Раскройте экспериментальное направление отечественной патологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Развитие патологичной физиологии как самостоятельной науки относится ко второй половине XIX столетия, когда в области биологии, химии и физиологии были достигнуты значительные успехи, позволившие начать систематическое изучение механизмов возникновения патологических процессов и болезней. Становлению патологической физиологии как самостоятельной дисциплины в значительной мере способствовало применение методов физиологического эксперимента для изучения патологических процессов.

Общая патология выделилась как самостоятельная дисциплина в 1863 г., но преподавали ее чаще всего еще патологоанатомы. Так, в Москве с 1863 г. курс общей патологии читал известный патологоанатом А. И. Полунин (1820—1888). Будучи морфологом, он пропагандировал экспериментальные методы в патологии. В Харькове кафедру общей патологии возглавлял И. Н. Оболенский, в Киеве — Н. А. Хржонщевский, в Казани с 1867 по 1872 г. — М. Ф. Субботин. Выделение общей патологии в самостоятельную дисциплину имело огромное значение для дальнейшего развития этого важного раздела медицины как науки экспериментальной. Для русской патологии второй половины XIX века характерен переход от морфологического направления к позициям экспериментальной патологии, т. е. патологической физиологии.

Пашутин

Все более широкое применение экспериментальных методов исследования в патологии, накопление полученного в эксперименте фактического материала привели к необходимости отделения преподавания общей патологии от морфологии (патологической анатомии) и создания кафедр экспериментальной патологии (патологической физиологии). Первая в России кафедра общей и экспериментальной патологии была организована в Казанском университете в 1874 г. В. В. Пашутиным, преобразовавшим общую патологию из умозрительной науки в экспериментальную. Будучи учеником И. М. Сеченова и С. П. Боткина, он развивал в патофизиологии идеи нервизма. В. В. Пашутиным написано первое оригинальное руководство по патологической физиологии, не утерявшее своего значения и в настоящее время. Научные интересы В. В. Пашутина были сосредоточены на основной проблеме патологии — нарушении обмена веществ. Особенно ценны его работы в области полного и частичного голодания. Он разработал оригинальную методику исследования газообмена и впервые создал калориметр для непосредственного определения теплопотерь организмом животного и человека. В. В. Пашутин впервые в России начал заниматься изучением деятельности желез внутренней секреции (половых желез). Имя В. В. Пашутина примечательно и тем, что он является создателем первой в России научной школы патофизиологов. Его ученики развивали начатое В. В. Пашутиным направление в изучении патофизиологии обмена веществ. Ряд его учеников возглавили в дальнейшем кафедры общей патологии в университетах России: А. М. Альбидкий (Военно-медицинская академия в Петербурге), А. В. Репрев (Томск, Харьков), Н. Г. Ушинский (Варшава, Одесса) и др.

Фохт

Одновременно с петербургской создавалась и московская научная школа патофизиологов, идущая от А. И. Полунина и его ученика А. Б. Фохта (1848—1930). Характерной особенностью этого направления был тесный контакт с клиникой. А. Б. Фохту принадлежат выдающиеся исследования по вопросам патологии сердца, отека, водянки, воспаления околосердечной сумки, функциональных и анатомических изменений сердца при эмболии коронарных артерий, нарушений кровообращения и деятельности сердца при эмболии легочной артерии. Крупные представители московской школы патофизиологов возглавили также кафедры общей патологии и патологической физиологии в различных университетах: в Киеве (В. Линдеман), Москве (Г. П. Сахаров, А. И. Тальянцев), Минске (Ф. А. Андреев) и др.

Воронин

Богомолец

Особое место в истории патофизиологии занимает И. И. Мечников работы которого по воспалению, иммунитету, атрофии и самоотравлению организма являются классическими. И. И. Мечников создал сравнительно-патологическое направление в изучении патологических процессов. Фагоцитарная теория воспаления, учение об иммунитете и инфекционном процессе являются основой многих исследований, проводимых в этих направлениях и в настоящее время.

Сиротинин

Петров

Н. Н. Аничков (1885—1964) с 1919 по 1938 г. возглавлял кафедру патологической физиологии Военно - медицинской академии. В 1946 г. был избран первым президентом Академии медицинских наук. Н. Н. Аничков с большим коллективом сотрудников разрабатывал вопросы болезней сердечно-сосудистой системы, физиологии и патологии ретикулоэндотелиальной системы, патогенеза аутоинфекций и др. С именем Н. Н. Аничкова связана теория инфильтрационного происхождения атеросклероза. Из этой шкоты вышли такие крупные патофизиологи, как И. Р. Петров, П. Н. Веселкин, П. П. Гончаров и др.

Большую плодотворную школу создал в Одессе и Тбилиси известный русский ученый В. В. Воронин (1870—1960). Его труды были посвящены патофизиологии, микробиологии и эпидемиологии, зоологии, морфологии и некоторым проблемам физики и математики. Основные научные интересы В. В. Воронина и его учеников были сконцентрированы вокруг общей патологии воспаления, кровообращения, периферической нервной системы. В 1947—1948 гг. В. В. Воронин выпустил двухтомный учебник по патологической физиологии, где для решения вопросов патогенеза заболеваний привлекались закономерности механики, физики и математики.

Большое влияние на развитие отечественной патофизиологии оказал (А. А. Богомолец (1881—1946). Богомолец работал в Саратове, Москве и Киеве и является основателем самой крупной школы советских патофизиологов. Центральной проблемой, разрабатывавшейся школой А. А. Богомольца, была проблема реактивности. Много труда было отдано изучению реакций соединительной ткани при различных патологических процессах, вопросам переливания крови, эндокринопатологии, цитотоксической стимуляции функций. Под редакцией А. А. Богомольца было создано первое многотомное руководство по патологической физиологии (1940—1946). Из школы А. А. Богомольца вышли такие выдающиеся ученые патофизиологи как Н. Н. Сиротинин, Н. А. Федоров, П. Д. Горизонтов и др.

Наиболее активным продолжателем изучения проблемы реактивности в патологии и физиологии в настоящее время являются Н. Н. Сиротинин и его школа. Большой заслугой Н. Н. Сиротинина и его школы является разработка вопросов о сравнительной патологии реактивности, аллергии, иммунитета и инфекционного процесса. Н. Н. Сиротинин систематически с 1929 г. занимается изучением вопросов кислородного голодания и адаптации к гипоксии. Под общей редакцией Н. Н. Сиротинина в последнее время создано 4-томное руководство по патологической физиологии (1966).

И. Р. Петров (1893—1970) всю свою творческую жизнь посвятил работе на кафедре патофизиологии Военно-медицинской академии. Совместно со своими многочисленными учениками он интенсивно и успешно разрабатывал проблемы кислородного голодания, патогенеза травматического шока, кровопотери, переливания крови, гипотермии и реанимации, патологической регуляции кровообращения и др.

Большую роль в развитии представлений о значении нервной системы в патологии сыграли исследования А.Д.Сперанского (1888—1961), например, получившие широкую известность работы по нервной трофике, эпилепсии, следовым последействиям в патологии и др. Ученик А. Д. Сперанского А. М. Чернух плодотворно развивает проблемы выздоровления и экспериментальной терапии.

Большую роль в создании физиологического направления в изучении болезни сыграл выдающийся французский учёный Клод Бернар, который заложил основы современной экспериментальной патологии. С его именем связано открытие гликогенобразовательной функции печени, липазы в секрете поджелудочной железы.

Известный немецкий патолог Вирхов является основателем клеточной патологии, согласно которой всякий патологический процесс представляет собой сумму клеточных изменений. Он изучил и систематизировал ценный материал относительно клеточных изменений, лежащих в основе атрофии, гипертрофии, воспаления, опухолей. Его ученик Ю. Конгейм известен своими выдающимися экспериментальными исследованиями, посвященными эмболии, инфаркту, воспалению.

В России основоположником патологической физиологии как самостоятельной науки и предмета преподавания был В.В. Пашутин, возглавлявший с 1878 г. Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую академию. С целью разработки проблем патологии В.В. Пашутин создал первый калориметр, предложил оригинальные методы исследования газообмена и теплообмена у человека и животных. Используя эти методы, В.В. Пашутин и его ученики выполнили капитальные исследования в области изучения различных видов голодания, обмена веществ и теплообмена при патологических состояниях.

Одним из представителей отечественного общебиологического направления в патофизиологии и исследователей целлюлярной патологии является выдающийся биолог И.И. Мечников. Его исследования показали, как с повышением организации животных форм в процессе эволюции фагоцитозно-пищеварительная функция фагоцитоза переходит к приспособлению защитного характера. С1898 по 1908гг. в лаборатории И.И. Мечникова были проведены исследования по получению токсических сывороток и антител к разнообразным чужеродным клеткам и тканевым экстрактам.

В 1900г. В.К. Линдерман открыл нефролитическую сыворотку, способную вызывать у экспериментальных животных геморрагический нефрит. Так была одна из первых экспериментальных моделей аутоиммунного заболевания.

Начало формированию гистофизиологического направления в патологии положил Н.А. Хржонщевский, возглавивший кафедру общей патологии в Киевском университете – автор физиологической инъекции красок для окрашивания органов и клеток. Его ученик В.В. Подвысоцкий, которого по праву считают основателем украинской школы патофизиологов, внёс значительный вклад в изучение процессов регенерации эпителиальных тканей. Ярким представителем киевской школы являлся А.А. Богомолец. Его труды посвящены различным проблемам патофизиологии: роли реактивности в патологии, связи реактивности с эндокринной регуляцией и реакцией соединительной ткани, проблемам переливания крови, опухолевого роста. А.А. Богомолец выдвинул концепцию старения организма, связав этот процесс с изменениями физико-химических свойств тканей и межклеточного вещества, ослаблением трофической функции соединительной ткани. Он создал школу патофизиологов, из которой вышли Н.Н. Сиротинин, Н.А. Федоров, Н.Н. Зайко.

Основные труды Н.Н. Сиротинина посвящены вопросам сравнительной патологии реактивности и резистентности организма. С помощью методов сравнительной патологии Н.Н. Сиротинин показал, что филогенетически наиболее древняя форма инфекции – простое размножение микроорганизмов в тканях, а наиболее новой является выработка антител и спецификация фагоцитарного процесса. Кроме того, Н.Н. Сиротинину принадлежит ряд работ, посвященных изучению патогенеза горной болезни и эволюции механизмов адаптации к гипоксии.




Большую роль в создании физиологического направления в изучении болезни сыграл выдающийся французский учёный Клод Бернар, который заложил основы современной экспериментальной патологии. С его именем связано открытие гликогенобразовательной функции печени, липазы в секрете поджелудочной железы.

Известный немецкий патолог Вирхов является основателем клеточной патологии, согласно которой всякий патологический процесс представляет собой сумму клеточных изменений. Он изучил и систематизировал ценный материал относительно клеточных изменений, лежащих в основе атрофии, гипертрофии, воспаления, опухолей. Его ученик Ю. Конгейм известен своими выдающимися экспериментальными исследованиями, посвященными эмболии, инфаркту, воспалению.

В России основоположником патологической физиологии как самостоятельной науки и предмета преподавания был В.В. Пашутин, возглавлявший с 1878 г. Санкт-Петербургскую Медико-хирургическую академию. С целью разработки проблем патологии В.В. Пашутин создал первый калориметр, предложил оригинальные методы исследования газообмена и теплообмена у человека и животных. Используя эти методы, В.В. Пашутин и его ученики выполнили капитальные исследования в области изучения различных видов голодания, обмена веществ и теплообмена при патологических состояниях.

Одним из представителей отечественного общебиологического направления в патофизиологии и исследователей целлюлярной патологии является выдающийся биолог И.И. Мечников. Его исследования показали, как с повышением организации животных форм в процессе эволюции фагоцитозно-пищеварительная функция фагоцитоза переходит к приспособлению защитного характера. С1898 по 1908гг. в лаборатории И.И. Мечникова были проведены исследования по получению токсических сывороток и антител к разнообразным чужеродным клеткам и тканевым экстрактам.

В 1900г. В.К. Линдерман открыл нефролитическую сыворотку, способную вызывать у экспериментальных животных геморрагический нефрит. Так была одна из первых экспериментальных моделей аутоиммунного заболевания.

Начало формированию гистофизиологического направления в патологии положил Н.А. Хржонщевский, возглавивший кафедру общей патологии в Киевском университете – автор физиологической инъекции красок для окрашивания органов и клеток. Его ученик В.В. Подвысоцкий, которого по праву считают основателем украинской школы патофизиологов, внёс значительный вклад в изучение процессов регенерации эпителиальных тканей. Ярким представителем киевской школы являлся А.А. Богомолец. Его труды посвящены различным проблемам патофизиологии: роли реактивности в патологии, связи реактивности с эндокринной регуляцией и реакцией соединительной ткани, проблемам переливания крови, опухолевого роста. А.А. Богомолец выдвинул концепцию старения организма, связав этот процесс с изменениями физико-химических свойств тканей и межклеточного вещества, ослаблением трофической функции соединительной ткани. Он создал школу патофизиологов, из которой вышли Н.Н. Сиротинин, Н.А. Федоров, Н.Н. Зайко.

Основные труды Н.Н. Сиротинина посвящены вопросам сравнительной патологии реактивности и резистентности организма. С помощью методов сравнительной патологии Н.Н. Сиротинин показал, что филогенетически наиболее древняя форма инфекции – простое размножение микроорганизмов в тканях, а наиболее новой является выработка антител и спецификация фагоцитарного процесса. Кроме того, Н.Н. Сиротинину принадлежит ряд работ, посвященных изучению патогенеза горной болезни и эволюции механизмов адаптации к гипоксии.

С целью разработки проблем патологии В.В, Пашутин создал первый в мире калориметр, предложил оригинальные методы исследования газо­обмена и теплообмена у человека и животных. Используя эти методы в эк­сперименте на животных и человеке, В.В. Пашутин и его ученики выполни­ли капитальные исследования в области изучения различных видов голодания, обмена веществ и теплообмена при патологических состояни­ях организма. Почти заново они создали учение о кислородном голодании.

В.В. Пашутин создал первую отечественную школу общих патоло­гов (патофизиологов). Его преемником по кафедре был П.М. Альбицкий, плодотворно разрабатывавший проблемы голодания, обмена веществ, газообмена. Особенно ценными являются его работы по кислородному голоданию и открытие П.М. Альбицким феномена обратного действия последствия углекислоты (1911 г.). Заключение П.М. Альбицкого о том, что постоянно высокое напряжение С02 в крови имеет громадное биоло­гическое значение, возбуждая дыхательный центр и регулируя окисли­тельные процессы в теле, было основополагающим для дальнейшего формирования специальной физиологии человека в экстремальных ус­ловиях и разработки проблемы ауторегуляции обменных процессов про­дуктами обмена.

Большой вклад в разработку проблем газового и теплового обмена в организме при полном голодании, продолжавшемся максимально 59—65 дней, внес ученик В.В. Пашутина П.П. Авроров, работавший с 1904 по 1922 гг. профессором кафедры общей патологии Томского университе­та, а с 1922 г. до конца жизни — заведующим кафедрой фармакологии Кубанского медицинского института.

Учеником В.В. Пашутина Н.В. Веселкиным с сотрудниками были предприняты исследования по вопросам патологии углеводно-фосфор- ного обмена, по патогенезу панкреатического диабета, а также исследо­вания обмена веществ при хроническом неполном голодании.

Направление исследований, идущее от И.М. Сеченова, В.В. Пашу­тина, П.М. Альбицкого, успешно развивалось впоследствии на кафедре патологической физиологии Военно-медицинской академии. Заведую­щий кафедрой И.Р. Петров с сотрудниками изучали проблему кислород­ной недостаточности на моделях, которые вызывались у животных:

а) анемией головного мозга;

б) разреженной атмосферой;

г) состоянием клинической смерти.

В 1934—1935 гг. И.Р. Петровым совместно с П.П. Гончаровым в ус­ловиях барокамеры и полетов на самолетах исследовалось влияние по­ниженного барометрического давления (соответствующего высоте 3000— 5000 м) на животных с острой кровопотерей, черепно-мозговыми и другими ранениями. Эти исследования явились первой попыткой экспе­риментального разрешения вопросов авиаэвакуации раненых в условиях действия на организм разреженной атмосферы и высотной гипоксемии.

И.Р. Петров и его преемник по кафедре патологической физиоло­гии В.К. Кулагин с сотрудниками выполнили фундаментальные исследо­вания по проблемам шока и терминальных состояний, кровопотери, по- сттрансфузионных осложнений; разработали методы и принципы ранней профилактики и лечения шока и кровопотери с использованием крови, кровезаменителей, адренокортикотропного гормона, кортикостероидов и некоторых ферментов. Ими опубликованы работы по методологии па­тологии, проблемам общего учения о болезни.

Общее направление работ А.В. Репрева по изучению патологии эн­докринной системы и обмена веществ получило дальнейшее развитие в исследованиях представителей созданной им Харьковской школы пато­физиологов: Д.Е. Альперна, С.М. Лейтеса, М.М. Павлова, С.Г. Генеса, Д.П. Гринева и их сотрудников.

Большой вклад в развитие физико-химического направления в па­тологии внесли исследования руководителя Отдела общей патологии Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге Е.С. Лон­дона. В 1904 г. он разработал новый оригинальный метод авторадиогра­фии, позволивший учитывать, какие ткани в большей степени поглощают эманацию радия. Е.С. Лондон установил, что под влиянием лучей радия наиболее ранние и выраженные патогистологические изменения проис­ходят в кроветворных, половых и лимфоидных органах. По предложению Лейпцигского академического издательства он опубликовал на немецком языке первую в мировой литературе монографию по радиобиологии. Вто­рой важной проблемой, разработанной Е.С. Лондоном и его сотруд­никами, является физиология и патология пищеварения. В этой области рядом исследований были вскрыты закономерности химических превра­щений, претерпеваемых пищей при прохождении через желудочно-ки­шечный тракт, и процессов всасывания в условиях экспериментально вызванной патологии. Е.С. Лондон совместно с Н.П. Кочневой разрабо­тал метод вазостомии (ангиостомии) — наложения постоянных фистул на крупные венозные сосуды, — позволяющий изучать обмен веществ от­дельных органов на основании сравнительного анализа притекающей к ним и оттекающей от них крови в естественных условиях и при различных патологических состояниях без нарушения взаимоотношений органов и нервно-гуморальной регуляции. В 1924—1925 гг. было опубликовано уже большое количество работ по ангиохимии — созданному Е.С. Лондоном разделу физиологической и патологической химии. Е.С. Лондон разра­ботал на собаках в 1934 г. новый экспериментально-хирургический ме­тод — органостомию — способ наложения широких канюль на глубокие паренхиматозные органы, позволяющий получать кусочки органов без оперативного вмешательства у ненаркотизированных животных. Метод органостомии дополнил метод ангиостомии и дал возможность углублен­ного познания органного метаболизма, в том числе механизма углевод­ного, белкового и водно-солевого обмена.

С.С. Халатов подошел к изучению патологии холестеринового об­мена с позиций физико-химических и коллоидно-химических аспектов. На заседании Общества патологов в Петербурге 21 сентября 1912 г. он впервые представил экспериментальные доказательства патологической роли холестерина в происхождении атеросклероза и других заболеваний внутренних органов. Полученная первоначально С.С. Халатовым, а затем и Н.Н. Аничковым, экспериментальная модель атеросклероза (воспроиз­ведение атеросклероза на кролике при кормлении его холестерином) использовалась вплоть до наших дней всеми экспериментаторами для выяснения вопросов патогенеза этого заболевания.

Изучая закономерности нарушения холестеринового обмена, С.С. Халатов и его сотрудники (П.Д. Горизонтов, А.А. Значкова, В.И. Глод- Вершук, Н.Т. Шутова и др.) в опытах с травматическим и токсическим поражением головного мозга при выключении функций различных орга­нов установили гиперхолистеринемию и фосфатидемию мозгового про­исхождения.

Характерное для С.С. Халатова стремление оценить патологические явления с точки зрения физико-химических и коллоидно-химических аспектов получило развитие в трудах его учеников П.Д. Горизонтова, Н.Т. Шутовой и др. по патологии холестеринового обмена и изучению па­тогенного действия на организм ионизирующих излучений.

Гисто- и цитофизиологическое направление

Начало формированию гистофизиологического направления в па­тологии положил Н.А. Хржонщевский, возглавивший кафедру общей па­тологии в Киевском университете (1868 г.) — автор классического мето­да прижизненного окрашивания тканей и клеток (физиологической инъекции красок).

В Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии А.А. Макси­мов создал экспериментально-морфогенетическое направление в пато­логии. В 1902—1905 гг. он провел анализ генетических взаимоотноше­ний крови и соединительной ткани при воспалении; сформулировал унитарную теорию кроветворения, согласно которой лимфоцит является родоначальной, стволовой кроветворной клеткой, из которой могут диф­ференцироваться все клеточные элементы крови. Его ученик Н.Н. Анич­ков развил это направление, делая акцент на разработке морфодинами- ки изучаемых процессов и болезней; выдвинул инфильтрационную теорию морфогенеза атеросклероза (1913—1914); создал комбинационную тео­рию патогенеза атеросклероза (1924); внес крупный вклад в развитие представлений о ретикулоэндотелиальной системе (1930); положил на­чало систематической разработке проблемы внутриинфекционных про­цессов (1937),

Общебиологическое (патобиологическое) направление

и сравнительная патология

Общебиологическое направление в патологии восходит своими ис­токами к клеточной теории и целлюлярной патологии Р. Вирхова, кото­рый утверждал, что вне клетки нет ни нормальной, ни патологической жизненной деятельности. Формирование этого направления в России связано с именами С.М. Лукьянова и И.И. Мечникова.

Учение И,И. Мечникова о роли макрофагов получило свое дальней­шее развитие в исследованиях Л.А. Тарасевича о гемолизинах, в котором показана прямая связь между гуморальными факторами и клеточными элементами, перекинут мост между физиологическими функциями орга­низма и иммунитетом. Ученик В.В. Подвысоцкого и Л.А. Тарасевича А.А. Богомолец показал, что соединительная ткань принимает участие в обменных процессах и защитных реакциях организма. Его учение о со­единительной ткани явилось предпосылкой для последующего учения о коллагенозах и попытки различать типы конституции людей. Исследова­ния А.А. Богомольца способствовали выяснению роли активной соеди­нительной ткани и эндокринно-вегетативной регуляции в определении реактивности организма. А.А. Богомольцем были сформулированы по­ложения о механизме действия переливания крови, цитотоксической сти­муляции функций соединительной ткани, роли печени в регуляции обме­на веществ. В 1925 г. им была создана антиретикулярная цитотоксическая сыворотка (АЦС), которая з малых дозах стимулировала функцию рели- кулоэндотелиальной системы, усиливая продукцию защитных веществ. В годы Великой Отечественной войны АЦС широко применялась для за­живления ран и трофических язв. А.А. Богомолец выдвинул концепцию, объясняющую процесс старения организма изменением физико-хими­ческих свойств тканей и межклеточного вещества, ослаблением трофи­ческой функции соединительной ткани. А.А. Богомолец создал научную школу патофизиологов, из которой вышли Н.Н. Сиротинин (Саратов — Казань — Киев), Н.А. Федоров (Москва), Н.Н.Зайко (Киев) и мн. др.

Основные труды Н.Н. Сиротинина посвящены вопросам сравнитель­ной патологии реактивности й резистентности организма к действию эк­стремальных факторов — гипоксии, анафилаксии, аллергии. Применив методы сравнительной патологии, Н.Н. Сиротинин показал, что филоге­нетически наиболее древняя форма инфекции — простое размножение микробов в организме при сравнительно слабых реакциях как клеточно­го, так и гуморального типа. Филогенетически наиболее новой формой инфекционного процесса является совершенствование лимфогистиоци- тарного аппарата в направлении выработки антител и спецификации фа­гоцитарного процесса. Еще более новым в историческом развитии ин­фекционного процесса в животном мире является включение в картины инфекций аллергических реакций.

Выполненные Н.Н. Сиротининым работы по изучению патогенеза горной болезни показали, что ведущими изменениями при высотной бо­лезни являются гипоксия, газовый алкалоз и утомление организма. Изу­чая в эволюционном плане различные виды кислородного голодания и процессы адаптации к гипоксии в условиях высокогорья, Н.Н. Сиротинин разработал принцип ступенчатой акклиматизации в горах и показал, что адаптацию к высокогорному климату можно использовать для лечения болезней, сопровождающихся гипоксией, а также для существенного по­вышения устойчивости организма к экстремальным воздействиям в вы­сотных и космических полетах. Под его руководством в 1958 г. были раз­вернуты исследования по изучению влияния гипокинезии на организм здорового человека, имеющие большое значение для авиационной и кос­мической физиологии и медицины.

Элементы нервизма возникли в середине XVIII в. и получили развитие в трудах А. Галлера, У. Куллена, Е.О. Мухина, И.Е. Дядьковского, К.В. Ле­бедева и др И.П. Павлов, воспринявший эту идею в клинике С.П. Ботки­на, понимал под нервизмом физиологическое направление, стремящее­ся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма. Развитие этого направления шко­лой И.П. Павлова привело к созданию патофизиологии высшей нервной деятельности и кортиковисцеральной патологии.

С попыткой установления общих закономерностей, характерных для разнообразных болезней, с позиций нервизма выступил в начале 30-х годов ученик И.П. Павлова А.Д. Сперанский. Серией исследований, нача­тых в 1927 г., он показал, что в патогенезе патологических, в том числе и инфекционно-токсических, процессов принимаютучастие рефлекторные механизмы, которые носят неспецифический характер и вызывают стерео­типные поражения соответствующих органов. Эти одинаковые измене­ния А.Д. Сперанский назвал стандартными формами нервных дистрофий.

А.Д. Сперанский поставил акцент на изучение не раздражителей, а раздражений с учетом того, что реакции организма являются результатом его биологической целостности, возникшей в эволюционном процессе в связи с развитием коррелятивных систем и, особенно, нервной. Он счи­тал, что специфика заболевания связана со своеобразным качеством разд­ражения патогенным агентом соответствующих нервных приборов. Ос­новываясь на экспериментальном и клиническом материале, он пришел к выводу, что для понимания механизмов патологических процессов сле- дуетучитывать и оценивать: место первичного раздражителя (рецепцию); интенсивность раздражения и его качество; время раздражения, интер­вал, ритм; исходный фон и следовую реакцию.

Ряд фактических экспериментальных данных, положенных в основу кортико-висцеральной теории и свидетельствующих о важном значении коры головного мозга для регуляторной деятельности внутренних орга­нов, получил признание. Однако были выявлены и существенные ее не­достатки, послужившие поводом к критике. Справедливо отмечалось, что некоторые сторонники кортико-висцеральной теории недооценивали роль диэнцефальной области в интегративной деятельности организма в целом и отдельных соматовегетативных функций. В печати указывалось, что представители кортико-висцеральной теории игнорировали значение деятельности эндокринных желез, недостаточно внимания уделяли мес­тной патологии органов и изучению конкретных механизмов кортико-вис- церальных взаимоотношений. Обращалось внимание также на то, что представление о ведущей роли коры больших полушарий мозга в разви­тии заболевания противоречит всей эволюции нервной системы, возник­шей как орган приспособления животного к меняющимся условиям внеш­ней среды.

На современном этапе развития медицинской науки проблема бо­лезни решается как проблема разностороннего нарушения регуляции функций, захватывающего различные уровни нервной, эндокринной и других физиологических систем вплоть до молекулярных соотношений.

Клинико-экспериментальное интеграционное направление

Стремление к интеграции направлений развития общей патологии с целью всестороннего изучения больного человека и создания теорети­ческого фундамента клинической медицины с наибольшей полнотой реа­лизовалось в трудах Московской школы общих патологов-патофизиоло­гов, основанной профессором А.Б. Фохтом^ В 1890 г. им был организован при Московском университете Институт общей и экспериментальной па­тологии, в 1912 г. — подобный же институт Московских высших женских курсов при 2-й Градской больнице (ныне кафедра патологической физио­логии Московского медицинского университета).

А.Б. Фохт при помощи тонко проведенных экспериментов с макси­мально возможным устранением последствий операционной травмы оп­роверг мнение многих авторов о быстрой остановке сердца вследствие закрытия любой из ветвей венечных артерий. Существенно важным явля­ется его вывод о том, что при закрытии левой венечной артерии падение сердечной деятельности выражен значительно резче, чем при закрытии правой. Еще большее значение имеет установление им зависимости эф­фекта закрытия различных ветвей венечных артерий от наличия коллате- ралей между периферическими ветвями коронарных сосудов, обеспечи­вающих восстановление нормальной деятельности сердца, нарушенной при эмболии венечных артерий. В работе 1901 г. А.Б. Фохт получил экспе­риментальный кардиосклероз, установил колебание резервных сил серд­ца в этих условиях, дал научное объяснение клиническим проявлениям инфарктов миокарда и грудной жабы. В 1913 г. А.Б. Фохт сформулировал учение о патологической транссудации (отеке и водянке).

А.Б. Фохт создал научную школу, наиболее видными представи­телями которой были А.И. Тальянцев, В.К. Линдеман, Д.Д. Плетнев, Ф.А. Андреев, Ф.Ф. Вёнулет, Г.П. Сахаров.

Характерной особенностью школы А.Б. Фохта было клинико-экспе- риментальное направление, ориентирующее на комплексное изучение болезни с помощью морфологических, экспериментально-физиологичес­ких и клинических методов исследования. Представители этого направ­ления являлись не только лабораторными учеными, но и авторитетными врачами-практиками. Результаты экспериментов на животных они кри­тически сопоставляли с клиническими данными, рассматривая общую клиническую патологию человека как своеобразный мост, перекинутый между биологией, патологической физиологией, клиникой и жизнью. Они подчеркивали, что эксперимент как физиологический метод внес в кли­ническое исследование точное определение характера отдельных симп­томов болезни и объяснение внутренней связи между ними в картины определенного болезненного процесса, поставил изучение болезни на строго научную основу.

Важную роль в интеграции важнейших направлений формирования теоретических основ медицины сыграл ученик Н.Н. Сиротинина профес­сор и заведующий кафедрой патологической физиологии Казанского уни­верситета и 2-го Московского медицинского института А.Д. Адо. Своими трудами он внес существенный вклад в разработку проблем воспаления, реактивности, аллергии и патогенеза инфекционных болезней. Общеби­ологический подход к решению этих проблем, идеи эволюции и диалек­тическую методологию, сочетаемую с тщательно проведенными экспе­риментальными исследованиями, он использовал в борьбе со спекулятивными, односторонними позициями многочисленных претен­дентов на создание так называемой единой теории медицины.

Не меньший протест А.Д. Адо вызывали попытки построения теории медицины и на базе таких важных общебиологических закономерностей, как приспособляемость организма. Попытка рассматривать болезнь толь­ко как приспособительный процесс привела бы к необходимости считать болезнь фактором прогрессивной эволюции, что не соответствует дейст­вительности. Развитие болезни, по мнению А.Д. Адо, представляет со­бой сложный процесс перехода количественных изменений в качествен­ные или процессов нормальных физиологических проявлений жизни в патологические. Раскрытие закономерностей этого процесса, как пока­зывает анализ трудов А.Д. Адо и его учебных руководств, возможно лишь при условии всестороннего его изучения в условиях эксперимента и кли­ники, с учетом всех важнейших направлений развития медико-биологи­ческих и медико-социальных наук на всех уровнях, начиная от молекуляр- но-генетического и кончая социальным.

Такой комплексный подход был осуществлен Научно-исследова­тельской аллергологической лабораторией АМН СССР, организованной 18 сентября 1961 г. по инициативе и под руководством А.Д. Адо. Под ру­ководством Лаборатории работал первый в СССР аллергологический кабинет для оказания специализированной помощи аллергическим боль­ным. Разработаны научные основы профилактики и лечения аллергичес­ких заболеваний неинфекционной природы. В дальнейшем была органи­зована аллергологическая служба в СССР.

Часть 1. Первобытное общество

В наши дни, когда во всем мире на первый план выходит приоритет общечеловеческих ценностей, подготовка врачей во всех странах мира немыслима без широкого гуманитарного образования и развития исторического мышления, без плодотворного научного сотрудничества между народами различных государств.

Преподавание всемирной истории медицины закладывает основы этих понятий, вводит студентов в мир их будущей профессии, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Медицина как область человеческой деятельности и культуры по сути своей глубоко интернациональна: все народы мира в большей или меньшей степени внесли и продолжают вносить свой вклад в ее развитие, в становление современной медицины и международного сотрудничества в области здравоохранения. История медицины – яркое свидетельство все возрастающего единства развивающегося человеческого общества. Ее изучение неизбежно приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения, а в итоге – к осознанию собственной ответственности за судьбы нашей планеты, к поискам путей и средств их решения.

Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой, составной частью которой она является.

Преподавание на кафедре (курсе) истории медицины призвано раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара, познакомить студентов с историей врачебной этики в различных странах мира.

В наши дни, когда любая студенческая аудитория является многонациональной, а культура народов земного шара все чаще ощущается как единое целое – как достояние всего человечества, преподавание истории медицины не может ограничиваться рамками одной страны или одного народа в отрыве от всемирной истории культуры и медицины. В связи с этим данный учебник имеет три принципиальных отличия от предыдущих:

– в его основу положена новая периодизация всемирной истории медицины, разработанная автором в 1987 г. (схемы 1 и 2) и основанная на принятой в современной исторической науке периодизации и хронологии всемирной истории (табл. 1);

– история отечественной медицины излагается в контексте всемирной, что, во-первых, соответствует концепции исторического развития медицины как единого всемирно-исторического процесса, а во-вторых, позволяет продемонстрировать достижения отечественной медицины как составной части всемирной истории и культуры;

– история медицины излагается в связи с новейшими достижениями других наук (всемирной истории, археологии, палеопатологии, этнографии идо.).

Учебник содержит 160 иллюстраций, которые позволяют студентам лучше усвоить учебный материал и в то же время знакомят их с культурным наследием человечества – экспозициями музеев и фондами библиотек, произведениями живописи, ваяния и зодчества, имеющими непосредственное отношение к истории медицины.

Автор сердечно благодарит:

– рецензентов учебника П. Е. Заблудовского и В. В. Куприянова, плодотворное влияние которых на этот труд ощущалось в течение многих лет;

– коллег-специалистов в области истории науки и смежных дисциплин, которые приняли участие в обсуждении материалов рукописи и способствовали ее совершенствованию: К. Я. Арона, А. В. Белолапоткову, Д. Д. Бенедиктова, А. А. Вигасина, F. Guerra (Мадрид), А. А. Грандо, Э. Д. Грибанова, B. И. Гуляева, О. В. Гринину, Е. И. Данилишину, В. Г. Джангиряна, И. М. Дьяконова, Н. С. Елманову, X. И. Идельчик, А. А. Искендерова, А. И. Кардаш, В. Г. Кацуру, J. Kollesch (Берлин), М. В. Коркину, М. С. Лебедькову, Ю. П. Лисицина, Г. Л. Микиртичан, Т. А. Михайловскую, R. Nabielek (Берлин), C. В. Нечаева, G. E. Pentogalos (Фессалоники), Л. В. Пономаренко, П. И. Пучкова, Т. Н. Савельеву, Т. В. Степугину, В. А. Фролова, G. Harig (Берлин), О. Е. Чернецкого, С. А. Чеснокову, P. Schneck (Берлин), Ю. Ф. Шульца, В. А. Якобсона; – а также Т. А. Бажан, Э. Г. Базарона, Л. Г. Зарубинскую, В. И. Исхакова, Б. П. Крыштопу, М. К. Кузьмина, И. В. Лебедеву, Г. И. Мендрину, М. Я. Поддужную, Е. П. Попушоя, Л. Г. Розенфельд, Г. Н. Троянского, Н. А. Фролову, М. С. Шенгелия, учебно-методические публикации которых были использованы в работе над рукописью.

Задачи и методы патологии - науки о природе и структурно-функциональных закономерностях возникновения, развития и исхода болезни. Вклад отечественных ученых в развитие патологии. Значение дисциплины для формирования профессионального мышления специалиста.

Рубрика Медицина
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 11.11.2015
Размер файла 163,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение в патологию

патология болезнь специалист

1. Предмет, задачи и методы патологии

2. История развития патологии. Вклад отечественных ученых в развитие патологии

3. Основные понятия патологии

4. Связь патологии с другими науками

5. Значение дисциплины для формирования профессионального мышления специалиста

1.Предмет, задачи и методы патологии

Патология(от греч. pathos-болезнь, logos-наука)-это наука о природе и структурно-функциональных закономерностях возникновения, развития и исходов болезни.

Предметом ее изучения является больной организм.

Патологию как предмет изучения принято делить на три части:

1.Общая нозология(от греч. nosos-болезнь) - учение о наиболее общих закономерностях, главных чертах, которые лежат в основе любой болезни.

Эти черты не зависят от конкретных причин болезни, внешних и внутренних условий ее развития, воздействия на нее со стороны медицинских работников и т.д. Например, вне зависимости от перечисленного болезнь динамична, т.е. течет во времени и обязательно завершается каким-либо другим состоянием, имеет исход. У любой болезни имеются внутренняя организация, механизм развития, морфологические изменения, комплекс реакций организма на болезнетворное воздействие и др.

2.Типовые патологические процессы- это процессы, лежащие в основе многих заболеваний, определяющие тяжесть, течение, исходы и подходы к лечению (атрофия, гипоксия, воспаление, аллергия, лихорадка, опухолевый рост и др.).

Например, в основе таких заболеваний как: респираторные инфекции, туберкулез, ревматизм, холецистит, бронхиальная астма - лежит та или иная разновидность воспаления, а значит, у этих болезней есть сходные черты, которые можно использовать в их диагностике и лечении.

3.Частная патология - это учение о закономерностях поражения органов и систем организма при болезни (сердечно - сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной и др.).

Знание этой части патологии помогает лучше разобраться в структуре заболеваний той или иной системы, вычленить их общие закономерности, которые также влияют на течение и исходы данной патологии. Например, хорошо известная способность почек концентрировать при образовании вторичной мочи все выводимые химические соединения определяет в равной степени как механизм токсического повреждения почек при отравлениях, так и механизм действия антибактериальных препаратов при пиелонефритах.

По методическому подходу в патологии выделяют три дисциплины:

1. Патологическая морфология(от греч. morphos-форма, строение) изучает изменение формы и структуры, возникающее в организме под влиянием болезни;

2. Патофизиология - изучает жизнедеятельность больного организма;

3.Патологическая (био)химия - изучает патологические процессы а молекулярном уровне, как самостоятельная дисциплина она еще только формируется.

Патология является фундаментом медицины, поскольку она раскрывает сущность болезни, выявляет структурные и функциональные проявления, указывает направление поиска мер профилактики и лечения болезней.

изучение этиологии заболевания (причины и условия болезни);

изучение патогенеза заболевания (механизм развития);

изучение морфологии заболевания (структурные изменения в организме и тканях);

изучение морфогенеза заболевания (развитие морфологических изменений в динамике);

изучение патоморфоза заболевания (изменение признаков отдельной болезни под влиянием различных воздействий);

изучение осложнений заболеваний;

изучение исхода заболеваний;

изучение тонатогенеза (механизм смерти);

оценка функционирования и состояния поврежденных органов.

Для решения стоящих перед ней задач патология использует два подхода:

патофизиологический, который позволяет изучить расстройства в организме на разных этапах развития отдельных патологических процессов и болезней в целом:

патоморфологический, который, с помощью разнообразных современных морфологических методов, дает возможность исследовать нарушения структуры органов и тканей во время болезни, при выздоровлении или гибели организма.

Для решения задач в патологии используют следующие методы:

1)Морфологический - основной метод патологической анатомии.

а)аутопсия(метод изучения трупного материала) - трупы умерших больных вскрывают с целью изучения вызванных болезнью изменений органов и выявления причины смерти; по результатам вскрытия составляется патологоанатомический диагноз;

б)биопсия(от греч. bios - жизнь и opsis - зрение) -- прижизненное исследование кусочков тканей и opганов больного с диагностической целью.

Различают следующие виды биопсии:

а) пункционная - взятие содержимого полых органов и полостей путем аспирации его через иглу медицинского шприца либо специальным инструментом (аспиратором)

б)операционная - биопсия, производящаяся после хирургического вскрытия очага поражения

Высокое техническое оснащение современной клинической медицины позволяет получить фрагмент ткани (биоптат) практически любого органа человека;

Анализируя с помощью микроскопа и других методов изменения, обнаруженные в биоптате, патологоанатом устанавливает прижизненный клинический диагноз заболевания. Результаты исследования биопсийного материала позволяют выявить болезнь на самых ранних этапах ее развития, когда еще отсутствуют четкие клинические симптомы заболевания. Это дает возможность рано начать лечение и служит залогом благоприятного исхода болезни. В ряде случаев только патологоанатом может установить правильный диагноз (например, точно определить характер опухоли);

2) Эксперимент - основной метод патологической физиологии.Проводится на живых объектах (различные виды животных), на отдельных органах, тканях, клетках и субклеточных структурах.Эксперимент очень важен для выяснения патогенеза и морфогенеза болезней. Хотя в эксперименте трудно создать адекватную модель болезни человека, модели многих заболеваний человека созданы и создаются, они помогают глубже понять патогенез и морфогенез болезней. На моделях заболеваний человека изучают действие тех или иных лекарственных препаратов, разрабатывают методы оперативных вмешательств, прежде чем они найдут клиническое применение.

По продолжительности различают острый эксперимент (например, воспроизведение острой кровопотери, отравление угарным газом и т.д.,)и хронический, который подразумевает длительное наблюдение за экспериментальным животным (операция изолированного желудочка по Павлову).

Формы осуществления эксперимента:

- метод выключения (например, при удалении поджелудочной железы развивается сахарный диабет);

- метод включения (например, при введении тиреоидных гормонов - тиреотоксикоз);

- метод раздражения (например, при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия);

- метод парабиоза - соединение и совместное функционирование двух животных (парабионтов), что позволяет выяснить ряд вопросов о гуморальной или нервной природе различных воздействий на организм;

- метод тканевых культур (эксплантации) позволяет изучать процессы малигнизации и оценивать эффективность противоопухолевых препаратов.

- метод сравнительной патологии - изучение в сравнительном (эволюционном) аспекте лихорадки, воспаления, гипоксии и т.д.

3)Клинический метод -лабораторно-инструментальные исследования непосредственно на больных людях. Наличие современных приборов и новейших технологий исследования позволяют проводить у больного человека целенаправленное изучение динамики состояния различных органов и их систем, структурных изменения в них, биохимических и электрофизиологических показателей жизнедеятельности организма в целом.

Различают логическое, интеллектуальное, математическое и компьютерное моделирование. При этом методе моделируют болезнь и пациента в целом, разрабатывают методы диагностики болезни, а также стратегию и конкретные схемы лечения пациента.

2.История развития патологии. Вклад отечественных ученых в развитие патологии

Большое значение для развития патологической анатомии имели работы французских морфологов М. Биша, Ж. Корвизара и Ж. Крювелье, который создал первый в мире цветной атлас по патологической анатомии. Р. Бейль был первым автором полного учебника по частной патологической анатомии, переведенного в 1826 г. на русский язык врачом А. И. Костомаровым. К. Рокитанский впервые систематизировал патологические процессы систем организма при различных заболеваниях, а также стал автором первого руководства по патологической анатомии.

В России впервые вскрытия начали производить с 1706 г., когда по приказу Петра I были организованы медицинские госпитальные школы. Но духовенство препятствовало проведению вскрытий. Лишь после открытия в 1755 г. медицинского факультета в Московском университете вскрытия стали проводиться регулярно.

Первая в России кафедра патологической анатомии и патологической физиологии была организована в 1849 г. в Московском университете известным терапевтом А. И. Полуниным. Он первым понял необходимость сопоставления проявлений болезни, имевшихся при жизни больного, с изменениями, которые выявлялись при вскрытии трупов. А. И. Полунин -- основоположник клинико-анатомического направления, которое стало характерной чертой отечественной медицины. Идеи А. И. Полунина продолжали и развивали его многочисленные ученики и последователи. Среди них и создатель Московской школы патологоанатомов, автор первого в России учебника по патологической анатомии проф. М. Н. Никифоров. Учениками М. Н. Никифорова были академики А. И. Абрикосов и И. В. Давыдовский. Развивая идеи, заложенные А. И. Полуниным и М. Н. Никифоровым, А. И. Абрикосов создал принципы отечественной патологической анатомии и внес большой вклад в разработку многих проблем общей и частной патологии. И. В. Давыдовский доказал закономерности развития патологических процессов и болезней; ему принадлежат крупные исследования в области общей патологии, патологии военного времени. Учеником М. Н. Никифорова был профессор М. А. Скворцов -- признанный основоположник детской патологической анатомии.

Преемником идей Московской школы патологоанатомов стал ученик А. И. Абрикосова -- академик А. И. Струков. С его именем связаны разработки патоморфологии туберкулеза, ревматических болезней, патологии микроциркуляции, воспаления, а также введение в патологическую анатомию новых методов исследования -- гистохимии, гистоферментохимии, электронной микроскопии, придавших ей функциональную направленность. Современный этап развития патологической анатомии характеризуется появлением молекулярной патологии, изучающей болезни на молекулярном уровне, обеспечивающим межклеточные отношения. Это направление в нашей стране возглавляет академик М. А. Пальцев.

Параллельно с патологической анатомией развивалась и патологическая физиология.В 1849 г. тот же профессор А. И. Полунин стал основателем кафедры патологической физиологии в Московском университете. В этот период эксперимент на животных уже прочно вошел в арсенал методов научного исследования. Фундаментом для развития патологической физиологии явились исследования физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, терапевта С. П. Боткина.

В создании кафедр общей и экспериментальной патологии (патологической физиологии) в России большая заслуга принадлежит выдающемуся физиологу, ученику И. М. Сеченова -- проф. В. В. Пашутину. Его научные исследования были сосредоточены на механизмах нарушения обмена веществ, голодании и патологии эндокринной системы. Крупный вклад в развитие общей патологии внесли отечественные патофизиологи профессора А. Б. Фохт, А. А. Богомолец, Н. Н. Аничков, С. С. Халатов, А. Д. Сперанский. Н. Н. Сиротинин.которые разрабатывали различные аспекты проблем реактивности, старения, патологии эндокринной системы. Н. Н. Аничков и С. С. Халатов создали первую экспериментальную модель атеросклероза и многое сделали для понимания механизмов его развития.

Большой вклад в развитие патологии внесли крупные зарубежные физиологи и морфологи -- К. Бернар. В. Кеннон. К. Рокитанский, Р. Вирхов, Г. Селье. Так, известный физиолог XIX века К. Бернар является основоположником экспериментально-физиологического направления в патологии и учения о постоянстве внутренней среды организма -- гомеостазе. Крупнейший немецкий патолог Р. Вирхов -- основатель учения о клеточной патологии. Клеточная теория патологии стала мощным стимулом для изучения и систематизации клеточных, а позднее субклеточных механизмов развития болезни. Широкую известность и распространение получили исследования Г. Селье, показавшего важную роль нейроэндокринной системы в формировании приспособив тельных реакций и расстройств жизнедеятельности. Он является основоположником учения о стрессе.

3. Основные понятия патологии

1. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (определение Всемирной организации здравоохранения).

2. Болезнь - это реакция организма на патологический фактор, сопровождаемая расстройством нормальной жизнедеятельности, снижением приспособляемости к внешней среде, ограничением трудоспособности.

3. Патологическая реакция - это кратковременная необычная реакция организма на какой-либо раздражитель не сопровождающаяся длительным и выраженным нарушением регуляции функций, трудоспособности человека (например, спазм сосудов головного мозга при эмоциональном напряжении).

Такая реакция по силе, направленности и интенсивности не соответствует действию раздражителя, поэтому не адаптивна и не целесообразна (бесполезна или даже вредна) для организма или отдельных его систем, органов или клеток.

4. Патологический процесс - закономерная последовательность явлений, возникающих в организме при воздействии патогенного фактора, включающая нарушения нормального течения жизненных процессов и защитно-приспособительные реакции. При патологическом состоянии возникает стойкое отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма. Типичными называют такие патологические процессы, которые развиваются по общим закономерностям при действии разных причин и различной локализации в организме. Они эволюционно закреплены. К типичным патологическим процессам относятся дистрофия, воспаление, отек, лихорадка, нарушение микроциркуляции, гипоксия и др.

Патологический процесс лежит в основе болезни, но не является ею. Отличие патологического процесса от болезни заключается в следующем:

1. Болезнь всегда имеет одну главную этиологическую причину (специфический, производящий фактор), патологический процесс полиэтиологичен (может возникать от разных причин).

2. Один и тот же патологический процесс может обусловливать различные картины болезней в зависимости от локализации (например, отек стопы и отек головного мозга).

3. Болезнь зачастую является комбинацией нескольких патологических процессов.

5. Патологическое состояние - это вялотекущий патологический процесс. Оно может возникнуть в результате ранее перенесенного заболевания (например, рубцовые сужения пищевода после ожоговой травмы) или в результате нарушения внутриутробного развития (плоскостопие, косолапость и др.).Это как бы итог закончившегося процесса, в результате которого стойко изменилась структура органов, возникли атипические замещения в определенной ткани или части организма. В ряде случаев патологическое состояние может снова перейти в болезнь.

6. Этиология(от греч.aetia - причина, logos - учение) - наука о причинах, условиях возникновения и развития болезни.

7. Патогенез(от греч.рathos - страдание, genesis - происхождение) - это механизм развития болезни. Изучение патогенеза, то есть механизма развития болезни, сведено к изучению тех изменений в организме, которые возникают в ответ на действие главного этиологического фактора и в дальнейшем играют роль причины развития болезни.

4.Связь патологии с другими науками

Можно выделить следующие связи:

1. Связь с науками, изучающими свойства факторов окружающей среды, способных вызывать болезни (физика, химия, биология, микробиология, социология). Эти науки дают сведения, необходимые для изучения этиологии.

2. Связь с науками, изучающими свойства организма и его жизнедеятельность (цитология, эмбриология, гистология, нормальная физиология, биохимия, иммунология, генетика). Эти науки создают основу для изучения патогенеза.

3. Связь с общетеоретическими науками, изучающими болезнь (патологическая анатомия, фармакология). Эти науки вместе с патологической физиологией создают целостную картину болезни.

4. Связь с клиническими науками. Патологическая физиология определяет основные этиологические и патогенетические принципы профилактики, диагностики и лечения болезни.

5. Значение дисциплины для формирования профессионального мышления специалиста

1. Овладение студентами системой знаний по основным закономерностям развития болезней, патологических состояний, изменений в органах и в целом организме для изучения специальных клинических дисциплин.

2. Обучение студентов клиническому мышлению, представлению патологических изменений.

3. Знание симптомов сопровождающих развитие типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.

Патология имеет важнейшую практическую направленность - дать понимание используемых в клинике подходов к профилактике, диагностике и лечению болезней человека, поддержанию его здоровья и качества жизни.

Подобные документы

Патологическая анатомия является составной частью патологии — науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний человека. Четыре основных периода в истории развития патологической анатомии.

учебное пособие [46,9 K], добавлен 24.05.2009

Особенности инфекционной патологии. Зарождение учения о "миазмах". Причины распространения заразных болезней в средние века. Эпоха Возрождения и контагиозные болезни. Великие открытия микробиологии. Вклад отечественных ученых в искоренение инфекции.

реферат [48,0 K], добавлен 18.05.2011

Медицинская генетика и ее основные задачи. Распространение наследственных форм патологии. Методы определения наследственной природы болезней и аномалий развития. Принципы профилактики и лечения наследственной патологии, фенокопий и дефектов развития.

курсовая работа [41,2 K], добавлен 28.08.2011

Предпосылки возникновения и особенности формирования фармакогнозии как науки, ее понятие и этапы развития, а также вклад в ее развитие российских ученых-химиков. Роль современной фармакогнозии в накоплении знаний по биофармации и аналитической химии.

курсовая работа [26,9 K], добавлен 24.03.2010

Тератогенные факторы, их роль в развитии врожденных болезней. Понятие о критических периодах эмбрионального развития, их значение в патологии эмбриона и плода. Связь патологии с вредными влияниями на организм матери. Мертворождаемость, ее этиология.

Читайте также: