История горного права кратко

Обновлено: 02.07.2024

комплексная отрасль права, представляющая собой систему взаимосвязанных норм, регулирующих общественные отношения: имущественные, земельные, трудовые, финансовые, административные, природоохранные в сфере горнопромышленной и связанной с нею деятельности.

Предмет Г.п. составляют следующие основные группы отношений: а) собственности на недра; б) пользование недрами, основанное на разрешительном (лицензионном) порядке разведки и разработки недр; в)обеспечение безопасности горных работ: г) охрана недр; д) система платежей за пользование недрами;е) система специализированных договорных форм пользования недрами;ж) государственное управление в области использования охраны недр.

Субъектами горных правоотношений являются: РФ и ее субъекты, муниципальные образования, юридические и физические лица, в том числе иностранные недропользователи. Главные требования, предъявляемые к субъектам горнопредпринимательской деятельности - обладание специальными знаниями, финансовыми средствами и материально-техническими возможностями для недропользования на современном технологическом уровне.

История российского горного законодательства знает такие акты,как "Устав горный" 1893 г., регламентировавший весь сложный комплекс горных отношений. Он постоянно дополнялся и изменялся и к 1914г. содержал уже 1460 статей. Российское законодательство опиралось на право свободного поиска и разведки полезных ископаемых, а в самом начале - и свободного горного промысла, предоставление привилегий не-дропользователям, как приносящим государству богатство и славу. Дореволюционное Г.п. включало помимо указанных отношений группу норм о формировании и деятельности горных предприятий, договоры, концессии и аренды горных предприятий, самостоятельные разделы о субъектах горных отношений, их правах и обязанностях, ответственности за причиненный ущерб, большое количество норм по безопасности горных работ, о детальном урегулировании отношений с владельцами земельных участков, на которых располагались горные предприятия.

С установлением советской власти и национализацией земель, вод, лесов и недр Г.п. как самостоятельная наука и учебная дисциплина было утрачено. В советский период горное законода-. тельство стало регулироваться в основном административными нормами и было включено разделом в состав законодательства о народном хозяйстве, а затем и переименовано в законодательство о недрах. В рамках административно-правового регулирования горное законодательство было объединено с земельным, а затем с лесным, водным в природоресурсное законодательство. Последнее с 60-х гг. стало рассматриваться как часть экологического права.

В 90-е гг. в ходе рыночных реформ наметился отказ от односторонней ориентации на централизованное управление недропользованием со стороны государства. В настоящее время в соответствии со ст. 72 Конституции РФ распоряжение недрами находится в ведении РФ и ее субъектов. Введена платность недропользования. Закрепляются договорные формы организации горнопромышленного производства. В то же время законодательство на современном этапе не допускает частной собственности на недра и их гражданско-правового, рыночного оборота. Аналогичный режим существует и оправдывает себя во многих странах Европы и мира.

Указом Президента РФ от 24 декабря 1994 г. Г.п. официально выделено и признано самостоятельной законодательной отраслью.

65. Правая система в современной России. Законодательство РФ в сфере природопользования.Федеральные законы в области природопользования и охраны окружающей среды:"Об охране окружающей природной среды"; "Об охране атмосферного воздуха"; "О животном мире"; "Об особо охраняемых природных территориях"; "О континентальном шельфе РФ"; "Об экологической экспертизе"; "Водный кодекс РФ"; "Земельный кодекс Р С Ф С Р";"Кодекс Р С Ф С Р об административных правонарушениях";"О недрах";"О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения";"О радиационной безопасности населения";"Об отходах производства и потребления";"Лесной кодекс Российской Федерации";"Уголовный кодекс Российской Федерации ", глава 26 "Экологические преступления" (статьи 246 - 262).

К разделу правовых отношений следует отнести медикоэкологические, эколого - экономические проблемы, а также широкий круг проблем экологической безопасности, включая радиационную безопасность и проблемы глобальной экологии.Издаваемые Госкомэкологией России, а в дальнейшем и Министерством природных ресурсов России приказы, инструкции, методические указания способствуют практической реализации в регионах требований федерального законодательства.

В 2000 г. отмечалось 300-летие российского горного дела. За этот трехсотлетний период сформировалась, развилась и погибла Российская Империя; возникло, сформировалось и подверглось принципиальной перестройке социалистическое общество и, наконец, начался период становления новых специфических российских государственных отношений. Исходя из этого была принята следующая периодизация истории развития горного права в России: —

горное право периода Российской Империи; —

горное право СССР и РСФСР (советский период); —

современный этап развития российского горного права.

В каждом из этих трех периодов можно выделить весьма характерные этапы, связанные, как правило, с действием того или итого законодательного акта в области горного права и характеризующиеся своими специфическими чертами. Так, начальный этап развития горного права в Российской Империи во времена Петра I и нескольких последующих десятилетий существенно отличался от этапа, последовавшего за Манифестом Императрицы Екатерины II, провозгласившим отказ от исключительной государственной собственности на недра и ее связь с правом собственности на землю [2].

Нетрудно заметить, что развитие горного права, выражающееся в появлении новых и отмирании старых институтов, в провозглашении новых принципов функционирования организационно-правового механизма недропользования, всегда отражало изменения, происходившие в экономике и управлении народного хозяйства России.

Предложенная выше трехэтапная периодизация истории развития горного права России представляется более удачной и научно обоснованной, чем разработанная автором ранее [160]. 2.2.

1. История создания и развития российского горного права.

2. Периодизаіщя истории горного права.

3. Горное право в Российской Империи.

4. Формы государственного регулирования горных правоотношений в дореволюі^ионной России.

5. Советский период горных отношений

6. Современный период и перспективы развития горного законодательства.

Семинарское занятие Время проведения: 2 часа

Контрольные вопросы к семинарскому занятию

1. Для чего необходимо знать историю становления и развития правового регулирования отношений недропользования?

2. Ha какие периоды можно условно разбить историю правового регулирования отношений недропользования в России?

3. Происхождение отрасли и науки горного права.

4. Какую роль сыграли Указы Петра Великого, Анны Иоанновны и Екатерины II в обеспечении использования и добычи полезных ископаемых.

5. Дайте общую характеристику Уставу горному Российской Империи и управлению горным промыслом.

6. Какие нормативные правовые акты были приняты в первые годы Советской власти?

7. Правовое регулирование трудовых отношений в горной

8. Чем характеризуется законодательство о недрах в период перехода от советской эпохи к современной российской государственности.

9. Считаете ли вы, что в Российской Федерации достаточно нормативных правовых актов, для полноценного регулирования сферы недропользования, охраны окружающей среды и обеспечения промышленной и экологической безопасности.

10. Какие стратегические направления заложены в основы

государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в том числе по поводу стабилизации общественных отношений в сфере недропользования?

Краткое содержание лекционного курса

Правовое регулирование пользования недрами на территории Российского государства уходит глубоко в историю, но при этом оно возникает значительно позднее, чем горный промысел и горное производство. Деятельность по добыче и последующей обработке полезных ископаемых развивалась в России достаточно динамично, однако лишь в средние века в нашем государстве одновременно со странами феодальной Европы начинает формироваться законодательство, регулирующее отношения недропользования.

Историю развития горного права в России можно подразделить на 3 этапа, каждый их которых соответствует периоду действия определенного законодательного акта.

Первый этап развития Горного права Российской Империи начинается с периода правления Петра I (1700-1717 гг.).

24 августа 1700 г. - издан именной указ "Об утверждении Приказа Рудокопных Дел". C этой даты начинается трехсотлетняя история развития Горного права в России. Именным указом Петра I "Об утверждении Приказа Рудокопных Дел" в России было установлено централизованное управление рудосыскными делами.

10 декабря 1719 г. - приняты Берг Привилегии Петра I "Об учреждении Берг Коллегии и о свободе рудосыскного предпринимательства".

Берг Привилегией устанавливалось централизованное управление поисками, разведкой, добычей полезных ископаемых. Провозглашалась горная регалия, т.е. исключительная государственная собственность на недра, и горная свобода, которая подразумевала права первооткрывателя месторождения на его разработку.

Стремление власти максимально оперативно вовлечь в эксплуатацию открытые месторождения полезных ископаемых нашло свое воплощение в принципе равного доступа к открытому месторождению вне зависимости от обладания правом собственности на земельный участок.

Нормами Берг Привилегии регламентировался порядок получения государственных разрешений на строительство рудоперерабатывающих заводов, предусматривались значительные субсидии и различного вида льготы за обнаружение месторождения полезного ископаемого, устанавливалось приоритетное право государства на покупку золота, серебра, меди и селитры, определялись предельные размеры участков недр, предоставляемых в пользование.

Нормами Берг Привилегии устанавливаются санкции за необъявление об обнаружении полезного ископаемого. Лица, не объявившие о своей находке, приравнивались к "врагам общенародной пользы", лишались всего имущества, подвергались телесным наказаниям, вплоть до смертной казни.

1832 г. - первая публикация основ Горного законодательства России - "Свобода учреждений и уставов горного управления". Это первое официальное издание Устава горного Российской Империи. Устав горный позволял регулировать как непосредственно отношения недропользования, так и отношения, связанные с функционированием горного производства, наймом и увольнением чиновников горного ведомства, их пенсионным обеспечением, надзором и контролем за соблюдением общественного порядка и безопасности на горных заводах и промыслах, взиманием налогов и сборов и др.

B Уставе Горном была произведена дифференциация правового регулирования в зависимости от вида полезного ископаемого. Были закреплены специальные нормы, призванные регулировать отношения, возникающие в связи с использованием: золота и платины; нефтяных источников и углеводородных газов; драгоценных и цветных камней; янтаря; каменного угля и антрацита; соляных источников и вод. Отдельными положениями регулировались отношения по использованию полезных ископаемых на дне морей и озёр.

Дифференциация позволила заложить основы, как для развития специального законодательства, так и для функционирования соответствующих добывающих отраслей.

Дальнейшее развитие Российского горного законодательства шло по пути объединения в одном кодифицированном акте правовых норм, регулирующих не только отношения недропользования (понимая под этим процесс геологического изучения, поисков, разведки и добычи полезных ископаемых), но и отношения по переработке полезных ископаемых.

Наиболее существенными недостатками Устава горного являются: отнесение его к Гражданским законам при наличии императивных норм и предписаний; исторически сложившееся объединение права собственности на землю с правом собственности на недра.

Второй этап развития Горного права CCCP и РСФСР начинается с 1917 г. и заканчивается в 1992 г.

B 1917 г. принят один из первых декретов - Декрет "О земле" (на 2 Всероссийском Съезде Советов). Декретом было установлено, что земли и леса изымались из чьей-либо собственности и поступали в собственность всего народа.

B 1918 г. принят Декрет "О социализации земли", в котором определялось, что "всякая собственность на землю, недра, воду и живые силы природы.

B 1920 г. принимается Декрет "О недрах земли", состоявший из 8 пунктов. B нем устанавливалось, что отменяется ". право собственности на поверхность земли и ее недра. ". B 1923 г. принято "Положение о недрах и их разработке". B 1927 г. - утверждено Горное положение СССР. Этим положением было определено, что "недра земли в пределах Союза CCP составляют государственную собственность и не могут быть предметом частной собственности".

C момента принятия Горного положения CCCP на нормативно-правовом уровне право государственной собственности на недра получило свое закрепление, что сохранялось на протяжении всей истории советского государства.

Горным положением CCCP были установлены: общие принципы регулирования доступа к недрам;

- порядок осуществления промышленной разработки месторождений полезных ископаемых - горного промысла;

- осуществление горнопромыслового надзора, систематизации и учета данных о месторождениях полезных ископаемых.

Действие Положения и горных законов союзных республик не распространялось на месторождения торфа, подземных источников пресной воды, используемых для питья, хозяйственных надобностей и орошения, а также урановых и других радиосодержащих руд. Для месторождений нефти были установлены правила изъятия общего порядка правового регулирования, ужесточающие государственный контроль и ответственность пользователей недр при осуществлении деятельности, связанной с поисками, разведкой и добычей нефти.

B 1976 г. - Верховным Советом CCCP были введены в действие Основы законодательства Союза CCP и союзных республик о недрах, и на их базе разрабатывались кодексы союзных республик о недрах. Провозглашалась исключительная государственная собственность на недра. Впервые недра провозглашались как "общее достояние всего советского народа".

Принципом горных отношений провозглашались "интересы настоящего и будущего поколений". Значительное влияние на государственное регулирование отношений недропользования продолжали оказывать инструктивные и методические документы министерств и ведомств, которые формировали основную часть законодательного массива.

Третий этап развития Горного права - это современное законодательство о недрах (начиная с 1992 r.), берет начало с принятия Закона РФ "О недрах" и идёт по настоящее время.

Современное российское законодательство о недрах является одной из отраслей национального законодательства и отражает федеративное устройство Российского государства, т.е. имеет двухуровневую систему: федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ.

Двухуровневую структуру законодательства о недрах обусловливает норма, закрепленная в п. "в" ст. 72 Конституции РФ, где устанавливается, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

За прошедшее время закон РФ "О недрах" претерпел существенные коррективы, что явилось отражением произошедшей трансформации общественных отношений в период перехода от одной общественнополитической формации к другой.

1. Право государственной собственности на недра (принцип горной регалии) в России впервые был введен:

B. Александром III Г. Екатериной II.

2. Право государственной собственности на недра (принцип горной регалии) в России было отменено:

B. Александром I.

Г. Екатериной II.

3. Первый Устав Горный в России был принят:

4. Первый Устав Горный был принят в России во время правления:

5. Государственное управление отношениями недропользования в Российской империи осуществлялось:

A. Министерством государственных имуществ и Горным департаментом.

Б. Горным департаментом.

B. Геологическим комитетом.

Г. Министерством торговли и промышленности и Министерством государственных имуществ.

6. Законодательством Российской Империи предусматривались следующие виды собственности на горные промыслы и заводы:

A. Только частная.

Б. Исключительно казенная (государственная).

B. Частная и казенная.

Г. Муниципальная и частная.

7. B 30-50 г. XIX столетия отношения недропользования регулировались:

A. Кодексом РСФСР о недрах.

Б. Основами законодательства CCCP о недрах.

B. Горным уставом СССР.

Г. Горным положением СССР.

8. Горное положение CCCP было принято:

9. B соответствии с Горным положением CCCP горным промыслом вправе были заниматься:

A. Только юридические лица СССР.

Б. Только физические лица СССР.

B. Иностранные граждане и иностранные юридические лица на общих основаниях.

Г. Физические и юридические лица CCCP5 в том числе и иностранные граждане и юридические лица, но только с разрешения Совета Народных Комиссаров СССР.

Б. Федеративного Договора.

В. Конституции РФ (1993 r.).

Г. ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции".

11. Принцип пользования недрами в "интересах настоящего и будущих поколений" декларируется:

A. Действующей Конституцией РФ.

B. Горным положением СССР.

Г. Уставом Горным Российской Империи.

1. Певзнер, M. E. Горное право : Учебник для вузов / M. E. Певзнер. - M. : Горная книга: Изд-во Московского государственного горного университета, 2009. -574 с.

2. Горное право: Дидактические материалы: в трех частях: учебное пособие / Сост. А. В. Квочкин. - M. : Роликс, 2009. -322 с.

3. Трубецкой, К. H. Горное право: учебное пособие / К. H. Трубецкой, А. M. Волков, Л. И. Титов. - M. : Щит-М, 2005. - 274 с.

4. Перчик, А. И. Горное право : учебник /А. И. Перчик. - изд. 2-е, перераб. и доп. - M. : Филология три, 2002. -525 с.

5. Изюмов, И. В. Горное право : Учебник / И. В. Изюмов, В. И. Карасев, M. И. Клеандров, И. P. Салиев (и др.). — M. : OOO Право ТЭК. 2010. - 504 с.

6. Основы государственной экологической политики РФ до 2030 года /Указ Президента РФ от 30 апреля 2012 г. // Российская газета. - 02.05.2012 года.

Особая государственная и общественная значимость природных ресурсов, содержащихся в недрах Земли, обуславливает необходимость надлежащего правового регулирования их добычи, использования и сохранения. Эти задачи выполняет горное право.

Понятие горного права

Горное право в качестве самостоятельной отрасли права является предметом жарких дискуссий между различными авторами-юристами. Некоторые теоретики усматривают в нем лишь один из институтов природоресурсного права. Другие авторы видят в горном праве полноценную самостоятельную отрасль права.

Согласно общим положениям правовой теории, для признания отрасли права самостоятельной структурой, необходимы следующие условия:

- наличие специфического предмета правового регулирования, т.е. группы общественных отношений, объединенных внутренним единством и стабильностью;

- наличие особой, индивидуальной системы источников права;

- свой собственный метод правового регулирования общественных отношений.

Представляется, что горное право отвечает всем указанным требованиям и может рассматриваться в качестве комплексной отрасли права, регулирующей разнообразные общественные отношения (имущественные, административные, земельные, природоохранные и другие), связанные с недропользованием.

Предметом горного права являются отношения по недропользования и связанные с ними отношения по рациональному и безопасному использованию недр, а также обороту горной информации.

Как самостоятельная отрасль права, горное право имеет свой собственный метод правового регулирования, т.е. набор способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие его предмет. Отличительной чертой метода горного права является сочетание в нём диспозитивных и императивных способов правового регулирования с преобладанием последних.

Такая особенность горного права связана со следующими факторами:

- особый правовой статус недр, являющихся одновременно частью окружающей среды и источником природных ресурсов;

- заинтересованность в сохранении надлежащего состояния недр неопределенно широкого круга лиц;

- ограниченность (истощаемость) недр и содержащихся в них природных ресурсов;

- обязательное участие государства, которое в силу закона является единственным собственником недр.

Часть отношений, составляющих предмет горного права, регулируется только императивно (например, отношения по государственному управлению недропользованием либо отношения, связанные с обеспечением безопасности при проведении горных работ). При регулировании другой части отношений применяются как императивные, так и диспозитивные методы правового регулирования.

Источники горного права

Источники горного права – это правовые акты, принятые государственными органами либо иными субъектами права в установленном порядке, регулирующие отношения по недропользованию.

В юридической науке источники горного права классифицируются по различным основаниям – по предмету правового регулирования, по его направленности и другим основаниям. Наиболее практически применимой является классификация источников горного права по их юридической силе:

- Конституция РФ , как основной закон государства, обладает наивысшей юридической силой и прямым действием и закрепляет основные принципы и положения, связанные с недропользованием;

- законы субъектов РФ также являются одним из источников горного права, поскольку, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, вопросы, связанные с недрами и природопользованием, относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Эти законы конкретизируют положения горного права, определенные в федеральном законодательстве, применительно к конкретному субъекту РФ;

- нормативные акты министерств и ведомств РФ регламентируют конкретные вопросы, связанные с недропользованием;

- решения высших судов РФ . Несмотря на то, что российская правовая система не признает юридическую силу прецедента (т.е. вынесенного судебного решения по конкретному делу), решения высших судов РФ фактически формируют единое направление правоприменительной практики и содержат разъяснения действующего законодательства, на которые опираются все правоприменители (начиная от рядовых недропользователей и заканчивая судами различных инстанций).

Принципы горного права

Посредством комплексного анализа горного законодательства можно выделить следующие принципы горного права (т.е. базисные начала правового регулирования):

- установление государственной собственности на недра;

- платность их использования;

- лицензирование (т.е. осуществление недропользования только по лицензии);

- государственный контроль за недропользованием;

- разнообразие форм недропользования;

- участие граждан в принятии решений, связанных с недропользованием, учитывая их конституционное право на благоприятную окружающую среду.

Эти и другие принципы горного права применяются при регулировании самых разнообразных общественных отношений, входящих в его предмет.

Система горного права

Система горного права представляет собой единую отрасль, включающую в себя самостоятельные правовые институты, которые регулируют отдельные группы отношений и, в то же время, объединены общим методом регулирования.

В системе горного права выделяют Общую, Особенную и Специальную части.

Как видно из названия, Общая часть горного права регулирует самые общие вопросы, связанные с недропользованием, и содержит следующие институты:

- институт права собственности на недра;

- институт права пользования недрами;

- институт лицензирования недропользования;

- институт геологической разведки и изучения недр;

- институт государственного мониторинга недр и контроля за их рациональным использованием и некоторые другие институты.

Особенная часть системы горного права касается правовых особенностей использования и добычи отдельных видов полезных ископаемых. Так, в этой части системы горного права различают институты правового регулирования добычи нефти и газа, угля, драгоценных камней, общераспространенных полезных ископаемых и других их видов.

Специальная часть системы горного права, отдельно выделяемая некоторыми авторами, регулирует особенности недропользования, осуществляемого на основе международно-правовых договоров. Институты пользования недрами на основе соглашений о разделе продукции, а также недрами открытых территорий либо континентального шельфа образуют эту часть системы горного права.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Читайте также: