Древняя греция реформы солона кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 594 г. до н. э. первым архонтом был избран Солон, знатный человек, кото­рому доверял демос, уважая его за честность и порядочность.

Солон осуществил необходимые реформы, которые основательно изменили весь общественный строй Афинского государства.

Первым своим законом он отменил долговое рабство. Крестьянам возвратили землю, которую отобрали за долги. Отныне афинским гражданам не угрожало рабство за долги, все рабы-должники были выкуплены за счёт государства. Всё гражданское население в соответствии с количеством имущества было поделено на четыре разряда, группы.

К первой принадлежали богатейшие афиняне, которых называли пятисотмерниками. Они имели право избираться на высшие государственные должнос­ти. Во время войны пятисотмерники командовали войском.

Вторую группу представляли те, кто на свои средства мог приобрести коня; во время войны они служили в коннице. Их называли всадниками.

Третья группа, самая многочисленная, называлась зевгиты. Это была основная часть афинского крестьянства. Не очень богатые, но и не бедные, они на доходы с земельного надела должны были покупать себе вооружение и служить в тяжёлой пехоте гоплитами (тяжеловооруженными пехотинцами).

Четвёртая группа — бедняки — феты, не избирались на государственные дол­жности, но принимали участие в голосовании на народных собраниях. В войске они служили в лёгкой пехоте или матросами на боевых кораблях.

При Солоне были созданы Совет четырёхсот — буле — и суд присяжных — гелиэя, рассматривающая су­дебные тяжбы между гражданами. Законы Солона закрепили частную собственность за гражданами. Они также оживили развитие ремёсел, так как родителей обязывали обучать детей ремеслу.



Солон появился в Афинах, когда полис переживал далеко не лучшие времена. Политический и экономический кризис раздирал на части греческий город. Вернуть Греческому городу бывалое могущество решил Солон. Он был хоть и знатен и богат, но пользовался большим уважением и почтением у народа. В VI веке до нашей эры его приглашают на самую высшую должность – архонта в Афинах, Солон соглашается и практически тут же принимается за реформирование.

Экономическая реформа.

Политическая реформа.

Солон поделили всех граждан полиса на четыре категории, они определялись по состоянию его богатства, оно измерялось в количестве продуктов (денег тогда не было). Что бы точнее разобраться в количестве продуктов правитель ввел меру– медимн ( на сегодняшний пересчет примерно чуть более 50 литров). К первой категории относили жителей, богатство которых достигало четырехсот и более медимнов, ко второй причислялись люди с объемом продуктов около трехсот медимнов. Третья категория должна была иметь запас тянущий на неменее двухсот медимнов, а четвертая, последняя категория объединяла бедняков совокупной годовой доход которых составлял менее ста пятидесяти - двухсот медимнов.

Судебная система.

Эта сфера так же подверглась реформированию. Суд присяжных, который выносил решения по делам, стал более совершенным и беспристрастным, так как отныне практически все жители имели возможность стать его членами, они заносились в специальные списки и при помощи жребия выбирались на должность, прежде судьи приносили клятву о честном исполнении своих обязанностей.

Солон так же проделал большую работу касаемую составления единого кодекса законов. Он отныне охватывал все виды отношений между людьми. Но самое главное – законом удалось заменить ранее действующие жесткие правила Драконта, впоследствии времена меняли, но Афины так и продолжали жить по изданным Солоном законам.

Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. Политическая деятельность Солона началась его экспедицией на Саламин в ходе войны с Мегарами. После успешно закончившейся экспедиции инициировал Первую Священную войну. К 594 году до н. э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем.

Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.

Первой его реформой была сисахфия, которую он считал своей главной заслугой[50][51]. Отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство[17][52][53]. Сисахфия должна была значительно облегчить социальную напряжённость и улучшить экономическое положение государства[54].

Солон проводил комплексную экономическую политику, которая характеризуется протекционизмом в отношении афинского сельского хозяйства и поддержкой ремесленного производства[55]. Ремесленникам из других городов, прибывшим в Афины, разрешалось поселиться в городе[56]. По другому закону родители, не обучившие своего сына ремеслу, не имели права требовать, чтобы он их поддерживал в старости[56]. Он запретил вывоз зерна из Афин и поощрял оливководство[57]. Благодаря мерам Солона оливководство впоследствии превратилось в процветающую отрасль сельского хозяйства[58]. Денежная реформа Солона предполагала замену прежней эгинской монетной единицы эвбейской. Эта мера облегчила торговлю между Афинами, Эвбеей, Коринфом, Халкидикой и Малой Азией и способствовала развитию внешней торговли Афин[56][59].

Также важное значение имели социальные реформы Солона. Важнейшей из них является разделение всего гражданского коллектива полиса на четыре имущественных разряда[60][61]. Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах.
•Пентакосиомедимны ◦имеют доход более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла[62]
◦могут избираться архонтами и казначеями

•Гиппеи ◦имеют доход свыше 300 медимнов зерна
◦могут содержать боевого коня

•Зевгиты ◦имеют доход свыше 200 медимнов зерна
◦служат гоплитами

•Феты ◦имеют доход менее 200 медимнов зерна[62]
◦могут участвовать в работе народного собрания и суда присяжных[63]
Самые бедные (феты), в отличие от афинян, входивших в первые три имущественных класса, не имели права занимать государственные должности и принимали участие только в работе народного собрания и суда присяжных (гелиеи). По наиболее распространённой версии, Солон провёл эту реформу в интересах богатых (прежде всего незнатных богачей из ремесленников и торговцев). Однако выгоду получили и бедные: теперь они могли участвовать в политической жизни[63].

Солон, по-видимому, и учредил гелиею[64]. Это нововведение имело наиболее демократический характер[65]. Солон предоставил право любому гражданину возбуждать судебный иск по делу, прямо его не касающемуся[66]. Если ранее в Афинах существовали только частные иски и процессы, в которых истцом должно было выступать само потерпевшее лицо, то теперь появились публичные иски и процессы[67].

Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение[17][76][77]. Этот свод должен был заменить драконтовский свод; лишь драконтовские законы об убийствах по-прежнему действовали. Новый свод законов должен был оставаться в силе в течение 100 лет, но фактически действовал и после этого[78].

Было:
Роль была небольшой, собирались по желанию знати и являлась инструментам ее политического господства. Ранее голосовали да или нет.

Стало:
Стали обсуждать важные государственные дела, принимать законы, которые были направлены против знати. Серия реформ Солона была утверждена на Народных собраниях. Рост численности.

Для лучшей организации работы Народных собраний Солон учреждает новый Совет из 400 человек (они избирались по 100 человек от каждой филы (единственный орган, где остался родовой принцип)), который руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании, разбирал некоторые текущие дела управления. Обладали правом законодательной инициативы.

За ареопагом сохранилось значение главного судилища по уголовным делам, а также общий контроль над всеми другими афинскими органами. Был главным политическим органом в полисе

Стало:
Перестал принимать участие в управленческих делах. Часть его функций перешла к Народному Собранию и Совету 400. Остались разбираться уголовные дела.

Новым государственным органом стала гелиея, многочисленная коллегия судей, избранных из всех граждан, включая и фетов. Гелиея должна была проверять отчёты должностных лиц, вести разбирательства различных конфликтов между гражданами. Право расторжения государственных и частных договоров. Решения гелиэи имело окончательную силу.

В компетенцию суда присяжных входило, с одной стороны, принятие отчётов от должностных лиц по окончании срока их службы, с другой – разбирательство (по апелляции) судебных решений должностных лиц, касающихся как физических насилий и нанесения материального ущерба, так и различного рода обязательств.

Для руководства усложнившейся финансовой деятельностью полиса были образованы новые должности казначеев, полетов (сдавали в аренду государственное имущество), коллакретов (следили за финансовым обеспечением жертвоприношений). Все

должностные лица были представлены только имущими. Высшие должности были по жребию.

Ранее не было. Полицейские функции исполняла коллегия, состоявшая из 11 человек.
Орган надзора, который следил за политическим настроем общества.

Итог реформ государственных структур:

1) Политическое право практически не зависело от происхождения
2) Большая часть должностей осталась за новой знатью (в том числе и судебные)
3) Полиция должна была сдерживать народный всплеск
4) Демократии в том виде, в котором хотелось бы, не было
5) Проведенные реформы неоднозначны и половинчаты
6) Впоследствии была тирания и гражданские войны

Экономические реформы:

Отмена долгового рабства, списание долгов

Обмен валюты на более удобную, что должно было способствовать развитию торговли

Ряд законов поощрявших ремесло, так как хозяйство находилось в упадке. Разрешил свободный вывоз ремесленной продукции, расширил круг лиц, которые стали гражданами, что расширило их права. Сын мог отказать отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу.

Поддержка среднего класса производителей, совместное пользование колодцами и оросительными системами, дорогами, кредитные займы
введение земельного максимума на частные земли (этот максимум и сравнить с реформами Гракхов)

Наследственная передача имущества (для экономического уравнивания)

Кассация долгов ударила по знати значительно больнее, чем это ожидалось из-за не стыковки в курс валют.

В экономическом плане ничего не изменилось, деньги были у одних, а стали у других.

Рабство становится классическим, появляется широкий класс рабовладельцев.

Развитие рабовладельческих отношений и появление новой аристократии.

Ненадолго облегчилось положение свободных производителей, они начинаю конкурировать с рабами и рабовладельцами. Мелкие производители проигрывают.

Социальные реформы:

Новое социальное деление в основе которого лежал имущественный ценз:
Пятисотники, всадники ( обладали полным набором гражданских прав), зевгиты (все право, кроме вхождения в ареопаг), феты (обладали только активным избирательным правом и участием в суд).

Изменение социальных слоев и структуры общества, расширение гражданской прослойки

Появление возможности перехода из одного соц слоя в другой

Запрет на роскошные пиршества и в целом на роскошь

Фетов было больше всех, а они в свою очередь обладали только активным избирательным правом; пятисотников тоже стало значительно больше

Уменьшение политических прав от класса к классу, феты обладали только активным избирательным правом и участием в суде.

Изменение социальной структуры общества их отличие заключается в имуществе и политических правах.

В целом деление сводилось к перетасовке классов.

Небольшой вывод:

Дал возможность всем, кому хочется войти в народное собрание.

Политическое право практически не зависело от происхождения.

Большая часть функционала осталась за новой знатью.

Введен отдельный орган полицейского надзора, который был призван для сдерживания каких либо возмущений и волнений.

По большому счёту демократии не было, да и цели такой не преследовалось.

Солон в отечественной историографии:

Позитивная оценка реформ. Особо отмечается отмена долговой кабалы.
Авдиев: более мягок в своих оценках, говорит, что есть только зачатки демократии
Фролов: способствовали оформлению в демократический полис
Лурье: Нет ничего великого в реформах, и нет никаких революций
Сергеев: реформы были революционными

Солон в зарубежной историографии:
Мягко относятся к реформам, называя их преобразованиями. Никакой речи не идет о революции. Реформы оцениваются достаточно здраво, демократические функции граждан расширились, однако демократии не было.
Эринберг: Солон изменил властные функции аристократии.
Бонар: Солон заложил основы демократии, правильно сделал, что не допускал бедняков к высшей власти, для народа он сделал максимум.
Роутс: уравновешенная реформаторская деятельность Солона.

Значение личности Солона для государства древней Греции

В Древней Греции наблюдалось множество социально-политических конфликтов, достигших своего пика в VI веке до н. э. В данный период верховная власть пришла к выводу о необходимости принятия радикальных мер. Традиционно, чтобы примирить все слои общества, государственная должность предоставлялась особо уважаемому человеку. Таковым стал Солон, проживающий на тот момент в Афинах.

Солон являлся выдающейся политической личностью, был философом, мыслителем, увлекался поэзией и добился успехов в законотворчестве той эпохи. Морской торговец имел происхождение из обедневшего рода эвпатридов и хорошо понимал проблемы торговли и ремесленничества, которыми занимались жители Афин.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Большую популярность в Афинах заслужили его стихи на политические темы, в которых раскрывались недостатки правления аристократии. В 600 году до н.э. Солон основал военную акцию против Мегар, по итогам которой греки получили контроль над островом Саламин.

Общественно-политическое положение Греции до реформ

В 594 году до н.э. общественный конфликт, который происходил в Греции, увеличивал обороты. В это время Ареопаг отдал должность Архонта Солону. В довесок его наделили расширенными полномочиями. Срок службы реформатора составил всего год, но за этот небольшой период ему удалось полностью оправдать ожидания жителей и заложить основы Афинской демократии.

Общественно-политическое положение Греции до реформ характеризовалось косностью эвпатридов, которая выражалась в следующем:

  • пережитки родового строя;
  • праздность правящей верхушки;
  • беспощадная эксплуатация народа;
  • препятствия для экономического и культурного развития полиса;
  • нагнетенная обстановка между слоями общества.

Солон делал ставки на блестящее будущее Афин, которое заключалось в таких факторах, как:

  • экономический рост;
  • совершенствование системы земледелия;
  • развитие торговли и ремесла;
  • гарантии благополучия для представителей каждой прослойки гражданского общества.

Особенности реформ Солона

Простатом называют политика, защитника демоса в период государственных преобразований в полисе.

  • экономические отношения;
  • социальный строй;
  • военная структура;
  • государственное управление.

Экономические и политические реформы Солона

Проведение изменений в экономическом секторе было призвано оживить хозяйственную жизнь Афин. В данном направлении Солон предпринял следующие меры:

  • контроль и регулирование водоснабжения в Аттике, где часто наблюдались засухи;
  • развитие отрасли оливководства: разрешение экспорта оливкового масла, предписания к посадкам и обработке оливковых деревьев;
  • развитие ремесленного производства: к примеру, сына освобождали от обязанности заботиться об отце, если тот его не научил ремеслу;
  • активизация процесса торговли, включая упразднение архаической фидоновской системы мер и весов. Замена ее на более удобную эвбейскую весовую и денежную систему, характерную для Эгейского региона;
  • запрет излишних и непроизводительных трат (таких, как дорогостоящие погребения, массовые жертвоприношения животных).

До реформ военная организация была основана на родовом коллективе со знатью во главе. После изменений в приоритете стало социальное деление общества. Тяжеловооруженные гоплиты заняли ключевые позиции. Они комплектовались из зевгитов. Роль народного собрания повышалась, в таком формате обсуждались важные государственные вопросы, принимались законы.

Значимые реформы Солона:

  • повышение роли среднего класса;
  • введение совета 400, в который входили по 100 представителей каждой филы;
  • ограничение роли Ареопага;
  • создание общегражданского суда или гелиэи;
  • кодификация письменного свода законов;
  • появление новых должностей: казначей, полет, управляющий арендой государственного имущества, коллакрет (в его обязанности входил контроль над финансированием жертвоприношений);
  • образование коллегии 11, которая выполняла функцию полиции.

Реформы Солона характеризовались положительным эффектом для жизни общества. Однако в первое время изменения не получили высоких оценок. Представители аристократии утратили привилегии, а ожидания демоса по поводу равного передела земель не оправдались.

В итоге Солону пришлось покинуть полис. Однако введенные законы не прекратили свое действие и в скором времени привели к положительным изменениям в жизни гражданского общества.

Сисахфия и закон о свободе завещаний

В первую очередь Солоном была проведена реформа прямого вмешательства в собственность. Такие изменения получили название сисахфии. Ключевые тезисы реформы:

  • освобождение афинян, попавших в долговое рабство;
  • возвращение (путем выкупа) граждан, проданных за долги за границу;
  • отмена долгового рабства;
  • запрет на самозаклад должника;
  • взыскание любого долга не может быть связано с личностью ответчика;
  • возврат многим крестьян их земельных участков.

Запрет на долговое рабство сильно навредил крупным землевладельцем из родовой знати и средним землевладельцам с закладными на землю. Кроме того, бедняки тоже остались недовольны тем, что не был проведен полный передел земли. Солон установил максимум земельного надела.

Какое-либо имущество, включая земельные участки, можно было продать, заложить, распределить между наследниками. Это означало свободу обращения с земельным наделом. Также землю можно было завещать кому-либо.

Была пресечена практика использования брака для собственного обогащения. Для этого старики были лишены права из корыстных побуждений жениться на богатых наследницах, а невесты больше не могли передавать мужу приданое более нескольких нарядов и набора домашней утвари.

Цензовая реформа

Свободные жители Афин по реформе Солона были подразделены, исходя из величины земельного дохода. Для определенной группы были характерны свои права и обязанности:

  1. Пентакосиомедимны или пятисотники, получали 500 медимнов зерна, вина или масла, при этом 1 медимн составлял 52 литра. Данные граждане состояли на службе в коннице, могли претендовать на высшие государственные должности.
  2. Всадники имели доход в 300 медимнов. Они относились к зажиточным гражданам, которые могли позволить себе содержание боевого коня, наделялись полным набором гражданских прав, несли службу в коннице.
  3. Зевгиты обладали доходом в 200 медимнов. Данная группа представляла собой основу полисного коллектива, представители которого призывались в тяжеловооруженную пехоту.
  4. Феты получали от 200 медимнов и менее. Представители этой категории граждан не могли претендовать на должности в государственной службе, но участвовали в народном голосовании.

Изменения социальной структуры заключались в том, что не принадлежность к какому-либо роду определяла статус человека, а его доходы. Значимость классификации людей по родовым филам и фратиям значительно снизилась, хотя подобная градация сохранялась.

Изменения в политической структуре страны

Реформы Солона в экономике и политике положили конец полному господству аристократии в обществе. После изменений разделение граждан полиса было основано на их состоянии в пересчете на количество натуральных продуктов, которые они получали с земельных владений.

Каждый афинянин принимал участие в жизни полиса и имел определенный объем политических прав, определяемых его разрядом. Место гражданина в обществе зависело от богатства, а не от знатности, как ранее.

Произошла демократизация государственного устройства. Наряду с аристократическим Советом ареопага был учрежден Совет четырехсот, который был призван выражать интересы более широкого круга населения полиса. Так как данный орган обладал аналогичными с ареопагом функциями, он принижал его роль.

Ключевой задачей Совета четырехсот являлась подготовка решений, которые рассматривало народное собрание. Таким образом, активизировалась деятельность народного собрания. Постепенно оно принимало форму суверенного органа управления, высшей инстанции, решающей важнейшие государственные вопросы.

Солон основал гелиэю, то есть суд присяжных, являющийся наиболее демократичным государственным институтом. Члены совета выбирались жеребьевкой. В состав могли войти даже самые бедные граждане полиса.

Благодаря Солону был создан свод письменных законов, который охватывал все стороны общественных отношений. Он целиком заменил ранее существовавшие законы Драконта.

Реформы Солона обладали компромиссным характером. Целью законотворческой деятельности реформатора являлось создание такого социально-политического строя, при котором каждый гражданин занимал подобающее место в общественной жизни полиса.


Социально-экономическая и политическая ситуация в Аттике продолжала ухудшаться практически весь VII в. до н. э. Социальная дифференциация населения привела к тому, что уже значительная часть всех афинян влачила жалкое существование. Бедные крестьяне жили в долг, выплачивали огромные проценты, закладывали землю, отдавали своим богатым согражданам до 5/6 урожая. Они продавали своих детей в рабство, закладывали самих себя, рабы активно вывозились и за пределы полиса. Напряжение в обществе грозило социальными потрясениями. Старый родовой уклад тормозил дальнейшее развитие, решить на его основе возникавшие конфликты было невозможно. Недовольство выражали не только лишенные, по сути, политических прав и закабаленные малоимущие слои населения, но и разбогатевшие, но недостаточно знатные граждане.

Масла в огонь подлила неудача в войне за остров Саламин с Мегарами в конце VII в. В Афинах даже было запрещено упоминать название этого острова. Запрет нарушил поэт Солон. Он происходил из древнего, но обедневшего знатного рода, занимался морской торговлей и был, таким образом, связан одновременно и с аристократией, и с демосом, члены которого уважали Солона за честность. Притворившись сумасшедшим, он публично в стихах призывал афинян к реваншу. Его стихи вызвали большой общественный резонанс, что спасло поэта от наказания. Ему было поручено собрать и возглавить флот и армию. В новой войне Афины победили Мегары, а Солон стал наиболее популярным человеком в городе. В 594 г. до н. э. его избрали первым архонтом (эпонимом) и поручили также выполнять функции айсимнета, т. е. он должен был стать посредником при улаживании социальных вопросов.

Солон провел денежную реформу, сделав легче (уменьшив вес) афинскую монету и тем самым увеличив денежное обращение в стране. Он разрешил вывозить за границу оливковое масло и вино запретил вывозить зерно, поспособствовав, таким образом, развитию наиболее выгодного для внешней торговли сектора афинского сельского хозяйства и сохранив для сограждан дефицитный хлеб. Любопытный закон был принят для развития еще одной прогрессивной отрасли народного хозяйства. По закону Солона, сыновья могли не обеспечивать родителей в старости, если те в свое время не обучили детей какому-нибудь ремеслу.

Важнейшие изменения произошли в политическом и социальном устройстве Афинского государства. Вместо прежних сословий Солон ввел новые, основанные на проведенном им имущественном цензе (переписи и учете доходов). Отныне афиняне, чей годовой доход составлял не менее 500 медимнов (около 52 литров) сыпучих или жидких продуктов, назывались пентакосиамедимнами и принадлежали к первому разряду, не менее 300 медимнов — всадниками (второй разряд), не менее 200 медимнов — зевгитами (третий разряд), менее 200 медимнов — фетами (четвертый разряд).

Высшими государственными органами отныне были ареопаг, буле и Народное собрание. Буле было новым органом. Это был Совет четырехсот, куда каждая из четырех афинских фил[7] избирала 100 человек. В буле должны были предварительно обсуждаться все вопросы и законы перед тем, как они подлежали рассмотрению в Народном собрании. Само Народное собрание (экклесия) при Солоне стало собираться гораздо чаще и приобрело большее значение. Архонт постановил, что в период междоусобиц каждый гражданин должен занимать активную политическую позицию под угрозой лишения гражданских прав.




Занимать должности архонтов могли только представители первого разряда. Они же должны были выполнять ряд обязанностей: снаряжать корабли, устраивать празднества и т. д. Пентакосиамедимны входили в ареопаг, назначались главнокомандующими и начальниками больших отрядов. Всадники составляли конницу афинской армии и выставляли кандидатов в буле. Зевгиты на свой счет приобретали снаряжение и оружие, служили в пехоте, являвшейся основой вооруженных сил, а также теоретически могли пройти в Совет четырехсот. Феты могли (просто по своим доходам) быть лишь стрелками, пращниками и матросами. Зато и зевгиты, и феты могли участвовать в Народном собрании, а главное — в организованном Солоном суде присяжных (гелиее), тесно с этим собранием связанным и решавшим зачастую довольно важные для афинян любого разряда вопросы. Суд стал доступным для всех свободных граждан. Раньше крестьянин должен был лично являться на заседания суда. Жители отдаленных местностей были вынуждены подолгу отлучаться из дому и тратить рабочее время, защищая свои права. Теперь же каждому гражданину закон предоставлял право нанимать посредника, который мог вести за него дела.

Конечно, подобная государственная система все равно сохраняла главные рычаги управления в руках аристократии, но, безусловно, свидетельствовала о значительной демократизации Афин.

Законы Солона должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на деревянных досках, вставленных в четырехугольные рамки, которые вращались на оси, чтобы удобнее было их рассматривать. Своими реформами Солон, однако, не угодил ни той, ни другой стороне. Бедные возмущались тем, что не добились передела земли, не избавились от нужды и тяжелого труда. Богатые же негодовали на Солона за отмену долгов. В результате законодатель покинул родной город, предварительно взяв клятву с сограждан, что те не будут ничего менять в его законах в течение десяти лет.

Вернувшись на родину, Солон стал свидетелем разгоревшейся политической борьбы между Писистратом и эвпатридами. Он выступал против стремления Писистрата стать тираном[8], но одобрял его нововведения, сделавшись в результате его советником. Умер выдающийся реформатор в глубокой старости.


Солон

Социально-экономическая и политическая ситуация в Аттике продолжала ухудшаться практически весь VII в. до н. э. Социальная дифференциация населения привела к тому, что уже значительная часть всех афинян влачила жалкое существование. Бедные крестьяне жили в долг, выплачивали огромные проценты, закладывали землю, отдавали своим богатым согражданам до 5/6 урожая. Они продавали своих детей в рабство, закладывали самих себя, рабы активно вывозились и за пределы полиса. Напряжение в обществе грозило социальными потрясениями. Старый родовой уклад тормозил дальнейшее развитие, решить на его основе возникавшие конфликты было невозможно. Недовольство выражали не только лишенные, по сути, политических прав и закабаленные малоимущие слои населения, но и разбогатевшие, но недостаточно знатные граждане.

Масла в огонь подлила неудача в войне за остров Саламин с Мегарами в конце VII в. В Афинах даже было запрещено упоминать название этого острова. Запрет нарушил поэт Солон. Он происходил из древнего, но обедневшего знатного рода, занимался морской торговлей и был, таким образом, связан одновременно и с аристократией, и с демосом, члены которого уважали Солона за честность. Притворившись сумасшедшим, он публично в стихах призывал афинян к реваншу. Его стихи вызвали большой общественный резонанс, что спасло поэта от наказания. Ему было поручено собрать и возглавить флот и армию. В новой войне Афины победили Мегары, а Солон стал наиболее популярным человеком в городе. В 594 г. до н. э. его избрали первым архонтом (эпонимом) и поручили также выполнять функции айсимнета, т. е. он должен был стать посредником при улаживании социальных вопросов.

Солон провел денежную реформу, сделав легче (уменьшив вес) афинскую монету и тем самым увеличив денежное обращение в стране. Он разрешил вывозить за границу оливковое масло и вино запретил вывозить зерно, поспособствовав, таким образом, развитию наиболее выгодного для внешней торговли сектора афинского сельского хозяйства и сохранив для сограждан дефицитный хлеб. Любопытный закон был принят для развития еще одной прогрессивной отрасли народного хозяйства. По закону Солона, сыновья могли не обеспечивать родителей в старости, если те в свое время не обучили детей какому-нибудь ремеслу.

Важнейшие изменения произошли в политическом и социальном устройстве Афинского государства. Вместо прежних сословий Солон ввел новые, основанные на проведенном им имущественном цензе (переписи и учете доходов). Отныне афиняне, чей годовой доход составлял не менее 500 медимнов (около 52 литров) сыпучих или жидких продуктов, назывались пентакосиамедимнами и принадлежали к первому разряду, не менее 300 медимнов — всадниками (второй разряд), не менее 200 медимнов — зевгитами (третий разряд), менее 200 медимнов — фетами (четвертый разряд).

Высшими государственными органами отныне были ареопаг, буле и Народное собрание. Буле было новым органом. Это был Совет четырехсот, куда каждая из четырех афинских фил[7] избирала 100 человек. В буле должны были предварительно обсуждаться все вопросы и законы перед тем, как они подлежали рассмотрению в Народном собрании. Само Народное собрание (экклесия) при Солоне стало собираться гораздо чаще и приобрело большее значение. Архонт постановил, что в период междоусобиц каждый гражданин должен занимать активную политическую позицию под угрозой лишения гражданских прав.

Занимать должности архонтов могли только представители первого разряда. Они же должны были выполнять ряд обязанностей: снаряжать корабли, устраивать празднества и т. д. Пентакосиамедимны входили в ареопаг, назначались главнокомандующими и начальниками больших отрядов. Всадники составляли конницу афинской армии и выставляли кандидатов в буле. Зевгиты на свой счет приобретали снаряжение и оружие, служили в пехоте, являвшейся основой вооруженных сил, а также теоретически могли пройти в Совет четырехсот. Феты могли (просто по своим доходам) быть лишь стрелками, пращниками и матросами. Зато и зевгиты, и феты могли участвовать в Народном собрании, а главное — в организованном Солоном суде присяжных (гелиее), тесно с этим собранием связанным и решавшим зачастую довольно важные для афинян любого разряда вопросы. Суд стал доступным для всех свободных граждан. Раньше крестьянин должен был лично являться на заседания суда. Жители отдаленных местностей были вынуждены подолгу отлучаться из дому и тратить рабочее время, защищая свои права. Теперь же каждому гражданину закон предоставлял право нанимать посредника, который мог вести за него дела.

Конечно, подобная государственная система все равно сохраняла главные рычаги управления в руках аристократии, но, безусловно, свидетельствовала о значительной демократизации Афин.

Законы Солона должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на деревянных досках, вставленных в четырехугольные рамки, которые вращались на оси, чтобы удобнее было их рассматривать. Своими реформами Солон, однако, не угодил ни той, ни другой стороне. Бедные возмущались тем, что не добились передела земли, не избавились от нужды и тяжелого труда. Богатые же негодовали на Солона за отмену долгов. В результате законодатель покинул родной город, предварительно взяв клятву с сограждан, что те не будут ничего менять в его законах в течение десяти лет.

Вернувшись на родину, Солон стал свидетелем разгоревшейся политической борьбы между Писистратом и эвпатридами. Он выступал против стремления Писистрата стать тираном[8], но одобрял его нововведения, сделавшись в результате его советником. Умер выдающийся реформатор в глубокой старости.

Читайте также: