Духоборчество о это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Так называемый христианский мир на самом деле никогда ни в малейшей степени не был готов к тому, что люди начнут жить, работать и вообще вести себя как настоящие христиане. Свидетельств в истории масса. Одно из них - история духоборов. Она невольно, по контрасту обвиняет мир "воцерковлённых", а потому последние всегда стремились уничтожить духоборов.

«1. Члены общины уважают и любят Бога, как начало всему существующему.

2. Уважают достоинство и честь человека, как в самом себе, равно и в себе подобных.

3. Члены общины смотрят на все существующее с любовью и восхищением. В этом направлении стараются воспитывать детей.

4. Под словом Бог члены общества разумеют: силу любви, силу жизни, которая дала начало всему существующему.

5. Мир состоит из движения, все стремится к совершенству и через этот процесс стараются соединиться со своим началом, как бы возвратить созревший плод семени.

6. Во всем существующем нашего мира мы видим переходные ступени к совершенству, как например, начинается с камня, переходит к растениям, потом животным, из которых самым крайним можно считать человека в смысле жизни мыслящего создания.

7. Уничтожить, разрушать, что бы то ни было члены Общины считают предосудительным. В каждом отдельном предмете есть жизнь, а следовательно, и Бог, в особенности же в человеке. Лишить жизни человека ни в каком случае не позволительно.

8. Члены общины в своем убеждении допускают полнейшую свободу всему существующему, в том числе и существованию человека. Всякая организация, установленная насилием, считается незаконной.

9. Главная основа существования человека – энергия мысли, разум. Пищей вещественной служат: воздух, вода, фрукты и овощи.

10. Допускается общинная жизнь в человеке, держащаяся на законе нравственной силы, правилом которого служит: чего себе не хочу, того не должен желать другому

История до 1895 г. Начало секте положил в 1740 г. отставной унтер-офицер, проповедовавший в Харьковской губернии – то ли немец, то ли русский. Вскоре Силуан Колесников (+1760) основал Екатеринославскую группу, а его преемник Иларион Побирохин (+1790) – тамбовскую. В конце XVIII в. секту заметили власти. Посыпались репрессии – духоборов гнали, пытали, секли кнутом до смерти, заключали в тюрьмы и ссылали. В 1801г. Александр I приказал переселить их в Крым по реке Молочной. Лидер духоборов в Крыму Савелий Капустин завел там коммунистические порядки – обработка земли сообща, деление урожая поровну. В 1818 г. Александр посетил с. Терпение духоборов в Крыму, пробыл там два дня и распорядился освободить всех духоборов и доставить их в Крым, причем впоследствии (1820г.) их освободили даже от присяги. С тех пор Александр I пользуется у духоборов исключительным почитанием – ему был даже поставлен памятник.

При Николае I положение духоборов ухудшилось – их стали отдавать в солдаты и высылать в другие губернии. В 40-х годах таврических духоборов – около 20000 душ – переселили в Грузию, в Ахалкалакский и Елизаветпольский уезды Тифлисской губернии. Там были основаны русские села: Славянка, Гореловка, Орловка, Калиновка, Спасовка и другие. В Грузии духоборы столкнулись с агрессивно настроенными против них горскими племенами. Острота конфликтов дошла до того, что царское правительство само предложило духоборам по льготной цене купить оружие для самообороны.

«1. Освобождение их от воинской обязанности не удовлетворено, и

2. духоборцы-постники, за исключением, конечно, находящихся в призывном возрасте и не исполнявших воинской повинности, могут быть увольняемы за границу при условии:

получения заграничного паспорта в установленном порядке

выезда за пределы России за собственный счет

П. Веригин и Л. Толстой были против выезда духоборов, но сходка духоборов решила, что переселяться необходимо.

Начало жизни в Канаде. Сначала правительство Канады благоволило духоборам: им дали 270 тыс. акров земли в провинции Саскачеван – четыре участка, из которых наибольшими были т.н. северный и южный участки. Однако, скоро выяснилось, что пользование землей отягощено условиями. И духоборы пишут канадскому правительству:

В 1900 г. правительственный чиновник потребовал от духоборов дать без промедления ответ: возьмут ли они землю в личную собственность? Духоборы ответили, что они согласны на все условия, кроме одного:

«Обращаю ваше внимание на то, что для правительства совершенно невозможно удержать за вами земли, если каждым из вас не подано заявления о записи за ним гомстеда (надела в 160 акров) , ибо в противном случае эти земли (занимаемые вами) значились бы по нашим книгам незанятыми, и другие лица могли бы на них поселиться и просить записи их за ними, и мы не имели бы никаких оснований им в этом отказать.

Общинная жизнь. В ноябре 1902г. в Канаду прибыл П.В.Веригин. Правильно оценив обстановку, он сумел убедить духоборов больше не делать походов, а заниматься трудом. Веригин остриг бороду, оделся в европейскую одежду и стал налаживать отношения с властями, в чем до определенной степени преуспел. Хотя и с большим трудом, он уговорил духоборов принять и метрические книги рождений, смертей и гражданского состояния (иначе им грозило многолетнее тюремное заключение).

1). Частные хозяйства (южный участок). Однако, фермеров очень мало – все живут деревнями. К 1 января 1900 г. таких частников было 2/7 от общего числа духоборов.

3). Наконец, стабильные общины (1/4 духоборов) - общая запашка, работа и орудия. Но по типу распределения общины могут быть разделены на два типа:

- коммуна – всем раздается из общих кладовых по потребности. Заметим, что именно к такого типа общинам относились самые богатые деревни.

Другая опасность шла от правительства. Видя, что духоборы вовсе не собираются принимать принципы западного свободного общества, власти решили поступить с ними круто: под предлогом того, что духоборы отказались принимать гражданство, правительство в 1907г. отняло у духоборов все земли – прекрасно обработанные и полностью выкупленные, всего около 100 тыс. акров. Но духоборы не пали духом: собрав деньги, они сумели найти и купить землю в другом районе Канады – Британской Колумбии. Конечно, не все захотели переселиться – около 1000 чел. решили принять гражданство и остаться в Саскачеване. Переселенцам же всё пришлось начинать сначала: землю необходимо было очищать от леса, поселки нужно было строить заново. Было создано около 10 сёл, жители которых, по инициативе Веригина, были объединены в коммуну. К 1924г. в Британской Колумбии у духоборов было 67 тыс. акров земли и имущества на 6 млн. долл. П.В. Веригин, понимая, что в Канаде духоборам житья не будет, мечтал о переезде в Россию. С этой целью он в 1906г. поехал в Россию и встречался с П.А. Столыпиным. Увы, результатов эта поездка не дала. Пришлось оставаться в Канаде. Впрочем, некоторые духоборы на свой страх и риск выехали обратно в Грузию.

Однако в последнее время все чаще и чаще раздаются призывы возвратиться в Россию – слишком ясно, что даже в Канаде, принявшей декларацию мультикультурализма, сохранить свой национальный, культурный и религиозный облик духоборам не удастся. Их культура тает как весенний снег. Так, последующий лидер духоборов Иван Иванович Веригин (видимо, сын Джона Веригина) приобрел землю в частную собственность…

Но при советской власти духоборам пришлось служить в армии. Многие из них участвовали в Великой отечественной войне.

Духоборы сегодня. В 1991 г. грузинские духоборы, спасаясь от антирусской истерии, начали переселяться в Тульскую область (д. Архангельское) . Сейчас там живут около тысячи духоборов. Интересно, что даже сейчас у них не принято запирать дома на замок. Оставшиеся в Джавахетии (с. Гореловка) духоборы живут в трудных условиях. Часть из них в 1999 г. выехала в Брянскую область. Интересно, что современные духоборы вполне терпимо относятся к РПЦ – в Грузии они помогали Свято-Ольгинскому монастырю и посылали продукты русским православным в Тбилиси.

Что же касается канадских духоборов, то ныне их потомков насчитывают до 30 тыс. Однако культура духоборов почти полностью разрушена. Они находятся в смешанных браках, ходят в протестантские церкви, говорят по-английски. Впрочем, многие из них помнят и чтут своих предков. До сих пор духоборы в Канаде издают свой журнал.

[греч. πνευματομαχία], еретическое учение, отвергавшее божественность Св. Духа. Наибольшее распространение с кон. 50-х по 80-е гг. IV в. получило на востоке Римской империи, в Египте, К-поле и Геллеспонте, а также в М. Азии.

Источники

Исторические свидетельства о Д. весьма скудны и отрывочны, несмотря на широкий резонанс, вызванный этим учением, ставшим предметом рассмотрения Вселенским II Собором (381). С еретиками полемизировали крупнейшие богословы эпохи - святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, а также Дидим Слепец и значительно позднее Феодор Мопсуестийский.

Свт. Григорий Богослов многократно вступал в открытую полемику с духоборцами, в особенности в к-польский период (379-381). Этому посвящены целиком Слово 5 о богословии (Greg. Nazianz. Or. 31) и отчасти Слово на Пятидесятницу (Idem. Or. 41. 6-7). Свт. Григорий Нисский составил трактат Против македониан о Св. Духе (Greg. Nyss. Adversus Macedonianos de Spiritu Sancto), в к-ром подробно излагается учение Д. и приводится развернутое опровержение доводов еретиков. Свт. Григорию также принадлежит письмо, дошедшее в корпусе писем свт. Василия, где кратко представлена суть Д. (Basil. Magn. Ep. 189. 4). В 376 г. в Иконии свт. Амфилохий Иконийский при поддержке свт. Василия Великого провел церковный Собор, который предал учение Д. анафеме. По окончании Собора он составил послание, отражающее учение Собора, а также основные положения осужденного учения (Amphilochius Iconiensis. Epistula synodalis // Opera / Ed. C. Datema. Turnhout, 1978. P. 219-221).

Феодорит, еп. Кирский, также свидетельствует, что ересь Д. возникла в результате деятельности Македония, еп. К-польского, к-рый только на словах придерживался учения о единосущии Сына Отцу (ὁμοούσιος), а в действительности предполагал отношение подобия (ὁμοιούσιος). Как Арий и Евномий, он пришел к кощунственным выводам о Св. Духе. В этом Феодорит видит начало распространения Д. (Theodoret. Haer. fab. // PG. 83. Col. 424). Вместе с тем он утверждает, что Македоний был изгнан с кафедры по инициативе ариан, обвинявших его в почитании Сына Богом; после этого Македоний стал открыто проповедовать свое учение (Idem. Hist. eccl. II 6).

История

Еретическая доктрина Д. обусловлена широко распространенными в то время арианскими идеями и является их логическим развитием, хотя мн. духоборцы признавали единосущие Сына Отцу с нек-рыми поправками и по крайней мере формально отрекались от арианства.

В историческом отношении Д. представляет немало проблем, в первую очередь связанных с разнообразием именований древних еретиков, а также с вопросом об основателе учения. Сторонники ереси назывались по-разному: тропики (τροπικοί), духоборцы (πνευματομάχοι), полуариане (ἡμιαρειανοί), македониане (μακεδονιανοί), марафониане (μαραθωνιανοί). Вероятное объяснение этому состоит в том, что еретики долгое время не представляли собой к.-л. однородной группы единомышленников с четкой организацией и программой действий. Д. было представлено разрозненными общинами, их объединяло одно убеждение - неприятие божественности Св. Духа.

В работе церковного Собора в Лампсаке (364) приняла участие большая группа духоборцев, отправившая затем делегацию к Римскому епископу. В составе посольства находился также Евстафий Севастийский. По прибытии к свт. Либерию члены делегации притворно исповедали единосущие Сына Отцу, тщетно пытаясь найти поддержку своему учению (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 12). Одновременно с этим позиции Д. значительно укрепились на Востоке, в особенности в Геллеспонте (Ibid. IV 4).

Позже в К-поле активным сторонником ереси стал Марафоний, состоятельный гос. чиновник, оставивший карьеру и поначалу возглавивший больницу и странноприимный дом. Впосл. под влиянием Евстафия Севастийского он основал в столице монашескую общину, к-рая существовала до сер. V в. (Sozom. Hist. eccl. IV 27). Наконец, в 70-х гг. IV в. в М. Азии выделилась группа духоборцев, во главе к-рой стоял Евстафий Севастийский.

К кон. 380 г. Д. оформилось в единую партию, состоявшую из умеренных и радикальных богословов и вобравшую в себя осколки когда-то многочисленной омиусианской партии. Первые понимали отношение Сына к Отцу в духе никейского учения (Greg. Nazianz. Or. 31. 24 // PG. 36. Col. 160; Idem. Or. 41. 8 // Ibid. Col. 440), вторые же предпочитали воздерживаться от упоминания о к.-л. степени общности между Лицами Св. Троицы (Greg. Nyss. = Basil. Magn. Ep. 189. 4). Тех и других объединяло общее отрицание божественности Св. Духа.

Расцвет и упрочение позиций Д. в церковном мире вскоре привели к ряду больших и малых церковных собраний, закончившихся осуждениями учения Д. и отлучениями его сторонников. Собор, состоявшийся в 362 г. в Александрии, отверг учение о Духе как творении, а в качестве основного направления для правосл. обоснования почитания Св. Духа избрал учение Вселенского I Собора о единосущии Сына Отцу. В 376 г. Собор в Иконии предал Д. анафеме (см.: Amphilochius. Epistula synodalis).

В 379 г. последовало еще одно осуждение Д., на этот раз на Западе по инициативе Римского еп. Дамаса. В качестве еретиков были упомянуты македониане, в учении к-рых Собор не нашел существенных различий с учением Ария (см.: Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum / Ed. H. Denzinger. Freiburg i. Br., 1908. P. 62).

II Вселенский Собор анафематствовал учение сторонников Д. под именем полуариан или духоборцев (᾿Ημιαρειανο ἤϒουν Πνευματομάχοι - Mansi. T. 3. Col. 560; ср. лат.: Macedoniani vel Spiritui Sancto resistentes - Denzinger. Enchiridion. P. 85). В этом Соборе во главе с Елевсием Кизическим и Маркианом Лампсакским приняли участие 36 сторонников Д., однако убедить их принять правосл. учение о Св. Духе не удалось (Socr. Schol. Hist. eccl. V 8 // PG. 67. Col. 576). Имп. св. Феодосий I Великий подтвердил решения Собора и, предприняв в июне 383 г. еще одну безуспешную попытку переубедить еретиков (Ibid. Col. 588), в 383 или 384 г. запретил Д. в законодательном порядке (CTh. XVI 5. 11-13). Впрочем, как сообщает Сократ Схоластик, наиболее суровые меры были применены по отношению к аномеям (евномианам), остальные же, в т. ч. и духоборцы, могли существовать более или менее свободно (Socr. Schol. Hist. eccl. V 20 // PG. 67. Col. 620).

После вселенского осуждения о Д. вспоминают лишь на окраинах христианского мира.

Учение

Отношение Духа к Отцу и Сыну характеризуется у духоборцев понятием иносущия (τὸ τεροούσιον - Ibid. I 2 // Ibid. Col. 533). Дух чужд Отцу и Сыну как по естеству, так и по достоинству, ибо Его природа служебная (φύσις λειτουρϒική - Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 10). Он значительно уступает Им, во-первых, в силе, славе и достоинстве, а во-вторых, во всех подобающих Им наших представлениях и выражениях (Greg. Nyss. Adv. Maced.). Дидим приводит экзегетический аргумент духоборцев, утверждавших, что Дух есть творение: все сотворено через Слово (cр.: Ин 1. 3), а совокупность всего включает также и Св. Дух (Did. Alex. De Spirit. Sanct. 13). По отношению к Духу духоборцы применяли особые арифметические операции: Дух не перечисляется вместе с Отцом и Сыном на одном уровне, но прибавляется к Ним снизу (μὴ συναριθμεῖσθαι ἀλλ᾿ ὑπαριθμεῖσθαι), что также доказывает различие природ Сына с Отцом и Духа (Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 17). Наконец, Он находится в некой третьей категории живых существ помимо подчиненных и господствующих (μήτε ἐν δουλικῇ τάξει μήτε ἐν δεσποτικῇ) - в категории свободных существ (ἐν τῇ τῶν ἐλευθέρων - Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 20). Св. Дух в таком случае мыслится как некий посредник между Богом и творением, Он не достигает божественного достоинства, но и не низводится до природы остальных существ, занимая промежуточное положение, не являясь ни Богом, ни одним из тварей (см.: Did. Alex. De Trinit. II 8 // PG. 39. Col. 617; ср.: Ibid. II 7. 3 // Ibid. Col. 576). Свт. Василий приводит более упрощенную схему взглядов духоборцев: Св. Дух имеет тварное и рабское естество (τῆς κτιστῆς εἶναι κα δουλικῆς φύσεως - Basil. Magn. Ep. 140). Дидим разбирает схожее утверждение духоборцев о том, что Дух является подчиненным существом, подобным ангелам (Did. Alex. De Spirit. Sanct. 6-7). У духоборцев было распространено и такое утверждение: Дух, действовавший в ВЗ, не тождествен Духу, действующему в НЗ (Ibid. 3). Совокупность приведенных положений и каждое в отдельности сказываются в церковной жизни - Св. Дух не подлежит славословию (μὴ εἶναι δοξαστὸν τὸ Πνεῦμα - Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 19).

Еретикам был присущ, с одной стороны, буквалистский подход к тексту Свящ. Писания: они не употребляют ни отдельных выражений, ни формулировок, которые бы не встречались в Библии, ссылаясь на отсутствие к.-л. прямых указаний для почитания Св. Духа и тем обосновывая собственную правоту, с др.- произвольное применение различных фигур речи в зависимости от особенностей их учения (Athan. Alex. Ep. ad Serap. I 10 // PG. 26. Col. 556). Свт. Григорий Богослов подробно разбирает этот довод в 3-й части Слова 5 о богословии, доказывая, что в Свящ. Писании о Духе говорится достаточно много и ясно (Greg. Nazianz. Or. 31. 29-33). К тому же оппоненты духоборцев часто указывали еретикам на испорченные списки текста Свящ. Писания, которыми те пользовались, возможно, преднамеренно (Did. Alex. De Trinit. II 11 // PG. 39. Col. 664-665; Idem. De Spirit. Sanct. 14 // Ibid. Col. 1046; Ps.-Athanas. Dialog. de S. Trinitate. 3. 20 // PG. 28. Col. 1233, 1244).

Кто такие духоборцы, и почему они так называются? Они вообще христиане?

Духоборы – старая русская секта, образованная в конце XVIII века и близкая к протестантству. Ее учение сводится к тому, что для общения с Богом люди не нуждаются ни в каких посредниках — священниках. Поэтому духоборцы отвергают религиозную символику, церкви, кресты, литургию и иконы, так как они созданы людьми.

Община духоборцев селе Гореловка в Грузии

Название секте придумал архиепископ Екатеринославский Амвросий еще в 1785 году. Он хотел их таким образом обидеть и пристыдить, но не получилось. Архиепископ, как и православная церковь, полагали, что духоборы боролись против святого духа. Сами же духоборцы говорят, что борются с собственными душами, чтобы соблюдать десять заповедей.

Духоборцы верят в бессмертие души. Их предки считали, что душа умершего человека переходит в другое существо, в зависимости от добродетелей умершего, поэтому вместо "умер" они говорили "изменился". При таких представлениях о душе и смерти считалось неприличным демонстрировать свою печаль. И хотя все это уже давно забыто, траурной одежды у них до сих пор нет.

Потомок духоборцев Татьяна Осипова в селе Гореловка в Грузии.

Есть ли у духоборов молитвы? Проводятся ли духоборские службы?

Молитв как таковых у духоборцев нет, нет и Библии. Учения духоборчества в письменном виде не существует. Есть псалмы, которые положено было учить наизусть. Все сакральные знания хранили самые авторитетные старики, остальные члены секты не были посвящены в тайны учения. При пении псалмов духоборцы брались за руки: два поклона – поцелуй – опять поклон. Кланялись они не иконам, а "образу Божиему, в человеке сияющему". Раньше каждая семья знала определённый набор псалмов, и когда вся деревня сходилась на моления, пела именно свою часть. Но сегодня многие псалмы утеряны безвозвратно…

Так как духоборы отказались от церкви, службы у них нет. Тем не менее, существует традиция совместного воскресного чтения псалмов. Они это называют Поклоном или Поклонением.

Село Гореловка в Грузии

Соблюдают ли духоборцы пост? А водку они пьют?

Несмотря на то, что они отмечают все главные церковные праздники — Пасху, Рождество и прочие, пост духоборы не держат. Не возбраняется им и употребление спиртных напитков. Словом, они не аскеты, а большие жизнелюбы. А еще они не носят бороды — как и донские казаки, духоборцы бороды брили, но оставляли усы

Село Гореловка в Грузии

Духоборцы действительно пацифисты и отказываются служить в армии?

С армией у духоборцев все сложно, ведь они пацифисты. Когда император Николай Первый в 1895 году потребовал от духоборцев принести присягу, те демонстративно сожгли оружие в знак протеста против войн и убийств. Сегодня этот вопрос уже неактуален: современные потомки духоборцев призывного возраста идут в армию по призыву.

Произошедший в 1650–1660 годах раскол русской православной церкви породил множество сект. Некоторые из них, например скопцы, были агрессивны в своих убеждениях и смогли оказать влияние даже на императора Александра I.

А секта духоборов, наоборот, никакой агрессии не проявляла. Но и к миролюбивым сектантам общество и церковь относились плохо. Причём настолько, что в одно время всех сектантов едва не истребили.

Убеждения секты духоборов

Духоборы появились после раскола русской православной церкви и проведённых патриархом Никоном реформ. Основателями секты стали купец Побирохин и казак Колесников. Они не гнались за деньгами или властью, как другие основатели сект. Нет, они всего лишь хотели донести свои убеждения мирным путём до как можно большего числа людей. Их христианская секта во многом основывалась на библейских законах. Но трактовались они духоборами по-своему. Примечательно, что в духоборчестве переплелось множество убеждений из других религий, в частности из даосизма, буддизма и индуизма.

Например, они не верили, что каждый появляется на свет уже грешным. В духоборчестве каждый человек изначально был безгрешным, а грешником его делали поступки, совершенные в жизни. Верили духоборы и в то, что после смерти человек возрождается в другом теле. Так, последователи духоборчества считали, что после распятия на кресте Иисус воскрес в новом теле. Не верили в секте духоборов и в существование ада и рая. Считалось, что человек самостоятельно создаёт на земле рай или ад своими деяниями. Можно сказать, что во многом духоборы полагались на собственные силы, а не на божественные.

Духоборы и церковь

У русской церкви отношения к духоборчеству было двояким. С одной стороны, в духоборах видели последователей старых идей, существовавших до раскола. С другой — считали еретиками и отступниками. Но духоборов мало волновало любое отношение церкви к себе.

Они не посещали православные службы в храмах. Более того, духоборы считали, что каждый из них должен сотворить церковь внутри себя. Они молились дома в одиночестве, исповедовались тоже в одиночку, просто рассказывая Богу о своих прегрешениях. Не следовали они и многим обрядам. Например, умерших духоборы хоронили в могилах без крестов. Вместо них на могиле ставили небольшие столбы с насечками. Кладбища духоборы делали на границах своих поселений. В самое большое из них в 1818 году даже приехал сам император Александр I. Аккуратность и хороший урожай сектантов так понравились императору, что он выделил им землю в Крыму. Но вскоре после этого начались гонения на участников секты духоборов.

Христианская секта в опале

К поселению духоборов были отправлены жандармы, которые убили большинство мужчин и изнасиловали всех женщин. Дома сектантов были сожжены, а выжившие духоборы отправились или в штрафные войска, или в ссылки. Такая несправедливость к миролюбивым людям шокировала многих, в том числе и Льва Толстого.

Писатель стал оказывать духоборам материальную помощь. Он рассылал множество писем об их бедственном положении в российские и зарубежные газеты. Но всё было зря. На русской земле духоборам не нашлось места. Их штрафовали и избивали за малейшие провинности. Приверженцам духоборчества нельзя было выходить из дома и разговаривать друг с другом. Устав от такого положения, они решили покинуть Россию. В качестве нового места поселения руководители общин рассматривали Китай, Кипр и даже Гавайские острова. Однако в конечном итоге большинство духоборов перебралось в Канаду.

Первая партия русских переселенцев из секты духоборов высадилась в канадском порту Галифакс. 20 января 1899 года

Первая партия русских переселенцев из секты духоборов высадилась в канадском порту Галифакс. 20 января 1899 года

Мир и война

Пришедшие к власти большевики не приняли сам факт существования христианской секты. За отказ воевать с белогвардейцами, духоборов сажали в тюрьмы или расстреливали. А соратника Ленина Бонч-Бруневича обвинили в содействии сектантам. Уже после падения советской власти было издано постановление, обещающее поддержку духоборам, решившим вернуться на родину. Многие всё-таки вернулись и поселились в Брянской, Тамбовской и Ростовской областях. Сегодня российские общины духоборов занимаются сельским хозяйством и не подвергаются гонениям православной церкви.

Если вам понравился этот материал, пожалуйста, поделитесь им с друзьями! Будем рады, если вы подпишитесь на наш канал . Спасибо :-)

Читайте также: