Цивилизация мероэ достижения кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мероэ и Куш

Трудно не отставать от соседей, особенно если ваш сосед - Египет.
Нубийские пирамиды к югу от Египта
часто рассматриваются в качестве попытки нубийцев не отстать от египтян.
Однако 223 пирамиды древней Нубии практически удваивают количество пирамид в Египте.
По размеру они небольшие; скептики могут утверждать, что нубийцы брали количеством, а не качеством.
В 20-м столетии британский автор Безил Дэвидсон (Basil Davidson) описал Мероэ (Meroe),
место, где сосредоточено множество нубийских пирамид, это один из крупнейших археологических участков в мире.

Было три Кушитских царства: первое называлось Керма (Kerma), как одноимённая столица, и существовало с 2400 до 1500 гг. до н.э.; второе - Напата (1000–300 гг. до н.э.) и третьим было Мероэ (300 г. до н.э. - 300 г. нашей эры). Первоначально нубийцы находились под влиянием своих северных соседей, а в итоге нубийские племена смогли завоевать Египет, царь Напаты правил как фараон 25-й династии вплоть до ассирийского завоевания в 656 г. до н.э.

Куш (Каш) в древности - страна Нехсиу между 1-м и 4-м порогами Нила (терр. совр. Судана и части Египта). Предположительная первоначальная территория Куша соответствует району распространения археологической культуры Керма (2-й и 3-й пороги Нила), городище Кермы - руины столицы Куша. Происхождение названия "Куш" не установлено.
Предположительно население Куша говорило на языке близком современным кушитским языкам(также как и древнеегипетский - ветвь афразийских языков, распространенных на Северо-Востоке и Востоке Африки - Эфиопия, Сомали, Египет, Судан, Кения

Впервые княжество Куш упоминается в надписи египетского фараона XII династии Сенусерта I (сер. 19 в. до н. э.) среди завоёванных им областей. 4 похода в Куш совершил фараон Сенусерта III: на кушитов была наложена дань, прежде всего золотом. Крепости на берегах Нила служили опорными пунктами египетского владычества; они же были проводниками цивилизации Египта в Куш. Главная торговая фактория Египта в Куше находилась в крепости Икен (современный Миргисса) у 2-го порога.

В конце 18 в. до н. э. Куш стал независимым. Египетские надписи этого времени упоминают правиля Куша и его сыновей. Кушиты восприняли некоторые египетские формы административного управления.

Расцвет могущества Египта с 16 в. до н. э. в период Нового царства, широкая завоевательная политика фараонов XVIII и XIX династий задержали дальнейшее самостоятельное развитие Куша. При фараоне Яхмосе I власть египтян распространилась до 2-го порога; Тутмос I вторгся на территорию собственно Куша, взял и разрушил столицу.

После смерти Тутмоса I нехсиу долины Нила подняли восстание против Египта. Это восстание было подавлено, как и антиегипетские выступления при последующих фараонах. Египетское владычество утвердилось в долине Нила до последней излучины. Вся эта территория, называемая отныне в целом Куш, управлялась специально назначаемым наместником фараона с титулом "царский сын Куша"; он возглавлял многочисленным аппаратом египетской администрации. В течение пяти столетий проводилась политика внедрения египетских форм в организацию быта, культуры, религии, языка кушитов.

Куш стал независимым в 1080 до н. э., когда "царский сын Куша" Панехси поднял восстание против фараона Рамсеса XI и фактически вывел страну из подчинения Египту.

В 9-8 вв. до н. э. на территории Куша образовалось мощное государство, известное как Мероитское царство. Название Куш продолжает использоваться, как название Мероитского царства и его жителей, в египетскоязычных надписях долины Нила, а также в письменных памятниках семитских народов Севеверо-Восточной Африки и Ближнего Востока вплоть до раннего средневековья.

МЕРОЭ

Столица царства - г. Мероэ (находился между современными деревнями Кигейк, Деркаб и Бегаравия). Мероитское царство - название условное, принятое в современной науке, самоназвание не выявлено. В надписях на древне-египетском языке мероиты называли своё царство - в соответствии с египетской традицией - Куш, в надписях на греческом языке - в соответствии с греческой традицией - Эфиопия.

До сих пор точно не установлено на каком языке говорили мероиты. Большинством исследователей (но не всеми) принимается гипотеза о его родстве с современным нубийским языком и другими нилотскими языками.

Мероиты имели собственную писменную традицию и особый алфавит (иератическое и демотическое письмо).

Мероэ постепеннно расширяло сферу своего влияния за пределы исторической области Куш. В середине 9 века до н. э. Мероитское царство играло видную роль на Аравийском п-ове. Около 760-747 до н. э. царь Кашта подчинил Фиваиду.

В 715-712 царь Шабака стал полновластным правителем Египта, царём (фараоном) объединённого Египетско-Мероитского гос-ва. Однако вскоре Мероитское царство столкнулось с экспансией Ассирии, стремившейся завоевать Египет. В 656 завершилось мероитское владычество над Египтом, но до рубежа н. э. мероитские цари продолжали именовать себя египетскими фараонами и неоднократно пытались подчинить Египет.

Египетский фараон Псамметих II в 591 организовал поход в Мероитское царство и взял Напату. В период персидского господства в Египте Мероэ лишилось своих северных территорий до 3-го порога, но попытка персов завоевать Мероитское царство не удалась.

Пантеон Мероэ почти полностью соответствовал египетскому. Верховым божеством был Амон, жрецы которого были могущественней самого царя. Они санкционировали избрание нового царя и устанавливали срок его жизни.

В 3 в. до н.э. царь Аркамани уничтожил жрецов мероитского храма Амона и прекратил действие этого обычая.

Был установлен новый культ - львиноголового бога Апедемака как бога-хранителя царя, олицетворение его силы и воинской доблести.

В эллинистический период мероитские цари вернули земли до 2-го порога и стремились распространить свою власть до Сиены (современный Асуан). Мероэ поддерживало широкие торговые и культурные отношения с птолемеевским Египтом.

После установления римского господства в Египте в 24-23 до н. э. мероитская армия захватила Элефантину, Сиену и Филы. Однако в 23-22 римские войска разбили мероитов и разрушили Напату. После переговоров с римлянами были восстановлены прежние границы.

Около середины 4 в. н. э. Мероэ подверглось нашествию племён ноба (нуба), живших до этого к западу от Нила и оккупировавших южные территории страны, но они были разбиты аксумским царём Эзаной, утверждавшем в своих эдиктах об освобождении мероитского города Табито от "чёрных ноба" (район четвёртого порога), противопоставлявшихся в средневековых хрониках "красным ноба" ("красные ноба" жили в районе Донголы, где позднее образовали своё царство "чёрных ноба" - Мукуррия). С этого времени к титулатуре аксумских царей прибавилось - "царь Куша"(Мероэ).

На рубеже 4-5 вв. мероитский царь Карамадойе воевал вблизи 1-го порога с блеммиями.
К середине 5 в. Мероэ утратило контроль над северными районами.

В 580 г. под влиянием Аксума было принято христианство монофизитского толка: в этот период между двумя регионами существовали тесные культурные контакты (высказывается даже гиптиза о том, что стиль мероитской демотики повлиял на начертание букв эфиопского алфавита).

Отношения же с Мукуррой были враждебные (византийское православное вероисповедание).

The pyramids of Meroe, by Ernst Weidenbach, 1845

Treasure hunters in the nineteenth centurydid great damage to many pyramids at Meroe
Lithograph by Ernst Weidenbach, 1845.

Meroe, by Ernst Weidenbach, 1845

Detail of a false door, Meroe Pyramid complex
by Ernst Weidenbach, 1845.

The art of Meroe, while clearly Egyptian in character, has a different feel
by Ernst Weidenbach, 1845.

Иероглифическое письмо Мероэ научились читать,
но еще не сумели понять.

Египтологи продолжают ломать голову над языком меройцев. Англичанин Гриффит первым начал восстанавливать их алфавит еще в 1909 году благодаря надписям на стелах, сделанным на двух языках - меройском и языке древних египтян. Затем другие исследователи дополнили алфавит. Жан Лек-лан, исследователь из Франции, считает, что алфавит этого народа состоит из 23 букв. Однако реально применить этот алфавит оказалось делом очень трудным. Расшифрованные слова не имели смысла. Удалось разве что приблизительно расшифровать имена королей и богов. Даже с помощью компьютера Жан Лекн; лан и его коллеги, собрав тысячи текстов меройцев, использовав все возможноети современнейшей техники по составлению различных комбинаций букв, не достигли результата.

Тайна языка этой цивилизации до сих пор не открыта, а значит, и само королевство Мерое, его суть и законы пока не подвластны человеческому разуму.

Нубийские цари были похоронены в Эль-Kurru, Нури, Гебель Баркал и Мероэ.


The Pyramids of Meroe

Самый обширный и самый известный участок нубийских пирамид - Мероэ, он раскинулся между пятым и шестым порогами Нила, приблизительно в 100 километрах к северу от Хартума, современной столицы Судана. На этом поле пирамид похоронены более сорока царей и цариц государства Мероэ.

Пирамиды Нубии отличаются от египетских сооружений: они построены из ступенчатых рядов горизонтально размещённых каменных блоков, высота их колеблется от шести до тридцати метров; выглядят они довольно невпечатляюще. То, что делает их внушительными, - количество, ограниченное к тому же маленькой областью. Грустно смотреть на этот археологический участок - все пирамиды были разграблены в древние времена, но настенные рельефы, сохранившиеся в гробницах, демонстрируют, как царственные особы мумифицировались, покрывались драгоценностями и укладывались на покой в деревянные ящики. Нубийские пирамиды определённо были местом погребения.

The Pyramids of el-Kurru

Первые ряды нубийских пирамид были построены на участке эль-Курру (el-Kurru) и включали могилы царя Кашта (Kashta) и его сына Пи (Пьянхи, Piankhi), вместе с преемниками Пи Шабакой (Shabaka), Шабатакой (Shabataka) и Танветамани (Tanwetamani), и пирамиды 14 цариц. Пирамиды Напаты расположены в Нури (Nuri), на западном берегу Нила в Верхней Нубии. Это кладбище было местом погребения 21 царя и 52 цариц и принцев. Самая старая и крупнейшая пирамида в Нури - пирамида царя Напаты и фараона 25-й династии Тахарка (Taharqa).

- Kashta
B - Piankhi
C - Shabaka
D - Tenutamon


The Pyramids of Nuri

A - stairway
B - burial chamber
C - first chapel
D - preserved height in 1916

Пирамиды Нури намного больше, чем их собратья в эль-Курри, достигая высоты в двадцать - тридцать метров. Последний царь, который был похоронен в Нури, умер приблизительно в 308 г. до н.э., прежде, чем началось строительство в Мероэ. Это место оставалось королевским кладбищем в течение 600 лет, до 350 г. нашей эры.


Возможно, это влияние египтян, которые долгие годы правили кусхитами потомками меройцев.


Первая женщина-правитель Meroitic

Queen Shanakdakhete of Meroe (Nubia) Sudan

Ее имя высечено в разрушенном храме, где найдены ранние надписи Meroitic иероглифического письма . Ее пирамида в Мероэ является одний из крупнейших когда-либо построенных для Kushite правителя.Она имеет уникальную часовню с двумя комнатами и двумя пилонами. Сцены в часовне показывают военные походы на юг и захват многочисленных стад крупного рогатого скота и пленных.

Рельеф пирамиды королевы Shanakdakhete

Musawarat к северу от Хартума

Экспериментальная модель, построенная Биллом Райзманом с помощью археологических свидетельств из Храма Солжэнца (около 250 г. до н.э.) в Мероэ из материала, предоставленного в 1991 году д-ром Фридрихом В. Хинкелем, из Восточно-Германской академии наук в Берлине. В этой моделиРайзман изучили преимущества и недостатки использования различных двигателей рендеринга для воспроизведения более сложных фигур и сцен и производить готовые эффекты. Мероэ находится после пятого порога реки Нил, юго-востоку от Гебель Баркал. Компьютерная модель Храм Солнца включены все сведения об основании здания стены, вход пандусом, гипостильного зала, и внутренний последовательность храм пространств. Модель также включены другие комнаты интерьера и наружных конструкциях, аксессуар.

К сожалению все могилы в Мероэ были разграблены, наиболее "прославился" итальянский исследователь Джузеппе Ферлини (Giuseppe Ferlini, 1800-1870), который в поисках сокровищ в 1834 году разбил вершины 40 пирамид. По возвращении в Европу Ферлини пытался продать сокровища из пирамиды царицы Аманишахето (Amanishakheto), включавшие изящные золотые амулеты, кольца с печаткой и ожерелья. Коллекционеры не предполагали, что такие сокровища могли прибыть из чёрной Африки; они думали, что это фальшивки.

Действительно, это были прекрасные драгоценности высокого качества, часто со следами влияния греческого искусства; покупатели не ожидали найти глубоко в сердце Африки образцы искусства, не уступающего египетскому или древнегреческому. Однако Ферлини нашёл только один тайник золота, и неудивительно, что сегодня в Судане его не слишком любят вспоминать.

Ювелирные изделия из гробницы королевы Amanishakheto в Мероэ

Meroitic период, около 100 г. до н
Браслет из золота с отделкой эмалью.
Гарвардский университет, музей изобразительных искусств

Золото шакал, Мероэ, ок. 1 век До нашей эры
Британский музей

Глава бога Imseti от canopic
короля Tanutamani.
664-653 до н.э.


Статуэтка королевы kushite, около 630 г. до н.э.

Королева Natakamani Amanitore,
Песчаник, Вад Пан Нага (Судан)
Высота 116 см, ширина 84 см

Благодаря египетским документам, свидетельствующим о загадочных нубийцах, проживавших в нем, археологи начали познавать историю Мерое. Между тем до сих пор никто ничего не знает, как и почему королевство Мерое угасло в первой половине IV века нашей эры. К 330 году первый христианский царь королевства Аксоум (Эфиопия) нашел во время одного из своих походов руины города Мерое.

Раскопки Мероэ археологами начались в 1902 г. Их вёл в 1909-14 английский археолог Дж. Гарстанг, а в 1920-23 царские некрополи исследовал американский ученый Дж. Рейснер. В 2011 г. Мероэ с расположенными неподалёку археологическими зонами Муссаварат-эль Суфра и Нака было объявлено ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества.

Сведений о цивилизации Мероэ в Африке не встретишь в школьных учебниках по истории, о ней редко упоминают даже в специализированной литературе. А между тем культура Мероэ не менее интересна, чем Древний Египет, а в чем-то даже и более загадочна. И сегодня, благодаря раскопкам археологов, мир все больше узнает об истории этого удивительного города.

Мероэ в Африке — самая загадочная цивилизация античного мира

Мероэ — это столица древнего государства Куш (Кусх), которая расположена на территории современного Судана. А в древности этот регион носил название Нубия. Мероэ, как и города Древнего Египта, находится в плодородной долине Нила, между Асуаном и Хартумом.

Мероэ в Африке — самая загадочная цивилизация античного мира

Мероэ в Африке — самая загадочная цивилизация античного мира

Мероэ считается первой цивилизацией Африки, в которой возникла письменность.

Удивительно, но, несмотря на все старания египтологов, письменность этого загадочного народа до сих пор не расшифрована. Англичанин Гриффит первым начал восстанавливать их алфавит еще в 1909 году благодаря надписям на стеллах, сделанным на двух языках — меройском и языке древних египтян. Затем другие исследователи дополнили алфавит. Жан Леклан, специалист из Франции, считал, что алфавит этого народа состоит из 23 букв. Но на практике все оказалось гораздо сложнее — расшифрованные с помощью этого алфавита слова не имеют никакого смысла.

Мероэ в Африке — самая загадочная цивилизация античного мира

Соседняя цивилизация Древнего Египта оказала большое влияние на культуру Мероэ, хотя и не всегда находилась с ней в дружеских отношениях. Архитектурные сооружения Мероэ чем-то напоминают древнеегипетские строения. Величественные пирамиды, в которых меройцы хоронили своих правителей, богато украшенные фресками стены, статуи, похожие на сфинксов, — все это не так давно было отвоевано у бескрайних песков стараниями археологов. При раскопках были найдены великолепные ювелирные украшения, глиняные сосуды с орнаментами. Особенно впечатлили исследователей украшения царицы Аманисхакето (Аманишакете), большая часть из которых, к сожалению, была украдена.

Мероэ в Африке — самая загадочная цивилизация античного мира

Несмотря на очевидное сходство, культура Мероэ имеет свои особенности. Пирамиды-усыпальницы имеют более скромные размеры, а их формы отличаются от египетских. Женские фигуры, нарисованные на деревянных дощечках на фасадах храмов, не похожи на стройных египетских красавиц, потому что меройские женщины отличались пышными формами.

Мероэ в Африке — самая загадочная цивилизация античного мира

Интересно, что власть в Мероэ переходила от брата к брату или сестре. Только когда не оставалось родных братьев и сестер — от отца к сыну.

Правители Мероэ были современниками египетских Птолемеев и Римской империи, с которыми они поддерживали торговые и дружественные отношения. Известно, что Египетские посредники приезжали в Мероэ для договора о покупке боевых слонов для Египта.

Мероэ в Африке — самая загадочная цивилизация античного мира

Между тем до сих пор никто точно знает, как и почему королевство Мероэ исчезло в первой половине IV века нашей эры. По одной из версий, существование цивилизации закончилось после нескольких завоевательных походов аксумитов. По другим сведениям, аксумиты были непричастны к закату цивилизации Мероэ, а в 330 году первый христианский царь королевства Аксум (Эфиопия) нашел во время одного из своих походов руины города Мероэ.

В 2011 году Мероэ с расположенными неподалеку археологическими зонами Мусавварат-эс-Суфра и Нага было объявлено ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества. На территории Мероэ продолжаются археологические раскопки. Возможно, скоро человечество узнает больше об этой античной цивилизации Африки.

Мероэ в Африке — самая загадочная цивилизация античного мира

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Цивилизация древнего государства Мероэ долгое время оставалась мало кому знакомой из тех, кто интересовался историей античного мира. Хотя она и процветала в период с VI в. до н. э. до начала IV в. н. э. в южном Египте и на территории современного Судана, но оказалась, в сущности, забытой и неизученной вплоть до наших дней.

Сравнительно незначительный интерес к этому региону объясняется частично его географической удаленностью, которая привела к тому, что вплоть до совсем недавнего времени редко кто из ученых посвящал себя изучению этого периода времени и этого региона (рис. 1); сыграл и свою роль ошибочный взгляд, согласно которому Мероэ было всего лишь периферийной и варварской копией Египта фараонов, которая не внесла никакого вклада в общемировую культуру и не имела какого-либо значения для развития всемирной цивилизации (рис. 2). Настоящая книга призвана показать, что в свое время Мероэ было мощным государством, много сделавшим для развития материальной и духовной культуры африканского континента.


Рис. 1. Долина Нила


Рис. 2. Мероитское царство


Рис. 3. Сцена из сельской жизни, выгравированная на бронзовой чаше из Каранога

Весь третий том его книги целиком посвящен Эфиопии – так классические авторы называли территорию современного Судана. Для нас интерес представляет описание ритуального убийства царя Мероэ жрецами. Диодор сообщает, что этот обычай подошел к концу в период правления царя Эргамена, современника Птолемея II Египетского; Эргамен, который, по его словам, был приобщен к греческой культуре и не чуждался философии, привел свои войска к храму и перебил жрецов. Можно предположить, что Эргамен получил образование у греков в Египте, но прямых свидетельств этого в тексте нет.

Основное внимание Страбон уделяет географическому описанию местности, во многих отношениях весьма точному. Как и Диодор, он называет Мероэ островом и сообщает, что эта местность расположена выше (то есть выше по течению) того пункта, где Астабора (река Атбара) впадает в Нил. Он также упоминает о месте слияния Нила и Астасобаса, что означает слияние нынешнего Голубого и Белого Нила в районе Хартума, почти в 120 милях далее к югу.

Хотя и другие античные авторы пишут о Мероэ, они ничего не прибавляют к нашим познаниям об этой стране, либо вскользь упоминая о ней, либо приводя сведения совершенно мифического характера. Но и эти разбросанные упоминания свидетельствуют о том, что мероитское государство было хорошо известно в Римской империи и сохраняло немалое значение по крайней мере до конца II в. н. э. Ювенал упоминает о нем дважды; в первый раз говоря о том, что женщины Мероэ имеют большие груди (что было реалией мероитской жизни, ясно представленной на храмовых барельефах), и в другом месте, сообщая о том, что некоторые суеверные женщины отправлялись в Мероэ за священной водой, которой они кропили храм Исиды в Риме.

BONA FORTUNA DOMINAE

REGINAE IN MULTOS AN

NOS FELICITER VENIT

E URBE MENSE APR

DIE XV VIDI TACITUS

Текст в публикациях приводится обычно в таком виде, но многочисленные попытки перевода приносят мало ясности.


Рис. 4. Латинская надпись из Мусавварат-эс-Софры

В апреле 1814 г. Буркхардт[15] также миновал это место, двигаясь от Дамера к Шенди, но не понял значимости его руин, объясняя это тем, что не имел возможности для более подробного исследования. Он записал в своем дневнике:

Следующими посетителями этих мест, оставившими сведения о них, были те, что пришел в Судан в составе турецко-египетской армии, направленной сюда вице-королем Египта Мохаммедом Али, под командованием своего сына Исмаила, в 1820 г. В составе этой экспедиции было несколько европейцев, среди них два француза, которые интересовались, в частности, античными древностями и оставили важные сведения о местностях, которые они видели. Из этих двух больше известен Калью, опубликовавший записки о своем путешествии в 1826 г.

В отличие от Брюса, Калью интересовался архитектурой и появился в этих местах с целью подробного исследования такого рода памятников. В 1821 г. он посетил Мероэ, где изучил и описал пирамиды, а также место, на котором расположен сам город. Затем он проследовал далее к югу, добравшись до Сеннара. На обратном пути в марте и апреле 1822 г. он направился к юго-востоку от Шенди, чтобы побывать в Наге и Мусавварат-эс-Софре. В каждом из этих мест он провел по нескольку дней и со своей обычной тщательностью снял их планы и сделал рисунки. Публикация его работы в 1826 г. привлекла внимание ученого мира к этим ранее неизвестным памятникам.

Линан де Беллефон, несколько опередивший Калью, значительно менее известен. Его дневник был опубликован сравнительно недавно[17], тогда как большинство из его прекрасно выполненных планов и рисунков остаются неопубликованными. Впервые он прошел через развалины Мероэ в ноябре 1821 г., но не остановился, намереваясь снова побывать в этом районе на обратном пути после своего пребывания в Сеннаре, располагавшемся много южнее. Он возвратился в эти места в феврале 1822 г. и, остановившись в Шенди, оставался в этом регионе до 2 апреля, вплоть до того дня, когда пустился в обратный путь на север, в Египет. Он, как и Калью, подробно изучал монументы, делая планы и зарисовки. Побывал он и в Мусавварат-эс-Софре, став первым европейцем, посетившим это место, где он задержался на три дня, делая зарисовки и планы. Он также скопировал многие из настенных надписей и оставил запись о своем посещении этого места, вырезав ее на западной стене центрального храма.

Линан возвратился в Шенди и несколькими днями позднее отправился в Нага, где он снова делал зарисовки. Вернувшись в Шенди, 24 марта он вышел из него, направляясь к северу, и на следующий день достиг селения Бегаравийя, на месте которого располагался город Мероэ. Большую часть времени Линан провел у пирамид, где он снова снял великолепный план и сделал ряд зарисовок как самих пирамид, так и некоторых рельефов на находящейся неподалеку от них погребальной часовне. Эти зарисовки двух первых путешественников, увидевших эти места, представляют собой очень большую ценность, демонстрируя нам состояние сохранности памятников в то время, и доносят до нас многие значительные детали, исчезнувшие с тех пор.

После Мусавварат-эс-Софры Линан побывал в Вадбен-Наге, но не добрался до храмов Нага, поскольку его художник отказался сопровождать его, испуганный слухами о появлении львов, сам же Хокинс, похоже, был несколько стеснен в средствах и времени. Поэтому он вернулся более северным маршрутом, пересекая пустыню Байюда. Снова достигнув реки, он направился к Джебель-Баркалу, где сделал зарисовки руин и побывал у пирамид Нури.

В 1842 – 1844 гг. Королевская экспедиция Пруссии под руководством Лепсиуса[18] прошла маршрутом через Египет и Судан и подробно описала большое количество памятников. Лепсиус был сведующим ученым и обладал гораздо большими знаниями египетской истории, чем кто-либо из его предшественников в этих местах. Он понимал значение цивилизации, которую исследовал, но лишь после раскопок, проведенных Гарстэнгом в городской черте Бегаравийи, было окончательно установлено место расположения известного по авторам античности Мероэ.

Гарстэнг, работавший здесь с 1910-го по 1914 г., пока его не остановила начавшаяся Первая мировая война, произвел обширные раскопки в самом городе, около храма Солнца и Львиного храма, а также погребений на равнине между городом и песчаниковой грядой, на которой были возведены пирамиды. Пирамиды эти, являющиеся гробницами королевской фамилии правителей Мероэ, были раскопаны Райснером в период с 1920-го по 1923 г. Он также произвел раскопки королевских пирамид в Курру и Нури. Результаты раскопок были опубликованы Доу Данемом. В 1907 – 1908 гг. Вулли и Макайвер вели раскопки в египетской части Нубийской пустыни неподалеку от Ареика и Каранога, ставшие первыми современными раскопками Мероэ. В 1910 – 1913 гг. Гриффит производил раскопки в районе Фараса, где очень большое погребение дало нам представление о мероитской керамике.

В период между войнами интерес археологии к Мероэ несколько ослабел, хотя важные материалы о более ранней истории этого региона были добыты в ходе раскопок экспедицией Оксфордского университета в районе Кавы. В последние годы наблюдается оживление интереса к этому региону, о чем свидетельствуют раскопки Хинце около Мусавварат-эс-Софры и работы Веркора и Тхабита Хассана около Вад-бен-Наги. Сооружение Асуанской плотины вызвало значительное оживление археологической активности в Нубии, что нашло выражение в раскопках нескольких мероитских погребений и заброшенных поселений. В 1965 г. университет Ганы начал новые раскопки города Мероэ, которые были продолжены под эгидой Хартумского университета.

На основе ранних сведений античных авторов и по результатам раскопок более позднего времени могут быть воссозданы отдельные черты культуры древнего Мероэ. В отличие от Египта времен фараонов, она пока еще не может поведать сама о себе, и, пока мероитский язык не станет доступен нам, лишь работы археологов будут способны проливать свет на эту древнюю африканскую цивилизацию.

Цивилизация возникла 29 в. назад.

Цивилизация остановилась 17 в. назад.

Мероитская цивилизация, относимая исследователями к древней Африканской цивилизации, возникла в VIII в. до. н.э. в районе современного города Мероэ в Судане на восточной стороне Нила между Асуаном и Хартумом.

Хотя первые культурные поселения здесь возникли ещё в III тыс. до н.э.

На территории Мероэ в разное время существовали также Кермитская, Кушитская, Нубийская и Египетская цивилизации. Влияние Египетской цивилизации было наиболее значительным и долговременным.

Язык цивилизации мероитский.

После завоевания Египта Ассирией в 671 до н. э. на территории исторической области Куш образовалось царство с центром в городе Напата.

Город Мероэ стал столицей государства Куш после разорения Напаты в 590 г. до н.э. Псамметихом II.

Во второй половине VI в. до н. э. столица государства была перенесена в Мероэ (отсюда — Мероитское царство). После перенесения столицы Напата сохранила значение религиозного центра. Здесь располагались царские гробницы — пирамиды, проводилась коронация царей, избрание которых утверждалось жрецами.

Развитие Цивилизация Мероэ было приостановлено в связи с непрерывными рейдами аксумитов в первой четверти IV в. н.э.

Около середины III в. до н. э. царь Мероэ Эргамен (Ирк-Амон) положил конец политическому влиянию напатских жрецов, которые до того имели возможность низлагать неугодных им царей и выдвигать кандидатуры их преемников. Сохранились сведения о том, что царь эллинистического Египта Птолемей IV и царь Эргамен поддерживали постоянные дипломатические связи. С этого времени власть царя, как полагают, становится наследственной, Мероэ превращается также в религиозный и культурный центр.

Греческая традиция сохранила воспоминание о мероитском царе Эргамене (Аркамани), жившем во времена Птолемея II, который получил греческое воспитание и философское образование. Он осмелился уничтожить старые обычаи, согласно которым стареющий властелин по повелению жрецов должен был умереть.

В период персидского господства в Египте Мероитское царство утратило ряд своих северных территорий.

Уже со времен Александра Македонского Куш занимал вполне определенное место в эллинистической, а позднее и в римской литературе.

В современном фольклоре Судана имеется предание о царе Напа из Нафты, этимологически явно восходящее к мероитскому топониму, о древних обычаях умерщвления царей и отмене их царем Акафом, о змеях — хранительницах храма и многие другие. В сказаниях присутствуют воспоминания о сокровищах Кермы, а местное население до сих пор окружает легендами и почитает руины — остатки древнего городища Кермы.

Первые надписи, составленные мероитским письмом, дошли до нас от II в. до н. э., хотя язык, безусловно, существовал много ранее. Это древнейшее на Африканском континенте алфавитное письмо возникло под непосредственным воздействием египетского, как иероглифического, так и демотического его варианта.

Вся история развития мероитской культуры проходила во взаимодействии с крупнейшими державами древности. В Куше были восприняты многие из их традиций и достижений. Это относится к отдельным образам египетских богов, к стилю изображения рельефных и статуарных композиций, к атрибутике царей и богов — форме короны, скипетрам, приставному бычьему хвосту, к жертвенным формулам и ряду других элементов заупокойного культа, к некоторым храмовым ритуалам, к титулатуре царей.

Определенную роль в поддержании традиции играла постоянная прослойка египетского населения в Куше — непосредственного носителя культуры. Особенностью процесса была адаптация черт египетской культуры до такой степени, что они уже механически воспринимались населением и осознавались уже не как пришлый, а как местный элемент.

Во II—I вв. до н. э. в связи с упадком политического могущества державы Птолемеев и обострением социальной борьбы внутри Египта Мероитское царство стало вмешиваться в египетские дела, поддерживая народные движения на юге Египта.

В греко-римский период процесс культурного влияния проходил опосредованно — через эллинистический и римский Египет, а также непосредственно — через греческое и римское население, находившееся в Мероэ. Наиболее яркими проявлениями этого влияния считаются так называемый римский киоск в Нага, остатки римских бань в Мероэ, фигуры богов анфас, по стилю сходные с греческими изображениями. Сюда же следует отнести поэтические произведения в честь местного бога Мандулиса, составленные по различным формам греческого литературного канона.

Когда римляне в 30 г. до н. э. овладели Египтом и население Фиваиды пыталось организовать им отпор, поднимая восстания, отряды эфиопов под предводительством кандаки вторглись в Египет, но были отброшены, а египтяне усмирены.

В 23 г. до н. э. войска римлян во главе с префектом Гаем Петронием овладели Напатой, присоединили северную Эфиопию к римской провинции Египет.

С III в. н. э. царство начало приходить в упадок. На территории Мероитского царства образовались государства Алва, Мукурра, Нобатия.


Мероэ — город на территории современного Судана, ставший после разорения Напаты (Гебель-Баркал) Псамметихом столицей государства Куш. Располагается на восточной стороне Нила между Асуаном и Хартумом. Язык государства — мероитский. Культура Мероэ находилась под сильным влиянием Древнего Египта. Мероэ успешно противостояло вторжениям римлян, но пало в связи с непрерывными рейдами аксумитов в первой четверти IV в. н. э..

Содержание

История Мероэ

Первые поселения на месте Мероэ начали возникать, по-видимому, ещё в VIII в. до н. э. После завоевания Египта Ассирией в 671 до н. э. на территории исторической области Куш образовалось царство с центром в городе Напата.

Во второй половине VI в. до н. э. столица государства была перенесена в Мероэ (отсюда — Мероитское царство). После перенесения столицы Напата сохранила значение религиозного центра. Здесь располагались царские гробницы — пирамиды, проводилась коронация царей, избрание которых утверждалось жрецами.

Около середины III в. до н. э. царь Мероэ Эргамен (Ирк-Амон) положил конец политическому влиянию напатских жрецов, которые до того имели возможность низлагать неугодных им царей и выдвигать кандидатуры их преемников. Сохранились сведения о том, что царь эллинистического Египта Птолемей IV и царь Эргамен поддерживали постоянные дипломатические связи. С этого времени власть царя, как полагают, становится наследственной, Мероэ превращается также в религиозный и культурный центр.

В период персидского господства в Египте Мероитское царство утратило ряд своих северных территорий. Во II-I вв. до н. э. в связи с упадком политического могущества державы Птолемеев и обострением социальной борьбы внутри Египта Мероитское царство стало вмешиваться в египетские дела, поддерживая народные движения на юге Египта. Когда римляне в 30 г. до н. э. овладели Египтом и население Фиваиды пыталось организовать им отпор, поднимая восстания, отряды эфиопов под предводительством кандаки вторглись в Египет, но были отброшены, а египтяне усмирены. В 23 г. до н. э. войска римлян во главе с префектом Гаем Петронием овладели Напатой, присоединили северную Эфиопию к римской провинции Египет.

С III в. н. э. царство начало приходить в упадок. На территории Мероитского царства образовались государства Алоа, Мукурра, Нобатия.

Современность

Раскопки Мероэ археологами начались в 1902 г. Их вёл в 1909—1914 английский археолог Дж. Гарстанг, а в 1920—1923 царские некрополи исследовал американский ученый Дж. Рейснер. В 2011 г. Мероэ с расположенными неподалёку археологическими зонами Муссаварат-эль Суфра и Нака было объявлено ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества.

Читайте также: