веков портретную традицию XVIII столетия завершает творчество Томаса Лоуренса (1769—1830), первого английского портретиста, восторженно принятого на континенте. Но, начав с портретов, близких к Рейнолдсу, Лоуренс завершает творческий путь произведениями более холодными, поверхностно-эффектными, хотя, и несомненно виртуозными по технике. Некоторое развитие в английской живописи получил бытовой жанр. Господство живописи над всеми другими видами искусства—характерная особенность Англии XVIII в. Скульптура почти не имеет самостоятельного значения, только в связи с архитектурой и особенно с прикладным искусством.

15. Творчество Хогарта.

Основоположником реализма в английской живописи был Уильям Хогарт (1697—1764). Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с типичными для нее явлениями: хищным стяжательством, социальными контрастами, столкновениями буржуазных законов с феодальными предрассудками и привилегиями. Свое искусство он обращает к широкому зрителю, что было новым явлением в художественной жизни Англии.

Бытовая живопись Хогарта с ее злободневной тематикой, безжалостной обличительной силой намного опережает свое время, прокладывая пути критическому реализму в искусстве 19 века, а также развитию бытовой и политической карикатуры, и в этом отношении Хогарт был новатором.

И именно в портретной живописи со всей очевидностью проявилась двойственность мировоззрения ее создателей, косвенным образом отразивших компромисс между идеалами практичной развивающейся буржуазии и стареющей консервативной аристократии. Английские портреты в своем большинстве отмечены стремлением художников к созданию полнокровных живых характеров и в то же время использованием старых традиционных схем парадного портрета.

Следует помнить, однако, что в отличие от континентальной Европы, где классицизм второй половины XVIII в. стал новым этапом культуры, неоклассика в контексте английского искусства не выделяется, ибо античностью здесь увлекались давно. Английское Просвещение было зрелым уже к 40-м годам XVIII столетия, и на всей культуре Англии сказывались его гуманистические идеи. Но революция в Англии уже произошла, и английское Просвещение не имело того революционного духа, который характерен для Франции.

Хогарт был первым художником английского Просвещения и первым же живописцем-просветителем в Европе. Справедливо считается, что до Хогарта в Англии не было великой живописи и что Хогарт стал ее первым представителем, создавшим новым пластическим языком как в живописи, так и в графике острые социальные сатиры, предвещающие рождение критического реализма XIX столетия.

Томас Гейнсборо (1727—1788) —второй великий портретист XVIII столетия. В английской живописи эпохи Просвещения Рейнолдс и Гейнсборо выражают как бы две стороны просветительской эстетики: рационалистическую и эмоциональную.

Тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру характеризуют Гейнсборо. Он создает в своих портретах ярко выраженный англосаксонский тип, в котором подчеркивает одухотворенность, мечтательность, тихую задумчивость. Светлая колористическая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков становится отличительной для его живописи. В портретах Гейнсборо отсутствуют аллегории, он не подчеркивает той роли, которую модель играет в обществе (портрет Сары Сиддонс). Репрезентативность в портретах Гейнсборо уживается с интимностью и меланхолией.

Творчество Рейнолдса и Гейнсборо способствовало созданию в Англии XVIII в. мощный школы портретистов. Наиболее близок к Рейнолдсу Джордж Ромни (1734—1802), писавший в широкой живописной манере в основном портреты молодых англичанок. Светские женские портреты, естественно, трактованы художником в более интимном, камерном ключе. В основном женские и детские портреты пишет Джон Хоппнер (1758—1810), но его характеристики в сравнении с Ромни более обыденны при всей виртуозности техники. В этой же плеяде портретистов можно назвать и Джона Опи (1761—1807), английского Караваджо, как его называли, занимавшегося и исторической, и жанровой живописью. На рубеже веков портретную традицию XVIII столетия завершает творчество Томаса Лоуренса (1769—1830), первого английского портретиста, восторженно принятого на континенте. Но, начав с портретов, близких к Рейнолдсу, Лоуренс завершает творческий путь произведениями более холодными, поверхностно-эффектными, хотя, и несомненно виртуозными по технике. Некоторое развитие в английской живописи получил бытовой жанр. Господство живописи над всеми другими видами искусства—характерная особенность Англии XVIII в. Скульптура почти не имеет самостоятельного значения, только в связи с архитектурой и особенно с прикладным искусством.

15. Творчество Хогарта.

Основоположником реализма в английской живописи был Уильям Хогарт (1697—1764). Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с типичными для нее явлениями: хищным стяжательством, социальными контрастами, столкновениями буржуазных законов с феодальными предрассудками и привилегиями. Свое искусство он обращает к широкому зрителю, что было новым явлением в художественной жизни Англии.

Бытовая живопись Хогарта с ее злободневной тематикой, безжалостной обличительной силой намного опережает свое время, прокладывая пути критическому реализму в искусстве 19 века, а также развитию бытовой и политической карикатуры, и в этом отношении Хогарт был новатором.

И именно в портретной живописи со всей очевидностью проявилась двойственность мировоззрения ее создателей, косвенным образом отразивших компромисс между идеалами практичной развивающейся буржуазии и стареющей консервативной аристократии. Английские портреты в своем большинстве отмечены стремлением художников к созданию полнокровных живых характеров и в то же время использованием старых традиционных схем парадного портрета.

Особенности развития английской литературы в XVIII веке


Особенности развития литературы и искусства в Англии XVIII века объясняются свойствами ее исторического развития.

Буржуазная революция в этой стране одержала победу еще в XVII веке. Английское Просвещение, таким образом, развивается в условиях уже победившего буржуазного строя. При этом необходимо учесть, что если в XVII веке, в период подлинно народной по своему характеру революции 1640—1649 годов, буржуазия была настроена революционно, то в дальнейшем, к концу века, революционные традиции класса буржуазии весьма ослабли, что и позволило реакции в 1660 году реставрировать на английском престоле династию Стюартов. В мрачную эпоху реставрации были восстановлены многие законы и обычаи феодальной поры. Пуританство, ранее выражавшее идеологию прогрессивной буржуазии, приняло реакционный характер. Буржуа обрел в религии средство держать в повиновении трудовые массы. Пуританизм приобрел черты лицемерия, ограниченности, крайней нетерпимости. Особенно ярко это проявлялось в отношении пуритан к искусству. Считалось, что искусство растлевает людей, привносит в жизнь общества лень, разорение, отвлекает от веры в Бога.

Английские просветители создавали свою литературу и искусство в постоянной и трудной борьбе с пережитками феодализма, опираясь при этом на материалистическую философию и эстетику XVII века (учения Гоббса, Локка, Толанда).

Особенно большое влияние на философов английского Просвещения оказало материалистическое в своей основе учение Джона Локка^ сенсуализм. Локк выдвинул теорию происхождения всех Знании из чувственного опыта человека, считая, что разум обогащается благодаря опыту, который приобретается ощущениями.

Последователи Локка в Англии — Шефтсбери и Мандевиль — развили это учение и пользовались им в борьбе с пуританством, тормозившим в начале XVIII века развитие науки и искусства.

Несмотря на то, что в целом английское Просвещение отличается более умеренным характером, чем европейское, все же на протяжении всего XVIII века радикально-критическое крыло английских просветителей резко высмеивает лицемерие и ханжество английской аристократии, беспощадно вскрывает социальные пороки, порожденные капитализмом уже на ранних этапах своего развития.

Существовало среди деятелей Просвещения и умеренное крыло, представители которого строили свою эстетику на субъективной философии Беркли и христианской этике. Писатели этого направления стремились вести примирительную политику по отношению к пуританству, старались сгладить противоречия действительности.

Периодизация литературы английского Просвещения может быть предложена такая:

Первый период (1688—1730)—расцвет поэзии просветительского классицизма; большие успехи журналистики, предварявшие становление английского нравоописательного романа; возникновение новых жанров в драматургии. Просветительская эстетическая мысль набирает силу.

Второй период (1730—1750) — расцвет просветительского реализма, получившего воплощение в ведущем жанре — просветительском романе.

Третий период (1750—1790) —возникновение и развитие нового направления — сентиментализма и позднее — предромантизма.

Первый период просветительства характерен борьбой с пуританскими взглядами на искусство, отрицавшими его общественное Значение, а также появлением критики пороков буржуазного общества.

Философ Шефтсбери в своих трудах сумел доказать, что искусство является важной формой общественного сознания, стимулирующего развитие общества.

Философию Шефтсбери, его учение о врожденной добродетельности человека, которая под благотворным влиянием искусства может уберечь его от зла и безнравственности, подверг критике Мандевиль, утверждавший, что и добродетель, и порочность следствие прямого воздействия среды. Он считал, что буржуазному обществу свойственны пороки и их необходимо разоблачать.

Взгляды Мандевиля оказали большое влияние на создателей социально-бытового просветительского романа в Англии.

Однако в дальнейшем поэзия и эстетика Попа идут явно не в ногу со временем. Его классицизм тормозил развитие искусства, его сатирам явно не хватало того бесстрашия и любви к народу, которые отличают творчество Свифта, Филдинга, Смоллетта.

Дальнейшее развитие сатирической драматургии в Англии было насильственно пресечено мерами правительства, которое в 1737 году добилось от парламента принятия билля о театральной цензуре.

В последующие годы среди бесцветной драматургии XVIII века одиноко возвышаются лишь пьесы Голдсмита и комедии Шеридана.

В первой половине XVIII века передовые круги английской буржуазии еще не утратили демократической традиции 1649 года. Совершая открытия новых земель, развивая науку и промышленность, наиболее прогрессивно настроенные слои буржуазии были заинтересованы в познании материального мира и его закономерностей. Роман явился могучим средством художественного познания действительности. С переходом буржуазии на реакционно-охранительные позиции в конце века буржуазный роман исчерпал себя как жанр.

Лишь после длительного периода предромантической и романтической реакции роман был воссоздан на основе новых принципов как великое реалистическое искусство.

Первым замечательным романистом английского Просвещения был Даниель Дефо. Подлинный сын своего времени, Дефо вошел в историю литературы как основоположник романа Просвещения; он выразил в своем творчестве все еще продолжавшийся подъем в английском буржуазном обществе, борьбу этого общества с пережитками феодализма и экзотику больших географических открытий в начальный период колонизации.

Авантюрные приключенческие романы Дефо, горькая сатира Свифта сменяются на втором этапе английского Просвещения семейно-бытовым и социально-бытовым романом. Это означало, что роман в своей эволюции достиг следующей, более высокой стадии развития.

Высшей точки в своем развитии английский просветительский роман достигает в творчестве Генри Филдинга (1707— 1754) — драматурга, романиста и теоретика литературы.

В его романах и пьесах с большой полнотой отразилась жизнь Эпохи, его произведениям свойственна большая сила эмоционально-художественного воздействия, обусловленная пафосом гражданственного негодования и горячей симпатией к народу, ненавистью ко всем пережиткам старины как в области социально-политической, так и в области эстетической. Вместе с тем Филдинг исполнен исторического оптимизма: он, в отличие от Свифта, еще не утратил окончательно веры в общественный прогресс, он сохраняет иллюзии о жизненности буржуазного строя. Филдинг был художником-новатором, по существу, его можно назвать творцом социально-бытового романа. В отличие от Ричардсона, Филдинг смело и бесстрашно нападает на пуританское ханжество, тартюфство английской буржуазии, на чудовищную коррупцию государственного аппарата, ставшую системой в его время, реалистически описывает ужасающую нищету народных масс, т. е. делает то, перед чем неизменно останавливались просветители умеренного крыла — Стиль, Аддисон, Ричардсон и Лилло.

Подобно Свифту, Филдинг изгоняет религию из своей художественной практики и эстетики, выступая с сатирами на религиозное ханжество и мракобесие. Изгнание религии из сферы романа весьма плодотворно сказалось на развитии этого жанра.

Отрицая узкие рамки семейно-бытового романа, отвергая дидактику и нравоучительство, унаследованные у классиков, Филдинг призывает учиться изображать жизнь у Рабле, Шекспира и Сервантеса — давать систему образов на широком социальном фоне.

Третий, последний, этап Просвещения в Англии характеризуется господством сентиментализма. Начавшийся в 50—60-х годах аграрнопромышленный переворот (в результате которого Англия стала первой индустриальной державой в XVIII—XIX веках) привел к уничтожению класса крестьян, так называемого свободного йоменри. К 1825 году, по словам Энгельса, полностью исчезает с лица земли тот класс, который составлял главное ядро армии Кромвеля.

Наиболее яркий представитель нового направления — талантливый романист Лоренс Стерн.

Стерн продолжил дело развития романа как жанра и добился новых успехов в искусстве изображения внутреннего мира человека. Его романы отличаются большим своеобразием. Стерн всецело Занят внутренними переживаниями персонажей. Стерн изображает конфликты своего времени своеобразными методами и образами. Он мастерски показывает душевную опустошенность человека-собственника, его звериный эгоизм, крайний индивидуализм, мелкие, подленькие страстишки обывателя.

Творчеством Стерна и Голдсмита завершается блестящее развитие английского просветительского романа XVIII века.

Романы Дефо, Свифта, Филдинга, Смоллетта, Голдсмита и Стерна являются подлинной революцией в европейском искусстве. Как и вся просветительская литература в целом, роман английских просветителей служил орудием борьбы с пережитками феодализма. В нем была необыкновенно сильна критическая мысль, беспощадно осуждавшая социальный гнет и неравенство, коррупцию, пауперизм, жестокость аристократов и бесчувственность буржуа. Романисты-просветители прославили труд, гуманизм, духовную красоту простого труженика, раскрыли его богатый внутренний мир и высокие моральные качества. И хотя создатели просветительского романа были еще в плену иллюзий о неисчерпаемости исторических возможностей буржуазного строя и идеализировали во многих случаях своего героя, роман английского Просвещения имеет непреходящее значение. Он заложил прочные основы для развития жанра романа во всей Европе.

Если поэты-сентименталисты в своих произведениях прославляли труд крестьян, показывали маленькие радости простых людей, выражали протест против жестокости помещиков и угнетения тружеников (Голдсмит, Грей и др.), то поэты-предромантики пробудили в обществе огромный интерес к памятникам устного народного творчества, к преданиям, сказкам, старинным балладам, проложили дорогу народной речи в литературу.

Предромантическое направление в Англии и Шотландии возникло после выхода в свет в 1771 году многотомного собрания народных песен и баллад, изданных Перси. Этого было достаточно, чтобы возникла целая литература, подражающая стилю, языку и форме старинного народного эпоса, балладам и песням.

Не менее блестящую подделку под стиль среднеанглийского языка XV века совершил поэт Чаттертон.

Интерес к народной поэзии побудил народного поэта Шотландии Роберта Бернса дважды опубликовать свои произведения (в 1782 и в 1789 годах). Этим Бернс положил начало серьезной реформе литературного языка не только в Шотландии, но и в Англии. Он помог своим творчеством свести на нет остатки классицизма.

Песни и сатиры Бернса, народные в своей основе, быстро проникли в народную толщу, их читали по праздникам в любом кабачке, их распевали на мотивы народных песен и т. д. Бернс в огромной степени расширил контингент читающей публики не только в Шотландии, но и в Англии, в Америке и создал своим творчеством предпосылки для возникновения в Англии нового искусства, антибуржуазного по своему духу. Это искусство вскоре явилось в лице английских романтиков.

Продолжая дело Свифта и Филдинга, Бернс, усвоивший революционную идеологию французских, английских и американских демократов, ввел в литературу нового героя, неизвестного просветительской литературе середины века: простолюдина-протестанта и бунтаря, а также вождя народно-освободительного движения. Он изображает крестьян не покорными жертвами, сломленными промышленным переворотом, униженных произволом помещиков и властей, а людьми, исполненными чувства достоинства, наделенными сильной волей, яркими самобытными характерами, с чувством чести и острым природным умом; он утверждал моральное превосходство представителей трудовых классов над людьми-собственниками. Поэзия Бернса — вершина английской поэзии XVIII века.

Читайте также: