Теории интеллекта кеттелла кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этой статье вы познакомитесь с психологической теорией о структуре познавательных способностей. Теория сразу трёх учёных: Раймонда Кеттелла, Джона Хорна и Джона Кэрролла считается самой влиятельной в сфере изучения человеческого интеллекта. Она основана на результатах множества исследований, проводимых на протяжении 70-ти лет, и определенно заслуживает внимания всех, кто занимается самообразованием.

История создания и введение в теорию

Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла – синтез двух теорий, каждую из которых мы рассмотрим в этой статье. Первая теория – теория подвижного и кристаллизировавшегося интеллекта Кеттелла-Хорна, вторая – трёхуровневая теория познавательных способностей Кэрролла.

Обе теории имеют существенное сходство, их создатели во многом соглашались друг с другом, что и стало причиной дальнейшего синтеза этих идей.

Подвижный и кристаллизировавшийся интеллект

Подвижный интеллект. В него входят следующие способности и качества:

  1. Обучаемость.
  2. Способность мыслить абстрактно.
  3. Способность находить связи и выявлять закономерности, систематизировать получаемую информацию, анализировать и обрабатывать новые знания.
  4. Способность приспосабливаться к новым условиям, умение быть гибким.
  5. Способность к дедуктивному и индуктивному мышлению.
  6. Способность решать проблемы, с которыми человек сталкивается впервые, и способность решать старые, уже знакомые проблемы, но новыми способами.
  7. Хорошая рабочая память. Очень часто уровень развития подвижного интеллекта связывают именно с ней.

Подвижный интеллект человека достигает своего пика в конце подросткового возраста, после чего его уровень начинает постепенно снижаться.

Кристаллизировавшийся интеллект. Это уже накопленные знания и умения. Кристаллизировавшийся интеллект вытаскивает из долговременной памяти то, что накопил подвижный интеллект, и применяет это. Он включает в себя:

    .
  1. Способность решать проблемы привычными и уже проверенными методами.
  2. Общий запас знаний, эрудированность.

Стоит заметить, что уровень кристаллизировавшегося интеллекта в различных областях разный. Вы можете быть одновременно экспертом в одном деле и дилетантом в другом.

Уровень кристаллизировавшегося интеллекта повышается до старости, а потом начинает понижаться.

Кристаллизировавшийся интеллект зависит от подвижного: чем быстрее вы обучаетесь, чем больше информации можете усвоить, тем больше ваш объём знаний. Таким образом, подвижный интеллект – инструмент накопления кристаллизировавшегося.

Трёхуровневая теория познавательных способностей

Кэрролл выделил три уровня познания:

Первый уровень: ограниченные способности. Это более конкретные способности второго уровня, они являются его основой и главной составной частью.

  1. Скорость речи, знание грамматики и лексики, способность к изучению иностранных языков, умение слушать и общаться. , умения осмысливать и усваивать прочитанное, скорость письма и умение дешифрировать.
  2. Математические знания.
  3. Способность мыслить дедуктивно и индуктивно, правильно выстраивать логический ход мыслей.
  4. Объём рабочей памяти.
  5. Скорость мышления и способность быстро находить ассоциации, оригинальность и уровень долгосрочной памяти.
  6. Способность запоминать услышанное, восприятие музыки и умение определять локализацию звука.
  7. Умение визуализировать, уровень развития визуальной памяти, способность мыслить образами, пространственное мышление.

Второй уровень: широкие способности. Сюда относятся:

  1. Постижение знаний: способность рассуждать, основываясь на прошлом опыте, умение применять ранее полученные знания.
  2. Способность к чтению и письму.
  3. Способность усваивать количественные понятия и производить операции с числами
  4. Умение логично рассуждать.
  5. Кратковременная память.
  6. Долговременная память и способность извлекать из неё информацию.
  7. Способность производить слуховую обработку.
  8. Способность производить визуальную обработку.
  9. Умения автоматически выполнять некоторые задачи.

Третий уровень: общий интеллект. Общеинтеллектуальные способности – это уровень корреляции между широкими способностями.

Вывод: учитесь учиться и развивайтесь всесторонне.

Автор: Игорь Болтовнин

Теория интеллекта Раймонда Б. Кеттелла это один из самых влиятельных в этой области исследований.

Эта многофакторная и иерархическая теория предполагает, что существует общий фактор интеллекта, который зависит от генов и проявляется во множестве когнитивных способностей, которые при факторном анализе группируются на два фактора: текучий и кристаллизованный интеллект.

Теория интеллекта Кеттелла

Раймонд Бернар Кеттелл (1905–1998) был английским психологом, прославившимся благодаря своим психометрические исследования человеческого разума, в котором особое внимание уделяется личности и интеллекту. Начав с факторного анализа, в котором он был пионером, он разработал две очень влиятельные теории об этих психологических конструктах.

Другие темы, которые интересовали Кеттелла, включают мотивацию, эмоции, обучение, творчество, академическую и профессиональную ориентацию, а также социальное взаимодействие. Однако он наиболее известен своей факторной теорией личности и анкетой 16PF, которая была основана на его модели и до сих пор остается одной из наиболее широко используемых.

В работе этого автора очень замечательно влияние статистика Чарльза Спирмена, который использовал факторный анализ еще до Кеттелла. В частности, теория интеллекта Кеттелла происходит от бифакториальной теории Спирмена, которая утверждает, что существует общий когнитивный фактор (g), объясняющий навыки более низкого уровня.

Когнитивные навыки первого порядка

Посредством факторного анализа Кеттелл выделил ряд основные факторы, структурирующие интеллект. Он уделил особое внимание первым двум, которые он идентифицировал с жидким и кристаллизованным интеллектом; мы подробно обсудим эти два фактора в следующем разделе.

1. Свободное мышление

Эта способность состоит из гибкое и осознанное использование мысленных операций адаптироваться к новым ситуациям и решать проблемы, в которых у вас нет опыта. Он также известен как гибкий интеллект и включает в себя такие процессы, как индуктивное и дедуктивное рассуждение, формирование концепций, классификация и идентификация отношений.

2. Понимание-знание

Фактор понимания-знания, который соответствует кристаллизованному интеллекту, - это знания, накопленные в течение жизни, и на него влияет социокультурный контекст, а также уровень образования. В основе его лежит изучение словесной и процедурной информации.

3. Количественные знания

Количественные знания определяются как объем и глубина числовых и математических знаний как на декларативном, так и на процедурном уровнях. Он приобретается в основном через формальное образование, поэтому связан с кристаллизованным интеллектом.

4. Умение читать и писать.

Этот фактор аналогичен предыдущему, хотя в данном случае материал не математический, а лингвистический. Способности такие как понимание прочитанного, умение писать, знание языков и скорость чтения связаны с этой способностью.

5. Кратковременная память.

Для Кеттелла кратковременная память - это способность приблизительно сохранять и обрабатывать информацию, полученную в последнюю минуту; следовательно, в нынешних терминах было бы более уместно подумать о рабочей памяти при концептуализации этого фактора.

6. Долгосрочное хранение и восстановление

Эта способность связан с долговременной памятью, а также с оперативной, поскольку он включает в себя подфакторы, которые позволяют консолидировать информацию в памяти, а также ее поиск и управление. Связанные факторы включают свободное вспоминание, свободное владение идеями, простоту наименования и творческий подход.

7. Визуальная обработка

Кеттелл определил визуальную обработку как способность создавать, хранить, извлекать и изменять изображения. Этот фактор включает другие факторы более низкого порядка, такие как зрительная память, визуализация, обнаружение визуальных паттернов, пространственное сканирование и умственное вращение.

8. Обработка слуха

С этой способностью связаны задачи, связанные с восприятием звуков и функционированием слуховой системы. Субфакторы, которые составляют слуховую обработку, включают различение частоты и тона, устойчивость к искажению звука и память для звуковых образов.

9. Скорость обработки

Этот фактор определяется как способность выполнять простые или заученные познавательные задачи эффективным способом.Это связано с разными видами материала; Например, от этой способности зависит как скорость вычислений, так и скорость чтения и записи, но также и скорость рассуждений и скорость восприятия.

10. Время реакции и принятия решения

Десятая способность первого порядка, описанная Кеттеллом, - это способность быстро реагировать или принимать решения при наличии определенных стимулов. Он взвешивает время выбора между альтернативами, скорость семантической обработки и скорость мысленного сравнения, среди других более низких факторов.

Плавный и кристаллизованный интеллект

По словам этого автора и многих последующих исследований, у жидкого интеллекта есть важный генетический компонент, находится под влиянием физического состояния, снижается в старости и вовлекается в решение новых проблем. Этот тип интеллекта включает такие навыки, как пространственное мышление, память и скорость обработки данных.

По минусам, кристаллизованный интеллект происходит от обучения; следовательно, на него больше влияют культура и социализация, чем текучесть, и возраст не так влияет на него. Вербальные навыки зависят в первую очередь от кристаллизованного интеллекта, и он также влияет на исполнительные функции.

Поэтому, несмотря на то, что теория интеллекта Кеттелла обычно классифицируется как многофакторная модель, верно и то, что она имеет соответствующий иерархический компонент. Гибкий интеллект влияет на различные навыки, многие из которых также влияют на основной фактор, связанный с обучением (кристаллизованный интеллект).

Использование текучего интеллекта для разрешения возникающих перед человеком проблем приводит в результате обучения к возникновению и развитию кристаллизованного интеллекта, предстающего как своего рода конденсат нашего опыта. Кристаллизованный интеллект изменяется в зависимости от культуры, активности, интересов личности и измеряется традиционными тестами интеллекта.

Каждое проявление способностей, выраженное в деятельности, – это, согласно Кеттеллу, функция определенных факторов, относящихся к трем классам.

1. Центральные (или общие )способности обусловлены структурными и функциональными свойствами головного мозга и оказывают влияние на все познавательные процессы. Сугубо умозрительно предполагается, что наиболее общий из факторов, относящихся к центральным способностям, – gbможет характеризовать величину материального субстрата познания. Другие факторы идентифицируются с функциональными особенностями мозга. Центральные способности – основа текучего интеллекта.

2. Локальные способности связаны как с врожденной, так и с приобретенной организацией сенсорных и моторных зон мозга. Эти способности обнаруживаются при выполнении заданий, требующих, например, осуществления слухового или зрительного восприятия, а также моторной активности. Факторы, входящие в локальные способности, оказывают несколько более ограниченное влияние на успешность выполнения тестов, чем те, которые относятся к центральным способностям.

3. Факторы-операции в отличие от центральных и локальных способностей более тесно связаны с культурным опытом индивида. Они подразделяются на приобретенные, или вспомогательные, познавательные навыки (интеллектуальные алгоритмы), и специализированные профессиональные, т. е. навыки, приобретаемые для достижения какой-либо цели. Кеттелл относит их к кристаллизованному интеллекту.

Схематически представления Кеттелла – так называемая ретикулярная факторная модель интеллекта – иллюстрируются рис. 4.4. Сам автор подчеркивает, что предложенная им теория – не то же самое, что деление способностей на природно обусловленные и приобретенные. Индивидуальный уровень факторов, относящихся к каждому из трех классов, зависит как от наследственного, биологического, так и от среды. Основное отличие – в степени этой зависимости. Так, предполагается, что центральные способности минимально зависимы от обучения. На противоположном полюсе располагаются факторы-операции. Однако текучий интеллект оказывает влияние на развитие каждого фактора-операции (например, по отношению к приобретаемым навыкам индивидуальный уровень gf будет определять скорость обучения им). Локальные способности занимают промежуточное место, они формируются как за счет среды, так и за счет наследственности. Они также оказывают, хотя и меньшее, влияние на развитие факторов-операций. Например, вербальное обучение, приводящее к развитию понимания слов, требует и слуховой и зрительной перцепции слов. Кеттелл приходит к следующим выводам.

4.3.5. Модель интеллекта по Кеттеллу

? Наследственность влияет на gf в большей степени, нежели на gc, однако gfне эквивалентен генетическому интеллекту. Текучий интеллект представляет собой биологическую способность, зависимую от воздействий биологической среды, таких ее переменных, как питание, особенности пренатального развития, наконец, от того, что унаследовано индивидом. Тем не менее генетические факторы оказывают на gf непосредственное воздействие, а на g, – косвенное, через влияние gf на gc.

? Изменения окружающей среды, воздействующие на биологическое развитие, окажут большее влияние на gf, чем на gc.

? Изменения окружающей среды, связанные с образованием и культурой, повлияют на gc, но не окажут никакого воздействия на gf.

? Возраст не оказывает равного воздействия нa gf и gc. Возрастное снижение текучего интеллекта начинается раньше (в 3-м десятилетии), чем кристаллизованного, по отношению к последнему оно может не проявиться и в глубокой старости.

? Травмы головного мозга будут оказывать разное воздействие на gf и gc. В раннем возрасте они повлияют прежде на gf, а уже позднее на gc. В более позднем возрасте травмы мозга окажут малое влияние на gf, будет страдать gc.

Экспериментальные данные, приводимые Кеттеллом, а также С. Хорном (Horn, 1968) в пользу существования текучего и кристаллизованного интеллекта, подвергает критике Гилфорд (Guilford, 1980), который указывает на то, что данные Кеттелла получены на выборке, имеющей широкий возрастной диапазон (от 14 лет до 61 года), разнородной по профессиям, полу и образованию. Практически отсутствует корреляция между парами параметров, характеризующих, с одной стороны gj, а с другой – ga тогда как теория предусматривает наличие значимых корреляций.

Теория интеллекта Раймонда Б. Кэттелла Это один из самых влиятельных в этой области исследований.

Эта многофакторная и иерархическая теория предполагает, что существует общий фактор интеллекта, который зависит от генов и проявляется в множественных когнитивных способностях, которые анализируют факторы, группирующиеся в два фактора: жидкий интеллект и кристаллизованный .

Теория интеллекта Кэттелла


Рэймонд Бернард Кэттелл (1905-1998) был английским психологом, который достиг известности благодаря его Психометрическое исследование человеческого разума , который сосредоточен, в частности, на личности и интеллекте. Из факторного анализа, в котором он был пионером, он разработал две очень влиятельные теории об этих психологических конструкций.

Другие темы, которые интересуют Кэттелла, включают мотивацию, эмоции, обучение, творчество, академическую и профессиональную ориентацию и социальное взаимодействие. Тем не менее, он известен прежде всего своей факторной теорией личности и анкетой 16PF, которая была взята из его модели и остается одной из наиболее используемых сегодня.

В творчестве этого автора очень замечательно влияние статистики Чарльза Спирмена , который использовал факторный анализ еще до Cattell. В частности, теория интеллекта Кэттелла основана на двухфакторной теории Спирмена, в которой утверждается, что существует общий когнитивный фактор (g), который объясняет навыки более низкого уровня.

Джон Л. Хорн, ученик Кэттелла, позже разработал свою теорию, сосредоточив внимание на текучем интеллекте и кристаллизованном интеллекте; То же самое сделал Джон Б. Кэрролл. Это причина, почему теория, которую мы опишем в этой статье часто называют "теорией Кэттелла-Хорна-Кэрролла" .

Когнитивные навыки первого порядка

Благодаря факторному анализу Кэттелл определил ряд Основные факторы, которые структурируют интеллект , Он обратил особое внимание на первые два, которые он отождествил с текучим интеллектом и кристаллизованным интеллектом; Мы обсудим эти два фактора подробно в следующем разделе.

1. Жидкие рассуждения

Эта способность состоит из гибкое и преднамеренное использование умственных операций адаптироваться к новым ситуациям и решать проблемы, в которых у вас нет опыта. Он также известен как интеллектуальный анализ и включает такие процессы, как индуктивное и дедуктивное мышление, формирование понятий, классификация и идентификация отношений.

2. Понимание-Знание

Фактор понимания-знания, который соответствует кристаллизованному интеллекту, является знаниями, накопленными в течение жизни, и зависит от социокультурного контекста, а также от уровня образования. Это основано на устное и процедурное обучение информации .

3. Количественные знания

Количественные знания определяются как количество и глубина числовых и математических знаний, как декларативных, так и процедурных. Он приобретается в основном через формальное образование, поэтому он связан с кристаллизованным интеллектом.

4. Пригодность для чтения и письма

Этот фактор аналогичен предыдущему, хотя в данном случае материал не математический, а лингвистический. навыки такие как понимание прочитанного, умение писать, знание языков и скорость чтения связаны с этой способностью.

5. Краткосрочная память

Для Cattell кратковременная память - это способность сохранять и управлять информацией, полученной в последнюю минуту, приблизительно; следовательно, в современных условиях было бы более уместно думать об оперативной памяти при концептуализации этого фактора.

6. Долгосрочное хранение и восстановление

Эта способность это связано с долговременной памятью, а также с операционной , поскольку он включает субфакторы, которые позволяют консолидировать информацию в памяти, а также ее восстановление и управление. Среди связанных с этим факторов мы находим свободное воспоминание, беглость в ассоциации идей, простоту именования и креативность.

7. Визуальная обработка

Кэттелл определил визуальную обработку как способность к генерировать, хранить, восстанавливать и изменять изображения , Этот фактор включает в себя другие более низкого порядка, такие как зрительная память, визуализация, обнаружение зрительных образов, пространственное сканирование и умственное вращение.

8. Аудиторская обработка

Задачи, которые включают восприятие звуков и функционирование слуховой системы, связаны с этой способностью. Среди субфакторов, которые составляют слуховую обработку, - дискриминация частот и тонов, устойчивость к искажению звука и память для звуковых паттернов.

9. Скорость обработки

Этот фактор определяется как способность выполнять легкие или переученные познавательные задачи эффективно. Это связано с различными типами материала; Например, как скорость расчета, так и скорость чтения и записи зависят от этой способности, но также зависят скорость рассуждения и скорость восприятия.

10. Время реакции и решение

Десятая способность первого порядка, описанная Кэттеллом, - это способность быстро давать ответы или быстро принимать решения перед лицом определенных стимулов. Он весит во время выбора между альтернативами, в скорости семантической обработки и в умственном сравнении, среди других более низких факторов.

Текучий и кристаллизованный интеллект

Согласно этому автору и многим последующим исследованиям, Текучий интеллект имеет важный генетически-наследственный компонент , под влиянием физического состояния, уменьшается в пожилом возрасте и участвует в решении новых проблем. Этот тип интеллекта включает в себя такие навыки, как пространственное мышление, память и скорость обработки.

К минусам, кристаллизованный интеллект получается из обучения ; следовательно, на него больше влияют культура и социализация, чем на текучесть, а возраст не влияет. Вербальные навыки зависят главным образом от кристаллизованного интеллекта, а также от исполнительных функций.

Поэтому, несмотря на то, что теория интеллекта Кэттелла обычно классифицируется как многофакторная модель, также верно, что она имеет соответствующий иерархический компонент. Текучий интеллект влияет на различные навыки, многие из которых также имеют значение в качестве основного фактора, связанного с обучением (кристаллизованный интеллект).

Конструкция интеллекта широко изучается как часть психологии индивидуальных различий. Но неоднозначность термина интеллектвызвал некоторые проблемы. Следовательно множество моделей, которые пытаются объяснить интеллект, каждая с самых разных точек зрения. Они варьируются от теорий, основанных на одном факторе, до теорий множественного интеллекта. Однако в этой статье мы поговорим о Модель интеллекта Кеттелла, который принимает смешанную точку зрения.

Раймонд Б. Кеттелл является одним из самых известных авторов в области психологии индивидуальных различий. Кеттелл глубоко изучал интеллект. Он разработал модель, основанную на двух основных факторах: подвижный интеллект (Gf) и кристаллизованный интеллект (Gc). Модель Кеттелла отличается от концепции Спирмена об интеллекте как единой единице.

Чтобы глубоко понять теорию, разработанную Кеттеллом, важно понять, каковы два ее основных фактора. Поэтому в следующем разделе мы объясним, что такое подвижный интеллект и кристаллизованный интеллект.

Факторы модели интеллекта Кеттелла

Жидкий интеллект (Gf)

Прежде всего, Gf относится к способности адаптироваться и гибко противостоять новым ситуациям, без предварительного обучения, являющегося определяющим фактором. Гибкий интеллект в основном формируется первичные способности, включая индукцию и дедукцию, отношения и классификации, а также широту рабочей памяти или интеллектуальную скорость.

Этот тип интеллекта тесно связано с генетическими факторами и развитием человека. Мы видим, что подвижный интеллект достигает максимальной силы в подростковом возрасте. Затем он имеет тенденцию уменьшаться по мере того, как мы стареем, и наша нервная система выходит из строя.

Gf можно оценить с помощью тестов, которые измеряют биологический потенциал, который каждый человек должен изучить или получить. По факту, гибкий интеллект часто называют аппаратным обеспечением интеллекта потому что он лежит в основе будущих способностей человека.

Кристаллизованный интеллект (Gc)

Во-вторых, этот фактор модели интеллекта Кеттелла относится к набору навыки, стратегии и знания которые представляют уровень когнитивного развития, которого человек достигает на протяжении всей истории обучения. Примеры кристаллизованного интеллекта - вербальное понимание, оценка опыта, пространственная ориентация и механические знания.

В отличие от подвижного интеллекта кристаллизованный интеллект не имеет ничего общего с генами человека. Напротив, это в значительной степени зависит от обучения, полученного от человека прошлый опыт в их культурной среде. Человек будет развивать свой кристаллизованный интеллект в той мере, в какой он вкладывает свой подвижный интеллект в деятельность, основанную на обучении.

Тесты на Gc оценивают знания, которые человек приобретает в результате взаимодействия со своей социокультурной средой. Если мы можем сказать, что гибкий интеллект представляет собой оборудование, тогда кристаллизованный разум будет программным обеспечением.

Структура модели интеллекта Кеттелла

Модель интеллекта Кеттелла разделяет интеллект на три иерархических уровня. Уровни следующие:

Факторы первого порядка: наиболее конкретные факторы в рамках модели. Они состоят из основных умственных способностей, таких как память, познание и оценка, аналогично навыкам в модели Терстона.

Факторы второго порядка: гораздо более общий, чем первый порядок. Здесь выделяются нынешний подвижный интеллект и кристаллизованный интеллект, которые будут определять факторы, находящиеся ниже их выражения.

Факторы третьего порядка: наиболее общие аспекты модели. Это исторически подвижный интеллект, основанный на общих инвестициях в обучение (см. Ниже) из таких сред, как школа и семья.

Читайте также: