Духовная и культурная жизнь в ссср в 60 80 е гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Оттепель – это период в истории СССР (середина 1950-х — середина 1960-х годов), для которого характерна относительная либерализация общественной и политической жизни.

Особенности развития культуры

В дальнейшем усилились идеологическое давление и цензура, контроль над деятельностью советской интеллигенции. Запрещались признанные в мире фильмы, театральные спектакли.

Образование и наука

В 70-е годы в СССР развернулась работа по подготовке введения всеобщего среднего образования. В городах и селах строились новые школы, число которых превысило 140 тысяч. Выросла численность учительских кадров. Для улучшения общеобразовательной подготовки учащихся в учебные программы были внесены изменения. С четвертого класса вводилось изучение основ наук. В десятую пятилетку был завершен переход к всеобщему среднему образованию. Однако выпускники школ были плохо подготовлены к самостоятельному труду. Поэтому в 1984 году был принят Закон о перестройке школы. Он предусматривал меры, дополняющие всеобщее среднее образование всеобщим профессиональным. По замыслу инициаторов реформа приближала учащихся к физическому труду и к будущей работе на заводах. Намеченное не было осуществлено полностью из-за слабости материально-технической школьной базы. Также против реформ выступили работники образования, опасавшиеся понижения уровня общеобразовательной подготовки.

Готовые работы на аналогичную тему

Высшая школа развивалась сложными путями. Многие институты преобразовывались в университеты. Для оказания помощи работающей молодежи при поступлении в вузы воссоздавались рабфаки. Расширилась сеть заочного и вечернего образования. С ростом численности выпускников вузов возникли сложности с трудоустройством. Молодые специалисты часто работали не по специальности. В перестройку в практику вошли договорные обязательства вузов и предприятий на подготовку специалистов, имеющих определенный профиль.

Непростым было развитие отечественной науки. В конце 1960-х годов в отдельных отраслях наметилось отставание. На это в письме Л. И. Брежневу обратила внимание группа ученых. Причиной отставания называлось отсутствие свободы творчества и получения информации, необходимых для деятельности ученых. Также развитие науки сдерживалось слабой материальной базой, неразвитостью приборостроения. В 1970-е годы капиталовложения в научную сферу были увеличены, что помогло в некоторых областях преодолеть отставание. Продолжилась разработка начатых ранее научных программ. Например, активно шли космические исследования. В практику вошли длительные полеты в космос. Результаты космических достижений применялись в народном хозяйстве, в геологии и рыболовстве. Были построены атомные реакторы. Велись исследования в сфере лазерной техники и электроники. Получили широкое признание труды советских ученых в области радиотехники, термодинамики, прикладной механики и автоматики. В 1978 году за открытия в области физики Нобелевской премии был удостоен академик П. Л. Капица. Решение задач народного хозяйства требовало тесного взаимодействия науки с производством. Основной формой слияния стали научно-производственные объединения, которые создавались как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. НПО в едином межхозяйственном комплексе соединяли исследовательские организации, конструкторские бюро, промышленные предприятия, экспериментальные хозяйства.

Литература и искусство

В искусстве и литературе 1960-х - 80-х годов видны две линии развития:

  • Официально признанная была представлена издаваемыми литературными произведениями, экспонируемыми художественными полотнами, исполняемыми на сценах музыкальными и драматическими произведениями;
  • Малоизвестное большинству творчество деятелей культуры, созданное не в рамках социалистического реализма.

В литературе и искусстве в данный период особое место занимала Великая Отечественная война. В кинотеатрах демонстрировались фильмы о войне. В населенных пунктах сооружались памятники участникам и жертвам войны. В конце 1960-х годов в литературу вошла группа прозаиков, главной темой творчества которых была современная деревня:

  • В. П. Астафьев;
  • Б. П. Можаев;
  • В. Г. Распутин;
  • В. М. Шукшин;
  • В.И. Белов.

Центральное место в их работах заняли судьбы крестьянства, взаимоотношения города и деревни. В жанре научной фантастики писали братья А. и Б. Стругацкие. Возрос писательский интерес к историческому прошлому. Жанр мемуарной литературы пополнился воспоминаниями военачальников Отечественной войны. Однако многие произведения этого периода не сумели преодолеть цензурные запреты и вышли в свет только через длительное время. Идеологизация тяжело отражалась на развитии киноискусства и живописи. Большие трудности преодолевали организаторы выставок талантливейшего художника И. С. Глазунова. В запасниках музеев пылились полотна авангардистов 1930-х годов.

Литературные произведения и картины на исторические темы могли увидеть свет только в случае, если они соответствовали официальным взглядам на прошлое.

Запрещенные литературные произведения печатались в самиздате. Этим путем пришли к читателю книги А. И. Солженицына, А. П. Платонова, Б. Л. Пастернака.

d3ac40ed3d2c338e large min

Общество

В конце 60-х гг. отечественная художественная культура стала освобождаться от иллюзий построения коммунизма. Ее творцы, как и большая часть советского общества, все отчетливей осознавали лживость официальных лозунгов.

60-90-е годы 20 столетия – это время молодости наших бабушек и дедушек, детства наших родителей. Чем они жили, почему они жили именно так — в каждой семье найдутся свои ответы, свои истории и рассказы, проясняющие жизнь советского общества того времени. Попробуем взглянуть на эту проблему объективно и обратимся к страницам истории.

В 70 – 80-е годы была значительно укреплена материальная база культуры. Выросло число общеобразовательных школ и ПТУ, библиотек. В стране насчитывалось около 50 тыс. новых кинотеатров, более 1,5 тыс. различных музеев. Вступила в строй первая очередь Останкинского телевизионного центра. К олимпийским играм были построены новые спортивные сооружения во многих городах страны. Но следует отметить, что культура финансировалась по остаточному принципу, а само открытие школ, вузов, музеев, театров еще не означало автоматического роста культурности народа.

Духовная жизнь советского общества в 1960—1980-е годы

В 60 – 80-е годы обозначилось противостояние двух культур: культуры официальной и раскрепощенной. С конца 60-х годов поддерживаются те произведения, которые трактуют события предвоенных лет и военную историю в духе неосталинизма. Вместе с тем официально приветствуются произведения на производственную тему. С середины 70-х годов была введена система государственных заказов, прежде всего, в кинематографе.

Духовная жизнь советского общества в 1960—1980-е годы

Заранее определялось, сколько должно быть поставлено фильмов на историко-революционную, военно-патриотическую, морально-бытовую темы. В художественной жизни возросло влияние цензурного пресса. Ограничивалось знакомство советских людей с новинками зарубежной художественной культуры. Но, несмотря на эти трудности, художественная культура советского народа была представлена именами многих талантливых писателей.

Многие деятели культуры, которые выражали свои сомнения и протесты, оказывались в заключении или за пределами СССР. В 1965 г. были осуждены режиссер Любимов, писатель Некрасов, поэт Бродский, виолончелист Растропович.

Мощный пласт отечественной художественной культуры — молодёжные массовые музыкальные жанры. Происходит становление рок-музыки несмотря на противостояние партийно-комсомольской бюрократии, официальной прессы, деятелей культуры старшего поколения.

Духовная жизнь советского общества в 1960—1980-е годы

В 1970-80е годы многие литераторы искали такие способы выражения своих мыслей, которые не выглядели прямым вызовом правящей элите. Отношения между властями и правящей элитой находились на грани конфликта, но редко перерастали в открытые противостояния — существовала атмосфера ограниченного компромисса. Духовная жизнь советского общества развивалась очень активно. А духовная оппозиция деятелей искусства сыграла большую роль в размывании идеологических основ советского строя.

Несмотря на общую партийную цензуру, национальная литература сохранила и отразила специфику мировосприятия народов СССР, в том числе и реалий советской власти. Духовная жизнь общества в 1960-1980-е годы стала более насыщенной, чем когда-либо в советской истории.

Курс социальных и политических реформ в период руководства Н.С. Хрущева. Духовная атмосфера первой половины 60-х гг. ХХ века. Основные изменения в сфере образования. Строительство Берлинской стены и ее последствия. Культурно развитие СССР в 70-е гг.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 28.02.2016
Размер файла 19,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛОСТИ

Домашняя контрольная работа

Выполнила: студентка ШО12 группы

отделения заочного обучения

Проверил(а): Солдатова Е.В.

Духовна и культурная жизнь в СССР в 60-80-е гг.: достижения и противоречия.

В результате внутрипартийной борьбы в 1957 г. Н.С. Хрущев занял должность Председателя Совета министров. Став главой партии и руководителем правительства, он сконцентрировал в своих руках всю полноту власти. Курс социальных и политических реформ получил гарантию продолжения.

В декабре 1958 года был совершен переход от обязательного семилетнего к восьмилетнему образованию. Среднее образование можно было получить или в школе, или в системе начально-профессионального образования (СПТУ), или в вечерних школах рабочей молодежи без отрыва от производства. Поступление в ВУЗ зависело от рабочего стажа и рекомендации предприятия. Расширена система вечернего и заочного высшего образования, но она была малоэффективна. Большинство выпускников ВУЗов стремилось осесть в крупных городах. Поэтому получило распространение система распределения выпускников на предприятия с обязательным сроком отработки.

Но не все так было радужно. 61 году началось строительство Берлинской стены, на десятилетия ставшей символом набиравшей обороты холодной войны. А она могла вполне перейти в горячую фазу. Пламенная дружба с одними и готовность похоронить других, привела к Карибскому кризису 62 года. В тот же год случился расстрел в Новочеркасске. Об этом событии упоминали в полголоса. Тогда ведь о подобном не писали в газетах, не показывали репортажи по ТВ, но и спустя 10 лет после событий люди передавали из уст в уста истории о расстреле рабочей демонстрации. Большинство же населения в ту пору и не слышали об этих трагических событиях. Применение карательной психиатрии в политических интересах, перед олимпиадой улицы очистили от всех социально-опасных объектах - алкоголиков и инакомыслящих.

Жизнь представлялась совсем в других цветах. Раны войны в основном затянулись, страна строилась, людям хотелось не просто жить, но жить красиво. Появились фарцовщики, спекулянты, стиляги. Страна заболела запрещённой ранее кибернетикой, робототехникой. Казалось, если уж полетели в космос, то роботизировать жизнь на земле - раз плюнуть.

Вещи были красивыми и долговечными. О надёжности тогдашних холодильников "ЗИЛ", "Москва", "Днепр" ходили легенды.

В СССР всё приходило с небольшой задержкой, здесь был популярен Карден с его геометрическими формами. Конечно, всё это затрагивало в основном молодёжь крупных городов, провинция жила привычной жизнью

Многие считают 60-е годы самым лучшим периодом в истории СССР. И не без оснований. Собственно, выбор то не велик, или 60-е, или 70-е. Наверное, в материальном плане выбор будет очевиден, благосостояние советского народа неуклонно росло. Как минимум огромное количество трудящихся познали прелесть персональных кухонь и санузлов - слава тем самым "хрущёвкам". Тем не менее большинство людей старшего поколения не колеблясь делают выбор в пользу 60-х.

А причина лежит совсем не в материальной плоскости. 60-е годы были временем духовного подъёма, временем надежд. Тогда как 70-е стали периодом разочарования, неверия и апатии.

Жирной кляксой на страничке 60-х годов стали танки на улицах Праги в 68 году. Честь страны спасли восемь отважных соотечественников, вышедших на Красную площадь. И это стало началом другой эпохи, которую позже назовут застоем. Я не склонена считать, что застой - самое страшное в истории нашей страны. Отнюдь! Но, той искорки, которая сопровождала 60-е, уже не было, увы.

Культурное, духовное развитие СССР в 70-е гг. было весьма противоречивым. В конце 60-х - начале 70-х гг. был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, открыты десятки новых университетов и институтов (к 1980 г. - более 850 вузов), по количеству специалистов с высшим образованием СССР занимал одно из ведущих мест в мире, но часто их уровень подготовки не соответствовал современным требованиям. Неравномерно развивалась и наука. Советские ученые занимали ведущие позиции по многим направлениям: в математике, физике, естествознании, космонавтике. Однако, именно в это время СССР стал терять многие свои позиции, значительно отстал в компьютеризации.

В литературе наряду с такими признанными писателями как М. Шолохов, В. Катаев, К. Симонов утверждается новое поколение - Ч. Айтматов, Ю. Бондарев, Г. Марков, П. Проскурин, В. Шукшин. В произведениях С. Залыгина, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Быкова явно просматривалось критическое отношение к существующему режиму. Вместе с тем вышло 6 томов “трудов” Л.И. Брежнева, появились его “сочинения”: “Малая Земля”, “Целина”, “Возрождение”.

Заметным явлением музыкальной жизни стали произведения А. Петрова, Г. Свиридова, А. Хачатуряна. Были популярны песни А. Пахмутовой, Р. Паулса, Д. Тухманова и др. Широкое распространение получают вокально-инструментальные ансамбли - “Песняры”, “Веселые ребята”, “Самоцветы”. Но одновременно существовал и так называемый “андеграунд” - музыкальные коллективы, творчество которых не поощрялось официальными властями, а часто и просто запрещалось - “Машина времени”, “Воскресенье”. реформа хрущев берлинский стена

В театрах ставились как классические, так и пьесы современных авторов: А. Арбузова, А. Вампилова, А. Гельмана. Кинематограф прославился своими экранизациями Л.Н. Толстого, Ф.И. Достоевского, А.П. Чехова, А.С. Пушкина, фильмами на военную тематику, а также комедиями (С. Бондарчук, Ю. Озеров, Э. Рязанов, А. Тарковский). Но было достаточно много и совершенно пропагандистских фильмов, лишенных каких либо художественных достоинств.

Этот период в духовной жизни СССР отмечен появлением диссидентства, как попытки противостоять реакционной политике подавления инакомыслия в СССР. Впервые это проявилось во время выступления представителей советской интеллигенции 25 августа 1968 г., против ввода советских войск в Чехословакию. Скрытыми формами несогласия с режимом стали: участие в защите религиозного наследия, отказ от карьеры и “беседы на кухнях”. Показателями роста несогласия стали анекдоты на темы советской действительности.

Идеологический отдел ЦК КПСС во главе с М.А. Сусловым начал борьбу даже с проявлениями вялого протеста. В 1965 г. были арестованы писатели А. Синявский и Ю. Даниэль, за издание за границей своих произведений. Были арестованы А. Гинзбург за издание “Белой книги”, основатель самиздата Ю. Галансков и др.

В конце 60-х гг. диссиденты объединились в “Демократическое движение”, в него входили А. Солженицын и А. Сахаров. Именно благодаря -им за 1967-1979 гг. вопрос о правах человека в СССР стал международной проблемой. Солженицын был выслан из СССР, а Сахаров сослан в Горький. В СССР начались провокации КГБ против диссидентов, повлекшие массовый выезд из страны интеллигенции, а также евреев. Были лишены гражданства и оказались за границей такие известные деятели культуры, как: музыкант М. Ростропович и певица Г. Вишневская, поэт И. Бродский, писатели А. Солженицын, В. Войнович, режиссеры Ю. Любимов и А. Тарковский. Среди других проявление несогласие в духовной сфере следует назвать увлечение молодежи рок и поп музыкой, экологическую кампания против поворота сибирских рек и т.д. В ответ руководство ЦК КПСС было готово пойти на возобновление репрессий и методов насилия во внутренней жизни страны.

И тем не менее, пусть робкий, но протест представителей советской интеллигенции подготовил почву для гласности во время перестройки в СССР, так как такие произведения как “Белые одежды” В. Дудинцева , “Зубр” Д. Гранина , “Дети Арбата” А. Рыбакова были написаны еще в 70-е гг. как протест против действительности, но лежали в столе и увидели свет только с началом перестройки. Сюда же можно отнести произведения А. Солженицына, И. Бродского, А. Галича, покинувших СССР в 70-е гг. и бывшие недоступными для советского читателя до 1985 г.

Подобные документы

Духовная жизнь общества в СССР. Компания по борьбе с космополитизмом в 1948 г. Постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Доклад Хрущева "О культе личности и его последствиях". Заинтересованность партии и государства в развитии науки.

презентация [1,7 M], добавлен 15.09.2012

Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Н.С. Хрущева. Экономика и внешняя политика СССР в послевоенный период. Политические и экономические реформы в годы правления Н.С. Хрущева. Отношения с капиталистическими и социалистическими странами.

реферат [70,6 K], добавлен 04.07.2014

Исследование уникального периода культурного развития СССР во второй половине 1950-х - первой половины 1960-х гг., получившего название "оттепели". Анализ новых тенденций в развитии отечественных литературы, живописи, музыки, театра и кинематографа.

курсовая работа [41,2 K], добавлен 14.12.2014

Задачи восстановительного периода в СССР в 1946-1953 гг.: закрепление победы; восстановление народного хозяйства; подъем экономики и культуры; обеспечение благосостояния и достойного жизненного уровня советских людей. Переход к мирному строительству.

презентация [2,1 M], добавлен 29.01.2013

Общественно-политическая жизнь России во время холодной война XX века. Политическое развитие. Социально-экономическое развитие. Внешняя политика. Духовная жизнь. Загадка смерти Сталина: заговор Берии. Разоблачение политики Сталина, "Хрущевская оттепель".

курсовая работа [47,1 K], добавлен 16.11.2008

Изучение основных предпосылок образования СССР: идеологические, национальные, политические, экономические и культурные. Принципы и этапы образования СССР. Особенности Конституции СССР 1924 г. Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)

реферат [52,2 K], добавлен 16.12.2010

СССР в период "хрущевского десятилетия". Реорганизация властных структур накануне реформ. Состояние экономики на рубеже 1950-х - 1960-х гг. Реформы Хрущева Н.С.: реконструкция сельского хозяйства, модернизация промышленности и социальные преобразования.

1. Развитие народного образования и средств массовой информации.

2. Наука и техника.

3. Противоречивый характер литературы и искусства.

1. С конца 50-х гг. проводилась реформа среднего образования: увеличение срока обучения до 11 лет, обязательная производственная практика. Всё это привело к перегрузке школьных и вузовских программ. В 1964 г. было принято решение о возвращении к 10-летнему сроку обучения. В 1966 г. была поставлена задача постепенного ввода обязательного среднего образования для всех детей школьного возраста. В 1977 г. Совет Министров принял постановление о мерах улучшения подготовки учащихся к труду. Время на трудовое обучение в школах было увеличено до 4 часов в неделю. Была расширена сеть ПТУ, вузов, техникумов. Но материальная база большинства школ, техникумов и вузов была на очень низком уровне и мало пригодна для занятий. Не хватало учителей-предметников, пособий, мебели. Уровень интеллектуального развития учащихся и студентов СССР стал отставать от мирового уровня.

В 1984 г., при Андропове, началась реформа школы. Вводилось обучение с 6 лет, стали преподаваться новые предметы, создавались факультативные курсы. Но вновь реформа не была подкреплена материально: школа плохо снабжалась учебниками, нагрузка учителей увеличилась, а зарплата осталась практически прежней. В результате из школы стали уходить специалисты.

В стране была создана широкая сеть СМИ. Издавалось 7000 газет, 4300 журналов, ежегодно выходило 80000 названий книг. В конце 60-х гг. регулярными стали цветные телевизионные передачи. Но на ТВ, как и во всех СМИ, существовала жёсткая цензура. Жизнь в капиталистических странах показывалась в серых тонах, а советская действительность приукрашивалась.

СССР занимал первое место в мире по числу изобретений, но страна сильно отставала в освоении прогрессивных технологий. Много научных открытий не доходили до практического применения.

3. В 70-е гг. обозначились две культуры: с одной стороны – официально-догматическая, с другой – гуманистическая, демократическая культура. Проявляются элементы особой, молодёжной культуры. Возрастало влияние цензуры. Всё чаще запрещались публикации, в которых содержались хотя бы намёки на критику социалистической действительности.

Литература 70-80-х гг. обращается к жизни простых людей (Трифонов, Липатов), к исторической теме (Пикуль). Поэзия была разнообразна и противоречива. Одни и те же поэты прославляли советский образ жизни и создавали значительные поэтические произведения (Твардовский, Дудин, Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, Рубцов). Современным нравственным проблемам были посвящены пьесы Розова, Арбузова, Володина.

Чтобы регулировать культурную жизнь страны, в 1975 г. была введена система государственных заказов. Это поставило заслон многим талантливым деятелям (Андрей Тарковский). Но, одновременно, позволило раскрыться талантам Ростоцкого, Губенко, Мотыля, Меньшова, Шукшина, Данелия, Рязанова.

Читайте также: