Смысл названия один день ивана денисовича кратко

Обновлено: 07.07.2024

Краткий анализ

Год написания – 1959.
История создания – Произведение А. И. Солженицын задумал зимой 1950-1951 гг., когда пребывал в лагере в северном Казахстане. Замысел был реализован только спустя 9 лет в 1959 г. в Рязани.

Тема – В произведении развивается тема лагерной жизни политических заключенных, жертв сталинского режима.

Композиция – А. И. Солженицын описал один день из жизни заключенного, поэтому основой для композиции стали временные рамки от утра до вечера, вернее, от подъема до отбоя. Анализируемое произведение – сплетение рассказов, раздумий, в которых важную роль играют детали.

Жанр – Рассказ, хотя перед публикацией редактор порекомендовал А. Солженицыну назвать свое произведение повестью, и автор прислушался к совету.

Направление – Реализм.

Анализ произведения 3

Так заканчивается рассказ А. И. Солженицына об одном из дней одного из многих, отбывающих неизвестно за что наказание, в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ.

Рассказ, повествующий о жизни заключенных в страшных условиях физических и нравственных страданий, не оставляет тягостного впечатления. Потому что жестокости противостоит твердость характера, злобе — доброта, оскорблениям — бесхитростный юмор.

Иван Денисович Шухов — обычный мужик из деревни. Но внимательно наблюдая, он понимает, как вести себя в непростых ситуациях, из которых состоит каждодневная жизнь заключенного с раннего утра и до позднего вечера.

Шухову ясны мотивы, движущие окружающими людьми. Он чутко улавливает, что от него требуется, с кем надо общаться, за кого надо держаться, а кого сторониться.

За восемь лет лагерей он не растерял своих природных качеств. Шухов легко обучается тому, что даст возможность выжить, в нем ценят мастерство и азарт в работе. В то же время он знает, чем можно заработать на табак, как утаить для бригады лишнюю миску еды в столовой и много других вещей, совершенно ненужных в другом мире. От этого мира Иван Денисович отделен колючей проволокой и надежной охраной. Он получает оттуда два письма в год, не может понять той жизни, стремится туда и боится вернуться.

Иван Денисович не бунтует, но и не заискивает. Поэтому его уважают за отзывчивость и порядочность, доброжелательность и бескорыстие, живой ум, спокойный нрав и мудрое отношение к обстоятельствам жизни.

После прочтения произведения чувствуешь восхищение силой духа человека, его умением оставаться самим собой в тяжелых жизненных условиях. Еще долгое время остаешься под впечатлением от прочитанного и ощущаешь прилив собственных физических и душевных сил.

История создания

Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нем. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для господствующего доселе соцреализма.

Посмотрите, что еще у нас есть:

А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в северные края мужчины, Шухова Ивана Денисовича, что определило и смысл названия.

Это крестьянин, который честно защищал Родину на фронте. Шухова взяли в плен, но он сумел сбежать, за что и попал в ссылку. Нечеловеческие условия жизни не смогли убить истинно крестьянскую душу. Иван Денисович сохранил простодушие, доброту. В то же время, он был хитер. Внутренний стержень помог ему выжить.

Кроме Ивана Денисовича в произведении есть и другие образы заключенных. С нескрываемым восхищением А. Солженицын рассказывает об Алеше-баптисте, который под давление условий не отказался от своих взглядов, об украинцах, молящихся перед едой. Также читатель может понаблюдать за командиром, который заботился о своих подопечных, как настоящий отец.

Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа. Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам.

Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А. Солженицын осуждает репрессии, чтобы потомки не совершали таких ошибок.

Краткое содержание

Описывается один день лагерной жизни Ивана Денисовича Шухова. Из обрывочных воспоминаний читатель составляет картину прошлого Ивана Денисовича: был крестьянином, имел семью и детей, пошёл воевать. В немецком окружении Шухов и однополчане умирали с голоду: даже строгали копыта околевших лошадей, чтобы хоть чего-то поесть. Ивана Денисовича взяли в плен, но ему и ещё нескольким бойцам удалось бежать. Добравшись до своих, Шухов рассказал, что был в плену, — и его арестовали за измену Родине.

Теперь Иван Денисович — лагерный заключённый номер Щ-854. Он не получает посылок: сам отказался, ведь жене и так нелегко. В письмах жена Ивана Денисовича сообщает, что основной источник заработка для неё и односельчан — раскрашивание ковров и их продажа в городе.

Все эти люди ежедневно тяжело трудятся и плохо питаются. Причём и нелёгкий труд, и отвратительная баланда из мелкой рыбы и мёрзлой капусты являются для них жизненными стимулами: не умереть, не опуститься, продержаться, держаться каждый день, чтобы когда-нибудь выйти на свободу.

Описанный день Иван Денисович считает счастливым: не был наказан, работал рьяно, поел, не заболел. Таким видится лагерному заключённому счастье.

В конце рассказа приведён краткий словарь блатной терминологии, который не только позволяет читателю понимать смысл выражений в рассказе, но и подчёркивает: лагерь — это отдельный страшный мир, и даже язык в нём особенный.

Композиция

Строение рассказа продиктовано его содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын рассказывает о подъеме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем.

Кульминаций в произведении минимум две – эпизод, когда надзиратель ведет Шухова отбывать наказание и сцена, где Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает, понимая, что прожил день счастливо.

В рассказе под особым углом рассматривается проблема времени. Будучи осужденными незаконно, многие арестанты расплачиваются за ошибку следствия или чей-то преступный умысел своей жизнью и свободой. В лагере тема времени приобретает особую остроту. Не случайно Шухов никогда не просыпал подъема, потому что до развода у него оставалось полтора часа свободного времени.

Второй важной проблемой, с которой сталкивается человек, попадая в заключение, является проблема сохранения собственного достоинства. Автор подчеркивает, что нельзя ни в коем случае опускаться до животного состояния и начинать лизать миски. Нужно в любых обстоятельствах оставаться человеком.

Социальную несправедливость обнажает даже улыбка Шухова, когда тот показывает прореженные цингой зубы. Больной заключенный моет полы в надзирательской, а на него еще покрикивают, учат, как надо выполнять эту нехитрую работу. Образам осужденных в рассказе А.И. Солженицына постоянно противопоставляются надзиратели. На их примерах

А.И. Солженицын рассматривает в рассказе вопрос об отношении человека к труду. Противоречие заключается в том, что если делаешь для людей, то требуется качество, а начальству нужна только показуха. Неслучайно один из надзирателей предлагает Ивану Денисовичу просто легонько протереть пол, чтобы он мокрым был, и уйти.

После этого заявления читатель понимает, что больной Шухов из последних сил выполняет никому, по сути, не нужную работу. Из глубинной потребности человека преобразовывать мир работа превращается в очередное средство эксплуатации.

Детальное описание быта заключенных помогает автору ярче отобразить в произведении их бедственное положение. Даже каша в лагере имеет весьма странный вид: не оставляет ни вкуса, ни сытости. Жизнь заключенных, как эта китайская каша из магары, превращена в бесцветное существование. Многие мысли и действия Шухова на первый взгляд кажутся непонятными. Например, когда герой не успевает получить в бараке пайку хлеба, он думает о том, что если съест пайку отдельно, то она покажется сытнее.

Самые обычные предметы быта (ложка, ботинки) в тюрьме становятся дороже. Автор подчеркивает, как бережно храпит Шухов ложку, которую сам отлил из алюминиевого провода. Баня, самосад — все эти нехитрые бытовые реалии в лагере приобретают особую ценность. Они воплощают в себе все скупые радости жизни заключенных. Любопытна в рассказе такая деталь: заключенным не положено иметь часы. За распорядком в лагере следит начальство. Эта деталь еще раз подчеркивает рабское бесправие осужденного человека.

Постепенно А.И. Солженицын вводит в произведение новых действующих лиц — обитателей лагеря. Среди них баптист Алешка, который в свободные минуты читает евангелие, и фельдшер Вдовушкин, на самом деле не имеющий медицинского образования: он исключен с литературного факультета и пишет стихи между приемом больных. Читатель понимает, что именно за вольнодумство и религиозность попали эти люди в лагерь. Но и здесь они остались верны своим убеждениям. Именно с баптистом Алешкой ведет Шухов разговор о душе. Алешка говорит, что не о лишней пайке хлеба надо думать, а о том, чтобы злобы не было в сердце. Свое заключение герой воспринимает как духовный подвиг. В одном из эпизодов рассказа Шухов недоумевает, на что рассчитывали люди, посадившие Алешку в лагерь, ведь вера в нем настолько сильна, что он никогда не сломится.

Наряду с персонажами, к которым автор относится с искренней симпатией и даже жалостью, в рассказе изображены и подлецы, такие, как Пантелеев, который стучит начальству на других заключенных. За это его не выводят на работу и записывают заболевшим. А Шухов, например, хотя он действительно болен, вынужден идти работать.

Есть в рассказе герои, которые пытаются в лагере права отстаивать. Капитан Буйновский, например, кричит надзирателям, что те права не имеют людей на морозе раздевать. Однако все эти протесты приводят лишь к дальнейшему ужесточению наказания: он получает десять суток карцера, после которого практически невозможно остаться здоровым человеком. У каждого в лагере своя трагическая история. Из писем узнают заключенные сведения о жизни на воле: о том, что по-обрезали крестьянам огороды по самые избы, что молодежь из деревни рвется в город, колхозы обречены, промыслы народные (плотницкое дело, корзиноплетение) никому не нужны. Мужики деревенские приладились ковры красить да по всей стране продавать. Так крепкое, веками отлаженное хозяйство гибнет на глазах, а единственным способом заработать денег становится спекуляция.

Cмысл названия повести

Смысл названия

Писателю потребовалось 7 лет, чтобы проанализировать тот сложный период из его жизни и написать повесть. А.И. Солженицын, что однажды он просто сел за стол и решил попробовать передать свои мысли бумаге. И он не мог остановиться. Находясь в напряжении, автор творил и творил.

В повести автор попытался воссоздать атмосферу, царящую в лагере, быт персонажей. Писатель хотел, чтобы читатель узнал жизнь заключенных изнутри, посмотрел на происходящее своими глазами. Зэки также едят и спят, у них есть такие же потребности, как у остальных людей. Но им крайне непросто находиться в таких сложных условиях. Каждый их день похож на предыдущий. Они уже и не верят, что когда-то что-то может измениться.

Но главный герой не привык унывать. Даже в своем существовании он замечает светлые стороны. Для него важно, чтобы новый день не принес больших неприятностей. Если все прошло относительно спокойно, то это уже счастье. Иван Денисович осознает, что не в его силах что-либо изменить. Поэтому он предпочел приспособиться к такой жизни.

А.И. Солженицын не побоялся правдиво изобразить жертв, которые подверглись сталинским репрессиям. Главный персонаж произведения чем-то не угодил советской власти. Но он был далеко не единственным, кого постигла это участь. Именно такая судьба ждала всех, кого осудили по политическим мотивам.

Временные рамки произведения небольшие. От утра до вечера. Повесть А.И. Солженицына состоит из нескольких рассказов, которые переплетаются между собой. Особую значимость имеют детали. Изначально автор выбрал другой жанр для произведения. Рассказ. Но редактор издания перед самой публикацией посоветовал А.И. Солженицыну переименовать свою творческую работу в повесть. Писатель прислушался к рекомендациям.

Задумана повесть была на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-1951 г. Написана она была в 1959 г. Замысел свой автор объясняет так: “Как это родилось? Просто такой лагерный день, тяжелая работа, таскал я носилки с напарником и думал, как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днем. И будет все. Эта мысль родилась у меня в 52 году.

Семь лет она лежала так просто. Попробую-ка я написать один день одного зэка. Сел, и как полилось!

Со страшным напряжением”.

Твардовскому понравился такой ракурс изображения: “Описан

Первоначально Солженицын назвал свое произведение “Щ-854 “. “Зэками” называли заключенных. В послевоенных лагерях осужденные по политическим мотивам – за “измену Родине”, за “антисоветскую деятельность” – носили нашивки с номерами, и охрана называла их не по фамилиям, а по номерам. Щ-854 – лагерный номер главного героя книги Ивана Денисовича Шухова.

В редакции “Нового мира”, по предложению Твардовского, название было заменено. Когда в 1973 г. в Париже был впервые опубликован подлинный текст рассказа, название “Один день Ивана Денисовича” Солженицын сохранил.

Это первое опубликованное произведение Александра Исаевича Солженицына. Оно произвело фурор и обеспечило писателю мировую известность. Анна Андреевна Ахматова писала, что каждый гражданин Советского Союза обязан выучить эту повесть наизусть.

Проблематика: нравственная (жизнь человека в нечеловеческих условиях).

Смысл названия: Солженицын говорил, что ещё в тюремном лагере у него зародилась такая мысль: описать один день лагерной жизни. И в этом дне будет вся жизнь заключённого, ведь у него изо дня в день всё повторяется.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (рассказ).

Время и место действия: действие повести происходит в советском каторжном лагере; описан один день из жизни заключённого. Пространство лагеря как бы исключено из жизни, исторического времени в нём тоже нет — только срок заключения.

Действующие лица

  • Иван Денисович Шухов (Щ-854) — лагерный заключённый; в прошлом — крестьянин, воевавший в рядах Советской армии, пленённый немцами, бежавший из плена и арестованный как шпион.
  • Цезарь Маркович — лагерный заключённый; в прошлом деятель кинематографической отрасли. По сравнению с Иваном Денисовичем живёт в лагере очень хорошо: работа у него более лёгкая, к тому же — обильные продуктовые посылки.
  • Баптист Алёша — лагерный заключённый; арестован за религиозные убеждения.
  • Кавторанг — лагерный заключённый; в прошлом — морской офицер.
  • Гопчик — лагерный заключённый; юноша шестнадцати лет.
  • Фетюков — лагерный заключённый; опустившийся человек, попрошайка.
  • Волков — начальник лагеря.

Краткое содержание

Описывается один день лагерной жизни Ивана Денисовича Шухова. Из обрывочных воспоминаний читатель составляет картину прошлого Ивана Денисовича: был крестьянином, имел семью и детей, пошёл воевать. В немецком окружении Шухов и однополчане умирали с голоду: даже строгали копыта околевших лошадей, чтобы хоть чего-то поесть. Ивана Денисовича взяли в плен, но ему и ещё нескольким бойцам удалось бежать. Добравшись до своих, Шухов рассказал, что был в плену, — и его арестовали за измену Родине.

Теперь Иван Денисович — лагерный заключённый номер Щ-854. Он не получает посылок: сам отказался, ведь жене и так нелегко. В письмах жена Ивана Денисовича сообщает, что основной источник заработка для неё и односельчан — раскрашивание ковров и их продажа в городе.

Все эти люди ежедневно тяжело трудятся и плохо питаются. Причём и нелёгкий труд, и отвратительная баланда из мелкой рыбы и мёрзлой капусты являются для них жизненными стимулами: не умереть, не опуститься, продержаться, держаться каждый день, чтобы когда-нибудь выйти на свободу.

Описанный день Иван Денисович считает счастливым: не был наказан, работал рьяно, поел, не заболел. Таким видится лагерному заключённому счастье.

В конце рассказа приведён краткий словарь блатной терминологии, который не только позволяет читателю понимать смысл выражений в рассказе, но и подчёркивает: лагерь — это отдельный страшный мир, и даже язык в нём особенный.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Укажите первоначальный вариант названия повести.

  1. человеческое достоинство
  2. потеря памяти, амнезия
  3. права женщины
  4. противостояние человека и государства
  5. труд как средство унижения человека

Ответ. 145. Из рассказа видно, как человеку в условиях лагеря сложно остаться человеком, как заключённых принуждают к тяжёлому и непродуктивному труду, как государство вступает с человеком в противоборство — и побеждает.

Читайте также: