Древняя история японии в эпоху курганов iv vii вв н э кратко

Обновлено: 07.07.2024

Период Кофун в истории Японского государства – это период становления и социокультурного, политического и экономического развития раннего древнего японского общества начиная с IV в. н. э. до VI н.э.

Курганный период Кофун

Отметим, что вторая половина периода Кофун носит название Ямато, что связано с формированием одноименного раннего японского родоплеменного государства.

Хронологические границы период Кофун

Если исходить из археологических критериев, то отсчет ведется с III в. н.э. когда и появились сооружения курганного типа. Такие курганы имели квадратную форму и их окружали рвом. В первых ранних курганах погребения осуществлялись в деревянных гробах и инвентарь погребальный почти полностью отсутствует.

Верхней границей периода наиболее логично отнести к рубежу VI-VII вв. когда размеры курганов уменьшились, и не одни они определяли особенности этого периода. Есть мнение, что удобной датой верхней границы периода Кофун считается 592 г. когда стали возводиться дворцы правителей Ямато.

Типология японских курганов

Погребальные курганы, сооруженные древними жителями, свидетельствуют о наличии культа предков, что является типичным для подобного уровня развитии общества.

Скорее всего идея сооружать погребальные курганы была заимствована из Китая. Об этом говорят такие моменты как ориентация ранних курганов, направленных по оси север-юг, созданные насыпи с тремя ступенями-платформами, применение в погребальной камере специфических красителей. Ещё одним вариантом истоков появления курганов является Корея, откуда также могли быть заимствованы особенности погребального обряда.

Готовые работы на аналогичную тему

Именно в провинции Нара культура Кофун получила наибольшее свое распространение. Именно здесь находятся 33 из 36 крупнейших курганов, имеющих периметр более 200 м и расположенных в современной префектуре Нара и в районе Осака.

Рисунок 1. Кофун. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К ареалу культуры Кофан также относятся земли от севера острова Кюсю до острова Хонсю и расположенного на нем города Сэндай. Таким образом, по площади культура Кофан меньше, чем предшествующая ей культура Яёй.

В качестве погребального инвентаря использовали короны, по мнению исследователей, изготовленные в Корее, зеркала из бронзы, первоначально китайского, а потом и местного производства. Также в погребении найдено оружие, в большинстве случаев из железа, и частично из бронзы, орудия труда, бусы, а также имевшее некое ритуально значение пластины под названием магатама, которые были выполнены из полудрагоценных камней в форме запятой, а также браслеты из яшмы и нефрита.

Ханива исполняли некую магическую функцию. Судя по всему, они должны были охранять могилы предков от непрошенных злых духов, способных потревожить усопших. Отмечается, что технологии изготовления ханива, и её особенные черты говорят о преемственности по отношению к керамике культуры Яёй.

Что касается идеи оформления погребальных сооружения глиняными скульптурами, то она, возможно возникла под влиянием китайских образцов. Самым же известным таким образцом была гробница китайского императора Цинь Шихуана.

Развитие курганного культурного комплекса Кофан сопровождалось вытеснением их области Центральной Японии культуры бронзовых колоколов дотаку. По имеющимся мифологическим данным из летописей это было связано с завоеваниями этой области племенами, которые пришли с севера острова Кюсю.

Согласно антропологическим исследованиям для периода Кофун было характерно переселенцев с Корейского полуострова, т. н. «человека Яёй, дошедшего вплоть до равнины Нара.

Общественное развитие периода Кофун

Строительство огромных сооружений невозможно без соответствующих изменений в обществе, без выделения определенной зажиточной и имеющей власть над остальными группы людей, которые контролировали строительные процессы и являлись главами этого общества.

Отмечается, что в период Кофун климат стал хуже, произошло некоторое похолодание и осадков стало больше. В результате зона заливного рисоводства сместилась к югу.

Люди же вынуждены были опять приспосабливаться к изменяющимся условиям природы. Для этого нужно было научиться более интенсивному и эффективному хозяйству.

Улучшение хозяйства, его интенсификация шла по двум направлениям:

  • применение металлических орудий труда, которые стали вытеснять сделанные из дерева. Это было достигнуто за счет экспорта из Китая и Корея железных слитков, которые видимо, использовались и в качестве эквивалента денег;
  • массовое строительство ирригационных сооружений. А этот процесс требовал объединения усилий не только на уровне одной деревни, но и на уровне регионов. А такое взаимодействие влечет создание уже более сложных организаций общества и структур управления людьми.

Итогом деятельности человека стало увеличение площади обрабатываемых земель, и, как следствие, увеличение численности населения. Происходит усиление централизации власти.

Примером большой степени концентрации власти и ресурсов является найденные недалеко от Осаки хранилища, в которых могло храниться около 4,5 тыс. тонн риса.

Satsuma-samurai-during-boshin-war-period.jpg

История древней Японии охватывает временной отрезок, начиная с палеолита и заканчивая периодом Хэйан. В эту эпоху произошло заселение Японских островов, формирование основ хозяйства и религиозных представлений, а также формирование и становление японской государственности. В дальнейшем правители древней Японии предприняли первые контакты с внешним миром, провели реформы государственного устройства и сформировали государственную идеологию. Вся история древней Японии сопровождалась ассимиляцией народов Японского архипелага, изменениями земельных отношений, выделением сословий и аристократии, междоусобными войнами, а также развитием ремёсел и культуры.

На заключительном этапе истории древней Японии, в период Хэйан, народ Ямато обрёл своё национальное самосознание. Практически во всех сферах жизни были созданы собственные аналоги, основанные на достижениях китайской культуры. В системе власти — это дуальная система правления, изначально построенная на родственных отношениях по материнской линии, а затем — на отношениях отца и сына. В религии — это появление японских форм буддизма, которые органично соединились с синтоизмом. В культуре — это создание собственной письменности, расцвет местной литературы, изобразительного искусства и архитектуры. Вместе с тем, нарушилась внутренняя цельность правящей элиты, потерпели крах принципы правовой системы японской государственности, возникли частные формы земельной собственности, что в итоге привело к кардинальным изменениям в обществе.

на озере

Древность

Первые люди заселились на японские острова во время палеолита. В этот период поверхность Земли покрывали ледники, а водный уровень отличался от нынешнего на сто метров, поэтому на месте Японского моря была просто обширная долина. Сухопутные перешейки соединяли территорию будущего архипелага с материковой частью.

в древности

Древняя Япония. Гравюра

До восточно-азиатского региона льды не доходили, но на его климат влияли. Япония относилась к степной зоне с разнотравьем. Интересно, что животный мир представляли:

  • слоны,
  • мамонты,
  • олени,
  • другие животные, которые водились в то время в Сибири.

Вплоть до XII века до нашей эры древние японцы промышляли охотой, добывали пищу собирательством, производили примитивные орудия труда из камня. Изделия из глины они тогда ещё не научились делать, поэтому иногда этот период называют докерамическим.

Дзёмон

Затем ледники растаяли, уровень мирового океана возрос, часть японской территории была затоплена, и образовалась группа морских островов – архипелаг. Климат потеплел, морские течения изменили направление, и степь здесь сменилась лесными зарослями.

Японских островов

Разнообразные леса – хвойные, буковые, дубовые и субтропические – приютили под своей сенью много разных животных и птиц. Прибрежные воды и Внутреннее море были богаты рыбой. При таком природном изобилии не было нужды в животноводстве или растениеводстве, поэтому японцы по-прежнему охотились и были собирателями.

С наступлением неолита японцы стали жить оседло в землянках на возвышенностях, собираясь в поселения до тридцати человек. Рядом с поселением обычно была куча мусора, где и хоронили усопших. Жители начали возделывать на простейшем уровне рис, гречиху, бобовые культуры, разводить устриц и выращивать каштановые деревья. В качестве религии японцы исповедовали анимизм и тотемизм.

В I тысячелетии до нашей эры японцы позаимствовали у жителей континента технологию ирригационного выращивания риса. Для этого заселялись долины у рек и равнинная местность. Появились первые деревенские сообщества, совместно обрабатывавшие рисовые поля. Для сбора урожая понадобилось изготовление очередного приспособления – каменного серпа, а для его хранения – строительство зерновых амбаров на сваях.

быт древних японцев

В сообществе было принято проводить моления и празднества, посвящённые хорошей урожайности. Как следствие, образовались новые сельскохозяйственные традиции, и появился календарь.

Также трудовые навыки японцев обогатились умением обрабатывать железо, медь и бронзу, из которых изготавливали оружие, колокола и зеркала. Керамическая посуда стала изготавливаться без узора, была красноватой и разнообразной.

Местом находки такой посуды послужило поселение Яёй, откуда и пошло название данного периода, окончившегося в III веке нового тысячелетия. Во время Яёй поселения начали появляться союзные объединения – прототип будущего государства. Полнотой военной и религиозной власти обладали вожди. В качестве ограждения поселений использовались заборы из дерева и траншеи.

Образование государства

Развивалось разведение шелкопряда и изготовление шёлковых и холщовых тканей, добыча жемчуга, киновари и лазурита.

Самым сильным древним японским государством был Яматай. Эта страна вписалась в систему азиатских политических отношений на условиях Китая: платила ему дань и соглашалась с главенством китайского императора. Он, в свою очередь, содействовал в политике правителям, выполняющим эти условия, и разрешал им иметь торговые отношения с Поднебесной.

Китай в IV столетии втянулся в междоусобицы, на Корейском полуострове появились Силла, Когурё и Пекчэ, выразившие желание объединить Корею, а государственное образование Ямато начало борьбу за объединение Ниппона. С III по VI столетие здесь было принято погребать зажиточных граждан в кофунах – курганах из земли, поэтому этот период именуется также Кофун.

на островах

Курган периода Кофун

В Ямато сложилась система родов и титулов в исполнительной власти, так как государство было федерацией. Главы родов получали титулы от вождя в соответствии со своим статусом. Государством проводилась активная внешняя политика. Корейцы и китайцы селились здесь и привозили с собой новую информацию умения, которые способствовали развитию:

  • ювелирного дела,
  • инженерии,
  • иероглифической письменности,
  • медицинских навыков,
  • новой технологии в изготовлении керамической посуды.

В конце периода Кофун в Ниппон попадают тексты и культовые предметы из корейского Пекчэ, связанные с буддизмом. Новое учение вызывает разногласия, приведшие к борьбе двух кланов: Сога и Мононобэ. Род Сога выступал за принятие буддизма и победил в непримиримой борьбе.

Развитие государственности

Этим событием завершается доисторическое развитие Японии – эпоха Гэнси, и начинается новая – Кодай, относящаяся к истории древней Японии. Первый её период Асука связывается с именем принца Сётоку, возглавившим правительство при императрице Суйко. На территории современной Нары располагалось село Асука, возле которого сосредоточилась вся политическая и культурная жизнь, оно и дало название периоду.

политик

Принц Сётоку (ок. 574 — ок. 622) — японский принц-регент, реформатор и политик периода Асука

  • всеобщая армейская обязанность,
  • укрепление границ замками и крепостными стенами,
  • размещение часовых на острове Кюсю,
  • приведение законодательства в порядок по образцу Поднебесной,
  • составление хроник Ниппона.

Столица последовательно перемещается в Оцу, Фудзивару и Хэйдзё (современную Нару). А Япония начинает именоваться Ниппон. В период Нара приняли новые законы, и начинают выпускать собственные деньги. Провинции, уезды и сельские поселения составляют структуру страны.

средние века

Государство Ниппон в эпоху Нара

За выданные земельные участки население расплачивалось с государством урожаем, тканями, изделиями собственного производства, а также должно было бесплатно трудиться два месяца в году. Все люди стали делиться по статусу на свободных и зависимых (рёмин и сэммин).

Но вскоре земельный фонд исчерпал себя из-за роста населения, поэтому императором Сёму было разрешено приватизировать целину. Этот закон способствовал развитию экономических отношений. Знать и буддийские монастыри начали накапливать земельную собственность.

Культура того времени отмечалась копированием корейских и китайских художественных традиций. Было построено свыше шестидесяти буддийских монастырей, среди которых памятниками культуры считаются

  • Тодай-дзи,
  • Тоседай-дзи,
  • Кофуку-дзи.

В литературе наблюдался расцвет поэзии, составлялись её антологии, наиболее известная из которых Манъёсю, в которой собрано порядка четырёх с половиной тысяч стихотворений, написанных за сто с лишним лет.

Великого Будды

Тодай-дзи — храм Будды Вайрочаны, Великого Будды. Завершен в 745 г.

Когда в VIII веке столицей становится Хэйан (впоследствии Киото), отношения между буддийским духовенством и аристократами становятся конфликтными. Воинскую службу теперь несут не крестьяне, а знатные люди. При дворе заметным влиянием пользуется род Фудзивара, женщины из которого становятся императорскими жёнами.

Так как регулярная армия отсутствовала, для охраны и защиты земель появляются отряды самураев из тех, кто уже отслужил обязательный срок. Руководили ими знатные люди. Наиболее известны представители родов Минамото и Тайра.

В период Хэйан появляются буддийские секты Тэндай и Сингон, призывавшие к уединению и получению просветления путём изучения священных текстов и моления. Отношения с Китаем ослабевают, и начинается расцвет самобытной японской культуры, ознаменованной появлением:

Средневековье

В средние века в Ниппоне наступает пора самураев. Между их родами начинается борьба за власть, и в ней побеждают Тайра. Побеждённый род Минамото составил им оппозицию. Борьба не утихала, и позже Минамото свергли правление Тайра.

В XII столетии формируется институт сёгуната, и в средневековой Японии развивается двоевластие: киотского императора и сёгуна – в Камакуре, представлявшего интересы самураев. Буддизмом начинают интересоваться самураи и простые люди. Среди них популярна секта Дзёдо, проповедовавшая амидаизм. Также известными становятся следующие школы японского буддизма:

  • Дзёдо-синсю,
  • Нитирэн-сю,
  • Сото-Сю,
  • Риндзай.

Если первая школа уделяла большое внимание грешникам, то последователи второй сосредоточились на Сутре Лотоса, а последние две проповедовали дзэн-буддизм. Сёгунат пришёл со временем в упадок, а правителем Го-Дайгу осуществилась попытка восстановить монархию (реставрация Кэмму).

самураи

Период сегунат в Японии

Попытка была неудачной и закончилась расколом императорской власти и войной между кланами. В XIV веке возникает следующий сёгунат – Муромати, а затем третий – Ёсимицу.

В экономике, социальной сфере и культуре происходят такие изменения:

  • появление водяных колёс,
  • использование животных в качестве тягловой силы,
  • высаживание новых культур в садоводстве,
  • разведение хлопка,
  • совершенствование кузнечной и литейной металлургии,
  • проведение торговых ярмарок,
  • создание сообществ перевозчиков и ростовщиков,
  • формирование сообществ мещан для защиты от самураев,
  • эволюция самоуправления,
  • развитие театра но,
  • оформление садов камней,
  • использование татами,
  • развитие искусств икебаны и чайной церемонии и др.

Стремление к объединению

городская жизнь

Эпоха Эдо. Японская гравюра

Токугава Иэясу становится четвёртым и последним сёгуном. Время его правления получило название периода Эдо. Общество расслаивается на:

В качестве религии на первый план выходит неоконфуцианство. В целом, жизнь населения в этот период отличается стабильностью.

Новое время

В XVIII-XIX авторитет сёгуната пошатнулся, и произошла реставрация императорской власти при помощи императора Мэйдзи. Пятисотлетнее правление сёгунов закончилось. С тех пор Япония стала промышленной державой мирового уровня.

у храма

Страна переживала взлёты и падения, периоды милитаристских настроений и экспансионизма. Сейчас же Япония держит курс на либеральную демократию и входит в ряд влиятельнейших стран мира с высоким уровнем технологий и экономического развития.

Заключение

На этом, друзья, прощаемся с вами. Рекомендуйте статью к прочтению в социальных сетях, если она вам понравилась.

Даже у маленьких людей порой возникают эпидемии гигантизма. Вот и протояпонцы периода Яёй решили, что у них появилось слишком много свободного времени, а у некоторых — свободного богатства. Вместе с богатством отчетливо проявилось неравенство и желание выпендриться. Вместе с желанием выпендриться возник и Кофун, период огромных курганных могильников. Гигантизм at its best.

Несмотря на значительное похолодание, японское общество продолжало развиваться семимильными шагами. Холода заставили японцев эффективнее использовать землю и развивать сельхозтехнологии. Благодаря импортным железным слиткам, местные умельцы продолжали наводнять рынки доступными орудиями труда. Появившийся прибавочный продукт начал концентрироваться в руках умных, хитрых или сильны, т.е. вождей и скрепоносцев.


Японец в виде глиняной фигурки ханива


Курган Нинтоку — визитная карточка периода Кофун


Внутренний декор кургана Такамацудзука


Типология курганов


Ритуальные украшения магатама


Типология голов ханива

Из поколения в поколение до сегодняшнего дня семья Вовакэ-но Оми служила главой меченосцев. Когда великий государь (оокими) Вакатакэру (скорее всего, император Ю:ряку, 456 — 479 гг.) пребывал во дворце Сики, Вовакэ-но Оми помогал ему управлять Поднебесной. Ввиду этого приказано изготовить этот острый стократно закаленный меч и записать истоки его службы, начиная с предков

115 иероглифов и очень много смыслов. Благодаря надписи на мече становится понятно, что уже к V в. на территории Японии существовала развитая государственная структура с длительной передачей традиции государственности и нормы, а также устоявшейся политической структурой и преемственностью. Эта новая государственность впоследствии эволюционирует в новое могучее государство, которое переживет не только нашего Вовакэ-но Оми, но и других Вовак.


Меч из Инарияма

Читайте также: