Дружеское общество любителей изящного кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вольное общество любителей словесности,
наук и художеств

Одним из таких литературных объединений нового типа явилось Дружеское общество любителей изящного, образовавшееся в Петербурге 15 июля 1801 г. и вскоре переименованное в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Объединению этому надлежит занять видное место в истории русской литературной и общественной жизни начала XIX в., поскольку оно являлось гнездом молодых писателей и публицистов, продолжавших своей деятельностью линию философского и социально-политического радикализма, связанного на русской почве в первую очередь с именем Радищева. Вольное общество с наибольшей полнотой и четкостью выражало в русской литературе 1800-х годов становление буржуазно-демократических тенденций и в этом смысле служит важным соединительным звеном между Радищевым и декабристами. А собственно литературная практика ряда участников Вольного общества сыграла немаловажную роль в формировании того литературного процесса, который подготовил творчество Пушкина.

Организаторами Вольного общества были несколько молодых людей, только что окончивших гимназию, находившуюся при Академии Наук: И. М. Борн, В. В. Попугаев, А. Г. Волков, В. И. Красовский и М. К.

Подавляющее большинство названных здесь лиц — типичные разночинцы, выходцы из мелкочиновной, купеческой и духовной среды, а в иных случаях из еще более низких социальных слоев. Так, например,

представителей городской разночинно-демократической интеллигенции по самой своей социальной природе занимала резко обособленное положение и не смыкалась с кругом столичных литераторов-дворян.

А. Х. Востоков

А. Х. Востоков.
Миниатюра работы неизвестного художника.

Если в сфере критики крепостнического строя Пнин выступал как ученик и последователь Радищева, как радикал, решавший в духе французской просветительной, а еще точнее — материалистической, философии вопрос о социальном неравенстве, то в своей положительной программе он не сумел подняться выше принципов, провозглашенных умеренным буржуазным либерализмом, и по вопросу о ликвидации крепостного права не сделал тех революционных выводов, какие были сделаны Радищевым (Пнин предлагал освободить крестьян с их личным имуществом и усадебным хозяйством, но без наделения их землей).

Вскоре, 17 сентября 1805 г., Пнин умер от чахотки. Смерть его была воспринята в среде его литературных друзей и соратников как чрезвычайно тяжелая утрата и послужила предлогом для широкой идейной манифестации: в многочисленных стихотворениях и речах, читанных на траурных заседаниях Вольного общества, он был провозглашен

О сколько-нибудь цельной и законченной идеологической программе Вольного общества как некоей единой организации говорить не приходится. Напротив, в высказываниях различных его участников по философским, социально-политическим и культурно-историческим вопросам

мы находим целую гамму разнообразных оттенков восприятия и понимания просветительства. Если наиболее радикальные из них, как Попугаев и Борн, поднимались до выражения подлинно-якобинских идей, если, к примеру, Пнин был материалистом, доходившим порою до атеизма, то на взглядах подавляющего большинства членов Вольного общества (его первого состава) лежит отпечаток умеренности, отказа от радикальных методов разрушения крепостнического строя и феодального мировоззрения в пользу компромиссной формы просвещенного абсолютизма и философии нравственного самоусовершенствования.

Блажен тот, кто велик душой,
Кто чужд смешных предубеждений,
Не чтит людьми народ лишь свой,
Не враг других для веры мнений,
Зрит в кафре брата своего,
В лапонце — мира гражданина,
Творенье бога одного,
Одной земли, природы сына!

Природы лучшее созданье,
К тебе мой обращаю стих.
.
Ты царь земли — ты царь вселенной,
Хотя ничто в сравненьи с ней.
Хотя ты прах один возженный,
Но мыслию велик своей.
.
На что мой взор ни обращаю,
Мое все сердце веселит:
Везде твои дела встречаю,
И каждый мне предмет гласит,
Твоей рукой запечатленной:
Что ты зиждитель есть вселенной.
.
Какой ум слабый, униженный,
Тебе дать имя червя смел. 1

Скажи мне наконец: какою
Ты силой свыше вдохновен,
Что все с премудростью такою

Творить ты в мире научен?
Скажи. Но ты в ответ вещаешь,
Что ты существ не обретаешь,
С небес которые б сошли,
Тебя о нуждах известили,
Тебя бы должностям учили
И в совершенство привели.1

Превозмогал ты все преграды,
Во благе общем зря награды,
То духом Сцеволы горел,
Как Курций, бездны презирая,
Для пользы общей погибая,
Быть равным сим мужам хотел.

. златые троны
Падут повержены судьбой,
Тиранов скипетр и короны
Не примирят их с долей злой! —
Димитрий, стражей окруженный,
Нерон в палатах золотых,
Падут от черни разъяренной
И гибнут от деяний злых.

Не будем счастия в сем мире
Средь шумных почестей искать,
Не будем зреть его в порфире,
Блаженство в власти поставлять!
Но будем мы всегда готовы
Судьбу несчастных облегчить,
За правду даже несть оковы,
За обще благо кровь пролить.

На оформлении поэтами Вольного общества образа человека-гражданина, погибающего за счастье людей, отразилась, повидимому, трагическая судьба Радищева, имя которого пользовалось в их кругу глубочайшим уважением. Пнин, лично близкий к Радищеву, посвятил его памяти оду, дошедшую до нас в отрывке:

Итак, Радищева не стало!
Мой друг, уже во гробе он!
То сердце, что добром дышало,
Постиг ничтожества закон;

Уста, что истину вещали,
Увы! — навеки замолчали
И пламенник ума погас;
Кто к счастью вел путем свободы
. 1
Навек, навек оставил нас.

Оставил и прешел к покою.
Благословим его мы прах!
Кто столько жертвовал собою
Не для своих, но общих благ,
Кто был отечеству сын верный,
Был гражданин, отец примерный
И смело правду говорил,
Кто ни пред кем не изгибался,
До гроба лестию гнушался,
Я чаю — тот довольно жил.

Вечно пребудет на земле слава
Гармодия и Аристогейтона!
Тиран пал от руки вашей! вольность
Дана вами Афинам и правосудие!

Нет, — кто, видев, как страждет отечество,
Жаркой в сердце не чувствовал ревности
И в виновном остался бездействии, —

Тот не стоит моих похвал.

Но кто жертвует жизнью, имением,
Чтоб избавить сограждан от бедствия
И доставить им участь счастливую, —

Пой, святая, тому свой гимн!1

Спросил я сердце, и решенье
В моих я чувствиях нашел.

О россы, вам не запрещают
Великих гениев читать,
Пределов вам не полагают
По ним в отважный след дерзать.1

Диплом Вольного общества на имя Н. А. Радищева

Диплом Вольного общества на имя Н. А. Радищева (1803 г.).

Именно здесь, в Вольном обществе, нашли свое продолжение восходящие к Радищеву тенденции глубокого творческого освоения немецкой ранне-буржуазной преромантической поэзии. Историко-литературный смысл этих тенденций заключался в борьбе с влиянием французского классицизма, которое безраздельно господствовало в русском дворянском искусстве предшествующей эпохи. Формы этой борьбы были многообразны, в ней принимали участие различные поэты, по-разному решавшие проблему разрушения поэтики классицизма и выработки самобытного художественного стиля. Одной из таких форм была предпринятая поэтами Вольного общества попытка реорганизации русского стиха и системы силлабо-тонического стихотворения на основе усвоения творческого опыта немецких и английских поэтов.

Реформаторская работа поэтов Вольного общества в области культуры русского стиха шла, в основном, по двум направлениям: это было, во-первых, усвоение русским стихом античных неравносложных размеров

Беспечально теки, Волга матушка,
Через всю святую Русь до синя моря;
Что не пил, не мутил тебя лютый враг,
Не багрил своею кровью поганою.

Октябро-непогодно-бурна,
Дико-густейша темнота.
Смарагдно-бисерно светило,
Подняв огнем дышаще рыло,
Из сольно-горько-синих вод,
Усо-подобными лучами
Златит, как будто бы руками,
На полимент небесных свод.

Опыты Боброва были жестоко осмеяны карамзинистами. Он жил и умер (в 1810 г.) с репутацией бездарного графомана, основанной исключительно на злых эпиграммах, вроде следующей (принадлежащей Вяземскому):

Нет спора, что Бибрис богов языком пел:
Из смертных бо никто его не разумел.

Звучит на башне медь: — час нощи:
Во мраке стонет томный глас. —
Все спят; — прядут лишь парки тощи;
Ах! — гроба ночь покрыла нас.
Все тихо вкруг; лишь меж собою
Толпящись тени, мнится мне,
Как тихи ветры над водою
В туманной шепчут тишине.

Сон мертвый с дикими мечтами
Во тьме над кровами парит;
Шумит пушистыми крылами,
И с крыл зернистый мак летит.
Верхи Петрополя златые
Как бы колеблются средь снов;
Там стонут птицы роковые,
Сидя на высоте крестов.

Там меж собой на тверди бьются
Столпы багровою стеной;
То разбегутся, то сопрутся,
И сыплют молний треск глухой.
Звезда Полярна над столпами
Задумчиво сквозь пар глядит;
Не движась с прочими полками,
На оси золотой дрожит.

произведения Каменева в стихах и в прозе (в значительной части — переводы из немецких писателей) не представляют большого интереса.

Друзья! сказал я, — я несчастен,
Мой жребий беден и ужасен,
Страданье — жизнь, темница — свет.
.
Влачится в скуке жизнь моя,
Лишась подруги кроткой, милой,
В сей жизни горестной, унылой,
Томятся сердце и душа. —
Но скоро я глаза закрою
И смерти хладною косою
В могилу темную сойду.

Вдруг затрещало по замку как гром,
Стены трясутся, окошки звенят,
И, как молния быстро блистает во тьме,
Освещается зала вмиг синим огнем.

Творчество Каменева представляет собой периферийное явление тех художественных тенденций, которые объединяли наиболее видных поэтов Вольного общества (при всем различии их индивидуальных путей). Из всех поэтов этого круга Каменев был наименее связан с радищевскими и просветительскими традициями. Его творческая практика служит своего рода границей, на которой идейно-художественный облик Вольного общества, как более или менее целостного объединения, окончательно утрачивает свои специфические черты.

1 Весть, 1864, № 15, стр. 11.

2 Труды Общества любителей российской словесности, ч. VII, 1817, стр. 104.

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (ВОЛСНХ) — литературно-общественная организация, существовавшая в Санкт-Петербурге в 1801—1826 годах [1] (с перерывами).

Содержание

История


Предшественником общества стало созданное 15 июля 1801 года группой выпускников гимназии при Академии наук (И. М. Борн, В. В. Попугаев, В. И. Красовский, В. В. Дмитриев, А. Г. Волков, М. К. Михайлов), Дружеское общество любителей изящного.

Общество это на первых порах имело в виду преследовать цели исключительно самообразовательные, но вкусы основателей его — И. М. Борна и в особенности В. В. Попугаева — скоро придали занятиям общества некоторый специфический характер: интересы чисто литературные должны были скоро уступить место социально-политическим, причём и литературная струя принимала зачастую политическую окраску. Душой этого Общества в первые годы его существования был Попугаев: он был первым его секретарём, цензором, представителем, вербовавшим новых членов, самым усердным докладчиком и сотрудником изданий Общества.

В 1802 году состав общества значительно расширился; в него вошли молодые поэты А. Х. Востоков, И. П. Пнин, Н. Ф. Остолопов, Г. П. Каменев, А. Е. Измайлов, Николай и Василий Радищевы.

В 1807 году президентом общества вместо И. М. Борна стал Д. И. Языков, представлявший консервативное его крыло.

В 1811 году были отменены взносы денег и введены некоторые изменения в уставе.

Отечественная война временно прекратила деятельность общества. После 4-летнего перерыва (1812—1816) заседания были возобновлены под председательством А. Е. Измайлова и нерегулярно продолжались до 1826 года. В этот третий период Общество пополнилось большим числом новых членов, оказавших серьёзное влияние на направление деятельности Общества. Среди них: Ф. Н. Глинка, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, Е. А. Баратынский, О. М. Сомов, К. Ф. Рылеев, А. И. Мартос.

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (ВОЛСНХ) – литературно-общественная организация, существовавшая в Санкт-Петербурге в 1801-1826 годах (с перерывами).Деятельность общества выражалась в чтении на еженедельных собраниях своих произведений и переводов, а также рецензировании их.

Первоначально создана как Дружеское общество любителей изящного (15 июля 1801 года) группой выпускников гимназии при Академии наук (И. М. Борн, В. В. Попугаев, В. И. Красовский, В. В. Дмитриев, А. Г. Волков, М. К. Михайлов), но вскоре переименована в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В следующем году его состав значительно расширился. В общество вошли молодые поэты А. Х. Востоков, И. П. Пнин, Н. Ф. Остолопов, Г. П. Каменев, А. Е. Измайлов, сыновья А. Н. Радищева – Николай и Василий Радищевы, позднее К. Н. Батюшков, С. С. Бобров; близко стоял к ним Н. И. Гнедич. Участники общества принадлежали в основном к разночинной интеллигенции, что было новым явлением в русской культурной жизни.

В ранний период своей деятельности (1801-1807) общество являлось центром передовой демократической мысли в России начала века. В нем преобладали свободолюбивые настроения, отрицательное отношение к деспотизму и крепостническому строю.

В 1807 году президентом общества вместо Борна стал Д. И. Языков, представлявший консервативное его крыло. С этого времени, вместе с усилением реакции в стране, началось вытеснение демократических элементов из состава общества; деятельность его постепенно теряла свое значение. После 4-летнего перерыва (1812-1816) заседания были возобновлены под председательством А. Е. Измайлова и нерегулярно продолжались до 1925 года.

По своему типу – это журнал серьезной публицистики, он противостоял литературным органам карамзинистов и продолжал традиции передовой русской журналистики последней четверти XVIII в.

Издание прекратилось в результате разногласий по поводу программы и направления деятельности Вольного общества. Вторая книжка, подготовленная к печати, не вышла.

Историческая обстановочка примерно следующая. Всякие народные крестьянские волнения портят кровь правительству Павла 1. Придворные с 11 на 12 марта 1801г. устраивают дворцовый переворот. Новый царь Александр 1 видя такое положение вещей поначалу идет на кой-какие уступки либерально настроенному обществу – разрешает частные типографии, ввоз книг из-за границы, вводит новый цензурный устав, ограничивающий административное вмешательство в дела печати, открывает кучу университетов и гимназий и т.п. следующий пункт нашей программы – война 1812 года, которая как война народная и священная пробудила народное самосознание и обнаружила огромные силы нации. Как ярость благородная вскипела волной, как рус. народ освободил от козлов французских всю Европу, так прямо и прочувствовал необходимость нац. освобождения. Отсюда все гражданские и рев. темы в литературе. Большие разговоры про отмену крепостного права, бочки на самодержавие и обществ. устройство страны.

Общ-во просуществовало до 1807 года, после внутренних разборок руководство перешло к умеренным по взглядам членам, и оно зачахло, утратив прежнее значение.




Самые хитовые жанры лит-ры: издыхающий классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Далее подробно и с блеском в глазах рассказываем о каждом

Общ-во просуществовало до 1807 года, после внутренних разборок руководство перешло к умеренным по взглядам членам, и оно зачахло, утратив прежнее значение.

Владислав Александрович Озеров (1769 - 1816).

Сентиментализм был одним из основных жанров рус. лит. начала 19 века. Его фишки – интерес автора к личности, характеру человека, его внутр. миру, стремление показать обыденную жизнь, обогащение худ. средств раскрытия внутр. мира людей, выражение авт. индивидуальности, разработка нового худ. языка, новых средств и приемов словесного выражения. Герои – простые люди. Проникает сент. и в драматургию, на сцене появляется туча сент. драм, где авторы сочувствуют страданиям простых людей, и соц. конфликты разрешаются победой великодушия и чувствительности, сближающих героев разл. соц. положений.

Творчество Озерова знаменовало конец, или точнее перерождение классической трагедии.

По Белинскому: несмотря на дарование, ярко-замечательное, он был результатом направления данного русской литературе Карамзиным. В трагедиях Озерова преобладающий элемент – сентиментальность. По форме же они – сколок с французской трагедии.

Главное завоевание драматургии Оз. – ее глубокий психологический анализ. Но он так и не решился окончательно порвать с трад. формой классич. трагедии, с условностями в изображении характеров и александрийским стихом.

Владислав Александрович Озеров (1769 – 1816).

Достижение Озерова состояло в глубоком психологическом анализе. Он писал в форме классической трагедии, александрийским стихом, а героев сентиментально.

Историческая обстановочка примерно следующая. Всякие народные крестьянские волнения портят кровь правительству Павла 1. Придворные с 11 на 12 марта 1801г. устраивают дворцовый переворот. Новый царь Александр 1 видя такое положение вещей поначалу идет на кой-какие уступки либерально настроенному обществу – разрешает частные типографии, ввоз книг из-за границы, вводит новый цензурный устав, ограничивающий административное вмешательство в дела печати, открывает кучу университетов и гимназий и т.п. следующий пункт нашей программы – война 1812 года, которая как война народная и священная пробудила народное самосознание и обнаружила огромные силы нации. Как ярость благородная вскипела волной, как рус. народ освободил от козлов французских всю Европу, так прямо и прочувствовал необходимость нац. освобождения. Отсюда все гражданские и рев. темы в литературе. Большие разговоры про отмену крепостного права, бочки на самодержавие и обществ. устройство страны.

Общ-во просуществовало до 1807 года, после внутренних разборок руководство перешло к умеренным по взглядам членам, и оно зачахло, утратив прежнее значение.

Самые хитовые жанры лит-ры: издыхающий классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Далее подробно и с блеском в глазах рассказываем о каждом

Общ-во просуществовало до 1807 года, после внутренних разборок руководство перешло к умеренным по взглядам членам, и оно зачахло, утратив прежнее значение.

Владислав Александрович Озеров (1769 - 1816).

Сентиментализм был одним из основных жанров рус. лит. начала 19 века. Его фишки – интерес автора к личности, характеру человека, его внутр. миру, стремление показать обыденную жизнь, обогащение худ. средств раскрытия внутр. мира людей, выражение авт. индивидуальности, разработка нового худ. языка, новых средств и приемов словесного выражения. Герои – простые люди. Проникает сент. и в драматургию, на сцене появляется туча сент. драм, где авторы сочувствуют страданиям простых людей, и соц. конфликты разрешаются победой великодушия и чувствительности, сближающих героев разл. соц. положений.

Творчество Озерова знаменовало конец, или точнее перерождение классической трагедии.

По Белинскому: несмотря на дарование, ярко-замечательное, он был результатом направления данного русской литературе Карамзиным. В трагедиях Озерова преобладающий элемент – сентиментальность. По форме же они – сколок с французской трагедии.

Главное завоевание драматургии Оз. – ее глубокий психологический анализ. Но он так и не решился окончательно порвать с трад. формой классич. трагедии, с условностями в изображении характеров и александрийским стихом.

Владислав Александрович Озеров (1769 – 1816).

Достижение Озерова состояло в глубоком психологическом анализе. Он писал в форме классической трагедии, александрийским стихом, а героев сентиментально.

Читайте также: