Философские теории пайдейи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Изучение феномена древнегреческой Пайдейи в контексте онтологических основ образования. Размышления древнегреческих мыслителей Платона и Исократа об общедоступности образования, о праве избирать учителей, о контроле над общеобразовательным процессом.

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 27.11.2018
Размер файла 25,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оренбургский государственный университет

Феномен древнегреческой Пайдейи

Завьялова Галина Ивановна

Матвеева Марина Александровна

Статья делает попытку раскрыть феномен древнегреческой Пайдейи в контексте онтологических основ образования. Авторы показывают, что у истоков классической формы древнегреческой Пайдейи стоят Платон и Исократ. Размышления древнегреческих мыслителей об общедоступности образования, о праве избирать учителей, о контроле над общеобразовательным процессом как никогда актуальны в наше время в системе современного образования.

Ключевые слова и фразы: Пайдейя; образование; онтология; Алетейя; воспитание.

The article undertakes an attempt to reveal the phenomenon of ancient Greek Paideia in the context of the ontological foundations of education. The authors show that Plato and Isocrates were at the origins of the classical form of ancient Greek Paideia. The reflections of ancient Greek thinkers about the accessibility of education, the right to choose teachers, and control over educational process are relevant as never before in the system of modern education in our times.

Key words and phrases: Paideia; education; ontology; Aletheia; upbringing.

Ученые, философы и педагоги на протяжении веков обращались к вопросу об образовании и воспитании, но во всеохватывающую модель данная проблема развернулась только в Древней Греции и выразилась в феномене Пайдейи. Исследования данного феномена, несмотря на актуальность и наличие почти пятнадцати столетий для работы, весьма немногочисленны. Римская Империя (Климент Римский, Цицерон), Средневековье, представленное эллинизированным иудейством (Филон Александрийский), а также христианством (Ориген, Климент Александрийский), и патристика (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст) представляли различные точки зрения в вопросе образования, делая в небольшом количестве отсылки к Пайдейе Античной Греции. Изучением феномена древнегреческой Пайдейи в XX веке занимались М. Хайдеггер, В. Йегер, М. Фуко и А. Марру.

В связи с этим, современная система образования и воспитания воспринимается в разных красках. Для одних самоощущение современного образования - ощущение беспризорности и бесприютности, невозможности произведения какого бы то не было топоса мысли, потери ценностного существования. Для других - новый этап, где открыто множество великих путей, тождество самости и бытия окружающего мира. Поэтому поиск фундаментальных онтологических основ образования отсылает нас к категории Пайдейи как к органической составляющей общества.

Космос, для античного грека, - это макромир, это цельность человеческого бытия, органически вписанная в цельность бытия всей Вселенной. Вселенная наделена всем гармоничным и совершенным, и человек, являясь частичкой этого Космоса (микрокосм), призван воплощать в единичном всю необъятную красоту макрокосма. Пайдейя, в данном случае, выступает в роли посредника между человеком и Вселенной, так как по своей природе микрокосм не может соответствовать всему величию макрокосма. Таким образом, онтологическая основа общества, и как следствие Пайдейи, являли себя производными от Космоса как Абсолюта, определяющего все сущее. Поэтому модель древнегреческого образования, как предельно целостный феномен, разворачивается также из рациональной структуры бытия, сотворенной законами гармонии, совершенного, прекрасного, или калокагатии (телесного и духовного совершенства), культивируемой во внешнем и внутреннем образах человека. Платон, например, сравнивал это с разведением благородных собак [5, с. 138]. Причем необходимо отметить, что в рамках своей философии Платон моделировал Пайдейю только к благородным сословиям нации.

Оценивая воззрения античных философов на смыслы, задачи и функции образования, мы приходим к выводу, что для античного человека разум, как целесообразная деятельность, подаренная естеством, предстает как бесконечная даль для развития высочайшей формы человеческого сосуществования с помощью образования во всецелом её существе, то есть с помощью Пайдейи. Всеобъемлющая, утверждающая вера в непреходящие ценности, древнегреческая Пайдейя, являет свет сущего только тогда, когда человек непрестанно постигает на себе свою собственную данность. Ответственность и забота за человечество в модусе бесконечности - дар, нивелированный современными социокультурными системами. Пайдейя, стремление ко всему бытию в целом, - должный модус трансформации современного общечеловеческого воспитания.

древнегреческий пайдейя платон исократ

Список литературы

1. Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.: Гардарики, 2003. 318 с.

2. Душин А. В. Образовательные парадигмы школы Исократа и Академии Платона // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 9 (23). Ч. 1. С. 76-79.

3. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция) / пер. с фр. А. И. Любжина и др. М.: Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1998. 421 с.

4. Платон. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1992. Т. 1. 860 с.

5. Платон. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1992. Т. 3. 656 с.

6. Платон. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1994. Т. 4. 830 с.

7. Федотова Н. Н. Глобализация и образование // Философские науки. 2003. № 4. С. 5-24.

8. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Республика, 1993. 447 с.




У грамматика ребенок обучался чтению и письму, знакомился с греческой литературой. Препо­давание музыки дополняло школу грамматика, так как многие стихи декламировались под музыку. С 12 лет мальчики посещали палестру, занимались гимнастикой. В гимнасиях мусическое и гимнас­тическое искусства соединяются в форме состяза­ний молодежи в том и в другом, причем при сте­чении зрителей, которыми были свободные граж­дане; при обсуждении государственных дел слу­шателями и зрителями, в свою очередь, станови­лась молодежь.

Собственно, целью образования выступает подготовка граждан, именно поэтому за грамма­тиком и кифаристом следует педотриб, а в восем­надцатилетнем возрасте начиналась проверка гражданской доблести. Проблема греческого об­разования состояла в том, что подготовка граж­дан не укладывалась в рамки профессионального образования: в случае нужды все мужчины горо­да становились воинами и политиками.

У грамматика ребенок обучался чтению и письму, знакомился с греческой литературой. Препо­давание музыки дополняло школу грамматика, так как многие стихи декламировались под музыку. С 12 лет мальчики посещали палестру, занимались гимнастикой. В гимнасиях мусическое и гимнас­тическое искусства соединяются в форме состяза­ний молодежи в том и в другом, причем при сте­чении зрителей, которыми были свободные граж­дане; при обсуждении государственных дел слу­шателями и зрителями, в свою очередь, станови­лась молодежь.

Собственно, целью образования выступает подготовка граждан, именно поэтому за грамма­тиком и кифаристом следует педотриб, а в восем­надцатилетнем возрасте начиналась проверка гражданской доблести. Проблема греческого об­разования состояла в том, что подготовка граж­дан не укладывалась в рамки профессионального образования: в случае нужды все мужчины горо­да становились воинами и политиками.

ПАЙДЕЙЯ (греч. παιδεία — формирование ребенка, образование, воспитанность, культура) — понятие античной философии, означающее универсальную образованность (ср. лат. humanitas — вселенская образованность как существо человека). Возникло в греческой софистике в 5 в. до н. э., стало предметом специальной рефлексии у Исократа и Ксенофонта и было разработано Платоном в диалогах “Государство” и “Законы”. В соединении с учением о бессмертии души политическая программа Платона, полагающая воспитание “стражей” и “правителей” фундаментом правильного государственного устройства, представляет пайдейю не только как смысл политики, но и как смысл жизни души: согласно “Федону” (107d3), душа уносит с собой на тот свет только воспитаниепайдейю. Аристотель продолжил школьную разработку понятия в трактате “Политика”: согласно его учению, объединение людей (“толпы”) в единое государство возможно только “путем ее воспитания” (1263Ь37), т. е. через “внедрение добрых нравов, философии и законов” (МО). Аристотель тем самым полемизирует с платоновским проектом идеального государства, единство которого держится на власти “стражей” и “правителей”, а самая многочисленная прослойка общества, “земледельцы”, не получает воспитания. Воспитание-пайдейа в системе этико-политических взглядов Аристотеля — условие счастья для всех членов общества, в то время как для Платона воспитание мыслится как задача онтологическая — как условие спасения души, способ приобщения к истинному бытию, что делает пайдейю синонимом самой философии.

Благодаря переводу Библии т. н. 70 толковниками (ср. “Книга притчей Соломоновых” 3,11,1: μη ολιγωρεί παιδείας κυρίου; 1,2,1: σοφία καΐ παιδεία; “Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова” 1, 27, 1 и др.) слово “пайдейя” было воспринято эллинизированным иудейством (Филон Александрийский), ав дальнейшем ранним христианством и патристикой. Лит.: Jäger W. Paideia, die Formung des Griechischen Menschen, Bd. 1—3. В., 1954—55; Marrou H.-I. Histoire de l'éducation dans l'antiquité, 6 ed. P., 1965; Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М., 1997 (перевод W. Jдger, Bd. 2); МарруА.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Полезное

Смотреть что такое "ПАЙДЕЙЯ" в других словарях:

Пайдейя — (гр. pais – ребенок) – воспитание, культура как способ формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании.… … Энциклопедия культурологии

ПАЙДЕЙЯ — ПАЙДЕЙЯ (греч. παιδεία формирование ребенка, образование, воспитанность, культура, лат. humanitas вселенская образованность как существо человека) универсальная образованность; у Исократа и Платона синоним философии, в европейской традиции… … Античная философия

Пайдейя — (от греч. pais ребенок) воспитание, культура как способ формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании.… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Пайдейя — (греч. pais ребенок), в первую очередь воспитание и образование детей, затем вообще образование: гармонич. телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности. Аристотель считал отличительными… … Словарь античности

Крупнов, Юрий Васильевич — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Крупнов … Википедия

ХАЙДЕГГЕР — (Heidegger) Мартин (1889 1976) нем. философ, представитель постгуссерлевскои феноменологии и экзистенциализма. Учился в лицеях иезуитов в Констанце и Фрейбурге, слушал теологию, математику, философию в ун те Фрейбурга. В 1923 1928 проф.… … Энциклопедия культурологии

АРИСТОТЕЛЬ — (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см … Философская энциклопедия

Пинский, Анатолий — Анатолий Аркадьевич Пинский российский педагог Дата рождения: 19 июня 1956 Место рождения: Калининград … Википедия

Пинский А. А. — Анатолий Аркадьевич Пинский российский педагог Дата рождения: 19 июня 1956 Место рождения: Калининград … Википедия

Система воспитания и обучения в античной Греции, направленная на создание идеального гражданина полиса; также – соответствующая категория греческой философии.

В Греции обучение не было юридически обязательным, но подразумевалось, что родители должны дать его детям; его программа включала в себя интеллектуальную, физическую и музыкальную составляющую. В основе пайдейи как системы воспитания лежал греческий идеал калокагатии, подразумевающий сочетание физических и нравственных достоинств, гармонию души, ума и тела. Другим важным элементом общественного бытия греков, естественно вошедшим и в систему воспитания и образования, стал агон – соревновательное начало, дух соперничества, конкурентной борьбы, стремление к победе и славе. В различных греческих городах-государствах существовали местные особенности пайдейи, ибо она самым непосредственным образом была связана с государственным устройством и общественной жизнью полиса.

В Афинах, как и в большинстве греческих полисов, школы были частными. В начальной школе (с 7 лет), куда ребенка отводил специальный раб-педагог, дети занимались с учителем-грамматистом, постигали грамоту, чтение, письмо, читали поэмы Гомера и Гесиода, стихотворения Солона и Феогнида, басни Эзопа. Дети занимались и с учителем-кифаристом, вместе с которым они разучивали гимны в честь богов, пели обрядовые песни; кифарист обучал их также игре на музыкальных инструментах – лире или кифаре. Так ученики готовились и к музическим агонам, и к участию в различных религиозных полисных торжествах, в которых обязательно подразумевалась музыкальная программа, и к пению на домашних праздниках и симпосионах. В духе калокагатии шли и усердные занятия физкультурой и спортом. Под руководством учителя-педотриба в палестрах мальчики занимались гимнастикой, состязались в беге, прыжках, метании копья и диска. По завершению школьного обучения юноши проходили обязательную службу эфебами, неся службу в гарнизонах и пограничных аттических крепостях. Они по-прежнему тренировались с педотрибом, а военной подготовкой ведал специальный инструктор-дидаскал. С эфебами проводили также занятия по риторике, философии и музыке. Закончив обязательную службу и вступив в полные права гражданства, молодой афинянин мог продолжить свое образование, слушая местных и заезжих философов – учителей мудрости – и риторов, посещая знаменитые афинские гимнасии.

Женское образование носило в Афинах домашний, семейный характер, школ для девочек не было, хотя нам известно, что в некоторых греческих полисах были специальные учебные заведения для девушек (Лесбос) или школы, которые посещали дети обоего пола (Теос). Девочек учили грамоте – читать и писать, но упор, конечно, делался на домоводство и женское рукоделие. Учились они также музыке, пению и танцам, что было необходимо для участия в различных религиозных празднествах. Спартанская система воспитания девочек имела свою специфику, отличную от прочих греческих полисов. Цель её была подготовить будущую мать воина-спартиата, поэтому большое внимание уделялось занятиям гимнастикой, состязаниям в беге и силе. Судя по приводимым у авторов примерам, спартанки не хуже своих мужей могли выражаться по-лаконски (Plut. Lyc., 14; 25).

Изучение феномена древнегреческой Пайдейи в контексте онтологических основ образования. Размышления древнегреческих мыслителей Платона и Исократа об общедоступности образования, о праве избирать учителей, о контроле над общеобразовательным процессом.

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 27.11.2018
Размер файла 25,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оренбургский государственный университет

Феномен древнегреческой Пайдейи

Завьялова Галина Ивановна

Матвеева Марина Александровна

Статья делает попытку раскрыть феномен древнегреческой Пайдейи в контексте онтологических основ образования. Авторы показывают, что у истоков классической формы древнегреческой Пайдейи стоят Платон и Исократ. Размышления древнегреческих мыслителей об общедоступности образования, о праве избирать учителей, о контроле над общеобразовательным процессом как никогда актуальны в наше время в системе современного образования.

Ключевые слова и фразы: Пайдейя; образование; онтология; Алетейя; воспитание.

The article undertakes an attempt to reveal the phenomenon of ancient Greek Paideia in the context of the ontological foundations of education. The authors show that Plato and Isocrates were at the origins of the classical form of ancient Greek Paideia. The reflections of ancient Greek thinkers about the accessibility of education, the right to choose teachers, and control over educational process are relevant as never before in the system of modern education in our times.

Key words and phrases: Paideia; education; ontology; Aletheia; upbringing.

Ученые, философы и педагоги на протяжении веков обращались к вопросу об образовании и воспитании, но во всеохватывающую модель данная проблема развернулась только в Древней Греции и выразилась в феномене Пайдейи. Исследования данного феномена, несмотря на актуальность и наличие почти пятнадцати столетий для работы, весьма немногочисленны. Римская Империя (Климент Римский, Цицерон), Средневековье, представленное эллинизированным иудейством (Филон Александрийский), а также христианством (Ориген, Климент Александрийский), и патристика (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст) представляли различные точки зрения в вопросе образования, делая в небольшом количестве отсылки к Пайдейе Античной Греции. Изучением феномена древнегреческой Пайдейи в XX веке занимались М. Хайдеггер, В. Йегер, М. Фуко и А. Марру.

В связи с этим, современная система образования и воспитания воспринимается в разных красках. Для одних самоощущение современного образования - ощущение беспризорности и бесприютности, невозможности произведения какого бы то не было топоса мысли, потери ценностного существования. Для других - новый этап, где открыто множество великих путей, тождество самости и бытия окружающего мира. Поэтому поиск фундаментальных онтологических основ образования отсылает нас к категории Пайдейи как к органической составляющей общества.

Космос, для античного грека, - это макромир, это цельность человеческого бытия, органически вписанная в цельность бытия всей Вселенной. Вселенная наделена всем гармоничным и совершенным, и человек, являясь частичкой этого Космоса (микрокосм), призван воплощать в единичном всю необъятную красоту макрокосма. Пайдейя, в данном случае, выступает в роли посредника между человеком и Вселенной, так как по своей природе микрокосм не может соответствовать всему величию макрокосма. Таким образом, онтологическая основа общества, и как следствие Пайдейи, являли себя производными от Космоса как Абсолюта, определяющего все сущее. Поэтому модель древнегреческого образования, как предельно целостный феномен, разворачивается также из рациональной структуры бытия, сотворенной законами гармонии, совершенного, прекрасного, или калокагатии (телесного и духовного совершенства), культивируемой во внешнем и внутреннем образах человека. Платон, например, сравнивал это с разведением благородных собак [5, с. 138]. Причем необходимо отметить, что в рамках своей философии Платон моделировал Пайдейю только к благородным сословиям нации.

Оценивая воззрения античных философов на смыслы, задачи и функции образования, мы приходим к выводу, что для античного человека разум, как целесообразная деятельность, подаренная естеством, предстает как бесконечная даль для развития высочайшей формы человеческого сосуществования с помощью образования во всецелом её существе, то есть с помощью Пайдейи. Всеобъемлющая, утверждающая вера в непреходящие ценности, древнегреческая Пайдейя, являет свет сущего только тогда, когда человек непрестанно постигает на себе свою собственную данность. Ответственность и забота за человечество в модусе бесконечности - дар, нивелированный современными социокультурными системами. Пайдейя, стремление ко всему бытию в целом, - должный модус трансформации современного общечеловеческого воспитания.

древнегреческий пайдейя платон исократ

Список литературы

1. Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.: Гардарики, 2003. 318 с.

2. Душин А. В. Образовательные парадигмы школы Исократа и Академии Платона // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 9 (23). Ч. 1. С. 76-79.

3. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция) / пер. с фр. А. И. Любжина и др. М.: Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1998. 421 с.

4. Платон. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1992. Т. 1. 860 с.

5. Платон. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1992. Т. 3. 656 с.

6. Платон. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1994. Т. 4. 830 с.

7. Федотова Н. Н. Глобализация и образование // Философские науки. 2003. № 4. С. 5-24.

8. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Республика, 1993. 447 с.

Читайте также: