Физиология человека и животных кратко

Обновлено: 28.06.2024

Курс от Института Передачи БиоЗнаний, состоит из 22 лекций. Лектор Бобровский Д. М. Типы нервных клеток и передача нервного импульса, работа синапсов и нейротрансмиттеры, нейропластичность и развитие нервной системы, строение и работа головного мозга.

Автор статьи Зыбина А.М. Понятие мембранного потенциала. Уравнения Нернста и Годльдмана. Работа потенциал-управляемого натриевого канала. Нейроны и типы синапсов.

Автор статьи Зыбина А.М. Скелетные мышцы. Строение саркомера, актима и миозина. Сердечные мышцы. Гладкие мышцы.

Автор статьи Зыбина А.М. Определение понятия группы крови. Четыре группы крови по системе АВ0. Анализ групп крови. Схема переливания крови. Резус-фактор. Причины резус-конфликта.

Автор статьи Зыбина А.М. Виды иммунитета. Типы лейкоцитов. Антитела и антигены. .

Методы наблюдения и эксперимента, физиологические методы. .

Курс из 16 лекций. Читает Каменский А.А. Потенциал покоя и потенциал действия. Синапсы. Ацетилхолин. Медиаторы центральной нервной системы.

Зыбина А.М. Биоэлектрические явления. Мембранный потенциал, потенциал действия. Двухфазный и монофазный ПД.

Автор Зыбина А. М. Виды синапсов. Строение химического синапса. Нервно-мышечный синапс. Строение и работа мышцы.

Видеоролик Афонтово о строении человека. Кровеносная система. Дыхательная система. Пищеварительная система. Выделительная система. Головной мозг и органы зрения.

Лектор Бунцева О. Готовимся к практическому туру Всероссийской олимпиады по биологии.

Занятие по мультиспектральной компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии ведут Шабанова М. и Ширяев Г.

Занятие ведет Письменский С. На видео показывается, как выполнять сердечно-лёгочную реанимацию человека при отсутствии сознания, дыхания и кровообращения.

Лектор Ловать М. ЭКГ. Готовимся к практическому туру Всероссийской олимпиады по биологии.

Лектор Зыбина А.М. Антигены эритроцита. Система AB0. Переливание крови. Бомбейский феномен. Резус-фактор. Резус-конфликт.

Лектор Зыбина А.М. Расположение сердца. Строение стенки сердца. Клапаны. Сердечный цикл. Круги кровообращения. Автоматия.

Лектор Зыбина А.М. Железы человеческого организма. Вазопрессин. Окситоцин. Принцип работы тропных гормонов. Кортикостероиды.

Лектор Зыбина А.М. Этапы дыхания. Пневмоторакс. Дыхательные пути. Работа голосовых связок. Альвеолы и капилляры лёгких. Гемоглобин, транспорт кислорода и углекислого газа.

Лектор Зыбина А.М. Органы пищеварения. Язык. Зубная формула человека. Слюнные железы. Глотание. Строение и железы желудка. Кишечник. Печень и образование желчи. Гормоны ЖКТ.

Лектор Зыбина А.М. Строение нервной ткани. Строение спинного мозга. Рефлекторная дуга. Отделы головного мозга. Вегетативная нервная система.

Список литературы

1. Шмидт Р. (ред) - Физиология человека. в 3х томах (1996)

4. Презентации по физиологии человека и животных (любезно предоставил Максим Львович Ловать)

5. Коган А.Б. - Основы физиологии высшей нервной деятельности (2е изд., 1988)

6. Данилова H.H. , Крылова А.Л. - Физиология высшей нервной деятельности

7. Билич Г.Л., Кржижановский В.А. - Биология. Полный курс. Том. 1. Анатомия (3-е изд. ОНИКС, 2005)

9. Шмидт Р., Тевс Г. - Физиология человека. Том 1-3 (1996)

12. Билич Г.Л., Кржижановский В.А./ Биология. Полный курс. Том. 1. Анатомия/ 3-е изд. ОНИКС, 2005

14. Шмидт Р., Тевс Г., / Физиология человека. Том 1-3/ 1996

ФИЗИОЛО́ГИЯ ЖИВО́ ТНЫХ И ЧЕЛО­В Е́КА (от греч. φύσις – при­ро­да и . ..ло­гия ), нау­ка, изу­чаю­щая про­цес­сы жиз­не­дея­тель­но­сти (функ­ции) ор­га­низ­мов жи­вот­ных и че­ло­ве­ка, их от­дель­ных сис­тем, ор­га­нов, тка­ней и кле­ток. Раз­ли­ча­ют неск. тес­но свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой дис­ци­п­лин. Об­щая фи­зио­ло­гия ис­сле­ду­ет при­ро­ду про­цес­сов, об­щих для ор­га­низ­мов разл. ви­дов, а так­же об­щие за­ко­но­мер­но­сти ре­ак­ции ор­га­низ­ма и его струк­тур на воз­дей­ст­вие внеш­ней сре­ды (напр., элек­тро­фи­зио­ло­гия изу­ча­ет элек­трич. яв­ле­ния в ор­га­низ­ме, фи­зио­ло­гия раз­ви­тия – за­ко­но­мер­но­сти ви­до­во­го и ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия функ­ций, эко­ло­гич. фи­зио­ло­гия – ос­но­вы адап­та­ци­он­ных при­спо­соб­ле­ний к разл. ус­ло­ви­ям су­ще­ст­во­ва­ния). Срав­нит. фи­зио­ло­гия изу­ча­ет фи­зио­ло­гич. про­цес­сы в их фи­ло­ге­не­тич. раз­ви­тии у раз­ных ви­дов бес­по­зво­ноч­ных и по­зво­ноч­ных, эво­лю­ци­он­ная фи­зио­ло­гия – про­ис­хо­ж­де­ние и эво­лю­цию жиз­нен­ных про­цес­сов в за­ви­си­мо­сти от внут­рен­них и внеш­них фак­то­ров. Пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния ча­ст­ной спе­ци­аль­ной фи­зио­ло­гии яв­ля­ют­ся отд. клас­сы и груп­пы ор­га­низ­мов (напр., с.-х. жи­вот­ные, пти­цы), отд. ор­га­ны (напр., серд­це) или сис­те­мы (напр., нерв­ная или пи­ще­ва­ри­тель­ная). Функ­цио­наль­ные осо­бен­но­сти ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка в спе­ци­фич. ус­ло­ви­ях жиз­не­дея­тель­но­сти изу­ча­ет при­клад­ная фи­зио­ло­гия (в т. ч. авиа­ци­он­ная, кос­мич., под­вод­ная фи­зио­ло­гия, фи­зио­ло­гия тру­да и спор­та). Спец. фи­зио­ло­гич. дис­ци­п­ли­на – па­то­ло­гич. фи­зио­ло­гия, ко­то­рая в от­ли­чие от нор­маль­ной фи­зио­ло­гии вы­яс­ня­ет за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия и те­че­ния па­то­ло­гич. про­цес­сов в ор­га­низ­ме.

Нормальная физиология – биологическая дисциплина, изучающая:

1) функции целостного организма и отдельных физиологических систем (например, сердечно-сосудистой, дыхательной);

2) функции отдельных клеток и клеточных структур, входящих в состав органов и тканей (например, роль миоцитов и миофибрилл в механизме мышечного сокращения);

3) взаимодействие между отдельными органами отдельных физиологических систем (например, образование эритроцитов в красном костном мозге);

4) регуляцию деятельности внутренних органов и физиологических систем организма (например, нервные и гуморальные). Физиология является экспериментальной наукой. В ней выделяют два метода исследования – опыт и наблюдение. Наблюдение – изучение поведения животного в определенных условиях, как правило, в течение длительного промежутка времени. Это дает возможность описать любую функцию организма, но затрудняет объяснение механизмов ее возникновения. Опыт бывает острым и хроническим. Острый опыт проводится только на короткий момент, и животное находится в состоянии наркоза. Из-за больших кровопотерь практически отсутствует объективность. Хронический эксперимент был впервые введен И.П. Павловым, который предложил оперировать животных (например, наложение фистулы на желудок собаки).

Большой раздел науки отведен изучению функциональных и физиологических систем. Физиологическая система – это постоянная совокупность различных органов, объединенных какой-либо общей функции. Образование таких комплексов в организме зависит от трех факторов: 1) обмена веществ; 2) обмена энергии; 3) обмена информации.

Функциональная система – временная совокупность органов, которые принадлежат разным анатомическим и физиологическим структурам, но обеспечивают выполнение особых форм физиологической деятельности и определенных функций. Она обладает рядом свойств, таких как: 1) саморегуляция; 2) динамичность (распадается только после достижения желаемого результата); 3) наличие обратной связи. Благодаря присутствию в организме таких систем он может работать как единое целое.

Особое место в нормальной физиологии уделяется гомеостазу. Гомеостаз – совокупность биологических реакций, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма. Он представляет собой жидкую среду, которую составляют кровь, лимфа, цереброспинальная жидкость, тканевая жидкость. Их средние показатели поддерживают физиологическую норму (например, рН крови, величину артериального давления, количество гемоглобина и т. д.).

Итак, нормальная физиология – это наука, определяющая жизненно важные параметры организма, которые широко используются в медицинской практике.

2. Физиологические свойства и особенности функционирования возбудимых тканей

2.1. Физиологическая характеристика возбудимых тканей

Основным свойством любой ткани является раздражимость, т.е. способность ткани изменять свои физиологические свойства и проявлять функциональные отправления в ответ на действие раздражителей.

Раздражители – это факторы внешней или внутренней среды, действующие на возбудимые структуры.

Различают две группы раздражителей:

1) естественные (нервные импульсы, возникающие в нервных клетках и различных рецепторах);

2) искусственные: физические (механические – удар, укол; температурные – тепло, холод; электрический ток – переменный или постоянный), химические (кислоты, основания, эфиры и т. п.), физико-химические (осмотические – кристаллик хлорида натрия).

Классификация раздражителей по биологическому принципу:

1) адекватные, которые при минимальных энергетических затратах вызывают возбуждение ткани в естественных условиях существования организма;

2) неадекватные, которые вызывают в тканях возбуждение при достаточной силе и продолжительном воздействии.

К общим физиологическим свойствам тканей относятся:

1) возбудимость – способность живой ткани отвечать на действие достаточно сильного, быстрого и длительно дей­ствующего раздражителя изменением физиологических свойств и возникновением процесса возбуждения. Мерой возбудимости является порог раздражения. Порог раздражения – это та минимальная сила раздражителя, которая впервые вызывает видимые ответные реакции. Так как порог раздражения характеризует и возбудимость, он может быть назван и порогом возбудимости. Раздражение меньшей интенсивности не вызывающее ответные реакции, называют подпороговым;

2) проводимость – способность ткани передавать возникшее возбуждение за счет электрического сигнала от места раздражения по длине возбудимой ткани;

3) рефрактерность – временное снижение возбудимости одновременно с возникшим в ткани возбуждением. Рефрактерность бывает абсолютной (нет ответа на любой раздражитель) и относительной (возбудимость восстанавливается, и ткань отвечает на подпороговый или сверхпороговый раздражитель);

4) лабильность – способность возбудимой ткани реагировать на раздражение с определенной скоростью. Лабильность характеризуется максимальным числом волн возбуждения, возникающих в ткани в единицу времени (1 с) в точном соответствии с ритмом наносимых раздражений без явления трансформации.

Читайте также: