Дубай история создания кратко и понятно самое важное

Обновлено: 05.07.2024

ПРИХОД ИСЛАМА

В 622 г. местные племена добровольно приняли ислам. Однако десять лет спустя, после смерти пророка Мухаммеда, некоторые из них восстали. Центром восставших стала Дибба, находящаяся на Восточном побережье в эмирате Фуджейра. Здесь произошла последняя битва последователей пророка с отступниками, после которой вся Аравия стала исламской.

После образования в 750 г. Аббасидского халифата со столицей в Багдаде значение портов Залива снова возросло. В этот период важную роль играет Джумейра, где были обнаружены фундаменты крупных зданий, одно из которых, судя по планировке и наличию башен, являлось дворцом местного правителя. Джульфар, древний порт неподалеку от Рас-аль-Хаймы, был известен активными торговыми связями вплоть до Китая. С ослаблением центральной власти в Багдаде местные жители ощущали все большее стремление к независимости, вследствие чего уже с VIII в. в Заливе появляются самостоятельные и полусамостоятельные шейхства и султанаты. К XIII в. самым сильным из них оказывается Оман, в вассальной зависимости от которого оказались многие другие арабские правители Залива. Тем не менее европейский путешественник того времени описывал Дубай как процветающую общину, живущую за счет добычи жемчуга.

ПЕРВЫЕ КОЛОНИЗАТОРЫ

В 1498 г. португальцами был открыт морской путь в Индию. Как и в других местах, появление в здешних водах европейцев привело к столкновению с местными мореплавателями. На европейских картах район Залива стал отмечаться как Пиратский берег. Под предлогом защиты мореплавания в начале XVI в. посланная из Португалии карательная экспедиция захватила крупнейший порт Залива Джульфар, разграбила и сожгла порт Хор-Факкан на Восточном побережье и другие поселения. Население бежало в глубь страны, в пустыню. Монополия на морскую торговлю, составлявшую традиционный источник благосостояния местных жителей, перешла в руки европейцев. Португальцы, однако, продержались на берегах Залива не больше ста лет. Им на смену пришли другие политические силы: племена бани яс и кавасим.

НОВЫЕ ЛЮДИ НА БЕРЕГАХ ЗАЛИВА

ДОГОВОРНЫЙ БЕРЕГ

ДОНЕФТЯНАЯ ЭРА

В этот период наиболее сильным и богатым эмиратом была Шарджа. Но с 1855 г., когда правителем Дубая стал Шейх Заид бин Мухаммед, здесь тоже начинается экономический подъем.

В конце 1870-х гг. Дубай стал оживленным портом, где теснились корабли купцов из Ирана, Индии и более далеких стран. В начале XX в. дубайцы убедили англичан сделать их город транзитным пунктом британско-индийской пароходной компании вместо одного из иранских портов. В результате дубайские торговцы жемчугом получили возможность расширить свои связи. К 1920-м гг. они держали в своих руках торговлю жемчугом в Бомбее. В свою очередь, с начала XX в. в Дейре — восточной части Дубая, которая насчитывала к тому времени более 350 лавок и превратилась в крупнейший торговый пункт на побережье, — начали селиться выходцы из Ирана, Белуджистана и Индии. Атмосфера открытости и терпимости, поддерживаемая дубайцами, привела к тому, что в 1930-х гг. XX в. четверть населения города составляли выходцы из других стран.

НЕЗАВИСИМОСТЬ И НЕФТЬ

Поиски нефти на территории нынешних ОАЭ начались еще в 1920-х гг., но в Дубае она была обнаружена лишь в 1966 г., а эксплуатация началась с 1969 г. В это же время под давлением мирового общественного мнения Великобритания объявила об уходе с берегов Залива, и вскоре политическая карта региона обрела новые — нынешние — очертания. В конце 1970-х гг. правитель Дубая Шейх Рашид решил, что для обеспечения будущего страны необходимо эффективное инвестирование получаемых от нефти доходов в инфраструктуру страны. Он же укрепил авторитет Дубая как зоны свободного предпринимательства и торговли, приняв соответствующие законы. Нынешний правитель Мухаммад бин Рашид аль Мактум продолжает намеченную линию.

ОБРАЗОВАНИЕ ОАЭ

В 1968 г. правители Абу-Даби и Дубая решили объединиться. 2 декабря 1971 г. было официально провозглашено создание ОАЭ, куда вошли также Шарджа, Аджман, Умм-аль-Кайвейн, Фуджейра. Год спустя к ним присоединилось княжество Рас-аль-Хайма. Сегодня федерация ОАЭ занимает площадь около 83600 кв. км с населением около 2,6 млн чел. Главой всей федерации является президент, этот пост изначально занимает Шейх Заид бен Султан аль-На-хайян, правитель Абу-Даби. Главный государственный орган ОАЭ — Высший Совет. Каждый эмират имеет собственное правительство. Дубаем с 1990 г. правит сын Шейха Рашида его высочество Шейх Мактум бин Рашид Аль Мактум, являющийся одновременно вице-президентом и премьер-министром ОАЭ. Управлять Дубаем Шейху Мактуму помогают его братья: их высочества Шейх Хамдан бин Рашид Аль Мактум — заместитель правителя Дубая и министр финансов и промышленности ОАЭ и генерал Шейх Мухаммед бин Рашид Аль Мактум — наследный принц Дубая и министр обороны ОАЭ.

Нефть и экономика

В 40-е гг. прошлого века в Японии изобрели способ получения культивированного жемчуга. Это нанесло непоправимый удар по традиционному для Дубая промыслу. Наступили тяжелые времена. Но к этому времени в районе Залива уже работали первые геологические партии нефтяных компаний. С ними стала появляться надежда на лучшее будущее.

Промышленные запасы нефти на территории современных ОАЭ были впервые открыты в княжестве Абу-Даби в конце 50-х гг. В Дубае нефть нашли лишь в 1966 г. на морском месторождении Фатах, ее коммерческий экспорт начался в 1969 г. Первое материковое месторождение нефти, а с ним и природного газа было открыто в 1982 г. в 40 км от Дубая. Впрочем, известные запасы нефти в Дубае невелики, поэтому стратегия развития княжества была направлена на использование доходов от нефти для создания экономики, способной обеспечить процветание княжества вне зависимости от нефтяных богатств.

Многие считают, что процветание Дубая по-прежнему определяется высокими доходами от экспорта нефти. Это — заблуждение. Нефть и нефтепродукты составляют не более 8% ВВП, тогда как основная роль принадлежит торговле и реэкспорту. Прямой торговый оборот Дубая в 2000 г. составил более 26 млрд. долл. США (40%' ВВП). В последние годы существенный вклад в экономику Дубая вносит туристическая индустрия.

Основы стратегии развития Дубая заложил шейх Рашид. Став правителем Дубая, он создал первый в истории страны муниципальный совет, сформировал полицию, а также создал основы современной городской инфраструктуры — электросеть, водоснабжение и канализацию на уровне западных стандартов.

В это трудно поверить, но вплоть до начала 60-х гг. XX в. самым распространенным и едва ли не единственным массовым средством транспорта в Дубае оставались верблюды и ослы. О тех временах напоминают лишь абры, которые до сих служат удобным, дешевым и быстрым средством переправы с одного берега через бухту Дубая на другой. Асфальтированные дороги и мосты также появились только в начале 60-х гг.

Новый этап в развитии экономики Дубая начался с грандиозного проекта — возведения комплекса портовых сооружений, названных позже портом Рашид. Проект обошелся в 23 млн. фунтов стерлингов. Строительство началось в 1967 г., когда стало ясно, что растущие морские перевозки требуют срочной модернизации порта. Существовавшие в то время пирсы и терминалы работали на пределе. Строительство нового порта было закончено в 1972 г.

Середина 70-х гг. явилась началом крупной программы индустриализации, результатом которой стала постройка порта Джебель Али, который считается крупнейшим искусственным портом мира, а также расположенного рядом промышленного центра со статусом свободной экономической зоны.

История Дубаи ОАЭ

Вероисповедание ислама пришло в VII веке, вместе с династией Омейяды. Племена добровольно приняли новую веру, однако, после кончины пророка Мухаммеда, некоторые из них восстали. Окончательная битва за истину с отступниками прошла на Восточном побережье в Фуджейре, после которой вся Аравия покорилась исламу.

Первое упоминание городского поселения датируется 1799 годом. Он был построен кланом Бани-Яс, и подчинялся Абу-Даби.

До 1940 годов в Дубаи зарабатывали на жизнь добычей жемчуга. Но с тех пор, как Япония научилась искусственно выращивать жемчужины, местные жители почувствовали ухудшение продаж.

У людей не было средств для существования, большинство были необразованными. В Дубаи наведывались лишь ловцы жемчуга, торговцы и контрабандисты, которые искали пристанища.

Чтобы хоть как-то поддержать экономику, Шейх Саид принял решение сделать из Дубая центр реэкспорта. Было снижено налогообложение, что способствовало торговле.

Постоянным противником Дубай был Абу-Даби. Острые пограничные споры в 1947 году переросли в войну. Для прекращения военных атак английским арбитражем была создана буферная зона. Тем не менее, разногласия оставались до 1979 года. И в этом же году противники пошли на компромисс, что позволило полностью свернуть военные действия.

Строительство Дубаи

Рассвет Дубаи начался с открытия в 1966 году запасов нефти, так началась новая история Дубаи. Все кардинально изменилось в один момент. Находка обнаружилась во время постройки коллекторных сетей.

Приток денег сопутствовал притоку рабочей силы. Подрядчики приезжали в основном из Пакистана, Индии. За семь лет количество жителей выросло больше, чем в три раза. На сегодня коренные жители составляют лишь четверть от проживающих в Дубае.

Изменения произошли не только благодаря находке, но и удачному правительству Шейха Рашида ибн Саид аль-Мактума. К верхушке власти его династия Бани-Яс пришла в 1833 году, когда было объявлено полуостров Шингада в устье Дубайского залива независимым от Абу-Даби.

Как развивался Дубай во времени (видео)

Запасы нефти Дубай составляют лишь 5 % от всех запасов Эмиратов. Понимая это, дальнейшая политика эмиратов была направлена на укрепление экономики, независимой от добычи нефти. Выручка от черного золота инвестировалась в инфраструктуру города. Это дало возможность укрепить авторитет Дубай как зоны со свободной торговлей и предпринимательством.

В 70-х годах прошлого века, чтобы обеспечить безопасность процветающим эмиратам, образуется новое государство под названием Объединенные Арабские Эмираты. В нее вошло 7 эмиратов: Дубаи, Шарджа, Умм-аль-Кайвейн, Аджман, Фуджейра, Рас-аль-Хайма, в том числе и Абу-Даби.

Чтобы поддержать и принять растущее количество морских перевозок, было принято решение построить комплекс портовых сооружений. Строительство порта Рашид закончилось в 1972 году.

Потом появился Джебель Али – самый крупный искусственный порт в мире. Возле него расположился промышленный центр свободной экономической зоны, что привлекло значительный поток иностранных инвестиций.

В 1985 году начинает свою работу авиакомпания Emirates, теперь известная по всему миру.

Война в Персидском заливе 1990 года также положительно сказалась на экономике Дубай. Торговые предприятия Кувейта, Бахрена меняли адрес проживания на Дубай, американо-британские войска заправлялись горючим в зоне Джебель-Али. После войны цены на нефть ощутимо поднялись, что позволило развивать торговлю и туризм в городе.

История Эмиратов

Эмираты также известны конными скачками Dubai World Cup, которые начали проводить с 1996 года.

Отель Парус в Дубаи

В это же время стартует строительство двухсот искусственных островов в виде пальмовых ветвей.

История Дубаи

В 2006 году к власти приходит Шейх Мохаммед бин Рашид Аль-Мактум, который следует политике отца. Инфраструктура Дубай продолжает развиваться.

В 2009 году свое первое следование начинает уникальное метро. Автоматизированные системы не нуждаются даже в водителе.

На сегодня в Дубае доход от экспорта и обработки нефти составляет лишь 12% ВВП. Остальные 88 % приносит торговля (28 %), промышленное производство (16 %) финансовый сектор (14 %), недвижимость (13 %) и строительство (8 %).

Семь тысяч лет назад территория Дубая была покрыта мангровым болотом, остатки которого были обнаружены во время постройки коллекторных сетей. Примерно пять с половиной тысяч лет назад в результате изменения береговой линии территория покрылась песком. Первое поселение в истории Дубая датируется третьим тысячелетием до нашей эры, когда территория была заселена кочевыми племенами. С III по VII век н.э. территория находилась под управлением Сасанидов, после чего контроль перешёл к Омейядам, принесшим с собой ислам. В течение тысяч лет здесь промышляли ловлей рыбы и добычей жемчуга. Первое упоминание о городском поселении относится к 1799 году. Город был основан кланом Бани-Яс и сразу же переведен в подчинение Абу-Даби. В 1833 году Дубай стал независимым эмиратом в результате мирного перехода власти к династии Аль Мактум клана Бани-Яс (родом из Абу-Даби). Изобретение искусственного жемчуга в 1929 году отрицательно сказалось на международном рынке жемчуга и на экономике Дубая. Шейх Саид, вынужденный искать альтернативные источники дохода, принял решение превратить Дубай в один из ведущих центров реэкспорта в мире. В 1966 в Дубае были обнаружены залежи нефти, что привело к бурному развитию Дубая до современного делового центра.

Содержание

От древних времен к новой истории

7000 лет до н.э. — VII век н.э.

До XVIII века каких-либо письменных источников по истории современной территории эмирата Дубай почти не встречается.

Возраст остатков мангрового болота, найденных во время строительства канализационных сетей в районе Дубай-Интернет-Сити, оценивается примерно в семь тысяч лет. Дальнейшие исследования, проведенные немецкими археологами, показывают, что примерно пять с половиной тысяч лет назад территория покрылась песком, а береговая линия с тех пор перемещалась несколько раз [1] .

Территория стала более пригодной для проживания и была населена кочевыми скотоводческими племенами. Одомашнивание финиковой пальмы около 2500 года до н.э. позволило использовать территорию в качестве сельскохозяйственных угодий.

Скотоводы поклонялись богу Баджиру (Баджир, Баджар, Бахар). Различные находки свидетельствуют о связи этого культа с царством Маган, контролировавшего, по всей видимости, торговлю медью в этой части древнего мира.

Следующие 2700 лет истории Дубая не изобилуют подробностями в результате наступления пустыни. В III веке н.э. сюда пришли Сасаниды – властители последней доисламской империи персов. Стоянка каравана, найденная в районе Джумейра и датируемая VI веком, свидетельствует о слабой заселенности территории в те времена.

VII век н.э. — 1800 год

XIX век



В течение 1800-х две катастрофы ударили по городу. Первая, в 1841, эпидемия оспы вспыхнула в городе, вынуждая жителей, переместится на восток от Дейры. Вторая, в 1894, огонь несся через Дейру, сжигая большинство домов дотла. Однако, географическое местоположение города продолжало привлекать торговцев и торговцев со всей области. Эмир Дубая сильно желал привлечь иностранных торговцев и низкое налогообложение, которые переманивали торговцев от Шарджи, которая была главным торговым центром региона в это время.

XX век

Географическая близость Дубая к Индии сделала его важным центром региона. Город Дубай был важной остановкой для иностранных торговцев, в основном из Индии, многие из которых в конечном счете обосновались в городе. Дубай был известен экспортом жемчуга, на котором город специализировался до 1930-х гг. Однако, жемчужная промышленность города была повреждена событиями первой мировой войны и Великой Депрессией в конце 1920-х гг. Следовательно, город засвидетельствовал массовое перемещение людей к другим частям Персидского залива. Начиная с основания, Дубай постоянно имел разногласия с Абу-Даби. В 1947, пограничный спор между Дубаем и Абу-Даби на северном секторе их взаимной границы, наращиваемой в войну между двумя государствами. Арбитраж британцами и созданием буферной границы, бегущий юг в восточном направлении от побережья в Рас-Хасиан привел к временному прекращению военных действий.



Однако, пограничные споры между эмиратами продолжались даже после формирования Объединённых Арабских Эмиратов; это было в 1979 г., но был достигнут формальный компромисс, который закончил военные действия и пограничные споры между двумя государствами. Электричество, телефонная связь и аэропорт были установлены в Дубае в 1950-х гг., когда британцы перемещали их местные административные офисы из Шарджи в Дубай. В 1966 г. город присоединился к, ставшей недавно независимой, стране Катару, чтобы создать новую денежно-кредитную единицу, Риал Катара/Дубая, после девальвации рупии Персидского залива. Нефть была обнаружена в Дубае в тот же год, после которого город предоставил концессии международным нефтяным компаниям. Открытие нефти привело к массивному притоку иностранных рабочих, главным образом из Индии и Пакистана. В результате население города с 1968 г. до 1975 г. возросло более чем на 300 %, по некоторым оценкам.

2 декабря 1971 г. Дубай, вместе с Абу-Даби и пятью другими эмиратами, сформировали Объединённые Арабские Эмираты. Великобритания покинула регион Персидского залива в 1971 г. В 1973 г., Дубай присоединился к другим эмиратам, чтобы принять единую валюту: дирхам Объединённых Арабских Эмиратов. В 1970-х, Дубай продолжал расти от доходов от нефти и торговли, в то время наблюдался приток ливанских иммигрантов, бегущих из-за гражданской войны в Ливане. Порт Джебель-Али был построен в 1979 г. Джафза (Джебель Свободная зона Али) был построен вокруг порта в 1985 г., чтобы предоставить иностранным компаниям неограниченный импорт трудового и экспортного капитала. Война в персидском заливе 1990 года оказала огромное влияние на город. Банки Дубая испытали массивное изъятие фондов из-за неуверенных политических условий в регионе. В течение 1990-х гг. много иностранных торговых сообществ, сначала, из Кувейта (во время войны в персидском заливе) и, позже, из Бахрейна (во время волнения Шиа) перемещали свои офисы в Дубай. Дубай предоставлял заправляться горючим американо-британским войскам в свободной зоне Джебель-Али во время войны в Персидском заливе, а также во время вторжения в Ирак в 2003 г.

XXI век

Значительный рост цен на нефть после войны в Персидском заливе повлиял на Дубай в продолжении проведении политики, основанной на свободной торговле и туризме. Успех Джебель-Али позволила городу копировать эту модель, и отобразить для создания новых свободных зон, включая интернет-город Дубай, Город СМИ Дубай и Дубай Морской Город. Постройка Бурж-Аль-Араб, самой высокой автономной гостиницы в мире, так же как создания новых жилых массивов, использовалась, чтобы пиарить Дубай в целях туризма. С 2002 г., в городе наблюдалось увеличение влияния частных инвестиций недвижимого имущества в восстановлении сил горизонта Дубая с такими проектами как Острова Пальмы, Мировые Острова, Бурж-Дубай и Динамическая Башня. Однако, здравый экономический рост в последние годы сопровождался возрастающим ростом инфляции (в 11.2 % по данным на 2007 г.), который вызван частично близким удвоением коммерческих и жилых рентных затрат, приводящих к существенному увеличению прожиточного минимума для жителей.



Когда-то это было лишь небольшое поселение, побежденное наступающей пустыней, где жители честно и без особенных притязаний трудились, обеспечивая себе пропитание. Но то в прошлом. Сейчас Дубай ориентируется только на богатых гостей, оно и понятно: без них этому богатейшему городу попросту не выжить. Как не выжить и тому приезжему, кто не сможет оказаться тут полезным – своим кошельком или довольно тяжелым трудом.

Прошлое Дубая

Город Дубай – столица одноименного эмирата, расположенного на Аравийском полуострове. Береговая линия тянется почти на 80 километров.

Дубай - город в пустыне

Около девяти тысяч лет назад этот берег Персидского залива был покрыт мангровыми лесами, они поднимались над территорией, затапливаемой морскими приливами. Со временем береговая линия менялась, с одной стороны наступала пустыня, с другой - море. Первое поселение на месте современного Дубая возникло в третьем тысячелетии до нашей эры, здесь устраивали временные жилища кочевники, чьим главным занятием было скотоводство. Позже вели уже сельское хозяйство – выращивали финиковую пальму, а помимо этого, занимались добычей жемчуга, рыболовством.

Дубай сейчас - город небоскребов

Несмотря на господство европейцев, коренным жителям Дубая удавалось сохранять самобытность, и пусть в настоящее время невозможно найти в городе старинные здания, все же традиции и культура сохранялись с давних веков, не испытывая на себе особенного влияния англичан. Формально Дубай вышел из подчинения Великобритании в 1892 году.
Одним из главным преимуществ города оставалось его географическое местонахождение, Дубай был крупным морским портом, расположенным неподалеку и от Индии, и от государств Европы. А потому здесь всегда можно было встретить в большом количестве торговцев и коммерсантов. Основным доходом для местных жителей был поиск жемчуга, но в тридцатых годах прошлого века японцы начали производство искусственных жемчужин, а потому этот традиционный вид заработка пришел в упадок.

Дубай в 80-е годы XX века

Как торговля и нефть превратили небольшой город в большой торгово-развлекательный центр

В сороковые годы правитель Дубая шейх Саид ибн Мактум делал ставку на внешнеэкономические отношения, порт Дубая за годы его власти стал крупнейшим на побережье, численность населения увеличилась в несколько раз.

Шейх Саид правил с 1912 по 1958 год

К тому времени в Персидском заливе уже была обнаружена нефть, а в 1966 году ее месторождение было открыто и в Дубае. Началась добыча и переработка черного золота, в город стали стекаться на заработки иностранцы, резко увеличился объем инвестиций. Доходы эмирата, а с ним и местного населения, росли.

Панорама города

Были облегчены условия налогообложения, в Дубай потянулись коммерсанты. Сыграла свою роль и война в Персидском заливе 1990-1991 годов, когда Дубай активно продавал топливо и другие нефтепродукты вооруженным силам других государств. И если еще в девяностые на месте будущей столицы роскоши был малоэтажный и не особенно примечательный город, то дальше экономическое развитие города шло по нарастающей, не останавливаясь ни на день – вплоть до настоящего времени. От нефти благополучие эмирата зависит лишь условно – не в этом стратегическое преимущество Дубая.

Экономика государства продолжала развиваться и после смерти шейха Саида, благодаря тому, что политика правящей семьи оставалась неизменной.

Дубай

Богатство, роскошь, диковинки

Дубай сделал ставку на богачей – и не прогадал. В этом городе тех, кто приехал тратить, принимают как королей, тем же, кто готов вложить свой труд в его процветание, обеспечиваются лишь необходимые для существования условия. Неудачникам в Дубае делать нечего: инфраструктуры в привычном для европейцев понимании здесь нет, при отсутствии собственного автомобиля передвигаться по городу неудобно и слишком жарко - летом температура воздуха составляет около 50 градусов жары; условия для пешеходов и пассажиров общественного транспорта довольно плохие. Разве что недавно открытое метро позволяет почувствовать себя желанным гостем Дубая.

Поезда метро в Дубае работают без машиниста

Вид на Дубай с башни Бурдж-Халифа

Аквариум в Дубае

Тем, кто любит исторические памятники и артефакты, в Дубае, возможно, будет скучновато: это не то, за чем стоит приезжать. Старых зданий в Дубае нет, зато создана очень достоверная имитация рыбацкой деревни прошлого века, где аккуратно и точно воспроизведены внешний облик и атмосфера того времени.

Пальма Джумейра

Эмират Дубай – один из семи входящих в ОАЭ государств, самый большой по численности населения. Здесь живет почти три миллиона человек, из них коренных жителей – примерно одна десятая часть.

Рабочий в Дубае

Абу-Даби, соседний, самый большой из эмиратов по площади, от Дубая не отстает. В 2017 году здесь открылся, ни много ни мало, филиал парижского Лувра.

Читайте также: