Духовенство юридический статус в 1649 кратко

Обновлено: 01.07.2024

XVII век стал временем оформления сословий в Русском государстве. Сложилась иерархическая система, в том числе и духовенства. Усиливается роль влияния церкви на государство. Оформлялись первые попытки ограничить духовную власть и подчинить светской.

Структура сословия

В XVII столетии духовенство считалось вторым по значимости среди всей сословий. Могущественнее были лишь феодалы. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли множество привилегий и во многом шли на уступки.

К этому времени духовенство было разделено на черное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монешеский обет. Иными словами он имел право не соблюдать целибат, мог жениться и заводить детей. Представители черного духовенства — монахи, этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утвердиться в своих намерениях. У каждой ветки имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным. Также к концу XVII века сложилась строгая иерархическая лестница в сословии.

Для белого духовенства она выглядит так:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиерей/Епископ
  • Иерей/протоиерей
  • Диакон/протодиакон.

Для черного:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Епископ
  • Архимандрит/Игумен
  • Иеродиакон/Иеромонах

В итоге, и белое, и черное духовенство подчинялись Патриарху. Он имел неограниченные права.

Права белого и черного духовенства

Священники имели право:

  • жениться и заводить семьи;
  • иметь личный дом и хозяйство;
  • служить в определенной церкви. В XVII веке очень часто служение в определенной церкви переходило по наследству от отца к сыну.

Права монахов:

  • проживать и трудиться на территории монастыря;
  • пользоваться общим имуществом, землями монастыря и крепостными. При принятии монашеского сана духовные лица жили в братии и не имели личных материальных или земельных благ.

Обязанности

Белое духовенство было обязано проповедовать слово Божье, нести его в массы. Иначе говоря, проводить службы в храме, беседовать с прихожанами. Также в обязанности священников входило проведение священных таинств.

В обязанности черного духовенство входило показывать пример служения Богу, которое было бескорыстно и добровольно. Монахи обрекали себя на аскетичный образ жизни с лишениями и постоянными молитвами.

Изменения в жизни духовенства в XVII веке

XVII век характеризуется усилением духовной власти. Цари с большим желанием прислушиваются к церкви. Растет и богатство монастырей. Владения и продукция которых не облагалась налогами со стороны государства. Но, несмотря на это, в 1649 году по Соборному Уложению создается специальный Монастырский Приказ, который служил высшим судебным органом над духовенством в Русском государстве. Таким образом, все судебные дела над служителями церкви осуществляли светские государственные органы.

Такое положение дел не совсем устраивало верхушку духовенства. Глава церкви начал борьбу за свои права. Здесь лидирующие позиции взял на себя Патриарх Никон, который был близок к царю Алексею Михайловичу. Глава церкви был человеком властным, мудрым и считал, что духовная власть должна стоять выше светской и не подчиняться ей. Патриарх начинает предпринимать радикальные меры. В 1650-х-60-х гг. Никон проводит церковную реформу, которая внесла кардинальные изменения в устои церкви. Одним из результатов реформы стала отмена Монастырского приказа и возвращение суда над священниками в руки церкви. Кроме того, реформа привела к расколу внутри церкви — отделились старообрядцы во главе с Аввакумом. Последние были лишены всех прав и привилегий, отлучены от церкви и изгнаны из городов и деревень.

Духовенство к концу XVII века

Духовное сословие к концу XVII столетия было одним из самых могущественных, богатых и многочисленных. По сути, церковь и монастыри жили по своим законам. Контроля со стороны государства над духовенством не существовало. Монастырский Приказ, единственное ограничение прав церкви, перестал существовать еще во время правления Алексея Михайловича. Но все же духовенство было вынуждено признавать верховенство светской власти.

В данной статье мы рассмотрим Соборное уложение 1649 года кратко, как одного из первых документов, который систематизировал законодательство Руси. В 1649 году, впервые в истории России была осуществлена кодификация государственного права: Земский Собор разработал Соборное уложение. В этом нормативном документе впервые не просто были собраны основные законы государства, они были классифицированы по отраслям. Это существенно упрощало систему российского законодательства, обеспечивало ее стабильность. В данной статье описываются основные причины принятияСоборного Уложения 1649 года, его основной смысл и краткая характеристика, а также анализируются основные последствия принятия закона на развитие российской государственности.

Соборное уложение 1649 года - таблица

Причины принятия Соборного уложения 1649 года

В период между 1550 и 1648 годами было издано около 800 указов, законов и других нормативно-правовых актов. Особенно много их вышло во время Смуты. Работа с ними требовала не только больших знаний, но и много времени на обработку. Кроме того, были случая, когда некоторые положения одного указа могли входить в противоречие с другими, что приносило большой ущерб системе законодательства Российского царства. Эти проблемы заставляли задумываться о проведении кодификации существующих законов, то есть их обработке и составлению из них единого и целостного свода законов. В 1648 году в Москве состоялся Соляной бунт, одним из требований восставших был призыв к созыву Земского Собора для создания согласованного и единого закона.

Еще одной причиной, подталкивающей Алексея Михайловича к созданию Соборного Уложения 1649 года, была тенденция государства к абсолютной монархии, которая требовала четкого закрепления в законах. Царь из молодой династии Романовых фактически сосредоточил всю власть в своих руках, ограничив влияние Земского Собора, однако, новая политическая система требовала закрепления в законах. Также новые сословные отношения, а особенно статус дворянства и крестьянства (тенденции к формированию крепостного права) также нуждался в юридическом пересмотре. Весь этот набор причин привел к тому, что в конце 1648 года Алексей Михайлович созвал Земский Собор, дав ему задание сформировать единый свод законов, который вошел в историю как Соборное Уложение.

Источники Уложения и работа по его созданию

Для создания свода законов была создана специальная комиссия, состоящая из приближенных к царю, которую возглавил князь Никита Одоевский. Кроме него в комиссию вошли герой Смоленской войны князь Федор Волконский, а также дьяк Федор Грибоедов. В работе комиссии принимал участие лично царь Алексей. Основой для написания Соборного уложения 1649 года, если кратко, послужили соедующие правовые источники:

  1. Судебники 1497 и 1550 годов. Основа российской правовой системы 16 столетия.
  2. Указные книги приказов, где были собраны основные законы и распоряжения, выходившие в конце 16 – первой половине 17 веков.
  3. Литовский статут 1588. Основной закон Речи Посполитой этого периода послужил образцом юридической техники. Отсюда были взяты правовые формулировки, фразы, рубрики, а также идеи о положении крестьянства.
  4. Челобитные, поступавшие на рассмотрение в государственные органы от боярства. В них были указаны основные просьбы и пожелания относительно существующей правовой системы. Также во время работы комиссии ее участникам посылали челобитные из различных регионов страны.
  5. Кормчая книга (Номоканон). Это сборники законов, которые касались церковного дела. Эта традиция пришла из Византии. Кормчую книгу используют при управлении церковью, а также при организации церковных судов.

Характеристика Уложений по отраслям

В 1649 году Соборное Уложение было полностью закончено. Интересно то, что это был не только первый сборник законов России, сформированный по рубрикам, которые определялись областями права. Это был первый свод законов России, который был в печатной форме. Всего Соборное Уложение состояло из 25 глав, в которых было 967 статей. Историки российского права выделяют следующие правовые отрасли, которые были раскрыты в Соборном уложении 1649 года:

Государственное право

Закон полностью определял правовой статус монарха в России, а также механизмы наследования власти. Статьи из этой отрасли права снимали вопросы, с точки зрения законности прсутствия династии Романовых на престоле. Кроме того, эти статьи закрепляли процесс становления абсолютной монархии в России.

Уголовное право

Во-первых, тут были классифицированы виды преступлений. Во-вторых – описаны все возможные виды наказания. Были выделены следующие виды преступлений:

Что касается наказаний за преступления, то Соборное Уложение 1649 года выделяло несколько основных видов:

Гражданское право

Семейное право

Соборное уложение не касалось напрямую семейного право, поскольку оно было в компетенции церковного суда. Однако отдельные статьи свода законов касались семейной жизни, описывая основные принципы семейных отношений. Так, родители имели большую власть над детьми, например если дочь убила кого-то из родителей, то ее казнили, а если родитель убивал ребенка, то он получал год тюрьмы. Родители имели право бить детей, а им запрещено было жаловаться на родителей.

Семейное право по Соборному уложению

Что касается супружеских пар, то муж имел фактическое право собственности над своей женой. Брачный возраст для мужчины был 15 лет, а для женщины – 12. Развод был жестко регламентирован, допускался лишь в отдельных случаях (уход в монастырь, неспособность жены родить детей и т.д.).

Кроме вышеуказанных положений, Соборное уложение касалось процессуальной составляющей права. Так, были закреплены следующие процедуры, целью которых было получение доказательств:

Дополнения к закону в 17 веке

Историческое значение

Таким образом, Соборное уложение 1649 года имеет несколько значений в истории развития российского государства и права:

  1. Это был первый свод законов, который был отпечатан типографическим способом.
  2. Соборное уложение ликвидировало большинство противоречий, которые существовали в законах конца XVI- первой половины XVII столетия. Вместе с тем, Уложение учитывало предыдущие достижения российской законодательной системы, а также передовой опыт соседних государств в сфере законотворчества и кодификации.
  3. Сформировала основные черты будущей абсолютной монархии, опорой которой становилось дворянство.
  4. Окончательно сформировало крепостное право в России.

Соборное уложение 1649 года действовало до 1832 года, когда Сперанским был разработан Свод Законов Российской империи.

Земский собор. Художник: С.В. Иванов

Земский собор. Художник: С.В. Иванов

Что же говорилось в основном законе страны середины XVII в. по поводу Православной Церкви и духовенства?

Церковь имела возможность донести свое мнение до светских властей, а государство считало своим долгом учитывать его

Иосиф, Патриарх Московский и всея Руси. Пятый Патриарх Российский

Иосиф, Патриарх Московский и всея Руси. Пятый Патриарх Российский

Глава 1 Соборного Уложения 1649 года

Глава 1 Соборного Уложения 1649 года

Таковы были наиболее знаковые постановления Соборного уложения 1649 г., посвященные Церкви и духовенству, которые со всей очевидностью свидетельствовали об их высочайшем статусе и авторитете в глазах тогдашнего общества и государства.

Посредством законодательных норм Уложения светская власть стремилась к возвышению престижа Церкви

Составление Соборного уложения при царе Алексее Михайловиче. Художник:: Н. Некрасов

Составление Соборного уложения при царе Алексее Михайловиче. Художник:: Н. Некрасов

В первую очередь в попытке законодательно ограничить рост церковного землевладения как основы экономического могущества Церкви. Поскольку в условиях аграрной экономики земля являлась важнейшим ресурсом – на порядок более значимым, чем нефть и газ сейчас, ‒ наличие у Церкви огромных земельных владений, которые доходили до 1/3 от общего земельного фонда, вызывало у светских властей и служилых людей естественную ревность. Поэтому, желая максимально расширить свою собственную ресурсную и финансовую базу, государство горело желанием не допустить дальнейшего роста церковных землевладений, чтобы, лишив Церковь возможности приобретать новые земли, обращать их в свою пользу. Направленные на это меры предпринимались еще с середины XVI в., хотя и не вполне успешно, а в 1649-м г. достигли своей кульминации.

Соборное уложение подчинило духовных лиц, а также монастыри общим правилам подсудности по недуховным делам

В Соборном уложении получил закрепление и ряд притеснительных по отношению к Церкви постановлений

Артемий Рожнов
доктор юридических наук,
профессор Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации

В социальной сфере Уложение отразило процесс консолидации основных классов — сословий, что привело определенной стабильности феодального общества и в то же время вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы, на которую безусловно влияло установление государственной системы крепостного права. Недаром с XVII в. открывается эра крестьянских войн. В сфере политической кодекс 1649 г. отразил, начальный этап перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В сфере суда и права с Уложением связан определенный этап централизации судебно-административного аппарата, детальная разработка и закрепление системы суда, унификация и всеобщность права на основе принципа права-привилегии.

Уложение открыто закрепляло привилегии гос­подствовавшего сословия и устанавливало неравное положе­ние зависимых сословий.

В период абсолютной монархии происходило дальней­шее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который за­креплял привилегированное положение дворянства. Оно объяв­лялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.

Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных 'крестьян. Основными способами расширения дворянского землевладения были следующие: пожалование из дворцовых и государственных земель, освоение окраинных земель и захват крестьянских наделов.

Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дво­рянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и по­местья. Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714г., были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. Создава­лась система майората, направленная против дробления дво­рянских имений и разорения дворянства. Майоратный поря­док действовал при наследовании по закону: недвижимое иму­щество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Это по­ложение Указа вызвало недовольство со стороны дворян, и в 1731 г. Указ о единонаследии был отменен.

Рассматриваемый период характеризуется консолидацией дворянства в единое сословие. Важным шагом в этом направ­лении является принятый в 1682 г. акт об отмене местничества. При назначении на государственные должности стали учиты­ваться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреп­лению правового положения дворянства и усилению его дик­татуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.

Класс феодалов, как и прежде, был неоднороден. К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия. Она состояла из двух основных групп. Первую составляли бывшие удельные князья, потерявшие свои прежние политические привилегии, но сохранившие до введения опричнины прежнее экономическое значение; затем они слились с основной массой боярства. Во вторую группу феодальной верхушки входили крупные и средние бояре. Интересы и позиции этих двух групп феодалов по некоторым вопросам были различны. Бывшие удельные князья последовательно выступали против централизации. Опричнина, собственно, и была направлена против них. Некоторая часть боярства на первом этапе правления Ивана IV поддерживала царскую власть и ее мероприятия, направленные на укрепление централизованного государства. Боярам надоело подчиняться бывшим удельным князьям. Они предпочитали служить только одному великому князю - царю, в то же время выступали против ограничения их прав, за предостав­ление определенной самостоятельности в решении различных вопросов. Они считали, что главную роль в жизни страны должна играть Боярская дума. В дальнейшем, особенно после введения опричного террора, между царем и боярством возник конфликт.

Наиболее многочисленной частью феодалов было дворянство, у которого были свои собственные потребности, отличные от тех, которые имели бояре. Мелкие феодалы жаждали новых земель, стремились к закрепощению крестьян. Они поддерживали монарха и его активную внешнюю политику.




В период сословно-представительной монархии в России сохранялся в силе сложившийся ранее порядок замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью, а не личными деловыми качествами(принцип местничества). Даже Иван IV не посмел посягнуть на этот принцип. Формально его отмена произошла лишь в 1682 г.

При Иване IV начинает оформляться понятие подданства, феодалы потеряли прежнюю привилегию выбирать: служить или не служить великому князю.

Крупным феодалом в этот период оставалась церковь, которая имела огромные земельные владения. Большое количество крепостных работало на землях, принадлежавших монастырям и другим церковным организациям. Монархи пытались ограничить церковное землевладение, но эти попытки оказались неудачными. Церковь продолжала накапливать богатства. Только в ,1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых ограничений, касающихся дальнейшего роста церковного землевладения.

В социальной сфере Уложение отразило процесс консолидации основных классов — сословий, что привело определенной стабильности феодального общества и в то же время вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы, на которую безусловно влияло установление государственной системы крепостного права. Недаром с XVII в. открывается эра крестьянских войн. В сфере политической кодекс 1649 г. отразил, начальный этап перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В сфере суда и права с Уложением связан определенный этап централизации судебно-административного аппарата, детальная разработка и закрепление системы суда, унификация и всеобщность права на основе принципа права-привилегии.

Уложение открыто закрепляло привилегии гос­подствовавшего сословия и устанавливало неравное положе­ние зависимых сословий.

В период абсолютной монархии происходило дальней­шее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который за­креплял привилегированное положение дворянства. Оно объяв­лялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.

Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных 'крестьян. Основными способами расширения дворянского землевладения были следующие: пожалование из дворцовых и государственных земель, освоение окраинных земель и захват крестьянских наделов.

Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дво­рянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и по­местья. Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714г., были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. Создава­лась система майората, направленная против дробления дво­рянских имений и разорения дворянства. Майоратный поря­док действовал при наследовании по закону: недвижимое иму­щество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Это по­ложение Указа вызвало недовольство со стороны дворян, и в 1731 г. Указ о единонаследии был отменен.

Рассматриваемый период характеризуется консолидацией дворянства в единое сословие. Важным шагом в этом направ­лении является принятый в 1682 г. акт об отмене местничества. При назначении на государственные должности стали учиты­ваться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреп­лению правового положения дворянства и усилению его дик­татуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.

Класс феодалов, как и прежде, был неоднороден. К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия. Она состояла из двух основных групп. Первую составляли бывшие удельные князья, потерявшие свои прежние политические привилегии, но сохранившие до введения опричнины прежнее экономическое значение; затем они слились с основной массой боярства. Во вторую группу феодальной верхушки входили крупные и средние бояре. Интересы и позиции этих двух групп феодалов по некоторым вопросам были различны. Бывшие удельные князья последовательно выступали против централизации. Опричнина, собственно, и была направлена против них. Некоторая часть боярства на первом этапе правления Ивана IV поддерживала царскую власть и ее мероприятия, направленные на укрепление централизованного государства. Боярам надоело подчиняться бывшим удельным князьям. Они предпочитали служить только одному великому князю - царю, в то же время выступали против ограничения их прав, за предостав­ление определенной самостоятельности в решении различных вопросов. Они считали, что главную роль в жизни страны должна играть Боярская дума. В дальнейшем, особенно после введения опричного террора, между царем и боярством возник конфликт.

Наиболее многочисленной частью феодалов было дворянство, у которого были свои собственные потребности, отличные от тех, которые имели бояре. Мелкие феодалы жаждали новых земель, стремились к закрепощению крестьян. Они поддерживали монарха и его активную внешнюю политику.

В период сословно-представительной монархии в России сохранялся в силе сложившийся ранее порядок замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью, а не личными деловыми качествами(принцип местничества). Даже Иван IV не посмел посягнуть на этот принцип. Формально его отмена произошла лишь в 1682 г.

При Иване IV начинает оформляться понятие подданства, феодалы потеряли прежнюю привилегию выбирать: служить или не служить великому князю.

Крупным феодалом в этот период оставалась церковь, которая имела огромные земельные владения. Большое количество крепостных работало на землях, принадлежавших монастырям и другим церковным организациям. Монархи пытались ограничить церковное землевладение, но эти попытки оказались неудачными. Церковь продолжала накапливать богатства. Только в ,1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых ограничений, касающихся дальнейшего роста церковного землевладения.

Читайте также: