Драматургия древней греции кратко самое главное

Обновлено: 02.07.2024

Истоки греческого театра.

Греческая драма и театр генетически восходят к культовым обрядам глубокой древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач), произошли от празднеств в честь Диониса, длившихся несколько дней и представлявших собой торжественные процессии, мистерии .

При всей примитивности и простоте древних игровых обрядов в них уже можно заметить ростки будущего театрального действия - сочетания музыки, танца, песни, слова: Дифирамбы и фаллические песни исполнялись хором и запевалой и сопровождались танцами. Это было началом театрального диалога и действия. Запевала (буквально – зачинатель – у Аристотеля) своими репликами и мимическими действиями побуждал хор к диалогу.

Во 2-й половине 6 в. до н.э. из хора выделился особый исполнитель – актер, которым был сам драматург. Импровизацию сменил точно фиксированный текст.

Древнегреческая драматургия – родилась из обрядовых праздников в честь бога Диониса, связанная с зимним умиранием и весенним возрождением природы. В основе этой игры лежал импровизационный дифирамб - диалог хора и запевалы (зачинателя), составляющий неотъемлемую часть культа Диониса.

Трагедия ведет свое начало от запевал дифирамба, а комедия – от запевал фаллических песен.

Арион – первый поэт,(6 в. до н.э.) придавший дифирамбу организованную литературную форму.

Трагедия. ( Tragodia – греч. от греч. Tragos – козел (которого приносили в жертву богу Дионису) и dia - песнь , tragoedia – лат.)Дальнейшее развитие трагедии связано с именем Феспида (2-я по. 6 в. до н.э.). Считается, что именно он ввел первого актера( гипокрита ), исполнявшего ряд небольших речей-повествований, ведущего диалог с хором, выражавшим реакцию на эти речи в своих песнях.

У хора была преобладающая роль, что придавало трагедии характер патетической оратории. Такой вид трагедии сохранялся до первой четверти 5 в. до н.э., в ранних произведениях Эсхила в том числе.

Вместе с развитием Афинской демократии, повышения активности демоса, роли отдельного человека - в трагедию вводится морально-этическая проблематика. В эпоху Греко-персидских войн драматургия отражает противостояние государственного греческого демократизма восточному деспотизму. Героем трагедий становится человек, борющийся за справедливость с внешними силами, с богами. Эсхил превращает трагедию в подлинную драму введением второго актера.

Дальнейшее повышение интереса к человеческой личности в древнегреческой драматургии связано с творчеством Софокла и его младшего современника Еврипида . В трагедиях Софокла главный конфликт происходит между действиями человека, смело вступающего в борьбу за выполнение своего морального долга с божественной силой, подчиняющей себе людей. Софокл наделяет своих героев такими качествами, как благородство, честность, верность нравственным принципам свободного демократического общества. Теперь божественная сила, правящая миром подвергается критике. Внутренний мир человека становится более интересным для драматургов и зрителей. В пьесах появляются бытовые элементы.

Введение третьего актера дало возможность Софоклу и Еврипиду значительно углубить психологическую характеристику действующих лиц, многосторонне показать их взаимоотношения и соответственно сократить роль хора.

До конца 5 в.до н.э. трагедия сохраняла двусоставность, свидетельствующую о ее исконной связи с хоровым дифирамбом.

Аристотель о трагедии

Обычно трагедии в Древней Греции представлялись зрителям на праздновании Великих Дионисий в составе тетралогии, состоящей из трех трагедий и одной сатировской драмы . У Эсхила трагедии были связаны единством содержания, а позднее каждая трагедия стала самостоятельным произведением.

Комедия рождалась из фаллических песен, обличающих пороки отдельных членов общества, которые нарушали сложившиеся принципы жизни родоплеменного коллектива.

Аристотель сообщает в "Поэтике" (гл. 4), что комедия (от греч. т.шо; - гулянка, толпа гуляк и аоо) - пою; букв. - пение на гулянке или пение гуляк) возникла из импровизации и вед„т сво„ начало от запевал фаллич. песен, к-рые исполнялись в честь Диониса. Первые сведения о Д. а. к. относятся приблизительно к 487 до н. э. (упоминание о Хиониде, первом известном Аристотелю авторе комедий). Ок.464 до н. э. комедия была впервые допущена к представлению на гос. празднествах.

Аристотель говорит, что смешное – часть безобразного: смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное. Комическая маска есть нечто безобразное и искаженное, но без выражения страдания (Поэтика, гл.5)

Считается, что комедия произошла от Песни ( Won dia ), исполнявшейся участниками обрядово-обличительного коммоса («комодии, т.е. песни комоса). Другим источником комедии послужили шуточные бытовые сценки с участием традиционных типов фольклорного фарса. В начале 5 в. до н.э. комедия вошла в состав Великих Дионисий и вобрала оба элемента – хоровой и драматический .

Комедии три были разновидности:

Начальная, срединная, последняя.

И в первой не скрывали порицания –

Начало положил ему Сусарион.

В срединной порицанье было скрытое;

Её поэты: Евполид, Кратин, Гермипп,

Аристофан, а также Ферекрат, Платон.

Но и в последнем облике комедии

Брань оставалась скрытой: чужеземцев лишь,

Рабов она касалася и варваров.

Её творцами Филемон был и Менандр.

Древняя аттическая комедия развивалась в условиях афинской демократии и носила политический характер. В ней постоянно затрагивались вопросы государственного. устройства, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, её внешней политики, общественного воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились представители власти, поэты, философы. Обязательной принадлежностью Д. а. к. являлся хор, состоявший из 24 чел. и разделявшийся на 2 полухория. На построении Д. а. к. отразилось происхождение её из сельских празднеств в честь Диониса; существ, частью был агон - словесное состязание главных действующих лиц, и парабаса - непосредственное обращение хора к зрителям. Художественного расцвета Д. а. к. достигла в творчестве Аристофана (до нас дошло полностью 11 комедий, написанных им). Среди предшественников и современников Аристофана - К ратин , Кратет (период расцвета их творчества,- сер. 5 в. до н. э.), Ферекрат (ок. 437), Фрини х (ок. 429), Евполид и Платон (годы Пелопоннесской войны). Произведения этих авторов сохранились лишь в отрывках. Поражение Афин в Пелопоннесской войне, учреждение правительства "тридцати тиранов" (404-403 г.г. до н. э.) и уничтожение демократических учреждений создало неблагоприятные условия для развития политической комедии. Хотя демократические учреждения в Афинах после гражданской войны были восстановлены (в 403 г.до н. э.), Афины перестали играть важную роль в Греции, прекратилась бурная политическая жизнь, борьба партий, и Д. а. к. утеряла питающую её почву.

Средняя аттическая комедия получила распространение в Афинах в 4 в. до н. э. Поражение Афин в Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.) значительно ослабило размах политической сатиры. В С. а. к. личные выпады против политических деятелей встречались лишь эпизодически; чаще высмеивались представители различных философских школ (Платон и его последователи, пифагорейцы, киники и др.). Характерной чертой С. а. к. являлось изображение повседневной жизни и бытовых типов: поваров, торговцев рыбой, параситов , обжор, чужеземцев, гетер и т. д. Другой существенный признак С. а. к.- мифологические травести , пародия на миф, либо на его обработку в трагедиях. В композиционном отношении С. а. к. отличалась большей однородностью, чем древняя аттическая комедия. В ней почти отсутствовали партии хора, выступления которого превратились в интермедии, не связанные с ходом действия. Соответственно исчезли характерные для древней комедии части - парод, парабаса, агон , эксод , возросло значение разговорных эписодиев , в которых главное место занимали речевые ритмы (ямбические триметры и трохеия. тетраметры, реже - анапесты).Ни одна С. а. к. не дошла до нас целиком. Сохранились только имена (ок. 50) поэтов (Анаксандрид, Антифан, Евбул, Алексид, Тимокл и др.), фрагменты различных величины и назв. ок. 700 пьес.

Сатировская драма - жанр др.-греч. драматургии. Возник из обрядовых сел. празднеств в честь бога Диониса. С установлением в Афинах (ок. 500 до н. э.) тв„рдого порядка в организации театр. состязаний на Великих Дионисиях С. д. стала обязат. частью этих состязаний и исполнялась в качестве 4-й, заключит. пьесы тетралогии, Первым драматургом, придавшим С. д. сценич. форму, в античности считался П ратин из Флиунта (5 в. до н. э.). Жанр С. д. известен по одному сохранившемуся произв.- "Киклоп" Еврипи-да - и по немногочисленным фрагментам: из "Следопытов" Софокла, из двух С. д. Эсхила и из С. д. др.-аттич. трагиков. Непременный участник С. д.- хор сагиров - озорных и хвастливых лесных демонов. Часто изображалось их нападение на нимфу или богиню ; иногда сатиры сами попадали в плен к разл. чудовищам (напр., к Киклопу), откуда их освобождал могучий или хитроумный герой (Геракл, Тесей, Одиссеи). В обрисовке богов и героев С. д. охотно использовала бытовые элементы, сближавшие её с сицилийской и средней аттической комедией . Юмористич. колорит С. д. помогал разрядить напряжение, возникавшее после показа трагедий, и возвращал зрителя в атмосферу весеннего празднества Диониса. С сер. 4 в. С. д. уже не являлась обязательным завершением тетралогии. Сохранились отрывки из С. д. 4 и 3 вв. до н. э. и сведения об эпизодич. пост. С. д. в антич. т-рах вплоть до 2 в. н. э.

Театр в Древней Греции

Театр (от греческого “место для зрелищ”) ‒ это вид искусства, показывающий жизнь общества через драматическое действие в ходе игры актеров перед зрителями. Сложно представить современную культуру без театра. Он прочно вошел в нашу жизнь и имеет множество поклонников по всему миру.

Театр в Древней Греции

История театра

Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.

Театр в Древней Греции

В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.

Театр в Древней Греции

В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.

Театр в Древней Греции

Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.

Театральное действие в Древней Греции

Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.

Театр в Древней Греции

Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.

Театр в Древней Греции

Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.

Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.

Актерское мастерство и костюмы

Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.

Театр в Древней Греции

Актер должен был хорошо петь и декламировать, а также танцевать и жестикулировать. Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры носили маски, изображавшие различных персонажей. Маски делали из дерева или из ткани, вымоченной в гипсе. Маска одевалась целиком на голову вместе с прической и бородой. Маски выражали разные эмоции: страх, скорбь, веселье, гнев. Если актер изображал реального человека, маска делалась похожей на его лицо, но в гротескной форме. Так, в комедии Аристофана “Облака” использовалась маска, изображавшая Сократа. Отверстие для рта и выступ на лбу служили резонаторами и помогали делать голос зычным. За один спектакль актер мог менять разные маски. Женские маски были белыми, а мужские темного цвета. Так же они различались по возрасту и социальному положению персонажа. Были маски, изображающие мужчин и женщин разного возраста, рабов, богов, мифических существ, силы природы и абстрактные понятия (зависть, смерть, безумие, вина и т.д.).

Театр в Древней Греции

Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.

Архитектура древнегреческого театра

Орхестра

В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.

Театр в Древней Греции

Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.

Места для зрителей ‒ театрон

Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.

Театр в Древней Греции

Скена

В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.

Театр в Древней Греции

Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.

В этот список можно включить таких известных античных авторов, как Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Аристотель. Все они писали пьесы для представлений на празднествах. Было, конечно, еще много авторов драматургических произведений, но либо их творения не дожили до наших дней, либо имена их были забыты.

Эсхил (рис. 3) родился в 525 году до н. э. в Элевсине, близ Афин. Происходил он из знатной семьи, поэтому получил хорошее образование. Начало его творчества относится ко времени войны Афин против Персии. Из исторических документов известно, что Эсхил сам принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине.


В произведениях Эсхила показаны не только люди, но и боги, и титаны, которые олицетворяют моральные, политические и социальные идеи. Сам драматург имел религиозно-мифологическое кредо. Он свято верил, что боги управляют жизнью и миром. Однако люди в его пьесах – не безвольные существа, которые слепо подчинены богам. Эсхил наделил их разумом и волей, они действуют, руководствуясь своими размышлениями.

Для усиления трагического конфликта и для более полного действия театральной постановки Эсхил ввел роль второго актера. По тем временам это был просто революционный ход. Теперь вместо старой трагедии, имевшей мало действия, единственного актера и хор, появились новые драмы. В них сталкивались мировоззрения героев, самостоятельно мотивировавших свои действия и поступки. Но трагедии Эсхила все же сохранили в своем построении следы того, что они происходят от дифирамба.

В этой трилогии поэтическим языком Эсхил рассказал о борьбе между отцовским и материнским правом, которая шла в те времена в Греции. В результате отцовское, т. е. государственное, право оказалось победителем.

В произведениях Эсхила показана вся героика греко-персидских войн, которые играли важную роль при воспитании патриотизма у народа. В глазах не только своих современников, но и всех последующих поколений Эсхил навсегда остался самым первым поэтом-трагиком.

Умер он в 456 году до н. э. в городе Гел, что на Сицилии. На его могиле имеется надгробная надпись, которая, по преданию, была сочинена им самим.

Софокл (рис. 4) родился в 496 году до н. э. в зажиточной семье. Его отец имел оружейную мастерскую, которая давала большие доходы. Уже в юном возрасте Софокл проявил свою творческую одаренность. В 16 лет он руководил хором юношей, которые прославляли победу греков в сражении при Саламине.


Поначалу Софокл сам принимал участие в постановках своих трагедий в качестве актера, но затем из-за слабости голоса ему пришлось отказаться от выступлений, хотя он и пользовался большим успехом. В 468 году до н. э. Софокл одержал свою первую заочную победу над Эсхилом, которая заключалась в том, что пьеса Софокла была признана лучшей. В дальнейшей драматургической деятельности Софоклу неизменно везло: он за всю жизнь ни разу не получил третьей награды, а практически всегда занимал первые места (и только изредка вторые).

Драматург активно участвовал в государственной деятельности. В 443 году до н. э. греки избрали знаменитого поэта на должность казначея Делосского союза. Позднее он был избран на еще более высокую должность – стратега. В этом качестве он вместе с Периклом принимал участие в военном походе против острова Самос, который отделился от Афин.

Нам известны только 7 трагедий Софокла, хотя написал он больше 120 пьес. По сравнению с Эсхилом Софокл несколько поменял содержание своих трагедий. Если у первого в пьесах действуют титаны, то второй ввел в свои произведения людей, хотя и немного приподнятых над обыденной жизнью. Поэтому исследователи творчества Софокла говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на землю.

Человек со своим духовным миром, разумом, переживаниями и свободной волей стал главным действующим лицом в трагедиях. Конечно, в пьесах Софокла герои ощущают воздействие на свою судьбу Божественного провидения. Боги у него такие же могущественные, как и у Эсхила, они тоже могут низвергнуть человека вниз. Но герои Софокла обычно не полагаются безропотно на волю судьбы, а ведут борьбу за осуществление своих целей. Эта борьба иногда заканчивается страданиями и гибелью героя, но отказаться от нее он не может, так как в этом он видит свой нравственный и гражданский долг перед обществом.

В это время во главе афинской демократии был Перикл. При его правлении рабовладельческая Греция достигла огромного внутреннего расцвета. Афины стали крупным культурным центром, в который стремились писатели, художники, скульпторы и философы всей Греции. Перикл начал застройку Акрополя, но закончена она была только после его смерти. К этой работе были привлечены выдающиеся архитекторы того периода. Все скульптуры были выполнены Фидием и его учениками.

Помимо этого, бурное развитие наступило в сфере естественных наук и философских учений. Возникла потребность в общем и специальном образовании. В Афинах появились учителя, которых называли софистами, т. е. мудрецами. За плату они обучали желающих разным наукам – философии, риторике, истории, литературе, политике – учили искусству выступать перед народом.

Некоторые софисты были сторонниками рабовладельческой демократии, другие – аристократии. Самым знаменитым среди софистов того времени был Протагор. Это ему принадлежит высказывание, что не бог, а человек является мерой всех вещей.

Софокл ввел в трагедию третьего актера, который очень оживил действие. На сцене теперь было три персонажа, которые могли вести диалоги и монологи, а также выступать одновременно. Поскольку драматург отдавал предпочтение переживаниям отдельной личности, то он не писал трилогий, в которых, как правило, прослеживалась судьба целого рода. На состязания выставлялось по три трагедии, но уже теперь каждая из них была самостоятельным произведением. При Софокле также были введены расписные декорации.

Софокл старался во всех своих трагедиях вывести героев с сильным характером и несгибаемой волей. Но в то же время этим людям были присущи доброта и сострадание. Такой была, в частности, Антигона.

Трагедии Софокла ярко показывают, что рок может подчинить себе жизнь человека. В этом случае герой становится игрушкой в руках высших сил, которые у древних греков олицетворялись с Мойрой, стоящей даже над богами. Эти произведения стали художественным отображением гражданских и нравственных идеалов рабовладельческой демократии. В числе этих идеалов были политическое равенство и свобода всех полноправных граждан, патриотизм, служение Родине, благородство чувств и побуждений, а также доброта и простота.

Умер Софокл в 406 году до н. э.

Еврипид (рис. 5) родился ок. 480 года до н. э. в зажиточной семье. Поскольку родители будущего драматурга не бедствовали, они смогли дать сыну хорошее образование.


У Еврипида был друг и учитель Анаксагор, у которого он учился философии, истории и другим гуманитарным наукам. Кроме этого, Еврипид много времени проводил в обществе софистов. Хотя поэт и не интересовался общественной жизнью страны, в его трагедиях было множество политических изречений.

Еврипид, в отличие от Софокла, не принимал участия в постановке своих трагедий, не выступал в них в качестве актера, не писал к ним музыки. Это делали за него другие люди. Большой популярностью в Греции Еврипид не пользовался. За все время участия в состязаниях он получил только пять первых наград, одну из них посмертно.

В течение своей жизни Еврипид написал примерно 92 драмы. До нас в полном объеме дошли 18 из них. Кроме этого, имеется еще большое количество отрывков. Все трагедии Еврипид писал несколько иначе, чем Эсхил и Софокл. Драматург изображал в своих пьесах людей такими, какие они есть. Все его герои, несмотря на то что они были мифологическими персонажами, имели свои чувства, мысли, идеалы, стремления и страсти. Во многих трагедиях Еврипид критикует старую религию. Боги у него зачастую оказываются более жестокими, мстительными и злыми, чем люди. Такое отношение к религиозным верованиям можно объяснить тем, что на мировоззрение Еврипида повлияло общение с софистами. Это религиозное свободомыслие не нашло понимания у простых афинян. Видимо, поэтому драматург не пользовался успехом у сограждан.

Еврипид был сторонником умеренной демократии. Он считал, что опора демократии – это мелкие землевладельцы. Во многих своих произведениях он резко критиковал и обличал демагогов, которые лестью и обманом добиваются власти, а потом используют ее в своих корыстных целях. Драматург боролся против тирании, порабощения одного человека другим. Он говорил, что нельзя разделять людей по происхождению, что благородство заключено в личных достоинствах и поступках, а не в богатстве и знатном происхождении.

Отдельно следует сказать об отношении Еврипида к рабам. Он старался во всех своих произведениях высказать мысль о том, что рабство – это несправедливое и позорное явление, что все люди одинаковы и что душа раба ничем не отличается от души свободного гражданина, если у раба чистые помыслы.

В то время Греция вела Пелопоннесскую войну. Еврипид считал, что все войны бессмысленны и жестоки. Оправдывал он только те, которые велись во имя защиты родины.

Драматург старался как можно лучше понять мир душевных переживаний окружающих людей. В своих трагедиях он не боялся показать самые низменные человеческие страсти и борьбу добра со злом в одном человеке. В связи с этим Еврипида можно назвать самым трагичным из всех греческих авторов. Очень выразительными и драматичными были женские образы в трагедиях Еврипида, недаром его справедливо называли хорошим знатоком женской души.

Поэт использовал в своих пьесах трех актеров, но хор в его произведениях уже не был главным действующим лицом. Чаще всего песни хора выражают мысли и переживания самого автора. Еврипид одним из первых ввел в трагедии так называемые монодии – арии актеров. Пробовал использовать монодии еще Софокл, но наибольшее развитие они получили именно у Еврипида. В самые важные кульминационные моменты актеры выражали свои чувства пением.

Охваченная жаждой мести Медея страшна в гневе. Сначала она при помощи отравленных даров убивает молодую жену Ясона и ее отца. После этого мстительница убивает своих сыновей, рожденных от Ясона, и улетает на крылатой колеснице.

Создавая образ Медеи, Еврипид несколько раз подчеркивал, что она волшебница. Но ее необузданный характер, буйная ревность, жестокость чувств постоянно напоминают зрителям, что она не гречанка, а уроженка страны варваров. Зрители не принимают сторону Медеи, как бы она ни страдала, потому что не могут простить ей страшных преступлений (в первую очередь детоубийства).

В этом трагическом конфликте Ясон является противником Медеи. Драматург изобразил его эгоистичным и расчетливым человеком, который во главу угла ставит только интересы своего рода. Зрители понимают, что именно бывший муж довел Медею до такого исступленного состояния.

Сюжет трагедии таков. Агамемнон повел флотилию кораблей на взятие Трои. Но ветер стих, и парусники не могли идти дальше. Тогда Агамемнон обратился к богине Артемиде с просьбой послать ветер. В ответ он услышал приказ принести в жертву свою дочь Ифигению.

Агамемнон вызвал в Авлиду жену Клитемнестру и дочь Ифигению. Предлогом послужило сватовство Ахилла. Когда женщины приехали, обман раскрылся. Жена Агамемнона была в ярости и не давала убить дочь. Ифигения умоляла отца не приносить ее в жертву. Ахилл был готов защитить свою невесту, но она отказалась от помощи, когда узнала, что должна принять мученическую смерть ради своей отчизны.

Во время жертвоприношения произошло чудо. После удара ножом Ифигения куда-то исчезла, а на алтаре оказалась лань. У греков существует миф, в котором рассказывается о том, что Артемида сжалилась над девушкой и перенесла ее в Тавриду, где та стала жрицей храма Артемиды.

В этой трагедии Еврипид показал мужественную девушку, готовую пожертвовать собой для блага родины.

Выше было сказано, что Еврипид не пользовался популярностью у греков. Публике не нравилось то, что драматург стремился как можно реалистичнее изобразить жизнь в своих произведениях, а также его свободное отношение к мифам и религии. Многим зрителям казалось, что тем самым он нарушает законы жанра трагедии. И все же наиболее образованная часть публики с удовольствием смотрела его пьесы. Многие из поэтов-трагиков, живших в то время в Греции, пошли по пути, открытому Еврипидом.

Незадолго до смерти Еврипид переехал ко двору македонского царя Архелая, где его трагедии пользовались заслуженным успехом. В начале 406 года до н. э. Еврипид умер в Македонии. Это произошло за несколько месяцев до смерти Софокла.

Слава пришла к Еврипиду только после его кончины. В IV веке до н. э. Еврипида стали называть величайшим трагическим поэтом. Это утверждение сохранилось до конца античного мира. Объяснить это можно только тем, что пьесы Еврипида соответствовали вкусам и требованиям людей более позднего времени, которые хотели видеть на сцене воплощение тех мыслей, чувств и переживаний, которые были близки их собственным.

Аристофан (рис. 6) родился примерно в 445 году до н. э. Родители его были свободными людьми, но не очень зажиточными. Свои творческие способности юноша проявил очень рано. Уже в 12—13 лет он начал писать пьесы. Первое его произведение было поставлено в 427 году до н. э. и сразу же получило вторую награду.


Рис. 6. Аристофан

Творчество Аристофана пользовалось заслуженным успехом у его современников. Публика валом валила на его представления. Такое положение вещей можно объяснить тем, что в греческом обществе назрел кризис рабовладельческой демократии. В эшелонах власти процветали взяточничество и продажность чиновников, казнокрадство и наушничество. Сатирическое отображение этих пороков в пьесах находило самый живой отклик в сердцах афинян.

Так же как и трагедия, комедия начиналась прологом с завязкой действия. За ним шла вступительная песня хора, когда он выходил на орхестру. Хор, как правило, состоял из 24 человек и делился на два полухория по 12 человек в каждом. За вступительной песней хора следовали эписодии, которые отделялись друг от друга песнями. В эписодиях диалог сочетался с хоровым пением. В них всегда был агон – словесный поединок. В агоне противники отстаивали чаще всего противоположные мнения, иногда он заканчивался дракой персонажей друг с другом.

В хоровых партиях присутствовала парабаза, во время которой хор снимал маски, делал несколько шагов вперед и обращался непосредственно к зрителям. Обычно парабаза не была связана с основной темой пьесы.

Последняя часть комедии, так же как и трагедии, называлась эксодом, в это время хор покидал орхестру. Эксод всегда сопровождался веселыми, задорными танцами.

В конце комедии Колбасник отваривает Демоса в котле, после чего к тому возвращается молодость, разум и политическая мудрость. Теперь уже Демос ни за что не станет плясать под дудку бессовестных демагогов. Да и сам Колбасник впоследствии становится добрым гражданином, который трудится на благо своей родины и народа. По сюжету пьесы оказывается, что Колбасник просто притворялся, чтобы одержать верх над Кожевником.

Поднявшись на небо, земледелец узнал, что богов на Олимпе больше нет. Зевс переселил их всех на самую высокую точку небесного свода, потому что разгневался на людей за то, что они никак не могли закончить войну. В большом дворце, который стоял на Олимпе, Зевс оставил демона войны Полемоса, предоставив ему право делать с людьми все, что захочется. Полемос схватил богиню мира и заточил ее в глубокой пещере, а вход завалил камнями.

Тригей позвал на помощь Гермеса, и, пока не было Полемоса, они освободили богиню мира. Сразу после этого прекратились все войны, люди возвратились к мирному созидательному труду и началась новая, счастливая жизнь.

Умер Аристофан в 385 году до н. э.

С точки зрения идейного содержания, а также зрелищности комедии Аристофана – это феноменальное явление. По словам историков, Аристофан является одновременно вершиной древней аттической комедии и ее завершением. В IV веке до н. э., когда в Греции изменилась социально-политическая обстановка, комедия уже не обладала такой силой воздействия на публику, как раньше. В связи с этим В. Г. Белинский назвал Аристофана последним великим поэтом Греции.

Это произведение дошло до нас не в полном объеме. Сохранилась только первая часть, в которой Аристотель рассуждал об эстетической значимости искусства и о специфике отдельных его видов.

По мнению Аристотеля, трагедия должна состоять из 6 неравноценно значимых частей. На первое место он ставит фабулу (последовательность изображения событий), которая, как он считает, должна быть законченной, целостной и иметь определенный объем.

Что касается характеров, выведенных в трагедиях, то о них Аристотель пишет, что они должны быть благородными, правдоподобными и последовательными. Героем трагедии должен быть лучший, а не худший человек, тот, кто страдает не от своей преступности или неполноценности, а от случайной ошибки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Древнеримские драматурги

Древнеримские драматурги В число самых известных авторов римской комедии и трагедии можно включить Плавта, Теренция, а также создателей комедий-тогата Титиния, Афрания и Атта.ПлавтТит Макций Плавт (ок. 254—184 годы до н. э.) считался продолжателем дела Невия, т. е. он тоже

ГРЕЧЕСКАЯ ДРАМА. У всех первобытных народов существовали религиозные ритуалы и эпические предания, ставшие источниками драмы, однако греки были первыми, кто придал примитивным представлениям высокоразвитую драматическую форму.

Золотым веком греческой драмы был 5 в. до н.э. Город-государство Афины переживал пик политического, экономического и художественного развития. Драмы ставились и в других областях Греции, но афинская, или аттическая, драма отличалась особой утонченностью и изысканностью. Представления устраивались трижды в год на праздниках, посвященных Дионису, – Великие Дионисии (в марте – апреле по нашему календарю), Ленеи (в январе – феврале) и Сельские Дионисии (в декабре – январе). Главным праздником были Великие Дионисии, на них каждый поэт-трагик представлял три трагедии и сатировскую драму – короткий фарс, в котором партию хора исполняли сатиры, козлоногие спутники Диониса. Комический поэт представлял одну комедию.

Спектакли устраивались в больших открытых театрах. Театр состоял из скены – палатки, где переодевались актеры (она же служила декорацией); орхестры – круглой площадки, на которой выступали актеры и хор, и полукруглого амфитеатра, где размещались зрители. В спектакле всегда принимал участие хор, число его участников варьировалось: у Софокла их было 15, у Аристофана – 24. В драме никогда не участвовало больше трех актеров, так что каждый исполнял несколько ролей. Женские роли исполняли мужчины. В трагедиях актеры были одеты в длинные, богато украшенные хитоны. Комические актеры надевали короткие туники, их костюмы часто имели гротескный или фантастический характер. Маски помогали узнавать персонажей и усиливали звук с помощью раструба во рту. Благодаря маскам с крупными, выразительными чертами и котурнам, обуви на очень толстой подошве, актеров было хорошо видно со всех рядов огромного амфитеатра.

Трагедия состоит из пролога, партий хора, эписодиев и эксода. Пролог предшествовал появлению хора. Выходя на орхестру, хор исполнял парод; партии хора по ходу действия назывались стасимами. Эписодии – это диалоги актеров между партиями хора. Песнь хора, завершавшая трагедию, называлась эксод. В плачах, т.н. коммосах, партии хора и актеров могли чередоваться, как, например, в Хоэфорах Эсхила. Поэт Феспид (6 в. до н.э.) признан первым, кто поставил трагедию, в которой актер был отделен от хора. Платин (ок. 534 до н.э.) первым сочинил сатировскую драму, но от его пьес сохранился лишь один фрагмент. Другим известным трагиком был Фриних, впервые завоевавший победу в 511 до н.э. Названия и сохранившиеся фрагменты его трагедий указывают на то, что в их основе лежали не только мифологические сюжеты, но и недавние исторические события.

Один из величайших писателей Древней Греции Эсхил (525–456 до н.э.) сократил роль хора, ввел второго актера и сделал диалог главной частью трагедии. Возможно, именно Эсхил первым объединил три трагедии, представляемые на Великих Дионисиях, в трилогию, так что они стали по существу тремя актами трагедии с единым сюжетом. Эсхил 13 раз побеждал на драматических состязаниях. Сохранились лишь 7 из 90 написанных им трагедий: Персы, Семеро против Фив, Просительницы, Прикованный Прометей и трилогия Орестея, в которую входят Агамемнон, Хоэфоры и Эвмениды. В Просительницах заметно, что в ранней аттической трагедии хор играл главную роль. Героини трагедии – 50 дочерей Даная (Данаиды), бежавшие от ненавистных женихов из Египта в Грецию. Персы – единственная дошедшая трагедия, действие которой связано не с мифом, а с историческим событием – победой греков у Саламина в 480 до н.э. В Прикованном Прометее титан Прометей побежден и за самонадеянность наказан Зевсом, новым верховным божеством. Семеро против Фив – третья часть не сохранившейся трилогии, в которой рассказывается о борьбе за фиванский престол Этеокла и Полиника, сыновей Эдипа. Трилогия Орестея – шедевр Эсхила. В первой части, Агамемноне, рассказывается о возвращении царя Агамемнона с войны и его гибели от руки собственной жены Клитемнестры и ее любовника Эгисфа. В Хоэфорах сын Агамемнона, Орест, мстит за смерть отца. В Эвменидах Ореста преследуют богини-мстительницы Эринии. В конце трагедии его оправдывает учрежденный богиней Афиной суд ареопаг. Трагедия посвящена одновременно нескольким темам: победе мудрых и милосердных богов над богинями слепой мести; появлению цивилизованного суда взамен примитивного судилища; отмене родового проклятия.

Второй великий греческий трагик, Софокл (496–406 до н.э.), больше интересовался внутренним миром человека, нежели волей богов в его судьбе. Софокл уменьшил роль хора и ввел третьего актера. Драматург одержал более 20 побед и написал свыше 110 трагедий, из которых сохранилось 7: Аякс, Антигона, Царь Эдип, Трахинянки, Электра, Филоктет, Эдип в Колоне. Три из них посвящены семье царя Эдипа. Человеку не дано понять те непостижимые силы, что влияют на его судьбу (Царь Эдип). Всесильного Эдипа преследует рок, над которым он не властен, сам же он стремится узнать истину, чего бы это ни стоило. В Эдипе в Колоне царь предстает старым слепым странником, которого сопровождает лишь его дочь Антигона. Он находит убежище в Афинах, где умирает, благословляя этот край и проклиная своих враждующих сыновей, Этеокла и Полиника. Их братоубийственная война легла в основу Антигоны. Нарушая запрет Креона, царя Фив, Антигона хоронит своего брата Полиника, как того требует обычай. За это ее приговаривают к смерти. Две пьесы Софокла, Аякс и Филоктет, посвящены героям Троянской войны.

Софоклу якобы принадлежат слова, что он изображал людей такими, какими они должны быть, а Еврипид (485–406 до н.э.) – каковы они на самом деле. Еврипид выиграл только 5 состязаний, но в последующие эпохи его трагедии охотно читали и ставили на сцене. Сохранилась сатировская драма Еврипида Циклоп и 18 его трагедий: Алкестида, Медея, Ипполит, Андромаха, Гекуба, Гераклиды, Просительницы, Геракл, Троянки, Электра, Ион, Ифигения в Тавриде, Елена, Финикиянки, Орест, Вакханки, Ифигения в Авлиде и Рес (неудачная инсценировка 10-й песни Илиады; считается, что это подделка). Лучшие трагедии Еврипида изображают душевные страдания женщины. В Медее колхидская царевна, умеющая колдовать, предала отца и родину, чтобы сбежать с Ясоном. Когда Ясон изменил ей, она в порыве ревности убила не только его новую невесту, но и двух своих сыновей от Ясона. В пространных монологах Медеи Еврипид мастерски раскрывает противоречивые чувства героини. Любовные переживания лежат и в основе Ипполита, но в них виновна богиня Афродита, которую отверг Ипполит, давший обет девственности Артемиде. В отместку Афродита заставляет мачеху Ипполита, Федру, влюбиться в пасынка. В результате Федра кончает с собой, а Ипполит, ложно обвиненный в попытке обесчестить мачеху, трагически гибнет. Царица Алкестида – полная противоположность Федры и Медеи – добровольно идет в могилу вместо своего мужа.

Пять трагедий Еврипида связаны с Троянской войной: Троянки, Гекуба, Ифигения в Авлиде, Елена, Андромаха. Заслуживает внимания, что война предстает в них как бессмысленное страдание и бесполезная гибель. В Ифигении в Авлиде Агамемнона заставляют принести свою дочь Ифигению в жертву Артемиде, чтобы подул попутный ветер и корабли смогли отплыть в Трою. В Троянках и Гекубе рассказывается о страданиях, которые терпят жена и дочь троянского царя в плену у греков. Сюжет Ореста и Электры тот же, что в великой трилогии Эсхила. Вакханки – единственная известная трагедия, героем которой является Дионис. Циклоп, сюжет которого взят из Одиссеи, – единственная полностью сохранившаяся сатировская драма. При жизни Еврипида его творчество вызывало упреки в безнравственности, поскольку его герои не почитали богов и склонялись к недозволенной любви.

Для современного читателя Аристофан – единственный представитель аттической комедии 5 в. до н.э. (или древней комедии, как ее стали называть позже). Комедии Аристофана посвящены злободневным для Афин темам. Едкая ирония, с какой изображаются государственные деятели и другие известные люди, допускалась в эпоху Афинской демократии. В комедиях Аристофана есть и тонкий юмор, и непристойные шутки, здесь перемешаны реальные исторические персонажи и фантастические существа. Сохранилось 11 его комедий: Ахарняне, Всадники, Облака, Осы, Мир, Птицы, Лисистрата, Женщины на празднике Фесмофорий, Лягушки, Женщины в Народном собрании и Плутос. Самая ранняя из них была поставлена в 425 до н.э., самая поздняя – в 388 до н.э. Ахарняне, Мир и Лисистрата призывают к миру. Герой Всадников – сторонник войны Клеон, захвативший власть в Афинах. Осы высмеивают афинский суд. Аристофановский смех не пощадил философа Сократа и трагика Еврипида. В Облаках Сократ изображается парящим в воздухе и поучающим молодых людей, как выиграть невыгодное дело с помощью логических доводов. Лягушки не только великая комедия, но и блестящий образец литературной критики. Бог Дионис спускается в загробный мир, чтобы вернуть на землю великого трагика Еврипида. Еврипид в это время спорит с Эсхилом, чьи трагедии лучше. Дионис соглашается стать судьей в этом споре и в конце концов признает Эсхила победителем. В Женщинах на празднике Фесмофорий тоже содержится выпад против Еврипида и его трагедий, особенно язвительно высмеиваются его героини.

О форме и структуре древней комедии можно судить только по творчеству Аристофана. Все его комедии, за исключением Мира и Женщин в Народном собрании, двухчастны. Первая часть состоит из пролога, парода, который переходит в агон – спор между хором (или его предводителем) и актером. За агоном следует парабаса – обращение хора к зрителям. Вторая половина комедии состояла из разнообразных фарсовых сцен, сменявших друг друга. Комедия обычно заканчивалась праздником и подготовкой к пиру. Аристофан изобретательно варьировал общую схему. Например, могло быть больше одного агона или парабасы. В Лягушках агон имеет место не между хором и актером, а между двумя актерами. В Женщинах в Народном собрании роль хора незначительна, а парабасы нет вовсе. В Плутосе нет ни парабасы, ни хора. Эти две поздние комедии часто относят к средней комедии.

Годы 385–330 до н.э. знаменуют расцвет комедии. В эту эпоху комедиографов больше интересовали не события общественной жизни, а частная жизнь определенных классов и групп. Главными героями стали гетера, влюбленный юноша, повар, парасит. В 380–360 до н.э. были популярны также пародии на мифы. Часто темой средней комедии становилась жизнь чужестранцев в Афинах. Важнейшими авторами были Анаксандрид, Эвбул, Антифан и Алексис, но от их комедий сохранились лишь фрагменты. Из-за смещения акцента в сферу частной жизни уменьшилась роль хора, а парабаса, похоже, и вовсе исчезла.

Эпоха новой комедии началась ок. 336 до н.э., от нее сохранился лишь один автор – поэт Менандр. Из его работ уцелела одна полная комедия, Угрюмец, и большие отрывки еще из трех произведений – Третейский суд, Самиянка и Отрезанная коса. В Угрюмце раздражительный старик живет с дочерью и служанкой в деревне. Молодой богатый афинянин влюбляется в девушку. После многих злоключений влюбленному удается убедить старика, что он подходящий жених для его дочери. Это типичный для новой комедии сюжет. Очевидно, в комедиях Менандра совсем не было хора.

Греческая драма стала образцом и источником сюжетов для драматургов всех времен. Римский философ Сенека (54 до н.э. – 39 н.э.) писал трагедии на сюжеты греческих авторов, особенно Еврипида. В свою очередь, Сенека стал образцом для подражания в эпоху Возрождения и барокко. В 20 в. Орестея послужила источником вдохновения для Ю.О'Нила (Траур – участь Электры) и Ж.П.Сартра (Мухи). Антигона Ж.Ануя – еще одно, весьма спорное переложение греческой трагедии.

Менандра можно назвать отцом европейской комедии. Его пьесы были образцом для римских комедиографов Плавта и Теренция, которые, в свою очередь, оказали влияние на европейских драматургов последующих эпох, особенно на Мольера и Шекспира.

Национальный театр и другие театры Греции с успехом ставят драмы античных авторов в древних амфитеатрах. Универсальность проблем, поднятых античными трагиками, делает их произведения актуальными и современными.


К V веку до н.э. Греция достигла наивысшего расцвета, растут города-государства (полисы), развивается и совершенствуется человеческая личность. Рабовладельческий строй, пришедший на смену патриархальному укладу, привел к тому, что тяжелый физический труд целиком лег на плечи рабов, что позволило свободному человеку заняться творчеством и создавать бессмертные произведения искусства.

Искусство и литература в это время находятся на большом подъеме. В VII-VI веках до н.э. появляется лирика, потому что чем больше развивается человек, тем больше его стремление выразить свои чувства и переживания. В V веке до н.э. своего расцвета достигает драматургия, которая позволила отразить в пьесах противоречия, возникающие между человеком и богами, человеком и судьбой, человеком и обществом.

Все эти ритуальные представления стали истоками античного театра. Точная дата возникновения театра неизвестна, но до нашего времени сохранились развалины греческих театров, по которым мы можем судить об их устройстве. Театр занимал почётное место и возводился за счет государства. Обычно театр строился на склоне холма и представлял собой огромнейшее здание под открытым небом.

Театр состоял из нескольких частей:


Первоначально декорации в греческом театре не использовались, хотя существовали различные приспособления: одни механизмы производили молнии, другие были способны поднять героев в воздух, третьи предназначались для метания. Женщин среди актёров не было, все роли исполнялись мужчинами. Актёры казались очень высокими, потому что носили высокую обувь на деревянном каблуке – котурны и длинные плащи (их цвет зависел от роли). На лице вместо грима у актеров были маски, а во рту усилитель в виде трубки, от чего голос был чудовищно громким. Всё это должно было придать актеру величие и сделать его похожим на бога или героя, которых он изображал. Во время представлений тишина соблюдалась редко: недовольство выражалось свистками и стуком, а одобрение – аплодисментами и приветственными криками.

Читайте также: